Техкарта "Походы А.Македонского"
методическая разработка по истории (5 класс)
Техкарта урока по истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_5_klass_pohody_a.makedonskogo.docx | 30.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока (разработана учителем истории и обществознания Новиковой Н.С.)
- Предмет: история
- Класс: 5
Тема урока | Поход Александра Македонского на восток. |
Тип урока | получение новых знаний, урок - исследование |
Дата урока | 02.03.2017 |
Образовательные ресурсы | Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История Древнего Мира» Рабочая тетрадь М.В. Пономарев, С.В. Колпаков «История Древнего Мира» Карта «Завоевательные походы войск Александра Македонского на восток» |
Цели урока | Способствовать формированию представлений о деятельности Александра Македонского как одного из величайших полководцев и государственных деятелей Древнего Мира, создать условия для ознакомления с процессом создания Державы Александра Македонского, развитие умения анализировать причины внутренней, личностной трансформации А. Македонского. |
Формы и методы обучения | Рассказ, беседа, опрос, работа с учебником |
План урока | 1. Личность Александра Македонского 2. Первые победы полководца 3. Основные сражения и завоевания Александра Македонского 4. Гибель Персидского Царства |
Основные термины и понятия | Завоевательные войны, держава, «Гордиев узел», империя, фаланга, филиппик |
Планируемые образовательные результаты | Познакомить с победами Александра Македонского, используя карту его завоеваний и ее легенду, рассказывать о военных победах великого завоевателя над народами Египта, Азии, Междуречья. Сравнивать политический курс Филиппа и Александра Македонских. Знать персоналии и участников событий – Александра I, Дария III. Знать основные даты, события и сражения Восточного похода. |
Личностные результаты | Сформировать отношение к историческим личностям изучаемой эпохи, занять свою позицию по отношению к Александру Македонскому, понимать роль его личности в истории. Воспитывать интерес к историческому прошлому, уважение к истории. |
Метапредметные результаты | Готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
Организационная структура урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формы организации взаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия |
Цель: Мобилизация внимания учащихся, переключение на учебную деятельность. | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. | Фронтальная, словесный, слово учителя. | Личностные УУД 1. Готовность и способность к саморазвитию мотивация к познанию нового. |
Цель: закрепить и обобщить знания обучающихся | Давайте вспомним, с историей какой страны мы познакомились на прошлом уроке. Работа с карточками (12 чел.) См. приложение. Ответы у доски: Опрос: 1. Покажите на карте Македонию. Дайте оценку деятельности македонского царя Филиппа II. 2. Расскажите о битве при Херонее. Беседа по вопросам (фронтальный опрос): 1. Почему Филиппу не удалось возглавить поход на Восток? 2. Кто стал новым царем Македонии? | Отвечают на поставленные вопросы. - С Македонией Работа обучающихся с карточками по предыдущей теме Индивидуальная работа у доски Отвечают на вопросы учителя | Фронтальная, словесный, практический. Работа с картой, с хронологией, беседа. | Познавательные УУД 1. Анализировать (выделять главное). 2. Определять понятия и даты, уметь работать с картой. 3. Обобщать, делать выводы. 4. Выделять причины и следствия. Коммуникативные УУД 1. Умение излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Предметные УУД 1.Знать личностные характеристики Филиппа II, Демосфена, понятие «гордиев узел», даты битвы при Херонее , уметь показывать на карте места основных сражений и Македонию. Личностные УУД 1. Способность оценивать свои и чужие поступки. |
Цель: вызвать интерес к новому историческому материалу | Как вы думаете, о ком мы будем говорить дальше? (На слайде портрет Македонского) Точнее определить тему урока нам поможет данное высказывание самого Александра Македонского: «Во вселенной бессчетное множество миров, а я еще и одного не завоевал!» Итак, Александр, став царем после своего отца, продолжил его дело. Завоевав Фессалию и Фракию Александр, решает пойти на Восток. Что могло его привлекать на Востоке? Как это характеризует его как личность? | Об Александре Македонском Ученики формулируют тему урока «Завоевания Александра Македонского» Запись темы и плана урока в тетрадь Заинтересовываются изучаемым материалом, высказывают свои предположения
| Фронтальная, словесный, беседа | Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. Познавательные УУД 1. Обобщать, делать выводы. 2. Выделять причины и следствия. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Коммуникативные УУД 1. Умение излагать своё мнение, аргументируя его. |
Цель: формирование новых знаний(представлений, понятий) | Рассказывают о планах Александра Македонского Давайте посмотрим на карту (слайд) – Что можете сказать о территории, которую занимала Македония? – Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? Фиксирует на доске: 1-й факт: Армия македонцев малочисленная. – Что на карте обозначено красными стрелками? – Что можете сказать о результатах этих походов? Фиксирует на доске: 2-й факт: Александр Македонский завоевал полмира! – Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского. – В чём противоречие? – Какой возникает вопрос? Фиксирует главный вопрос урока на доске: Почему Александр Македонский завоевал полмира? | – Маленькая. – Малочисленную. – Завоевательные походы Александра Македонского. – Завоевано полмира. – Армия малочисленная, а завоёвано полмира. – Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира? – Почему Александр Македонский смог подчинить своей власти Персидскую державу? | Фронтальная, словесный, сообщение учителя, беседа. | Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Обобщать, делать выводы. 4. Выделять причины и следствия. 5. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ). Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 2. Создавать устные и письменные тексты. 3. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Предметные УУД 1.Знать личностные характеристики Филиппа II, Демосфена, понятия «филиппик», «фаланга», даты битвы при Херонее, уметь показывать на карте места основных сражений и Македонию. |
Чтобы решить проблему, нам нужно дополнить наши знания. Чтение учебника. Работа по основным вопросам. 1 вопрос. Личность Александра. Основные черты характера (раздаточный материал). Какие черты характера помогли ему завоевать большие территории? Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины. 2 вопрос. Первые победы Рассказ о битве на реке Граник Рассказ про битву при Иссе (стр. 200-201). Сравнить боеспособность армий Дария и Александра. 3 вопрос. Осада Тира и основания Александрии (стр. 202) Почему египтяне встретили Александра как победителя? Почему восточные народы легко приняли власть Александра? Рассказ учителя о Восточном походе, схема сражения на слайдах Поход на Индию, в Вавилон | Работа с учебником Класс делится на 3 группы. Работа в группах по основным вопросам. Самостоятельная работа с учебником, ответы на вопросы Выступления по группам. Запись основных моментов в тетрадь. Обучающиеся делают вывод, что Александр Македонский завоевал полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что народы Востока сами подчинялись иноземному царю-деспоту. | Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Работа с учебником. | Регулятивные УУД 1. Выдвигать версии. 2. Планировать деятельность в учебной ситуации. 3. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. Коммуникативные УУД 1. Умение работать в группах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | |
Цель: Закрепление изученного материала, первичный контроль и коррекция | Учитель задает учащимся вопросы по карте: -Каким цветом обозначено на карте Македонское царство? Где относительно центра карты оно располагается? -Каким цветом обозначено Персидское царство? -Обратите внимание на значки внизу карты (легенду) Каким значком показаны важнейшие города основанные Александром на завоеванных территориях? Назовите их. -Каковы были основные направления, походов Александра? Какими значками они обозначены После каждого ответа учитель демонстрирует учащимся те же объекты на настенной карте, чтобы учащиеся видели образец показа объектов на настенной карте. Работа с Рабочей тетрадью. | Учащиеся открывают учебник, смотрят на карту в учебнике (стр. 204) и на настенную карту Называют части света. Отвечают на вопросы учителя - коричневым. На Северо-Востоке. - Зеленым. - Города показаны красными точками. Александрия, Александрия Египетская, Александрия Эсхата, Александрия Кавказская, Александрия Опиана и тд. - в Малую Азию, в центр Персии, в Среднюю Азию и Индию, возвращение в Вавилон. Учащиеся слушают учителя, открывают рабочую тетрадь и на карте значком отмечают основные битвы. | Фронтальное. Словесный, наглядный. Работа с картой, беседа. | Регулятивные УУД 1. Планировать деятельность в учебной ситуации. 2. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 3. Объективно оценивать себя и других Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты). 2. Анализировать (выделять главное). Предметные УУД 1. Уметь показывать на карте места основных сражений, направления походов Александра. |
6. Практикум Цель: расширение и углубление знаний, формирование умений и навыков | Организует работу с «линией времени» - подсчитайте, сколько лет прошло от сражения при Саламине до сражения при Херонее? В каком веке произошли битвы? - Одна битва явилась гордостью эллинов, другая – печальным событием в их истории. Объясните почему. | Указывают даты важнейших событий истории Древнего Мира. Работают с «линией времени». Производят счет лет в истории. | Фронтальная. Словесный, практический, проблемный. Работа с хронологией. | Коммуникативные УУД 1. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3. Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Предметные УУД 1.Знать личностные характеристики Александра Македонского, уметь оперировать фактами Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты). 2. Анализировать (выделять главное). |
7. Рефлексия Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности | - Подведем итоги урока, закончив предложение: - Сегодня на уроке я … - Я встретился с трудностью при… - Мне это необходимо для … | Обучающиеся отвечают на вопросы. | Фронтальная, словесный, наглядный. Работа с картой. | Регулятивные УУД 1. Планировать деятельность в учебной ситуации. 3. Оценивать себя и других Познавательные УУД 1. Обобщать, делать выводы. |
8.Информация о домашнем задании. Цель: организация домашнего задания | Комментирует задание. Учебник, § 42, задание в рабочей тетради 4.32. Индивидуальные задания: – сообщение о достопримечательностях Александрии Египетской. | Воспринимают задание, уточняют. | Сообщение учителя | Регулятивные УУД: - принимают учебную задачу |
Приложение
Карточки для проверки домашнего задания.
Карточка № 1
1 | ||||||||
| ||||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
| ||||||||
3 |
|
|
|
|
| |||
| ||||||||
|
1.Возле какого города в 338 году до н.э. произошла знаменитая в истории Греции битва? (Херонея)
2.Назовите имя афинского оратора, противника Филиппа? (Демосфен)
3.Из кого состояла македонская конница? (знать)
Карточка № 2
1 | |||||||
| |||||||
| |||||||
2 |
|
|
|
| |||
| |||||||
| |||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
| |||||||
| |||||||
|
1.Какой известный ученый был учителем Александра Македонского? (Аристотель)
2.Жители какого города первые восстали против новой власти Александра Македонского? (Фивы)
3.Как звали писателя, считавшего, что спасение Греции в добровольном подчинении царю Филиппу? (Исократ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Походы Александра Македонского на Восток
Презентация к уроку по истории древнего мира в 5 классе....
Алексанр Македонский
Пркзентация к уроку...
Александр Македонский - повелитель мира.
Огромный интерес в истории античности вызывает эпоха Александра Македонского. Для того, чтобы в полном размере освоить и изучить этот вопрос, необходимо познакомиться с теми историческими предпосылкам...
тест для 5 класса по теме Возвышение Афин, Македонские завоевания в IV в. до н. э.
Данный тест предназначен для учащихся 5 классов. В приведенных утверждениях надо поставить знак + или -, в зависимости правильное утверждение или нет....
урок в 5 классе "Александр Македонский: исторический портрет"
обобщающий урок по теме позволяет дать простор детскому творчеству, развить историческое мышление 5-классников. к уроку прилагается тематическая презентация....
Презентация "Походы Александра Македонского"
Презентация к уроку истории "Походы Александра Македонского"...
Интегрированный урок история - психология "Поход Александра Македонского на Восток!
Интегрированный урок история - психология раскрывает историю известного похода Александра Македонского на восток; а также на примере личности полководца разбираются психологические термины и понятия....