В эпохе венценосной Екатерины.
методическая разработка по истории (8 класс)

Григорян Марина Артаваздовна

Содержание  мероприятия характеризует правление Екатерины Великой. Оно отличается высокой информативностью исторического материала и современными технологиями. Яркость и красочность всех театральных действий подчеркивают классическое музыкальное сопровождение и костюмы участников, соответствующие эпохе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В эпохе венценосной Екатерины.26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное театрализованное мероприятие

«В эпохе венценосной Екатерины»

                                                                                       Автор:

                                              Григорян Марина Артаваздовна,

                                                учитель истории и обществознания

                  высшей категории

                                                         муниципального общеобразовательного

                                              бюджетного учреждения основной

                                                             общеобразовательной школы № 99 г. Сочи

                                                   имени Героя России Д. Д. Тормахова

                                                  2019 год

Внеклассное театрализованное мероприятие

«В эпохе венценосной Екатерины»

Цель мероприятия: показать роль личности Екатерины II и значение ее

                                     реформаторской деятельности в истории России.

                                                         «Ее великолепие ослепляло, приветливость

                                                         привлекала, щедроты привязывали».

                                                                                                             (А. С. Пушкин)

Место проведения: тронный зал (актовый зал)

Участники мероприятия: учащиеся 7-8-х классов в роли императрицы Екатерины II, придворных дам, поэта Г. Р. Державина, казаков. Все участники в театрализованных костюмах, париках.

Оборудование: декорация «В эпохе венценосной Екатерины», интерактивная доска, трон (кресло), ковровая дорожка, столик императрицы для Указов и Грамоты.

Музыкальное оформление мероприятия: «Полонез» Мусоргского М. П.,

                                                                            «Менуэт» Генделя Г. Ф.  

Мероприятие начинается с презентации – учащиеся рассказывают о Екатерине II, основных периодах ее жизни и деятельности.

Ведущий:                      Святая Русь! Три века славы,

                                 Три века – род богатырей!

                                 Прославь же мощь твоей державы,

                                 Воспой дела твоих царей!

                                 Заря России восходила

                                 В лучах священных торжества,

                                 Когда на царство Катерину

                                 Венчала древняя Москва.

Чтец 1: Екатерина Великая! Подлинно была она великая во всех своих замыслах, работах и творческом размахе на всем протяжении своей сравнительно долгой жизни, из коей половину – тридцать четыре года - она правила Россией. Она продолжала дело Петра Великого, использовала благостную и большую культурную работу императрицы Елизаветы Петровны и блестяще закончила для России ее XVIII век.

Чтец 2: София Фредерика Августа Ангальт-Цербтская родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком померанском городе Штеттин (ныне Щецин в Польше). Отец происходил из цербтст-дорнбургской линии ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, баллотировался в Курляндские герцоги, но неудачно. Службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать – из рода Гольштейн-Готторп, приходилась двоюродной теткой будущему Петру III.

Чтец 3: Семья герцога Цербтского была небогатой, Екатерина получила домашнее образование. Обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Воспитывалась в строгости. Росла любознательной, склонной к подвижным играм, настойчивой.

Чтец 4:  Сразу после приезда в Россию стала изучать русский язык, православие, русские традиции, так как стремилась наиболее полно ознакомиться с Россией, которую воспринимала как новую родину. Среди ее учителей выделяют известного проповедника Симона Тодорского (учитель православия), автора первой русской грамматики Василия Ададурова (учитель русского языка) и балетмейстера Ланге (учитель танцев).

Чтец 1: 28 июня (9 июля) 1744 года София Фредерика Августа перешла из лютеранства в православие и получила имя Екатерины Алексеевны, а на следующий день была обручена с будущим императором Петром III, а 25 августа 1745 года вступила с ним в брак.

Чтец 2: Екатерина II – автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, произведений, главным образом, воспитательного характера. Она сильно поощряла писателей, из числа которых при ней отличались известностью Фонвизин и Державин.

Чтец 3: В ночь с 28 на 30 июня 1762 года был осуществлен государственный переворот, в результате которого был свергнут Петр III, и на российский престол вступила Екатерина II.

Чтец 4: Внутренние дела государства требовали особенного внимания. В 1763 году императрица возродила Сенат и разделила его на департаменты. Одним из первых ее дел был указ о составлении нового Уложения, то есть свода законов, и о назначении комиссии для составления его. Для общего руководства страной написала «Наказ», в котором указала свои взгляды на смысл законов и законодательства.  

Чтец 1: Для удобства управления страной в 1775 году она обнародовала «Учреждение для управления губерний», согласно которому Россия была разделена на губернии, а губернии - на уезды. В 1776 году в прошениях слово «раб» повелела заменить словом «верноподданный». А для удобства финансовых операций в 1768 году был учрежден ассигнационный банк, и выпущены в России первые бумажные деньги.

Чтец 2: Эпоха Екатерины богата войнами и разными политическими событиями. В результате двух русско-турецких войн (1768-1774 и 1787-1791гг) Россия окончательно закрепилась на Черном море, было присоединено Северное Причерноморье. Манифестом 1783 года было объявлено присоединение Крыма и Кубанской области к России. В этом же году под российское подданство была принята Восточная Грузия. А в 1787 году Екатерина Великая решила сама осмотреть вновь приобретенный край. Она посетила Новороссию, Херсон и осмотрела только что созданный Потемкиным Черноморский флот.

Чтец 3: В правление Екатерины Россия приняла участие в трех разделах Польши, в результате которых к России присоединилась значительная территория: Белоруссия, Литва, Курляндия, а также Волынская, Подольская, Минская области. Значительно укрепила свой международный авторитет.

Ведущий: Екатерина Великая! Политический и административный ум и опыт, грандиозные планы, литературный и публицистический таланты – все соединилось в ней, чтобы блистать на протяжении полувека. Какими людьми она себя окружала. Каждое имя – эпоха, талант, гений!... Суворов, Румянцев, Потемкин, Державин, Фонвизин.

По завершении презентации учащиеся показывают театрализованное представление.

         Под «Полонез» Мусоргского М. П. в зал входит Екатерина II с придворными дамами, проходит по ковровой дорожке и садится на трон. Музыка затихает.

                  Поэт Державин, встречая императрицу, обращается к ней:

Богоподобная царевна

Киргиз-Кайсацкая орды!

Которой мудрость несравненна

Открыла верные следы

Царевичу младому Хлору

Взойти на ту высоку гору,

Где роза без шипов растет,

Где добродетель обитает,

Она мой дух и ум пленяет,

Подай найти ее совет.

Подай, Фелица! Наставленье:

Как пышно и правдиво жить,

Как укрощать страстей волненье

И счастливым на свете быть?

Тебе единой лишь пристойно,

Царевна! Свет из тьмы творить;

Деля Хаос на сферы стройно,

Союзом целость их крепить;

Из разногласия согласье

И из страстей свирепых счастье

Ты можешь только созидать.

Так кормщик, через понт плывущий,

Ловя под парус ветр ревущий,

Умеет судном управлять.

Екатерина II: Господа! Россия есть и будет Великой. Ее прославляют славные мужи и настоящие герои. Я пришла в восторг от подвига, совершенного русскими моряками в ходе русско-турецкой войны. Намедни получено известие о победе России в очередной войне с турками. И кроме всех прочих наград, графу Орлову Алексею Григорьевичу повелеваю называться Чесменским, а Александру Васильевичу Суворову присваиваю почетный титул графа Рымниковского.

Поэт Державин:              Ты здраво о заслугах мыслишь,

                                            Достойным воздаешь ты честь,

                                            Пророкам ты того не числишь,

                                            Кто только рифмы может плесть,

                                            А что сия ума забава

                                            Калифов добрых честь и слава.

                                            Снисходшиь ты на мирный лад;

                                            Поэзия тебе любезна,

                                            Приятна, сладостна, полезна,

                                            Как летом вкусный лимонад.

Императрица:                 Державин! Друг мой! Обожди!

                                           Указ мне нужно подписать

                                           Тут земли надо бы отдать

                                           Им, казакам, что на Кубани.

Императрица зачитывает Грамоту, после чего его подписывает и через придворную даму передает казакам.

Содержание Грамоты: «Грамотой от 30 июня 1792 года отдаю черноморцам в Вечное владение земли, лежащие по правую сторону реки Кубань, назначив границы от устьев ее до впадения в нее реки Лабы, а отсюда до верховьев реки Ея и затем по реке Ея до Азовского моря».

Императрица: Необходимо утвердить русское могущество на Кавказе и на берегах Каспийского моря. Я возликовала на решение князя Потемкина о присоединении Крыма к России, так как с Крымом России достанется господство и на Черном море. Но самое важное дело Потемкина в Крыму – построение нового града – Севастополя – лучшей гавани во всей России.

Ведущий:                    Услышь, услышь, о ты,

                                                                     вселенна!

                                      Победу смертных выше сил:

                                      Внимай, Европа удивленна,

                                      Какой сей россов подвиг был.

Но громкие победы и военные успехи не отвлекли внимание Екатерины Великой от внутренних государственных дел.

Императрица:     За сим повелеваю утвердить собственным Указом реформы государственного правления, а так же – в области народного образования.

Содержание Указа:  

                      «*Открыть женский Смольный институт.

                        *Создать сеть городских школьных учреждений, основанных на

                          классно-урочной системе.

                        *В Петербурге открыть инженерный и артиллерийский корпуса.

                        *Открыть Российскую Академию.

                        *А также Воспитательные дома для беспризорных детей».

Данный Указ довести до сведения населения страны. Ведь любить мой народ и быть матерью его – обязанность моя.

Поэт Державин:       Не лесть я пел и не мечты,

                                    А то, чему весь мир свидетель:

                                    Твои дела суть красоты.

                                    Я пел, пою, и петь их буду.

                                    И в шутках правду возмещу;

                                    Татарски песни из-под спуду,

                                    Как луч, потомству сообщу:

                                    Как солнце, как луну поставлю

                                    Твой образ будущим векам:

                                    Превознесу тебя, прославлю:

                                    Тобой бессмертен буду сам.

Ведущий:                   Святая Русь! Три века славы,

                                     Три века – род богатырей!

                                     Прославь же мощь твоей Державы,

                                     Воспой дела твоих царей!

                                       Финальная часть мероприятия.

Под «Менуэт» Генделя Г. Ф. Екатерина Великая с придворными дамами удаляется из тронного зала.

                                           Использованные источники.

  1. Иванов В. И. Императрица Фике. Историческая повесть (Составитель И. В. Новиков – М. Армада, 1997г.) Романовы. Династия в романах. Екатерина Великая. Книга 1.

  1. Краснов В. Н. Екатерина Великая. Роман (Составитель И. В. Новиков – М. Армада, 1997г.) Романовы. Династия в романах. Екатерина Великая. Книга 1.

  1. Равич Н. А. Две столицы. Историческая хроника (Составитель И. В. Новиков – М. Армада, 1997г.) Романовы. Династия в романах. Екатерина Великая. Книга 2.

  1. Федотова Е. Кантата на трехсотлетие царствования Дома Романовых (Составители Тарас и Зинаида Степанчуки – М. 1991г.) Дом Романовых. К 300-летнему юбилею царствования.

  1. Мусоргский М. П. «Полонез»

  1. Гендель Г. Ф. «Менуэт»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Эпоха Екатерины II. 10 класс

Итоговый тест по теме "Россия в годы правления Екатерины Великой" с ключом....

Эпоха Екатерины

Презетация к урокам, посвященным теме "Екатерина II". Хорошо использовать для объяснения учебного материала, а так же для самостоятельной подготовки учеников к ЕГЭ по данной теме....

Методическая разработка урока истории по теме "Екатерина II. Личность и эпоха"

Екатерина II - одна из самых известных личностей российской истории. Императрица, немка по происхождению, но русская душой, немало сделавшая для усиления Российского государства и наведения в нем поря...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

"Эпоха Екатерины II"

Работа проверяет знания учащихся по теме "Эпоха Екатерины II". Рекомендуется для базового уровня. Материал дан в объеме параграфов 24-28 учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России. Конец XVI...

Обобщающий урок по теме "Россия в эпоху правления Екатерины II"

Обобщающий урок по теме "Россия в эпоху правления Екатерины II" по курсу "История России" 8 класс...

Эпоха правления Екатерины II Великой (1762 – 1796 гг.)

- Вступление на престол- Отношение к религии и крестьянскому вопросу - Внешняя политика...