Урок Мужества. Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.
план-конспект занятия по истории (7 класс)

Семыкин Алексей Александрович

Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Урок Мужества

Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается.

Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, учит уважать тех, кто защищал Родину от фашизма.

Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине, Отчизне.

Задачи: раскрыть перед детьми значение празднования Дня Победы, показать, что Великая Отечественная война была войной освободительной, помогать воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Отчизне на примерах участников Великой Отечественной войны, помогать воспитывать в детях уважение ко всем, кто защищал Родину от фашизма.

Область применения: Урок Мужества.

Формы и методы реализации: урок и презентация.

Возрастные группы: 7-14 лет.

Ожидаемые результаты: активизация образования учащихся в области патриотического воспитания детей и молодежи.

Содержательная часть

Ведущий: 

Вам, кому ещё нет 16….
Всем, кто пока не знает, что такое война…
Посвящается,
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Ученик:

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май! (Слайд№1)

Ведущий: Сегодня мы проводим праздник, посвященный знаменательной дате Победы Советского народа в Великой Отечественной войне.

На наш праздник приглашены почетные гости: ваши дедушки и бабушки, которые пережили эту войну.

Слово предоставляется                        . (Слайды № 2-12)

Звучит запись с голосом Левитана.

Ученик:

Страна цвела. Но враг из-за угла
Свершил налёт, пошёл на нас войною.
В тот грозный час;
Стальною став стеною,
Вся молодость оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.

Ведущий: 22 июня 1941 года в 4часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города.

Звучит запись песни “Священная война”.

Ученик: 

Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно,
Кумачовые звёзды
На полотнах знамён унося.

Ведущий: Красная Армия мужественно встретила врага. Но силы были неравны. Враг был жестокий. Наши войска несли огромные и неоправданные потери. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые, прямо со школьной скамьи. “Всё для фронта, всё для победы”– повсюду звучал девиз.

Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Защитники Брестской крепости около месяца вели непрерывные бои. ( Слайд№13)

Ученик:

Под Брест
Кого не заносило!
Сюда шли лавою стальной,
Но расшибались вражьи
О город наш берестяной.
Встречала Родина ненастья
Огнём, мечом или штыком,
Чтобы в реке Орлов и свастик
Ржавел и гнил металлолом.

Ведущий: И вот наступили самые грозные и тяжелые дни войны. 13-го октября 1941 года начались ожесточенные бои под Москвой. 7-го ноября на запорошенной снегом Красной площади состоялся военный парад, с которого солдаты уходили прямо на фронт, защищать Москву. Гитлер был неприятно поражен этим. Он срочно отдал приказ своей авиации бомбить Красную площадь, но немецкие самолеты не сумели прорваться к Москве. Гитлер хотел после овладения Москвой ее взорвать и затопить. Этим планам не суждено было сбыться. 6-го декабря 1941 года началось наступление наших войск. Враг был отброшен от Москвы на 100-250 км. (Слайд № 14-15)

Ученик.

Речка Нара, речка Нара,
Недлинна, неширока,
Но когда бывает надо –
Неприступная река.
Вот на этой речке Наре
В землю, в небо, в пламень, в лёд
Врос интернациональный
Необученный народ.
И, как будто по соседству,
Защищая род людской,
Принимали свой последний
И решительный свой бой.
Штык сломался от удара…
Окровавленный кулак…
Он не даст в обиду Нару,
Этот парень-сибиряк.
Вот лезгин ползёт с гранатой,
Чёрный снег, хватая ртом:
Здесь, у этой речки Нары,
Защищает он свой дом.
А война – она не сказка
С добрым сахарным концом!
Вот башкир-десятиклассник
В русский снег упал лицом.
На усах стеклится наледь,
Затвердела боль в глазах:
То на снег у речки Нары
Запорожский пал казак.
Мы-то знаем, не напрасно
Пала горсточка ребят,
Что теперь в могиле братской,
БРАТСКОЙ – слышите?! – лежат.
За страну у речки Нары
Головы свои сложив,
Все отдали, все, что надо…
А ведь надо было – жизнь.

Ведущий: Ленинград, находящийся в блокаде, мужественно держался — несмотря на то, что самой страшной блокадной зимой 1941-42 гг. от голода и холода погибли сотни тысяч мирных ленинградцев. (Слайд№16-17

Ученик:

Давно ль, пройдя равнины и болота,
В него ломился разъярённый враг
И об его чугунные ворот
Разбил свой бронированный кулак.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы, –
И мы, огонь познавшие и голод,
Непобедимы в городе своём,
И не взломать ворота в этот город
Ни голодом, ни сталью, ни огнём.

Ведущий: Летом 1942 года началось наступление немецких частей на Сталинград. Несколько месяцев отборные части вермахта штурмовали город. Сталинград был превращен в руины, но сражавшиеся за каждый дом советские солдаты выстояли и перешли в наступление. Зимой 1942-1943 года были окружены 22 немецкие дивизии. В войне наступил перелом. (Слайд №18)

Ученик: 

Здесь орден мужества надет на грудь земли,
Недаром эта грудь истерзана снарядом,
Со смертью билась жизнь,
И смерть враги нашли,
И победила жизнь в боях под Сталинградом. (Слайд№19-24)

Ведущий: А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. А с фронта долетали долгожданные весточки, “треугольники”, так как письма в годы войны посылали без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. (Слайд№25-26)

Тихо звучит песня “Землянка”. Три мальчика изображают бойцов на привале, которые пишут “письма”. На экране – документальные фотографии бойцов, которые пишут письма.

Боец 1.

Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу.
Не близок путь, далёк родимый край,
Но я вернусь к знакомому порогу!

Боец 2.

По-прежнему моя любовь с тобой,
С тобою Родина, ты не одна , родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.

Боец 3. 

На голос твой я сердцем отзовусь,
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь.
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.

Мальчики складывают письма – треугольниками, уходят.

Ведущий: Воевать, побеждать врага помогали нашему народу песни, созданные в те грозные годы. С первых дней войны появились десятки новых песен, большинство из которых сразу же “ушли” на фронт. Песни распространялись очень быстро, перелетали через линию фронта, проникали в глубокий тыл врага, в партизанские отряды.

Группа детей исполняют попурри из песен военных лет.

На экране – документальные фотографии военных лет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой,
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Дымилась роща под горою,
И вместе с ней горел закат…
Нас оставалось только трое
Из восемнадцати ребят.
Как много их, друзей хороших,
Лежать осталось в темноте
У незнакомого посёлка
На безымянной высоте.
Эх, дороги… Пыль да туман,
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли ветер
Вспомним, друзья…
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

Ведущий: В годы войны на борьбу с фашистами встали не только взрослые, но и дети. Наша страна помнит имена пионеров – героев. (Слайд №27-28)

Слава пионерам– героям,
Сынам полков, юным разведчикам,
Защитникам русской Земли
В памяти нашей сегодня и вечно,
Все они живы, все, все, все!

Дети рассказывают о некоторых пионерах-героях. (Слайд №29-32)

Звучит голос Левитана об окончании войны.

Ведущий: Майский день 1945-го. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Казалось, впервые миллионы взрослых и детей подняли глаза к солнцу, впервые наслаждались красками, звуками, запахами жизни!

Это был общий праздник всего нашего народа, всего человечества. Это был праздник каждого человека. Потому что победа над фашизмом знаменовала победу над смертью, разума над безумием, счастья над страданием. 1418 суток отделяли 9 мая 1945г. от 22 июня 1941г. (Слайд№33-39)

Ученик: Во многих городах есть Могилы Неизвестного Солдата, горит Вечный огонь, мы возлагаем к ним цветы. Никто не забыт, ничто не забыто! (Слайд № 40-44) Звучит музыка из кинофильма “ Офицеры”

Ученик:

Имя твоё неизвестно, солдат!
Был ты отец, или сын, или брат,
Звали тебя Иван и Василий…
Жизнь ты отдал за спасенье России.

Ученик:

Нами твой подвиг, солдат, не забыт –
Вечный огонь на могиле горит,
Звёзды салюта в небо летят,
Помним тебя, Неизвестный Солдат!

Ученик:

Янтарные рассветы и закаты,
И белизна снегов, и зелень трав.
Для нас все это сберегли солдаты,
Врага разбив и смертью смерть поправ.

Ученик:

Мы утро новое улыбкой встретим
И не забудем в этот ранний час,
Что солнцу могут улыбаться дети
Лишь потому, что мы сильны сейчас.

Ученик:

Мы мечтаем, учимся, строим
На просторах мирной земли,
Потому что бойцы – герои
От огня планету спасли.

Ученик:

Никогда не забыть, поверьте,
Как во имя светлой зари
Шли на смерть, а вошли в бессмертие
Наши чудо-богатыри.

Ученик:

Под победоносным стягом
Мы шли в сраженья за родной народ
И от Москвы дошли до стен рейхстага…
Вечная слава героям!
Вечная слава!

Ученик:

Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим…
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым!
За великую победу
Славьтесь и отцы, и деды!
Победа! Победа!

Ученик:

Во имя Отчизны – Победа!
Во имя живых – Победа!
Во имя грядущих – Победа!

Ученик:

Мы – дети свободной и мирной страны,
Народ наш великий не хочет войны!
И матери наши, и наши отцы –
За мир, за свободу, за счастье борцы!

Ученик:

Мы учимся в школе,
Растим тополя,
Мы любим походы в леса и поля.

Ученик:

Нам в жизни открыты любые пути,
Под небом спокойным хотим
Мы расти!
 Дети исполняют песню “Пусть всегда будет солнце!”

Ученик:

Это песня о солнечном свете,
Это песня о солнце в груди,
Это песня о юной планете,
У которой все впереди!

Ученик:

Всем детям планеты хочется мира!
Детям Вьетнама и детям Алжира!
Детям Ирака, детям Эллады,

Ученик:

Все говорим мы: “Войны – не надо!”
Пусть вместо плача слышится смех –
Солнца и радости хватит на всех.

Ведущий: Нам, поколению XXI века, дорого будущее планеты. Наша задача – беречь мир, чтобы люди земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и братства.

Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Прошу всех встать! Минута молчания

Ученик:

Люди!
Покуда сердца
Стучатся, –
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье –
Помните!
Песню свою
Отправляя в полет, –
Помните!
О тех,
Кто уже никогда
Не споет, –
Помните!
Детям своим
Расскажите о них,
Чтоб
Запомнили!
Детям
Детей
Расскажите о них, –
Чтобы тоже
Запомнили!
Во все времена
Бессмертной
Земли
Помните!
Встречайте
Трепетную весну,
Люди земли
Убейте
Войну,
Прокляните
Войну!
Люди земли”
Мечту пронесите
Через года
И жизнью
Наполните!
Но о тех,
Кто уже не придет
Никогда, –
Заклинаю,
– ПОМНИТЕ!

Ведущий: Благодарим Вас, уважаемый Василий Степанович, что нашли время прийти к нам и поделиться своими воспоминаниями. Поздравляем вас с праздником.

Дети поздравляют ветеранов, дарят сувениры.

Список используемой литературы.

  1. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2003. №1.
  2. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2005. №9.
  3. Последний звонок: Газета для организаторов внеклассной работы. 2006. №1.
  4. “Говорят погибшие герои”. Москва Издательство политической литературы-1990 г.
  5. Некрасова Н.Н. Войны священные страницы навеки в памяти людской – Классный руководитель: Журнал. 2004.№8.
  6. Парамонова С.А., Зайцева Т.В. Блокадный Ленинград: Литературно-историческая композиция – Преподавание истории и обществознания в школе: Журнал.2004.№9.
  7. От Кремля до Рейхстага: CD-ROM.
  8. Фестиваль педагогических идей – Ресурсы интернета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный вечер "Кубани славные сыны", посвященный памяти героев Великой Отечественной войны

Литературный вечер "Кубани славные сыны" посвящен памяти героев Великой Отечественной войны. Мероприятие предназначено для учащихся 9 классов. На данное мероприятие рекомендуется пригласить героев Вел...

Сценарий урока мужества, посвященного событиям Великой Отечественной войны 1941-1945г.

    День  Победы – один из самых знаменательных дней   в истории Великого русского Государства.  Это день  памяти и скорби всех участников   Великой...

Урок мужества "Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается"

Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, любви к своей Отчизне ...

Урок Мужества Памяти героев Великой Отечественной войны посвящается

Краткое содержание: Урок Мужества раскрывает перед детьми значение празднования Дня Победы, показывает, что Великая Отечественная война была войной освободительной, воспитывает чувство патриотизма, лю...

Памяти Героев Великой Отечественной войны

Сценарий внеклассного мероприятия...

Урок Мужества "Дети-герои Великой Отечественной войны"

Данный сценарий уместно использовать для проведения Уроков мужества по теме "Дети-герои Великой Отечественной войны"....