Рооссия на рубеже XVIII - XIX веков.
план-конспект урока по истории (9 класс)
Многие разработки уроков включают в себя большее количество материалов, чем сможет вместить реальный урок. Причина этому – индивидуальный характер каждого урока, даже в одной параллели классов. Здесь учитель может выбрать нужное для себя – сократить или, наоборот, расширить материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_na_rubezhe_18-19_vv.docx | 16.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Многие разработки уроков включают в себя большее количество материалов, чем сможет вместить реальный урок. Причина этому – индивидуальный характер каждого урока, даже в одной параллели классов. Здесь учитель может выбрать нужное для себя – сократить или, наоборот, расширить материал.
УРОК №1.
Россия на рубеже 18 – 19 вв
Слайд 1.
Цели урока:
- Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс.
- Развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.
Технологии: коммуникативно – диалоговая
Модель: развивающая
личностно-ориентированная
Оборудование: презентация
Слайд 2. План урока:
- территориальная и национальная структура Российской империи.
- Сословия в России.
Ход урока.
- Территориальная и национальная структура Российской империи.
Беседа с учащимися.
- О чем мы будем говорить, изучая данную тему?
Понятия – социально-экономический и политический строй.
Работа с картой «Российская империя в начале 19 века» - слайд 3
- Как называлось государство в начале 19 века?
- Назовите границы Российской империи.
- Вспомните, какие территории были присоединены в 18 веке? Как происходили эти присоединения?
- Охарактеризуйте национальный состав России.
- Представители каких религий проживали на территории России?
Беседа с учащимися и работа у доски.
- Вспомните, каково было административное деление России?
В ходе ответа на слайде 4 воспроизводится схема.
Сословия в России.
Работа с учебником и таблицей.
- Вспомните, на какие группы делилось население России? Как эти группы назывались?
Комментированное чтение учебника и заполнение таблицы. Слайд 5 - 14
Беседа по вопросам к таблице.
- Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?
- Какие сословия обладали только правами?
- У каких сословий были обязанности?
- Кто имел право владеть землей и крестьянами?
- У какой группы населения не было прав? Почему?
- Положение какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему?
- Можно ли было перейти из одного сословия в другое. Приведите примеры.
- Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным, а какие к непривилегированным?
Заполнение в тетради таблицы-схемы. Слайд 15
УРОК № 2.
Россия на рубеже 18 – 19 вв (продолжение).
Цели урока:
Активизировать необходимые знания учащихся из курса истории России за 7 класс.
Развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.
Модель: развивающая
личностно-ориентированная
Оборудование: презентация
Слайд 1. План урока.
1.Сельское хозяйство
2.Промышленность
3.Политический строй России.
Ход урока.
1.Сельское хозяйство и крестьяне.
Беседа с учащимися. Слайд 2
- Вспомните, какая отрасль экономики являлась основной в России в конце 18 века?
На рубеже веков в стране существовала сложившаяся ранее феодально-крепостническая система землевладения.
- Кто являлся собственником земли?
- Кто обрабатывал землю?
- Каковы были отношения между помещиком и крестьянином?
- Какие феодальные повинности нес крестьянин перед помещиком?
Основным условием существования феодально-крепостнической системы было наделение крестьян землей и господство натурального хозяйства, то есть все необходимое производилось в рамках данного хозяйства.
Работа с документом. Слайд 3.
Для понимания особенностей развития сельского хозяйства в России того времени проанализируйте отзывы губернаторов о состоянии этой отрасли экономики.
Слайд 4. Урожайность в начале 19 века росла по 3 причинам:
1.увеличение пахотных земель
2.Рост эксплуатации крестьян
3.районная специализация.
В результате специализации развивалась торговля.
Происходит расслоение крестьянства: бедняки, середняки и капиталистые крестьяне.
Отходники – крестьяне, временно ушедшие на заработки в города или на сельхозработы в другие регионы.
- Подумайте, какая феодальная повинность была для отходников основной?
Слайд 5.
Промышленность. Работа с картой.
- Какие отрасли экономики помимо сельского хозяйства развивались в России?
Политический строй России. Слайд 6.
Беседа с учащимися.
- Исходя из названия государства, можно сказать, кто его возглавлял?
Раскрыть термин самодержавная монархия.
Работа со схемой «Центральные органы власти в начале 19 века» Слайд 7.
Термины – император, сенат, синод, коллегия.
Закрепление материала.
- Назовите особенности политического и экономического развития России в начале 19 века.
Д/З – сообщения – «Александр I – воспитание и черты характера», «Светило русской бюрократии – М.М. Сперанский»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Россия на рубеже XVI – XVII веков».
Урок повторения по истории в 7 классе...
Программа элективного курса «История русского искусства рубежа XIX – XX веков»
В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования сказано: «Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать сист...
Россия на рубеже XVI-XVII веков Тема урока: Смута
Компетентностно-ориентированный урок по истории России в 7 классе. Тема: Смута....
ФРОНТАЛЬНЫЙ ТЕСТ «РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVIII – XIX ВЕКОВ»
История России, 10 классПрименяется в рамках изучения темы «Россия в первой половине XIX века» (уроки «Россия на рубеже XVIII – XIX веков», «Внешняя политика России в начале ХIХ века»)....
Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.
Тема урока: Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв.Учитель истории и обществознания: Гущин К.А.Класс: 9Учебник: История России. 9 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др. Часть 1.Тема...
«Россия и мир на рубеже XVIII - XIX веков»
Разработка урока в 9 классе...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...