Урок "Русские путешественники и первооткрыватели 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.
Тип урока: урок изучения нового материала
Современная образовательная технология: личностно-ориентированная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_putesh.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 341
Полянской Виктории Владимировны.
Русские путешественники и первооткрыватели 19 века.
8 класс.
Базовый учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России, XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009.
Тип урока: урок изучения нового материала
Современная образовательная технология: личностно-ориентированная
Цели и задачи урока:
- личностные:
- воспитывать патриотизм, уважение к историческому прошлому России
- способствовать формированию положительной мотивации к обучению и познанию
- способствовать формированию коммуникативной компетенции
- метапредметные: способствовать формированию умений и навыков:
- самостоятельно определять цели обучения,
- расширять сферу интересов в своей познавательной деятельности
- сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность
- владения устной и письменной речью
- смыслового чтения
- владения основами самооценки
- предметные:
- воспитание патриотизма и уважения к прошлому России на примере путешественников и первооткрывателей 19 века.
- овладение знаниями по теме.
- способствовать развитию предметных умений и навыков: искать, анализировать, обобщать, сопоставлять и оценивать информацию, определять и аргументировать свое отношение к ней, определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, применять полученные знания на практике.
Оборудование:
Мультимедиа, презентация, раздаточный материал, рабочий лист к уроку.
Формы работы учащихся: частично-поисковая деятельность, фронтальная, индивидуальная, анализ исторического документа, анализ исторической карты.
Развивающий потенциал урока:
- связь с предыдущими и последующими уроками истории – материал об освоении Аляски русскими первопроходцами, продажа Аляски.
- связь с уроками географии – география материков и океанов
- дальнейшее формирование УУД
- формирование личностных качеств обучающихся на исторических примерах
План урока:
1. Вступительное слово учителя, знакомство с классом – 2 минуты.
2. Актуализация ранее изученного материала по истории России начала 19 века - 3 минуты.
3. Постановка целей и задач на урок, организация работы с рабочим листом – 5 минут.
4. Первое кругосветное путешествие – работа с картой, выполнение заданий в рабочем листе – 5 минут.
5. Русская Аляска – рассказ учителя, выполнение заданий в рабочем листе – 3 минуты
6. Дипломатическая миссия в Японию – рассказ учителя – 2 минуты
7. Открытие Антарктиды – работа с текстом и рабочим листом – 5 минут.
8. Вывод об итогах и значении географических экспедиций - 3 минуты.
10. Рефлексия, домашнее задание – 2 минуты.
Основные понятия: шлюп, экспедиция.
Персоналии: И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Н. Резанов, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лисянский, А.А. Баранов.
Основные знания:
- основные цели и главные направления русских путешествий начала 19 века;
- Русская Аляска в начале 19 века;
- События первого кругосветного путешествия и экспедиции к южному полюсу;
- Результаты, итоги и значение русских экспедиций начала 19 века.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, меня зовут Виктория Владимировна. Сегодня я проведу в вашем классе урок истории. Надеюсь, что наше общение будет приятным, вы узнаете много нового и интересного.
А) Этап актуализации.
Слайд 1:
Итак, 19 век - «золотой век» русской культуры.
- Вспомните, почему 19 век называют «золотым веком» русской культуры?
(время яркого расцвета русской культуры, один за другим рождались новые таланты и смелые идеи)
- О каких достижениях русской культуры начала 19 века вы уже говорили?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня?
= Правильно, мы поговорим о русских путешественниках и первооткрывателях первой половины 19 века =
Слайд 2: Тема урока.
Б) Этап проблематизации:
Слайд 3:
Перед вами карта мира начала 19 века =
- Чем она похожа на современную?
На ней правильно показаны очертания пяти известных материков; нанесены главнейшие архипелаги и крупнейшие острова Атлантического, Индийского и Тихого океанов.
- Что отличает карту от современной?
Действительно, внутри материков значительная часть поверхности обозначена на карте «белыми пятнами».
- Какого материка вообще нет на карте?
- Нет Антарктиды.
= давайте найдем на карте территорию Российской империи =
- В каких частях света находились владения России в начале 19 века?
- Какие трудности испытывала Россия в связи с огромными размерами и сильной удаленностью окраин от европейской части? = трудно осваивать и заселять Дальний Восток и Аляску, трудно управлять, поддерживать порядок, необходимы большие средства. Но русские цари Александр 1 и Николай 1 пытаются решить эти проблемы.
Слайд 4:
= В первой половине 19 века Россия организует ряд морских экспедиций, в том числе и кругосветные.
- Что такое экспедиция? Поездка группы лиц с какими-либо целями (научными, военными, просветительскими).
= Их основные цели император Николай 1 сформулировал кратко и четко: «Где раз был поднят русский флаг, там он спускаться не должен».
- Как вы думаете, каковы были цели русских мореплавателей в первой половине 19 века? =
- доставка грузов в русские владения на Дальнем Востоке и Аляске,
- попытка установить торговые и дипломатические связи с Японией – соседкой России в Тихом океане,
- поиск и открытие новых земель, в том числе и нового, «южного» материка,
- исследование вод мирового океана.
В) Этап целеполагания и планирования:
Слайд 5: Итак, цели экспедиций 19 века понятны.
- А какова будет цель нашего урока? Что мы должны узнать сегодня?
= изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX в., оценить вклад отечественных исследователей в мировую науку, выяснить, как эти открытия и исследования были взаимосвязаны между собой.
- Как вы думаете, чем мы должны воспользоваться, чтобы достичь цели урока?
- карты, документы, научный текст, иллюстрации, рассказ учителя, презентация.
= Мы будем работать с различными источниками, искать необходимую информацию и обрабатывать её = в ходе урока мы будем оформлять маршрутный лист – он перед вами – часть заданий мы выполним вместе в ходе урока, а часть вы выполните самостоятельно в конце урока.
Г) Этапы концептуализации, моделирования и конструирования новых знаний:
Слайд 6:
В 1803 -1806 годах была предпринята первая русская кругосветная экспедиция. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн. Он командовал кораблем «Надежда». Одним из пассажиров «Надежда» был граф Николай Резанов - первый посланник Российского императора в Японии, один из основателей Российско – Американской Компании на Аляске. Кораблем «Нева» командовал капитан Юрий Федорович Лисянский.
Слайд 7: Перед вами высказывание Ивана Федоровича Крузенштерна:
- Какое значение он придавал успеху экспедиции?
Слайд 8:
26 июля (7 августа) 1803 г. два шлюпа - «Надежда» и «Нева» покинули Большой Кронштадтский рейд и отправились в далекое путешествие. (Шлюп - трёхмачтовое военное парусное судно второй половины XVIII – начала XIX века)
Слайд 9: Работа с картой в рабочем листе – выполнение первых трех заданий.
1. Опишите с помощью карты путь экспедиции
2. Отметьте синим карандашом пункты, через которые шлюп «Надежда» попал из Южной Америки в Японию
3. Отметьте красным карандашом пункты, через которые шлюп «Нева» попал с Гавайских островов на мыс Доброй надежды
4. Обведите цветным карандашом путь «Невы», проделанный без заходов в порты и стоянок.
5. Запишите год основания Ново-Архангельска на Аляске.
Итак, «Надежда» и «Нева» вместе подошли к Гавайскому архипелагу. Здесь их маршруты разошлись: шлюп "Надежда" под командованием Крузенштерна направился в сторону Камчатки и Японии, а "Нева" Лисянского — к берегам Аляски:
Получив тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А.А. Баранова, Лисянский направился к Аляске для оказания военной поддержки русским поселенцам против индейцев.
Слайд 10: = я расскажу вам о русской Аляске, а вы продолжите выполнение заданий в рабочем листе.
Русское население Аляски в начале 19 века было невелико (от 500 до 850 человек), занималось ремеслом, пушным промыслом, торговлей с жителями побережья и островов – алеутами. А вот с индейцами, жившими во внутренних районах Аляски, отношения были напряженными. Отпор им организовывал правитель Аляски Александр Андреевич Баранов.
Александр Андреевич Баранов внес неоценимый вклад в освоение нашими соотечественниками Русской Америки. Именно ему удалось впервые по-настоящему закрепить за Россией обширные территории на Тихоокеанском побережье Северной Америки.
В поисках новых районов охоты Баранов подробно изучал территорию Аляски, вел поиск полезных ископаемых, основывал новые русские поселения и снабжал их всем необходимым, налаживал обмен с местными жителями.
Деятельность Баранова была чрезвычайно сложна и опасна. Постоянные набеги индейцев стоили русским поселенцам не только немалых средств, но и жизней. Только в 1802 г. при попытке создать поселение на острове Ситка было убито более 200 человек.
Именно поэтому Баранов обратился за помощью к русским морякам под командованием Лисянского. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения. «Нева» более года находилась у берегов Северной Америки, вели научные наблюдения и гидрографические работы.
Благодаря их участию в 1804 г. Баранов на острове Ситка основал крепость Новоархангельск.
Забегая вперед, скажу, что Баранов скончался в 1819 г. После его смерти оказалось, что, многократно умножив капитал Русско-Американской компании и расширив владения России, умер он нищим. Узнав о его смерти, А. С. Пушкин написал в дневнике: «Баранов умер. Жаль честного гражданина, умного человека...»
Слайд 11:
А чем же закончилась дипломатическая миссия Николая Резанова и Ивана Федоровича Крузенштерна в Японию? =
26 сентября 1804 года «Надежда» прибыла в город Нагасаки. В гавань японцы запретили входить, и Крузенштерн бросил якорь в заливе. Самому Резанову разрешили сойти на берег, предоставили роскошный дворец, но за его пределы выходить было нельзя, и никого к нему не пускали. Велели ждать ответа от императора. Любую еду доставляли по первому требованию, денег не брали. Так продолжалось полгода. В марте 1805 года прибыл сановник с ответом императора. В ответе было сказано, что посольство он принять не может и торговать с Россией не желает. Вернул назад все подарки и потребовал, чтобы корабль покинул Японию. Договор с Японией заключить не удалось, и экспедиция вернулась в Петропавловск. = выполнение задания в рабочем листе.
Слайд 12: Интересные факты.
- На корабле «Надежда» участвовал в экспедиции будущий первооткрыватель Антарктиды Ф. Ф. Беллинсгаузен. Он занимался составлением карт и астрономическими наблюдениями.
- 14 ноября 1803 года в Атлантическом океане "Надежда" и "Нева" под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор.
- Ю.Ф. Лисянский открыл один из Гавайских островов, названный его именем. Лисянский первым описал Гавайи в книге «Путешествие вокруг света» (1812).
- Впервые в истории мирового мореплавания корабль «Нева» за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута.
- «Нева» и «Надежда» вернулись в Петербург разными маршрутами с разницей в 12 дней. «Нева» - 22 июля 1806 года, «Надежда» - 5 августа 1806 года = выполнение заданий в рабочем листе.
Слайд 13:
А теперь давайте поговорим об открытии «южного» материка – Антарктиды = прочтите текст и выполните задания в рабочем листе – работа с документом:
В июле 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов — «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым — Михаил Петрович Лазарев.
Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Через английский порт Портсмут, остров Тенерифе и бразильский город Рио – де-Жанейро пролегал путь экспедиции к полярному океану.
Чем дальше к югу, тем чаще стали попадаться на пути гигантские ледяные горы — айсберги. Во время этого плавания русские моряки изобрели способ получения пресной воды из льда айсбергов.
С каждой милей к югу становилось все труднее пробираться меж льдов. В конце января 1820 г. моряки увидели густой разбитый лед, простирающийся до горизонта. Корабли экспедиции пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 г. достигли 69°25′ ю. ш. Путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. Так была открыта Антарктида.
В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.
В марте ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Плавание
среди льдов становилось все опаснее, сказывалось общее утомление команды от непрерывной суровой борьбы со стихией. Тогда Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию.
В течение всех зимних месяцев шлюпы плавали в тропической части Тихого океана, среди островов Полинезии. Здесь участники экспедиции выполнили много важных географических работ: уточнили положение островов и их очертания, определили высоту гор, открыли и нанесли на карту 15 островов, которым дали русские названия.
Возвратившись в Австралию, команды шлюпов стали готовиться к новому плаванию в полярные моря. В середине ноября экспедиция снова вышла в море, держась юго-восточного направления.
Наконец 22 января 1821 г. на горизонте показалось чернеющее пятно. «Я в трубу с первого взгляда узнал,— писал Беллинсгаузен,— что вижу берег, но офицеры, смотря также в трубы, были разных мнений…Невозможно выразить словами радости, которая являлась на лицах всех при восклицании: «Берег! Берег!».
Остров назвали именем Петра I.
Теперь Беллинсгаузен был уверен, что где-то поблизости должна быть еще суша.
Наконец его ожидания оправдались. 29 января 1821 г. Беллинсгаузен записал: «В 11 часов утра мы увидели берег; мыс оного, простирающийся к северу, оканчивался высокою горою, которая отделена перешейком от других гор». Эту сушу Беллинсгаузен назвал Берегом Александра 1.Открытие ее окончательно убедило Беллинсгаузена, что русская экспедиция подошла к неизвестному еще Южному материку.
Так совершилось величайшее географическое открытие XIX в.
В начале марта 1821 г. шлюпы встали на якорь на рейде Рио-де-Жанейро. Так закончился второй этап замечательного плавания.
5 августа 1821 г. «Восток» и «Мирный» прибыли в Кронштадт и бросили якорь на том же месте, с которого снялись более двух лет назад.
Они пробыли в плавании 751 день и прошли более 92 тыс. км. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде, были проведены провели важнейшие исследования в области океанографии.
= выполнение заданий в рабочем листе.
Слайд 14: Итоги урока:
- Вспомните, каковы были цели русских путешествий в начале 19 века?
- доставка грузов в русские владения на Дальнем Востоке и Аляске,
- попытка установить торговые и дипломатические связи с Японией – соседкой России в Тихом океане,
- поиск и открытие новых земель, в том числе и нового, «южного» материка,
- исследование вод мирового океана.
- Какие из них были достигнуты, а какие нет?
- Сделайте вывод о значении путешествий, их вкладе в науку.
Этап рефлексии
Слайд 15:
В рабочих листах есть вопросы для самооценки:
Что удалось? В чем еще нужно разобраться? Что я совсем не понял? = ответить после выполнения заданий в рабочем листе.
Слайд 16:
Домашнее задание:
1. Параграф учить.
2. Подготовить сообщения о путешествиях:
Геннадия Ивановича Невельского
Василия Михайловича Головина
Федора Петровича Литке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа по географии "Путешественники и первооткрыватели"
В материале практической работы содержится инструктивная карточка, которую можно использовать как раздаточный материал при работе на уроке или раздать как индивидуальную карточку для самос...
Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века
Изучить выдающиеся географические открытия, совершенные русскими первооткрывателями и путешественниками в первой половине XIX века;Показать выдающийся вклад отечественных исследователей в мирову...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ___Русские путешественники и первооткрыватели первой половины XIX века 8 класс...
Интегрированный урок по теме"Русские путешественники и первооткрыватели"
Презентация посвящена интегрированному уроку истории и физики в 7-х классах....
Русские путешественники и первооткрыватели (ОДНКНР)
Урок творческих проектов на тему «Русские путешественники и первооткрыватели». Урок был приурочен к 9 декабря. В этот день в России отмечается праздник День Героев Отечества....
Итоговая работа по географии 5 класса на тему «Путешественники и первооткрыватели»
Итоговая работа по теме "Путешественники и первооткрыватели" предназначена для проверки знаний по теме. Задания представляют собой таблицу, в которой выборочно заполнены строки. Задача ребят...
Презентация к уроку географии в 6 классе. Русские путешественники начала 19 века
Русские путешественники началат19 века...