нидерланская революция
методическая разработка по истории (7 класс)

Перетятько Марина Олеговна

НИДЕРЛАНДСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ
И  РОЖДЕНИЕ  СВОБОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ  ГОЛЛАНДИИ

План урока:

1. «Жемчужина в короне Габсбургов».

2. Возникновение конфликта.

3. Время террора.

4. Испано-нидерландская война.

5. Рождение республики.

Планируемые результаты изучения материала:

Школьники понимают, что различия в традициях, обычаях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной борьбы последних за Реформацию и создание независимого национального государства; это движение явилось национально-освободительной революцией.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод.

Выделите причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради.

Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: рассуждение (о причинах противоречий между Нидерландами и Испанией), сюжетный повествовательный рассказ (о борьбе жителей Нидерландов с Испанией), персонификация (В. Оранский, Филипп II, Альба), эвристическая беседа (об итогах революции и ее значении), организация работы учащихся с документом, обучение решению проблемно-познавательных заданий. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 11—14) и межкурсовые связи с историей Отечества (Петровская эпоха).

Развитие умений учащихся:

Учатся выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, работать с документами и текстом учебника, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического деятеля, использовать знания, полученные в результате чтения художественной литературы.

Основные понятия и термины:

Штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Источники информации: школьные и внешкольные:

Учебник, § 15. Карта «Нидерландская революция в XVI в.». В контурной карте отметить Нидерланды и Голландию.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Слайд 1

О чем будем говорить на уроке?

Что такое революция?

Слайд 2

I. Беседа с учащимися по теме «Жемчужина в короне Габсбургов».

 Работа по карте

1) Территорию каких современных государств занимали Нидерланды?

( Голландия, Бельгия, Люксембург, часть Франции)

2) Какие земли входили в состав империи Габсбургов, помимо Нидерландов?

( Испания, Австрия, Чехия, Венгрия, Королевство обеих Сицилий, Миланское герцогство, Силезия, Американские колонии)

3) Кого из представителей династии Габсбургов вы знаете?

( Император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II.)

Слайд 4

4) Учитывая географическое положение, каковы были основные занятия жителей Нидерландов?

( занимались морской торговлей, рыболовством)

Нидерланды – это был плотно заселённый регион. На сравнительно небольшой территории находилось более 300 городов и 6500 деревень. Этот регион давал Габсбургам средств в несколько раз больше, чем все их заокеанские владения. Поэтому он находилось на особом положении. Каждая провинция Нидерландов имела собственные штаты. Для решения проблем, касавшихся всех провинций Нидерландов, собирались Генеральные штаты. Во главе же администрации стоял назначаемый королём штатгальтер.

Запись в тетрадь:

Штатгальтер (наместник)- должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории.

 

II. Противоречия обостряются.

Слайд 5.

Слайд 6.

Противоречия между Нидерландами и Карлом V возникли из-за религиозных мотивов. Многие жители Нидерландов приняли кальвинизм. Карл V, воспринимая себя в качестве основного защитника католической веры, учредил в 1525 г. в провинциях инквизиционный суд, который приговорил многих протестантов к смерти.

Слайд 7.

Сын Карла V Филипп II еще с большим рвением принялся укреплять основы католической веры в Нидерландах. Именно при Филиппе II активизировалась работа инквизиционных судилищ, иезуитам было разрешено начать свою деятельность в этом регионе. Испанское правительство запретила торговать с ближайшим соседом, протестантской Англией, и в то же время повысило цены на собственную шерсть – важнейшее сырьё для нидерландских предпринимателей. Кроме того, были резко подняты налоги. В итоге недовольство политикой Филиппа II неуклонно росло.

Как вы думаете, как Филипп II решил усмирить Нидерланды?

(Он ввел на территорию Нидерландов войска)

Слайд 8.

              Недовольных возглавили дворяне: принц Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн. Они просили короля вывести войска, упразднить инквизиционный суд и созвать Генеральные штаты.

Слайд 9.

Оппозиционеры сами называли себя «гёзами», т.е. нищими, подчёркивая тем самым пропасть отделявшую их от испанских грандов. Однако Филипп II не собирался идти на уступки. В итоге в Нидерландах вспыхнуло в 1566г. народное восстание, принявшее иконоборческого движения. За считанные месяцы было разгромлено более 5 тыс. церквей, уничтожались архивы, освобождались из тюрем заключённые кальвинисты.

 

III. Время террора.

Слайд 10.

Филипп II пошел на крайние средства. На подавление восстания был

направлен суровый и беспощадный герцог Альба. В 1567 г. он занял Брюссель. Во все города были введены испанские гарнизоны. Был учрежден «Совет по делам о мятежах». За годы своей деятельности Совет вынес более 8 тыс. смертных приговоров. Среди казнённых были и граф Эгмонт, и адмирал Горн. Альба всячески поощрял доносительство, так как доносчик получал часть имущества казнённого. Правление сопровождалось тотальным ограблением провинций. Альба решил в Нидерландах установить испанскую систему налогообложению, предполагавшую резкое повышение налогов с продаж.

Почему эта система налогообложения привела к столь печальным последствиям для Нидерландов? (Нидерланды были регионом чрезвычайно развитой торговли, перепродажа была обычным явлением, поэтому установление такого налога грозило многократным повышением цен.)

 

IV. Испано-нидерландская война.

Политика герцога Альбы привела к всеобщему возмущению населения и

Фактическому началу партизанской войны. На суше действовали лесные гёзы, а на море – морские. И те, и другие наносили урон испанским войскам.

Слайд 11, 12.

В 1572 г. война уже приняла открытую форму.

Запись в тетрадь:

1572 г. – испано-нидерландская война.

Лидером повстанцев принц Вильгельм Оранский. Знаковым событием стал захват в 1572 г порта Бриль морскими гёзами. Это стало сигналом для восстания во всех Нидерландах. Летом 1572 г. Вильгельм Оранский был провозглашен Генеральными Штатами правителем Голландии и Зеландии. Однако это вовсе не означало победы восставших. Герцог Альба со всей энергией приступил к подавлению мятежа. Ему удалось нанести Вильгельму Оранскому несколько поражений.

 

Работа с документом

          Прочитайте текст исторического источника и ответьте, чем было вызвано нечеловечески жестокое отношение испанцев к жителям страны во время испано-нидерландской войны.

          Письмо герцога Альбы Филиппу II.

В середине 1573 г. после долгой осады испанскими войсками был взят город Гарлем, после чего он был отдан на разграбление солдатам. Испанцы уничтожили 2300 жителей города. Герцог Альба, однако, считал, что он поступил с Гарлемом излишне великодушно, так как те горожане, жизнь которых он пощадил, не высказали ему своей признательности. В связи с этим Альба решил отомстить «неблагодарным» нидерландцам после взятия следующего города – Алькмаара.

«Пусть ваше величество разуверится в мнении, что добротой можно что-нибудь сделать с этим народом…

              Ваше величество, можете быть уверенны, что ни один человек на свете не желает больше моего идти путем милосердия, несмотря на мою собственную ненависть к еретикам и изменникам.

              Но, если я возьму Алькмаар, я решился не оставить ни одного существа в живых. Нож будет всажен в каждое горло. Так как пример Гарлема оказался бесполезным, может быть, пример жестокости заставит другие города опомниться».

 

               Тем не менее, в 1573 г. Альба был отозван: Филипп II был недоволен, что окончательной победы все не было и не было. Испанские солдаты, подолгу не получая жалованья, приступили к грабежу местного населения. Так. Был нещадно ограблен Антверпен. Число жертв среди населения достигло 7 тыс. человек. Насилие со стороны испанцев порождало ответное насилие.

Как Филипп II мог решить проблему взаимоотношения с нидерландскими провинциями, помимо насилия? (Он теми или иными способами мог бы привлечь аристократию Нидерландов на свою сторону.)

              Отчасти Филипп II так и поступил. Ему в 1579 г. удалось добиться признания своей власти от южных провинций Нидерландов.

 

V. Голландская республика

Работа с учебником

Прочитать с 136-138 учебника (Рождение республики)

Какое значение для Голландии имела победа над Испанией?

Слайд 13.

Северные провинции Нидерландов в 1579 г. объявили о создании Утрехтской унии. По сути дела речь шла о создании независимого государства.

Слайд 14.

Запись в тетради:

1579г. – образование Утрехтской унии.

В 1581 г. Генеральные штаты объявили о низложении Филиппа II. Главой (штатгальтером) нового государственного образования стал Вильгельм Оранский. А в 1588 г. было объявлено о возникновении Республики Соединённых провинций, которую чаще всего стали называть Голландией.

Слайд 15.

Запись в тетради:

1588 г. – образование Голландии.

В 1609 г. Испания была вынуждена подписать перемирие с Голландией. Испания признала её независимость, а так же согласилась закрыть для морской торговли Антверпен.

          - Как вы думаете, почему? (Антверпен был основным конкурентом Амстердама)

          Государственной религией Голландии стал кальвинизм, форма правления – республиканская. Голландия чрезвычайно быстро развивалась XVII в. У нее был огромный флот, многочисленные колонии. Амстердам был финансовым и торговым центром всей Европы.

Слайд 16. В последней части урока подводятся итоги национально-освободительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Говоря о том, что революция способствовала превращению Голландии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель рассказывает:

«После разрушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали торговать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для кораблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из прибалтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыболовство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положением между северными и южными морями, голландцы стали посредниками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них250 000 человек. Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных рабов доставляли в Америку).

В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Европе, их покупали и в России.

В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Свободой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голландия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.

В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зрения, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газеты — новое для того времени средство общения между людьми. Печатались и памфлеты, затрагивающие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств».

VI. Закрепление. Проверяется выполнение познавательного задания

Выделите причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради.

Слайд 17.

1. Высокие налоги в испанскую казну мешали развитию капитализма и торговли.

2. Жестокое подавление протестантского движения.

3. Ликвидация самоуправления и передача власти испанским королевским чиновникам.

Учащиеся отмечают, что национально-освободительная борьба в Нидерландах является революцией, так как движение велось не только за реформацию церкви, но имело своей целью и уничтожение национального гнета и всех препятствий, которые мешали развитию свободной духовной и экономической жизни. К власти пришли люди, занимавшиеся капиталистическим предпринимательством, это уничтожало старые традиционные отношения.

Слайд 18.

Ответим на вопросы

Слайд 19.

 

VII. Домашнее задание

Учебник, параграф 15

Слайд 20. Отметить на контурной карте Нидерланды, Голландию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon niderlandskaya_revolyutsiya.ppt580.5 КБ
Microsoft Office document icon niderlandskaya_revolyutsiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нидерландская революция Мережникова С.Н., учитель истории МОУ «Мосинская оош» 2011 г

Слайд 2

РЕВОЛЮЦИЯ – процесс, в ходе которого происходят коренные изменения, ломаются старые порядки

Слайд 3

План урока: «Жемчужина в короне Габсбургов» Возникновение конфликта Время террора Испано-нидерландская война Рождение республики

Слайд 4

Европейские территории под властью короля Испании в 1580 году (Нидерланды указаны светло-зеленым)

Слайд 5

Описание тайной сходки протестантов в сельской местности: «...массы народа сходились по нескольку тысяч на открытых местах; сход загораживался повозками и срубленными деревьями; в середине становился на возвышение проповедник, ближе к нему женщины, дети, безоружные; снаружи большим кольцом помещались вооруженные и всадники на случай защиты от нападений; народ пел псалмы...» (Виппер Р. Ю. История нового времени.— Киев, 1997.— С. 78).

Слайд 6

ПРИЧИНЫ РЕВОЛЮЦИИ Слои населения, недовольные засильем испанцев Причины революции Богатая буржуазия и зажиточные горожане Недовольство запретом исповедовать кальвинизм Повышение налогов Купцы и наемные рабочие Запрет торговли с Англией, повышение пошлин на ввоз шерсти из Испании Знать и дворянство Отстранение от управления государством и прекращение призывов в армию

Слайд 7

Филипп II в парадных доспехах

Слайд 8

Вильгельм I Оранский.

Слайд 9

Гёз (нищий) – Противник испанского владычества

Слайд 10

Фернандо Альварес де Толедо (герцог Альба)

Слайд 11

1572г. - Испано-нидерландская война

Слайд 13

Первоначально союз (Голландия) включал в себя 5 провинций: Голландия, Зеландия, Утрехт, Гельдерн, Гронинген; позднее к ним присоединились Гент и Фрисландия. Союз предусматривал создание общей финансовой системы, единой армии, проведение согласованной внешней политики. 1579г. Утрехтская уния

Слайд 14

Уния – Договор о создании единого государства

Слайд 15

1566 г. — начало иконоборческого движения; 1567 г. — вступление испанской армии в Брюссель; 1572 г. — начало военных действий между Нидерландами и Испанией; 1579 г. — подписание Утрехтской унии; 1588 г. — создание Республики Соединенных провинций. События испано-нидерландской войны

Слайд 16

Итоги национально-освободительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Голландия – ведущая страна в области производства и торговли Торговый флот насчитывал 10000 судов с занятыми на них 250000 человек Голландские купцы включались в борьбу за колонии Установилась свобода вероисповедания В Голландии печатались книги, издавались газеты, печатались памфлеты.

Слайд 17

ПРИЧИНЫ НИДЕРЛАНДСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Высокие налоги в испанскую казну мешали развитию капитализма и торговли. Жестокое подавление протестантского движения. Ликвидация самоуправления и передача власти испанским королевским чиновникам.

Слайд 18

Что такое революция? Каковы причины Нидерландской революции? Как Испания боролась с революцией? Кто такие герцог Альба и Вильгельм Оранский? В каком году было создано независимое государство Голландия? К чему привела Нидерландская революция?

Слайд 19

Нидерландская буржуазная революция ( нидерл . Tachtigjarige Oorlog — «Восьмидесятилетняя война» ) — успешная революция Семнадцати провинций в борьбе за независимость от Испанской империи. В результате революции была признана независимость Семи Соединённых провинций. Области, ныне известные как Бельгия и Люксембург (те из Семнадцати провинций, которые остались под правлением Габсбургов), получили название Южных Нидерландов. Первым лидером революции был Вильгельм Оранский. Нидерландская революция стала одним из первых успешных расколов в Европе и привела к появлению первых современных европейских республик.

Слайд 20

Европейские территории под властью короля Испании в 1580 году (Нидерланды указаны светло-зеленым) Д/з Отметить на контурной карте Нидерланды и Голландию

Слайд 21

Литература Чистозвонов А. Н. Нидерландская буржуазная революция XVI века. М.: Издательство АН СССР, 1958. Ru.wikipedia.org/wiki/ Нидерландская революция. www.uchportal.ru/Niderlandi.rar Юдовская А.Я. Новая история, 1500 – 1800: Учеб для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2005. – с.128-139.

Слайд 22

Спасибо за урок!

Слайд 23

Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

НИДЕРЛАНДСКАЯ  РЕВОЛЮЦИЯ
И  РОЖДЕНИЕ  СВОБОДНОЙ  РЕСПУБЛИКИ  ГОЛЛАНДИИ

План урока:

1. «Жемчужина в короне Габсбургов».

2. Возникновение конфликта.  

3. Время террора.  

4. Испано-нидерландская война.

5. Рождение республики.

Планируемые результаты изучения материала:

Школьники понимают, что различия в традициях, обычаях, религии, экономических интересах Испании и Нидерландов стали причиной борьбы последних за Реформацию и создание независимого национального государства; это движение явилось национально-освободительной революцией.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод.

  • Выделите причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради. 

Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: рассуждение (о причинах противоречий между Нидерландами и Испанией), сюжетный повествовательный рассказ (о борьбе жителей Нидерландов с Испанией), персонификация (В. Оранский, Филипп II, Альба), эвристическая беседа (об итогах революции и ее значении), организация работы учащихся с документом, обучение решению проблемно-познавательных заданий. На уроке используются внутрикурсовые связи (§ 11—14) и межкурсовые связи с историей Отечества (Петровская эпоха).

Развитие умений учащихся:

Учатся выделять главное, применять ранее полученные знания для изучения нового материала, работать с документами и текстом учебника, решать проблемы, участвовать в дискуссии, составлять характеристику исторического деятеля, использовать знания, полученные в результате чтения художественной литературы.

Основные понятия и термины:

Штатгальтер, гёзы, иконоборцы, террор, уния, революция.

Источники информации: школьные и внешкольные:

Учебник, § 15. Карта «Нидерландская революция в XVI в.». В контурной карте отметить Нидерланды и Голландию.

Ход урока

Слайд 1

  • О чем будем говорить на уроке?
  • Что такое революция?

Слайд 2

  1. Беседа с учащимися по теме «Жемчужина в короне Габсбургов».

 Работа по карте

  1. Территорию каких современных государств занимали Нидерланды?

( Голландия, Бельгия, Люксембург, часть Франции)

  1. Какие земли входили в состав империи Габсбургов, помимо Нидерландов?

( Испания, Австрия, Чехия, Венгрия, Королевство обеих Сицилий, Миланское герцогство, Силезия, Американские колонии)

  1. Кого из представителей династии Габсбургов вы знаете?

( Император Священной Римской империи Карл V, король Испании Филипп II.)

Слайд 4

  1. Учитывая географическое положение, каковы были основные занятия жителей Нидерландов?

( занимались морской торговлей, рыболовством)

Нидерланды – это был плотно заселённый регион. На сравнительно небольшой территории находилось более 300 городов и 6500 деревень. Этот регион давал Габсбургам средств в несколько раз больше, чем все их заокеанские владения. Поэтому он находилось на особом положении. Каждая провинция Нидерландов имела собственные штаты. Для решения проблем, касавшихся всех провинций Нидерландов, собирались Генеральные штаты. Во главе же администрации стоял назначаемый королём штатгальтер.

Запись в тетрадь:

Штатгальтер (наместник)- должностное лицо, осуществлявшее государственную власть и управление на какой-либо территории.

  1. Противоречия обостряются.

Слайд 5.

Слайд 6.

Противоречия между Нидерландами и Карлом V возникли из-за религиозных мотивов. Многие жители Нидерландов приняли кальвинизм. Карл V, воспринимая себя в качестве основного защитника католической веры, учредил в 1525 г. в провинциях инквизиционный суд, который приговорил многих протестантов к смерти.

Слайд 7.

Сын Карла V Филипп II еще с большим рвением принялся укреплять основы католической веры в Нидерландах. Именно при Филиппе II активизировалась работа инквизиционных судилищ, иезуитам было разрешено начать свою деятельность в этом регионе. Испанское правительство запретила торговать с ближайшим соседом, протестантской Англией, и в то же время повысило цены на собственную шерсть – важнейшее сырьё для нидерландских предпринимателей. Кроме того, были резко подняты налоги. В итоге недовольство политикой Филиппа II неуклонно росло.

  • Как вы думаете, как Филипп II решил усмирить Нидерланды?

(Он ввел на территорию Нидерландов войска)

Слайд 8.

        Недовольных возглавили дворяне: принц Оранский, граф Эгмонт и адмирал Горн. Они просили короля вывести войска, упразднить инквизиционный суд и созвать Генеральные штаты.

Слайд 9.

Оппозиционеры сами называли себя «гёзами», т.е. нищими, подчёркивая тем самым пропасть отделявшую их от испанских грандов. Однако Филипп II не собирался идти на уступки. В итоге в Нидерландах вспыхнуло в 1566г. народное восстание, принявшее иконоборческого движения. За считанные месяцы было разгромлено более 5 тыс. церквей, уничтожались архивы, освобождались из тюрем заключённые кальвинисты.

  1. Время террора.

Слайд 10.

Филипп II пошел на крайние средства. На подавление восстания был

направлен суровый и беспощадный герцог Альба. В 1567 г. он занял Брюссель. Во все города были введены испанские гарнизоны. Был учрежден «Совет по делам о мятежах». За годы своей деятельности Совет вынес более 8 тыс. смертных приговоров. Среди казнённых были и граф Эгмонт, и адмирал Горн. Альба всячески поощрял доносительство, так как доносчик получал часть имущества казнённого. Правление сопровождалось тотальным ограблением провинций. Альба решил в Нидерландах установить испанскую систему налогообложению, предполагавшую резкое повышение налогов с продаж.

  • Почему эта система налогообложения привела к столь печальным последствиям для Нидерландов? (Нидерланды были регионом чрезвычайно развитой торговли, перепродажа была обычным явлением, поэтому установление такого налога грозило многократным повышением цен.)

  1. Испано-нидерландская война.

Политика герцога Альбы привела к всеобщему возмущению населения и    

Фактическому началу партизанской войны. На суше действовали лесные гёзы, а на море – морские. И те, и другие наносили урон испанским войскам.

Слайд 11, 12.

В 1572 г. война уже приняла открытую форму.

Запись в тетрадь: 

1572 г. – испано-нидерландская война.

Лидером повстанцев принц Вильгельм Оранский. Знаковым событием стал захват в 1572 г порта Бриль морскими гёзами. Это стало сигналом для восстания во всех Нидерландах. Летом 1572 г. Вильгельм Оранский был провозглашен Генеральными Штатами правителем Голландии и Зеландии. Однако это вовсе не означало победы восставших. Герцог Альба со всей энергией приступил к подавлению мятежа. Ему удалось нанести Вильгельму Оранскому несколько поражений.

Работа с документом

        Прочитайте текст исторического источника и ответьте, чем было вызвано нечеловечески жестокое отношение испанцев к жителям страны во время испано-нидерландской войны.

        Письмо герцога Альбы Филиппу II.

В середине 1573 г. после долгой осады испанскими войсками был взят город Гарлем, после чего он был отдан на разграбление солдатам. Испанцы уничтожили 2300 жителей города. Герцог Альба, однако, считал, что он поступил с Гарлемом излишне великодушно, так как те горожане, жизнь которых он пощадил, не высказали ему своей признательности. В связи с этим Альба решил отомстить «неблагодарным» нидерландцам после взятия следующего города – Алькмаара.

«Пусть ваше величество разуверится в мнении, что добротой можно что-нибудь сделать с этим народом…

        Ваше величество, можете быть уверенны, что ни один человек на свете не желает больше моего идти путем милосердия, несмотря на мою собственную ненависть к еретикам и изменникам.

        Но, если я возьму Алькмаар, я решился не оставить ни одного существа в живых. Нож будет всажен в каждое горло. Так как пример Гарлема оказался бесполезным, может быть, пример жестокости заставит другие города опомниться».

         Тем не менее, в 1573 г. Альба был отозван: Филипп II был недоволен, что окончательной победы все не было и не было. Испанские солдаты, подолгу не получая жалованья, приступили к грабежу местного населения. Так. Был нещадно ограблен Антверпен. Число жертв среди населения достигло 7 тыс. человек. Насилие со стороны испанцев порождало ответное насилие.

  • Как Филипп II мог решить проблему взаимоотношения с нидерландскими провинциями, помимо насилия? (Он теми или иными способами мог бы привлечь аристократию Нидерландов на свою сторону.)

        Отчасти Филипп II так и поступил. Ему в 1579 г. удалось добиться признания своей власти от южных провинций Нидерландов.

  1. Голландская республика

Работа с учебником

Прочитать с 136-138 учебника (Рождение республики)

  • Какое значение для Голландии имела победа над Испанией?

Слайд 13.

Северные провинции Нидерландов в 1579 г. объявили о создании Утрехтской унии. По сути дела речь шла о создании независимого государства.

Слайд 14.

Запись в тетради: 

1579г. – образование Утрехтской унии.

В 1581 г. Генеральные штаты объявили о низложении Филиппа II. Главой (штатгальтером) нового государственного образования стал Вильгельм Оранский. А в 1588 г. было объявлено о возникновении Республики Соединённых провинций, которую чаще всего стали называть Голландией.

Слайд 15.

Запись в тетради:

1588 г. – образование Голландии.

В 1609 г. Испания была вынуждена подписать перемирие с Голландией. Испания признала её независимость, а так же согласилась закрыть для морской торговли Антверпен.

        - Как вы думаете, почему? (Антверпен был основным конкурентом Амстердама)

        Государственной религией Голландии стал кальвинизм, форма правления – республиканская. Голландия чрезвычайно быстро развивалась XVII в. У нее был огромный флот, многочисленные колонии. Амстердам был финансовым и торговым центром всей Европы.

Слайд 16.                                                                                                                   В последней части урока подводятся итоги национально-освободительной борьбы жителей Нидерландов против Испании. Говоря о том, что революция способствовала превращению Голландии в самую экономически развитую страну в Европе, учитель рассказывает:

«После разрушения испанцами Антверпена его значение перешло к Амстердаму, главному городу Голландии. В то же время голландцы продолжали торговать с Испанией. Даже во время войны они открыто или под чужими именами доставляли в Испанию строительный материал и паруса для кораблей, продавали в страны Южной Европы зерно, вывозя его из прибалтийских стран. Все больше и больше развивалось голландское рыболовство, особенно ловля сельдей, которых продавали в страны Северной Европы. Из Голландии вывозились мясо, масло. Пользуясь своим положением между северными и южными морями, голландцы стали посредниками в европейской торговле, «морскими перевозчиками». В одной только провинции Голландии торговый флот насчитывал 10 000 судов с занятыми на них250 000 человек.                                                                          Голландские купцы включились в борьбу за колонии. В начале XVII в. они проникли в Африку и занялись работорговлей (черных рабов доставляли в Америку).

В начале XVII в. Голландия наряду с Англией стала ведущей страной в области производства и торговли. Одна за другой росли мануфактуры, а голландские сукна и голландское полотно считались лучшими в Европе, их покупали и в России.

В республике установилась свобода вероисповедания. Хотя государственной религией стал протестантизм, католиков не притесняли. Свободой вероисповедания пользовались также и евреи. В XVII в. Голландия стала прибежищем для европейских эмигрантов, вынужденных бежать из своих стран за проявление свободомыслия.

В Голландии печатались книги, выражающие самые разные точки зрения, но особенно важно отметить, что в стране стали издаваться газеты — новое для того времени средство общения между людьми. Печатались и памфлеты, затрагивающие острые вопросы европейской политики, что вызывало протесты со стороны правительств соседних государств».

  1. Закрепление.                                                                                          Проверяется выполнение познавательного задания
  • Выделите причины освободительной борьбы Нидерландов против Испании и запишите их в тетради. 

Слайд 17.

  1. Высокие налоги в испанскую казну мешали развитию капитализма и торговли.
  2. Жестокое подавление протестантского движения.
  3. Ликвидация самоуправления и передача власти испанским королевским чиновникам.

Учащиеся отмечают, что национально-освободительная борьба в Нидерландах является революцией, так как движение велось не только за реформацию церкви, но имело своей целью и уничтожение национального гнета и всех препятствий, которые мешали развитию свободной духовной и экономической жизни. К власти пришли люди, занимавшиеся капиталистическим предпринимательством, это уничтожало старые традиционные отношения.

Слайд 18.

  • Ответим на вопросы

Слайд 19.

  1. Домашнее задание

Учебник, параграф 15

Слайд 20.   Отметить на контурной карте Нидерланды, Голландию.

Литература:

  • Юдовская А.Я. Новая история, 1500 – 1800: Учеб для 7 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина. – М.: Просвещение, 2005. – с.128-139.
  • Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по новой истории (1500-1800 годы): 7 класс. – М.: ВАКО, 2007. – с.91-94
  • Юдовская А.Я. Новая история. 7 класс. Тесты (по типу ЕГЭ). Работа с историческими текстами. Познавательные задания: учебное пособие / А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007. – с.128-129.
  • Школьная энциклопедия «Русика». История Нового времени. 16-18 вв.- М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2003 г

Приложение

Работа с документом

        Прочитайте текст исторического источника и ответьте, чем было вызвано нечеловечески жестокое отношение испанцев к жителям страны во время испано-нидерландской войны.

Письмо герцога Альбы Филиппу II.

В середине 1573 г. после долгой осады испанскими войсками был взят город Гарлем, после чего он был отдан на разграбление солдатам. Испанцы уничтожили 2300 жителей города. Герцог Альба, однако, считал, что он поступил с Гарлемом излишне великодушно, так как те горожане, жизнь которых он пощадил, не высказали ему своей признательности. В связи с этим Альба решил отомстить «неблагодарным» нидерландцам после взятия следующего города – Алькмаара.

«Пусть ваше величество разуверится в мнении, что добротой можно что-нибудь сделать с этим народом…

        Ваше величество, можете быть уверенны, что ни один человек на свете не желает больше моего идти путем милосердия, несмотря на мою собственную ненависть к еретикам и изменникам.

        Но, если я возьму Алькмаар, я решился не оставить ни одного существа в живых. Нож будет всажен в каждое горло. Так как пример Гарлема оказался бесполезным, может быть, пример жестокости заставит другие города опомниться».

Алькмаар оказал героическое сопротивление испанским войскам. После того как был отбит штурм, солдаты отказались вторично идти на приступ городских стен. Испанцы были вынуждены снять осаду, узнав, что по просьбе осажденных принц Оранский распорядился открыть плотины и затопить водами океана всю окружающую город местность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

Урок истории в 7 классе "Парламент против короля. Революция в Англии".

Данная тема урока относится ко второй главе "Ранние буржуазные революции. Международные отношения(борьба за первенство в Европе и в колониях) в курсе "Новой истории 1500 - 1800". Тип урока...

Презентация урока истории. 11 класс.Тема: "Первая русская революция".

Зрительный ряд урока истории в 11 классе. Тема: "Первая русская революция"....

Внеклассное мероприятие "Поэты и революция"

Цель игры:развитие интереса к творчеству А.Блока и В.Маяковского....

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции

Выступление по теме "К вопросу изучения материалов Февральской революции 1917 года  в курсе школьной программы" на заседании РМО учителей истории к 100-летию Февральской революции....

Методическая разработка интеллектуально-познавательной игры, посвященной революции 1917 года в России "100 лет революции"

Познавательно-интеллектуальная игра проводится среди 5 команд учащихся 9-11 классов . Форма игры – видоизмененный вариант игры «За семью печатями"....

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...