Рабочая программа "Истрия Древнего мира"
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по "Истории Древнего мира"
Рабочая программа по истории Древнего мира разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Илюшинской средней общеобразовательной школы с учѐтом Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», Просвящение, 2012 г., Положения о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на учебники Вигасин А.А. История Древнего мира: - --- учебник. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2014.
.- История. Ведение в историю. Учебник для 5 класса. М.: Вентана – граф, 2014.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2015.
Согласно учебному плану на изучение истории Древнего мира отводится
- в 5 классе 68 часов в год, из них 5 часов составляет внутрипредметный образовательный модуль «Мудрость тысячелетий» и 15 часов внутрипредметный образовательный модуль
« Культура Древнего мира».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1rabochaya-programma-po-istorii-v-5-klasse.doc | 221 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Илюшинская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Утверждаю
на заседании МС Директор школы
_________Т.Д.Панахова _________Р.А.Ажгирей
Подпись/расшифровка подписи Подпись/расшифровка подписи
Протокол № 8 от « » июня 2019г.
Согласовано
Заместитель директора по УВР
________Т.Д.Панахова
Подпись/расшифровка подписи
« » июня 2019 г.
Принято на заседании
педагогического совета
_______Р.А.Ажгирей
Подпись/расшифровка подписи
Протокол № 9 от « » июня 2019г.
Протокол № ___ от ____ 2019 г.
Рабочая программа
по истории
Уровень образования (класс) основное общее образование, 5 класс
( (основное) общее образование с указанием классов)
Составитель:
учитель обществознания
предмет
Юсько Татьяна Анатольевна
ФИО учителя
п. Илюшино
2019 г.
Пояснительная записка
по истории Древнего мира
Рабочая программа по истории Древнего мира разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Илюшинской средней общеобразовательной школы с учѐтом Примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира», Просвящение, 2012 г., Положения о рабочей программе по дисциплинам и курсам учебного плана и плана внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Рабочая программа ориентирована на учебники Вигасин А.А. История Древнего мира: - --- учебник. для 5 класса общеобразовательных учреждений / А.А. Вигасин и др. – М.: Просвещение, 2014.
.- История. Ведение в историю. Учебник для 5 класса. М.: Вентана – граф, 2014.
- Г.И. Годер. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. В двух частях. – М.: Просвещение, 2015.
Согласно учебному плану на изучение истории Древнего мира отводится
- в 5 классе 68 часов в год, из них 5 часов составляет внутрипредметный образовательный модуль «Мудрость тысячелетий» и 15 часов внутрипредметный образовательный модуль
« Культура Древнего мира».
Форма контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
Контрольная работа | Вводный контроль+1 | 1 | 1 | Итоговый контроль | 5 |
Срок реализации рабочей программы - 1 год
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, электронных дневников, социальных сетей и других форм.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Предполагается, что результатом изучения истории в 5 классе является развитие у учащихся компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Овладение универсальными учебными действиями значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
- активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
- способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных ценностей.
Планируемые результаты освоения курса всеобщей истории на уровне основного общего образования: История Древнего мира (5 класс)
Выпускник научится:
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н.э., н.э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
•проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; и т.д.
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.);
б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории
Содержание учебного предмета, курса
«История Древнего мира»
Введение в историю (5 часов)
Что изучает история. Историческая хронология (счёт лет «до н. э.» и «н. э.»). Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Знакомство с учебно-методическим комплексом. Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения, как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках. Родословная.
Россия – Многонациональное государство.
Жизнь первобытных людей ( 6 часов)
Вводный контроль.
Предки человека. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Стоянки первобытных людей на территории нашей страны, края. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.
Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами. Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства.
Древний Восток (19 часов )
Древний Египет: природные условия, население. Земледельцы и ремесленники, их труд, жилища, быт. Рабы и их роль в хозяйственной жизни. Возникновение государства в Древнем Египте. Фараон, жрецы, чиновники. Религия древних египтян. Мифы о богах. Храмы ипирамиды. Научные познания, письменность и школа в Древнем Египте.
.Древние государства Передней Азии и Восточного Средиземноморья. Древнее Междуречье: природные условия, население. Сказания о героях и богах. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Ассирийская держава. Палестина и Финикия: природные условия, занятия жителей, ремесла и торговля. Религиозные верования. Возвышение Персидской державы и ее завоевания.
Древняя Индия: природные условия, население. Варны. Касты. Религиозные верования, легенды и сказания. Будда.
Древний Китай: природные условия, население. Империя Цинь. Император и его подданные. Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций. Научные знания и изобретения. Великая китайская стена. Культурное наследие цивилизаций Древнего Востока.
Древняя Греция (20часов)
Природные условия Древней Греции. Население, его занятия. Эллины. Древнейшие государства (Крит, Микены). Древнегреческая мифология. Легенды о людях и богах. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Полис – город-государство. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Свободные и рабы. Афины. Афинская демократия. Демос и знать. Спарта. Греческие колонии. Греко-персидские войны. Пелопонесские войны.
Возвышение Македонии. Завоевания Александра Македонского и его держава. Греция и государства Востока под властью преемников Александра.
Культурное наследие Древней Греции и эллинистического мира. Развитие научных и философских знаний. Архимед. Платон. Аристотель. Школа и образование. Литература и театральное искусство. Архитектура и скульптура. Олимпийские игры.
Древний Рим (18 часов)
Природные условия и население древней Италии. Этруски. Легенды об основании Рима. Религиозные верования римлян. Патриции и плебеи. Возникновение Римской республики. Консулы, сенаторы и трибуны. Войны с Карфагеном. Господство Рима в Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Восстания рабов. Спартак. Гражданские войны.
Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Римское право. Империя и соседние народы. Возникновение и распространение христианства. Библия. Гонения на христиан. Христианские святые мученики. Признание христианства государственной религией Римской империи. Разделение Римской империи на Западную и Восточную. Рим и варвары. Готы и гунны. Падение Западной Римской империи.
Культурное наследие Древнего Рима. Архитектура и скульптура. Римская литература и театр, «золотой век» поэзии. Ораторское искусство.
Итоговый контроль (1 час)
Повторение и обобщение (1 час)
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Количество часов, отводимых на изучение темы | |
Внутрипредметный образовательный модуль «Мудрость тысячелетий» (5 часов) | ||||
1 /1 | ВОМ «Мудрость тысячелетий» Что изучает история? | Сформировать понятие «история как наука»; показать для чего история необходима людям; познакомить с особенностями работы историков и с важнейшими вопросами исторического познания: что произошло, где произошло, когда произошло, | 1 | |
2/2 | Источники знаний о прошлом | Сформировать представление о порядке в исторической науке на примере деления исторических источников на группы; развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. | 1 | |
3/3 | Измерение времен Вводный контроль. | Познакомить с порядком в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам; дать представление об особенностях измерения времени у разных народов; показать особенности современного летоисчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры; формировать навыки работы с мерами: определять век, тысячелетие | 1 | |
4/4 | Историческая карта | Познакомить с понятиями «историческая карта», «план», «контурная карта ;показать, какую информацию несёт историческая карта; сформировать навыки работы с исторической картой, планом, контурной картой. | 1 | |
5/5 | Археология – помощница историков ТКТ | Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира | 1 | |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (6 часов) | ||||
6/1 | Древнейшие люди. | Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем. | 1 | |
7/2 | Родовые общины охотников и собирателей. | Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. | 1 | |
8/3 | ВОМ «Культура Древнего мира». (1) Мультимедийный урок. Виртуальная экскурсия. Возникновение искусства и религиозных верований. | Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | 1 | |
9/4 | Возникновение земледелия и скотоводства. | Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству. Родовые общины земледельцев и скотоводов. | 1 | |
10/5 | Появление неравенства и знати | Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). | 1 | |
11/6 | Повторение и обобщение «Жизнь первобытных людей» ПР | Контрольная работа. Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
| 1 | |
Раздел 2. Древний Восток (20 часов) | ||||
12/1 | Государство на берегах Нила. | Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие | 1 | |
13/2 | Как жили земледельцы, ремесленники в Египте. | Жители Египта. Жизнь и труд простых земледельцев и ремесленников. Сбор налогов. Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). | 1 | |
14/3 | ВОМ «Культура Древнего мира». (2) Урок путешествие Жизнь египетского вельможи | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. | 1 | |
15/4 | ВОМ «Культура Древнего мира». ( 3) Урок путешествие «В царстве Осириса». «Религия древних египтян» | Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. | 1 | |
16/5 | ВОМ «Культура Древнего мира». (4) Искусство Древнего Египта | Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. | 1 | |
17/6 | ВОМ «Культура Древнего мира». (5): Мультимедийный урок Письменность и знания древних египтян. Тайна иероглифов. | Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». | 1 | |
18/7 | Древний Египет. ТКР | Повторительно-обобщающий .Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). | 1 | |
19/8 | Древнее Двуречье | Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук. Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, | 1 | |
20/9 | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи ПР (проверочная работа) | Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о нера Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья венстве людей перед законом. | 1 | |
21/10 | Финикийские мореплаватели | Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит. | 1 | |
22/11 | Библейские сказания | Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские ми-фы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. | 1 | |
23/12 | Царство Давида и Соломона | Сказания о войнах за обладание Палестиной. Предания о первых царях. Правление Соломона | 1 | |
24/13 | Ассирия – военная держава | Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии. | 1 | |
25/14 | Персидская держава «Царя царей»
| Три царства в Западной Азии: Нововавилонс-кое, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Ми-дии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Сос-тав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь. | 1 | |
26/15 | Природа и люди Древней Индии | Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древней-шие города. Сельское хозяйство. Выращивание ри-са, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. | 1 | |
27/16 | Индийские касты Практическая работа | Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы | 1 | |
28/18 | ВОМ «Культура Древнего мира». ( 6) Урок работы с исторически источником Китайский мудрец Конфуций | Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость -в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. | 1 | |
29/19 | Первый властелин единого Китая
| Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской сте ны. Деспотизм властелина Китая. Возмущение на-рода.Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | 1 | |
30/20 | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. ТКР | Повторение и обобщение материала | ||
Раздел 3. Древняя Греция (20 часов) | ||||
31/1 | Древнейшая Греция §24- | Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар). | 1 | |
30/2 | Микены и Троя | Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры. | 1 | |
33/3 | ВМ 7: Поэма Гомера «Илиада» | Гомер и его поэмы, Мифы о первых девяти годах осады Трои, Содержание «Илиады». Мифы о гибели Трои. | 1 | |
| ||||
34/4 | ВОМ «Культура Древнего мира». (8) Урок – путешествие. Поэма Гомера «Одиссея» | Содержание поэмы «Одиссея» | 1 | |
35/5 | ВОМ «Культура Древнего мира». (9) Литературная гостиная. Религия древних греков СР | Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». | 1 | |
36/6 | Земледельцы Аттики теряют свободу и независимость | Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. | 1 | |
37/7 | Зарождение демократии в Афинах | Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. | 1 | |
38/8 | Древняя Спарта | Местоположение Лаконии. Спартанский полис. Заво-евание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта – военный лагерь. Повседневная жизнь спартанцев. Управление Спартой. Спартанское воспитание. | 1 | |
39/9 | Основание греческих колоний | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы.
| 1 | |
40/10 | ВОМ «Культура Древнего мира». (10) Урок игра Олимпийские игры в древности | Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. | 1 | |
41/11 | Греко-персидские войны | . Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. | 1 | |
42/12 | В гаванях афинского порта Пирей ПР | Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. | 1 | |
43/13 | ВОМ «Культура Древнего мира». (11)Урок – путешествие В городе богини Афины | Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета. | 1 | |
44/14 | ВОМ «Культура Древнего мира» (12) В афинских школах и гимнасиях | Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. | 1 | |
45/15 | ВОМ «Культура Древнего мира» (13) .Урок игра. В театре Диониса | Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений. | 1 | |
46/16 | Афинская демократия при Перикле ТКТ | Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. | 1 | |
47/17 | Города Эллады подчиняются Македонии | Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель -- учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра. | 1 | |
48/18 | Поход Александра Македонского на Восток | Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского. | 1 | |
49/19 | В древней Александрии Египетской | Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей.Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский,Эратосфен, Евклид. | 1 | |
50/20 | Древняя Греция. ТКР | Повторительно – обобщающий | 1 | |
Раздел 4. Древний Рим (18 часов) | ||||
51/1 | Древний Рим. | Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим -- город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. | 1 | |
52/2 | Завоевание Римом Италии. | Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. | 1 | |
53/3 | Устройства Римской республики ПР | Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. | 1 | |
54/4 | Вторая война Рима с Карфагеном | Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье. | 1 | |
55/5 | Установление господства Рима во всем Среди-земноморье | Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. | 1 | |
56/6 | Рабство в Древнем Риме ТКЗ | Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры | 1 | |
57/7 | Земельный закон братьев Гракхов | Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. | 1 | |
58/8 | Восстание Спартака | Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | 1 | |
59/9 | Единовластие Цезаря | Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. | 1 | |
60/10 | Установление империи в Риме ПР | Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). | 1 | |
61/11 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры | Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. | 1 | |
62/12 | В Риме при императоре Нероне | Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона. | 1 | |
63/13 | Расцвет империи во 2 веке. Вечный город и его жители | Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы. | 1 | |
64/14 | Взятие Рима варварами. Итоговый контроль | Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе. | 1 | |
65,66/15-16 | ВОМ «Культура Древнего мира». (14-15 ) Творческий отчет Культура Древнего мира | Презентации работ | 2 | |
67/17 | Повторение и обобщение | Контроль уровня знаний | 1 | |
68/18 | Повторение и обобщение | 1 | ||
Итого | 68 часов |
Лист корректировки рабочей программы
№ урока по тематическому планированию | До корректировки | Способ корректировки | После корректировки | |||
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата урока | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по истории древнего мира для 5 класса "Семь чудес света Древнего мира"
Семь чудес Древнего Мира. Это список самых великих и самых поразительных строений и памятников. Некоторые, если не все, из Чудес Света обладают удивительным техническим уровнем....
Тесты по истории Древнего мира (Учебник для 5 класса "История Древнего мира" /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая )
Тесты для учащихся 5 класса - текущий, итоговый контроль...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» (интегрированная с курсом «Культура Древнего мира») (5 КЛАСС)
Программа отражает содержание исторического курса, ядром которого является обязательный минимум содержания исторического образования для основной школы. Программа рассчитана на год обучения. На изучен...
Тест по истории Древнего мира по теме "Древнее Междуречье", тест "Древний Рим"
Тест содержит материал для проверки знаний по истории Древнего мира по теме "Древнее междуречье", "Древний Рим"...
Задания по Древней Греции (из рабочей тетради по истории Древнего мира)
Разноуровневые индивидуальные карточки по Древней Греции...