рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Пояснительная записка
Учебная предметная программа по курсу «История России» для 6-го класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до начала XVI века. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Историко-культурного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Изучая историю в 6-ом классе, учащиеся впервые получают системные представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями крупными деятелями отечественной и мировой истории эпохи Средневековья.
Место и роль исторических знаний в образовании обучающихся обусловлены ее познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности школьника. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы на данные вопросы предполагают, во-первых, восприятие младшими подростками основополагающих базовых национальных ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Ознакомление с историей России осуществляется в курсе путем относительно развернутого изложения взаимосвязанных главнейших фактов, наиболее выразительно характеризующих направление и основные этапы исторического развития нашей Родины, что совершенно необходимо для подведения учащихся к научному пониманию развития общества. При этом главные факты, изучение которых предусмотрено программой, должны освещаться ярко и красочно, в живой и занимательной форме.
Цель изучения курса «История России» в 6-ом классе заключается:
*в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России с древнейших времен до начала XVI века в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
*в овладении элементарными методами исторического познания;
*в формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с внутренним миром людей Средневековья, культурными достижениями и религиозными системами.
Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной деятельностной сторон личности школьника с учетом их возрастных и познавательных возможностей.
Задачи курса:
*овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до начала XVI века, понимание ими места и роли Древней (Киевской), Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси как части всемирно-исторического процесса, значения наследия данного периода для современного общества;
* формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной самоидентификации младших подростков на основе освоения историко-культурного опыта народов России;
* формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей в истории России с древнейших времен до начала XVI века, определение их роли в истории и культуре;
* формирование способности творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей в процессе осмысления современной реальности и общении с разными людьми;
* освоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, гуманистического мироощущения и мировоззрения, гуманистических нравственных потребностей;
* воспитание школьников в духе уважения к своей древней истории, доброжелательного отношения, уважения к культуре и религии народов, населяющих Россию, в процессе изучения истории и сокровищ культуры в различные периоды их развития.
Эти знания и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающиеся в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
2. Общая характеристика содержания курса
Программа предусматривает изучение в 6-ом классе курса истории России с древности до начала XVI века. Отбор учебного материала для содержания тематического поурочного планирования осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в 6-ом классе, фундаментального ядра исторического образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей младших подростков, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.
В программе реализуются следующие методологические подходы:
* системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии;
* многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
* направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности мышления.
Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапа феодализма в истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе аналитической работы будут способствовать формированию и развитию основ исторического мышления у учащихся.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и дидактическим принципам обучения. Содержание программы выстраивается на основе трех содержательных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения.
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
* эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;
* процессы формирования и развития человеческих общностей – социальных, религиозных и политических общностей, обусловившие полиэтнический, многоконфессиональный характер российского общества;
* образование и развитие Российского государства в последовательной смене характерных для его исторического пути форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества;
* развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
* развитие духовной и художественной культуры многонационального российского народа, развитие научного знания и образования.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей.
Во взаимосвязи с курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе системно-деятельностного подхода, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».
Предусматривается формирование у младших подростков устойчивого интереса к человеку, обществу через личностное отношение к историческим фактам, событиям; выдающимся историческим личностям; ценностям российской культуры; возможности мирного сосуществования различных цивилизаций, культур, что предполагает овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовности применить их для решения учебно-практических, личностно-значимых задач.
3. Место курса «История России» в учебном плане.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 40 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы. Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса:
К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 6-ом классе можно отнести следующие качества:
* развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы;
* развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности;
* осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, самоидентификации с национальной, этнической и конфессиональной социальной общностью;
* воспитание патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми и народами;
* формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох
*складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях эпохи Средневековой Руси;
*осознание значения культурного наследия истории России в Средние века, доброжелательное и уважительное отношение к истории, культуре, религиям, традициям, ценностям народов России через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта поколений; формирование на этой основе понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе;
*освоение гуманистических традиций, ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
*формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Вклад изучения курс в формирование метапредметных результатов состоит:
* в умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать интересы своей познавательной деятельности
* в умении самостоятельно планировать пути достижения образовательных целей; при помощи учителя, а затем самостоятельно определять способы действий в реализации поставленных задач;
* в умении анализировать полученную информацию, ставить вопросы, определять понятия, составлять простой, сложный план, формулировать выводы;
* в умении работать с учебной информацией, фиксировать информацию; проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей, представлять результаты своей работы в различных формах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, рассказы, планы, сочинения, презентации с использованием ИКТ, проекты);
*в способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим;
* в умении выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, формулировать и высказывать публично собственное мнение, позицию по «открытым» проблемам прошлого, вести продуктивный диалог;
* в способности планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений
Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 6-го класса содержанием учебного предмета:
* в овладении целостными представлениями об историческом пути России с древнейших времен до начала XVI века как о важном периоде отечественной истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской цивилизации, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной и т.д. самоидентификации, формировался опыт жизни во взаимодействии с «другими»;
* в умении читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире в условиях изучаемого периода; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России в IX – XV веках; анализировать и обобщать на элементарном уровне данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
* в умении устанавливать причинно-следственные связи, определять значение события путем выявления его результатов или последствий;
* в овладении элементарными методами исторического познания в работе с историческими источниками: сравнение и анализ двух документов и формулирование на этой основе общего вывода; выработка отношения к документу как к источнику знаний путем сравнения сведений, полученных в учебнике и в самом документе (проводилось и в 5 классе); выработка критического отношения к документу путем сопоставления сведений из разных источников; выполнение комплексного задания по тексту учебника, документам, иллюстрации;
* в умении датировать важнейшие события и процессы в истории Росси с древности до начала XVI века, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации, устанавливать хронологическую последовательность, а также синхронные связи с фактами из курса всеобщей истории;
в умении давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, результаты, последствия); группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы;
* в умении сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными, в других странах Древности, Средневековья; объяснять причины их общности и различий; письменно оформлять работы в таблице;
* в умении давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных социокультурных групп российского общества; рассказывать о главных исторических событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), «историй», сюжетно-ролевых игр, презентаций с использованием ИКТ;
* в расширении опыта личностного осмысления исторических фактов, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов, понятий;
* в составлении, описании важнейших достижений культуры и системы ценностей эпохи Средневековья, выражении своего отношения к ним;
* в мотивации к самостоятельному изучению истории, развитие познавательного интереса к предмету.
Реализация учебной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, музыкой, обществознанием.
5. Содержание курса «История России».
Ознакомление с историей нашей страны осуществляется путем относительно развернутого изложения фактов, характеризующих важнейшие этапы развития России.
В содержании курса значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияние географического и природного фактора, условиям жизни, основным занятиям, социальной организации. Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, представлениям людей об окружающем мире, своеобразию обществ, складывающихся в эпоху Средневековья.
Значительное место в курсе отводится освещению вопросов, связанных с культурой и бытом народов нашей страны в различные периоды их существования. Так, при изучении культуры Древней Руси даются характеристики наиболее распространенных ремесел, произведений устного народного творчества, письменности и архитектуры. При изучении культуры XII – XV вв. – особенностям развития отдельных русских земель (зодчество, иконопись, декоративно-прикладное искусство).
Курс истории России в 6-ом классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого:
- восточные славяне и их соседи: занятия, быт и верования;
- формирование Древнерусского государства в IX – X вв. Новгород и Киев. Население. Княжеская власть. Крещение Руси. «Русская Правда». Культура и быт Древней Руси;
- политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв. Южная Русь, Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Русь и Степь;
- нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против экспансии Запада;
- Москва – центр собирания русских земель. Московские князья и их политика. Княжеская власть и Русская православная Церковь. Куликовская битва;
- Московское государство в XV веке. Завершение объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Становление централизованного государства. Русская Церковь. Культура России.
Содержание исторического материала курса вносит определенный вклад в решение задачи духовно-нравственного воспитания, развития учащихся. Это достигается не только посредством изучения фактов, событий, личностей и формой их освоения, но и внесением эмоционально-ценностного отношения к действиям исторической личности. На примере выдающихся исторических деятелей прошлого воспитываются лучшие человеческие качества, нравственные ориентиры (Я. Мудрый, Владимир II Мономах, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, А.Рублев, А. Никитин и др.).
6. Национально-Региональный Компонент:
Национально-региональный компонент (НРК) включен в базисный учебный план в объеме 4 часов.
1. Происхождение бурят 1ч.
2. Бурятия в эпоху раннего средневековья 1ч.
3. Бурятия в монгольское время 1ч.
4. Бурятия накануне вхождения в состав России 1ч.
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, решать несложные хронологические задачи, оперировать историческими датами;
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых событий Средневековья, этапы становления и развития Русского государства, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• на основе текста и иллюстраций учебника, информационных образовательных ресурсов, дополнительной литературы и т.д. составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, важнейших памятников материальной и художественной культуры, выражать свое отношение к ним;
• рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними;
5. Анализ, объяснение:
• раскрывать характерные существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий, крылатых выражений.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей отечественной и всеобщей истории Средних веков, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание дисциплины.
I. Введение 1ч.
II. Русь Древняя 10ч.+1ч НРК
1. Восточные славяне и Древняя Русь (VIII – первая треть XII вв.) 11 часов
III. Русь средневековая 25 часов+3ч.НРК
2. Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.) 11 часов
3. Московская Русь (XIV – XVI вв.) 17ч.
Обобщающий урок 2 часа
Итого: 42 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_rossii_6_kl.docx | 40.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебная предметная программа по курсу «История России» для 6-го класса обеспечивает изучение курса отечественной истории с древнейших времен до начала XVI века. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Историко-культурного стандарта, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.
Изучая историю в 6-ом классе, учащиеся впервые получают системные представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями крупными деятелями отечественной и мировой истории эпохи Средневековья.
Место и роль исторических знаний в образовании обучающихся обусловлены ее познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности школьника. В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы на данные вопросы предполагают, во-первых, восприятие младшими подростками основополагающих базовых национальных ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Ознакомление с историей России осуществляется в курсе путем относительно развернутого изложения взаимосвязанных главнейших фактов, наиболее выразительно характеризующих направление и основные этапы исторического развития нашей Родины, что совершенно необходимо для подведения учащихся к научному пониманию развития общества. При этом главные факты, изучение которых предусмотрено программой, должны освещаться ярко и красочно, в живой и занимательной форме.
Цель изучения курса «История России» в 6-ом классе заключается:
*в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России с древнейших времен до начала XVI века в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
*в овладении элементарными методами исторического познания;
*в формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с внутренним миром людей Средневековья, культурными достижениями и религиозными системами.
Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной деятельностной сторон личности школьника с учетом их возрастных и познавательных возможностей.
Задачи курса:
*овладение учащимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до начала XVI века, понимание ими места и роли Древней (Киевской), Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси как части всемирно-исторического процесса, значения наследия данного периода для современного общества;
* формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной самоидентификации младших подростков на основе освоения историко-культурного опыта народов России;
* формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей в истории России с древнейших времен до начала XVI века, определение их роли в истории и культуре;
* формирование способности творчески воссоздавать, анализировать и интерпретировать исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого, конструктивно взаимодействовать с носителями иных взглядов и ценностей в процессе осмысления современной реальности и общении с разными людьми;
* освоение системы знаний об общечеловеческих гуманистических ценностях, и как следствие этого – формирование гуманистической направленности личности, гуманистического мироощущения и мировоззрения, гуманистических нравственных потребностей;
* воспитание школьников в духе уважения к своей древней истории, доброжелательного отношения, уважения к культуре и религии народов, населяющих Россию, в процессе изучения истории и сокровищ культуры в различные периоды их развития.
Эти знания и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающиеся в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
2. Общая характеристика содержания курса
Программа предусматривает изучение в 6-ом классе курса истории России с древности до начала XVI века. Отбор учебного материала для содержания тематического поурочного планирования осуществлен с учетом целей и задач изучения истории в 6-ом классе, фундаментального ядра исторического образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей младших подростков, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение курса.
В программе реализуются следующие методологические подходы:
* системный подход к анализу прошлого, позволяющий рассматривать историю России как совокупность взаимосвязанных фактов и явлений в их взаимодействии и развитии;
* многофакторный подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
* направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них эмоционально-нравственной отзывчивости, толерантности мышления.
Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапа феодализма в истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе аналитической работы будут способствовать формированию и развитию основ исторического мышления у учащихся.
Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и дидактическим принципам обучения. Содержание программы выстраивается на основе трех содержательных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения.
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
* эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей в зависимости от уровня развития производительных сил и характера экономических отношений;
* процессы формирования и развития человеческих общностей – социальных, религиозных и политических общностей, обусловившие полиэтнический, многоконфессиональный характер российского общества;
* образование и развитие Российского государства в последовательной смене характерных для его исторического пути форм и типов, моделей взаимоотношений власти и общества;
* развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
* развитие духовной и художественной культуры многонационального российского народа, развитие научного знания и образования.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятие мира, ценностей.
Во взаимосвязи с курсом отечественной истории рассматривается также региональная и локальная история.
В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе системно-деятельностного подхода, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность».
Предусматривается формирование у младших подростков устойчивого интереса к человеку, обществу через личностное отношение к историческим фактам, событиям; выдающимся историческим личностям; ценностям российской культуры; возможности мирного сосуществования различных цивилизаций, культур, что предполагает овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовности применить их для решения учебно-практических, личностно-значимых задач.
3. Место курса «История России» в учебном плане.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 40 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы. Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса:
К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 6-ом классе можно отнести следующие качества:
* развитие мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внутренние мотивы;
* развитие субъектности в учебно-познавательной деятельности;
* осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, самоидентификации с национальной, этнической и конфессиональной социальной общностью;
* воспитание патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми и народами;
* формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох
*складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях эпохи Средневековой Руси;
*осознание значения культурного наследия истории России в Средние века, доброжелательное и уважительное отношение к истории, культуре, религиям, традициям, ценностям народов России через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта поколений; формирование на этой основе понимания неразрывной связи поколений, места своего поколения в историческом процессе;
*освоение гуманистических традиций, ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
*формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Вклад изучения курс в формирование метапредметных результатов состоит:
* в умении самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать интересы своей познавательной деятельности
* в умении самостоятельно планировать пути достижения образовательных целей; при помощи учителя, а затем самостоятельно определять способы действий в реализации поставленных задач;
* в умении анализировать полученную информацию, ставить вопросы, определять понятия, составлять простой, сложный план, формулировать выводы;
* в умении работать с учебной информацией, фиксировать информацию; проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, в Интернете, библиотеках, музеях и т.д., обрабатывать ее в соответствии с темой, учебно-познавательной задачей и (или) проектной задачей, представлять результаты своей работы в различных формах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, рассказы, планы, сочинения, презентации с использованием ИКТ, проекты);
*в способности решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры Средних веков, ее связи с настоящим;
* в умении выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, формулировать и высказывать публично собственное мнение, позицию по «открытым» проблемам прошлого, вести продуктивный диалог;
* в способности планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений
Предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 6-го класса содержанием учебного предмета:
* в овладении целостными представлениями об историческом пути России с древнейших времен до начала XVI века как о важном периоде отечественной истории, в течение которого происходило формирование и развитие российской цивилизации, складывались основы российской государственности, многонационального и поликонфессионального российского общества, шли процессы этнокультурной, религиозной, социальной и т.д. самоидентификации, формировался опыт жизни во взаимодействии с «другими»;
* в умении читать историческую карту с опорой на легенду, находить и показывать на ней историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире в условиях изучаемого периода; выделять и объяснять изменения государственных границ, размеров территории и геополитического положения России в IX – XV веках; анализировать и обобщать на элементарном уровне данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
* в умении устанавливать причинно-следственные связи, определять значение события путем выявления его результатов или последствий;
* в овладении элементарными методами исторического познания в работе с историческими источниками: сравнение и анализ двух документов и формулирование на этой основе общего вывода; выработка отношения к документу как к источнику знаний путем сравнения сведений, полученных в учебнике и в самом документе (проводилось и в 5 классе); выработка критического отношения к документу путем сопоставления сведений из разных источников; выполнение комплексного задания по тексту учебника, документам, иллюстрации;
* в умении датировать важнейшие события и процессы в истории Росси с древности до начала XVI века, характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации, устанавливать хронологическую последовательность, а также синхронные связи с фактами из курса всеобщей истории;
в умении давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, участники, предпосылки и причины, характер событий и процессов, результаты, последствия); группировать их по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы;
* в умении сравнивать относительно простые однородные исторические факты из разных периодов истории России с аналогичными, в других странах Древности, Средневековья; объяснять причины их общности и различий; письменно оформлять работы в таблице;
* в умении давать образную характеристику ярких исторических личностей и типичных социокультурных групп российского общества; рассказывать о главных исторических событиях, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), «историй», сюжетно-ролевых игр, презентаций с использованием ИКТ;
* в расширении опыта личностного осмысления исторических фактов, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов, понятий;
* в составлении, описании важнейших достижений культуры и системы ценностей эпохи Средневековья, выражении своего отношения к ним;
* в мотивации к самостоятельному изучению истории, развитие познавательного интереса к предмету.
Реализация учебной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, музыкой, обществознанием.
5. Содержание курса «История России».
Ознакомление с историей нашей страны осуществляется путем относительно развернутого изложения фактов, характеризующих важнейшие этапы развития России.
В содержании курса значительное место отводится вопросам, раскрывающим влияние географического и природного фактора, условиям жизни, основным занятиям, социальной организации. Главное внимание предлагается уделить особенностям хозяйственной жизни, представлениям людей об окружающем мире, своеобразию обществ, складывающихся в эпоху Средневековья.
Значительное место в курсе отводится освещению вопросов, связанных с культурой и бытом народов нашей страны в различные периоды их существования. Так, при изучении культуры Древней Руси даются характеристики наиболее распространенных ремесел, произведений устного народного творчества, письменности и архитектуры. При изучении культуры XII – XV вв. – особенностям развития отдельных русских земель (зодчество, иконопись, декоративно-прикладное искусство).
Курс истории России в 6-ом классе разделяется на сравнительно крупные периоды, четко отличающиеся по своим признакам один от другого:
- восточные славяне и их соседи: занятия, быт и верования;
- формирование Древнерусского государства в IX – X вв. Новгород и Киев. Население. Княжеская власть. Крещение Руси. «Русская Правда». Культура и быт Древней Руси;
- политическая раздробленность Руси в XII – XIII вв. Южная Русь, Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынская Русь, Русь и Степь;
- нашествие Батыя на Русь, сопротивление завоевателям. Русь и Орда. Обособление Юго-Западной Руси. Борьба Руси против экспансии Запада;
- Москва – центр собирания русских земель. Московские князья и их политика. Княжеская власть и Русская православная Церковь. Куликовская битва;
- Московское государство в XV веке. Завершение объединения русских земель. Конец зависимости Руси от Орды. Управление государством. Вотчинно-поместное землевладение и положение крестьян. Становление централизованного государства. Русская Церковь. Культура России.
Содержание исторического материала курса вносит определенный вклад в решение задачи духовно-нравственного воспитания, развития учащихся. Это достигается не только посредством изучения фактов, событий, личностей и формой их освоения, но и внесением эмоционально-ценностного отношения к действиям исторической личности. На примере выдающихся исторических деятелей прошлого воспитываются лучшие человеческие качества, нравственные ориентиры (Я. Мудрый, Владимир II Мономах, А. Невский, Д. Донской, С. Радонежский, А.Рублев, А. Никитин и др.).
6. Национально-Региональный Компонент:
Национально-региональный компонент (НРК) включен в базисный учебный план в объеме 4 часов.
1. Происхождение бурят 1ч.
2. Бурятия в эпоху раннего средневековья 1ч.
3. Бурятия в монгольское время 1ч.
4. Бурятия накануне вхождения в состав России 1ч.
7. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Выпускник научится:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий, решать несложные хронологические задачи, оперировать историческими датами;
• указывать хронологические рамки и периоды ключевых событий Средневековья, этапы становления и развития Русского государства, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
4. Описание (реконструкция):
• на основе текста и иллюстраций учебника, информационных образовательных ресурсов, дополнительной литературы и т.д. составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, важнейших памятников материальной и художественной культуры, выражать свое отношение к ним;
• рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними;
5. Анализ, объяснение:
• раскрывать характерные существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий, крылатых выражений.
6. Работа с версиями, оценками:
• приводить оценки исторических событий и личностей отечественной и всеобщей истории Средних веков, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них сходства и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Применение знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
• использования знаний об историческом пути и традициях народов
России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание дисциплины.
I. Введение 1ч.
II. Русь Древняя 10ч.+1ч НРК
1. Восточные славяне и Древняя Русь (VIII – первая треть XII вв.) 11 часов
III. Русь средневековая 25 часов+3ч.НРК
2. Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.) 11 часов
3. Московская Русь (XIV – XVI вв.) 17ч.
Обобщающий урок 2 часа
Итого: 42 часа
№ | НАЗВАНИЕ ТЕМЫ | КОЛ. ЧАС. | ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ | ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ | ХРОНОЛОГИЯ | ТЕМА ДЛЯ | Д/З |
1 | Введение | 1 | История России- часть всемирной истории. Что изучает история Отечества. Исторические источники | Прочитать введение | |||
Раздел I. Русь Древняя. 11 Тема: Восточные славяне и Древняя Русь. (VIII – первая треть XII вв.). 10 часов+1чНРК | |||||||
2 3 | Восточные славяне и их соседи | 2 | Происхождение и расселение восточных славян. Занятие и общественный строй. Соседи. Верования. Понятия: подсечно-огневой, переложная системы; бортничество, идолы, вече | Работа по карте, простой анализ документов; сравнивать общественный строй | § 1,2. ответить на вопросы. Работа с документами, основными понятиями. Повторить §1 из учебника «История средних веков» | ||
4 | Формирование Древнерусского государства | 1 | Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Два центра восточнославянской государственности Новгород и Киев. Норманнская теория в исторической науке. Понятия: государство, дружина, князь, полюдье. Личности: Рюрик, Олег | Излагать суждения и выявлять причинно-следственные связи; характеризовать Древнерусское государство; применять термины и понятия; простой анализ документов | 897г.-умер Рюрик 882г.- поход на юг 9 век- государство Русь | 1. Деятельность князя Олега 2. Деятельность князя Игоря 3. Княгиня Ольга 4. Князь Святослав | § 3 ответить на вопросы, подготовить сообщения |
5 | Первые русские князья, их политика | 1 | Деятельность князя Олега. Правление князя Игоря. Правление княгини Ольги. Походы князя Святослава | Развивать умение работать с исторической картой; учитывать, сравнивать, анализировать, делать выводы | 882-912гг. – Олег 912 – 942гг. - Игорь 945 – 962гг. - Ольга 962 – 972гг. - Святослав | § 4 Работа с документами. Написать рассказ об одном из княжеских походов от имени участника | |
6 | Правление князя Владимира. Крещение Руси | 1 | Начало правление князя Владимира. Причины и значение принятия христианства. Понятия: епископ, ересь, митрополит, церковный устав. | Выделять главное в деятельности князя Владимира: определять причины и следствия крещения Руси | 980 – 1015гг. правление Владимира 988г.- Крещение Руси |
| § 5 Работа с документами. Подготовить сообщения |
7 8 | Расцвет Древнерусского государства | 2 | Борьба за власть. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская, Правда» Понятия: боярин, вотчина, династический брак, наместник, усобица, Холопы, посадник, политика | Определять предпосылки для расцвета государства; раскрывать социальную сущность «Русской Правды»; анализировать документы, работа с картой, сравнивать | 1019 -1054гг. – княжение Ярослава 1036г. – разгром печенегов 1030г.- утверждение власти на западном берегу Чудского озера 1041г.- союз с польским королем 1016г.- Русская Правда |
| § 6 Работа с документами, основными понятиями |
9 10 | Культура и быт Древней Руси | 2 | Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Просвещение. Литература. Зодчество. Храмовая живопись. Быт и нравы | Давать оценку достижений культуры, уметь выделять главное |
| § 7,8 Работа по вопросам и заданиям. Выучить новые слова | |
11 | Бурятия в древний период | 1 | Первобытнообщинный строй на территории Бурятии. Природа и климат. Хунну. Байырку. | Этнические группы бурят | Доп.матер. Интернет-ресурс | ||
12 | Урок систематизация знаний по теме «Русь Древняя» | 1 | Обобщить и систематизировать знания по теме «Киевская Русь» | 1. Владимир Мономах | К/р. Задание в форме ЕГЭ | ||
Раздел II. Русь средневековая 30 часов. Тема: Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII вв.) 10ч.+1ч.НРК | |||||||
13 14 | Начало раздробление Древнерусского государства | 2 | Раздел земли Ярославом Мудрым. «Очередной» порядок престолонаследия. Наследники Ярослава Мудрого. Любеческий съезд Понятия: рать, удел, экономика, эксплуатация | Излагать суждения и выявлять п/с. связь феодальной раздробленности; выделять последствия; составление простого рассказа; давать оценку личности | 1054г.-смерть Ярослава мудрого 1097г.- Любеческий съезд 1113-1125гг.- правление Владимира Мономаха | 1. Андрей Боголюбский 2. Юрий долгорукий 3. Всеволод Большое гнездо | § 9 вопросы и задания в конце характеристика личности |
15 16 | Главные политические центры Руси | 2 | Северо-Восточная Русь в 12 веке. Юго-Западная Русь в 12-нач. 13вв. Новгородская земля. Географическое положение. Хозяйство. Политика Понятия: республика, мужи, мятеж, вече. Личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо | Сравнивать, выявлять и выделять общее и особенное в социально-экономическом, политическом развитии; умение работать в группах | 1125-1157гг.- Юрий Долгорукий 1157-1174гг. - Андрей Боголюбский 1168г.- захват Киева 1176-1212гг. - Всеволод Большое гнездо 1152-1187гг.- Ярослав Осмосмысл 1234-1264гг.- Даниил Галицкий |
| § 10, 11 работа по вопросам и заданиям. Подготовить сообщения |
17 | Нашествие с Востока | 1 | Держава Чингисхана. Монголо-татарское нашествие на Русь. Понятия: стан, фураж, яса, монголы-татары. Личности: Батый, Ярослав Всеволодович | Работа по карте; определять причины завоевательных походов. Заполнить таблицу | 1223г.- битва на реке Калка 1237 – 1242гг. нашествие на Русь, начало монголо-татарское владычества | § 12 вопросы и задания. Новые слова. Заполнить таблицу | |
18 | Борьба русских земель против экспансии Запада | 1 | Походы рыцарей в земли Прибалтики. Невская битва и Ледовое побоище. Понятия: ополченцы, Рыцарский Орден, Ливонский Орден Личности: Александр Невский | Уметь работать с текстом, выделять главное, п/с. связь; давать оценку личности; составлять рассказ | 1240г.- Невская битва 1242г.- Ледовое побоище | § 13 вопросы и задания т/о.Написать рассказ | |
19 | Русь и Золотая Орда | 1 | Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынской власти. Последствия ордынского владычества. Понятия: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык. Личности: Даниил | Определять сущность и последствия монголо-татарского иго; работа с документами; применять термины и понятия; составлять схему | 1257-1259гг.- перепись населения 1252г.- ярлык на княжение 1257г. – народное волнение 1262г. народное волнение |
Православная церковь и Золотая Орда | § 14 работа с документами. Подготовить сообщения |
20 | Русь и Литва | 1 | Формирование Литовско-Русского государства. Характеристика Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве. Личности: Гедемин, Миндовг, Ольгерд | Работать с картой; составлять хронологическую таблицу; составлять характеристику исторического деятеля | 1315-1341гг. – правление Гедемина 1230-1264гг. – Миндовг 1377г. – усобицы в Литовском княжестве |
| § 15 подготовиться к п/р. Творческое задание .Путешествие в 1. Галицко-Волынское княжество. 2. Новго-ое кн 3. Влад.-Сузд. княжество |
21 | Культура русских земель в 12 – 13 вв. | 1 | Особенности культуры 12-13 веков. Научные знания. Литература. Зодчество. Храмовое искусство. Влияние ордынского иго на русскую культуру. Личности: Даниил Заточник | Выделять общее и особенное в произведениях культуры; сравнивать, анализировать исторические источники, делать выводы |
| § 16 Подготовить сообщения | |
22 | Удельная Русь в 12-13 вв. У.С.З | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся по Киевской Руси | Выделять причины и последствия феодальной раздробленности; характеризовать сущность Ф./Р.; знать даты, имена, понятия | Творческое задание. 1. Изобразить русские города 2. Быт русского народа 3. Конкурс рисунков «Древняя Русь глазами современных школьников» | К/Р. Задания в форме ЕГЭ | |
23 | Бурятия в эпоху средневековья | 1 | Хозяйство, общественный строй и культура бурят | История Бурятии ч.1,стр.20-31 | |||
Тема: Московская Русь (XIV – XVI вв.) 16 часов +2ч.НРК | |||||||
24 | Москва-центр собирания русских земель | 1 | Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Личности: Даниил Александрович, Юрий Данилович | Определять территории крупнейших княжеств; выделять предпосылки объединения русских земель | 1325-1340гг.- правление Калиты 1327г.- восстание в Твери 1299г. – переезд митрополита Киевского во Владимир. 1328г. – Москва резиденция митрополита Феогноста | 1.Дмитрий Донской 2. Сергий Радонежский 3. Куликовская битва | § 17 работа по вопросам и заданиям. Подготовить сообщения |
25 | Москва- центр борьбы с ордынским игом | 1 | Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и орда накануне сражения.Куликовская битва. Значение Куликовской битвы. Понятия: маневр, рать Личности: Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш | Уметь выделять главное; выводить уроки из события; определять роль личности в истории | 1359-1389гг. – правление Дмитрия Донского 11 августа 1378г.- битва у реки Вожжи 1377г. – поход в ордынские земли на Средней Волге 8 сентября 1380г.- Куликовская битва | § 18 Работа с документами | |
26 | Московское княжество и его соседи | 1 | Москва при Василии Дмитриевиче. Феодальная война. Распад Золотой Орды. Великое княжество Литовское при Витовте. Формирование великорусской народности Понятия: диалект, уния Личности: Дмитрий Шемяка, Василий II Темный. | 1389-1425гг. - правление Василия II 1392г. – присоединение к Москве Нижегородского княжества. 1445г. – набег на Русь татарами 1405г. – распад державы Тимура 1410г. – Грюнвальская битва | 1. Иван III и его семья | § 19 вопросы и задания. Подготовить сообщения | |
27 28 | Эпоха Ивана III | 2 | Присоединение Новгорода. Ликвидация ордынского иго. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель. «Государь всея Руси» - Иван III. 2 урок. Возвышение великокняжеской власти Политическое устройство государства в первой половине 16 века. Судебник 1497г. Социально-экономическое развитие государства в конце 15 – первой половине 16вв. Личности: Ахмат, Василий III | Уметь устанавливать причинно-следственную связь; выделять исторические закономерности; решать проблемные и познавательные задачи; анализ документов | 1462-1505гг.- правление ИванаIII 1471г.- битва на реке Шелони 1478г.- ликвидация самостоятельности Новгорода. 1479г.- прекращение выплаты дани. 1480г.- битва на реке Угре 1485г.- поход на Тверь | § 20,21 вопросы и задания. Характеристика Ивана III | |
29 | Церковь и государство в 15 – нач. 16 вв. | 1 | Изменение положения в Русской православной церкви. Монастыри. Ересь. Иосифляне и нестяжатели. Оформление идеологии самодержавия. Теория «Москва – третий Рим» Понятия: благотворительность, дьякон, старец Личности: Иосиф Волоцкий, Нил Сорский, | Определять причины изменения в положении Русской православной церкви; причины появления ереси | 1. Царь Ивана IV Грозный 2. Детство и юность Ивана IV 2. Последние годы жизни Ивана IV. | § 22 Исторический диктант | |
30 | Бурятия накануне вхождения в состав России | 1 | Протобурятские племена. Протоэвенкийское население. | Доп.материал. Интернет-ресурс | |||
31 32 | Урок систематизация знаний | 2 | Обобщить и систематизировать знания учащихся | т/о в форме ЕГЭ | |||
Реформы Избранной Рады | 1 | Хозяйственное состояние России в первой половине 16 века. Боярское правление. Венчание на царство Ивана IV. Государственные реформы середины 16 в. Понятия: дворяне, Земский Собор, приказы, централизованное государство | Устанавливать причинно-следственную связь, исторические закономерности; давать оценку личности; оперировать понятиями, анализ документов | 1547г. - венчание Ивана IV на царство. 1549г. – Земский Собор 1550г. – Судебник 1551г. – Стоглавый Собор 1555г. – отмена кормлений 1550г. – начало формирование стрелецкого войска | 1. Ермак Тимофеевич – национальный герой 2. Ливонская война | § 23, вопросы и задания. Характеристика личности | |
33 34 | Внешняя политика Ивана IV1 | 2 | Присоединение к России Казанского, Астраханского ханств. Присоединение Западной Сибири. Ливонская война. Понятия: Речь Посполитая, Запорожская Сечь, Ливонский Орден, держава, ясак, острог. | Уметь выбирать главное при составлении хронологической таблицы; выявлять причинно-следственные связи; оперировать терминами и понятиями. | 1552г. – взятие Казани 1556г. – завоевание Астраханского ханства 1558-1583гг. – Ливонская война 1563г. – взятие Полоцка 1582г. – Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой 1583г. – Плюсское перемирие со Швецией | § 24, вопросы и задания. Хронологическая таблица | |
35 | Усиление власти Ивана Грозного | 1 | Причины установления опричнины. Итоги правления Ивана Грозного Понятия: опричнина, земщина, крепостное право, опала, посад, челобитная. | Выделять главную суть явления; п/с. связи; анализировать исторические источники; давать оценку историческим явлениям и личности | 1562г. – введение опричнины 1571г. – нашествие Дивлет-Гирея 1572г. – разгром Дивлет-Гирея | § 25 Работа с документами. Сообщения | |
36 37 38 | Культура и быт России в 14 – 16 вв. | 3 | Особенности развития русской культуры в 14-16 века. Возникновение книгопечатание и развитие просвещения в России. Русская литература 14-16 веков. Архитектура и живопись. Быт в 15-16 века. Понятия: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос, шатровый стиль, юродивый, кафтан, палата, харчевня. | Давать оценку достижениям культуры; сравнивать и анализировать; давать характеристику произведениям искусства; писать краткие сообщения |
| § 26,27,28. Собщение с доп. литерат-й | |
39 | Бурятия накануне вхождения в состав России | 1 | Протобурятские племена. Протоэвенкийское население. Жизнь и быт. | Использовать дополни-ую литературу | |||
40 | Урок систематизация знаний | 1 | Обобщить и систематизировать знания по II разделу. | К/р. т/о | |||
41 42 | Урок систематизация знаний по курсу | 2 | Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» | Задания в форме ЕГЭ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...