Икона и картина
презентация к уроку по истории
Урок ОРКСЭ ( может быть использован как урок модуля ОМРК или ОПК) На уроке обучающиеся научатся отличать картину на религиозную тему от иконы. Кроме ОРКСЭ, материалы урока могут быть использованы в курсе истории или МХК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку | 2.18 МБ |
Конспект и рабочий лист | 679.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект и рабочий лист урока
«Искусство в религиозной культуре. Икона и картина»
Цель: сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях художественной культуры.
Задачи:
Образовательная – познакомить с особенностями древнерусской иконописи.
Воспитательная - формирование духовной культуры как части общей культуры человека; содействие духовно-нравственному воспитанию учащихся; воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.
Развивающая – развитие у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи и размышлению о ее особенностях; развитие навыка анализа изобразительного искусства.
- Проверка знаний по теме «Священные сооружения религий мира»
Работа в парах с карточкой № 1:
СЛАЙД 2
Задание: Заполните верхние графы таблицы названиями религий и священных сооружений, им соответствующих
Христианство, иудаизм, ислам, буддизм, церковь, пагода, мечеть, синагога
- Актуализация знаний учащихся об искусстве.
Вопросы учащимся:
- Что такое искусство?
- Теперь проверим себя: знакомимся с определениями термина «искусство» из разных словарей.
- составляем свое определение.
Искусство – отражение идей, чувств или эмоций человека в художественном образе.
Значение термина «Искусство»
СЛАЙД 3
ИСКУССТВО. Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суффиксопроизводным от искусъ "испытание; проба, попытка". Исходное значение — "испытание, опыт", затем — "умение, знание" и "искусство". (Этимологический словарь, 2004 г.
Иску́сство (от др.-русск. или ст.-слав. искусъ - опыт, истязание) — образное осмысление действительности, процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает идеи, чувства или эмоции
Слово искусство не отмечено в памятниках древнерусского языка , но слово «Искус» в значении `опыт' было широко употребительно в языке древнерусской письменности.
Ф. И. Буслаев писал: «...вкус и искусство (ис-кус-ство) происходят от одного корня кусити (санскр. куш — experiri). С понятием искусства соединяется мысль об обмане, прельщении, что видно из родственных с ним слов: искусить, искуситель, искушение» (Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка, Л., 1941, с. 176).
В русском литературном языке слово «искусство» появилось не раньше второй половины XVII в. и возникло не без влияния латинского языка как языка западноевропейской науки.
- Какие виды искусства Вы знаете?
СЛАЙД 4-5 – на уровне ознакомления
СЛАЙД 6
Виды искусства – это формы художественно-творческой деятельности людей. Различает их между собой способ воплощения художественного содержания: слово – для литературы, звук – для музыки, движение, пластика – для танца, объем – для архитектурных сооружений и т.д.
- Какие виды искусства могут быть использованы в религиозной практике?
В истории культуры взаимодействие искусства с религией было очень давним и достаточно органичным, несмотря на противоречия и даже взаимные гонения в определённые эпохи в разных странах. В иудаизме и христианстве сами по себе священные тексты Библии и Священного Предания, а также многочисленные произведения на их основе были и остаются величайшими достижениями культуры
СЛАЙД 7
Вы прослушали отрывок из «Казачьей колыбельной» на стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении Евгения Дятлова. Цитата из нее – на слайде.
Вопрос: О чём нам говорят эти слова?
Что такое «образок святой»?
Для чего мать дает его сыну?
СЛАЙД 8.
Что вы видите на слайде?
Что такое иконостас? - перегородка с иконами в православном храме, отделяющая от основной части его интерьера алтарную часть. И. пришёл на смену низкой алтарной преграде с иконами над ней.
Что такое «красный угол»? Часть жилого помещения, где установлена икона, либо домашний иконостас
Самое почетное место в храме, в жилом доме отводилось иконе, которая является наиболее известным образцом церковного искусства. Для православного христианина икона — это способ приобщения к тайне, средство получения благодати, способной оказывать влияние на человека, чудесным образом решать его проблемы и даже воздействовать на ход событий. Не случайно в России пользуются широкой славой иконы — заступницы, защитницы, целительницы.
Работа с термином
СЛАЙД 9
Значение термина «Икона»
Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ», «изображение») — в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания, у православных и католиков закреплённого догматом Седьмого Вселенского собора 787 года.
В искусствоведении иконами обычно называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.
В тетрадь - Икона – живописное изображение лиц или событий церковной истории, которым верующими воздается особое почитание.
СЛАЙД 10
На слайде – живописные изображения событий библейской истории. Но лишь одно из них является иконой. Какое? Как вы определили?
СЛАЙД 11Сегодня мы с Вами постараемся разобраться в том, как светские и церковные произведения живописи различаются между собой.
СЛАЙД 12
Сравним Икону Богоматери Путеводительница и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». И там, и там один и тот же сюжет. А в чем разница?
Младенец Христос на руках Богородицы. Если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.
На иконе Божьей Матери мы видим нечто иное. Иконописец передал какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный. Перед нами не Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. Христос правой рукой благословляет тех, кто идёт за ним, а в левой руке держит книгу – Новый Завет.
Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ. А икона?
СЛАЙД 13
Посмотрите на иллюстрации. Сравните изображение деталей одежды и пейзажа на иконе и картине. В чем отличие? – условность
СЛАЙД 14
Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты. Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений.
В канон входят правила о технике написания икон, о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены. Икона, находящаяся в храме, имеет еще одно значение. В Библии говорится «Бог есть Свет», свет духовный, как озарение. Поэтому предметы и фигуры в иконе не отбрасывают теней. Они сами излучают свет.
Художники пишут картины с помощью перспективы. СЛАЙД 15
Перспектива - это способ изображения объёмных фигур, который передаёт их расположение в пространстве.
СЛАЙД 16 В прямой перспективе Точка схождения всех линий – на линии горизонта. Дорога сужается, чем дальше предмет, тем он меньше. В обратной перспективе – точка схождения всех линий – перед изображением, предметы расширяются при удалении от зрителя.
СЛАЙД 17.
Теперь посмотрим, как это выглядит.
Все линии сходятся в одной точке. Точка схода в картине находится на линии горизонта. Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться уже. В иконе наоборот. Все линии сходятся к человеку. Точка схода перед иконой. В иконописи это называется обратной перспективой: предметы расширяются при их удалении от зрителя. Таким образом, иконописец изображает божественный мир огромным, а реальный, в котором мы живем, совсем не большим
Вопрос: Посмотрите на икону, где находится точка схода?.
Работа со слайдами 18-19. Просим учеников самим сформулировать различия.
Апостол Петр, фрагмент картины Эль-Греко
Вседержитель, фрагмент иконы Феофана Грека
Подведем итог. Работа с таблицей.
Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение. Сам факт авторства картины может иметь главное значение при оценке ее публикой. | Авторство иконописца намеренно скрывается, так как иконопись - не самовыражение, а служение. |
Живописец, заканчивая картину, ставит на ней свою подпись. Это не просто формальное подтверждение авторства – это утверждение своего взгляда на мир. | Иконописец, завершая икону, надписывает имя того, чей лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается икона. |
Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному, миру чувственности. | Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. Икона лишена внешних эмоций - восприятие ее символов происходит на духовном уровне |
Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть как сугубо индивидуальными, так и выражать характерные умонастроения своего времени. | Икона понимается Церковью средство для общения с Богом и святыми Его. |
Итак, мы с Вами выяснили, что картина – это художественный образ. А можно ли сказать, что икона – это образ?
А можно сказать, что икона – это картина?
Икона - это не картина, икона - это святой образ.
Рассмотрим икону монаха Андроникова монастыря Андрея Рублёва. К сожалению, и об этом величайшем иконописце Древней Руси известно немного.
На иконе Святая Троица изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников. Авраам любил принимать странников. Поклонившись им до земли, он позвал их к себе — отдохнуть и подкрепиться пищей. Один из странников сказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Аврааму в то время было 99 лет, а Сарре — 89 лет. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, не поверила и рассмеялась про себя. Но странник, который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, сказав: “Есть ли что трудное для Господа?”. И тогда праведный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог.
Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними - угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре. На иконе же, написанной Андреем Рублевым, изображены только три ангела. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого Бога (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как некий символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага.
В рублёвской иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Все лица Святой Троицы абсолютно равны между собой, поэтому ангелы похожи между собой, у них общие черты лица. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.
Работаем с высказываниями.
Как оценивает икону Анри Матисс? Что он видит в ней в первую очередь?
Как оценивает икону протодиакон Андрей Кураев?
Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, пред началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота ее и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Поэтому не так много имен иконописцев мы знаем – это Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий, Симон Ушаков - эти живописцев в своей памяти хранят и Церковь, и история
Д\З найти материал о технике создания икон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН
ТАЙНА ДРЕВНИХ ИКОН...
Тайна древних икон (часть 2)
В предыдущем файле "Тайна древних икон" находятся репродукции, здесь - текстовый документ с презентацией....
Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона
Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...
7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"
К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...
Творческая мастерская "Икона в творчестве А.С.Пушкина"
Данная мастерская поможет учащимся увидеть в великом русском гении глубоко православного человека. На уроках литературы мы берем только основные мотивы творчества А.С.Пушкина, а в процессе мастерской ...
Урок ОПК 5 класс "Икона и картина"
Технологическая карта урока по основам православной культуры в 5 классе "Икона и картина". Презентация к уроку...
Икона и картина. Различия.
В презентации раскрывается разница в восприятии иконы и картины....