Урок "Человек на войне"
план-конспект урока по истории (11 класс)
Урок посвящен Великой отечественной войне. Рассматриваются позиции людей во время войны: на фронте, в тылу, в оккупации, в плену. Использованна групповая технология и ИКТ. К уроку прилагается дополнительный материал о педагогах нашей школы- участниках ВОВ, о тех кто вернулся с войны и работал в школе и о тех кто погиб
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
краеведческий материал о педагогах школы участниках ВОВ | 2.96 МБ |
урок к 75 летию ВОВ | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Урок истории в 11 классе
Тема урока: Человек на войне
Обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война»
Шамсутдинова Наиля Салимовна – учитель истории и обществознания МКОУ «Кунашакская СОШ»
Цель: продолжить формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа; углубление знания учащихся о событиях 1941-1945 гг.; создание условий для получения знаний о войне в родном крае, ветеранах; овладение умением давать характеристику героям и вести исследовательскую работу.
Задачи:
- расширить знания по истории Великой Отечественной войны;
- научить анализировать информацию, делать выводы, участвовать в обсуждении, высказывать свою точку зрения;
- развивать представление о сложности современного мира, осознанию связи прошлого с настоящим, собственной ответственности за судьбу страны;
- формировать нравственные качества обучающихся на примерах мужества и героизма защитников Родины.
Формирование УУД (универсальных учебных действий)
Предметные:
- знать основные события, даты, периодизацию Великой Отечественной войны;
- выявлять причины исторических событий, объяснять факты;
- вырабатывать умения давать оценку историческим событиям и процессам
Метапредметные:
познавательные УУД
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
коммуникативные УУД
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- владение монологической и диалогической формами речи регулятивные УУД
- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности
Личностные:
- проявлять любовь и уважение к истории своей Родины;
- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.
В ходе изучения темы о Великой Отечественной войне учащиеся смотрели документальный фильм «Великая отечественная война», подготовили проект «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны». Изучили историю Танкограда.
Ход урока
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя и беседа с учащимися
Мы несколько уроков изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы повторим основные события и расскажем о советских людях, которые вынесли все тяжести этой страшной войны.
- когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
- Как назывался фашистский план нападения на СССР? (План Барбаросса)
- На каких стратегических направлениях наступали фашисты согласно плану Барбаросса? (группа армии «Север» - на Ленинград, группа армии «Центр» -на Москву, группа армии «Юг» - на Киев).
- Какой город-крепость первым подвергся нападению? (Брест, оказывал сопротивление целый месяц, известен подвиг защитника крепости майора Гаврилова П.М.).
- Какой была ситуация на северном направлении? (Ленинград был взят в кольцо, началась 900-дневная блокада города).
- Как развивалась ситуация на центральном направлении? ( Враг был остановлен у стен Москвы, их план ведения молниеносной войны рухнул, известен подвиг 28 героев-панфиловцев, защищавших столицу).
- Что происходило на южном направлении? (Противник захватил Киев, Одессу, Севастополь и двинулся на Сталинград и Кавказ).
- В чем состоит значение Сталинградской битвы? (Она положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны. Коренной перелом - это переход стратегической инициативы из рук врага в руки Красной Армии).
- Когда и какая битва завершила коренной перелом в войне? (Битва на Курской дуге в 1943 году, началось планомерное изгнание фашистов с нашей земли).
- В 1944-1945гг. была освобождена Красной Армией территория СССР и стран Европы, захваченных фашистами еще в 193 9-1941гг.
- Какие государства освободили советские войска? ( Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, Австрия, Чехословакия).
- Оставался последний этап в ходе Великой Отечественной войны - битва за Берлин и наша Победа!
3. Эпиграфом к уроку будут слова Г.К. Жукова: «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал все, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом »
-как вы думаете, кого Жуков считает главной фигурой в Великой Отечественной войне?
Это – человек. Нашим людям пришлось испытать все тяготы войны. Подумайте и скажите, в каких ситуациях оказались наши люди во время войны? (на фронте, в тылу, на оккупированных территориях, в плену, в партизанских отрядах)
4.Самостоятельная работа учащихся в группах (группа получает вопросы для обсуждения и задание составить характеристику каждой ситуации)
Вопросы для обсуждения в группе «Человек на фронте»
- Опишите облик советского солдата в 1941 года. Сравните с немецкими солдатами
- как вы думаете, за что воевали наши солдаты? Назовите лозунги тех лет.
- чему могли быть рады солдаты на фронте?
- документы свидетельствуют о неоднозначном отношении наших солдат к населению Германии. От чего зависело отношение к немецкому населению, как вы считаете?
-изучите приказы № 270 и 227. При каких условиях они были приняты? Дайте моральную оценку этим приказам. Выскажите свое отношение к штрафным батальонам и заградительным отрядам.
Вопросы для обсуждения группе «На оккупированных территориях»
-что такое оккупация? Раскройте смысл военного порядка. Почему, на ваш взгляд, тотальному уничтожению подвергалось еврейское население? Что вы знаете о холокосте?
Вопросы для обсуждения группы «Трагедия плена»
-почему и как человек мог попасть в плен? Какие вы знаете концлагеря времен Великой Отечественной войны?
- Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных?
Вопросы ля обсуждения группе «Человек в тылу»
-оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился? Какой вклад внесли подростки? Как назывался город Челябинск во время войны? Почему?
5. Выступление учащихся о положении человека в различных ситуациях в ходе войны. Характеристика личностных героических качеств которые стали основным вкладом в Победу над фашизмом.
6. Проект учащихся о педагогах Кунашакской школы, участниках войны.
7. Итог урока.
Приложение «75 лет ВОВ »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно - музыкальная композиция "У войны не женское лицо?!" (судьба женщин в годы Великой Отечественной войны)
Мероприятие посвящено женщинам, которые воевали на земле и в небе в годы Второй мировой войны, солдатским матерям. Есть информация о Прасковье Еремеевне Володичкиной, потерявшей на фронте 9 сыновей, о...
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)
Проект урока "Россия в Первой мировой войне" (Первая мировая война глазами современников)В условиях современного школьного образования историческая дисциплина стала предметом повышенного обществ...
Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах
Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...
Проект «Роль мультимедиа в процессе обучения истории второй мировой войны студентов технических специальностей. Хроники Советско-Японской войны 1945 года.
В кн.Вестник Дальневосточной государственной научной библиотеки № 2 (47) Хабаровск, 2010.Изучение истории Великой отечественной войны в процессе обучения играет важную роль в патриотическом воспитании...
Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Раскрыть композиционную роль философских глав; проследить изображение Отечественной войны 1812 г.; исходя их взглядов писателя на историю, раскрыть их силу и слабость; развитие творческих способностей...
Олимпиада по истории для 9 классов "Забытая война", посвященная 100-летию начала Первой мировой войны (Конкурс "Забытая война")
Олимпиада по истории для 9 классов«Забытая война», посвященная 100-летию начала Первой мировой войны ...
тест:Материалы для подготовки к ЕГЭ по темам: «Внешняя политика до Второй мировой войны », «Великая Отечественная война», « СССР во Второй мировой войне».
Тест разработан для 9, 11 классов для подготовки сдачи ЕГЭ и ГИА....