Рабочая программа по истории, 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)

Голубкова Оксана Георгиевна

Рабочая программа для 11 класса по курсу "Россия и мир в новейшее время" с поурочным планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_klass_istoriya.doc498 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Н. Сабурова» Завьяловского района

Рассмотрено на заседании

методического объединения

протокол №1

«17» июня 2019 года

Титова М.А.

           Подпись                          Ф.И.О. руководителя ШМО    

                               

                  Составлена на основе

                  государственной программы

                  и требований к минимуму

                  содержания

Принято на заседании

Педагогического Совета

протокол № 8

«24» июня   2019 года

Утверждено руководителем

образовательного учреждения

№ приказа 137

«02» сентября 2019 года

__________________И.Х. Сократова

           печать, подпись  

Рабочая программа

История

наименование учебного предмета (факультатива), класс

11 класс

Составитель:   Голубкова Оксана Георгиевна

Ф.И.О. учителя

2019 год

с. Первомайский

Пояснительная записка

      Настоящая программа по интегрированному курсу истории «Россия и мир в XX – начале XXI века» для 11 класса  разработана на основе федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и авторской программы А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной (История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. М.: Просвещение, 2011), соответствующие федеральному  компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень).

     

      Интегрированный курс истории  направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, патриотизма, толерантности;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

        Общая характеристика учебного предмета

     Программа изучения истории в 10 классе рассчитана на 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю.

     Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

1. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в XX – начале  XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2012

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

3. История. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Л.Н. Алексашкиной, М.Ю. Брандта. Базовый уровень / автор-составитель Т.В.Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2011.  

     Вышеназванный учебник вместе с учебником Данилов А.А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, 2012 составляют единую линию учебников по истории для средней (полной) школы.

      

        Описание места учебного предмета

      Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создаёт у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной жизни общества, о единстве всемирной истории.

      Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Большое внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование целостных представлений об историческом прошлом.

      Курс «Россия и мир» основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Большое значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе. Предусматривается рассмотрение основных блоков: геополитика, социум, экономика и культура. Продолжается знакомство и работа с источниками и историографией. В программу включено изучение дискуссионных вопросов современной истории и вопросов, связанных с изучением фактов фальсификации исторических событий.

      Программа ориентирована на закрепление, систематизацию и углубление у выпускников имеющихся знаний об основных фактах, процессах и явлениях отечественной и всеобщей истории. Регулярно используемые на уроках тестовые задания, эссе, проблемно-поисковые задачи и другое помогут выявить пробелы и сформировать прочные знания.

      Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, исследовательскую деятельность. Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, конференции,  практикумы, уроки-исследования, уроки-презентации, зачёты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определённой суммы знаний, развитию личности, познавательных и созидательных способностей.

     

              Личностные результаты изучения предмета «История» в 10-11 классах:

  1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  2. Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей современной цивилизации и многонационального российского общества;
  3. Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  4. Понимание исторического и культурного многообразия мира, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  6. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  7. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

       Метапредметные результаты изучения курса «История»»:

РЕГУЛЯТИВНЫЕ универсальные

учебные действия

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

3) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

4) Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

6) Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

7) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

КОММУНИКАТИВ

НЫЕ

8) Смысловое чтение.

9) Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

10) Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

         Предметные результаты изучения предмета «История»:

1. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять мировую и отечественную историю, связывая исторические факты и понятия в целостную картину.

  • Определять по датам век, этапы, место события и т.д.
  • Разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать.
  • Группировать (не по хронологии).
  • Сравнивать.

2. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Выявлять варианты причин и следствий, логическую последовательность.
  • Представлять мотивы поступков людей прошедших эпох.

3. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. При оценке исторических явлений выявлять гуманистические нравственные ценности.

4. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • Определять и объяснять свои оценки исторических явлений, событий.
  • Толерантно определять своё отношение к иным позициям.

Учебно-тематический план

11 класс, 68 часов

Разделы программы

Количество

часов

Из  них        

контрольные

практические

1.

Индустриальная модернизация традиционного общества (1900-1904 годы)

16

1

1

2.

Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России (1914- начало 1920-х годов)

11

1

1

3.

Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 1920-1930-е годы

9

1

4.

Вторая мировая война (1939 – 1945 годы). Великая Отечественная война народов СССР (1941-1945 год)

9

1

1

5.

Мир во второй половине XX - начале XXI века. От индустриального общества к информационному

19

1

1

6.

Итоговое повторение «Россия и мир в XX - начале XXI века»

4

1

            Итого

68

6

4

Поурочное планирование

Тема

К-во часов

Тип, вид урока

Содержание (дидактические единицы)

Контроль, оценка

                                 

Раздел 1. Индустриальная модернизация традиционного общества (1900 – 1904 годы)     16 часов

1.

Введение в историю XX века

1

Лекция

Переломный характер эпохи, массовость, серийность, глобальность событий и процессов, международная интеграция, проблемы периодизации новейшей истории, особенности России

Беседа

2.

Мир в начале XX века

1

Лекция

Политическая карта мира, НТП и индустриализация, империализм, проблемы модернизации

Конспект

3.

Страны Европы и США в 1900 – 1914-е годы

1

Работа в группах

Монополизм, цикличность развития капитализма, рост социальных и национальных движений, политические режимы

Устный опрос

4.

Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия

1

Круглый стол

Особенности модернизации России, господство крестьянской общины, несовершенство законодательства

Беседа

5.

Город в России в процессе модернизации

1

Семинар

Особенности менталитета русской буржуазии

Устный опрос

6.

Деревня России в процессе модернизации

1

Семинар

Особенности менталитета русского крестьянства, «размывание» дворянства

Устный опрос

7.

Право и традиции в российской политической системе начала XX века

1

Работа с учебником

«Правовое самодержавие», патернализм

Конспект

8.

Панорама российского оппозиционного движения начала XX века

1

Лекция, заполнение таблицы

Оформление социалистических и анархистских партий, изменения в либеральном движении

Письменное задание

9.

Программы политических партий России

1

Круглый стол

Политический, аграрный, рабочий, национальный вопросы

Таблица

10.

Национальный фактор российской модернизации

1

Лекция, работа в группах

Национальная политика, унификация, русификация, антисемитизм, особенности национальных движений в России

Устный опрос

11.

Первая российская революция: причины и события

1

Лекция, работа с учебником

Кровавое воскресенье, становление конституционной монархии в России

Конспект

12.

Первая российская революция: итоги и влияние на процессы модернизации

Комбинирован-ный урок

Особенности российской многопартийности, итоги революции

Сообщения

13.

Национальные движения и национальная политика правительства в 1905 – 1907 годы

1

Семинар

Изменения в национальной политике, укрепление позиций революционных партий  на окраинах, еврейский вопрос

Устный опрос

14.

Столыпинская программа модернизации России

1

Урок – презентация

Личность П.А.Столыпина и его программа реформ. Суть аграрной, школьной и административной реформ, ужесточение национальной политики. Итоги реформ

Эссе

15.

Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории

1

Лекция

Общественная трансформация, «пробуждение Азии», революционные события

Устный опрос

16.

Повторение и контроль по теме

«Индустриальная модернизация традиционного общества»    

1

Контроль знаний

Тест

                                            Раздел 2. Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России  

                                    (1914- начало 1920-х годов)       11 часов

17-18.

На фронтах Первой мировой войны

2

Комбинир. урок, презентация

Тройственный союз, Антанта, убийство в Сараево, блицкриг, Западный и Восточный фронт, ход военных действий, Компьенское перемирие, итоги войны

Конспект

19.

Война и общество

1

Работа в группах

«Гражданский мир», усиление государственного урегулирования

Устный опрос

20.

Жизнь в тылу. Кризис назрел

1

Семинар

Жизнь в тылу, назревание национальных кризисов

Беседа

21.

Февральская революция

1917 года

1

Лекция

Свержение монархии в России, двоевластие

Конспект

22.

Альтернативы развития России в 1917 году

1

Урок- исследование

Кризисы Временного правительства, «большевизация» общества

Устный опрос

23.

Октябрьская революция в России. Дискуссии о характере октябрьских событий

1

Комбинир. урок

Октябрьское вооружённое выступление большевиков, первые декреты, судьба Учредительного собрания, Брестский мирный договор

Эссе

24.

Периодизация и причины Гражданской войны в России

1

Работа с учебником

Определение понятия «гражданская война», причины и периоды Гражданской войны в России

Презентации, сообщения

25.

Российское общество между красными и белыми

1

Комбинир. урок

Социальный и политический состав противоборствующих сил, Белое движение, создание Красной армии, социальные слои  в Гражданской войне

Устный опрос

26.

Итоги Гражданской войны в России

1

Работа в группах

«Диктатура партии», Конституция 1918 года, политика «военного коммунизма»

Письменное задание

27.

Повторение и контроль по теме  «Первая мировая война и её последствия. Общенациональный кризис в России»

1

Контроль знаний

Зачет

                          Раздел 3. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 1920-1930-е годы        9 часов

28-29.

США и Европа межвоенного времени в поисках перспектив развития

2

Лекция

Версальско-Вашингтонская система, образование новых государств, революционная волна, деятельность Коминтерна, создание Лиги Наций, «Новый курс» в США, установление тоталитарных и авторитарных режимов, правительства «Народных фронтов»

Конспект

30.

Россия в годы НЭПа

1

Лекция

Концепция НЭПа, продналог, экономические и социальные итоги, политический режим, борьба за власть

Конспект

31-32.

СССР на пути форсированной модернизации

2

Проблемный

Кризисы хлебозаготовок, форсированная индустриализация, её цели и методы пятилетки, «стахановское движение», массовая коллективизация, раскулачивание, итоги сталинской модернизации

Устный опрос

33.

Национальная политика в СССР в 1920-1930-е годы

1

Лекция

Политика «коренизации», советизация национальных культур

Беседа

34.

Страны Азии: борьба продолжается

1

Урок - презентация

Реформирование «сверху», ненасильственное сопротивление, гражданские войны

Презентации

35.

Культура в меняющемся мире

1

Урок - исследование

Кризис общественного сознания, возникновение модернизма, формирование массовой культуры

Творческие работы

36.

Международные отношения в 1920-1930-е годы

1

Комбинирован-ный урок

«Эра пацифизма», усиление агрессоров, политика «умиротворения», аншлюс, пакт Риббентропа – Молотова

Устный опрос

                                     Раздел 4. Вторая мировая война (1939 – 1945 годы). Великая Отечественная война народов СССР (1941-1945 год)       9 часов

37.

Истоки Второй мировой войны

1

Круглый стол

Кризис Версальско-Вашингтонской системы, идеологическая подготовка к войне, военно-политические планы агрессоров

Устный опрос

38.

Крупнейшие военные операции Второй мировой войны

1

Лекция

События на «европейском», советском фронтах, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Второй фронт в Европе

Конспект

39-40.

Великая Отечественная война (1941 – 1945 годы)

1

Лекция, работа с картой

План «Барбаросса», блицкриг, приграничные сражения, блокада Ленинграда, Московская битва, битва за Кавказ, Сталинградская битва, Курская битва, битва за Днепр, участие в освободительном походе по  Европе, битва за Берлин

Сообщения, доклады

41.

Экономические системы в годы войны

1

Групповая работа

Экономика Германии, Великобритании, США, СССР в годы войны, ленд-лиз

Устный опрос

42.

Власть и общество в годы войны

1

Лекция

Немецкий оккупационный режим, концлагеря, власть и общество в СССР, демократии Запада в годы войны

Письменное задание

43.

Человек на войне

1

Семинар

Герои фронта и Герои тыла, движение Сопротивления, партизанское движение, коллаборационисты

Эссе

44.

Культура и наука в годы Второй мировой войны

1

Комбинирован-ный урок

Приоритетные направления развития науки, антивоенная и антинацистская направленность художественной культуры, культура – фронту

Беседа

45.

Повторение и контроль по теме «Вторая мировая война (1939 – 1945 годы). Великая Отечественная война (1941-1945 годы)»      

1

Контроль знаний

Тест

                                                  Раздел 5.  Мир во второй половине XX - начале XXI века. От индустриального общества

         к информационному.         19 часов

46.

Послевоенный мир

1

Лекция

ООН, «холодная война», двухполюсный мир, крушение колониальной  системы, изменения в обществе

Конспект

47.

США во второй половине XX – начале XXI века: становление сверхдержавы

1

Комбинир. урок

Борьба за лидерство, изменение политического курса, «звёздные войны», общественные движения

Устный опрос

48.

Страны Запада во второй половине XX – начале XXI века

1

Лекция

Новая расстановка политических сил, от восстановления к экономической стабильности, перемены 1960-х годов, неоконсерваторы и либералы

Беседа

49.

Послевоенный СССР: альтернативы развития

1

Комбинир. урок

Восстановление экономики, «апогей» сталинизма, новый виток борьбы за власть

Устный опрос

50-51.

Советская экономика в 1953 – 1991 годах

2

Лекция, составление конспекта

Этапы развития промышленности и сельского хозяйства. Развитие науки и техники, социальной сферы. Экономический «застой» и попытки реформирования

Письменное задание

52-53.

Советская политическая система в 1953 – 1991 годах

2

Лекция

Конституционные реформы, роль КПСС, советская номенклатура, стагнация политической системы, политика перестройки, распад СССР

Конспект

54.

Духовный мир и повседневный быт советского человека

1

Урок - исследование

Эволюция представлений о смысле жизни, изменение общекультурного и образовательного уровня, перемены в повседневном быте

Беседа

55.

Страны Восточной Европы во второй половине XX – начале XXI века

1

Комбинир. урок

Альтернативы развития, «социалистический выбор», «социализм с человеческим лицом», перемены 1989-

1990-х годов

Устный опрос

56.

Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации

1

Урок - презентация

Выбор ориентации и моделей развития, эволюция или скачок, достижения и проблемы модернизации

Беседа

57.

Страны Латинской Америки: реформы и революции

1

Урок - презентация

Проблемы модернизации: общее и особенное, революции и реформы, итоги развития

Презентации, сообщения

58.

Международные отношения во второй половине XX – начале XXI века

1

Семинар

Особенности и тенденции развития, «холодная война», проблемы разоружения, перемены международного климата в конце XX века, современный мир

Устный опрос

59-60.

Советская внешняя политика во второй половине XX века

2

Круглый стол

Эволюция советской внешней политики, от политики конфронтации через «политику мирного сосуществования» и разрядки к «новому политическому мышлению»

Доклады

61.

Экономические реформы 1990-х годов в России

1

Комбинир. урок

Переход к рыночной экономике, приватизация, экономические кризисы. Развитие социальной сферы, демографические проблемы

Конспект

62.

Политические реформы

1990-х годов в России

1

Комбинир. урок

Оформление государственности, президентская власть, центр и регионы, местное самоуправление

Устный опрос

63.

Основные тенденции развития культуры России в 1990-е годы

1

Лекция

Поиск новых духовных и нравственных идеалов, влияние религии на общественное сознание, развитие художественной культуры

Беседа

64.

Современное развитие России

1

Круглый стол

Новый этап политического реформирования, перемены в экономике и социальной сфере, динамика культурной жизни, место России в современном мире

Письменное задание

                          Раздел 6. Итоговое повторение «Россия и мир в XX - начале XXI века»          4 часа

65-66.

Итоговое повторение по теме «Россия и мир в XX - начале XXI века»

2

Повторительно – обобщающий урок

Устный опрос

67-68.

Итоговое тестирование по теме «Россия и мир в XX - начале XXI века»

2

Контрольное тестирование

Итоговый тест

 

             Итого                                             68 часов

 

  Учебно-методический комплект

       

      1) Примерная программа основного общего образования по  истории Министерства образования и науки РФ для образовательных  

          учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. Народное образование. 2009 год,  №5

2) Сборник нормативных документов. История. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план. М.:

          Дрофа. 2006г.

      3) Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

      4) История. 10-11 классы: рабочие программы по учебникам А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, Л.Н. Алексашкиной, М.Ю. Брандта.

          Базовый уровень / автор-составитель Т.В.Ковригина. – Волгоград: Учитель, 2011.

      5) Алексашкина Л.Н. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История. Россия и мир в XX – начале  XXI века. 11 класс: учебник для  

          общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение, 2012

      6) Россия и мир: учебная книга по истории / под ред. А.А.Данилова. М.: ВЛАДОС, 2005.

Дополнительная литература для учителя

        1. Безносов А.Э. История России и мир. 9-11 классы: тесты: учебно-методическое пособие / А.Э.Безносов, Ю.В.Кушнерёва. М.: Дрофа, 2001.

        2. Дорожкина Н.И. современный урок истории. Использование мультимедийных презентаций. 5-11 классы / Н.И.Дорожкина. М.: ВАКО,

            2009.

        3. Кириллов В.В. Отечественная история в таблицах и схемах. / В.В.Кириллов. М.:Эксмо, 2010.

        4. Петрович В.Г. Уроки истории: Всеобщая история: методическое пособие / В.Г.Петрович, Н.М.Петрович. М.: Сфера, 2004.

        5. Чернова М.Н. Справочник учителя истории. 5-11 классы: справочник. М.: Экзамен, 2008.

 

Дополнительная литература для учащихся

     1. Вторая мировая война: два взгляда. М., 1995

     2. История мировой культуры: справочник школьника. М.,1996.

        3. Иллюстрированная история СССР. М.: Мысль, 1988

        4. Мир в XX веке. М., 2001

        5. О них говорят: 20 политических портретов. М., 1989. – Вып.1; М., 1991. – Вып.2

        6. Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989

     7. 1000 вопросов и ответов по истории: учебное пособие под ред. Л.Н.Алексашкиной. М.: АСТ, 1999

Планируемые результаты изучения учебного предмета

                 В результате изучения истории на базовом уровне ученик научится понимать:

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • историческую обусловленность современных общественных процессов;
  • особенности исторического пути развития России, её роль в мировом сообществе;

Ученик получит возможность научиться:

  • определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы;
  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  •  критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  •  анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и объяснения
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать  в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, проекта, эссе;

       использовать приобретённые знания и умение в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • критического восприятия получаемой извне информации;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Формы и средства контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценивания знаний

       Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы, даже с помощью учителя), рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно-следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в последовательности

Не может провести причинно-следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности

7. Тестовые задания

100-91% выполнено верно

90-79% выполнено верно

78-61% выполнено верно

60% и менее выполнено верно

Приложения

Тест «Первая русская революция», 11 класс

1. Уберите лишнюю из списка причину                         5. Выберите отличительные черты российской

    первой русской революции:                                             многопартийности начала XX века:

   1) неспособность власти к модернизационным               а) отсутствие разделения партий на правящие и

       преобразованиям                                                                оппозиционные

   2) массовые волнения в армии и на флоте                       б) многочисленный состав членов партий

   3) требования передела помещичьих земель                    в) ранние сроки возникновения партий

   4) необходимость корректировки русификаторской       г) значительное число политических партий

       политики                                                                           д) более раннее создание либеральных партий                                                                                                                                                                                        

  2. Основными участниками первой революции          е) оппозиционность партий к правительству

      в России были:                                                                    Варианты ответа:

    1) крестьяне, рабочие, солдаты                                             1) а,б,г   2) а,г,е   3) б,в,д    4) б,г,е

    2) рабочие, буржуазия, солдаты                                       6. По Манифесту 1905 года Дума стала:

    3) крестьяне, помещики, буржуазия                                   1) законодательным органом власти

    4) буржуазия, рабочие, крестьяне                                       2) судебным органом власти

  3. Из перечисленных событий раньше произошло:       3) законосовещательным органом власти

     1) подписание Портсмутского договора                            4) контролирующим органом власти

     2) выборы в I  Государственную думу                             7. Одним из социальных итогов первой

     3) изменение системы выборов в Думу                              революции в России явилось:

     4) Всероссийская политическая стачка                              1) превращение жителей России из подданных

  4. Совет рабочих депутатов впервые возник в ходе:          империи в граждан

     1) восстания на броненосце «Потёмкин»                           2) возникновение многопартийности

     2) Московского вооружённого восстания                          3) создание представительных органов

     3) шествия к Зимнему дворцу                                             4) признание властями существования так

     4) стачки в Иваново-Вознесенске                                            называемого «рабочего вопроса»

Проверочная работа по теме «Первая мировая война»

Определите события Первой мировой войны по годам  и по фронтам:

1. Брестский сепаратный мирный договор

2. «Верденская мясорубка»

3. Компьенское перемирие

4. Битва на Марне

5. Сражение под Амьеном

6. «Брусиловский прорыв»

7. Вступление в войну США

8. Убийство Франца-Фердинанда

9. Начало подводной войны

10. Образование Четверного союза

11. Первое применение химического оружия

12. Наступление русских войск в Восточной Пруссии и Галиции

13. Битва на Сомме

14. Создание Тройственного союза и Антанты

1914

1915

1916

1917

1918

Западный фронт

Восточный фронт

Контрольное тестирование по теме «Вторая мировая война (1939 – 1945 годы). Великая Отечественная война народов СССР (1941-1945 год)»      

Вариант 1

Часть 1

1. Прочитайте отрывок из приказа немецкого командования и определите, о проведении какой операции говорится в тексте:

«Цель наступления – посредством массированно, беспощадного  и быстро поведённого каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла  окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их… Необходимо… как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых миномётов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих  наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его…»

1) «Тайфун»;                 2) «Цитадель»;               3) «Уран»;              4) «Багратион».

2. К начальному этапу Великой Отечественной войны относится:

1) Смоленское сражение;                                 2) Сталинградская битва;

3) битва на Курской дуге;                                4) Берлинская операция.

3.  Наступление войск Юго-Западного фронта на Харьков весной 1942г. закончилось:

1) Разгромом немецкой группировки;        2) Освобождением Северного Кавказа;

3) Окружением двух советских армий;      4)  Окружением немецких армий.

4. Начало блокады Ленинграда:

1) 10 июля 1941г.;    2)  8 сентября 1941г.;      3) 30 августа 1941г.;      4) 15 сентября 1941г.

5. Наступательная операция советских войск под Сталинградом получила название:

1) «Багратион»;       2) «Цитадель»;           3) «Уран»;                4) «Тайфун».

6. Установите соответствие между названиями битв на советско-германском фронте и годами, когда они произошли.

НАЗВАНИЯ БИТВ

ГОДЫ

А

Курская

1)

1941

Б

Берлинская

2)

1942-1943

В

Московская

3)

1943

Г

Сталинградская

4)

1944

5)

1945

7. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала A.M. Василевского и укажите, о подготовке к какой наступательной операции идет речь.

«Советское командование оказалось перед дилеммой: наступать или обороняться? Были внимательнейшим образом проанализированы все возможности, изучены все варианты действий. Принять единственно правильное решение помог коллективный разум, творческий труд опытных, умудренных двумя годами войны военачальников и штабов... Анализируя разведывательные данные о подготовке врага к наступлению, фронты, Генеральный штаб и Ставка постепенно склонялись к идее перехода к преднамеренной обороне...»

1)Сталинградской        2) Берлинской              3)Московской             4) Курской

8. Прочтите отрывок из директивы немецкого командования и напишите название плана немецкого командования, на исполнение которого была направлена эта директива.

«Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение... Общая цель: находящиеся в западной части России войсковые массы русской

армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспособных частей в просторы русской территории...»

9. Прочтите отрывок из воспоминаний Г.К. Жукова и укажите, о какой операции Великой Отечественной войны идёт речь в отрывке.

«Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага...

20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

10. Прочтите отрывок из договора о воспоминаниях и укажите год его подписания.

"Сталин заключил пакт с Германией для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия, во-первых, вернет себе важные, потерянные в победней войне области; а во-вторых, будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы».

1) 1933 г.      2) 1937 г.         3) 1939 г.          4) 1941 г.

11. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

«В тот день на командный пункт Брянского фронта мне позвонил Верховный и приказал срочно вылететь в район Прохоровки и принять на себя координацию действий Воронежского и Степного фронтов... Над полем боя стояли тучи пыли и дыма. Это был переломный момент в сражении на белгородском направлении. Обескровленные и потерявшие в победу гитлеровские войска постепенно переходили к оборонительным действиям".

12. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о сражении за какой город в нём идёт речь

"Битва за _____ явилась решающим событием первого года войны и первым крупным поражением фашистов во Второй мировой войне. Кроме того, был окончательно  развеян миф о непобедимости германской армии, и немцам пришлось отказаться от плана "молниеносной войны".

13. Прочтите отрывок из воспоминания маршала К.К. Рокоссовского и укажите название города, о битве за который идет речь в документе.

"В кольце...оказалось 22 дивизии...Фашистское командование обрекло на гибель сотни тысяч своих солдат. Несколько месяцев оно заставляло их сражаться без всякой надежды на спасение. По существу, эти люди по воле гитлеровской клики был обречены на полное уничтожение...Среди пленных оказалось 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом. Вчерашние враги стояли перед нами безоружные, подавленные..."

14. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

"_____ руководил всеми военными действиями вооруженных сил на суше, на море и в воздухе, проводил наращивание стратегических усилий в ходе  борьбы за счет резервов и использования сил партизанского движения. Рабочим  (его) органом являлся Генеральный штаб".

1) Реввоенсовет                                                        2) Ставка Верховного Главнокомандования  

3) Государственный комитет Обороны                  4) Совет по эвакуации

15.Прочтите отрывок из советского военного донесения и определите, как звали немецкого военачальника, упоминаемого в нём.

"С утра 31.01.1943 генерал-фельдмаршал ____ находился в доме исполкома (центральная часть Сталинграда) с членами своего штаба и сильной охраной. В ходе боя здание было окружено подразделениями 38-й мотострелковой...Во время переговоров генерал-фельдмаршалу ___ было предъявлено  требование - дать приказ войскам северной группировки о прекращении сопротивления".

1) Манштейн     2) Кейтель     3) Роммель    4) Паулюс

Часть 2

1. Ниже приведены две точки зрения на основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне:

1.Победа была достигнута лишь только за счет небержного отношения к человеческим жизням со стороны советского командования ("трупами завалили немцев"), а советская армия вплоть до конца войны стояла ниже по своим боевым качествам, чем немецкая.

2. Победа в войне достигнута за счет превосходства советской системы, патриотического подъема и высокого военного потенциала советской армии.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

2.  Назовите не менее трех итогов ВОВ 1941- 1945гг. и не менее трёх операций завершающего этапа войны.

Вариант 2

Часть 1

1. Смоленское сражение в годы Великой Отечественной войны

1) приостановило на месяц немецкое наступление на Москву;

2) предотвратило полное блокирование Ленинграда немцами;

3) задержало вступление немецких армий в Киев;         

4) завершилось первым «котлом» для немецкой армии.

2. С необычным призывом: «Братья и сестры…» выступил 3 июля 1941г.:

1) Калинин;              2) Молотов;            3) Жуков;             4) Сталин.

3. После какого сражения Второй мировой войны завершился коренной перелом:

1) Московское;     2) Сталинградское;     3) Курское;      4) Берлинское.

4. Какое сражение не относится к «10 сталинским ударам»:

1) Снятие блокады Ленинграда;                2) Освобождение Крыма и Одессы;

3) Корсунь-Шевченковская операция;     4) Курская Дуга.

5. Приказ № 227 «Ни шагу назад!» вышел в течение  битвы:

1) Московская;     2) Сталинградская;      3)   Курская;        4) Оборона Ленинграда.

6. Кто из советских военачальников руководил взятием Берлина

1) Сталин;     2) Жуков;     3) Рокоссовский;     4). Василевский.

7.Соотнесите название военных операций и их цели:

НАЗВАНИЯ ОПЕРАЦИЙ

ЦЕЛИ

А

Багратион

1)

Захват Москвы

Б

Барбаросса

2)

Наступление под Сталинградом

В

Тайфун

3)

Освобождение Белоруссии

Г

Уран

4)

Вторжение в СССР

5)

Наступление немцев на Курской Дуге

8.  Прочтите отрывок из сочинения современного историка Н. Верта и укажите название документа. «Договор сопровождал секретный протокол, фотокопия которого была позже обнаружена в Германии, но существование которого в СССР тем не менее отрицалось вплоть до лета 1989 г. Протокол разграничивал сферы влияния сторон в Восточной Европе...»

1) декларация Тегеранской конференции       2) пакт Молотова—Риббентропа

3) акт о капитуляции Германии                       4) Мюнхенское соглашение

9. Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и напишите название битвы, о которой в нем говорится.

«...Несмотря на громадные потери, захватчики лезли напролом. Колонны пехоты на машинах и танках врывались в город. По-видимому, гитлеровцы считали, что участь его решена, и каждый из них стремился как можно скорее достичь центра города и там поживиться трофеями... Наши бойцы... выползали из-под немецких танков, чаще всего раненые, на следующий рубеж, где их принимали, объединяли в подразделения, снабжали, главным образом, боеприпасами, и снова бросали в бой».

10. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название города, пропущенное в нем.

«Ожесточенные оборонительные бои велись у Одессы. По приказу Ставки был создан Одесский оборонительный район. Бои шли до 16 октября, после чего Одесский гарнизон был эвакуирован в Крым. Оборонительные сражения в Крыму начались в сентябре-октябре 1941 г. Наиболее длительной была оборона ____, она длилась 250 дней. Моряки-черноморцы держались до последнего».

1)Керчь        2) Севастополь      3)Ленинград               4) Новороссийск

11. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название армии, пропущенное в отрывке.

«Советские войска освободили ряд портов Северной Кореи и Курильские острова. Красная Армия совместно с кораблями Военно-Морского флота нанесла сокрушительный удар японцам, разгромив мощную армию, чем была оказана действенная помощь народам Китая и Кореи».

1)Пекинская      2)Квантунская      3)Курильская  4)Цусимская

12. Прочтите отрывок из воспоминаний военачальника и укажите название города, о боях за который идет речь.

"Здание освещается огнем пожарищ. По лестнице, мимо статуи Бисмарку, устремляемся на второй этаж...Перескакивая сразу через две-три ступеньки, вырываемся наскакивая сразу наверх. Еще несколько витков - и нашему взору открывается купол рейхстага - тот купол, достичь которого мы так мечтали и на пути к которому теряли своих товарищей."

13. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите название города, с которым связаны события, описанные в документе.

"В суровых условиях с 22 января по 15 апреля 1942 года из _______ по льду....озера было вывезено более полумиллиона человек и огромное количество промышленного оборудования и исторических ценностей".

14. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите событие Великой Отечественной войны, о котором идет речь.

" 23 августа 1943 года... завершилось это крупнейшее сражение Великой Отечественной войны... Пятьдесят дней продолжалась величайшая битва наших войск с немецко-фашистскими войсками. Она закончилась победой Красной Армии, разбившей 30 отборных немецких дивизий, в том числе 7 танковых... Такие потери фашистское руководство уже не могло восполнить никакими тотальными мерами. Попытка Гитлера вырвать стратегическую инициативу из рук советского командования кончилась полным провалом, и с тех пор до конца войны немецкие войска вынуждены были вести только оборонительные сражения».

15. Прочтите отрывок из книги историка и укажите описанную в нем битву Великой Отечественной войны.

«Контрнаступление Красной Армии и разгром немцев — главное событие начального этапа Великой Отечественной войны. Это было первое крупное поражение Германии, показавшее, что представление о непобедимости ее армий — миф. На некоторое время Красной Армии удалось перехватить стратегическую инициативу. Сложились предпосылки для образования антигитлеровской коалиции».

Часть 2

1. Ниже приведены две точки зрения на значение Пакта о ненападении между СССР и Германией, получившего название пакта Молотова - Риббентропа:

  1. Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.
  2. Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжелые последствия для СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранную вами точку зрения.

2. Укажите причины неудач Красной Армии на первоначальном этапе Великой Отечественной войны. Укажите не менее трёх причин. Назовите не менее трёх сражений периода лета – осени 1941 г. 

Вариант 3

Часть 1

1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. был достигнут в результате разгрома фашистских войск

1)под Сталинградом и на Курской дуге                      2)под Москвой

3)в Восточной Пруссии                                                4)на Висле и Одере

2. В Сталинградской битве героически сражалась 62-я армия под командованием генерала

1) В.И. Чуйкова     2) В.К. Блюхера             3) Г.К. Жукова     4) М.В. Фрунзе

3. Выдающимися полководцами Великой Отечественной войны являлись

1)А.А. Брусилов, Д.Ф. Устинов               2)А.Н. Косыгин, А.А. Громыко

3)И.В. Сталин, С.М. Буденный                4)И.С. Конев, К.К. Рокоссовский

4. В годы Великой Отечественной войны произошло событие

1) подписание Мюнхенского договора       2) Ясско-Кишиневская операция

3) сражение под Кунерсдорфом                   4) оборона Царицына

5. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, о решениях какой международной конференции говорится в нем.

«...Конференция была проведена после капитуляции Германии... Провозглашалось устройство Германии на демократической основе. Конференция определила, что союзники должны проводить общую политику в своих оккупационных зонах в целях превращения Германии в единое миролюбивое государство».

1) Ялтинской                    3) Тегеранской

2) Потсдамской        4) Парижской

6. Во время Великой Отечественной войны в ходе операции «Багратион» произошло событие

1)оборона Брестской крепости             2) Тегеранская конференция

3)освобождение Белоруссии                 4) форсирование Днепра

7. Прочтите отрывок из плана военного командования и укажите название плана.

«Конечной целью операции является создание защитительного барьера против азиатской России на линии река Волга — Архангельск. Таким образом, если необходимо, последний индустриальный район русских в Уральских горах может быть уничтожен воздушными силами».

1) «Ост»        2) «Цитадель»                    3) «Тайфун»        4) «Барбаросса»

8. Фашисты придавали особое значение захвату Сталинграда, потому что

1)стремились отрезать транспортные пути для доставки нефти из Баку

2)стремились реализовать план «молниеносной войны»

3)опасались открытия второго фронта в 1941 г.

4)обороной города командовал лично И.В. Сталин

9.Прочтите отрывок из немецкого военного донесения и определите, о каких событиях идет в нем речь.

«26 июня 1941 г. Гнездом сопротивления остался Восточный форт. Сюда нельзя подступиться со средствами. пехоты, так как превосходный ружейный и пулеметный огонь из глубоких окопов и из подковообразного двора скашивал каждого приближающегося.

27 июня. От одного пленного узнали, что в Восточном форту обороняется около 20 командиров и 370 бойцов с достаточным количеством боеприпасов и продовольствия. Воды недостаточно, но ее достают из вырытых ям. В форту находятся также женщины и дети. Душою сопротивления является будто бы один майор и один комиссар».

1)оборона Ленинграда              2)оборона Брестской крепости

3)битва за Киев                         4)сражение под Смоленском

10. Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название битвы, о начале которой идет речь в документе.

"С раннего утра 17 апреля на всех участках фронта разгорелись ожесточенные сражения, враг отчаянно сопротивлялся. Однако к вечеру, не выдержав удара танковых армий, введенных накануне, которые во взаимодействии с общевойсковыми армиями пробили на ряде участков оборону на Зееловских высотах, противник начал отступать. Утром 18 апреля Зееловские высоты были взяты..."

11. Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите, о положении жителей какого города в годы Великой Отечественной войны в нем говорится.

"Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали "ура".Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится...Но она принесла с собой надежду: будет лучше!

Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни".

12. Соотнесите название военных операций и их цели:

А

Багратион

1)

Захват Москвы

Б

Барбаросса

2)

Наступление под Сталинградом

В

Тайфун

3)

Освобождение Белоруссии

Г

Уран

4)

Вторжение в СССР

5)

Наступление немцев на Курской Дуге

13.Прочитайте фрагмент из воспоминаний главного маршала бронетанковых войск П.А. Ротмистрова и определите, входе какой из битв произошло описываемое сражение.

"С первых же минут сражения две мощные лавины танков в глубоком построении, поднимая тучи пыли и дыма, двинулись навстречу друг другу...

Сражение длилось до позднего вечера. Сцепившись в один гигантский клубок танки уже не могли разойтись. Лобовые атаки сопровождались таранными ударами в борт, огневыми поединками пушек и пулеметов. Земля стонала от разрыва снарядов и стального грохота. Кругом горели танки и самоходные орудия.

Это было страшное, беспримерное танковое сражение. "

14. Прочтите отрывок из приказа Народного комиссара обороны СССР и напишите, какое название получил это приказ.

"...Военным Советам армий и прежде всего командующим армиями:...сформировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной".

15. Прочтите отрывок из директивы немецкого командования и напишите название плана немецкого командования, на исполнение которого была направлена эта директива.

«Немецкие вооруженные силы должны быть готовы к тому, чтобы еще до окончания войны с Англией победить путем быстротечной военной операции Советскую Россию. Особое внимание следует обратить на то, чтобы не было разгадано намерение произвести нападение... Общая цель: находящиеся в западной части России войсковые массы русской армии должны быть уничтожены в смелых операциях с глубоким продвижением танковых частей. Следует воспрепятствовать отступлению боеспособных частей в просторы русской территории...»

Часть 2

1) Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова. 
«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы... 
Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли ее пробить. 
Наша авиация шла над полем боя волнами... Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами... появилась группа бомбардировщиков... И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага... 
20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия открыла огонь... Начался исторический штурм...»

С1.  О каком сражении идет речь? 

 С2. Используя текст и знания по курсу истории, назовите не менее двух отличительных особенностей этого сражения.
СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение? Какие события последовали за ним (назовите не менее двух событий).

2. Назовите не менее трех признаков коренного перелома в ходе ВОВ. Назовите не менее трех сражений и военных операций этого периода.

 


Вариант 4

Часть 1

1. Что было причиной отступления Красной армии в начале войны?

1) просчеты советского руководства в определении сроков начала войны

2) «политика умиротворения» Гитлера, которую проводили страны Запада

3) сосредоточение германских сил на центральном направлении

4) отказ советского руководства от объявления всеобщей мобилизации

2. Как назывался чрезвычайный орган высшего военного управления, осуществлявший в годы войны стратегическое руководство войсками?

1) НКВД                                                                     2) Реввоенсовет

3) Совет рабочей и крестьянской обороны            4) Ставка Верховного главнокомандования

3. Какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе Московской битвы?

1) оборона Брестской крепости                               2) создание антигитлеровской коалиции

3) создание Дороги жизни                                       4) окружение советских войск под Вязьмой

4.Какое направление удара немецких войск весной-летом 1942 г. было главным

1) центральное направление           2) юное направление

3) северное  направление                4) ленинградское направление

5.Какое событие произошло во время Великой Отечественной войны в ходе операции "Уран"

1) оборона Брестской крепости             2) Тегеранская конференция

3) форсирование Днепра                        4) окружение немецких войск в Сталинграде

6. Какое событие произошло в ходе Курской битвы

1) создание Дороги жизни                              2) прорыв блокады Ленинграда

3) крупнейшее танковое сражение                 4)сдача в плен армии фельдмаршала Паулюса

7. О какой крупнейшей военной операции говорится в сообщении Совинформбюро от 5 ноября 1943 г.

"Красная армия форсировала крупнейшую водную преграду...и освободила...важнейшие промышленные центры юга нашей страны... Таким образом, наши войска взломали всю оборону противника от Запорожья до Азовского моря..."

8. Прочтите отрывок из воспоминания военачальника и укажите, о каком событии Великой Отечественной войны идет речь.

"Немецкий генерал Вестфаль, описывая операцию "Тайфун", вынужден был признать, "что немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения".

Что верно, то верно...Красная Армия впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была наша первая стратегическая победа над вермахтом".

9.Прочтите отрывок из работы историка и определите, о битве за какой город в нем говорится

"Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русских, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города."

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите название органа власти периода Великой Отечественной войны, о котором идет речь

"30 июня 1941 года был создан чрезвычайный орган - во главе с И.В. Сталиным. Он стал авторитетным органом руководства обороной страны, сосредоточившим в своих руках всю полноту власти. Гражданские, партийные, советские организации были обязаны выполнять все его постановления и распоряжения... "

1) Реввоенсовет                                                        2) Ставка Верховного Главнокомандования  

3)Государственный комитет Обороны                  4) Совет по эвакуации

11.Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите о какой битве Великой Отечественной войны идет речь.

"Итогом оборонительного сражения следует, на мой взгляд, считать поражение танковых соединений врага, в результате чего возникло особо благоприятное для нас соотношение сил по этому важному роду войск. В значительной степени способствовал тому выигрыш нами крупного встречного сражения южнее Прохоровки...Мне довелось быть свидетелем этого поистине титанического поединка двух стальных армад (до 1200 танков и самоходных артиллерийских установок) 12 июля  ".

12. Установите соответствие между названиями битв на советско-германском фронте и годами, когда они произошли.

НАЗВАНИЯ БИТВ

ГОДЫ

А

Сталинградская

1)

1941 г

Б

Берлинская

2)

1942-1943 г

В

Курская

3)

1943 г

Г

Московская

4)

1944 г

5)

1945 г

13. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите год, к которому относятся описанные события Великой Отечественной войны.

«Обстановка того времени оставалась для нашей страны весьма трудной. Под пятой фашистских оккупантов находились Прибалтика и Белоруссия, Украина и Молдавия, западные и южные области Российской Федерации. Враг продолжал блокаду Ленинграда, держал крупные силы войск неподалеку от Москвы. Накопленные с большим напряжением стратегические резервы были израсходованы в боях под Москвой. Несмотря на то что усилиями партии, всего советского народа к лету были достигнуты немалые результаты в развитии народного хозяйства, оно пока что обеспечивало армию лишь минимально необходимыми средствами для организации отпора вражеским полчищам. Обстановку усугубил, как уже говорилось ранее, неудачный для наших войск исход боевых действий под Ленинградом, Харьковом и в Крыму».

1)1941 г.        2) 1942 г.        3)1943 г.        4) 1944 г.

14. Прочтите отрывок из книги историка и укажите описанную в нем битву Великой Отечественной войны.

«Контрнаступление Красной Армии и разгром немцев — главное событие начального этапа Великой Отечественной войны. Это было первое крупное поражение Германии, показавшее, что представление о непобедимости ее армий — миф. На некоторое время Красной Армии удалось перехватить стратегическую инициативу. Сложились предпосылки для образования антигитлеровской коалиции».

15.  Прочтите отрывок из договора о воспоминаниях и укажите год его подписания.

"Сталин заключил пакт с Германией для того, чтобы подтолкнуть Гитлера к нападению на Польшу, хорошо зная, что Англия и Франция выступят на ее стороне. После предположительной победы Германии над Польшей Россия, во-первых, вернет себе важные, потерянные в победней войне области; а во-вторых, будет спокойно глядеть, как Германия, воюя с западными державами, исчерпает свои силы, чтобы затем в подходящий момент бросить всю мощь Красной Армии на дальнейшую большевизацию Европы».

1) 1933 г.      2) 1937 г.         3) 1939 г.          4) 1941 г.

Часть 2

1.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Отрывок из мемуаров генерала Г. Гудериана.

«Наступление началось 5 июля маневром, давно известным русским по многочисленным предыдущим операциям, а потому заранее ими разгаданным. Гитлер хотел уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

С 10 по 15 июля я посетил оба наступающих фронта... и уяснил себе на месте в беседах с командирами-танкистами ход событий, недостатки наших наступательных приемов в наступательном бою и отрицательные стороны нашей техники. Мои опасения о недостаточной подготовленности танков «пантера» к боевым действиям на фронте подтвердились. 90 танков... фирмы Порше [«фердинанд»]... также показали, что они не соответствуют требованиям ближнего боя; эти танки, как оказалось, не были снабжены в достаточной мере даже боеприпасами. Положение обострялось тем, что они не имели пулеметов... Им не удалось ни уничтожить, ни подавить [русские] пехотные огневые точки, чтобы дать возможность продвинуться... [немецкой] пехоте. Продвинувшись вперед на 10 км, войска [генерала] Моделя были остановлены. Правда, на юге успех был больше, но он был недостаточен для блокирования русской дуги или понижения ее сопротивления. 15 июля началось русское наступление на Орёл... 4 августа город пришлось оставить. В этот же день пал Белгород.

В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя... Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

 С1. О какой битве Великой Отечественной войны идет речь в мемуарах Гейнца Гудериана? Назовите ее, датируйте (год).

С2. Какие задачи ставило германское командование перед своими войсками в операции «Цитадель»? Назовите не менее двух задач.

СЗ. Какое значение для общего хода войны имело описываемое сражение?

2. Ниже приведены две точки зрения на вопрос о роли Западного и Восточного фронтов во Второй мировой войне:

1.        Победа над фашизмом была одержана прежде всего благодаря западным странам (США и Великобритании), благодаря их победам в Северной Африке и Западной Европе.

2.        Главный вклад в победу над фашизмом внес СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Ответы

Вариант 1

1-2

2-1

3-3

4-2

5-3

6-  А-3,Б-5,В-1,Г-2

7-4

8-Барбаросса

9-Берлинская операция

10-3

11-Курская битва

12-Москва

13-Сталинград

14-2

15-4

Часть 2

1)  Ниже приведены две точки зрения  на основные причины победы СССР в Великой Отечественной войне:

  1. Победа в войне достигнута за счет превосходства советской системы, высокого военного потенциала Советской Армии, искусства военачальников, патриотического подъема и массового героизма.
  2. Победа была достигнута за счет колоссальных людских потерь, а Советская Армия вплоть до конца войны стояла ниже по своим боевым качествам, чем немецкая.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной и убедительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить  аргументами, подтверждающих избранную вами точку зрения.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

  1. огромные потери СССР были вызваны неудачным началом войны - внезапностью и вероломностью нападения Германии;
  2. советская промышленность смогла очень быстро наладить выпуск военной техники и превзойти почти во всем показателям немецкую промышленность, что обеспечило коренной перелом в войне;
  3. воинское искусство советских полководцев (Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского и др.) было признано даже противником;
  4. лучшие образцы советской военной техники не уступали немецким, а часто даже превосходили их;
  5. во время войны советские солдаты и офицеры, как и всё население страны, проявляли массовый героизм, большую роль в победе сыграл патриотический подъем.
  1. советское военное командование было обезглавлено в результате сталинских репрессий, а новые неопытные командиры часто не могли воевать без больших потерь в личном составе;
  2. к началу войны с СССР немецкая армия имела большой военный опыт, а советские войска показали свою низкую боеготовность в ходе войны с Финляндией;
  3. СССР понес гигантские людские потери в ходе войны;
  4. на первом этапе войны советским солдатам приходилось воевать практически без поддержки техники, и выстоять можно было только за счет огромных людских потерь;
  5. Советская Армия по численности была значительно больше немецкой, однако коренного перелома в войне удалось добиться только лишь на второй год войны.

2)  Назовите не менее трёх итогов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Укажите не менее трех операций завершающего этапа войны.

Ответ:

  1. Могут быть указаны следующие итоги Великой Отечественной войны:
  1. победа антигитлеровской коалиции, СССР отстоял свою государственную независимость несмотря на огромные материальные и людские потери, была восстановлена государственность народов Европы, оккупированных Германией;
  2. фашистская Германия и Япония потерпели военно-политическое поражение, антидемократические режимы в этих странах, а также в Италии, Румынии, Венгрии, Болгарии и др. пали;
  3. вырос престиж СССР, усилилось его международное влияние, в Центральной  и Юго-Восточной Европе начала формироваться система социалистических государств, находящихся под его прямым контролем;
  4. в Европе и на Дальнем Востоке произошли некоторые территориальные изменения (в частности, Польша получила Силезию, СССР – Восточную Пруссию, весь Сахалин, Курильские острова);
  5. был дан мощный импульс национально-освободительному движению, началось разрушение колониальной системы;
  6. фашизм и нацизм были осуждены как идеология агрессии, насилия, расового превосходства.
  1. Могут быть указаны следующие операции завершающего этапа войны:
  1. снятие блокады Ленинграда; освобождение Одессы; освобождение Белоруссии (операция «Багратион»); Львовско-Сандомирская операция; Висло-Одеровская операция; Берлинская

Вариант 2

1-1

2-4

3-3

4-4

5-2

6-2

7-  А-3, Б-4, В-1, Г-2

8-2

9-Сталинградская

10-2

11-2

12-Берлин

13-Ленинград

14-Курская

15-Битва за Москву

часть 2

1)Ниже приведены две точки зрения на пакт Молотова— Риббентропа:

Подписание пакта о ненападении с фашистской Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР.

Подписание пакта стало ошибкой, имевшей тяжёлые последствия для СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трёх фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

При выборе первой точки зрения:

подписание пакта стало необходимым в итоге провала переговоров с Англией и Францией

подписав пакт с Германией, СССР направил фашистскую агрессию на Запад

было выиграно время, необходимое для подготовки к войне союз СССР и Германией заставил Японию переориентироваться на войну с США, и СССР избежал войны на два фронта

подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны

При выборе второй точки зрения:

пакт развязал руки Германии для завоевания половины Европы, что привело к росту военно-экономического потенциала немецкого фашизма

СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции

советское руководство не смогло воспользоваться в достаточной степени временем, выигранным от подписания договора

подписание договора дезориентировало советский народ, армию, которые не могли определиться в отношении к Германии как к союзнику или врагу, что нанесло вред обороноспособности страны

подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР территорий, часть населения которых поддержала впоследствии гитлеровские войска в борьбе с Советской армией.

2) Укажите причины неудач Красной Армии на первоначальном этапе Великой Отечественной войны. Укажите не менее трёх причин. Назовите не менее трёх сражений периода лета – осени 1941 г. 
Причины: масштабные репрессии в Красной Армии;

  1. убежденность , что в Германии будет соблюдаться договоры 1939 г.;
  2. недоверие к донесениям разведки;
  3. в результате присоединения Западной Украины и  Западной Белоруссии новые границы СССР не были укреплены;
  4. советская военная доктрина строилась на том положении, что Красная Армия в случае нападения врага будет вести войну на чужой территории, и, следовательно, не предусматривала оборонительной тактики.

Сражения - Ленинградская оборонительная операция, Смоленское сражение, Оборона Киева

Вариант 3

1-1

2-1

3-4

4-2

5-2

6-3

7-4

8-1

9-2

10-Берлинская

11-Ленинград

12-А-3, Б-4,В-1, Г-2

курская

13-Курская

14-"Ни шагу назад"

15-Барбаросса

Часть 2

1) Из воспоминаний маршала Г.К. Жукова. 

1) Берлинская наступательная операция

2) Использование прожекторов, наступление осуществлялось силами 3 фронтов и войсками Царства Польского

3) Сражение привело к взятию Берлина и  окончанию ВОВ


2. Назовите не менее трех признаков коренного перелома в ходе ВОВ. Назовите не менее трех сражений и военных операций этого периода.

 Ответ:

Могут быть названы следующие признаки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны:

переход стратегической инициативы к Красной армии;

достижение СССР военно-технического превосходства в снабжении действующей армии новейшими видами вооружения;

обеспечение надежного превосходства советской оборонной промышленности и тыловой экономики над экономикой противника (Германии);

качественные изменения в соотношении  сил на международной арене в пользу стран антигитлеровской коалиции.

Могут быть указаны следующие сражения:

Сталинградская битва;

битва на Орловско-Курской дуге;

форсирование Днепра, освобождение Левобережной Украины, Донбасса, Киева;

наступательные операции на Кавказе;

прорыв блокады Ленинграда.

Вариант 4

1-1

2-4

3-2

4-2

5-4

6-3

7-Днепр

8-Битва за Москву

9-Сталинград

10-3

11-Курская

12-А-2,Б-5, В-3, Г-1

13-2

14-Битва за Москву

15-3

часть 2

1.Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы

Отрывок из мемуаров генерала Г. Гудериана.

1) Курская дуга, 1943г

2) уничтожить выдвинутые вперед в виде дуги позиции русских двойным охватом... и захватить тем самым инициативу на Восточном фронте снова в свои руки.

3) Произошел коренной перелом в ходе войны, стратегическая инициатива перешла к советскому командованию, были освобождены города Орел, Белгород, Курск, сложились благоприятные условия для открытия второго фронта

2) Ниже приведены две точки зрения на вопрос о роли Западного и Восточного фронтов во Второй мировой войне:

1.        Победа над фашизмом была одержана прежде всего благодаря западным странам (США и Великобритании), благодаря их победам в Северной Африке и Западной Европе.

2.        Главный вклад в победу над фашизмом внес СССР.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

При выборе первой точки зрения:

При выборе второй точки зрения:

  1. на советско-германском фронте было сосредоточено более 2/3 сухопутных сил Германии ( до 1944 г. -70 -75 %);
  2. на Восточном фронте вермахт потерял более ¾ личного состава, танков, артиллерии, авиации;
  3. советские войска разгромили самую крупную и боеспособную японскую Квантунскую армию;
  4. большая часть решающих сражений Второй мировой войны произошли на советско-германском фронте (Московская наступательная операция, Сталинградская битва, битва на Курской дуге, Берлинская операция и др.).

  1. англо- американские союзные войска разгромили основные силы фашистской Италии;
  2. высадка союзников в Нормандии существенно приблизила завершение войны;
  3. англо-американские войска вынесли основную тяжесть войны на Тихом океане.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...