Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по истории составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897;
2.Закон «Об образовании в РФ»
3.Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ №4 г.Щигры Курской области»
4.Учебный план МБОУ «СОШ №4 г.Щигры Курской области»
Рабочая программа по истории разработана в соответствии со Стандартом, ООП ООО МБОУ «СОШ №4 г.Щигры, Курской области» и авторской программы по всеобщей истории для 5 – 9х классов А.А. Вигасина – О.С. Сороко-Цюпа (2011 г.) Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.Программа учебного курса «История России» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта, подготовленных Российским историческим обществом..Она ориентировано на работу с предметной линией учебников «История России» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»:
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.
Личностные результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
- познавательный интерес к прошлому своей страны
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
- уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
- уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
- следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- формирование коммуникативной компетентности;
- обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
- расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
- логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
- применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
- решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
- активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
- критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания;
- умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- знать имена выдающихся деятелей XX в., важнейшие факты их биографии;
- основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца 19-20 вв.;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Содержание учебного курса
Всеобщая история
Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.
Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, кандидат исторических наук; О. Ю. Стрелова, доктор педагогических наук
Данная программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «Новейшая история зарубежных стран» для 9 класса общеобразовательных учреждений и отражает особенности структуры и содержания одноименного школьного учебника, авторы О. С. Сороко-Цюпа и А. О. Сороко-Цюпа (Просвещение, 2006).
РАЗДЕЛ I. Новейшая история. Первая половина XX века.
Мир в начале XX в. - предпосылки глобальных конфликтов. Новая индустриальная эпоха, ее основные характеристики. Вторая промышленно-технологическая революция как основа важнейших перемен в экономическом развитии ведущих стран Европы и США. Индустриальное общество в начале XX в.: главные векторы исторического развития и черты социальной жизни. Страны мира в новую индустриальную эпоху: лидеры и догоняющие. Особенности модернизации в начале XX в. Усиление регулирующей роли государства в экономике. Причины и формы вмешательства государства в экономическую жизнь в начале XX в. Социальный реформизм как один из основных элементов государственной политики индустриально развитых стран. Социальные реформы и милитаризация как два альтернативных пути реализации накопленного передовыми странами экономического потенциала в первой трети XX в.
Предпосылки формирования в начале XX в. единого мирового хозяйства и его последствия. Неравномерность экономического развития как характерная черта эпохи. Новое соотношение сил и обострение конкуренции между индустриальными странами.
Основные направления демократизации социально-политической жизни в начале XX в. Политические партии и главные идеологические направления партийной борьбы: консерватизм, либерализм, социализм, марксизм. Социалистическое движение в начале XX в.: внутренние разногласия, эволюция социал-демократии в сторону социал-реформизма. Либералы у власти. Рабочее движение в новую индустриальную эпоху.
Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира между главными колониальными державами в начале XX в. и борьба за передел колоний и сфер влияния. Нарастание противоречий и образование новых военно-политических союзов. Раскол великих держав на два противоборствующих блока - Тройственный союз и Антанту. Гонка вооружений. Рост националистических настроений в европейском обществе.
Первая мировая война. Последствия войны: революции и распад империй. Июльский (1914 г.) кризис, повод и причины Первой мировой войны. Цели и планы участников. Характер войны. Основные фронты, этапы и сражения Первой мировой войны. Изменение состава участников двух противоборствующих коалиций: Четверной союз и Антанта. Человек и общество в условиях войны. Масштабы человеческих потерь, социальных потрясений и разрушений: Первая мировая война как самая кровавая и разрушительная за всю историю человечества.
Парижская мирная конференция (1919 г.): надежды и планы участников. Новая карта Европы по Версальскому мирному договору. Идея Лиги Наций как гаранта сохранения мира и разоружения. Вашингтонская конференция (1921 -1922 гг.), договоры колониальных держав. Оформление Версальско-Вашингтонской системы послевоенного мира и ее противоречия. Новое соотношение сил между великими державами. Причины неустойчивости новой системы международных отношений.
Социальные последствия Первой мировой войны. Формирование массового общества. Демократизация общественной жизни (всеобщее избирательное право). Изменения в расстановке политических сил в странах Европы. Новая роль социал-демократии в политической системе. Раскол в рабочем и социалистическом движении: образование леворадикальных сил - коммунистических партий. Активизация праворадикальных сил - образование и расширение влияния фашистских партий. Революции, распад империй и образование новых государств как политический результат Первой мировой войны.
Развитие международных отношений в 1920-е гг. Эра пацифизма и пацифистские движения 1920-х гг. Особенности развития стран Европы и Страны Европы и США в 20-е годы. США в 1920-е гг. Экономический бум и торжество консерватизма в США, политическая нестабильность и трудности послевоенного восстановления в Европе. План Дауэса и перемещение экономического центра капиталистического мира в США. Эпоха зрелого индустриального общества.
Причины экономического кризиса 1929-1933 гг. и его масштабы. Великая депрессия: социально-психологические последствия мирового экономического кризиса. Проблема соотношения рынка и государственного регулирования. Два альтернативных пути выхода из кризиса и их реализация в странах Европы и США. Либерально-демократическая модель - социальные реформы и государственное регулирование. Тоталитарный и авторитарный режимы, главные черты и особенности. Причины наступления тоталитаризма и авторитаризма в 20-30.-е гг. XX в.
США и демократические страны Европы в 1930-е гг.Особенности экономического кризиса в США. Кризис традиционного либерализма. Ф. Рузвельт - политик новой индустриальной эпохи. «Новый курс» Ф. Рузвельта: его экономические и социальные приоритеты. Начало социально-ориентированного этапа развития современного капиталистического государства как главный исторический итог «нового курса» Ф. Рузвельта. Внешняя политика США в 1930-е гг.
Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. Британская и французская модели борьбы с экономическим кризисом и социальными проблемами.
Внешняя политика Великобритании в 1930-е гг. Народный фронт (1936-1939 гг.) во Франции. Историческое значение либерально-демократической модели преодоления кризисных явлений в экономике и социальной сфере.
Тоталитарные режимы в 1930-е гг: Италия, Германия, Испания. Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы как путь выхода из экономического кризиса, решения социальных проблем и реализации внешней экспансии. Италия в 1920-1930-е гг. Политические и социально-экономические предпосылки утверждения тоталитарной диктатуры фашистской партии. Особенности итальянского фашизма.
Кризис Веймарской республики в Германии. Политическая нестабильность и обострение социальных проблем в условиях мирового экономического кризиса. Нацистская партия на пути к власти. Идеология национал-социализма: предпосылки формирования, основные идеи, пропаганда. Условия утверждения тоталитарной диктатуры в Германии. Этапы установления фашистского режима (1933 - 1939 гг.). Роль нацистской партии и фашистского государства в экономической, общественно-политической и культурной жизни страны. Милитаризация и подготовка к войне. Особенности германского фашизма. Внешняя политика Германии в 1930-е гг.
Испания в годы мирового экономического кризиса. Революция 1931 г. и свержение монархии. Глубокий раскол в испанском обществе: левый и правый лагерь. Непримиримые противоречия среди левых сил. Народный фронт. Гражданская война в Испании (1936-1939 гг.). Предпосылки образования военно-авторитарной диктатуры. Особенности испанского фашизма.
Международное положение СССР в 1930-е гг. - конец эры пацифизма. Крах Версальско-Вашингтонской системы: причины, этапы, инициаторы. Агрессивные действия Германии, Италии, Японии в 1930-е гг. Несостоятельность Лиги Наций как организации, способной противостоять государствам-агрессорам. Причины и сущность политики умиротворения агрессоров со стороны ведущих стран Европы и политики нейтралитета США. Военно-политический блок Берлин - Рим - Токио (1937 г.), Мюнхенский сговор (1938 г.). Советско-германские договоры (1939 г.) и секретные соглашения к ним. Провал идеи коллективной безопасности.
Восток и Латинская Америка в первой половине ХХ века. Географические и политические параметры понятия «Восток». Положение в странах Востока в первой половине XX в. Культурно-цивилизационные особенности и проблемы модернизации в условиях формирования единого мирового хозяйства. Способы осуществления модернизации: реформы или революции. Проблема синтеза традиций и модернизации в странах Востока. Возможные пути модернизации стран Востока на примере Японии, Китая и Индии.
Культурно-цивилизационное своеобразие латиноамериканского общества. Особенности социально-экономического и политического развития латиноамериканских стран в первой половине XX в. Факторы, способствовавшие и препятствовавшие модернизации в странах Латинской Америки.
Вторая мировая война. Причины и характер Второй мировой войны (1939-1945 гг.). Периодизация, фронты, участники. Начало войны. Основные военные операции в 1939 - июне 1941 г. Подготовка Германией плана нападения на СССР. Великая Отечественная война как составная часть Второй мировой войны. Роль Восточного фронта в победе над фашизмом. Военные действия в Северной Африке, в Азии и на Тихом океане в 1941 - 1944 гг.
Нацистский «новый порядок» в оккупированных странах. Геноцид. Движение Сопротивления и его герои.
Создание антигитлеровской коалиции и ее роль в разгроме фашизма. Проблема открытия второго фронта. Конференции глав государств-участников антигитлеровской коалиции (Тегеран. 1943 г.; Ялта и Потсдам. 1945 г.), решения о координации военных действий и послевоенном устройстве мира.
Особенности заключительного этапа Второй мировой войны (1944-1945 гг.). Освобождение Европы от фашизма. Капитуляция Германии. Военные действия на Тихом океане (1944 г.) и разгром Квантунской армии (август 1945 г.). Капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Роль СССР в победе над фашизмом. Цена победы для человечества.
Послевоенная карта Европы и геополитическая ситуация в мире во второй половине 1940-х гг. Утверждение решающей роли двух сверхдержав СССР и США. Мирное урегулирование в отношении Германии. Оккупация Германии, образование двух германских государств. Сепаратный договор с Японией. Образование ООН. Устав ООН. Нюрнбергский (1945-1946 гг.) процесс над главными военными преступниками. Преступления против человечности.
РАЗДЕЛ II. Новейшая история. Вторая половина XX -начало ХХI в.
Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война». Предпосылки превращения послевоенного мира в двухполюсный (биполярный). Причины и главные черты «холодной войны».
Идеологическое противостояние. «Железный занавес» как символ раскола Европы и мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Гонка вооружений и создание военно-политических блоков (НАТО и ОВД) как проявление соперничества двух сверхдержав - СССР и США. Ядерное оружие - равновесие страха и сдерживающий фактор от прямого военного столкновения.
Послевоенное экономическое развитие. Особенности послевоенного экономического восстановления стран Западной Европы. План Маршалла. Факторы, обусловившие экономический подъем в странах Запада в 1945-1970-е гг. Стабилизация международной валютной системы. Либерализация мировой торговли. Экономическая интеграция в Западной Европе и Северной Америке: общее и особенное. Смешанная экономика как сочетание государственной собственности и регулирования с поощрением частнопредпринимательской инициативы. Государство благосостояния, его основные характеристики. Противоречия экстенсивного типа производства. Завершающая фаза зрелого индустриального общества, ее атрибуты и символы.
Причины экономического кризиса 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. Новый этап научно-технической революции. Предпосылки перехода к постиндустриальному (информационному) обществу, его важнейшие признаки. Изменения в структуре занятости. Информация и знание как важнейшие факторы производства. Роль науки и образования в информационном обществе. Три этапа социально-экономической политики ведущих капиталистических стран Запада в 1970-1990-е гг.: либерально-реформистский, социал-реформистский, консервативно-реформистский. Противоречия социально-экономического развития современных стран в конце XX - начале XXI в. в условиях глобализации и соперничества трех центров современной мировой экономики (США, Европейский союз, Япония).
Послевоенное политическое развитие. Гражданское общество. Главные идейно-политические направления партийной борьбы во второй половине XX в.: консерватизм, либерализм, а также социалистическое и коммунистическое течения. Изменения в партийно-политической расстановке сил в странах Запада во второй половине XX в. Появление в лагере консервативных сил христианско-демократических партий. Подъем и крах коммунистических партий и международного коммунистического движения. Последовательное увеличение влияния социал-демократов и переход на платформу умеренного реформизма. Факторы возрождения правых экстремистских группировок и партий во второй половине XX в. Неофашизм. Крайности современных националистических движений. Демократизация как вектор исторического развития во второй половине XX - начале XXI в.
Причины появления новых социальных движений и расширения влияния гражданского общества во второй половине XX - начале XXI в. Новые социальные движения в мире: антивоенное движение, новое левое движение молодежи и студентов, экологические, феминистское и этнические движения, культурные связи, группы взаимопомощи и др. Процесс формирования гражданского общества и отражение в нем противоречий перехода к постиндустриальному обществу. Новые социальные движения как движения гражданских инициатив.
США во второй половине ХХ века. Предпосылки превращения США в центр мировой политики после окончания Второй мировой войны. Принципы внутренней и внешней политики США в 1945-1990-е гг. Отражение в политической истории США общих тенденций развития ведущих стран Запада. Демократы и республиканцы у власти. США - сверхдержава в конце XX - начале XXI в.
Великобритания и Франция во второй половине 20-го в. Великобритания. «Политический маятник» 1950-1990-х гг.: лейбористы и консерваторы у власти. Социально-экономическое развитие Великобритании. М. Тэтчер - «консервативная революция». Э. Блэр - политика «третьего пути». Эволюция лейбористской партии. Приоритеты внешней политики Великобритании.
Франция. Социально-экономическая и политическая история Франции во второй половине XX в. От многопартийности к режиму личной власти генерала де Голля. Идея «величия Франции» де Голля и ее реализация. Социальные волнения 1968 г. и отставка генерала. Попытка «левого эксперимента» в начале 1980-х гг. Практика сосуществования левых и правых сил у власти - опыт Ф. Миттерана и Ж. Ширака. Внешняя политика Франции. Париж - инициатор европейской интеграции.
Италия и Германия во второй половине 20-го в. Италия. Провозглашение республики. Политическая нестабильность как особенность итальянской партийно-политической системы во второй половине XX в. Реформа избирательной системы. Развал прежних партий и формирование двух блоков: правых и левых сил. Особенности социально-экономического развития Италии.
Германия. Три периода истории Германии во второй половине XX в.: оккупационный режим (1945-1949 гг.), сосуществование ФРГ и ГДР (1949-1990-е гг.), объединенная Германия (с 1990 г.- ФРГ). Историческое соревнование двух социально-экономических и политических систем в лице двух германских государств и его итоги. «Социальное рыночное хозяйство» в ФРГ и создание основ тоталитарного социализма в ГДР. Падение Берлинской стены. Объединение Германии. Социально-экономические и политические проблемы объединенной Германии.
Страны Восточной Европы во второй половине 20-го в. Восточноевропейские страны. Географические и политические параметры понятия «Восточная Европа». Принципы формирования мировой социалистической системы (социалистический лагерь).
Общее и особенное в строительстве социализма в восточноевропейских странах. Утверждение основ тоталитарного социализма, нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере. Политические кризисы в Восточной Германии (1935 г.), в Польше и Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.). Революции 1989-1990-х гг. в странах Восточной Европы и ликвидация основ тоталитарного социализма. Основные направления преобразований в бывших странах социалистического лагеря, их итоги на рубеже XX-XXI вв.
Латинская Америка и Африка во второй половине 20-го в.Страны Азии и Африки в современном мире. Деколонизация. Проблемы выбора путей развития и модернизации общества в освободившихся странах Азии и Африки. Культурно-цивилизационные особенности развития Азиатско-Тихоокеанского региона, индо-буддийско-мусульманского региона в 1970-1990-е гг. Основные модели взаимодействия внешних влияний и исламских традиций в мусульманском мире. Противоречивые итоги социально-экономического и политического развития стран Африки, Азии к концу XX в. Место стран Азии и Африки в системе международных отношений.
Страны Азии: Япония, Китай и Индия в современном мире. Япония. Основные направления реформирования послевоенной Японии и их итоги. Факторы, обусловившие «японское экономическое чудо» во второй половине XX в.
Китай. Гражданская война (1946-1949 гг.) и провозглашение КНР. Восстановление национальной экономики в 1949-1957 гг. «Большой скачок» и его результаты. Мао Цзэдун. Культурная революция 1966-1976 гг. Начало реформ в Китае в 1978 г. Ден Сяопин. Особенности китайской модели реформирования экономики в кон¬це XX в.
Индия. Пути реформирования индийского общества во второй половине XX в. Внешняя политика Индии, ее роль в современном мире.
Латинская Америка. Особенности индустриализации и ее влияние на социально-экономическое развитие стран Латинской Америки во второй половине XX в. Варианты модернизации в странах Латинской Америки. Региональная экономическая интеграция. Демократизация в латиноамериканских странах - тенденция в конце XX - начале XXI в.
Культура XX века. Культура в первой половине XX в. Революция в естествознании и новая картина мироздания в начале XX в. Кризис рационализма, интерес к проблемам бессознательного и иррационального. Науки об обществе в начале XX в.
Новая художественная система - от модернизма и авангардизма начала XX в. до постмодернизма конца XX - начала XXI в.
Новые идеи и направления в художественной культуре в начале XX в. Стиль модерн (художественные направления - импрессионизм, постимпрессионизм, символизм и др.). Авангард (художественные направления - абстракционизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм и др.). Архитектура стиля модерн. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.
Символизм в музыке (Р. Вагнер), в литературе (Ш. Бодлер, П. Верлен, С. Маларме), в изобразительном искусстве (О. Бердслей, П. Де Шаванн, Г. Климт, А. Беклин).
Литература критического реализма. Новая драматургия в начале века (Г. Ибсен, А. Чехов, Г. Гауптман). Литература «потерянного поколения» (Э. Хемингуэй, Д. Дос Пасос, Э.-М. Ремарк). Литература авангарда (Д. Джойс, Ф. Кафка, М. Пруст). Антиутопии в литературе (Е. Замятин, А. Платонов, О. Хаксли, Дж. Оруэлл).
Кинематограф в начале XX в. как новый вид массового искусства. Кумиры начала XX в. (Андре Дид, Макс Линдер, Чарлз Чаплин). Наступление тоталитаризма в 1930-е гг. Эмиграция научной и культурной элиты. Нью-Йорк - новый художественный центр мира. Наука и искусство в тоталитарном обществе. Наука на службе войны, искусство на службе у пропаганды.
Культура во второй половине XX в. Научно-техническая революция. Достижения и проблемы. Формирование постиндустриального (информационного) общества. Роль науки, знаний информации и образования в современном мире. Революционное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Персональный компьютер. Интернет.
Новые философские направления: от экзистенциализма до постмодернизма (М. Фуко, Ж- Деррида). Осмысление проблем информационного общества.
Литература второй половины XX в. Антифашистская литература. Философская литература (Т. Манн). Литература экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, А. Камю), авангарда (Э. Ионеско), магического реализма латиноамериканских писателей (X. Борхес, Г. Маркес), постмодернизма (У. Эко. «Имя розы», М. Павич. «Хазарский словарь», П. Коэльо. «Алхимик»),
Изобразительное искусство во второй половине XX в. Нью-Йоркская (1945-1960 гг.) и европейская (1945-1960 гг.) художественные школы. Новые художественные направления (поп-арт, гиперреализм, концептуализм и др.). Постмодернизм в архитектуре.
Кинематограф второй половины XX в. Направления и жанры. США - главный поставщик массовой кинематографической продукции. Музыкально-коммерческая индустрия (шоу-бизнес), рок-и поп-музыка. Роль средств массовой информации. Массовая культура и элитарное искусство. Двойственная роль массового.
Международные отношения. Глобализация. Международные отношения в условиях биполярного мира. Карибский кризис (1962 г.) и его значение при переходе от конфронтации к переговорам. Гонка вооружений и проблема разоружения. Напряженность и разрядка в международных отношениях. Окончание «холодной войны», крах социализма и распад СССР, превращение США в единственную сверхдержаву. Расширение НАТО на Восток и превращение ее в глобальную силовую структуру. Роль ООН в современном мире. Региональная интеграция в мире: американский и европейский варианты. Образование Европейского союза и его расширение на Восток. Угроза международного терроризма. Российско-американские отношения в конце XX - начале XXI в.
Глобализация как явление современного мира, ее основные компоненты. Предпосылки глобализации и ее противоречия. Глобализация в сфере финансов, производства и мировой торговли, ее социально-экономические последствия. Роль государства в условиях глобализации. Формирование глобального информационного и культурного пространства: проблемы и перспективы. Глобальные проблемы современности, пути их решения.
Содержание тем учебного предмета История России.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» А.А. Данилова, О.Н. Журавлевой, И.Е. Барыкиной. Предметная линия учебников «История России» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова под редакцией А.В. Торкунова в основной школе (6-9 классы). – М.: Просвещение, 2016;
Введение. Россия в 19 веке.
Глава 1. Россия в первой четверти 19 века.
Внутренняя политика Александра 1 в1801-1806 гг. Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Переворот 11 марта 1801 г. и первые преобразования. Александр 1 и его окружение. Проект Ф. Лагарпа. Создание министерств. Негласный комитет. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике.
Россия в международных отношениях начала 19 века. Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в третьей и четвёртой антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М.М. Сперанского. Личность реформатора. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Причины свёртывания либеральных реформ. Отставка Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 года. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Тарутинский манёвр. Патриотический подъём народа. Герои войны (М. И. Кутузов, П. И. Багратион. Н. Н. Раевский, Д. В. Давыдов и др.). Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Причины победы России в Отечественной войне. Влияние войны 1812 г. на общественную мысль и национальное самосознание. Народная память о войне 1812 г.
Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813—1825 гг. Начало Заграничных походов, их цена. «Битва народов» под Лейпцигом. Разгром Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра 1. Россия и Америка. Россия — мировая держава.
Внутренняя политика Александра 1в 1815-1825 гг. Внутренняя политика в 1814—1825 гг. Причины изменения внутриполитического курса Александра 1. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. основные итоги внутренней политики Александра1.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 года. Экономический 1812—1815 гг. Аграрный проект А. А. Аракчеева. Проект крестьянской реформы д. А. Гурьева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре 1. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и общественные движения.
Династический кризис 1825 года. Выступление декабристов. Смерть Александра 1 и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и его значение. Восстание Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Российская империя в 1825—1855 гг.
Глава 2. Россия во второй четверти 19 века
Внутренняя политика Николая 1. Укрепление роли государственного аппарата. Усиление социальной базы самодержавия. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом (полицейский надзор, цензура).
Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями. 111 отделение царской канцелярии.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота, его Экономические и социальные последствия. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле.
Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос. Реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселёва. Рост городов.
Общественное движение в годы правления Николая 1. Особенности общественного движения 1830—1850-Х гг. Консервативное движение. Теория официальной народности (С. С. Уваров). Оппозиционная общественная мысль. Либеральное движение Западники (Т. Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин)
Славянофилы (И. С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, Ю. Ф. Самарин). Революционно- социалистические течения (А. И. Герцен, Н. П. Огарёв, В. Г. Белинский). Петрашевцы. Теория «общинного социализма.
Внешняя политика во второй четверти 19 века. Внешняя политика во второй четверти ХIХ в. Участие России в подавлении революционных движений в европейских странах. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия.
Крымская война 1853-1856 гг. Крымская война 1853— 1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов. В. А. Корнилов. В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги ВОЙНЫ.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. Развитие образования, его сословный характер. Научные открытия. Открытия в биологии И. А. Двигубского, И. Е. Дядьковского, К. М. Бэра. Н. И. Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия М. В. Остроградского и Н. И. Лобачевского. Вклад в развитие физики Б. С. Якоби и Э. Х. Ленца. А. А. Воскресенский, Н. Н. Зинин и развитие органической химии.
Русские первооткрыватели и путешественники. Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. дальневосточные экспедиции Г. И. Невельского и Е. В. Путятина. Русское географическое общество. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм).Литература. В. А. Жуковский. К. Ф. Рылеев. А. И. Одоевский. Золотой век русской поэзии. А. С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Критический реализм. Н. В. Гоголь. И. С. Тургенев. Д. В. Григорович, драматургические произведения А. Н. Островского. Театр. П. С. Мочалов. М. С. Щепкин. А. Е. Мартынов. Музыка. Становление русской национальной музыкальной школы. А. Е. Варламов. А. А. Алябьев. М. И. Глинка. А. С. Даргомыжский. Живопись. К. П. Брюллов. О. А. Кипренский. В. А. Тропинин. А. А. Иванов. П. А. Федотов. А. Г. Венецианов. Архитектура. Русский ампир. Ансамблевая застройка городов, А. Д. Захаров (здание Адмиралтейства). А. Н. Воронихин Казанский собор). К. И. Росси (Русский музей, ансамбль Дворцовой площади). О. И. Бове (Триумфальные ворота в Москве, реконструкции Театральной и Красной площадей). Русско-византийский стиль. К. А. Тон (храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата). Культура народов Российской империи и её вклад в мировую культуру. Взаимное обогащение культур.
Глава 3. Россия в эпоху Великих реформ
Отмена крепостного права в России. Необходимость и предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. ХIХ в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России. Отмена крепостного права. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич. Основные положения Крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Реформы местного самоуправления и суда. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 70—80-х гг. ХIХ в. «конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Итоги и последствия реформ 1860— 1870-х гг. Национальный вопрос в царствование Александра II. .Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «культурническая русификация» народов Поволжья.
Реформы в области образования и военного дела. Национальный вопрос в царствование Александра II. .Польское восстание 1863 г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Усиление русификаторской политики. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. «культурническая русификация» народов Поволжья.
Претворение реформ в жизнь. . Необходимость и предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. ХIХ в. Настроения в обществе. Личность Александра II. Начало правления Александра II. Смягчение политического режима. Либералы, радикалы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного промышленного производства, развитие торговли. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 50-х — начала 60-х гг. ХIХ в. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М. Н. Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н. Г. Чернышевский. Теоретики революционно народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия.
Зарождение революционного народничества. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия.
Революционное народничество второй половины 1860-х-начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина. «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Убийство Александра II и его последствия.
Внешняя политика Александра 2. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. причины, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. И. В. Гурко. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Глава 4. Россия в 1880-1890-е гг.
Начало царствования Александра 3. Личность Александра III . Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Консервативная корректировка реформ предыдущего царствования. Начало рабочего законодательства. Усиление репрессивной политики. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра 3. Общая характеристика экономической политики Александра III. деятельность Н. Х. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. Золотое десятилетие русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения русского крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.
Общественное движение в 1880-1890-е гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.
Внешняя политика Александра 3. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России. Политика России на Дальнем Востоке. Россия в международных отношениях конца ХIХ века.
Просвещение и наука во второй половине 19 века. Расцвет российской демократической культуры. Просвещение во второй половине ХIХ в. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук (А. Г. Столетов, д. И. Менделеев, И. М. Сеченов). Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Расширение издательского дела.
Литература и изобразительное искусство.
Критический реализм в литературе (Н. А. Некрасов, II, С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф.М. Достоевский). Развитие российской журналистки революционно-демократическая литература. Русское искусство.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество.
Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Могучая кучка и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Развитие и взаимовлияние культур народов России. Роль русской культуры в развитии мировой культуры.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
Глава 5. Россия в начале 20 века.
Россия и мир на рубеже 19-20 вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 вв
Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны 1 1894-1904 гг. Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. Социально-экономические П.А. Столыпина
Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. Серебряный век русской культуры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ
«Новейшая история зарубежных стран XX - начало XXI века».
№ | Название раздела | Кол-во часов | |
1 | Новейшая история. Первая половина XX века. | 17 | |
2 | Новейшая история. Вторая половина XX века - начало XXI века». | 17 | |
Итого: | 34 |
«История России»
№ п/п | Наименование разделов, глав. | Кол-во часов | Форма контроля | |
Теория | Практика | |||
Глава 1 | Россия в первой четверти 19 века. | 15 | тест | |
Глава 2 | Россия во второй четверти 19 века. | 11 | тест | |
Глава 3 | Россия в эпоху великих реформ. | 14 | тест | |
Глава 4 | Россия в 1880-1890-е гг. | 12 | тест | |
Глава 5 | Россия в начале 20 века. | 13 | ||
Повторение | 3 | |||
Итого: |
68 |
Материально-техническое обеспечение
Учебники: 1. История России. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в двух частях / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. Просвещение, 2018 год;
2.Сороко-Цюпа О.С. Новейшая история. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений, О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сокоро-Цюпа. М.: Просвещение, 2018 год;
- методических пособий:
1. Окороков, И. Н. Новейшая история, 9 кл. Часть II: поурочные планы по учебнику Сороко-Цюпы О. С, Сороко-Цюпы А. О. Новейшая история. 9 класс. - М.: Просвещение, 2016.
2. Арасланова О.В. И. Н. История России 9 кл. Часть II: поурочные разработки - М.: Просвещение, 2012.
3.Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 10 класс. Художественная культура второй половины XIX - начала XX века: пособие для учителя / под ред. Л. В. Пешиковой. - М.: ВЛАДОС, 2005.
4.Андреевская, Т. П., Викторов Ю. М. Задания-тесты. История России: конец XIX-XX век. - СПб.: СМИО Пресс, 20006.Сороко-Цюпа О.С.,
5. Сороко-Цюпа А.О. Всеобщая история. Новейшая история. Рабочая тетрадь для 9 кл. общеобразоват. учреждений, М.:Просвещение, 2016.
-оборудования:
Картины, альбомы, раздаточный материал
Настенные исторические карты
Статические экранные пособия: мультимедийный проектор
- литературы:
- Сборник программ общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2012 г.
- Актуальные проблемы истории / под ред. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1991.
- Аврех А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России — М: 1991.
- Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX века.— М., 1994.
- В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988. Введение христианства на Руси.— М., 1987.
- Великая Отечественная война. 1941 —1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн.— М., 1998—1999.
- Гареев М. А. Неоднозначные страницы войны: Очерки о проблемных вопросах истории Великой Отечественной войны.— М., 1995.
- Гимпельсон Е. Г. Формирование советской политической системы: 1917—1923 гг.— М., 1995.'
- Вотромеев, В. П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье: энциклопедия школьника. Детский Плутарх / В. П. Вотромеев. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 1999;
- История России в лицах: биографический словарь / под общ. ред. В. В. Каргалова. - М.: Русское слово, 1997;
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- http://www.hist.ru – исторический альманах «Лабиринт времен»
- http://www.historia.ru – электронный журнал «Мир истории»
- http://www.historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека
- http://www.istrodina.com - сайт журнала «Родина»
- http://www.lib-history.info - историческая библиотека
- http://www.old.russ.ru/ist_sovr/express - ретроспектива газет «Век в зеркале прессы»:
- http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
- http://www.praviteli.narod.ru – сайт-информация о главах Российского государства, правительства, компартии с 1917 г. по 2000 г., материалы съездов КПСС
- http://www.rusarchives.ru – сайт «Архивы России»
- http://www.warheroes.ru – биографии Героев Советского Союза и России
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о России
- www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ урока | Тема урока | Количество часов | Система контроля | |||
Домашнее задание | Дата проведения | |||||
Глава 1. «Россия в первой четверти 19 века» (15 часов) | ||||||
1-2 | Россия и мир на рубеже 18-19 вв. | 2 | Устный опрос | |||
3-4 | Александр 1:начало правления. Реформы М.М. Сперанского | 2 | тест | |||
5 | Внешняя политика Александр 1 в 1801-1812 гг. | 1 | Устный опрос | |||
6-7 | Отечественная война 1812 года | 2 | тест | |||
8-9 | Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | 2 | Работа в группах | |||
10 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра 1 в 1815-1825 гг. | 1 | таблица | |||
11 | Национальная политика Александра 1 | 1 | ||||
12 | Социально-экономическое развитие страны в первой четверти 19 века | 1 | схема | |||
13 | Общественное движение при Александре 1. | 1 | тест | |||
14 | Выступление декабристов. | 1 | план | |||
15 | Повторительно-обобщающий урок по главе 1 | 1 | Контрольная работа | |||
Глава 2. «Россия во второй четверти 19 века» (11 часов) | ||||||
16 | Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая 1 | 1 | Таблица | |||
17-18 | Социально-экономическое развитие страны во второй четверти 19 века | 2 | Тест | |||
19-20 | Общественное движение при Николае 1 | 2 | Устный опрос | |||
21 | Национальная и религиозная политика Николая I. Этнокультурный облик страны. | 1 | ||||
22-23 | Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817-1864 гг. Крымска война 1853-1856 гг. | 2 | Таблица | |||
24 | Культурное пространство империи в первой половине 19 века: наука и образование | 1 | сообщение | |||
25 | Культурное пространство империи в первой половине 19 века: художественная культура народов России | 1 | доклад | |||
26 | Повторительно-обобщающий урок по главе 2 | 1 | Контрольная работа | |||
Глава 3. «Россия в эпоху Великих реформ» (14 часов) | ||||||
27 | Европейская индустриализация и предпосылки реформ в России | 1 | Тест | |||
28-29 | Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 года | 2 | Работа в группах | |||
30-31 | Реформы 1860-1870-х гг.: социальная и правовая модернизация | 2 | Устный опрос | |||
32-33 | Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период | 2 | Таблица | |||
34-35 | Общественное движение при Александре 2 и политика правительства | 2 | Схема | |||
36-37 | Национальная и религиозная политика Александра 2. Национальный вопрос в Европе и в России. | 2 | Устный опрос | |||
38-39 | Внешняя политика Александра 2. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | 2 | Таблица | |||
40 | Повторительно-обобщающий урок по главе 3 | 1 | Контрольная работа | |||
Глава 4. «Россия в 1880-1890-е гг.» (12 часов) | ||||||
41-42 | Александр 3: особенности внутренней политики | 2 | Устный опрос | |||
43-44 | Перемены в экономике и социальном строе | 2 | Устный опрос | |||
45 | Общественное движение в 1880-х – первой половине 1890-х гг. | 1 | Таблица | |||
46 | Национальная и религиозная политика Александра 3 | 1 | ||||
47 | Внешняя политика Александра 3 | 1 | Контурная карта | |||
48 | Культурное пространство империи во второй половине 19 века: достижения российской науки и образования | 1 | Сообщение | |||
49 | Культурное пространство империи во второй половине 19 века: русская литература | 1 | Сообщение | |||
50 | Культурное пространство империи во второй половине 19 века: художественная культура народов России | 1 | Доклад | |||
51 | Повседневная жизнь разных слоёв населения в 19 веке | 1 | Презентация | |||
52 | Повторительно-обобщающий урок по главе 4 | 1 | Контрольная работа | |||
Глава 5. «Россия в начале 20 века» (13 часов) | ||||||
53-54 | Россия и мир на рубеже 19-20 вв.: динамика и противоречия развития | 2 | план | |||
55 | Социально-экономическое развитие страны на рубеже 19-20 вв. | 1 | таблица | |||
56-57 | Николай 2: начало правления. Политическое развитие страны 1 1894-1904 гг. | 2 | Работа в группах | |||
58-59 | Внешняя политика Николая 2. Русско-японская война 1904-1905 гг. | 2 | схема | |||
60 | Первая российская революция и политические реформы 1905-1907 гг. | 1 | сообщение | |||
61 | Социально – экономические реформы П.А. Столыпина | 1 | план | |||
62 | Политическое развитие страны в 1907-1914 гг. | 1 | таблица | |||
63-64 | Серебряный век русской культуры | 2 | сообщение | |||
65 | Повторительно-обобщающий урок по главе 5 | 1 | ||||
66 | Итоговое тестирование за курс История России | 1 | ||||
67-68 | Повторительно-обобщающий урок за курс История России | 2 |
Календарно – тематическое планирование по всеобщей истории. ХХ-начало ХХI века.
№ | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика | Домашнее задание | Фактические сроки |
РАЗДЕЛ I. Новейшая история. Первая половина XX века- 17 часов. | ||||
1 | Вводный урок. «Индустриальное общество в начале XX века.» . | Понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модернизации, индустриальное общество. | ||
2 | Политическое развитие вначале XX века. | Характеризовать основные направления политического развития. Сравнивать политические партии XX и XIX вв. | ||
3 | «Новый империализм». Происхождение Первой мировой войны. | Выявлять экономическую и политическую составляющие «нового империализма» Рассказывать о предпосылках | ||
4 | Первая мировая война 1914-1918 гг. Версальско – Вашингтонская система. | Рассказать о этапах и основных событиях Первой мировой войны. Характеризовать цели и планы сторон. Объяснить причины поражений в сражениях Первой мировой войны. | ||
5 | Последствия войны : революции и распад империй. | Показывать на карте страны. Где произошли революции во время мировой войны или после нее. Объяснять какие мировые условия способствовали развитию революций в разных странах. | ||
6 | Капиталистический мир в 1920 – е годы. США и страны Европы. | Назвать причины быстрого роста экономики США Характеризовать международные отношения в 1920 – е годы. | ||
7 | Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг. Пути выхода. | Объяснять причины и особенности экономического кризиса. Сравнивать либерально – демократические и тоталитарные режимы. | ||
8 | США: «новый курс» Рузвельта. | Называть особенности кризиса в США. Раскрывать суть «нового курса». | ||
9 | Демократические страны Европы в 1930-е гг. Великобритания, Франция. | Сравнивать экономическую политику Англии и США в период кризиса. Разрабатывать проекты по проблематике темы урока. | ||
10 | Тоталитарные режимы в 1930-е гг: Италия, Германия, Испания. | Давать определения понятиям: экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика Создание конспекта Характеризовать причины и особенности мирового кризиса. Предлагать пути выхода из кризиса | ||
11 | Восток в первой половине ХХ века. | Называть выдающихся деятелей и достижения отечественной науки и культуры начала XX века. Систематизировать материал, составлять таблицу. Подготовить сообщение о выдающемся представителе отечественной науки и культуры начала XX века Поиск и выбор нужной информации | ||
12 | Латинская Америка в первой половине XX века. | Объяснять сходства и различия в развитии стран континента. Сравнивать развитие Мексики и Кубы. | ||
13 | Культура и искусство первой половины XX века. | Раскрывать социальный смысл революции в естествознании. Давать оценку достижений худ. культуры. | ||
14 | Международные отношения в 1930 – е годы. | Объяснять причины распада Версальско – Вашингтонской системы договоров Оценивать роль Лиги Наций. | ||
15 | Вторая мировая война. | Объяснять причины Второй мировой войны. Анализировать готовность главных участников к войне. | ||
16 | Вторая мировая война. | Участвовать в дискуссии «Можно ли было избежать Второй мировой войны?» | ||
17 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Мир в первой половине ХХ века.» | Тест. Систематизировать знания учащихся. | ||
РАЗДЕЛ II. Новейшая история. Вторая половина XX –начало XXI века- 17 часов. | ||||
18 | Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война» | Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки «холодной войны» Работа с историческими документами | ||
19 | Завершение эпохи индустриального общества. 1945 – 1970 гг. | Называть основные черты и признаки индустриального и постиндустриального обществ. | ||
20 | Кризисы 1970 – 1980 гг. становление информационного общества. | Называть черты и признаки постиндустриального общества Сравнивать индустриальное и постиндустриальное общества. | ||
21 | Политическое развитие.. | Анализировать и выделять отличия постиндустриального общества от индустриального Извлекать информацию на основе анализа рисунков, схем. | ||
22 | Гражданское общество. Социальные движения. | Называть главные черты гражданского общества. Обсуждать в группе эффективность известных организаций гражданского общества. | ||
23 | США. | Знать особенности экономического и политического развития США, после Первой мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии США, давать им оценку Составление таблицы | ||
24 | Великобритания. | Знать особенности экономического и политического развития Великобритании и после Первой мировой войны. Выявлять особенности лейбористского курса. | ||
25 | Франция. | Характеризовать сущность временного режима во Франции. Анализировать деятельность правительства. | ||
26 | Италия. | Доказывать демократичность провозглашения в Италии парламентской республики. | ||
27 | Германия: раскол и объединение. | Знать причины раскола и объединения Германии. Анализировать основные направления экономического и политического развития современной Германии | ||
28 | Преобразования и революции в странах Центральной и Восточной Европы 1945 – 2007 гг. | Давать определения понятиям: тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма. Сравнивать преобразования довоенного периода с преобразованиями 1945 г. | ||
29 | Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI вв. | Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция. | ||
30 | Страны Азии и Африки | Давать определения понятиям: модернизация, реформы, народная революция. | ||
31 | Международные отношения. | Объяснять причины складывания биполярного мира и характеризовать противоречия. | ||
32 | Культура второй половины XX века – начала XXI века. | Способность предавать содержание материала в развёрнутом и сжатом виде через оставление опорного конспекта в соответствии с учебной целью. Описывать достижения культуры изучаемого периода; выявлять новые черты развития искусства. | ||
33 | Глобализация. | Умение извлекать учебную информацию на основе сопоставления исторических данных, владение монологической и диалоговой речью , умение вступать в речевое общение, формулировать и доказывать свою точку зрения на решение глобальных проблем современности | ||
34 | Повторительно – обобщающий урок по теме «Мир во второй половине XX века» | Знать основные положения изученного курса истории Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...