Презентация "Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории"
презентация к уроку по истории (11 класс)
Презентация "Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по истории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_seminar12121212.pptx | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Результаты ЕГЭ
При выполнении заданий части 2 экзаменационной работы выпускники 2018 г. значительно лучше выпускников 2017 г. справились с заданиями 20, 21 и 22 на работу с текстовым историческим источником (50,5%, 75,6% и 36,1% выполнения соответственно). Думается, что этот результат является проявлением тенденции повышения эффективности работы с текстовыми историческими источниками на уроках .
Задания 23 (анализ исторической ситуации) и 24 (аргументация) в 2018 г. выполнены несколько хуже, чем в 2017 г. (31,7% и 15,3% соответственно). Причины столь низкого результата выполнения задания 23 видятся, во-первых, в незнании исторических фактов , во-вторых, в непонимании или недостаточном понимании требований задания из-за невнимательности при его прочтении . Причины низкого результата при выполнении задания 24 состоят в неумении формулировать аргументы. Аргумент должен включать в себя корректно подобранный исторический факт(- ы ) и объяснения того, как этот факт(- ы ) подтверждает/опровергает предложенную в задании точку зрения . Выпускники, как правило, приводят факты, но не могут объяснить их связь с аргументируемой точкой зрения.
При написании исторического сочинения (задание 25) результаты хуже прошлогодних были показаны по критериям К2 (указание исторических личностей и их ролей в названных в сочинении событиях (процессах, явлениях)), К4 (указание влияния событий (процессов, явлений) на дальнейшую историю России) и К6 (наличие/отсутствие фактических ошибок): проценты выполнения – 43,2, 37,7 и 31 соответственно. Причина данной ситуации в том, что выполнение требований именно этих критериев предполагает точное знание исторических фактов и умение правильно ими оперировать в рассуждениях .
Ошибки при выполнении задания 23 допускаются в первую очередь из-за незнания исторических фактов и непонимания / недостаточного понимания требований конкретного задания .
В 2018 г. в одном из вариантов ЕГЭ по истории было дано следующее задание 23 (пример 17): В 1801 г. император Павел I, настроивший против себя широкие круги дворянства, был убит в результате заговора. Укажите любые три меры, которые были предприняты Александром I в начале своего царствования в целях восстановления доверия к императорской власти со стороны дворянства. Неверно: «Александр I издал Жалованную грамоту дворянству» . Комментарий : Приведенное положение является, несомненно, ошибочным, так как Жалованная грамота дворянству была издана Екатериной II. Верно: «Александр I восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству».
Рекомендуется при выполнении любых заданий части 2 следить за точностью мысли, правильным подбором и представлением исторических фактов . Неверно: «Александр I учредил первые министерства». Комментарий : целью учреждения министерств было не восстановление доверия к императорской власти со стороны дворянства, а введение нового принципа управления, основанного на единоначалии, повышение оперативности в работе центральных учреждений. . Обратим внимание на то, что причиной данной ошибки могло стать невнимательное чтение / непонимание задания, в котором требуется назвать не просто меры, предпринятые Александром I в начала своего царствования, а те из них, которые были нацелены на восстановление доверия к императорской власти
Комментарий: не стоит пытаться «подвести» неверные положения к правильному ответу с помощью пояснений, которые тоже являются неправильными Неверно: «Александр I учредил министерства, в них служили дворяне, таким образом, он старался создать для них выгодные рабочие места».
В 2018 г. в одном из вариантов ЕГЭ по истории было дано следующее задание 23 (пример 17): С конца IX в. Киев играл роль центра русских земель, однако во второй половине XII – начале XIII в. эта роль им была утрачена. Укажите любые три причины утраты Киевом роли центра русских земель в данный период. Неверно: « Киев был взят войском Батыя и разрушен, что привело к утрате его роли центра русских земель». Комментарий: данный ответ является ошибочным, так как Батыево нашествие на Русь состоялось не в начале XIII века, а Киев в это время уже утратил роль центра русских земель.
Неверно : «Киев потерял роль центра русских земель в связи с тем, что митрополия была перенесена во Владимир». Комментарий: но кафедра митрополита была перенесена во Владимир в 1299 г., и это стало последствием утраты прежней роли Киева. Таким образом, давая данный ответ, выпускник перепутал (поменял местами) причину и следствие. Неверно: «Князья – участники междоусобных войн не желали переезжать в Киев, он был им нужен только для престижа». Комментарий: подмена причины следствием.
Ошибки связаны прежде всего с неумением формулировать аргументы на основе исторических фактов. Задания 24 – наиболее трудное в экзаменационной работе Задание 2018 г. (Пример 19) По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Петру I не удалось заложить основы для дальнейшего успешного развития экономики страны». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.
Типичной ошибкой при аргументации данной точки зрения (пример 19) является приведение выпускником фактов без объяснения, как именно они связаны с аргументируемой точкой зрения. В ряде случаев это объяснение присутствовало, но имело формальный характер и заключалось по сути в цитировании части данной в задании точки зрения. Неверно: « В результате проведения Петром I податной реформы, введения паспортной системы для крестьян в России произошло усиление крепостничества, которое мешало дальнейшему развитию экономики страны». Комментарий: в данном случае мы видим лишь формальную связь между приведенными фактами и аргументируемой точкой зрения: выпускник приводит факты, а затем «прикрепляет» к этим фактам часть аргументируемой точки зрения («которое мешало дальнейшему развитию экономики страны»), не объясняя, почему усиление крепостничества мешало дальнейшему развитию экономики страны. Однако данное объяснение необходимо, без него непонятна (и даже в некоторых аспектах спорна) отрицательная роль крепостничества для дальнейшего развития экономики.
Верно: «В результате проведения Петром I податной реформы, введения паспортной системы для крестьян в России произошло усиление крепостничества, которое замедляло становление капиталистического производства: препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, без чего дальнейшее успешное развитие экономики было затруднено».
Неверно: «Победа в Северной войне обеспечила России надёжный выход к Балтийскому морю, что благоприятно сказалось на развитии экономики страны в будущем». Комментарий: в данном примере также приведен только факт и переписана часть данной в задании точки зрения, но нет объяснения, почему получение выхода к Балтийскому морю благоприятно сказалось на развитии экономики страны в будущем. Верно: «Победа в Северной войне обеспечила России надёжный выход к Балтийскому морю, это способствовало активизации торговли со странами Европы, что благоприятно сказалось на развитии экономики страны в будущем».
Неверно: «К середине XVIII в. Россия вышла на второе место в мире по выплавке чугуна, что в значительной мере было заслугой Петра I». Комментарий: В данном случае в аргументе совершенно не отражена роль преобразований, происходивших в эпоху Петра I, в названном успехе, проявившемся уже после смерти Петра I. Вместо этого приведена только часть самой точки зрения (общее положение «…что в значительной мере было заслугой Петра I», без достаточной конкретизации). Однако аргументируемая точка зрения предполагает, что в ней должны использоваться факты, относящиеся к преобразованиям, проводимым при Петре I, сама точка зрения содержит указание на это («Петру I не удалось заложить основы…»). Если эти факты отсутствуют, то положение становится спорным: действительно ли указанное достижение в производстве чугуна связано с деятельностью Петра I? Еще одним распространенным ошибочным ответом при аргументации данной точки зрения было указание положений, в которых не шла речь о деятельности Петра I.
Верно: «В период правления Петра I были построены чугунолитейные заводы на берегу Онежского озера, на Урале, что способствовало накоплению опыта в чугунолитейном деле, совершенствованию технологий, подготовке специалистов. Использование этого опыта сыграло важную роль в дальнейшем развитии чугунолитейного производства, к середине XVIII в. Россия вышла на второе место в мире по выплавке чугуна».
Неверно: «При Петре I были построены только металлургические заводы на Урале, которые были нужны, чтобы одержать победу в Северной войне. Другие отрасли промышленности почти не развивались, их развитие относится к периоду после смерти Петра». Комментарий: данный аргумент основан на неверном факте (отрицание строительства других предприятий при Петре I) и поэтому является неправильным по своей сути. На самом деле в период правления Петра I появились новые отрасли промышленности: производство бумаги, кораблестроение, изготовление шелковых и шерстяных тканей и др.
Неверно: «При Петре I был построен Волго-Донской канал, связавший реки бассейна Волги с Балтийским морем. Это способствовало развитию торговли, в том числе и в последующие исторические периоды». Не будет засчитан аргумент, если в нем искажено какое-либо важное обстоятельство. Комментарий: данный аргумент не может быть принят из-за неправильного указания названия канала (Вышневолоцкий, а не Волго-Донской).
Неверно: «Петр I создал регулярную армию на основе рекрутской повинности, что стало одной из причин побед России в русско-турецких войнах XVIII в.». Еще одной распространенной ошибкой при аргументации данной точки зрения было приведение аргументов, которые не имеют отношения (или имеют лишь косвенное отношение) к экономическому развитию России.
Неверно: «Святослав Игоревич разгромил Хазарский каганат, что свидетельствует о его успешности как правителя государства». Комментарий: Приведенный аргумент не может быть принят, так как в нем не указано , почему разгром Хазарского каганата свидетельствует об успешности Святослава Игоревича как правителя государства. Здесь доказывается только успешность Святослава как военачальника. Пример 20. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. «Деятельность князя Святослава Игоревича как правителя государства не была успешной».
Верно : «Разгромив Хазарский каганат, Святослав пресек угрозу русским землям, исходящую от хазар, прекратил потенциальную возможность уплаты дани восточнославянскими племенами хазарам, что раньше случалось». Комментарий: необходимо было написать, какую именно пользу для государства принес разгром Хазарского каганата. Необходимость такого объяснения пользы для Руси от разгрома Хазарского каганата объясняется и тем, что факт разгрома Хазарского каганата можно использовать для подтверждения и следующей точки зрения: «Разгром Хазарского каганата привёл к тому, что на южных границах Руси появились печенеги, разорявшие своими набегами русские земли».
Неверно :«При Святославе не был создан первый письменный сборник законов Древнерусского государства, хотя государство уже существовало и потребность в этом была, поэтому его деятельность нельзя считать успешной» или « Святослав Игоревич не крестил Русь, хотя это могло способствовать усилению княжеской власти, укреплению международных связей Руси, поэтому его деятельность нельзя считать успешной». Комментарий: приведенные аргументы не могут быть приняты, так как аргументируемая точка зрения предполагает только рассмотрение деятельности Святослава Игоревича, на что в ней прямо указывается: «Деятельность князя Святослава Игоревича как правителя государства…». Нельзя использовать факты, связанные не с деятельностью исторического деятеля, а его потомков!
По критерию К1 (указание событий (явлений, процессов) выбранного исторического периода) 81,7% выпускников получил баллы. Задание 25 (ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ) Одним из наиболее сложных для выполнения критериев является критерий К2 (исторические личности и их роль в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах)).
Эти события (процессы, явления) могут находиться в любой части сочинения (в начале, середине, конце), поэтому не обязательно начинать писать историческое сочинение с их указания . При написании исторического сочинения , например, при характеристике роли личности в событиях (явлениях, процессах), относящихся к данному историческому периоду, выпускнику по необходимости придется указать события (явления, процессы) , которые и будут зачтены по критерию К1. необходимо указать любые два события (процесса, явления), которые относятся к выбранному периоду истории. КРИТЕРИЙ К1 Следует отметить, что атрибуция выбранного периода (указание на то, кто в это время был правителем страны) НЕ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ по критерию К1, так не включает в себя указание на какое-либо историческое явление .
Например, при выборе периода декабрь 1825 г. – февраль 1855 г. положение «Это время правления Николая I» не будет засчитано как историческое явление , так как упоминание имени монарха не содержит указания на социально-экономические, политические отношения в данный период или явления, связанные с развитием общественной жизни, духовной культуры. Но в то же время положение «В данный период господствовала крепостническая система ведения хозяйства» по критерию К1 будет засчитано , так как оно указывает на определенную исторически обусловленную систему социально-экономических отношений, характерных для данного периода.
КРИТЕРИЙ К2 При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)». Конкретные действия – осмысленные волевые усилия, которые всегда имеют единичный характер и выражаются в непосредственном проявлении личной активности исторического деятеля. Причем под действиями в истории понимаются именно социальные действия , а не, например, биологические процессы. Согласно требованию задания те события, явления, процессы, в которых указанные в сочинении личности сыграли роль своими действиями, тоже должны быть названы в сочинении .
Требование указания конкретных действий придает заданию определенную трудность. Эта трудность состоит в том, что от выпускника требуется проявить не просто знание общих направлений деятельности той или иной исторической персоналии («командовал войском», «руководил реформами»), а детальное знание конкретных поступков этой личности в важные моменты истории страны . Как правило, это те поступки, которые вошли в историю, которые показывают величие исторического деятеля.
Неверно: «М.И. Кутузов командовал русской армией в ходе Отечественной войны 1812 г., и в этом состоит его роль в победе в данной войне». Комментарий: так как командование армией – это процесс, в ходе которого М.И. Кутузов предпринял множество конкретных действий. Положения, где указаны не конкретные действия исторической личности, а процессы, в которых исторический деятель участвовал , пусть даже играя в них главную роль, приняты не будут .
Верно: Если выпускник напишет о военном совете в деревне Фили, о том, что М.И. Кутузов произнес свои знаменитые слова: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерею же армии Россия потеряна», после чего отдал приказ об оставлении Москвы, сыграв тем самым роль в сохранении русской армии, а значит, и в победе над неприятелем, то это будет зачтено по критерию К2.
Неверно: «Роль Александра Невского в отпоре завоевателям, совершившим в XIII в. нашествие на русские земли с северо-запада, состоит в том, что он одержал победы в Невской битве и Ледовом побоище». Комментарий: дело в том, что завоеватели с северо-запада были разгромлены не единолично Александром Невским , а войском которым он командовал (положения в учебниках и учебных пособиях «Александр Невский одержал победу в Невской битве», «Александр Невский одержал победу в Ледовом побоище» не должны смущать, так как в них используется общепринятый принцип указания имени военачальника для обозначения действия войска под его командованием, но в этих положениях нет указания на конкретные действия военачальника).
Например , Александр Невский в Ледовом побоище предпринял следующие конкретные действия: расположил отряд ополченцев против головы рыцарской «свиньи», расположил за спинами ополченцев обоз, расположил конницу по флангам, в решающий момент битвы отдал приказ коннице вступить в бой (согласно информации из школьных учебников) и т.д. Командование войском в битве – это тоже процесс, состоящий из конкретных действий. Каждое из этих конкретных действий Александра Невского сыграло определенную роль в общей победе русского войска в Ледовом побоище, каждое из них может быть указано в сочинении, и в том случае, если будет объяснено значение этого действия в общей победе, оно будет принято по критерию К2.
Если, например, выпускник выбрал период июнь 1762 г. – ноябрь 1796 г. и сомневается в том, что сумеет назвать конкретные действия политических деятелей данного периода, участвовавших в проведении внутренней политики, то стоит задуматься над возможностью написать сочинение о внешнеполитических событиях или развитии культуры в рамках этого же периода. Рекомендуется при выборе периода истории для написания исторического сочинения и тематики сочинения в рамках этого периода (внутренняя политика, внешняя политика, яркое событие (процесс), произошедшее в рамках выбранного периода, развитие культуры в данный период и др.) исходить именно из того, знает ли экзаменуемый конкретные действия исторических личностей, сыгравшие роль в истории .
Следует учесть, что создание произведений культуры является конкретными действиями . Например, в положении: «Н.М. Карамзин написал повесть “Бедная Лиза” (конкретное действие), чем внес вклад в появление и утверждение сентиментализма в русской литературе» – охарактеризована роль Н.М. Карамзина.
Неверно: « В этот период была проведена реформа А.Н. Косыгина. В ходе реформы было сокращено количество плановых показателей для предприятий, расширена их хозяйственная самостоятельность, предприятия получили возможность формировать фонды, которые использовали по собственному усмотрению, в том числе для материального стимулирования работников, были упразднены совнархозы. Косыгин руководил проведением этой реформы» . Комментарий: В приведенном отрывке представлена суть реформы в промышленности, но конкретных действий А.Н. Косыгина не приведено, и по критерию К2 выпускник за данный отрывок балла не получил. Несмотря на то, что реформу принято в нашей стране называть по фамилии Косыгина, он не являлся основным разработчиком реформы, им был Е.Г. Либерман . Впрочем, выпускник и не написал, что А.Н. Косыгин разработал реформу. Руководство же реформой, упомянутое выпускником, – это процесс, состоящий из многих конкретных действий, которые и надо было указать, а мероприятия, осуществленные в ходе реформы и названные в ответе, не являются действиями А.Н. Косыгина. Нужно указывать конкретные действия.
Верно: написать, что в сентябре 1965 г. А.Н. Косыгин выступил на Пленуме ЦК КПСС с докладом об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства (конкретное действие). Фактически именно с этого доклада и с принятия соответствующего Постановления Пленума ЦК КПСС началось проведение реформы в промышленности.
Неверно: «При Николае I была проведена реформа государственной деревни Киселева. Во время реформы было введено крестьянское самоуправление в государственной деревне, в деревнях создавались школы, больницы, осуществлялось переселение крестьян на свободные земли в другие районы страны». Комментарий: В данном отрывке не указаны конкретные действия П.Д. Киселева, поэтому неясно, в чем заключалась его роль. Но для выпускника, который действительно интересуется историей и хорошо ее знает, не составит труда написать о том, что П.Д. Киселев лично посетил Санкт-Петербургскую, Псковскую, Курскую и Московскую губернии, чтобы убедиться в действенности предлагаемых им мер. По возвращении Киселев представил Николаю I доклад, в котором наметил основные направления реформы, а в мае 1837 г. он представил императору подробный проект реформы, получивший одобрение. Все эти действия Киселева сыграли важнейшую роль в подготовке реформы государственной деревни.
Неверно: в сочинении, которое полностью посвящено внешней политике периода правления Николая I, выпускник написал: «Еще в этот период М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Смерть поэта”, которое посвящено гибели А.С. Пушкина» (на этом сочинение заканчивается). Распространенной ошибкой по критерию К2 было приведение конкретных действий исторической личности без указания того процесса, в котором этим действием личность сыграла роль. Комментарий: в данном случае указано конкретное действие М.Ю. Лермонтова, но по критерию К2 за это выпускник балл не получит, так как он не указал, в каком процессе М.Ю. Лермонтов сыграл роль этим своим действием.
Комментарий: в данном случае выпускник пишет о ситуации, которая не зафиксирована в источниках. Такой ответ выпускника не только не был принят по критерию К2, но и привел к потере балла по критерию К6 (фактические ошибки). Среди типичных ошибок по критерию К2 следует отметить еще одну, связанную с тем, что выпускники писали о тех конкретных действиях исторических личностей, которые спорны с исторической точки зрения . Неверно: «Николай I лично вышел на Сенатскую площадь к восставшим и попытался уговорить их разойтись» .
Например, положение «Причиной самого крупного поражения немцев стала блестяще проведенная операция "Багратион" по освобождению Белоруссии» не содержит причинно-следственной связи . КРИТЕРИЙ К3 оценивается наличие в сочинении причинно-следственных связей. Наиболее распространенной ошибкой при выполнении требований этого критерия была ситуация, когда в сочинении присутствовало слово «причина», но не были указаны причинно-следственные связи.
Но одно из самых крупных поражений немцев, о котором пишет выпускник, произошло не после, а в ходе операции «Багратион» по освобождению Белоруссии. Комментарий: другими словами, освобождение Белоруссии как раз и стало этим крупным поражением немцев. Причинно-следственная связь всегда предполагает, что одно историческое событие (процесс, явление) при определенных исторических условиях порождает другое событие (процесс, явление). Поэтому между причиной и следствием всегда существует определенное временное соотношение: сначала происходит событие-причина, а затем – событие-следствие . ПРИМЕР 1 Та же ошибка допущена, например, в положении: « Причиной снятия блокады Ленинграда была операция "Январский гром", блестяще проведенная советскими войсками» . Снятие блокады Ленинграда произошло не после, а в ходе проведения операции «Январский гром». ПРИМЕР 2
Комментарий: Причина здесь указана в виде фразы «стремление Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые». Стремление – это желание, побуждающее к действию. Но действие Екатерины II, реализовавшее указанное желание, как раз и состояло в том, что она издала Жалованную грамоту, закреплявшую дарованные дворянству ранее привилегии и устанавливавшую новые. Получается, что причинно-следственная связь, приведенная выпускником, сводится к следующей: желание Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые привело к изданию Жалованной грамоты, в которой она их закрепила и установила. А сама Жалованная грамота и является документом, в котором выражено это желание Екатерины. Другими словами, конструкция «желание (стремление) исторического деятеля предпринять какое-либо действие – это действие» не содержит причинно-следственной связи, так как только в самом действии и проявляется это желание. Вторая типичная ошибка выпускников при формулировании причинно-следственных связей – указание желания исторического деятеля произвести какое-либо действие в качестве причины этого действия. Неверно: «Причиной издания Жалованной грамоты дворянству было стремление Екатерины II закрепить дарованные дворянству ранее привилегии и установить новые».
«Причиной Любечского съезда было стремление князей прекратить усобицы» . ПРИМЕР: Комментарий: в данном случае указано историческое явление (усобицы), с которым связано возникновение стремления князей и соответствующее действие по его устранению. Таким образом, приведенную в данном случае связь можно представить в виде следующей общей конструкции: негативное явление → действие по его устранению . Конечно, в таком случае причинно-следственная связь будет засчитана. Но если выпускник сформулирует связь следующим образом: «Стремление князей совместно обсудить некоторые вопросы стало причиной Любечского съезда», то это положение не будет принято .
Положение «Причиной русско-турецкой войны было стремление России выйти к Черному морю и создать там военно-морской флот» также содержит верную причинно-следственную связь . Комментарий: здесь указано негативное явление (отсутствие у России выхода к Черному морю и Черноморского флота), которое привело к событию – началу русско-турецкой войны.
Неверно: «Князь Святослав хотел быть похожим на своих предшественников – Олега и Игоря, – поэтому он стал храбрым воином и совершал походы на Византию». Еще одна типичная ошибка при выполнении требований критерия К3 состоит в том, что в качестве причины указывается факт, представляющий собой субъективную характеристику мотива каких-либо действий исторической личности, но упоминание об этом факте в исторических источниках отсутствует. Комментарий: можно утверждать, что Святослав стал продолжателем дела своих предшественников, это подтверждается анализом внешней политики указанных князей. Но утверждать, что причина походов Святослава на Византию состояла в его желании быть похожим на Олега и Игоря, нельзя, так как это утверждение не основано на исторических источниках и является надуманным. Данная причинно-следственная связь не была засчитана.
Критерий К4 оценивается наличие в сочинении указания влияния событий, явлений, процессов выбранного исторического периода на дальнейшую историю России. К сожалению, в большинстве работ выпускников это указание отсутствует . Вместо указания влияния событий (явлений, процессов) на дальнейшую историю России выпускники писали общий вывод, в котором обобщали все изложенное в сочинении .
Например, вывод выпускника, который писал сочинение по периоду 1565–1572 гг.: «Итак, данный период был одним из самых страшных и кровавых в истории России. В ходе проведения политики опричнины погибли представители знатных боярских родов, что укрепило личную власть. В результате политики опричнины страна была разорена». Комментарий: по критерию К4 за приведенный отрывок выпускник не получит баллы . Для того чтобы получить баллы по этому критерию, надо в явном виде указать влияние событий (явлений, процессов) выбранного периода именно на дальнейшую историю России .
Если был выбран период 1565–1572 гг., то это указание может быть следующим: «В период опричнины общепринятыми явлениями были попирание царём и опричниками христианских и моральных норм и ценностей, репрессии в отношении церкви. Это привело к ослаблению нравственных ориентиров в обществе. Особенно ослабление нравственных ориентиров, произошедшее в период опричнины, проявилось через 30 лет, в годы Смуты, когда самозванчество, заговоры против монархов, предательство, братоубийственные войны, массовые грабежи и убийства мирных жителей стали закономерным результатом забвения ценностей, традиций и святынь, произошедшего при царе Иване Грозном» .
Например, при выборе выпускником периода июнь 1812 г. – декабрь 1825 г. достаточно написать, что «восстание декабристов, произошедшее в декабре 1825 г., его поражение, привели при императоре Николае I к усилению реакционной политики российского самодержавия, в частности это проявилось в создании III Отделения ЕИВК, занимавшегося политическим сыском». Комментарий: это положение будет зачтено по критерию К4. Критерий К4 не предполагает обязательности написания объемного текста, который приведен в данном примере.
Эти ошибки , как правило, состояли в том, что указывались не события следующих исторических эпох, порожденные событиями (процессами, явлениями) выбранного периода истории, а явления, возникшие в выбранный период истории и в неизменном виде продолжавшие существовать в будущем , Выпускники, которые сделали попытку указать влияние событий (явлений, процессов) данного периода истории на дальнейшую историю России, также допускали ошибки.
. Комментарий: в приведенном примере не указано влияние существования военных поселений на историю России, а только говорится о времени их существовании. Данное положение не было принято по критерию К4. Необходимо было охарактеризовать влияние военных поселений на исторический процесс, например: «Военные поселения, созданные в данный период, характеризовались крайне жесткими порядками, что приводило к восстаниям военных поселян в последующие периоды истории (например, восстание военных поселян в Новгородской губернии в 1831 г.)». Неверно: «Военные поселения, созданные в эти годы, просуществовали до начала правления Александра II».
КРИТЕРИЙ К5 корректное использование исторических терминов, понятий. необходимо корректно использовать хотя бы один исторический термин при написании сочинения.
Некорректное использование исторических терминов также привело к потере балла некоторыми выпускниками. Например : «В июне 1905 г. началась забастовка на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический"». КРИТЕРИЙ К6 Часто ошибки допускались в указании годов исторических событий, хотя среди требований к сочинению отсутствует требование указывать годы событий. Еще одна типичная ошибка была связана с искажением выпускниками исторических фактов , например: «Большую роль в развитии Древнерусского государства сыграл князь Олег. Он проложил путь "из варяг в греки", который позволял ему собирать дань и установить торговые пути», или «Так, в августе 1939 года видный политический деятель Молотов отправляется за границу для подписания Пакта между СССР и Германией о ненападении», или «Олег поднял над своей головой маленького Игоря и произнес: "Быть отныне Киеву матерью городов русских"» (согласно ПВЛ данная фраза была произнесена в другой ситуации).
Ошибки из-за неумения выпускников правильно формулировать свои мысли. ПРИМЕР: «Мне кажется, что период образования Древнерусского государства самый интересный. Ведь именно с этого периода начала появляться настоящая жизнь» . Комментарий: положение о том, что до возникновения Древнерусского государства жизнь была «ненастоящей», а «настоящей» она стала только с его возникновением, весьма спорна с исторической точки зрения и может быть признана фактической ошибкой. ПРИМЕР: «Меншиков дослужился от сына конюха до знатного рода». Комментарий: в данном примере содержится фактическая ошибка, так как А.Д. Меншиков не начинал служить с должности или звания «сын конюха».
ПРИМЕР: «Начинает Олег своё правление с присоединения Новгорода к Древнерусскому государству». Комментарий: в данном случае допущена фактическая ошибка, так как объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью и стало событием, означавшим образование Древнерусского государства.
КРИТЕРИЙ К7 представить ответ в виде последовательного связного текста. Часто выпускники не получали балл по критерию К7 , так как на основе предложенного плана создавали не связный, логически выстроенный текст, а комплект не связанных друг с другом ответов по каждому пункту плана . В других случаях сочинение выпускников было посвящено не какой-либо одной сфере, например внешней политике данного периода, а сразу нескольким (и внешней политике, и внутренней политике, и развитию культуры). В подобных случаях отдельные части сочинения часто также не были связаны между собой и у выпускников получался не последовательный связный текст, а тезисный план.
Задании 21 предполагает поиск в источнике информации, данной в явном виде. Выборочный анализ развернутых ответов показал, что многие выпускники 2018 г. при выполнении задания 21 переписывали значительные отрывки исторических источников . Эти отрывки содержали, кроме верных элементов ответа, массу избыточной информации . В 2019 г. в задание 21 и критерии его оценивания будут внесены положения, нацеленные на устранение описанной ситуации . Оцениваться будет только четко выбранная информация по требованию задания .
20-2 21-2 22-0 23-0 24-3 25-11
20-1 21-1 22-2 23-3 24-3 25-9
20-2 21-0 22-1 23-2 24-3 25-10
20-2 21-2 22-1 23-3 24-0 25-9
20-2 21-2 22-1 23-2 24-0 25-10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по истории России. ТЕМА : РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX –XX ВВ.
Материал дан в краткой и доступной форме, снабжен заданиями разного типа, используемыми учителями на уроке при подготовке к ЕГЭ по истории России.Учебные методические рекомендации также позволят...
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории.
Данный материал содержит рекомендации по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по истории по части "С" по образцу 2013года. Также содержит клише по написанию исторического сочинения....
Тема: «Рекомендации по подготовке педагога к введению стандарта». Из опыта работы Л.М. Казаковой, учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ № 3» г.Горнозаводска
Историю можно преподавать по-разному: прочитать лекцию и провести круглый стол, обсудить заранее подготовленные рефераты, превратить урок в небольшую игру-исследование – хороши все варианты, лишь бы з...
Основные методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по истории.
Обучающиеся и их родители могут получить рекомендации о том на что обратить внимание при подготовке к ЕГЭ по истории....
Система рекомендаций для подготовки к ГИА по истории в 9 классе
Система рекомендаций для подготовки к ГИА по истории в 9 классе...
Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию
Выступление на РМО Курбан О. Н. Методические рекомендации по подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Презентация и доклад...
Методические рекомендации по подготовке к ВПР по истории России в 6 классе
Методические рекомендации...