Моя педагогическая система
методическая разработка по истории

Голубкова Оксана Георгиевна

Описание педагогической системы работы учителя истории с исторической хронологией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моя педагогическая система

История - один из наиболее важных предметов в системе школьного образования с точки зрения нравственно-патриотического, идеологического и гражданского развития. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего» - сказал выдающийся российский учёный М.В. Ломоносов.

В настоящее время история входит в список предметов по выбору на ГИА, однако президентом России В.В. Путиным была выдвинута инициатива о введении обязательного экзамена по истории для выпускников российских школ.

Государство требует прочных знаний по истории. Это предполагает, прежде всего, знание исторических дат, а без этого не будет исторических знаний. Ученик не справится успешно ни с ответом на уроке, ни с контрольной работой, ни с экзаменом по истории. При этом история редко является любимым предметом для школьников. Одной из причин такого отношения к данному предмету называется в первую очередь как раз то, что нужно запоминать много информации (даты, события, имена и т.д.)

Действительно, за 5 лет обучения в основной школе (с 5 по 9 класс) учащиеся должны усвоить материал, охватывающий весь курс истории человечества протяжённостью более чем 2,5 миллиона лет!

Учителю истории приходится решать большое количество задач  в условиях скромного количества предметных часов – 2 урока в неделю, т.е. 340 уроков на 2,5 миллиона лет человеческой истории. А количество дат, обязательных для запоминания, около 500 за курс школьной программы!

На практике я столкнулась с большим количеством трудностей:

- отсутствие у учащихся заинтересованности предметом;

- большой объём материала за небольшое количество уроков;

- высокие требования к знаниям по истории на предметных олимпиадах и ГИА.

В начале педагогической карьеры я старалась заинтересовать своих учеников историей. За основу своей работы я взяла принципы разнообразия форм и методов проведения уроков, использования игровых и развивающих технологий, создания условий психологического комфорта на уроках. Однако это не давало достаточного количества прочных знаний у учащихся.

В настоящее время я обладаю системой преподавания истории, которая позволяет моим ученикам и интересоваться историей и иметь крепкие знания, которые они подтверждают высокими результатами на предметных олимпиадах, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ, поступлением в престижные ВУЗы по профилю предмета. За годы работы в школе мною была систематизирована работа над исторической хронологией по уровням обучения и разработаны новые приёмы работы с датами.

За основу данной системы были взяты разработки и рекомендации советских и российских учёных, историков-методистов и педагогов-практиков, таких как Г.И. Годер, Ф.П. Коровкин, А.А. Вагин, А.И. Стражев, А.А. Нестеренко, А.В. Хуторской и др.

Основная идея моей системы работы с хронологией заключается в том, что главным, основным вопросом истории является вопрос «КОГДА?» Это стрежень, основа исторического процесса. Отвечая на другие вопросы, мы расширяем наше познание и понимание истории.

Поэтому в основе школьного исторического образования находится работа с датами. Эта работа ведется практически на каждом уроке, на любом, а порой и на всех его этапах с 5 по 11 класс.

В современной школе преподавание курса истории начинается в 5 классе. Автор пособия «Методика обучения истории в средней школе»                        Ф.П. Коровкин пишет, что наибольшие трудности в усвоении хронологических знаний приходятся именно на начальный период обучения истории. По наблюдениям психологов, подтверждённых практикой учителей, восприятие времени – одна из самых трудных задач для 9-10 летних детей, т.к. их собственный жизненный опыт несопоставим ни количественно, ни качественно с многовековой историей человечества. Для меня трудности заключаются также в том, что на тему «Счёт лет в истории» в программе 5 класса отводится всего 1-2  часа, а начальной школе нет пропедевтического курса «Введение в историю». Представления пятиклассников об историческом времени чаще ограничены рамками одного тысячелетия – историей родной страны.

В связи с этим в своей работе, начиная с 5 класса, на каждом уроке системно провожу работу над хронологией. На первом же уроке, когда мы знакомимся с историей как наукой, ввожу понятие «ленты времени». История – это наука о прошлом людей. А лента времени – это дорога из прошлого в настоящее.

    «Лента времени» – это дорога из прошлого в настоящее

Учащиеся могут найти начало истории, отметить год, в котором родились они, их родители, и т.д. Таким образом, мы начинаем с эмоционально-зрелищной презентации свойств исторического времени. Отмечая эти события на ленте, мы локализуем временной ход истории графически, в пространстве, тем самым предоставляя ученику возможность уловить главную суть исторического процесса.

На следующих уроках вновь и вновь работаем с лентой времени, начиная отмечать даты важных изменений в жизни первобытных людей. Затем знакомимся с категориями исторического времени: год, век, тысячелетие, эра (приложение  1).

Трудным для пятиклассников являются вопросы определения века по дате, определения временного промежутка между различными событиями, особенно если они относятся к разным эрам. Мною разработаны правила, с которыми мы знакомимся на отдельном уроке «Счёт лет истории».  Я назвала их «Правила для «лентяев» (приложение 2). Некоторые из них имеют объемные формулировки, их всё равно придётся выучить, зато потом задания по хронологии будут решаться на «автомате».

К окончанию учебного года при систематической и разнообразной по форме работе подавляющее большинство учащихся успешно усваивают базу хронологических знаний.

В 6 – 9-х  классах работа с хронологией продолжается, но выходит на новый уровень сложности. Учащиеся параллельно знакомятся с курсами всеобщей истории и истории России. Материал курса истории России является экзаменационным. При этом 70 % заданий ОГЭ по истории основаны на знании дат!

Мой опыт работы убедил меня, что для освоения большого объёма хронологической информации эффективным является изготовление наглядного материала каждым учащимся. Это карточки с датами по истории России (приложение 3).

Карточки делаются из картона, а не из обычной бумаги (предполагается использование в течение длительного времени, и важно, чтобы написанное на оборотной стороне не просвечивало). Размер также имеет значение: как показала практика оптимально будет 10 x 7,5 см (из листа А4 получается 8 шт.), карточки большего размера будут занимать очень много места на парте, а если они будут слишком маленькими – не будут хорошо видны записи, да и учитель не всегда сможет увидеть, особенно с последних парт.

На лицевой стороне крупно маркером записываются даты цифрами (если дата двойная – то в две строки), на обратной стороне – словами, какое событие произошло.

Все даты условно разбиваются на несколько тематических групп, даты одной группы желательно записывать маркером одного цвета. Другой группы – другим цветом. Деление на группы я озвучиваю по мере изучения тем. Даты одной группы также желательно хранить в хронологической последовательности в отдельном подписанном конверте (с указанием названия группы, а также начальной и конечной дат). Это позволит реализовать принцип последовательности и постепенности в запоминании материала (приём тематической картотеки).

Даты, которые обязательны для запоминания, по ходу урока записываются в тетради с подчёркиванием – это «маячок» для учеников. Перелистывая тетради,  они знают, какие именно даты нужно вынести на карточки.

Исторические даты важно не только узнать и запомнить, ещё важнее не забывать их. Поэтому практически каждый урок, помимо знакомства с новыми темами, я планирую и провожу работу по закреплению накопленной на карточках информации.

                            Приёмы работы с карточками

Чаще всего использую на уроках «Исторический диктант» или «Угадай дату» - фронтальный опрос класса (дети находят и поднимают карточку с правильным ответом).

Приём «Историческое домино» удобен для работы в парах (к датам нужно подобрать названия событий). Прием «Историческая рыбалка» проходит в игровой форме. Несколько учащихся, лучше двое по очереди «ловят» карточки с датами. Кто смог правильно определить событие, забирает карточку. По окончании «рыбалки» определяется победитель.

Ещё один эффективный приём работы с карточками, который называю «Экзамен дома», заключается в том, что как минимум один раз в неделю ученик просит кого-то из членов своей семьи проверить, как он знает даты. Это могут бабушки-дедушки, мамы-папы, братья-сестры, которые умеют читать. Это очень помогает ребятам сдавать зачёты по датам по каждой теме и в конце учебного года.

В 7-8 – х классах активно применяю такой прием работы с датами, автором которого является А.И. Стражев – он ввел в практику понятие хронологические комплексы – ряды логически связанных между собой дат и фактов (например, этапы объединения русских земель вокруг Москвы, этапы закрепощения русских крестьян и т.п.). По мнению Стражева это «поможет учащимся устанавливать прочные ассоциации развития исторических событий во времени». Хронологические комплексы, отражающие длительность, последовательность и взаимосвязь событий можно оформлять в виде схематических цепочек, схем-лесенок, тематических таблиц (приложение 4).

Данный приём автор рекомендует использовать в старших классах, особенно при подготовке к экзаменам. Учащиеся учатся критически осмысливать даты исторических событий. Практика моей работы показала, что более раннее использование такого приема оказывается гораздо эффективнее, так он не только вносит разнообразие в работу с карточками, но и помогает запоминать даты не только механически, а уже осмысленно.

Приём работы «Найди лишнее и недостающее» связан с предыдущим приёмом – ребята выполняют задания, в которых нужно найти в цепочке пропущенную дату или из списка дат исключить лишнюю. Это довольно сложное задание, т.к. прежде чем найти нужную дату, необходимо найти логику между всеми остальными, и понять, по какому признаку они связаны.

В старших классах работа с хронологией продолжается. Судя по школьным учебникам, приёмы остаются прежними, никаких серьёзных новшеств не предусмотрено.

В своей практике я пришла к выводу, что отличительными чертами работы над временем в 9 – 11-х классах становится критическая направленность используемых приёмов. Это работа на атрибуцию (локализацию во времени и пространстве) информации в исторических письменных и изобразительных источниках, на картах и схемах. На уроках мы анализируем отрывки из документов, изображения марок или медалей, схем исторических событий с точки зрения атрибуции (определения), к какому времени они относятся, с какими событиями связаны.

Невозможно достичь высоких результатов, используя только урочное время. Поэтому в 9-11 классах веду факультативные занятия, на которых также продолжается работа с датами. На мой взгляд, эффективным приёмом является переструктурирование дат внутри исторических периодов (например, события внешней и внутренней политики), составление синхронных таблиц по всеобщей и отечественной истории, составление тематических таблиц (например, «Реформы», «Войны и миры»), продолжение и углубление работы с хронологическими комплексами.

И всё же делать карточки, таблицы и заучивать даты для многих остаётся очень трудным, да и скучным занятием.

Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно после определенных затраченных усилий. Я рекомендую учащимся искать способы креативного подхода к запоминанию исторических дат – рисовать даты, складывать про них стихи, шифровать, придумывать ассоциации или даже пропевать даты – все зависит от творчества самих детей.

На уроках мы вместе пробуем это делать, и те моменты, когда получается придумать что-то действительно яркое и оригинальное, остаются очень запоминающимися и главное – приносят огромную пользу и моим ученикам и мне, как учителю (приложение 5).

Не так давно я пришла к идее использования такого ресурса для запоминания дат по истории как цифро-буквенный код. Идею ЦБК как универсального способа запоминания информации предложил ещё в середине XVII века Станислав Весншайн.  В основе этого способа лежит идея соответствия между цифрами от 0 до 9 и согласными звуками. В настоящее время вариантов ЦБК существует множество.

Я остановилась на варианте кода, наиболее соответствующему русскому алфавиту и, на мой взгляд, более лёгкому для запоминания детям. При использовании ЦБК необходимо сформировать образ предмета запоминания и придумать соответствующую этому образу короткую фразу. Первые опыты (личные и совместные) запоминания дат с использованием  ЦБК оказались настолько удачными, что появилась идея использования данного ресурса и в других областях, требующих запоминания сложной информации (приложение 6).

Система действительно эффективна. Об этом можно судить по результатам предметных олимпиад, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ по предмету. Они за последние годы стабильно высокие. Особенно для меня показателен тот факт, что поступая на специальности по профилю, учащиеся являются конкурентноспособными. При этом учащиеся не пользуются услугами репетиторов.

Систематичность, научность, последовательность, разнообразие методов и приемов работы, а также совместное творчество учителя и учащихся лежат в основе эффективности моей педагогической системы работы с исторической хронологией.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

«Лента времени» - это временная шкала, на которой в хронологической последовательности обозначаются события.

Лента времени идеально подходит для организации образовательного процесса по различным школьным предметам. На уроках истории благодаря графическому изображению в виде временных отрезков учащиеся могут представить последовательность и продолжительность исторических событий.

появление               основание                рождение           образование          распад

первых людей            Рима                        Христа                   Руси                  СССР

На ленте времени отмечаются года, века, эры. Год – это отрезок времени в 365 (366) дней. Век – отрезок времени в сто лет, тысячелетие – 1000 лет. Деление на эры является условным – рубежом эр принято считать время рождения Иисуса Христа. Счёт времени до рождения Иисуса Христа ведётся в обратном порядке.

                                               рождение

                                                         Христа

На этой схеме можно визуально изобразить и увидеть последовательность событий, определить, сколько лет прошло между различными событиями. Например, 100 год до н.э. был раньше 100 года на 200 лет. А 100 год был раньше 2013 года на 1913 лет.

Использовать ленту времени с успехом можно и на других уроках, например, литературы, математики, биологии и т.д. Единственным условием для этого является наличие в содержании изучаемого материала какой-нибудь временной последовательности. В ленту времени можно включить и события в жизни своей семьи, свою родословную.        

Лента времени может стать незаменимым помощником в обучении детей, как младшего, так и старшего возраста.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая система

      Главным кредо в своей педагогической деятельности  я считаю установление таких отношений между учителем и учеником, при которых ученик чувствовал бы себя уютно и...

Воспитательная деятельность образовательного учереждения - социально открытая педагогическая система.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в рамках системы образования,  ориентированная на создание условий для ра...

Моя педагогическая система.

Отечественную систему образования и воспитания , как и состояние современной российской педагогики, можно в целом охарактеризовать как кризисную. Это состояние неотделимо от кризиса общества, когда из...

Презентация педагогической системы

Презентация педагогической системы...

Педагогическая система Тихоновой Т.В.

Описание педагогической системы учителя истории и обществознания...

Бездвоечное обучение учащихся - педагогическая система успеха

Работать без отрицательных оценок сложно, но интересно и продуктивно. Конечно, от учителя требуется особая подготовка и готовность изменить методику преподавания предмета, изменить так, чтобы каждый и...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...