Презентация "Культура и духовная жизнь общества";
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)
Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; конструктивно разрешать конфликты; умение сотрудничать.
Усвоить, что диалог культур - один из путей решения проблемы современной духовной культуры. (Презентация)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Тема: « Культура и духовная жизнь общества » 10 класс Цель: 1.Отработать понятия: духовная культура, народная культура, массовая культура, элитарная культура. 2. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; конструктивно разрешать конфликты; умение сотрудничать. 3. Усвоить, что диалог культур - один из путей решения проблемы современной духовной культуры. Технология урока: технология развития критического мышления. Фазы технологии развития критического мышления. Первая фаза- стадия вызова: пробуждения имеющихся знаний, интереса к получению новой информации. Вторая фаза-стадия осмысления: получение новой информации. Третья фаза- стадия рефлексии (размышления). Приемы: работа в группах « Зигзаг » ; таблица « Толстые и тонкие вопросы » ; « Синквейн » Организация групповой работы – « Обучение сообща » . Проведения урока - 2018г.
Деятельность учащихся Деятельность учителя Учащиеся выполняют данные задания Внимательно ознакомитесь со слайдом №2; учащимся предлагается сгруппировать иллюстрации и сформулировать критерии отбора Учащиеся формулируют тему урока Учитель предлагает назвать тему урока Соотношение с высказываниями учеников Показ слайдов №3,4 Записи в тетрадях. Прием: таблица «Толстые и тонкие вопросы» Какие вопросы можно поставить к данной теме урока, используя иллюстрационный материал Идет формирования групп Предлагается создать группы (5-7человек) Ход работы урока I .Стадия вызова
Деятельность учащихся Деятельность учителя Каждый учащийся работает со своим текстом, выделяет главное, составляя опорный конспект. Группе выдаются тексты различного содержания.( используется материал учебного пособия под редакцией Л.Н.Боголюбова. Тема: «Культура и духовная жизнь общества») -текст о понятии культура, духовная культура, о традициях и новаторстве в культуре. -функции культуры -народная культура -массовая культура -элитарная культура - субкультуры -текст о диалоге культуры (Последующие слайды презентации) По окончанию работы учащиеся переходят в другие группы- группы экспертов (т.е. «специалисты» по отдельным вопросам объединяется в экспертные группы) Консультация учащихся II .Стадия осмысления
Деятельность учащихся Деятельность учителя Новые группы - «экспертные» группы –специалисты по одной теме. Обсуждая, в процессе обмена вопрос, готовят презентационную схему рассказа по своей теме. Решают вопрос, кто будет проводить итоговую презентацию Консультация учащихся. ( Последующие слайды презентации) Вернувшись в «рабочие» группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы, знакомя других учащихся со своей темой, используя общую презентационную схему При необходимости - консультация «Второе слушание» темы – презентация сведений Дополнительные вопросы учащимся III .Фаза - стадия рефлексии (размышления). Итог урока: творческая работа – написания « Синквейна »
11 Иссак Ньютон А.Д.Сахаров Архимед
Искусство Образование Мораль Религия Наука Элементы духовной культуры
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА 1.Духовная деятельность. 2.Что такое культура. 3.Традиции и новаторство в культуре. 4.Функции культуры. 5.Многообразие культур: -историческое и этническое многообразие культур; -диалог культур; -народная культура; -массовая культура, СМИ; -элитарная культура; -экранная культура; -субкультуры. 6.Практические выводы
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРА Культура (лат. cultura, от корня colere — «возделывать») — обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура — это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «Культура Древней Руси», «современная культура», и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура, и т.п. культура –это совокупность материальной и духовной культуры. к материальной относят всё, что создаётся в процессе материального производства (техника, производство). к духовной- всё созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера мировоззрения и т.д.)
ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕСТВЕ. ИХ СУЩНОСТЬ Адаптационная (приспособления человека и общества к условиям среды) Накопление, хранение и передача культурных ценностей (установление непрерывной связи поколений и непрерывность развития общества) Социализация (усвоение новыми поколениями созданной в обществе системы ценностей) Коммуникативная (обеспечение взаимодействия между отдельными людьми и общностями) Целеполагание и регулирование общественной жизни и человеческой деятельности (создание ценностей, образцов и ориентиров человеческой деятельности).
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ Хокку , или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. Танка (короткая песня) - древнейший жанр японской поэзии (первые записи - 8-й век). Нерифмованные пятистишия из 31 слога (5+7+5+7+7). Выражает мимолетное настроение, полно недосказанности, отличается поэтическим изяществом, зачастую - сложной ассоциативностью, словесной игрой. Старый пруд. Прыгнула в воду лягушка. Всплеск в тишине. Роса на цветах шафрана! Прольется на землю она И станет простой водою... На летнем лугу, Раздвигая густые травы, Блуждает олень, И беззвучно, безмолвно Сыплются капли росы.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ Исикава Такубоку (1886 – 1912) Кукушка Уже рассвета теплятся лучи. Ночь тоже на исходе, как весна. Дрожит и меркнет огонек свечи У моего раскрытого окна. Но в этом мире тишины и снов Чей одинокий голос вдруг проник В мое окно? Зари победный зов? Прощанье ночи? Нет, кукушки крик! О голос на рассвете! Что дано Тебе сказать? Зовешь ли ты кого? Откуда ты? Ах, знаю лишь одно! (Пусть ты лишь отзвук сердца моего:
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ Картина Шишкина Утро в сосновом лесу.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В КУЛЬТУРЕ Кандинский Василий - галерея картин - Живопись 20 века.
МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР. НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА Народная культура- особый пласт национальной культуры создаваемая народом и бытующая в народных массах. Она анонимна: есть исполнители но нет авторов, она плод коллективного творчества. Важнейшей составляющей являются нравы и обычаи, бытовая фразеология, способы ведения хозяйства, домашний уклад. Отличительная особенность состоит в том, что она находится в постоянном употреблении Народная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы составляющие её хрупки и требуют бережного и внимательного отношения
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА «НА-НА»
МАССОВАЯ КУЛЬТУРА Массовая культура-явление в истории человечества достаточно молодое, сложилось оно в XX - веке в условиях индустриального общества Условия для появления:- достаточный уровень образования масс, наличие у потребителя свободного времени, свободных средств, чтобы оплатить досуг, средства коммуникации способных тиражировать и доносить культурную продукцию до масс. Особенности в массовой культуры: коммерческая направленность -приносить прибыль при продажи. Основная черта массовой культуры- ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;- доступность, простота, развлекательность и стандартизация. Массовая культура- неотъемлема от средств массовой информации, благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, интернета.
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. На Невском проспекте Хлестаков и Городничий Столичный жених Страшный сон Чичикова ШНИТКЕ –композитор 20 века Фильмы кинорежиссёра А. Тарковского -Зеркало; -Иваново детство; -Сталкер; -Соляриис; -Андрей Рублёв. С. Гобайдулина Композитор -"Фацелия" по поэме М. Пришвина (1956); кантаты "Ночь в Мемфисе" (1968) и "Рубайят" (1969) на ст. восточных поэтов; оратория "Laudatio pacis" (на ст. Я. Коменского, в соавт. с М. Копелентом и П. X. Дитрихом - 1975);
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Сальвадор Дали. Горное озеро
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Пётр Первый (скульптор М. Шемякин)
ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА Элитарная культура-(франц.- лучшее, избранное) явление рассчитанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовленных к восприятию сложных по содержанию произведений культуры. Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры. Элитарная культура обеспечивает прогресс, без её оценки не возможно любое творчество в области высокого искусства. Элитарная культура-это стремление к самовыражению и воплощению своих идей. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”.
ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА - культура, базирующаяся на микропроцессорной информационной технологии; порожденный компьютерной революцией принципиально новый тип культуры, основным материальным носителем текстов которой является не письменная речь, а "электронная книга", "Экранная речь". Для экранной культуры характерна экранная форма общения людей (свободный вход в мир информации), экранное мышление (строгая логика, быстрота, гибкость, реактивность. образность), экранная система обучения и управления. Экранная культура - культура будущего.
СУБКУЛЬТУРА Молодёжная субкультура - для нее свойственный особый стиль общения, музыка, мода, нравственный климат. Зачастую она способна оказывается в оппозиции к обществу, отрицая его идеалы и ценности. Примеры: -панки; -рейверы; -рокеры; -скины; -готы; -футбольные фаны и т.д.
СУБКУЛЬТУРА Молодёжная; Религиозных организаций; -преступных группировок; -национальных меньшинств (цыгане); -профессиональные. Субкультура-(лат.суб-под, культура возделывания - культура какой либо социальной или демографической группы. Закрепляется и проявляет себя в особых чертах поведения людей, сознания, языка, внешний вид и система ценностей.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Культура - сложное явление ,для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа, обывательские представления о культуре зачастую искажают ее смысл. Сложные формы культуры требуют умения компетентно оценивать ее явления. Научитесь не отвергать то ,что вам не понятно с первого взгляда,, попробуйте в этом разобраться. Культурный человек терпим и толерантен,
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ Старайтесь определять свою личную позицию в отношении любых явлений культуры, но при этом стремитесь избегать однозначных выводов. Это не только противоречит самому духу культуры, но часто выглядит просто глупо. Помните, что терпимость к проявлениям чужих форм культуры - отличительная черта культурного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Дидактический материал для проведения промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....
Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"
Тест в формате ЕГЭ может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе по теме "Духовная сфера жизни общества"...
"Культура и духовная жизнь общества".
Презентация к уроку обществознания в 10 классе....
Тест по обществознанию "Духовная жизнь общества"
Тест предназначен для проверки знаний учащихся 10 класса по теме "Духовная жизнь общества". Ключ к тесту прилагается....
Разработка урока по теме "Культура и духовная жизнь общества"
Подробна разработка урока+презентации....
Презентация по теме "Культура и духовная жизнь общества"
Презентация к уроку обществознания в 10 классе "Культура и духовная жизнь общества", расчитана для работы на 2 уроках при использовании учебника под редакцией БоголюбоваЛ.Н., Лабезниковой А.Ю....
Культура и духовная жизнь общества
Презентация предназначена для обучающихся 10-11 классов, кроме теоретического и иллюстративноо материала презентация содержит различные типы заданий для организации самостоятельной работы с учебником,...