Рабочая программа по истории 10 класс
рабочая программа по истории (10 класс)

Галикеев Нияз Наилевич

Рабочая программа по истории 10 класс/2019-2020 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Габдуллина Л.Р./

Протокол №   ____

от «____» __________201__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________/Базилевских Н.А/

от «____» _________ 201__ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________________/Юнусов Д.Р. /

Приказ №  _______________

от «____»   _________  201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 10 А класса

Галикеева Нияза Наилевича,

учителя без квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2019 год

Рабочая  программа  по истории для 10 класса  составлена на основе государственного образовательного стандарта и реализуется на основе следующих документов:

1.        Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменениями внесенными; приказом Минобрнауки России от 23 июня 2015 года №609;

2.        Примерной программы по предмету и авторской программы Н.В. Загладин, Симония Н.А., (Всеобщая История) М.: Русское слово, 2009, Л.Г.Косулина, А.А. Данилов (История России) М.: «Просвещение» 2012;

3.        Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

4.        Основной образовательной программы ООО МБОУ "СОШ №5" НМР РТ;

5.        Учебного плана МБОУ "СОШ №5" НМР РТ на 2019-2020 учебный год;

6.        Положения о рабочей программе МБОУ "СОШ №5" НМР РТ;

Программа рассчитана для обучения на уровне основного общего образования.

Цели:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи:

  •  познакомить обучающихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути человечества;
  •  вырабатывать у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем;
  •  развивать у обучающихся способности рассматривать события и явления прошлого и настоящего, пользуясь приёмами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении современных событий;
  •  развивать гуманитарную культуру школьников, приобщать к ценностям культуры;
  •  воспитывать уважение к истории, культуре, традициям своего и других народов.

Место предмета в учебном плане

«История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5-11 классах.  Программа отводит на обучение истории в 10 классе 70 часов в год, т. е. 2 часа в неделю. В программе сочетаются 3 курса – Истории России, Татарстана и татарского народа и Всеобщей истории;

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России - с древнейших времён до конца XIX века 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2004. – 336 с.
  2. Н.В. Загладин, Симония Н.А.,  Всеобщая История- с древнейших времён до конца XIX века. –М.: Русское слово, 2009. - 432 с.
  3. И.А. Гилязов, В.И. Пискарёв, Ф.Ш. Хузин. История Татарстана  и татарского народа  Казань – Хэтер - 2008

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Меняющийся облик мира: опыт осмысления

1

Называть в хронологической последовательности этапы развития человечества, называть хронологические их рамки. Объяснять особенности познания прошлого. Характеризовать теории исторического развития.

Выявлять положительные и негативные стороны марксистской концепции истории, теории локальных цивилизаций, теории мирового цивилизационного развития.

2.

Человечество на заре своей истории

6

Знать этапы развития человечества. Показывать на карте регионы, являющиеся прародиной человечества. Давать определение понятию «неолитическая революция». Характеризовать гипотезы происхождения человечества, выявлять их сильные и слабые стороны. Проследить переход от присваивающего хозяйства к производящему. Знать изменения в хозяйственной деятельности человека, связанные с неолитической революцией. Называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований. Характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности. Называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований. Характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности.

Излагать ключевые события эпохи Античности. Выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции. Характеризовать варианты развития древнегреческого полиса. Выявлять сходства и различия римского и афинского полисов. Высказывать оценочные суждения о характере завоеваний А. Македонского.

Излагать ключевые события эпохи Античности. Выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции.

3.

Европа и Азия в Средние века

6

Излагать события эпохи Средневековья.

Знать процесс формирования крупного землевладения Характеризовать положение зависимого населения, повинности населения.

Излагать в хронологической последовательности события, связанные с возникновением ислама. Показывать на карте территорию расселения арабских племен. Выявлять причины возникновения ислама. Понимать отличие мусульманской веры от других мировых религий. Определить особенности государственного устройства Арабского халифата. Определять роль Христианской церкви, характер взаимоотношений светской и духовной властей. Знать и показывать на карте регионы,  открытые в  эпоху великих географических открытий. Выявлять причины, побудившие европейцев искать новые морские пути в Индию. Характеризовать доколумбовые цивилизации Америки. Определять характер политики испанских завоеваний в Америке. Выявлять особенности колонизации Северной Америки. Участвовать в дискуссии по вопросу «Какие последствия для стран Запада имело создание колониальных империй и открытие новых морских торговых путей?». Давать определение понятию «абсолютизм». Определять характерные черты абсолютизма, выявлять предпосылки усиления центральной власти в странах Западной Европы. Выявлять особенности абсолютизма в Англии и Франции. Сравнивать пути становления абсолютизма в России, Англии, Франции.

4.

Новое время: Эпоха Европейского господства

11

Знать хронологическую последовательность событий английской буржуазной революции.

Выявлять причины кризиса абсолютистского режима в Англии, определять значение в революционных событиях религиозных разногласий. Знать мыслителей эпохи Просвещения. Характеризовать теории «естественного права» и «общественного договора», характеризовать взгляды Вольтера, Руссо, Дидро. Объяснять, почему в германских государствах распространение идей Просвещения носило более ограниченный характер, чем в Англии и Франции, определять особенности немецкого Просвещения

Указывать причины массовой эмиграции в Америку и ее последствия для развития английских колоний. Объяснить, почему в колониях быстро развивалось ремесленное и мануфактурное производство. Знать причины противоречий между Великобританией и колониями. Характеризовать итоги войны за независимость. Характеризовать исторические условия во Франции к концу 18 века. Определять, с какой целью король созвал генеральные штаты. Выделить основные этапы Великой французской революции, дать им характеристику. Определять значение «Декларации прав человека и гражданина». Характеризовать внешнюю и внутреннюю политику Директории. Давать  оценку политике якобинской диктатуры. Давать определение понятию «континентальная блокада». Характеризовать государственное устройство и управление Францией по конституции 1799 года. Проследить процесс укрепления власти Наполеона.

Давать оценку политике Бонапарта, проводимой на присоединенных и зависимых от Франции территориях выделить положительные и отрицательные стороны этой политики, оценку решениям Венского конгресса, определять, интересы каких государств они выражали. Определять цели Священного союза, объяснять, почему Англия заняла особую позицию по отношению к Священному союзу, выявить его сильные и слабые стороны. Выявить причины и последствия революции 1848 года во Франции. Определять, поддержка каких слоев французского общества способствовала приходу к власти Луи Бонапарта; Называть страны Европы, где вспыхнули революции в 1848 году, определять, какими процессами они были вызваны. На примере революционных  событий в Австрийской империи проанализировать требования восставших, определить, какие насущные проблемы общественного развития они выражали. Давать определение понятию «промышленный переворот», называть признаки промышленного переворота. Указывать особенности промышленного развития отдельных регионов Европы;

Характеризовать социальные последствия второй промышленной революции, положение рабочего класса промышленных стран, выявить особенности рабочего движения  Англии, Франции, Германии. Выявлять обстоятельства, препятствующие объединению Италии и Германии. Выделять и характеризовать этапы объединения Италии; Объяснить, почему Пруссия стала лидером в объединительном процессе германских земель. Выявлять последствия франко- прусской войны для Франции и Германии; Указывать причины и последствия гражданской войны в США, выявлять факторы, которые определили победу в войне Севера. Оценить деятельность А. Линкольна; Выделять этапы британского завоевания Индии;

Указать особенности развития Китая, определять специфику государственного устройства и религиозных верований в Китае. Определить направления модернизационной политики Японии;

Называть и показывать на карте страны – монополии, страны – полуколонии, страны – колонии.

5.

Древняя Русь

5

Знать этапы складывания государства у восточных славян. Уметь называть основные направления деятельности первых русских князей. Выявлять основные причины принятия христианства, превращение Руси в крупнейшую державу Европы Характеризовать «Русскую Правду», знать категории населения.

Знать контакты с культурами Запада и Востока. Определять влияние Византии., характеризовать культуру Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Знать о социально-экономическом и политическом и культурном развитии Волжской Булгарии.

Знать, факторы, оказывающие влияние на образ жизни древнего населения края. Сравнить темпы развития древнего населения края и населения других регионов. Излагать отличия Хазарского каганата от предшествовавших ему ранних тюркских государств. Выявлять причины изменения этнического состава населения края в первые века нашей эры. Проследить этнические и территориальные связи между Тюркским каганатом, Великой Болгарией, Хазарским каганатом. Называть даты важнейших событий; локализовать исторические факты на карте, читать и использовать ее информацию в ответах на вопросы, проводить поиск необходимой информации в учебнике, документах, интернет и других источниках.

6.

Удельная Русь

3

Знать о социально-экономических и политических факторах раздробленности.

Характеризовать предпосылки политической раздробленности, определять позитивные и негативные стороны. Уметь составлять сравнительный анализ основных модели политического и социально-экономического развития русских земель. Причины завоеваний монголов; Характеризовать основные этапы нашествия монголов на Русь, определять характер взаимоотношений Руси и Золотой Орды, выявлять последствия ордынского нашествия, определять его влияние на ход русской истории. Характеризовать общественный строй и государственное управление Золотой Орды, особенности религиозной политики и культуры. Знать причины вторжения крестоносцев на Русь, определять последствия вторжения.

7.

Московская Русь

3

Знать этапы объединения земель вокруг Москвы, объяснять причины ее возвышения. Определять факторы начала объединения Руси - политические, социальные, экономические и территориально-географические. Причины превращения Москвы в центр объединения русских земель, взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества. Зарождение национального самосознания на Руси. Уметь характеризовать социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казанского ханства

Уметь характеризовать культуру Руси.

Показывать взаимосвязь процесса объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Выявлять причины  складывания самодержавной формы государственности.

8.

Эпоха Ивана Грозного

3

Раскрывать содержание реформ Избранной рады. Определять суть и значение опричнины. Объяснять значение закрепощения крестьян.

Знать основные направления внешней политики. Объяснять взаимосвязь внешнеполитических событий и внутренней жизни страны. Раскрыть значение завоевания Казанского ханства. Знать социально-экономическую и

религиозную политику Казанского  приказа. Объяснять значение учреждения патриаршества.

Объяснять  причины перехода Казанского княжества к Казанскому ханству. Давать определения понятиям: хан, курултай, карачибек, улусы, даруги, мурзы, эмиры, имам, шейхи, ясак, слободы. Характеризовать систему управления Казанским  ханством.

9.

Смутное время

2

Выявлять предпосылки Смуты. Характеризовать правление Б.Годунова, Лжедмитрия I, В.Шуйского, Лжедмитрия II. Объяснять предпосылки образования первого и второго ополчения, ее вклад в победу. Уметь сравнивать, определять последствия и историческое значение Смуты. Знать о правлении Михаила Федоровича, сравнивать внутреннюю и внешнюю политику.

10.

Вступление России в новый период

4

Уметь характеризовать исторический документ «Соборное Уложение», знать этапы закрепощения крестьян. Знать новые черты экономики: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур, развитие новых торговых центров. Знать о реформах Никона, давать оценку его преобразованиям. Объяснять причины раскола церкви, ее последствия. Уметь характеризовать народные движения XVII века. Уметь определять основные направления, задачи и итоги внешней политики.

Называть причины, ход, результаты, называть основных участников «Казанской войны 1552-1557г» и Черемисской войн. Давать определения понятиям: воеводство, судная изба, служилые татары, христианизация, ясачные люди. Показать процесс формирования купеческого сословия в Казанском крае. Выявить причины многонациональности характера восстаний XVII века.

11.

На путях к абсолютной монархии

3

Определение цели, задач, алгоритма учебной и познавательной деятельности. Разделение класса на группы, характеризующие различные области культуры России в ХVII в. Распределение функций между членами каждой группы. Выбор формы, подбор материала и составление тезисного плана выступления каждой группы. Выступление представителей каждой группы перед классом. Определение критериев оценки деятельности каждой группы. Выявление затруднений и ошибок в своей деятельности, обсуждение способов их преодоления в будущем.

Составление развёрнутого плана характеристики правления Фёдора Алексеевича. Оценка значения отмены местничества. Определение причин Стрелецкого бунта 1682 г. Оценка внутренней и внешней политики царевны Софьи. Составление плана рассказа о падении правительства царевны Софьи.

12.

Преобразования Петра Великого и рождение империи

3

Определение цели Азовских походов 1695-1696 гг. и Великого посольства, работа с исторической картой.

Представление информации о Северной войне в наглядно-символической форме (опорный конспект). Оценка итогов войны.

Определение основных направлений петровских преобразований. Заполнение таблицы «Реформы Петра I». Составление схем «Органы центрального управления России при Петре I». Высказывание оценочных суждений о петровских реформах.

Характеризовать изменения  во времена правления Петра. Высказывать оценочные суждения «о новом» в религиозной политике правительства.

13.

Российская империя в 1725-1762 гг.

1

Знать причины дворцовых переворотов, характеризовать деятельность Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра  III.

14.

Россия при Екатерине II и Павле I

3

Актуализация знаний об идеях Просвещения, определение степени их влияния на деятельность Екатерины II. Составление характеристики деятельности Уложенной комиссии. Работа в группах, характеризующих основные мероприятия внутренней политики Екатерины II. Составление схемы губернского управления по реформе 1775 г. Систематизация материала о сословной политике Екатерины II в форме таблицы. Формулирование вывода о характере сословной политики. Определение причин и характера восстания Е.И. Пугачёва. Работа с исторической картой: определение территории, охваченной восстанием, направлений передвижения восставших и правительственных войск. Объяснение причин поражения Е.И. Пугачёва. Оценка исторического значения восстания. Восприятие и анализ информации, представленной учителем. Определение основных направлений внешней политики Екатерины II. Подготовка кратких сообщений о русско-турецких войнах второй половины XVIII в. Характеристика участия России в разделах Польши. Оценка значения присоединённых к России территорий. Определение позиции российского правительства по отношению к революционным событиям во Франции. Формулирование вывода об итогах внешней политики Екатерины II.

15.

Общественно-политическое развитие России в правление Александра I и Николая I.

2

Характеризовать основные направления политики Александра I. Определять основные направления внешней политик России, участвовать в дискуссии о значение Бородинского сражения.

Определить цели Священного союза, называть страны, где вспыхнули революции, определить, какими процессами они были вызваны. Характеризовать реформы системы государственного управления. Знать о линии декабристского движения на социально-политическое развитие России основные идеи консервативного, либерального, революционно-демократического движения.

Знать причины, цели ,ход военных действий, уметь выделять причины поражения в Крымской войне.

Знать, уметь: - излагать основные идеи общественных движений и взглядов.  

Давать оценку программе консерваторов.

Сравнивать взгляды западников и славянофилов. Объяснять основные положения русского утопического социализма А. И. Герцена. Характеризовать кружок петрашевцев.

16.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в.

1

Знать основные черты развития экономики. Называть особенности технического процесса, ее значение.

17.

Культура России в первой половине XIX в.

1

Знать деятелей культуры. Называть учебные заведения Российской империи, их вклад в развитие системы образования. Проследить процесс развития естественных и гуманитарных наук; развитие журналистики.

Знать взгляды общественных и духовных деятелей России; Определить положение и роль Русской Православной Церкви в России в середине XIX в.

18.

Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ.

4

Знать особенности социально-экономического развития. Реформы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия. Уметь излагать содержание либеральных реформ Александра II.

Выявить факторы, определившие реформаторский курс Александра II; определить причины, ход реформ;

Высказывать оценочные суждения о необходимости отмены крепостного права и широкомасштабного реформирования России. Знать особенности развития капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве.

Сохранение остатков крепостничества и их виляние на социально-экономическое развитие страны. Модернизационных процессы. Социальная структура общества. Уметь выявить экономические и социально-политические изменения в России после реформ.  

Знать, уметь излагать основные идеи общественных движений и взглядов. Давать оценку народническому движению, основным взглядам. Характеризовать деятельность революционных обществ и движения народников.

Знать основные направления и достижения внешней политики.

Особенности международного положения России после Крымской войны «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи.

Уметь: - излагать в хронологической последовательности и характеризовать (причины, повод, ход, итоги) русско-турецкую войну 1877-1878 гг.

Характеризовать договоры с Китаем и процесс присоединения Средней Азии.

19.

Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60-70-х гг.

4

Знать события внутренней политики Александра III (контрреформы, деятельность в сфере образования и печати).

Объяснять основные направления и достижения внешней политики.

Уметь объяснять причины контрреформ, высказывать оценочные суждения

20.

Культура России во второй половине XIXв.

4

Выполнение заданий, направленных на

диагностику и контроль знаний, полу-

ченных на предыдущем уроке. Выявле-

ние особенностей науки и культуры XIX в. Систематизация информации о достижениях европейской науки и техники XIX в. в форме таблицы. Выявление основных тенденций развития литературы и искусства в XIХ в. Характеристика основных стилей литературы и искусства XIХ в.

Итого

70

Содержание

Всеобщая история (24 часа)

Меняющийся облик мира: опыт осмысления (1 час)

История в системе гуманитарных наук.

Человечество на заре своей истории (6 часов)

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция. Древневосточные цивилизации. Духовное наследие древних обществ. Города – государства Греции и Италии. Борьба за господство над Средиземноморьем. Закат Античной  цивилизации.

Европа и Азия в Средние века (6 часов)

Раннее Средневековье. Расцвет и кризис европейского и средневекового общества. Экспансия ислама. Духовная жизнь европейского Средневековья. Эпоха великих географических открытий. Завоевание Америки. Абсолютизм  в Западной Европе и России.

Новое время: Эпоха Европейского господства (11 часов)

Буржуазная революция в Англии. Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция. Наполеоновские войны. Реакция и революции в Европе  1820-1840-х гг. Промышленный переворот  в Англии и его последствия. Индустриальные общества Европы и Америки во второй  половине XIX века. Восток в XV - XVIII веках: от экспансии к зависимости. Колониальный раздел мира в XIX веке и его последствия.

Древняя Русь (3 часа + 2 часа региональный компонент)

История России - часть Всемирной истории. Этапы заселения территории нашей страны. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Введение в курс «История Татарстана и татарского народа». Наш край в древности

Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы. Дань и подданство. Князья и дружина. Древние тюрки в Евразии. Вечевые порядки.

Принятие христианства. Категории населения. Христианская культура и языческие традиции.

Удельная Русь (2 часа + 1 час региональный компонент)

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Экспансия с Запада. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Золотая Орда. Среднее Поволжье в XI - начале XIII вв.

Московская Русь (2 часа + 1 час региональный компонент)

Восстановление экономики русских земель. Москва –как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения. Великое княжество Московское в системе международных отношений. Свержение золотордынского ига.  Культурное развитие русских земель и княжеств. Среднее Поволжье в XIII - первой половине XIVв.

Эпоха Ивана Грозного (2 часа + 1 час региональный компонент)

Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI вв. Расширение государственной территории при Иване Грозном. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Среднее Поволжье во второй половине  XV - первой половине XVI вв.

Смутное время (2 часа)

Смута. Обострение социально -экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой  и Швецией. Ход и итоги смуты. Восстановления самодержавия. Первые Романовы.

Вступление России в новый период» (3 часа + 1 час региональный компонент)

Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения XVII века. Новые явления в экономике. Церковный раскол. Среднее Поволжье (Казанский край) во второй половине  XVI- XVII вв.

На путях к абсолютной монархии (3 часа)

Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV-XVII вв. Дело Патриарха Никона. Война с Речью Посполитой. Русско-крымские отношения. Освоение Сибири. Россия при Федоре Алексеевиче. Усиление светских элементов в русской культуре  XVII века.

Преобразования Петра Великого и рождение империи (2 часа + 1 час региональный компонент)

Петровские преобразования. Северная война и Ништадтский мир. Народы Среднего  Поволжья в XVIII столетии. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков и крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Российская империя в 1725-1762 гг. (1 час)

Россия в период дворцовых переворотов.

Россия при Екатерине II и Павле I (3 часа)

Екатерина II. Просвещенная императрица. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. первый раздел Речи Посполитой. Особенности экономики России в XVIII - первой половине  XIXв.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Войны России с Османской империей и Швецией. Разделы Речи Посполитой. Борьба с Французской революцией. Россия при Павле I. Русское просвещение.

Общественно-политическое развитие России в правление Александра I и Николая I (2 часа)

Превращение России в мировую державу XVIII в. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Общественно-политическое развитие России при Николае I. Крымская война.

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (1 час)

Экономическое развитие в 1801-1855 гг. Социальный строй в первой половине XIX в. Русская православная церковь в первой половине XIX в. Быт основных слоев населения.

Культура России в первой половине XIX в. (1 час)

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культуры XVIII –  первой половины XIX в.

Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ (3 часа + 1 час региональный компонент)

Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие  капиталистических отношений в промышленности. Казанский край  в 1801-1860гг. Развитие капиталистических отношений в промышленности и С/Х.Общественное движение 60-х гг. XIX в. Русско-турецкая война  1877-1878 гг. Идейные течения, политические партии и общественные движения  в России на рубеже веков.

Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60-70-х гг. (4 часа)

Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Казанский край в пореформенный период. Общественная жизнь 80-90-х гг. XIXв. Население России  во второй половине XIX в. Социальный состав. Сельский и городской быт. Православная церковь.

Культура России во второй половине XIXв. (4 часа)

Наука во второй половине XIX в. Искусство. Наука и образование в крае.

Требования к уровню подготовки учащихся  должны знать/уметь:

знать/уметь

  • основные этапы и ключевые события истории мира России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
  • владеть компетенциями: информационно-поисковой, учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной; смыслопоисковой, компетенцией личностного развития, профессионально-трудовой.

Требования к подготовке учащихся по предмету к концу учебного года

  • Уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискуссировать.
  • Анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту.
  • Группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.
  • Сопоставлять однотипные процессы отечественной и зарубежной истории.
  • Сравнивать оценки исторических событий деятелями Нового времени, данные в учебнике, дополнительной литературе, документах.
  • Владеть компетенциями: коммуникативной компетенцией, смыслопоисковой компетенцией, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой, рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной компетенцией.
  • Решать следующие жизненно практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной  политики.

 Список рекомендуемой учебно-методической литературы 

– История: полный справочник \ Владимирова О.В. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.-318с.

- История России в таблицах: 6-11-й класс.:справ.материалы/ С.В. Агофонов.- М.: Астрель, 2010.-221с.
- История 5-11 кл.: инновационные формы уроков, интеллектуальные командные игры/ Е.В. Тайкова – Волгоград: Учитель, 2010. – 300с.
- История. Даты: справочник/ авт.-сост. М.Н. Зуев, Р.Н. Лебедева.- М.: Издательствово «Экзамен», 2011 – 191 с.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

10 А

Всеобщая история (24 часа)

Меняющийся облик мира: опыт осмысления (1 час)

1

История в системе гуманитарных наук

1

1 неделя

Человечество на заре своей истории (6 часов)

2

У истоков рода человеческого. Неолитическая революция.

1

1 неделя

3

Древневосточные цивилизации.

1

2 неделя

4

Духовное наследие  древних обществ.

1

2 неделя

5

Города – государства Греции и Италии. Борьба за господство над. Средиземноморьем.

1

3 неделя

6

Борьба за господство над. Средиземноморьем.

1

3 неделя

7

Закат Античной  цивилизации.

1

4 неделя

Европа и Азия в Средние века (6 часов)

8

Раннее Средневековье.

1

4 неделя

9

Расцвет и кризис европейского и средневекового общества.

1

5 неделя

10

Экспансия ислама.

1

5 неделя

11

Духовная жизнь европейского Средневековья.

1

6 неделя

12

Эпоха великих географических открытий. Завоевание Америки.

1

6 неделя

13

Абсолютизм  в Западной Европе и России

1

7 неделя

Новое время: Эпоха Европейского господства (11 часов)

14

Буржуазная революция в Англии.

1

7 неделя

15

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.

1

8 неделя

16

Война за независимость в Северной Америке.

1

8 неделя

17

Великая французская революция.

1

9 неделя

18

Наполеоновские войны.

1

9 неделя

19

Реакция и революции в Европе  1820-1840-х гг.

1

10 неделя

20

Промышленный переворот  в Англии и его последствия.

1

10 неделя

21

Индустриальные общества Европы и Америки во второй  половине XIX века.

1

11 неделя

22

Восток в XV - XVIII веках: от экспансии к зависимости. Колониальный раздел мира в XIX веке и его последствия.

1

11 неделя

23

Контрольная работа за курс всеобщей истории: Мир с древнейших времен до XIX  века.

1

12 неделя

24

Анализ к/р. Повторение  изученного материала за учебный курс.

1

12 неделя

История России и история Татарстана и татарского народа (Региональный компонент) (46 часа)

Древняя Русь (3 часа + 2 часа региональный компонент)

25

История России - часть Всемирной истории. Этапы заселения территории нашей страны.

Восточнославянские племенные союзы и соседи.

1

13 неделя

26

Введение в курс «История Татарстана и татарского народа». Наш край в древности.

1

13 неделя

27

Природно-климатический фактор и особенности освоения территории Восточной Европы. Дань и подданство. Князья и дружина

1

14 неделя

28

Древние тюрки в Евразии.

1

14 неделя

29

Вечевые порядки. Принятие христианства. Категории населения. Христианская культура и языческие традиции.

1

15 неделя

Удельная Русь (2 часа + 1 час региональный компонент)

30

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Экспансия с Запада.

1

15 неделя

31

Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Золотая Орда.

1

16 неделя

32

Среднее Поволжье в XI - начале XIII вв.

1

16 неделя

Московская Русь (2 часа + 1 час региональный компонент)

33

Восстановление экономики русских земель. Москва –как центр объединения русских земель. Формы землевладения и категории населения.

1

17 неделя

34

Великое княжество Московское в системе международных отношений. Свержение золотордынского ига. Культурное развитие русских земель и княжеств.

1

17 неделя

35

Среднее Поволжье в XIII - первой половине XIVв.

1

18 неделя

Эпоха Ивана Грозного (2 часа + 1 час региональный компонент)

36

Установление самодержавной власти царя. Реформы середины XVI вв. Расширение государственной территории при Иване Грозном.

1

18 неделя

37

Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества.

1

19 неделя

38

Среднее Поволжье во второй половине  XV - первой половине XVI вв.

1

19 неделя

Смутное время (2 часа)

39

Смута. Обострение социально -экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой  и Швецией.

1

20 неделя

40

Ход и итоги смуты. Восстановления самодержавия. Первые Романовы.

1

20 неделя

Вступление России в новый период» (3 часа + 1 час региональный компонент)

41

Юридическое оформление крепостного права. Социальные движения XVII века.

1

21 неделя

42

Новые явления в экономике. Церковный раскол.

1

21 неделя

43

Среднее Поволжье (Казанский край) во второй половине  XVI- XVII вв.

1

22 неделя

44

Контрольная работа на тему -  "Россия с древнейших времен до XVII века".

1

22 неделя

На путях к абсолютной монархии (3 часа)

45

Анализ к/р. Формирование национального самосознания и культуры народов России в XV-XVII вв. Дело Патриарха Никона.

1

23 неделя

46

Война с Речью Посполитой. Русско-крымские отношения. Освоение Сибири.

1

23 неделя

47

Россия при Федоре Алексеевиче. Усиление светских элементов в русской культуре XVII века.

1

24 неделя

Преобразования Петра Великого и рождение империи (2 часа + 1 час региональный компонент)

48

Петровские преобразования. Северная война и Ништадтский мир.

1

24 неделя

49

Народы Среднего  Поволжья в XVIII столетии.

1

25 неделя

50

Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение традиционных порядков  и крепостничества в условиях развертывания модернизации.

1

25 неделя

Российская империя в 1725-1762 гг. (1 час)

51

Россия в период дворцовых переворотов

1

26 неделя

Россия при Екатерине II и Павле I (3 часа)

52

Екатерина II. Просвещенная императрица. Русско-турецкая война 1768-1774 гг. первый раздел Речи Посполитой.

1

26 неделя

53

Особенности экономики России в XVIII - первой половине  XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

1

27 неделя

54

Войны России с Османской империей и Швецией. Разделы Речи Посполитой. Борьба с Французской революцией. Россия при Павле I. Русское просвещение.

1

27 неделя

Общественно-политическое развитие России в правление Александра I и Николая I (2 часа)

55

Превращение России в мировую державу XVIII в. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники.

1

28 неделя

56

Общественно-политическое развитие России при Николае I. Крымская война.

1

28 неделя

Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (1 час)

57

Экономическое развитие в 1801-1855 гг. Социальный строй в первой половине XIX в. Русская православная церковь в первой половине XIX в. Быт основных слоев населения.

1

29 неделя

Культура России в первой половине XIX в. (1 час)

58

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культуры XVIII –  первой половины XIX в.

1

29 неделя

Россия в царствование Александра II. Эпоха великих реформ (3 часа + 1 час региональный компонент)

59

Реформы 1860-1870-х гг. Отмена крепостного права. Развитие  капиталистических отношений в промышленности.

1

30 неделя

60

Казанский край  в 1801-1860гг.

1

30 неделя

61

Развитие капиталистических отношений в промышленности и С/Х. Общественное движение 60-х гг. XIX в. Русско-турецкая война  1877-1878 гг.

1

31 неделя

62

Идейные течения, политические партии и общественные движения  в России на рубеже веков.

1

31 неделя

Россия в царствование Александра III. Ревизия реформ 60-70-х гг. (3 часа + 1 час региональный компонент)

63

Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности.

1

32 неделя

64

Казанский край  в  в пореформенный период.

1

32 неделя

65

Общественная жизнь 80-90-х гг. XIX в.

1

33 неделя

66

Население России  во второй половине XIX в. Социальный состав. Сельский и городской быт. Православная церковь.

1

33 неделя

Культура России во второй половине XIXв. (3 часа + 1 час региональный компонент)

67

Наука во второй половине XIXв. Искусство.

1

34 неделя

68

Контрольная работа на тему - "Россия в XVIII-XIX веках".

1

34 неделя

69

Анализ к/р.

Повторение изученного материала: Россия  с древнейших времен до XIX века.

1

35 неделя

70

Итоговое повторение курса Истории Татарстана.

35 неделя

Лист изменений в тематическом планировании

записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам.

директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...