Рооссия на рубеже XVIII - XIX веков.
план-конспект урока по истории (9 класс)

Мокрицкая Наталья Олеговна

Многие разработки уроков включают в себя большее количество материалов, чем сможет вместить реальный урок. Причина этому – индивидуальный характер каждого урока, даже в одной параллели классов. Здесь учитель может выбрать нужное для себя – сократить или, наоборот,  расширить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_na_rubezhe_18-19_vv.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Многие разработки уроков включают в себя большее количество материалов, чем сможет вместить реальный урок. Причина этому – индивидуальный характер каждого урока, даже в одной параллели классов. Здесь учитель может выбрать нужное для себя – сократить или, наоборот,  расширить материал.

УРОК №1.

Россия на рубеже 18 – 19 вв

Слайд 1.

Цели урока:

  • Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс.
  • Развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.

Технологии: коммуникативно – диалоговая

Модель: развивающая

                личностно-ориентированная

Оборудование: презентация

Слайд 2.                           План урока:

  1. территориальная и национальная структура Российской империи.
  2. Сословия в России.

Ход урока.

  1. Территориальная и национальная структура Российской империи.

Беседа с учащимися.

  • О чем мы будем говорить, изучая данную тему?

     Понятия – социально-экономический и политический строй.

Работа с картой «Российская империя в начале 19 века» - слайд 3

  • Как называлось государство в начале 19 века?
  • Назовите границы Российской империи.
  • Вспомните, какие территории были присоединены в 18 веке? Как происходили эти присоединения?
  • Охарактеризуйте национальный состав России.
  • Представители каких религий проживали на территории России?

Беседа с учащимися и работа у доски.

  • Вспомните, каково было административное деление России?

В ходе ответа на слайде 4 воспроизводится схема.

Сословия в России.

Работа с учебником и таблицей.

  • Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?

Комментированное чтение учебника и заполнение таблицы. Слайд 5 - 14

Беседа по вопросам к таблице.

  • Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?
  • Какие сословия обладали только правами?
  • У каких сословий были обязанности?
  • Кто имел право владеть землей и крестьянами?
  • У какой группы населения не было прав? Почему?
  • Положение какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему?
  • Можно ли было перейти из одного сословия в другое. Приведите примеры.
  • Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным, а какие к непривилегированным?

Заполнение в тетради таблицы-схемы. Слайд 15

УРОК № 2.

Россия на рубеже 18 – 19 вв (продолжение).

Цели урока:

Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс.

            Развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.

Модель: развивающая

                личностно-ориентированная

Оборудование: презентация

                   Слайд 1.                  План урока.

1.Сельское хозяйство

2.Промышленность

3.Политический строй России.

Ход урока.

1.Сельское хозяйство и крестьяне.

Беседа с учащимися. Слайд 2

  • Вспомните, какая отрасль экономики являлась основной в России в конце 18 века?

На рубеже веков в стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения.

  • Кто являлся собственником земли?
  • Кто обрабатывал землю?
  • Каковы были отношения между помещиком и крестьянином?
  • Какие феодальные повинности нес крестьянин перед помещиком?

Основным условием существования феодально-крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства, то есть все необходимое производилось в рамках данного хозяйства.

Работа с документом. Слайд 3.

Для понимания особенностей развития сельского хозяйства в России того времени  проанализируйте отзывы губернаторов о состоянии этой отрасли экономики.

Слайд 4.  Урожайность в начале 19 века росла по 3 причинам:

1.увеличение пахотных земель

2.Рост эксплуатации крестьян

3.районная специализация.

В результате специализации развивалась торговля.

Происходит расслоение крестьянства: бедняки, середняки и капиталистые крестьяне.

Отходники – крестьяне, временно ушедшие на заработки в города или на сельхозработы в другие регионы.

  • Подумайте, какая феодальная повинность была для отходников основной?

Слайд 5.

Промышленность. Работа с картой.

  • Какие отрасли экономики помимо сельского хозяйства развивались в России?

Политический строй России. Слайд 6.

Беседа с учащимися.

  • Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?

Раскрыть термин самодержавная монархия.

Работа со схемой «Центральные органы власти в начале 19 века» Слайд 7.

Термины – император, сенат, синод, коллегия.

Закрепление материала.

  • Назовите особенности политического и экономического развития России в начале 19 века.

Д/З – сообщения – «Александр I – воспитание и черты характера», «Светило русской бюрократии – М.М. Сперанский»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Россия на рубеже XVI – XVII веков».

Урок повторения по истории в 7 классе...

Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...

Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута

Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....

ФРОНТАЛЬНЫЙ ТЕСТ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX ВЕКОВ»

История России, 10 классПрименяется в рамках изучения темы «Россия в первой половине XIX века» (уроки «Россия на рубеже XVIII – XIX веков», «Внешняя политика России в начале ХIХ века»)....

Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.

Тема урока: Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.Учитель истории и обществознания: Гущин К.А.Класс: 9Учебник: История России. 9 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. Часть 1.Тема...

«Россия и мир на рубеже XVIII - XIX веков»

Разработка урока в 9 классе...