рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Пояснительная записка

Учебная предметная программа по курсу «История России» для 6-го класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до начала XVI века. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Историко-культурного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Изучая историю в 6-ом классе, учащиеся впервые получают системные представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями крупными деятелями отечественной и мировой истории эпохи Средневековья.

Место и роль исторических знаний в образовании обучающихся обусловлены ее познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности школьника. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы на данные вопросы предполагают, во-первых, восприятие младшими подростками основополагающих базовых национальных ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Ознакомление с историей России осуществляется в курсе путем относительно развернутого изложения взаимосвязанных главнейших фактов, наиболее выразительно характеризующих направление и основные этапы исторического развития нашей Родины, что совершенно необходимо для подведения учащихся к научному пониманию развития общества. При этом главные факты, изучение которых предусмотрено программой, должны освещаться ярко и красочно, в живой и занимательной форме.

Цель изучения курса «История России» в 6-ом классе заключается:

*в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России с древнейших времен до начала XVI века в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

*в овладении элементарными методами исторического познания;

*в формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с внутренним миром людей Средневековья, культурными достижениями и религиозными системами.

Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной деятельностной сторон личности школьника с учетом их возрастных и познавательных возможностей.

Задачи курса:

*овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до начала XVI века, понимание ими места и роли Древней (Киевской), Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси как части всемирно-исторического процесса, значения наследия данного периода для современного общества;

* формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной самоидентификации младших подростков на основе освоения историко-культурного опыта народов России;

* формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей в истории России с древнейших времен до начала XVI века, определение их роли в истории и культуре; 

* формирование способности творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей в процессе осмысления современной реальности и общении с разными людьми;

* освоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, гуманистического мироощущения и мировоззрения, гуманистических нравственных потребностей; 

 

 

 

* воспитание школьников в духе уважения к своей древней истории, доброжелательного отношения, уважения к культуре и религии народов, населяющих Россию, в процессе изучения истории и сокровищ культуры в различные периоды их развития.

Эти знания и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающиеся в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

2. Общая характеристика содержания курса

Программа предусматривает изучение в 6-ом классе курса истории России с древности до начала XVI века.  Отбор учебного материала для содержания тематического поурочного планирования осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в 6-ом классе, фундаментального ядра исторического образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей младших подростков, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.

В программе реализуются следующие методологические подходы:

* системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии;

* многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

* направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности мышления.

Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапа феодализма в истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе аналитической работы будут способствовать формированию и развитию основ исторического мышления у учащихся.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и дидактическим принципам обучения. Содержание программы выстраивается на основе трех содержательных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения.

1.    Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.    Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.

3.    Историческое движение:

* эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;

* процессы формирования и развития человеческих общностей – социальных, религиозных и политических общностей, обусловившие полиэтнический, многоконфессиональный характер российского общества;

* образование и развитие Российского государства в последовательной смене характерных для его исторического пути форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества;

* развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

* развитие духовной и художественной культуры многонационального российского народа, развитие научного знания и образования.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей.

Во взаимосвязи с курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе системно-деятельностного подхода, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».

Предусматривается формирование у младших подростков устойчивого интереса к человеку, обществу через личностное отношение к историческим фактам, событиям; выдающимся историческим личностям; ценностям российской культуры; возможности мирного сосуществования различных цивилизаций, культур, что предполагает овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовности применить их для решения учебно-практических, личностно-значимых задач.

3. Место курса «История России» в учебном плане.

Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 40 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы.  Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.

 

 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса:

К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 6-ом классе можно отнести следующие качества:

* развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы;

* развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности;

* осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, самоидентификации с национальной, этнической и конфессиональной социальной общностью;

       * воспитание патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству –  многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми и народами;

      * формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох

      *складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях эпохи Средневековой Руси;

      *осознание значения культурного наследия истории России в Средние века, доброжелательное и уважительное отношение к истории, культуре, религиям, традициям, ценностям народов России через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта поколений; формирование на этой основе понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе;

     *освоение гуманистических традиций, ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

     *формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Вклад изучения курс в формирование метапредметных результатов состоит:

* в умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать интересы своей познавательной деятельности

* в умении самостоятельно планировать пути достижения образовательных целей; при помощи учителя, а затем самостоятельно определять способы действий в реализации поставленных задач;

* в умении анализировать полученную информацию, ставить вопросы, определять понятия, составлять простой, сложный план, формулировать выводы;

* в умении работать с учебной информацией, фиксировать информацию; проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей, представлять результаты своей работы в различных формах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, рассказы, планы, сочинения, презентации с использованием ИКТ, проекты);

 *в способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания    и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим;

* в умении выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, формулировать и высказывать публично собственное мнение, позицию по «открытым» проблемам прошлого, вести продуктивный диалог;

* в способности планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений

Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 6-го класса содержанием учебного предмета:

* в овладении целостными представлениями об историческом пути России с древнейших времен до начала XVI века как о важном периоде отечественной истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской цивилизации, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной и т.д.  самоидентификации, формировался опыт жизни во взаимодействии с «другими»;

* в умении читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире в условиях изучаемого периода; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России в IX – XV веках; анализировать и обобщать на элементарном уровне данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;

* в умении устанавливать причинно-следственные связи, определять значение события путем выявления его результатов или последствий;

* в овладении элементарными методами исторического познания в работе с историческими источниками: сравнение и анализ двух документов и формулирование на этой основе общего вывода; выработка отношения к документу как к источнику знаний путем сравнения сведений, полученных в учебнике и в самом документе (проводилось и в 5 классе); выработка критического отношения к документу путем сопоставления сведений из разных источников; выполнение комплексного задания по тексту учебника, документам, иллюстрации;

* в умении датировать важнейшие события и процессы в истории Росси с древности до начала XVI века, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации, устанавливать хронологическую последовательность, а также синхронные связи с фактами из курса всеобщей истории;

в умении давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, результаты, последствия); группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы;

* в умении сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными, в других странах Древности, Средневековья; объяснять причины их общности и различий; письменно оформлять работы в таблице;

* в умении давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных социокультурных групп российского общества; рассказывать о главных исторических событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), «историй», сюжетно-ролевых игр, презентаций с использованием ИКТ;

* в расширении опыта личностного осмысления исторических фактов, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов, понятий;

* в составлении, описании важнейших достижений культуры и системы ценностей эпохи Средневековья, выражении своего отношения к ним;

* в мотивации к самостоятельному изучению истории, развитие познавательного интереса к предмету.

Реализация учебной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, музыкой, обществознанием.

5. Содержание курса «История России».

Ознакомление с историей нашей страны осуществляется путем относительно развернутого изложения фактов, характеризующих важнейшие этапы развития России.

В содержании курса значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияние географического и природного фактора, условиям жизни, основным занятиям, социальной организации.  Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, представлениям людей об окружающем мире, своеобразию обществ, складывающихся в эпоху Средневековья.

Значительное место в курсе отводится освещению вопросов, связанных с культурой и бытом народов нашей страны в различные периоды их существования. Так, при изучении культуры Древней Руси даются характеристики наиболее распространенных ремесел, произведений устного народного творчества, письменности и архитектуры. При изучении культуры XII – XV вв. – особенностям развития отдельных русских земель (зодчество, иконопись, декоративно-прикладное искусство).

Курс истории России в 6-ом классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого:

- восточные славяне и их соседи: занятия, быт и верования;

- формирование Древнерусского государства в IX – X вв. Новгород и Киев. Население. Княжеская власть. Крещение Руси. «Русская Правда». Культура и быт Древней Руси;

- политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв. Южная Русь, Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Русь и Степь;

- нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против экспансии Запада;

- Москва – центр собирания русских земель. Московские князья и их политика. Княжеская власть и Русская православная Церковь. Куликовская битва;

- Московское государство в XV веке. Завершение объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Становление централизованного государства. Русская Церковь. Культура России.

Содержание исторического материала курса вносит определенный вклад в решение задачи духовно-нравственного воспитания, развития учащихся. Это достигается не только посредством изучения фактов, событий, личностей и формой их освоения, но и внесением эмоционально-ценностного отношения к действиям исторической личности. На примере выдающихся исторических деятелей прошлого воспитываются лучшие человеческие качества, нравственные ориентиры (Я. Мудрый, Владимир II Мономах, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, А.Рублев, А. Никитин и др.).

 

 

 

 

6. Национально-Региональный Компонент:

     Национально-региональный компонент (НРК) включен в базисный учебный план в объеме 4 часов.

1. Происхождение бурят                                 1ч.

2. Бурятия в эпоху раннего средневековья   1ч.

3. Бурятия в монгольское время                     1ч.

4. Бурятия накануне вхождения в состав России 1ч.

 

7.  Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 

Выпускник научится:

1.  Знание хронологии, работа с хронологией:

•    соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, решать несложные хронологические задачи, оперировать историческими датами;

•    указывать хронологические рамки и периоды ключевых событий Средневековья, этапы становления и развития Русского государства, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.

 

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

•    характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

•    группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

•    использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

•    проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

•    сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

•    на основе текста и иллюстраций учебника, информационных образовательных ресурсов, дополнительной литературы и т.д. составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, важнейших памятников материальной и художественной культуры, выражать свое отношение к ним;

•    рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

•    составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними;

5. Анализ, объяснение:

•    раскрывать характерные существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

•    объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•    сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

•    давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•    раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий, крылатых выражений.

6. Работа с версиями, оценками:

•    приводить оценки исторических событий и личностей отечественной и всеобщей истории Средних веков, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.

Выпускник получит возможность научиться:

•    давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

•    сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;

•    составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

       Применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

•    использования знаний об историческом пути и традициях народов

России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

 

 

Содержание дисциплины.

 

 

I.   Введение                                                                             1ч.

II.  Русь Древняя                                                                    10ч.+1ч НРК

    1. Восточные славяне и Древняя Русь (VIII – первая треть XII вв.)    11 часов                                                     

 

III. Русь средневековая                                                        25 часов+3ч.НРК

     2. Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.)        11 часов

     3. Московская Русь (XIV – XVI вв.)                                             17ч.                                                                  

        Обобщающий урок                                                         2 часа

      Итого:                                                                                42 часа

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_6_kl.docx40.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебная предметная программа по курсу «История России» для 6-го класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до начала XVI века. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Историко-культурного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

Изучая историю в 6-ом классе, учащиеся впервые получают системные представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями крупными деятелями отечественной и мировой истории эпохи Средневековья.

Место и роль исторических знаний в образовании обучающихся обусловлены ее познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности школьника. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы на данные вопросы предполагают, во-первых, восприятие младшими подростками основополагающих базовых национальных ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Ознакомление с историей России осуществляется в курсе путем относительно развернутого изложения взаимосвязанных главнейших фактов, наиболее выразительно характеризующих направление и основные этапы исторического развития нашей Родины, что совершенно необходимо для подведения учащихся к научному пониманию развития общества. При этом главные факты, изучение которых предусмотрено программой, должны освещаться ярко и красочно, в живой и занимательной форме.

Цель изучения курса «История России» в 6-ом классе заключается:

*в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России с древнейших времен до начала XVI века в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

*в овладении элементарными методами исторического познания;

*в формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с внутренним миром людей Средневековья, культурными достижениями и религиозными системами.

Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной деятельностной сторон личности школьника с учетом их возрастных и познавательных возможностей.

Задачи курса:

*овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до начала XVI века, понимание ими места и роли Древней (Киевской), Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси как части всемирно-исторического процесса, значения наследия данного периода для современного общества;

* формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной самоидентификации младших подростков на основе освоения историко-культурного опыта народов России;

* формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей в истории России с древнейших времен до начала XVI века, определение их роли в истории и культуре;  

* формирование способности творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей в процессе осмысления современной реальности и общении с разными людьми;

* освоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, гуманистического мироощущения и мировоззрения, гуманистических нравственных потребностей;  

* воспитание школьников в духе уважения к своей древней истории, доброжелательного отношения, уважения к культуре и религии народов, населяющих Россию, в процессе изучения истории и сокровищ культуры в различные периоды их развития.

Эти знания и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающиеся в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

2. Общая характеристика содержания курса

Программа предусматривает изучение в 6-ом классе курса истории России с древности до начала XVI века.  Отбор учебного материала для содержания тематического поурочного планирования осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в 6-ом классе, фундаментального ядра исторического образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей младших подростков, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.

В программе реализуются следующие методологические подходы:

* системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии;

* многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;

* направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности мышления.

Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапа феодализма в истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе аналитической работы будут способствовать формированию и развитию основ исторического мышления у учащихся.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и дидактическим принципам обучения. Содержание программы выстраивается на основе трех содержательных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения.

1.        Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.        Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.

3.        Историческое движение:

* эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;

* процессы формирования и развития человеческих общностей – социальных, религиозных и политических общностей, обусловившие полиэтнический, многоконфессиональный характер российского общества;

* образование и развитие Российского государства в последовательной смене характерных для его исторического пути форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества;

* развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

* развитие духовной и художественной культуры многонационального российского народа, развитие научного знания и образования.

Сквозная линия, пронизывающая и связывающая - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей.

Во взаимосвязи с курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.

В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе системно-деятельностного подхода, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».

Предусматривается формирование у младших подростков устойчивого интереса к человеку, обществу через личностное отношение к историческим фактам, событиям; выдающимся историческим личностям; ценностям российской культуры; возможности мирного сосуществования различных цивилизаций, культур, что предполагает овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовности применить их для решения учебно-практических, личностно-значимых задач.

3. Место курса «История России» в учебном плане.

Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 40 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы.  Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.

 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса:

К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 6-ом классе можно отнести следующие качества:

* развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы;

* развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности;

* осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, самоидентификации с национальной, этнической и конфессиональной социальной общностью;

       * воспитание патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству –  многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми и народами;

      * формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох

      *складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях эпохи Средневековой Руси;

      *осознание значения культурного наследия истории России в Средние века, доброжелательное и уважительное отношение к истории, культуре, религиям, традициям, ценностям народов России через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта поколений; формирование на этой основе понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе;

     *освоение гуманистических традиций, ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

     *формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Вклад изучения курс в формирование метапредметных результатов состоит:

* в умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать интересы своей познавательной деятельности

* в умении самостоятельно планировать пути достижения образовательных целей; при помощи учителя, а затем самостоятельно определять способы действий в реализации поставленных задач;

* в умении анализировать полученную информацию, ставить вопросы, определять понятия, составлять простой, сложный план, формулировать выводы;

* в умении работать с учебной информацией, фиксировать информацию; проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей, представлять результаты своей работы в различных формах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, рассказы, планы, сочинения, презентации с использованием ИКТ, проекты);

 *в способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания    и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим;

*        в умении выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, формулировать и высказывать публично собственное мнение, позицию по «открытым» проблемам прошлого, вести продуктивный диалог;

*        в способности планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений

Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 6-го класса содержанием учебного предмета:

*        в овладении целостными представлениями об историческом пути России с древнейших времен до начала XVI века как о важном периоде отечественной истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской цивилизации, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной и т.д.  самоидентификации, формировался опыт жизни во взаимодействии с «другими»;

* в умении читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире в условиях изучаемого периода; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России в IX – XV веках; анализировать и обобщать на элементарном уровне данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;

* в умении устанавливать причинно-следственные связи, определять значение события путем выявления его результатов или последствий;

* в овладении элементарными методами исторического познания в работе с историческими источниками: сравнение и анализ двух документов и формулирование на этой основе общего вывода; выработка отношения к документу как к источнику знаний путем сравнения сведений, полученных в учебнике и в самом документе (проводилось и в 5 классе); выработка критического отношения к документу путем сопоставления сведений из разных источников; выполнение комплексного задания по тексту учебника, документам, иллюстрации;

* в умении датировать важнейшие события и процессы в истории Росси с древности до начала XVI века, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации, устанавливать хронологическую последовательность, а также синхронные связи с фактами из курса всеобщей истории;

в умении давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, результаты, последствия); группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы;

* в умении сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными, в других странах Древности, Средневековья; объяснять причины их общности и различий; письменно оформлять работы в таблице;

* в умении давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных социокультурных групп российского общества; рассказывать о главных исторических событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), «историй», сюжетно-ролевых игр, презентаций с использованием ИКТ;

* в расширении опыта личностного осмысления исторических фактов, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов, понятий;

* в составлении, описании важнейших достижений культуры и системы ценностей эпохи Средневековья, выражении своего отношения к ним;

* в мотивации к самостоятельному изучению истории, развитие познавательного интереса к предмету.

Реализация учебной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, музыкой, обществознанием.

5. Содержание курса «История России».

Ознакомление с историей нашей страны осуществляется путем относительно развернутого изложения фактов, характеризующих важнейшие этапы развития России.

В содержании курса значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияние географического и природного фактора, условиям жизни, основным занятиям, социальной организации.  Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, представлениям людей об окружающем мире, своеобразию обществ, складывающихся в эпоху Средневековья.

Значительное место в курсе отводится освещению вопросов, связанных с культурой и бытом народов нашей страны в различные периоды их существования. Так, при изучении культуры Древней Руси даются характеристики наиболее распространенных ремесел, произведений устного народного творчества, письменности и архитектуры. При изучении культуры XII – XV вв. – особенностям развития отдельных русских земель (зодчество, иконопись, декоративно-прикладное искусство).

Курс истории России в 6-ом классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого:

- восточные славяне и их соседи: занятия, быт и верования;

- формирование Древнерусского государства в IX – X вв. Новгород и Киев. Население. Княжеская власть. Крещение Руси. «Русская Правда». Культура и быт Древней Руси;

- политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв. Южная Русь, Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Русь и Степь;

- нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против экспансии Запада;

- Москва – центр собирания русских земель. Московские князья и их политика. Княжеская власть и Русская православная Церковь. Куликовская битва;

- Московское государство в XV веке. Завершение объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Становление централизованного государства. Русская Церковь. Культура России.

Содержание исторического материала курса вносит определенный вклад в решение задачи духовно-нравственного воспитания, развития учащихся. Это достигается не только посредством изучения фактов, событий, личностей и формой их освоения, но и внесением эмоционально-ценностного отношения к действиям исторической личности. На примере выдающихся исторических деятелей прошлого воспитываются лучшие человеческие качества, нравственные ориентиры (Я. Мудрый, Владимир II Мономах, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, А.Рублев, А. Никитин и др.).

6. Национально-Региональный Компонент:

     Национально-региональный компонент (НРК) включен в базисный учебный план в объеме 4 часов.

1. Происхождение бурят                                 1ч.

2. Бурятия в эпоху раннего средневековья   1ч.

3. Бурятия в монгольское время                     1ч.

4. Бурятия накануне вхождения в состав России 1ч.

7.  Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Выпускник научится:

1.        Знание хронологии, работа с хронологией:

•        соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, решать несложные хронологические задачи, оперировать историческими датами;

•        указывать хронологические рамки и периоды ключевых событий Средневековья, этапы становления и развития Русского государства, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

•        характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

•        группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

•        использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

•        проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

•        сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

4. Описание (реконструкция):

•        на основе текста и иллюстраций учебника, информационных образовательных ресурсов, дополнительной литературы и т.д. составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, важнейших памятников материальной и художественной культуры, выражать свое отношение к ним;

•        рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

•        составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними;

5. Анализ, объяснение:

•        раскрывать характерные существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

•        объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•        сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

•        давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;

•        раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий, крылатых выражений.

6. Работа с версиями, оценками:

•        приводить оценки исторических событий и личностей отечественной и всеобщей истории Средних веков, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.

Выпускник получит возможность научиться:

•        давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

•        сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;

•        составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

       Применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        использования знаний об историческом пути и традициях народов

России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Содержание дисциплины.

I.   Введение                                                                             1ч.

II.  Русь Древняя                                                                    10ч.+1ч НРК

    1. Восточные славяне и Древняя Русь (VIII – первая треть XII вв.)    11 часов                                                      

III. Русь средневековая                                                        25 часов+3ч.НРК

     2. Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.)        11 часов

     3. Московская Русь (XIV – XVI вв.)                                             17ч.                                                                  

        Обобщающий урок                                                         2 часа

      Итого:                                                                                42 часа

 

НАЗВАНИЕ  ТЕМЫ

КОЛ.

ЧАС.

ОСНОВНЫЕ

 ЗНАНИЯ

ОСНОВНЫЕ

 УМЕНИЯ

ХРОНОЛОГИЯ

ТЕМА ДЛЯ
СООБЩЕНИЯ

Д/З

1

Введение

1

История России- часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Исторические источники

Прочитать введение

                                     Раздел I.  Русь Древняя. 11

                                     Тема: Восточные славяне и Древняя Русь. (VIII – первая треть XII вв.).  10 часов+1чНРК

2

3

Восточные славяне и их соседи

2

Происхождение и расселение восточных славян. Занятие и общественный строй. Соседи. Верования.

Понятия: подсечно-огневой, переложная системы; бортничество, идолы, вече

Работа по карте, простой анализ документов; сравнивать общественный строй

§ 1,2. ответить на вопросы. Работа с документами, основными понятиями. Повторить §1 из учебника «История средних веков»

4

Формирование Древнерусского государства

1

Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Два центра восточнославянской государственности Новгород и Киев. Норманнская теория в исторической науке.

Понятия: государство, дружина, князь, полюдье.

Личности: Рюрик, Олег

Излагать суждения и выявлять причинно-следственные связи; характеризовать Древнерусское государство; применять термины и понятия; простой анализ документов

897г.-умер Рюрик

882г.- поход на юг

9 век- государство Русь

1. Деятельность князя Олега

2. Деятельность князя Игоря

3. Княгиня Ольга

4. Князь Святослав

§ 3 ответить на вопросы, подготовить сообщения

5

Первые русские князья, их  политика

1

Деятельность князя Олега. Правление князя Игоря.  Правление княгини Ольги. Походы князя Святослава

Развивать умение работать с исторической картой; учитывать, сравнивать, анализировать, делать выводы

882-912гг. – Олег

912 – 942гг. - Игорь

945 – 962гг. - Ольга

962 – 972гг. - Святослав

§ 4 Работа с документами. Написать рассказ об одном из княжеских походов от имени участника

6

Правление князя Владимира. Крещение Руси

1

Начало правление князя Владимира. Причины и значение принятия христианства.

Понятия: епископ, ересь, митрополит, церковный устав.

Выделять главное в деятельности князя Владимира: определять причины и следствия крещения Руси

980 – 1015гг. правление Владимира

988г.- Крещение Руси

  1. Ярослав Мудрый
  2. Братья Борис и Глеб
  3. Владимир Красное Солнышко

§ 5 Работа с документами. Подготовить сообщения

7

8

Расцвет Древнерусского государства

2

Борьба за власть. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская, Правда»

Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, усобица,

Холопы, посадник, политика

Определять предпосылки для расцвета государства; раскрывать социальную сущность «Русской Правды»; анализировать документы, работа с картой, сравнивать

1019 -1054гг. – княжение Ярослава

1036г. – разгром печенегов

1030г.- утверждение власти на западном берегу Чудского озера

1041г.- союз с польским королем

1016г.- Русская Правда

  1. Создание славянской азбуки
  2. Зодчество
  3. Храмовое живопись

§ 6   Работа с документами, основными понятиями

9

10

Культура и быт Древней Руси

2

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Просвещение. Литература. Зодчество. Храмовая живопись. Быт и нравы

Давать оценку достижений культуры, уметь выделять главное

  1. Гончарное дело
  2. Ювелирное дело Древней Руси
  3. Оружейное дело

§ 7,8 Работа по вопросам и заданиям. Выучить новые слова

11

Бурятия в древний период

1

Первобытнообщинный строй на территории Бурятии. Природа и климат. Хунну. Байырку.

Этнические группы бурят

Доп.матер.

Интернет-ресурс

12

Урок систематизация знаний по теме «Русь Древняя»

1

Обобщить и  систематизировать знания по теме «Киевская Русь»

1. Владимир Мономах

К/р.  Задание в форме ЕГЭ

                                     Раздел II. Русь средневековая 30 часов.

                                     Тема: Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.)  10ч.+1ч.НРК

13

14

Начало раздробление Древнерусского государства

2

Раздел земли Ярославом Мудрым. «Очередной» порядок престолонаследия. Наследники Ярослава Мудрого. Любеческий съезд

Понятия: рать, удел, экономика, эксплуатация

Излагать суждения и выявлять п/с. связь феодальной раздробленности; выделять последствия; составление простого рассказа; давать оценку личности

1054г.-смерть Ярослава мудрого

1097г.- Любеческий съезд

1113-1125гг.- правление Владимира Мономаха

1. Андрей Боголюбский

2. Юрий долгорукий

3. Всеволод Большое гнездо

§ 9 вопросы и задания в конце характеристика личности

15

16

Главные политические центры Руси

2

Северо-Восточная Русь в 12 веке. Юго-Западная Русь в 12-нач. 13вв. Новгородская земля. Географическое положение. Хозяйство. Политика

Понятия: республика, мужи, мятеж, вече.

Личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо

Сравнивать, выявлять и выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом развитии; умение работать в группах

1125-1157гг.- Юрий Долгорукий

1157-1174гг. - Андрей Боголюбский

1168г.- захват Киева

1176-1212гг. - Всеволод Большое гнездо

1152-1187гг.- Ярослав Осмосмысл

1234-1264гг.- Даниил Галицкий

  1. Оборона Рязани
  2. Защита Владимира
  3. Поход на Новгород
  4. Защита Козельска
  5. Оборона Киева

§ 10, 11 работа по вопросам и заданиям. Подготовить сообщения

17

Нашествие с Востока

1

Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Русь.

Понятия: стан, фураж, яса, монголы-татары.

Личности: Батый, Ярослав Всеволодович

Работа по карте; определять причины завоевательных походов. Заполнить таблицу

1223г.- битва на реке Калка

1237 – 1242гг. нашествие на Русь, начало монголо-татарское владычества

§ 12 вопросы и задания. Новые слова. Заполнить таблицу

18

Борьба русских земель против экспансии Запада

1

Походы рыцарей в земли Прибалтики. Невская битва и Ледовое побоище.

Понятия: ополченцы, Рыцарский Орден, Ливонский Орден

Личности: Александр Невский

Уметь работать с текстом, выделять главное, п/с. связь; давать оценку личности; составлять рассказ

1240г.- Невская битва

1242г.- Ледовое побоище

§ 13 вопросы и задания

т/о.Написать рассказ

19

Русь и Золотая Орда

1

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынской власти. Последствия ордынского владычества.

Понятия: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык.

Личности: Даниил

Определять сущность и последствия монголо-татарского иго; работа с документами; применять термины и понятия; составлять схему

1257-1259гг.- перепись населения

1252г.- ярлык на княжение

1257г. – народное волнение

1262г. народное волнение

  1. Русские князья в золотой орде
  2. Русская

Православная церковь и Золотая Орда

§ 14 работа с документами. Подготовить сообщения

20

Русь и Литва

1

Формирование Литовско-Русского государства. Характеристика Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Личности: Гедемин, Миндовг, Ольгерд

Работать с картой; составлять хронологическую таблицу; составлять характеристику исторического деятеля

1315-1341гг. – правление Гедемина

1230-1264гг. – Миндовг

1377г. – усобицы в Литовском княжестве

  1. Научные знания
  2. Литература
  3. Зодчество.

§ 15 подготовиться к п/р. Творческое задание

.Путешествие в

1. Галицко-Волынское княжество.

2. Новго-ое кн

3. Влад.-Сузд. княжество

21

Культура русских земель в 12 – 13 вв.

1

Особенности культуры 12-13 веков. Научные знания. Литература. Зодчество.  Храмовое искусство. Влияние ордынского иго на русскую культуру.

Личности: Даниил Заточник

Выделять общее и особенное в произведениях культуры; сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы

  1. Новгородская школа иконописи
  2. История храма Покрова Богородицы на Нерли
  3. Псковская школа иконописи

§ 16 Подготовить сообщения

22

Удельная Русь в 12-13 вв.  У.С.З

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся по Киевской Руси

Выделять причины и последствия феодальной раздробленности; характеризовать сущность Ф./Р.; знать даты, имена, понятия

Творческое задание.

1. Изобразить русские города

2. Быт русского народа

3. Конкурс рисунков «Древняя Русь глазами современных школьников»

К/Р. Задания в форме ЕГЭ

23

Бурятия в эпоху средневековья  

1

Хозяйство, общественный строй и культура бурят

История Бурятии ч.1,стр.20-31

                                     Тема: Московская Русь (XIV – XVI вв.)   16 часов +2ч.НРК

24

Москва-центр собирания русских земель

1

Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Личности: Даниил Александрович, Юрий Данилович

Определять территории крупнейших княжеств; выделять предпосылки  объединения русских земель

1325-1340гг.- правление Калиты

1327г.- восстание в Твери

1299г. – переезд митрополита Киевского во Владимир.

1328г. – Москва резиденция митрополита Феогноста

1.Дмитрий Донской

2. Сергий Радонежский

3. Куликовская битва

§ 17 работа по вопросам и заданиям. Подготовить сообщения

25

Москва- центр борьбы с ордынским игом

1

Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне сражения.Куликовская битва. Значение Куликовской битвы.

Понятия: маневр, рать

Личности: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш

Уметь выделять главное; выводить уроки из события;  определять роль личности в истории

1359-1389гг. – правление Дмитрия Донского

11 августа 1378г.- битва у реки Вожжи

1377г. – поход в ордынские земли на Средней Волге

8 сентября 1380г.- Куликовская битва

§ 18 Работа с документами

26

Московское княжество и его соседи

1

Москва при Василии Дмитриевиче. Феодальная война. Распад Золотой Орды. Великое княжество Литовское при Витовте. Формирование великорусской народности

Понятия: диалект, уния

Личности: Дмитрий Шемяка, Василий II Темный.

1389-1425гг. - правление Василия II

1392г. – присоединение к Москве Нижегородского княжества.

1445г. – набег на Русь татарами

1405г. – распад державы Тимура

1410г. – Грюнвальская битва

1. Иван III и его семья

§ 19 вопросы и задания. Подготовить сообщения

27

28

Эпоха Ивана III

2

Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского иго. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. «Государь всея Руси» - Иван III.

2 урок. Возвышение великокняжеской власти Политическое устройство государства в первой половине 16 века. Судебник 1497г. Социально-экономическое развитие государства в конце 15 – первой половине 16вв.

Личности: Ахмат, Василий III

Уметь устанавливать причинно-следственную связь; выделять исторические закономерности;  решать проблемные и познавательные задачи; анализ документов

1462-1505гг.- правление ИванаIII 1471г.- битва на реке Шелони

1478г.- ликвидация самостоятельности Новгорода.

1479г.- прекращение выплаты дани.

1480г.- битва на реке Угре

1485г.- поход на Тверь

§ 20,21 вопросы и задания. Характеристика Ивана III

29

Церковь и государство в

15 – нач. 16 вв.

1

Изменение положения в Русской православной церкви. Монастыри. Ересь. Иосифляне и нестяжатели. Оформление идеологии самодержавия. Теория «Москва – третий Рим»

Понятия: благотворительность, дьякон, старец

Личности: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский,

Определять причины изменения в положении Русской православной церкви; причины появления ереси

1. Царь Ивана IV Грозный

2. Детство и юность Ивана IV

2. Последние годы жизни Ивана IV.

§ 22

Исторический диктант

30

 Бурятия накануне вхождения в состав России

1

Протобурятские племена. Протоэвенкийское население.

Доп.материал.

Интернет-ресурс

31

32

Урок систематизация

знаний

2

Обобщить и систематизировать знания учащихся

т/о в форме ЕГЭ

Реформы Избранной Рады

1

Хозяйственное состояние России в первой половине 16 века. Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Государственные реформы середины 16 в.

Понятия: дворяне, Земский Собор, приказы, централизованное государство

Устанавливать причинно-следственную связь, исторические закономерности; давать оценку личности; оперировать понятиями, анализ документов

1547г. - венчание Ивана IV на царство.

1549г. – Земский Собор

1550г. – Судебник

1551г. – Стоглавый Собор

1555г. – отмена кормлений

1550г. – начало формирование стрелецкого войска

1. Ермак Тимофеевич – национальный герой

2. Ливонская война

§ 23, вопросы и задания. Характеристика личности

33

34

Внешняя политика Ивана IV1

2

 Присоединение к России Казанского, Астраханского ханств. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война.

Понятия: Речь Посполитая, Запорожская Сечь, Ливонский Орден, держава, ясак, острог.

Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы; выявлять причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями.

1552г. – взятие Казани

1556г. – завоевание Астраханского ханства

1558-1583гг. – Ливонская война

1563г. – взятие Полоцка

1582г. – Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой

1583г. – Плюсское перемирие со Швецией

§ 24, вопросы и задания. Хронологическая таблица

35

Усиление власти Ивана Грозного

1

Причины установления опричнины. Итоги правления Ивана Грозного

Понятия: опричнина, земщина, крепостное право, опала, посад, челобитная.

Выделять главную суть явления;  п/с. связи; анализировать исторические источники; давать оценку историческим явлениям и личности

1562г. – введение опричнины

1571г. – нашествие Дивлет-Гирея

1572г. – разгром Дивлет-Гирея

§ 25 Работа с документами. Сообщения

36

37

38

Культура и быт России в 14 – 16 вв.

3

Особенности развития русской культуры в 14-16 века. Возникновение книгопечатание и развитие просвещения в России. Русская литература 14-16 веков.

Архитектура и живопись. Быт в 15-16 века.

Понятия: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос,  шатровый стиль,  юродивый, кафтан, палата, харчевня.

Давать оценку достижениям культуры; сравнивать и анализировать; давать характеристику произведениям искусства; писать краткие сообщения

  1. Архитектура
  2. Живопись
  3. Быт

§ 26,27,28. Собщение с доп. литерат-й

39

Бурятия накануне вхождения в состав России  

1

Протобурятские племена. Протоэвенкийское население. Жизнь и быт.

Использовать дополни-ую литературу

40

Урок систематизация

знаний

1

Обобщить и систематизировать знания по II разделу.

К/р.  т/о

41

42

Урок систематизация знаний по курсу

2

Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «История  России с древнейших  времен до конца XVI века»

Задания в форме ЕГЭ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...