Конспект урока
план-конспект урока по истории (6 класс)
данный урок был отправлен на конкурс, с этим уроком мы вошли 5 победителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок был отправлен на конкурс | 976.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
урока истории России в 6 классе
Учителя истории МАОУ СОШ №2 с. Александровское
Гафнер Е.И. и Кривошеина О.С.
Урок в технологии развития критического мышления
Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры, тема: «Создание славянской письменности» 6 класс.
Место урока в системе уроков: Глава I Древняя Русь
Тип урока: урок-исследование.
Приемы технологии развития критического мышления: таблица «толстых и тонких вопросов», кластер, стратегия «Зигзаг-2», «Инсерт», схема «Общее – Уникальное», синквейн.
Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.
Оборудование: учебник, схемы, таблицы, презентация, иллюстративный материал параграфа, раздаточные материалы (тесты, фрагменты стихотворения).
Литература:
- История России 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. ч. 1 / (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарев); под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128с.
- Огрызко, В. Кирилл и Мефодий – покровители народного образования // Лит. в школе. ̶ 1993. ̶ № 2. ̶ С. 73-76.
- Глоба, Л., Сухотина Е. Вначале было слово: (Дни славянской письменности и культуры в Орле) / Л. Глоба, Е. Сухотина // Библиотека. ̶ 1998. ̶ №.1. ̶ С. 116 ̶ 117.
Интернет-ссылки на используемые материалы:
https://www.youtube.com/watch?v=bIFR8v6GISs
Цель урока: Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма.
Формируемые универсальные учебные действия
УУД | Этап урока | Способ формирования |
Метапредметные Регулятивные:
Коммуникативные:
| 2 этап – мотивационно-целевой 3 этап – работа в парах 2 этап – мотивационно-целевой 3 этап – работа по теме урока, работа в группах | Обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока Соседи по парте делят поле деятельности между собой. Работа в команде, взаимопомощь, диалог с учителем, выступление перед классом |
Познавательные:
| 3 этап – работа по теме урока 4 этап - рефлексия | Оперировать понятиями письменность, глаголица, кириллица, пиктография раскрывать их значение Систематизация материала в виде схемы-кластера, выделение общих черт и определение различий. Умение синтезировать понятие в лаконичной форме - синквейн |
Личностные:
| 2 этап – мотивационно-целевой 6 этап – домашнее задание 3 этап – работа по теме урока, работа в группах 5 этап – подведение итогов урока | Выражать собственное отношение вмешательству Византийских Просветителей в культуру Древней Руси Ученики могут выбрать наиболее интересное для них домашнее задание Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе |
План урока
- Организационный момент (1 мин)
- Мотивационно-целевой этап (9 мин)
- Работа по теме урока (25 мин) + физкультминутка (1 мин)
- Рефлексия (5 мин)
- Подведение итогов (2 мин)
- Домашнее задание (2 мин)
- Организация окончания урока (1 мин)
Ход урока:
- Организационный момент
- Стадия вызова
Учитель. Предлагаю вам начать урок с фрагмента стихотворения.
Славян святые братья просветили.
Мефодий и Кирилл творили письмена,
И азбуку народам подарили,
И светом озарили времена.
Учитель. Что вы узнали из фрагментов стихотворения? Какие слова вам незнакомы? Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ученики формулируют тему урока: «Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры».
Учитель. 24 мая наша страна отмечала День славянской письменности и культуры – праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры. Собственная письменность всегда служит любому народу мощным стимулом единения и развития.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.
Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки, которые создали братья Кирилл и Мефодий.
Ученики. Надо исследовать, как зародилась первая славянская азбука.
Целеполагание
Учитель. Сформулируйте «Тонкие» и «Толстые» вопросы к теме (результаты заносятся в таблицу).
Ученики.
«Тонкие» вопросы | «Толстые» вопросы |
Когда в Древней Руси появилась первая письменность? | Почему византийские просветители создали письменность для Древней Руси? |
Кто создал первую письменность? | Какие категории населения были заинтересованы в появление письменности? |
Из скольки букв состоял первый алфавит? | Причины возникновения славянской письменности? |
Каково было значение возникновения славянской письменности для древнерусского государства? |
- Стадия осмысления
Учитель. Возьмите в руки Приложение №1. Внимательно прочтите его и ответьте на главный вопрос, как зародилась первая славянская азбука? (по ходу ответа учеников составляется кластер)
Учитель. Как звали создателей славянской письменности?
Ученики. В каком году была создана славянская письменность?
Учитель. Прочитайте текст Приложения №2 с карандашом в руках. Делайте на полях заметки по ходу чтения: «+» - новое, «?» - не понял, есть вопросы, «v» - уже знал. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, возможно, количество значков увеличится. Далее заполните таблицу
v (уже знал) | + (новое) | ? (не понял, есть вопросы) |
Учитель. Обсудим записи в ваших таблицах. Что вам уже было известно? Что новое вы узнали о славянской письменности? Какая часть текста вызвала вопросы?
Рефлексия
Учитель. Далее работайте в парах (Приложение №3): используя кольца, составьте схему «Общее – уникальное», выпишите общие и уникальные черты «Глаголицы и Кириллицы».
Ученики. Общие черты: между глаголицей и кириллицей нет разницы ни в количестве букв – в первоначальном варианте их 41 в обеих азбуках, ни в их названиях - все те же «аз», «буки», «веди».
Уникальные черты:
разница заключается лишь в начертаниях букв. Различают две формы начертания глаголицы: более древняя - круглая - известная как болгарская, и более поздняя - угловатая или хорватская. Не совпадает и числовое значение букв. Дело в том, что в Средние века славянские народы, как и греки, не знали арабских цифр и для записей чисел пользовались буквами. В глаголице «аз» соответствует единице, «буки» - двойке и так далее. В кириллице цифры привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита. Поэтому «аз» - единица, а «веди» - двойка.
Физкультминутка
Вызов
Учитель. Сыграем в «Ассоциации». Какие образы у вас возникают, когда я произношу слово «письменность»?
Например, Кирилл и Мефодий, язык, азбука, слова.
Учитель. Разделитесь на группы по 5 человек. Работая со своими кластерами и текстами опишите жизнь и занятия отдельных категории населения средневековых русских городов.
Задание для 1 группы: сравните современный алфавит и славянскую азбуку: какие буквы есть в том и в другой; каких букв нет, а какие появились в современной азбуке?
Задание для 2 группы: как повлияла, по вашему мнению, появление славянской письменности на быт населения?
Задание для 3 группы: как повлияла, по вашему мнению, появление славянской письменности на торговлю с соседними странами?
Задание для 4 группы: описать жизнь и занятия Кирилла и Мефодия?
Каждый ученик изучает вопрос по данной теме, становится экспертом по теме;
- эксперты обмениваются информацией;
- каждый эксперт докладывает в своей группе по своему вопросу, в том числе и после консультаций экспертов из разных групп;
- в конце цикла проводится контроль освоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом и определения группы-победителя. Заполнить оценочные листы.
Оценочный лист «Работа в группе»
№ | Фамилии, имена участников | Критерии оценивания | Оценка группы | |
Соблюдал принципы сотрудничества | Является ответственным экспертом | |||
Стадия рефлексии
Учитель. Составьте синквейн на тему «Создание славянской письменности». В памятке указаны правила составления синквейна.
Синквейн:
1 строка – название темы (существительное);
2 строка – описание темы (два прилагательных);
3 строка – действие (три глагола);
4 строка – чувство (фраза из четырёх слов, выражающих отношение автора к теме);
5 строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).
Пример синквейна
Письменность
Древняя, славянская
Обучает, знакомит, развивает.
Открывает кругозор в мир.
Шедевр!
- Подведение итогов урока
Учитель. Подведем итоги урока.
- Продолжите фразы.
Я узнал (а)…
Я понял (а)…
Я хотел (а) бы…
- Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен
Мне было интересно работать на уроке.
Мне понравилось работать в группе.
В процессе работы у меня возникли затруднения.
Я недоволен результатом своей работы.
- Домашнее задание
Учитель. Я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание
1 вариант – нарисовать ваш вариант алфавита
2 вариант – написать эссе на тему «Заслуга Кирилла и Мефодия».
3 вариант – составит кроссворд исследователя данной темы.
Организация окончания урока.
Приложение №1
«Братья Кирилл и Мефодий и славянская азбука».
Истоки праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Значимость их трудов для славянских народов велика. Святые братья не только дали славянскому миру азбуку, но и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.
На российскую землю этот праздник пришел в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.
Мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура.
Эпоху, когда не было письменности называют доисторической.
Более 1140 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году (9 век).
Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Фессалоники (Солуни), в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.
Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.
Ну, а как же была придумана азбука для славян?
Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.
В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.
Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”
Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.
Приложение №2
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.
- Картинное письмо
- Идеография
- Звуковое письмо
- Греческое письмо
- Латинское письмо
- Славянское письмо
- Русское
Более 1140 лет назад славянские книжники братья Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами славянского алфавита. В наше время 10 часть всех существующих языков - 70! -имеет письменность на основе кириллицы.
В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголица». Позднее в Болгарии ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу (43 буквы), названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских, стали символом духовного подвига.
Приложение №3
Глаголица | Кириллица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.
Презентация конспекта урока на немецком языке в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы на тему:"Проблема счастья в поэме Н.А.Некрасова"Кому на Руси жить хорошо",конспект урока литературы на тему:"Жизнь и творчество М.Цветаевой"
конспект урока по литературе .Работа в группах...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....