Конспект урока
план-конспект урока по истории (6 класс)

Кривошеина Ольга Сергеевна

данный урок был отправлен на конкурс, с этим уроком мы вошли 5 победителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок был отправлен на конкурс976.86 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

 урока истории России в 6 классе

Учителя истории МАОУ СОШ №2 с. Александровское

Гафнер Е.И. и Кривошеина О.С.

Урок в технологии развития критического мышления

Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры, тема: «Создание славянской письменности» 6 класс.

Место урока в системе уроков: Глава I  Древняя Русь

Тип урока: урок-исследование.

Приемы технологии развития критического мышления: таблица «толстых и тонких вопросов», кластер, стратегия «Зигзаг-2», «Инсерт», схема «Общее – Уникальное», синквейн.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

Оборудование: учебник, схемы, таблицы, презентация, иллюстративный материал параграфа, раздаточные материалы (тесты, фрагменты стихотворения).

Литература:

  1. История России 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. В 2 ч. ч. 1 / (Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Стефанович, А.Я. Токарев); под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 128с.
  2. Огрызко, В. Кирилл и Мефодий – покровители народного образования // Лит. в школе. ̶ 1993. ̶ № 2. ̶ С. 73-76.
  3. Глоба, Л., Сухотина Е. Вначале было слово: (Дни славянской письменности и культуры в Орле) / Л. Глоба, Е. Сухотина // Библиотека. ̶ 1998. ̶ №.1. ̶ С. 116 ̶ 117.

 Интернет-ссылки на используемые материалы:

https://www.youtube.com/watch?v=bIFR8v6GISs


Цель урока: Познакомить учащихся с историей создания славянской азбуки, показать значение научного и просветительского подвига Кирилла и Мефодия, воспитывать у учащихся чувство гражданственности и патриотизма.

Формируемые универсальные учебные действия

УУД

Этап урока

Способ формирования

Метапредметные

Регулятивные:

  • Целеполагание;

  • Планирование

Коммуникативные:

  • Овладение навыками публичных выступлений

2 этап – мотивационно-целевой

3 этап – работа в парах

2 этап – мотивационно-целевой

3 этап – работа по теме урока, работа в группах

Обучающиеся самостоятельно определяют цель и задачи урока

Соседи по парте делят поле деятельности между собой.

Работа в команде, взаимопомощь, диалог с учителем, выступление перед классом

Познавательные:

  • Владение ключевыми понятиями
  • Проблема возникновения письменности в  Древней Руси
  • Описание древнерусского алфавита
  • Биография создателей древнерусской письменности и алфавита

3 этап – работа по теме урока

4 этап - рефлексия

Оперировать понятиями письменность, глаголица, кириллица, пиктография  раскрывать их значение

Систематизация материала в виде схемы-кластера, выделение общих черт и определение различий.

Умение синтезировать понятие в лаконичной форме - синквейн

Личностные:

  • Способность к саморазвитию
  • Формирование мотивации к учебе
  • Формирование положительного отношения к собственному здоровью (участие в физкультминутке)

2 этап – мотивационно-целевой

6 этап – домашнее задание

3 этап – работа по теме урока, работа в группах

5 этап – подведение итогов урока

Выражать собственное отношение вмешательству Византийских Просветителей в культуру Древней Руси

Ученики могут выбрать наиболее интересное для них домашнее задание

Возможность повышения самооценки ученика за счет положительной оценки его деятельности в группе


План урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Мотивационно-целевой этап (9 мин)
  3. Работа по теме урока (25 мин) + физкультминутка (1 мин)
  4. Рефлексия (5 мин)
  5. Подведение итогов (2 мин)
  6. Домашнее задание (2 мин)
  7. Организация окончания урока (1 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Стадия вызова

Учитель. Предлагаю вам начать урок с фрагмента  стихотворения.

Славян святые братья просветили.
Мефодий и Кирилл творили письмена,
И азбуку народам подарили,
И светом озарили времена.

Учитель. Что вы узнали из фрагментов стихотворения? Какие слова вам незнакомы? Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ученики формулируют тему урока: «Урок, посвященный Дню славянской письменности и культуры».

Учитель. 24 мая наша страна отмечала День славянской письменности и культуры – праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной литературы и родной культуры. Собственная письменность всегда служит любому народу мощным стимулом единения и развития.

Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек.

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки, которые создали братья Кирилл и Мефодий.

Ученики. Надо исследовать, как зародилась первая славянская азбука.

Целеполагание

Учитель. Сформулируйте «Тонкие» и «Толстые» вопросы к теме (результаты заносятся в таблицу).

Ученики.

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Когда в Древней Руси появилась первая письменность?

Почему византийские просветители создали письменность для Древней Руси?

Кто создал первую письменность?

Какие категории населения были заинтересованы в появление письменности?

Из скольки букв состоял первый алфавит?

Причины возникновения славянской письменности?

Каково было значение возникновения славянской письменности для древнерусского государства?

  1. Стадия осмысления

Учитель. Возьмите в руки Приложение №1. Внимательно прочтите его и ответьте на главный вопрос,  как зародилась первая славянская азбука? (по ходу ответа учеников составляется кластер)

Учитель. Как звали создателей славянской письменности?

Ученики. В каком году была создана славянская письменность?

Учитель. Прочитайте текст Приложения №2 с карандашом в руках. Делайте на полях заметки по ходу чтения: «+» - новое, «?» - не понял, есть вопросы, «v» - уже знал. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, возможно, количество значков увеличится. Далее заполните таблицу

v (уже знал)

+ (новое)

? (не понял, есть вопросы)

 

Учитель. Обсудим записи в ваших таблицах. Что вам уже было известно? Что новое вы узнали о славянской письменности? Какая часть текста вызвала вопросы?

Рефлексия

Учитель. Далее работайте в парах (Приложение №3): используя кольца, составьте схему «Общее – уникальное», выпишите общие и уникальные черты «Глаголицы и Кириллицы».

Ученики. Общие черты: между глаголицей и кириллицей нет разницы ни в количестве букв – в первоначальном варианте их 41 в обеих азбуках, ни в их названиях - все те же «аз», «буки», «веди».

Уникальные черты:

разница заключается лишь в начертаниях букв. Различают две формы начертания глаголицы: более древняя - круглая - известная как болгарская, и более поздняя - угловатая или хорватская. Не совпадает и числовое значение букв. Дело в том, что в Средние века славянские народы, как и греки, не знали арабских цифр и для записей чисел пользовались буквами. В глаголице «аз» соответствует единице, «буки» - двойке и так далее. В кириллице цифры привязаны к числовым значениям соответствующих букв греческого алфавита. Поэтому «аз» - единица, а «веди» - двойка.

Физкультминутка

Вызов

Учитель. Сыграем в «Ассоциации». Какие образы у вас возникают, когда я произношу слово «письменность»?

Например, Кирилл и Мефодий, язык, азбука, слова.

Учитель. Разделитесь на группы по 5 человек. Работая со своими кластерами и текстами опишите жизнь и занятия отдельных категории населения средневековых русских городов.

Задание для 1 группы: сравните современный алфавит и славянскую азбуку: какие буквы есть в том и в другой; каких букв нет, а какие появились в современной азбуке?

Задание для 2 группы: как повлияла, по вашему мнению, появление славянской письменности на быт населения?

Задание для 3 группы: как повлияла, по вашему мнению, появление славянской письменности на торговлю с соседними странами?

Задание для 4 группы: описать жизнь и занятия Кирилла и Мефодия?

Каждый ученик изучает вопрос по данной теме, становится экспертом по теме;

 - эксперты обмениваются информацией;

- каждый эксперт докладывает в своей группе по своему вопросу, в том числе и после консультаций экспертов из разных групп;

- в конце цикла проводится контроль освоения учебного материала каждым учащимся и группой в целом и определения группы-победителя. Заполнить оценочные листы.

 Оценочный лист «Работа в группе»

Фамилии, имена участников

Критерии оценивания

Оценка группы

Соблюдал принципы сотрудничества

Является ответственным экспертом

Стадия рефлексии

Учитель. Составьте синквейн на тему «Создание славянской письменности». В памятке указаны правила составления синквейна.

Синквейн:

1 строка – название темы (существительное);

2 строка – описание темы (два прилагательных);

3 строка – действие (три глагола);

4 строка – чувство (фраза из четырёх слов, выражающих отношение автора к теме);

5 строка – повторение сути, синоним первой строки (обычно существительное).

Пример синквейна

                                                               Письменность

Древняя, славянская

Обучает, знакомит, развивает.

Открывает кругозор в мир.

Шедевр!

  1. Подведение итогов урока

Учитель. Подведем итоги урока.

- Продолжите фразы.

Я узнал (а)…

Я понял (а)…

Я хотел (а) бы…

- Из предложенных утверждений отметь те, с которыми ты согласен

Мне было интересно работать на уроке.

Мне понравилось работать в группе.

В процессе работы у меня возникли затруднения.

Я недоволен результатом своей работы.

  1. Домашнее задание

Учитель. Я предлагаю вам самим выбрать домашнее задание

1 вариант – нарисовать ваш вариант алфавита

2 вариант – написать эссе на тему «Заслуга Кирилла и Мефодия».

3 вариант – составит кроссворд исследователя данной темы.

Организация окончания урока.

Приложение №1

«Братья  Кирилл и Мефодий и славянская азбука».

Истоки праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян, создателей славянской азбуки. Значимость их трудов для славянских народов велика. Святые братья не только дали славянскому миру азбуку, но и заложили фундамент литературы, письменности и культуры в целом.

На российскую землю этот праздник пришел в 1992 году, когда в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена неугасимая лампада – знак вечной памяти.

Мы сегодня не можем быть Иванами, не помнящими родства. Не имеем права забывать о том, что складывалось и развивалось веками, а именно – письменность и культура.

Эпоху, когда не было письменности называют доисторической.

Более 1140 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году (9 век).

Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Фессалоники (Солуни), в городке на границе Болгарии и Греции. Мефодий был старше брата на 6 лет. Мальчики с детства знали два языка: родной греческий и славянский, т. к. население городка состояло наполовину из греков, наполовину из славян.

Константин, благодаря живому и быстрому уму, страсти к учению и прилежанию, получил блестящее образование при императорском дворе. Оба брата жили духовной жизнью, не придавали особого значения богатству, славе, карьере. Младший брат переводил, писал, создав азбуку, по-славянски. Старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и поэтические проповеди.

Ну, а как же была придумана азбука для славян?

Сначала Константин изобразил звуки, общие у славян и греков. Каждый неизвестный звук он пробовал записывать по-разному. Если знаки казались ему неуклюжими, он их заменял. Каждая буква должна быть простой и четкой – легкой для письма. Ведь книг славянам потребуется множество. И чем проще будут буквы, тем скорее можно переписать книгу. Ведь писать станут люди неумелые, с непривычными к письму руками. Буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

В связи с появлением славянской письменности, стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были церкви, где звучала славянская речь. Не могли с этим мириться немцы и объявили братьев и их книги вне закона. Вот тогда и пришлось братьям вместе с учениками отправиться в Рим. В Риме сам папа вышел к братьям, принял славянские книги, освятил их.

Константину не суждено было вернуться на родину. Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. С этим именем он и остался жить в светлой памяти потомков. Умирая, Кирилл сказал брату: “Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство свое…”

Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был заключен в темницу. На два с половиной года померк свет для того, кто сам нес свет людям. С огромным трудом ученикам удалось добиться освобождения Мефодия. Его просветительская и учительская деятельность продолжалась до самых последних дней.

Приложение №2

Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.

Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в 9 веке было создано славянское письмо путём использования букв греческого алфавита.

  • Картинное письмо
  • Идеография
  • Звуковое письмо
  • Греческое письмо
  • Латинское письмо
  • Славянское письмо
  • Русское

 Более 1140 лет назад славянские книжники братья Константин  (в монашестве Кирилл) и Мефодий стали авторами славянского алфавита. В наше время 10 часть всех существующих языков  - 70! -имеет письменность на основе кириллицы.

 В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголица». Позднее в Болгарии ученики Константина и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку – кириллицу (43 буквы), названную в честь Константина – Кирилла. Каждой букве было дано название: аз, буки, веди, глаголь, добро…Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, легкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, первоучителей словенских, стали символом духовного подвига.

Приложение №3

Глаголица

Кириллица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...