Кто ты, старый солдат?
статья по истории
Аннотацией к своей статье, посвященной работе военно-исторического клуба "Старый солдат" я выбрал слова В.А. Сухомлинского: «Самое главное в нашем деле — чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава — чтобы всё это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери и родного отца, как вечное сияние звёзд, как прекрасный мир, открывающийся перед глазами человека!»
В.А. Сухомлинский «Родина в сердце»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_staryy_soldat-18.11.19.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вопросы воспитания
КТО ТЫ, СТАРЫЙ СОЛДАТ?
П.В. Белых,
педагог дополнительного образования,
руководитель детского военно-исторического клуба «Старый солдат»
МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»,
г. Хабаровск
Детский военно-исторический клуб «Старый солдат» организован в июне 2018 года. В нём занимается более 50 детей в возрасте от 7 до 16 лет по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности.
Первоначально деятельность клуба «Старый солдат» началась в подростково-молодёжном клубе «Вектор». Затем нас взял под своё крыло культурно-развивающий центр «Академия». В настоящее время мы находимся во Дворце детского творчества «Маленький принц».
Идея создания клуба у меня появилась давно. Большинство современных ребят «находятся в плену» у гаджетов, компьютерных игр. Поэтому надо было что-то делать. Я начал искать компанию для своих детей, хотел, чтобы у них были настоящие друзья, а не виртуальные.
По образованию я — учитель истории и мировой художественной культуры, закончил в 1998 году Хабаровский государственный педагогический университет. Более десяти лет занимаюсь военно-исторической реконструкцией, провожу уроки «живой» истории в образовательных организациях Хабаровска и Хабаровского края. Первые занятия по темам о Великой Отечественной войне показали, что детям не хватает знаний. Поэтому решил создать детское военно-историческое объединение.
Главная цель — прививать ребятам любовь к Родине, формировать интерес к изучению её истории через военно-историческую реконструкцию и краеведение, подвижные игры, походы и просветительские занятия по истории Отечества.
Есть такое слово — ПРИРОДНЕНИЕ. Это значит, что мы стараемся учесть исторический жизненный опыт предков, на чью долю выпали сложные испытания, и подчеркнуть линию преемственности исторических достижений между современным поколением и поколением победителей в Великой Отечественной войне.
Прежде чем приступить к реконструкции, для учащихся проводятся лекции, посвящённые любому знаковому событию русской истории: «Великая война. Родной солдат», «Пошла Россия на дедовские земли», «Евгений Дикопольцев», «Василий Зайцев и армия вермахта», «Волька Костыльков» и др. На них используются не только обычные карты, копии документов, но и археологические находки, антиквариат или части старинных предметов культуры изучаемого периода (вооружения, доспехов, музыкальных инструментов, украшений, предметов обихода и т.п.). Также ребята изучают Уставы РККА, воспоминания и биографии участников войны, документацию и статистику. Через слух человек получает примерно 10 % информации; остальное приходится на зрение, тактильные ощущения и обоняние. Поэтому все используемые предметы разрешается и рекомендуется осматривать, брать в руки, примерять и т.п. Чем полнее, разнообразнее и точнее воссоздаётся историческая среда, тем сильнее её воздействие, что выражается в понимании своей причастности к русской истории и культуре. Приобретённые знания учащиеся применяют на военно-исторических реконструкциях и интерактивных площадках.
Например, перед нами стоит задача: создать реконструкцию подразделения, в котором служил Герой Советского Союза Евгений Александрович Дикопольцев, командир отделения роты связи 235-го гвардейского стрелкового полка 81-й гвардейской стрелковой дивизии 7-ой гвардейской армии Степного фронта. На занятии «Евгений Дикопольцев» учащиеся погружаются в трудную профессию связиста: сообща стараются в комплексе создать образ рядового солдата отделения связи из подразделения Дикопольцева Рабоче-Крестьянской Красной Армии, пробуют установить военно-полевую связь при помощи полевых телефонов образца 1943 года, передать телефонограмму, восстановить обрыв телефонной связи. Тем самым ребята глубже осознают подвиг Героя Советского Союза, а познакомившись с его биографией, письмами с фронта, начинают относиться к нему, как к близкому человеку.
Создавая реконструкцию, участники рассказывают текст наизусть, без применения звукоусилительной аппаратуры, при этом стараются адаптировать содержание к данной конкретной аудитории, учитывая возрастные особенности восприятия (от детского сада до военнослужащих), подготовленность (от начальных классов средней школы до студентов педвуза), восприимчивость и количество слушателей (от двух человек до двухсот).
Во время летних каникул учащиеся клуба реализовали очень важный проект — смогли восстановить сквер «40 лет Победы» на улице Гамарника в Хабаровске. Вместе с родителями ребята собрали ветки деревьев и кустарников, мусор, демонтировали старый покосившийся забор и выкопали ямы под стойки нового, всё покрасили, провели в целом благоустройство территории.
Для привлечения внимания молодёжи к этому историческому месту в первую неделю нового учебного года мы своими силами организовали для жителей близлежащих домов и гостей города праздник и выставку, посвящённые окончанию Второй мировой войны.
Немалое значение для активизации процесса природнения имеет возрождение традиционных старинных русских подвижных игр на свежем воздухе, например: «Чиж», «Палки-банки», «Бабки». Такие игры сразу же демонстрируют отсутствие у современных детей тренировки периферического зрения, навыков бросания предмета в цель, способности быстро принимать решения, но постепенно исправляют этот недостаток, увлекая ребят на целые соревнования в клубе и в своём дворе.
Клуб «Старый солдат» — это ещё и площадка для популяризации современных игр: проводятся квест «Тайна капитана Дьяченко» в исторической части города, цикл игр «Связист», настольная игра «Старый солдат», игра-викторина «Охота за бронепоездом». Такие игры не только воспитывают, но и помогают ребёнку раскрыться, формируют его характер.
Кроме того, мы с учащимися (к нам также присоединяются и родители) летом совершаем пятикилометровые пробежки, тем самым дети приобщаются к спорту.
Мной разработаны культурно-просветительные программы, которые могут быть использованы в системе дополнительного образования по направлению обучения «Основы православной культуры», на уроках истории и литературы, в военно-патриотической работе, в спортивных клубах, общеобразовательных школах, ВУЗах, воинских частях, молодёжных досуговых центрах и на производстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Старая, старая сказка..."
Сценарий новогоднего праздника...
"Старая,старая сказка"-новогоднее представление.
Сценарий Новогоднего праздника для 5-9 классов...
Игра «Старая, старая сказка» по творчеству Х.К. Андерсена.
Внеклассное мероприятие по литературе для учащихся 5-6 классов....
Открытый бинарный урок «Тема милосердия в русской и английской поэзии (На примерах стихотворений В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и Р.Бёрнса «Новогодний привет старого фермера его старой лошади»)»
Основной задачей учителя является стимулирование познавательной деятельности учащихся. И в этом очень важная роль нестандартных форм обучения, одной из которых является проведение бинарных уроков....
Разработка урока по теме "В старом доме" в 3 классе. Повторение пройденного ранее материала по теме "В старом доме", совершенствование коммуникативных навыков.
Разработка урока по УМК “Starlight 3”. В ходе урока решаются следующие задачи урока: активизация лексических единиц по теме «дом», грамматической структуры «there i...
Конспект урока "Старейший в Старом Свете"
Цель урока : формирование представления о зубре как о животном, подлежащем охране....
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ОТРЫВКА «УЕЗДНОЕ УЧИЛИЩЕ» ИЗ РОМАНА Г.Н. ПОТАНИНА «СТАРОЕ СТАРИТСЯ, МОЛОДОЕ НИКОГДА»
Культура провинции в России, часть образа нации. В наследие будущим поколениям остались интересные памятники, в том числе и художественные второй половины XIX века, созданные в российской «глуби...