" Кто он: Емельян Пугачёв? Отвечает история и литература"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Интегрированный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt.docx49.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Емельян Пугачев – историческая личность и литературный образ» 

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с причинами, характером крестьянского восстания (1773-1775гг) под предводительством Емельяна Пугачева. Сопоставить реальную личность Емельяна Пугачева и его художественный образ в повести «Капитанская дочка».

2. Развивать познавательный интерес к эпохе второй половины XVIII века через изучение исторических документов, связанных с пугачевским восстанием, и анализ образа Пугачева в повести Пушкина «Капитанская дочка».

3. Способствовать пониманию таких  нравственных категорий, как «честь», «чувство долга», «верность своему слову», «благородство», «милосердие». Воспитывать патриотизм, любовь к истории русского народа, к художественной литературе.

                                         Ход урока:

Учитель истории: Наше время с его бурно протекающими изменениями и острыми конфликтами как бы заново открывает ту простую истину, что человек живет историей, что все происходящее с ним уходит корнями в прошлое и имеет продолжение в будущем. Оглядываясь назад, история воссоздает уже ушедший мир, возрождая его для новой жизни в наших мыслях и воображении. История – это постоянная перекличка эпох. 

Есть в истории и литературе образы, которые вызывают споры и толки, так как их нельзя нарисовать одной краской, нельзя однозначно определить их значение и роль в истории. К таким фигурам относится и Емельян Пугачев. 

Сегодняшний урок посвящен Емельяну Пугачеву, человеку-легенде, человеку-загадке. Эта личность всегда особенно интересовала и историков, и государственных деятелей, и писателей, и художников.

 Представители разных эпох пытались определить, кем являлся в истории России Емельян Пугачев, чем его литературный образ отличается от реального.

Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Роман Пушкина «Капитанская дочка» зовет нас в далекий 18 век. 

Итак, вторая половина 18-го века – время царствования Екатерины II – эпоха неоднозначная. Это был век блестящих побед русской армии, век расцвета культуры и укрепления абсолютизма, век государственных переворотов. Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и чем большие изменения происходили, тем острее вставал вопрос о крепостном праве.

-Сейчас нам Лаптев А. представит историческую справку об эпохе.

 Лаптев А. - презентация:  
ХVIII век – век царствования Екатерины II. В 1745 году она вышла замуж за наследника российского престола, великого князя Петра Федоровича. В 1762 году пришла к власти, свергнув с престола  своего мужа Петра III. Екатерина решительна, умна и образованна, ее часто называют продолжательницей Петра Великого. Екатерина II выбирала политику, отвечающую задачам развития страны, придавала большое значение законодательству, считая, что законы создаются «для воспитания граждан». Однако тяжесть налогов, бесправие отражались на крестьянах, их можно было продавать, наказывать без суда. Бесправие и нищета толкали крестьян на бунты, которые жестоко подавлялись .Происходившие изменения в жизни России все отчетливее и неизбежнее приводили к началу крестьянской войны. Выясним, какие это изменения?

Обратимся к слайдам и историческим фрагментам:

Слайд с изображением дворянского поместья;

Слайд с изображением крестьянской избы: обратите внимание на контрастность в условиях жизни крестьян и феодалов.

3,4,5 слайды – наказание крестьян.

Указ первого года правления Екатерины II — «Жалованная грамота дворянству» — предоставил дворянам полную свободу от военной и гражданской службы. Дальнейшие указы власти: о запрете крестьянам жаловаться на помещика, о праве ссылать крепостных в Сибирь и отправлять на каторжные работы — окончательно низвели крестьян на положение рабов.

Указ первого года правления Екатерины II – «Жалованная грамота дворянству». Согласно императорскому указу дворянство было освобождено от военной и государственной службы, до того считавшейся обязательной. Теперь помещики в любое время могли уволиться со службы и  уйти в отставку. По этому указу в угоду помещикам крепостные крестьяне были изведены до положения рабов. Им представлялось право ссылать крестьян в Сибирь, отправлять их на каторжные работы. Крестьянам категорически запрещалось жаловаться на своих господ. Помещики торговали крестьянами /№6/, детей разлучали с родителями, мужей с женами. Крестьян не только подавали, но и меняли на борзых собак, породистых скакунов, проигрывали в карты, дарили. Безмерны были истязания, которым подвергали крестьян помещики. Дворянка Дарья Салтыкова / «Салтычиха»/ замучила до смерти десятки  крестьян, самыми жестокими, изуверскими пытками и издевательствами /№7/. Произвол помещиков достиг крайних пределов. Каплей, переполнившей чашу терпения народа, явилась крестьянская война, возглавленная донским казаком Емельяном Пугачевым.


Учитель истории: Очень многие художники не могли оставаться равнодушными и неоднократно изображали предводителя восстания. Сегодня мы расскажем вам историю одного портрета и представит нам её Табачкова К. -Ребята, на столах у вас лежат сравнительные таблицы. Ваша задача по ходу нашего урока их заполнять

Сравнительная таблица «Характеристика Е. Пугачёва – реальной личности и литературного персонажа»


Е. Пугачёв в истории

Образ Е. Пугачёва в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Примечания

Портрет Е. Пугачёва:

Поступки Е. Пугачёва:

Ореол Е. Пугачёва:

Портрет Е. Пугачёва:

Поступки Е. Пугачёва:

Ореол Е. Пугачёва:

 

Табачкова К.: Обратите внимание на портрет, выполненный неизвестным художником 21 сентября 1773 г. в Илецком городке, недалеко от Оренбурга, как раз в самом начале крестьянской войны 1773-1775 гг. Он хранится в Историческом музее Москвы. Сравнительно недавно реставраторы обнаружили, что портрет Емельяна Пугачёва написан поверх какого-то другого портрета. Когда же частично был снят наружный красочный слой, то оказалось, что он написан на холсте, изображавшем императрицу Екатерину II в декольтированном платье, с орденской лентой и бриллиантовой звездой. Пытаясь восстановить историю этого «двойного» портрета, писательница О. Чайковская отмечала: «Легко представить себе, что этот большой царский портрет висел в каком-нибудь официальном учреждении, сюда ворвались восставшие, сорвали его со стены, в нескольких местах проткнули чем-то острым, но потом кто-то сообразил, что такому добротному холсту грех пропадать и поверх портрета царицы решили написать портрет вождя восстания, мужицкого царя. Холст зачинили (следы починки видны, обрезали по краям – и он стал основой для единственного подлинного портрета Е. Пугачёва (если не считать того, где Пугачёв изображён уже пленным, в цепях).

-Послушайте, как описывают внешность его современники: Рост его небольшой, лицо имеет смуглое и сухощавое, нос с горбом, левый глаз щурит и часто им мигает. Волосы на голове черные, борода черная же, но с небольшой сединою.

Лицо имеет он смуглое, но чистое, глаза острые и взор страховитый; борода и волосы на голове черные, рост его средний или меньше; в плечах хотя и широк, но в пояснице очень тонок.
- заполняем таблицу

Вопросы по портрету:

-Во что одет?

-Какое выражение лица, глаз?

Предположите, какой характер у этого человека?(Портрет Е. Пугачёва) 
Тёмная накидка, меховая шапка, строгое и серьёзное выражение лица, большие тёмные глаза под напряжённо сдвинутыми бровями устремлены в одну точку, губы крепко сжаты. Пугачёву около 30 лет, но выглядит он старше. Художнику удалось передать сильный грозный характер.)

Учитель истории: Но вот мы с вами и подошли к личности Пугачёва, очень  непростой, загадочной, притягивающей и отталкивающей одновременно.http://lomonpansion.ru/img/clip_image002_0029.jpg

  Итак, Тимур основываясь на материале исторических источников,  представит нам биографию Е Пугачёва и  как он стал предводителем Крестьянской войны.

Пугачёв биография (Исмаилов Тимур)

Емельян Иванович Пугачёв — донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773-1775 годов.
Емельян Пугачев родился в 1742 году, в станице Зимовейская-на-Дону. Юношей он помогал отцу обрабатывать  пашню. В 1759 Емельян Пугачёв вступил на военную службу казаком, принимал участие в Семилетней войне, где приобрёл богатый боевой опыт. Особенно он знал артиллерийское дело. В 1764 в составе своего полка находился в Польше, в 1769-1770 воевал с турками и получил чин хорунжего.

Смелый, инициативный, умный, Пугачев повсюду в России сталкивался с народным горем нуждой, произволом помещиков. Он говорил: «не мог я вытерпеть притеснений народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения».

Вернувшись по болезни на Дон, в 1772 отправился бродяжничать, находился в среде терских казаков, за Кубанью у казаков-некрасовцев, в Польше, жил среди старообрядцев под Черниговым, Гомелем, на реке Иргизе. Несколько раз попадал под арест, но совершал побеги. 

Сам бунт

В очередной раз в мае 1773 года Емельян Пугачев бежал из казанской тюрьмы на реку Яик, где среди проживавших там казаков объявил себя императором Петром Федоровичем, спасшимся чудесным образом от убийц, подосланных неверной женой. 17 сентября от его имени был прочитан первый манифест о начале восстания, ядром которого стали яицкие казаки-старообрядцы. Затем к ним присоединились отряды башкир,татар, казахов и других народов Поволжья, уральские работные люди, а также крестьяне, составлявшие большинство на последнем этапе восстания. Многочисленные отряды повстанцев действовали на огромной территории от Урала до Волги.(сделать слайд карты восстания). Сам Пугачев первоначально осадил Оренбург, но после поражения от правительственных войск у Татищевой крепости 22 ноября 1774 года  его главные силы отступили в горнозаводской Урал. Оттуда он двинулся на Волгу и взял Казань. Пугачевцы находились там всего один день, но успели в пьяной вакханалии разграбить и сжечь город. Победители издевались над  женщинами, убивали не только мужчин, но и стариков и детей. Одно имя Пугачева вызывало неподдельный страх среди населения. Императрица Екатерина II объявила себя казанской помещицей в знак солидарности с пострадавшим дворянством этой губернии.

С Урала армия Пугачева, теснимая царскими войсками, направилась к Волге. В июле 1774 года городская беднота и крепостные слуги господ с нетерпением ожидали его прихода. Правительственные войска поспешили под Казань. Здесь Пугачеву нанесли жестокое поражение. К лету 1774 года относятся самые замечательные указы Пугачева. Они были адресованы крестьянам и возвещали об освобождении их от крепостной воли. Дворяне объявлялись вне закона и т.д. /слайд/. Эти приказы имели сильное воздействие, в них была сконцентрирована вся ненависть народная к своим поработителям.

        Двигаться на Москву Пугачев не стал, он повел свое войско на юг. Следом шли правительственные войска. Близь Черного Яра на волге произошло кровопролитное сражение. Войско Пугачева было разбито. Сам он в результате заговора зажиточных казаков был схвачен царскими войсками. Закованного в кандалы Емельяна Пугачев посадили в железную клетку и привезли в Москву

- Почему же казаки поверили Пугачеву? Ведь праведным в глазах народа выглядел тот монарх, который был, во-первых, законным, во-вторых, справедливым, в-третьих, благочестивым.

Ученики. Он был представителем народа.

Суд и казнь

        Доставленный в Москву в клетке в распоряжение следственной комиссии мятежный вождь был приговорен судом к четвертованию и казнен с несколькими своими сподвижниками 10 января 1775 года на Болотной площади. По рассказам современников (переданных, в частности в пушкинской «Истории Пугачёва»), палач имел тайное указание от Екатерины II сократить мучения осуждённых, и Пугачёву с Перфильевым сначала отсекли головы и лишь потом четвертовали. Стоя на эшафоте, Пугачёв крестился на соборы, кланялся на все стороны и говорил: «Прости, народ православный, отпусти мне, в чём я согрубил перед тобой… прости, народ православный!» Через несколько минут отрубленная палачом голова была показана народу и оказалась на спице, остальные части тела — на колесе. Казнь Перфильева была последним официальным четвертованием в России.

Из всего мною сказанного подведём итог:

Крестьянская война 1773-1775 гг. стала самым массовым стихийным народным выступлением в России. Емельян Пугачев серьезно напугал российские правящие круги. Еще в ходе восстания по приказу правительства был сожжен дом, в котором жил Пугачев, а позднее его родная станица Зимовейская перенесена на другое место и названа Потемкинской. Река Яик, первый очаг неповиновения и эпицентр повстанцев, была переименована в Урал, а яицкое казачество стало называться уральским. Поддержавшее Пугачева казачье войско было расформировано и переселено на Терек. Беспокойную Запорожскую  Сечь, учитывая ее мятежные традиции, в 1775 году ликвидировали, не дожидаясь очередного выступления. Екатерина II повелела придать вечному забвению пугачевский бунт.

Мои вопросы к вам -Заполняем таблицу:

-Каковы его действия и поступки Пугачёва? (Назвался Петром III, собрал войско из казаков, грабил, казнил дворян, был предан  своими соратниками,  сдан властям, казнен)

Сравнительная таблица «Характеристика Е. Пугачёва – реальной личности и литературного персонажа»


Е. Пугачёв в истории

Образ Е. Пугачёва в повести А. С. Пушкина  «Капитанская дочка»

Примечания

Портрет Е. Пугачёва 
Тёмная накидка, меховая шапка, строгое и серьёзное выражение лица, большие тёмные глаза под напряжённо сдвинутыми бровями устремлены в одну точку, губы крепко сжаты. Пугачёву около 30 лет, но выглядит он старше. Художнику удалось передать сильный грозный характер.

 

 

Поступки Е. Пугачёва
Вышел из донских казаков, бродяжничал, назывался Петром 3, собрал войско из казаков, крестьян, работных людей, грабил, жёг дома, казнил дворян, был пойман и казнён

 

 

Ореол Е. Пугачёва
Ореол злодея, жестокого, коварного, непредсказуемого человека

 

 

Учитель истории

Пугачёв на страницах истории

Историки изображали крестьянское восстание 1773-1775гг как бунт «казака Пугачёва» и собранной им шайки воров и убийц». В официальных сообщениях и документах того времени Пугачёв характеризуется как вор, разбойник, убийца и самозванец.

- Давайте обратимся к историческим документам и посмотрим, как здесь характеризуется Е. Пугачёв. И начнём мы с А.С.Пушкина.

Пушкин был не только гениальным поэтом и прозаиком, но и тонким историком, стоящим на уровне передовой русской и западноевропейской науки 20—30-х годов XIX столетия, а в некоторых отношениях даже опередившим ее и предвосхитившим достижения будущей историографии. Ни по знаниям, ни по технике источниковедческой работы он не уступал крупнейшим русским историкам своего времени. Емельян Пугачев – личность непростая, притягивающая и отталкивающая одновременно.

Пушкин интересовался личностью Пугачева и как историк, и как литератор.  Он изучает архивные документы о пугачевском восстании, выезжает в те губернии, где произошли главные события пугачевского бунта, беседует с очевидцами, современниками Пугачева, объезжает окрестные города, осматривает места сражений. Расспрашивает, записывает.

Он был первым исследователем личности Емельяна Пугачева и написал в 1834году «Историю Пугачевского бунта», а в 1836 году повесть «Капитанская дочка», посвященную событиям конца 18 века.

Чтобы понять, какими были Пугачёв и его сподвижники, прочитайте отрывок из «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина, где говорится о лагере пугачёвцев, который находился в Бердской слободе.

“Бердская слобода была вертепом убийств и распутства. Лагерь полон был офицерских жён и дочерей, отданных на поруганье разбойникам. Овраги около Берды были завалены трупами расстрелянных, удавленных, четвертованных страдальцев. Шайки разбойников устремлялись во все стороны, пьянствуя по селениям, грабя казну и достояние дворян, но не касаясь крестьянской собственности”.

Какими показаны здесь пугачёвцы? (жестокими насильниками и убийцами, грабителями) – запись в таблицу!!!

И ещё один отрывок из «Истории Пугачёва» А.С.Пушкина о судьбе дочери коменданта крепости Татищевой Елизаветы Харловой.

“Наконец мятежники ворвались в дымящиеся развалины [крепость Татищеву]. Начальники были захвачены. Билову отсекли голову. С Елагина, человека тучного, содрали кожу; злодеи вынули из него сало и мазали им свои раны. Жену его изрубили. Дочь его, накануне овдовевшая Харлова приведена была к победителю, распоряжавшемуся казнию её родителей. Пугачёв был поражён её красотой и взял несчастную к себе в наложницы, пощадив для неё семилетнего брата

Впоследствии Харлова и семилетний брат её были расстреляны. Тела их, брошенные в кусты, оставались долго в том же положении”.

- Оценка Пугачевского бунта  Пушкиным - историком резко негативная.

(Эпизод из к-ф «Русский бунт» А. Прошкина) 1.39.27- 1.40.27

 Он не только против бунта – «бессмысленного и беспощадного», но и не лестного мнения о самой личности Пугачева (называет его звероподобным).

-Обратите внимание на доску, как говорили современники о Пугачёве, прочитайте:


Например, русский писатель, драматург  А.П.Сумароков говорит о Пугачёве исключительно так: «изменник, невежда», «злодей и изверг». 

Пугачёв - изверг, вне законов рождённый, ибо в естестве его не было и малейшей меры добра, того благого начала, той духовной части, которые разумное творение отличают.
                                                 Броневский В.Б.(военный писатель)

«Известный самозванец и бунтовщик Пугачев… произвел в обоих городах подобные своему зверству над обывателями, чиновниками и помещиками, им захваченными или приводимыми к нему взбунтовавшимися крестьянами, варварства… а также доставляемых новокрещенными татарами и чувашами священников и церковников убивал!..» Только в одном Алатырском уезде было убито 250 человек.
Генерал-губернатор Нижегородской губернии А. Ступишин (1773-1783).

Учитель истории.Давайте обратимся к  Указу Пугачева от 31 июля 1774 г.
На столах у учащихся лежит Указ Е. Пугачева от 31 июля 1774 г., рабочие таблицы. Прочитайте его.
Учитель. Как называет себя Пугачев в Указе?
Ученики. Император.
Учитель. О каком качестве это говорит?
Ученики. О дерзости.
(Запись в таблицу.)
Учитель истории. Что обещает Пугачев народу? (Чтение выдержек из манифеста, записать в таблицу.)
— отмену крепостного права;
— отмену налогов, рекрутских наборов;
— дарует крестьянам землю, лесные угодья, соляные озера и т.д.
Учитель истории. Каковы планы Пугачева?
— захват престола в России;
– даровать свободу поддержавшим его крестьянам;
— наказать дворян;
— насладиться роскошью царской жизни.
О какой черте характера это говорит?
Ученики. Честолюбие, властолюбие. (Записать в таблицу.)
Учитель истории. Как Пугачев воплощает свои планы в жизнь?
— он собирает войско на Руси, к нему приходят обездоленные;
— у него хорошая армия, вооружение;
— проводит ряд удачных военных операций.
О каких чертах характера Пугачева это говорит?
Ученики. Талантливый военачальник. (Записать в таблицу.)
105).
Учитель истории. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после исследования исторических документов?
Ученики. Злодей.

Указ Пугачева

Божию милостию, мы Петр III, император и самодержец всероссийский: и протчая.
Объявляется во всенародное известие.
Жалуем сим имянным указом с монаршим и отеческим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и в подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короны и награждаем древним крестом и молитвою, головами и бородами, вольностию и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей, владением землями, лесными угодьями и соляными озерами без покупки и без оброку и освобождаем всех прежде чинимых от злодеев дворян и градцких мздоимцов-судей крестьянам и всему народу налагаемых податей и отягощениев.
... Повелеваем сим нашим имянным указом: кои прежде были дворяне в своих поместиях и вотчинах, оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами.
По истреблении которых противников и злодеев дворян, всякий может восчувствовать тишину и спокойную жизнь.
Дан июля 31 дня 1774 г.

 Подведение итогов

Учитель истории: 

 История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. 

Итак, мы с вами познакомились с реальной личностью Емельяна

. Основываясь на исторические факты, реальный Е. Пугачёв – жестокий, непредсказуемый человек.. Жестокий кровожадный  бунтовщик

Емельян Пугачёв – личность непростая, загадочная, притягивающая и отталкивающая одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и истории "Общая характеристика истории и литературы 20-го века"

План - конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе...

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Разработка конкурса знатоков истории и литературы. ИСТОРИЯ НАРОДА ПРИНАДЛЕЖИТ ПОЭТУ

Тема конкурса – история России в литературном творчестве Александра Сергеевича Пушкина и отражение исторических реалий в его литературных произведениях....

Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития русской литературы.

Презентация к вводному уроку литературы по теме "Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития п\русской литературы" для 9 класса....

Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"

В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...

Технологическая карта интегрированного урока истории, литературы и русского языка «Восстание под предводительством Емельяна Пугачева в истории и литературе» в соответствии с требованиями ФГОС ООО с использованием электронных образовательных ресурсов/2 уро

Технологическая карта интегрированного урока истории и литературы и русского языка Урок был проведен учителем литературы и истории и рассчитан на два академических часа по 40 минут. Учащиеся зара...