Обобщение опыта о работе школьного музея к 75 летию освобождения Кубани
статья по истории

Субачев Валерий Викторович

Обобщение опыта о работе школьного музея к 75 летию освобождения Кубани

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

         Субачев Валерий Викторович,

         преподаватель-организатор ОБЖ,

         руководитель школьного музея

 Боевой славы

         муниципального автономного

         общеобразовательного учреждения –

         средней общеобразовательной                        

         школы № 11 города Тимашевска

2018 год

Во  многих школах уже существуют школьные музеи.

Музей способствует расширению образовательного пространства, где с помощью учителя ребенок совершает открытия. Школьный музей стал живым организмом в процессе исторического познания.

Школьный музей Боевой славы МАОУ СОШ № 11 основан в 2007 г. и является одной из форм дополнительного образования, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.  По своему профилю музей является историко-краеведческим.            

В школьном музее «Боевой славы» представлены следующие разделы: 

  1. Заселение казаками Кубани;
  2. Великая Отечественная война;
  3. Афганская и Чеченские войны;
  4. Стенд, посвященный великому полководцу Георгию Константиновичу Жукову;
  5. История школы. 

Среди достопримечательностей музея: 

  • Подлинные документы, награды, удостоверения, письма с фронта земляков.
  • Оружие периода Великой Отечественной войны.
  • Литературно - художественные и документально - публицистические издания.
  • Уникальные экспонаты – подлинные фотографии участников боевых действий.
  • Папка №1 «Письма огненных лет» (подлинники писем с фронта). 

Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, обзорных экскурсий и др.

2018 г. посвящен 75-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Освобождение Кубани — одно из важнейших событий Великой Отечественной войны, ознаменовавшее завершение Битвы за Кавказ. Оно имеет особое значение не только для края, но и для всей страны. Благодаря героическому подвигу наших дедов и прадедов мы сегодня имеем возможность жить, обязаны хранить память о тех исторических событиях и воспитывать наших детей на примере мужества и отваги героев нашего Отчества. 

Исходя из вышесказанного, учащимся особенно интересна тема «Великая Отечественная война», которая привлекает своими интересными и уникальными экспонатами – часы, остановившиеся в то время, когда началась бомбардировка советской территории; карта-схема нападения немецких войск на Советский Союз; макеты оружия, фронтовые письма времен Великой Отечественной войны.

Это направление даёт возможность учащимся проявить себя и свои умения в исследовательской работе.  Одним из основных принципов  любой исследовательской работы является комплексность. Такой подход даёт  возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения. В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного гражданина, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты. Интерес  учащихся к изучению истории своей малой Родины тесно связан с исследовательской деятельностью.  

Ребята с удовольствием изучают  документы, хранящиеся в школьном музее. В каждом документе описываются определенные исторические события Великой Отечественной войны: взятие города, боевая операция,  вручение награды, сведения о предстоящем наступлении. Учащиеся с большим интересом вчитываются в письма с фронта, с трепетом относятся к данному документу, приносят свои семейные реликвии. Многие из них остаются в экспозиции школьного музея.  

К 75-летию освобождения Кубани ученики подготовили интересные мини-исследовательские проекты «Награда в твоей семье», которые используются при проведении экскурсий в школьном музее. (Показ работы) 

В рамках данной даты в течение всего года были   организованы встречи с интересными людьми: Бондаревым Иваном Михайловичем – заместителем председателя первичной ветеранской организации ФСБ и пограничных войск по Тимашевскому району, с участником Великой Отечественной войны Савченко Петром Ивановичем, воевавшим на Втором Белорусском фронте, участником боевых действий в Чечне, руководителем районной общественной организации «Боевое братство» Сапожниковым Иваном Ивановичем, ветераном боевых действий в Чечне, бывшим учеником нашей школы  Бобровым Владимиром. 

Войны преследуют человечество на протяжении всей истории. На земле отгремело почти 15 тысяч войн. Война – самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории человечества.

Воины - интернационалисты…   Афганцы…  Воевавшие дети невоевавших  родителей… Так называли ребят, которым пришлось участвовать в необъявленной или как ее иначе называли неизвестной войне в Афганистане. Долгое время история этой войны была надежно упрятана под грифом «совершенно секретно». Лишь спустя годы нам стали известны подробности этого девятилетнего похода. Нет ни одного региона в нашей стране, которого бы не коснулась эта война. И наши земляки прошли через эти испытания и отдали жизни за народ Афганистана. 14 тысяч погибших, тысячи искалеченных душ.

Чтобы еще раз вспомнить ребят, которые прошли по дорогам афганской и чеченской войн и увековечить их память, на здание школы, где протекали долгие годы их учебы, помещены мемориальные доски. Это младший сержант Алпатов Сергей Иванович,  погиб 6 июня 1982 года,  награжден Орденом Красной Звезды посмертно; гвардии сержант Слюсаренко  Виктор Владимирович,  погиб 31 января 1982 года, награжден  Орденом Красной Звезды посмертно; сержант Яковенко Сергей Юрьевич, погиб 3 мая 1982 года, награжден Орденом Красной Звезды посмертно; рядовой Вергель Алексей Викторович,  погиб 10 января 1995 года, награжден Орденом Мужества посмертно.

Были проведены благотворительные акции «Посылка солдату», «Открытка ветерану», «Ветеран живет рядом», акция «Обелиск. Учащиеся поздравляли на дому ветеранов Великой Отечественной войны: Древаль Алексея Васильевича, Пхайко Анну Ивановну, Терещенко Владимира Алексеевича, Опочанову Евгению Александровну,  а также матерей погибших воинов-выпускников нашей школы: Яковенко Валентину Алексеевну, Вергель Нину Михайловну. Ребятам ветераны рассказывали о своих подвигах и наградах, показывали сохранившиеся фотографии. Для ветеранов и матерей дети читали стихи, вручали сладкие подарки.

История Кубани, родного города раскрывается при проведении музейных уроков. Ребята отправляются в увлекательное путешествие и имеют возможность с помощью музейных экспонатов прикоснуться к данной исторической эпохе.    

Следующим направлением работы является - экскурсионное. Работа с учащимися  предполагает изучение азов музееведения, посещение музея и подворья семьи Степановых, прослушивание экскурсий, проводимых профессиональными экскурсоводами. Побывав в музее семьи Степановых, учащиеся узнали, что он  – единственный в своем роде. На фоне истории Тимашевского района показана судьба простой русской семьи, в которой воспитывались братья-герои. В витринах – личные вещи, ставшие реликвиями, письма с фронта, документы, фотографии. Экспозиция музея посвящена материнскому подвигу Епистинии Федоровны Степановой, девять сыновей которой отдали свои жизни за свободу Отечества. Во время посещения мемориального подворья, которое находится на хуторе 1 Мая близ станицы Днепровской, где жили Степановы, ребята получают представление о простом быте казачьей семьи: просторный двор, приземистая хата под камышовой крышей. Внутри хаты – обстановка довоенных лет, когда вся семья была вместе.  Открыт Дом-музей Степановых в 1982 году.

Летом группа учащихся посетила одно из "святых" мест в истории Великой Отечественной войны - Мемориальный комплекс «Малая земля», находящийся в Новороссийске, побывала на экскурсии по артиллерийскому крейсеру "Михаил Кутузов".

Разрабатываемая система патриотического воспитания средствами музейной технологии предусматривает оптимальный выбор и использование системы научно-обоснованных средств, форм и методов воспитания, обеспечивающих приобщение учащихся к общечеловеческим культурным ценностям, формирование патриотических качеств личности.

С 2007 года школьный музей является активным участником краевого конкурса по военно-патриотическому воспитанию на приз маршала Г.К. Жукова, в ноябре 2007 года занял II место в Краснодарском крае в краевом конкурсе по военно-патриотическому воспитанию граждан Краснодарского края на приз имени маршала Г. К. Жукова и награжден Почетной грамотой.  

Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в школе предоставляет уникальную возможность приобщения учащихся к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива педагогов, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями.

Таким образом, данная работа по повышению познавательного интереса учащихся посредством музейной педагогики позволяет не только расширить, обобщить и углубить знания учащихся о своей малой родине, но и сформировать устойчивый интерес к предмету, сделать его жизненно необходимым и значимым для человека, считающего себя грамотным, воспитанным и любящим Родину, человеком, за которым будущее России и Кубани.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы школьного музея

Современный мир трудно представить себе без музеев. Они уже давно и прочно вошли в наш быт....

Разработка классного часа, посвящённого 70-летию освобождения Кубани "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить"

Классный час "Славе Кубани не меркнуть - традициям жить" посвящён 70 - летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, урок памяти нашим землякам, павшим на поле брани, оставшимся в...

70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков посвящается…

Тема: 70-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков посвящается… Цель: Актуализировать тему Великой Отечественной войны на территории Кубани.Задачи:1) образовательная – рас...

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...

Виртуальная экскурсия по местам боевой славы, посвященная 75-летию освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков.

Виртуальная экскурсия по местам боевой славы, посвященная 75-летию  освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков....

Урок мужества, посвященный 75-летию освобождения Кубани

Урок мужества, посвященный 75-летию освобождения Кубани. Именно наш край стал одним из тех мест, где произошел перелом - не только в войне, но и в сознании врага, окончательно утратившего веру в свою ...