Огненная дуга
материал по истории (9 класс)

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ognennaya_duga_urok.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Малокрюковская основная общеобразовательная школа»

(Урок истории в 9 классе)

                                                                                                     Провела

                                                                                                     учитель истории

                                                                                                    Фоминова В.Н.

Малые Крюки

2014 г.

         Тема урока: «Огненная дуга»

         

          Цель урока: показать ход и раскрыть значение Курской битвы как завершающего этапа в коренном переломе в ходе Великой Отечественной войны, а также закрепить и углубить знания детей о великой битве; дать возможность обучающимся проявить находчивость, творческую активность.

         

         Задачи урока:

  • образовательные:
  • закрепить и углубить знания о Курской битве
  • развивающие:
  • развивать критическое мышление обучающихся с помощью постановки проблемных вопросов;
  • развивать умения осуществлять самостоятельный поиск новых знаний с помощью различных информационных источников (работа с документами, интернет - ресурсами, хрестоматиями и др.);
  • развивать самостоятельность мышления обучающихся с помощью логических операций анализ, сравнение, обобщение);
  • развивать навыки монологической и диалогической речи в процессе изучения материала, беседы, способствуя формированию коммуникативных компетенций обучающихся
  • воспитательные:
  • на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории;
  • формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

     

          Тип урока: изучение нового материала.

     

           Оборудование: карты: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Курская битва»; репродукции портретов героев, полководцев, даты основных событий, компьютер, видео – аппаратура, диск «Великая Отечественная война», фото вооружений; макеты танка, самолета, катюши; выставка книг и плакатов: «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг ее не позабудет…»; грамзапись, раздаточный материал; учебник, атлас, рабочая тетрадь.

Ход урока.

План:

  1. Организационный момент  –  1 мин.
  2. Актуализация знаний  –  10 мин.
  3. Изучение нового материала  –  25 мин.
  4. Первичное осмысление и закрепление  –  4 мин.
  5. Итоги урока. Рефлексия  –  4 мин.
  6. Домашнее задание   –  1 мин.  

  1. Орг. момент.

     

          -   Здравствуйте, ребята и гости. Сегодня наш урок посвящен одному из самых тяжелых и одновременно наиболее выдающихся и славных событий истории Великой Отечественной войны – Курской битве, которой летом 2013 г. исполнилось  70 лет.

(слайд 3)

  1.   Актуализация знаний.

  • Какое событие произошло на театре военных действий на Волге? Когда оно было?
  • Какое значение придавал Гитлер захвату Сталинграда?
  • Как развивались события на Сталинградском направлении?
  • В чем заключается значение Сталинградской битвы?

           Обобщая ответы обучающихся, учитель подчеркивает, что победа под Сталинградом явилась началом коренного перелома в Великой Отечественной войне.

 

  1. Изучение нового материала.

Вопрос о подготовке к летней компании 1943 г. рассматривается в процессе

объяснения учителя и выполнения обучающимися познавательных заданий.

  • Почему называется «Огненная дуга»? (ответы детей)

     

           Летом 1943 г. Гитлер и его окружение решили взять реванш за поражение под Сталинградом. Германии требовалась крупная победа над советскими войсками. Фашистский вермахт был еще мощной силой, способной выдержать длительную вооруженную борьбу. Враг делал все возможное, чтобы подготовить войска к победе. С этой целью фашистское командование разработало операцию «Цитадель.  Для решающего наступления был выбран участок Курской дуги, и  это не случайно. Здесь в результате наступления советских войск  образовался выступ в линии фронта.(слайд 4)

           

                Задание.  Изучите карту и предположите, каким мог быть характер действий немецко-фашистских армий?

             Фашистское командование решило ударить с севера на юг под основание Курского выступа, а затем окружить и уничтожить расположенную там крупную группировку советских войск. Под удар врагов попадали части Центрального и Воронежского фронтов. После их разгрома фашисты предполагали бросить войска из района Орла и Курска на северо-восток и идти на Москву.

              В оперативном приказе №6 от 15 апреля 1943 г. Гитлер писал: «Я решил, как только позволят погодные условия, повести наступление «Цитадель» - первое наступление в этом году. Этому наступлению придается решающее значение. Оно  должно завершиться быстрым и решающим успехом.  Наступление должно дать в наши руки инициативу на лето и осень текущего года. На направлении главных ударов должны быть использованы лучшие соединения, наилучшее оружие, лучшие командиры и большое количество боеприпасов. Победа под Курском должна явиться факелом для всего мира».

             Фашистское командование точно выполнило первую часть приказа фюрера. Уверенное в том, что союзники СССР – США и Англия – в 1943 г. не намерены открывать  Второй фронт в Европе, оно перебрасывало подкрепление на Восточный фронт. Особую надежду возлагали на мощную технику: новые танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинант», истребители «Фокке-Вульф-190А», штурмовики «Хенкель -129».(слайд 5)  Все планы и приготовления фашистское командование проводило в глубокой тайне. Однако содержание этого приказа стало известно советскому военному руководству уже весной 1943 г., когда он был подписан Гитлером. Наша разведка точно установила время и место наступления врага.     (слайд 6)

     

           Задание.    Каково было соотношение  сил перед Орловско-Курской битвой? Проанализируйте таблицу и ответьте на вопросы: на чьей стороне был перевес  к живой силе? В технике? Почему? Чем это объясняется? (слайд 7)

Соотношение сил перед битвой под Курском

Войска и техника

Страны

Германия

СССР

Численность войск, чел.

900000

1336000

Орудия и минометы, шт.

10000

19000

Танки, шт.

около 2700

3400

Самолеты, шт.

около 2000

2000

        В процессе обсуждения учитель обращает внимание учащихся на то, что советские войска превосходили  фашистские по всем показателям. Более того, был создан стратегический резерв – Степной фронт  (сначала Резервный фронт, затем Степной округ), насчитывавший 537 тыс. человек, более 7 тыс. орудий и минометов, свыше 1 тыс. танков. Причина в том, что военная промышленность СССР в 1943 г. заработала в полную силу, конструкторами была создана новая военная техника, труженики тыла работали день и ночь, на фронт «потекла» лавина вооружений.

       

           Вопрос о сражении под Курском изучается в форме рассказа учителя и работы учащихся с «Хроникой событий» (раздаточный материал).

  • Экскурсия «По дорогам Огненной дуги» (выступления детей).

      Как в этой ситуации будут действовать  гитлеровцы? Начнут ли они наступление? Эти вопросы были в центре внимания нашего командования. Напряжение в штабах достигло предела. Почти с трехчасовым опозданием фашисты все же двинули свои войска в наступление. (слайд 8)

               Ведущий 1.    Гитлеровцы, уверенные в неуязвимости своих «тигров», «пантер» и «фердинандов», изменили обычной тактике вклиниваться во фронт противника и решили наступать прямо в «лоб».

              Ведущий 2.   Накануне битвы Гитлер в обращении к солдатам вермахта заявил: «Могучий удар, который настигнет сегодняшним утром советские армии, должен потрясти их  до основания».

              Ведущий 1.   Но этого не произошло. В предрассветные часы 5 июля 1943 г. на изготовившиеся к наступлению группировки противника был обрушен град артиллерийских и авиационных ударов. Враг  понес значительные потери. Гитлеровское командование вынуждено было отсрочить наступление на 3 часа.

            Ведущий 2.   Маршал Советского Союза Г.К. Жуков  в книге «Воспоминания и размышления» писал: «Все мы, несмотря на то что удалось построить глубоко эшелонированную оборону и что в наших руках теперь находились мощные средства удара по немецким войскам, сильно волновались…  В  2 часа 20 минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготовки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался ужасный грохот – началось величайшее сражение в районе Курской дуги. В этой адской «симфонии» звуков словно слились воедино удары тяжелой артиллерии, разрывы авиационных бомб, реактивных снарядов «катюш»… Мы слышали и ощущали ураганный огонь…» (слайд 9)

             Ведущий 3.    Небо чернело от дыма и пыли. Яркие всплески от взрывов снарядов и мин слепили глаза, газы душили. Наши артиллеристы исключительно действовали самоотверженно, бесстрашно и изобретательно. На их долю пришлось свыше 60% подбитых гитлеровских танков. Так как снаряды противотанковых орудий не пробивали лобовой брони «тигров», то артиллерийские расчеты, находящиеся со своими орудиями в укрытиях, пропускали фашистские танки, а затем поражали их залпами в борта и кормовую часть. «Истребители танков»  подводили под вражеские танки с помощью длинных щупов противотанковые мины и подрывали их. Когда в первые дни боев было обнаружено, что фашисты отбуксовывают  поврежденные танки за линию огня , там их ремонтируют и снова посылают в бой, наши воины с запасом взрывчатки начали пробираться ночью во вражеский тыл и там добивать вражескую технику, превращая ее в металлический лом.  

           

             Задание.    Поработаем с хроникой событий (работа с картой, выступление обучающихся).

            7 июля. Утром гитлеровцы возобновили атаки на станцию Поныри.  Танки приблизились на 200-250 метров. В этот момент артиллерийский расчет открыл огонь. От первого же выстрела головной танк вздрогнул и, объятый пламенем, застыл на месте. Следом загорелся второй.  Жестокий бой длился несколько часов. Восемь танков и около сотни автоматчиков уничтожило в этот день орудие только одного нашего бойца К.С. Седова.

           8 июля.  Утром около 300 фашистских танков с автоматчиками атаковали северо-западнее Ольховатки боевые позиции 3-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады, которой командовал полковник В. Н. Рукосуев. Удар фашистов огромной силы обрушился на батарею капитана Г.И. Игишева. Артиллеристы открыли огонь. На поле боя запылали танки. На нашей батарее, уничтожившей  уже 17 танков врага, осталось одно орудие, а в живых – 3 человека, но они продолжали сражаться. Потеряв еще 2 тяжелых танка, гитлеровцы отступили. (слайд 10)

           Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись  ожесточенные воздушные бои. Советские авиаторы уверенно завоевывали господство в воздухе на этом участке фронта. Многие наши летчики проявили в этих боях выдающееся мужество и высочайшее боевое мастерство.   (слайд 11) Но один из них превзошел все, что было известно до его подвига. Это был летчик – истребитель гвардии старший лейтенант А.К. Горовец. В составе эскадрильи он прикрывал войска, отбивавшие ожесточенные атаки фашистских танков и пехоты. Выполнив боевые задачу , истребители возвращались на свой аэродром.  Замыкающим «шел» самолет Горовца. Вдруг летчик заметил 20 бомбардировщиков противника, летевших бомбить наши войска. Разгорелся напряженный бой. Горовец бросился в гущу вражеских бомбардировщиков. Первой же пулеметной очередью он сбил ведущий самолет врага. Затем на землю упали второй и третий. Отважный летчик сбил еще 6 вражеских машин. Возвращаясь на свой аэродром, он попал под неожиданный удар четырех фашистских истребителей. Его самолет был подбит и врезался в землю. Так погиб А.К. Горовец  - единственный в мире летчик, в одном бою сбивший 9 вражеских самолетов. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

             В воздушных боях принимал участие старший лейтенант А.П. Маресьев, который был прототипом героя «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого. Летчик, лишившийся обеих ног и вернувшийся на протезах в строй, сбил в боях под Орлом 3 самолета противника; ему было присвоено звание Героя Советского Союза.  

           В небе сражался Иван Кожедуб – впоследствии трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Здесь началась боевая слава одного из выдающихся летчиков-истребителей А. Ворожейкина. Патрулируя небо  группой в составе восьми самолетов, он смело повел своих «ястребков» в атаку на вражескую группу, состоящую из сорока бомбардировщиков и шести истребителей, сбил 9 фашистских  самолетов. Среди прославившихся в Курской битве – французская эскадрилья «Нормандия»  авиационного полка «Сражающаяся Франция». 14 французских летчиков-истребителей во главе с Жан-Луи Тюляком сбили в сражениях под Орлом 33 фашистских самолета. (слайд 12)

            Благодаря хорошей технической подготовке и стойкости наших бойцов за неделю ожесточенных боев на центральном участке фронта противнику удалось вклиниться в нашу оборону всего на 10-12 км. Фашистские войска вынуждены были прекратить атаки. Провалилось и их наступление с юга. 12 июля советские войска перешли в наступление. Враг лихорадочно перебрасывал резервы с одного участка фронта на другой.

             12 июля.  Утром началось ожесточенное танковое сражение, ставшее крупнейшим в ходе Второй мировой войны. (слайд 13)  На поле под Прохоровкой «сошлись» 1200 танков и самоходных орудий. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии: «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Им противостояли выдвинутые из резерва гвардейцы – танковая армия генерала П.А. Ротмистрова и армия генерала А.С. Жадова.

            Маршал бронетанковых войск П.А. Ротмистров вспоминал: «Боевые действия начались 12 июля в 8 часов 30 минут после 15-минутной артиллерийской и авиационной подготовки.  Две мощные лавины устремились друг другу на встречу. Наши танки на полном ходу врезались в боевые порядки танков противника, как бы пронизав боевой строй врага. И грянул встречный бой…»

         Участник Курской битвы поэт Юрий Белаш писал:

Шли танки…

И земля дрожала.

Тонула в грохоте стальном.

И танковых орудий жала

Белесым брызгали огнем.

На батарее – ад кромешный!

Земля взметнулась к небесам.

И перебито, перемешано

Железо с кровью пополам.

И дым клубится по опушкам

Слепой и едкой пеленой,

Одна истерзанная пушка

Еще ведет неравный бой.

 (слайд 14)

  • Просмотр фильма «Курская битва» (танковое сражение)

       

             12 июля.  Сражение продолжалось. Противник бросил в бой 200 новых танков. Но успеха не имел и вынужден был перейти к обороне. Вскоре под ударами наших войск он начал отходить назад. Прохоровское сражение выиграли наши войска. Гитлеровский план операции «Цитадель» потерпел полное крушение.

             23 июля.   К этому дню завершилось оборонительное сражение на Воронежском фронте (на Центральном фронте оно закончилось 12 июля). Теперь можно было переходить в наступление.

            Именно в этот момент началась «рельсовая война». В ночь на 3 августа по приказу центрального штаба партизанского движения 167 партизанских отрядов – численностью до 100 тыс. человек – нанесли мощный удар по коммуникациям противника. (слайд 15)

            Партизаны в ходе этой битвы истребили до 148000 гитлеровских солдат и офицеров, подорвали и уничтожили 284 км  железнодорожных путей, пустили под откос 850 вражеских воинских эшелонов.

             

            Задание.   Какие были операции в ходе Курской битвы? (Ответы обучающихся)

            В оборонительной и контрнаступательной операциях Орловско-Курской битвы участвовали войска ряда фронтов: Центрального – под командованием генерала армии К.К. Рокоссовского, Воронежского, возглавляемого генералом армии Н.Ф. Ватутиным, Степного – во главе с генерал-полковником И.С. Коневым, Западног о – под руководством  генерал-полковника В.Д. Соколовского, Брянского – под командованием генерал-полковника М.М. Попова. (Показ портретов) (слайд 16)

         

             Грамзапись: «От Советского Информбюро. 5 августа наши войска после ожесточенных уличных боев овладели городом и железнодорожным узлом Орел.

            5 августа наши наступающие войска после упорных боев овладели городом Белгород». (слайд 17)

             Из приказа Верховного главнокомандующего от 5 августа 1943 года: «Сегодня, 5 августа, в 24 часа столица нашей Родины Москва будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород, двенадцатью  артиллерийскими залпами из 120 орудий.

             Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей родины! Смерть немецким оккупантам!» (слайд 18)

             Ведущий 1.   5 августа 1943 г., на третий год войны, московское небо впервые в истории Великой Отечественной войны озарил фейерверк. (слайд 19)

В привычных сумерках суровых

Полночным залпом торжества,

Рукоплеща победе новой

Внимала матушка-Москва.

                                                                                           

             Ведущий 2. 23 августа освобожден город Харьков. (слайд 20)

           Поэт Н. Ушаков так описал этот день в своем стихотворении «Харьков»:

Харьков слышит гул родных орудий,

Гул все громче.

Звук разрыва сух.

Превратились в слух

Дома и люди,

И деревья

Превратились в слух.

<…>

За противотанковыми рвами,

За скрещением дорог

Вдали

Харьков вырастает перед нами.

Мы идем,

Мы входим,

Мы вошли.

         Гитлеровский план операции «Цитадель» и наступательная стратегия фюрера потерпели полное поражение. Наша страна закрепила за собой военную инициативу, впервые полученную в битве под Сталинградом.

               Ведущий 3. Дорогой ценой досталась эта победа: в Курской битве пали смертью храбрых тысячи советских воинов. (слайд 21)

             Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100000 участников Орловско-Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них и куряне: Ломакин, Малых, Конорев, Боровых, Сонин.(слайд 22)

         

     Задание (раздаточный материал).

  • Каковы потери Германии?  (Ответы обучающихся) (слайд 23)
  • В чем значение Курской битвы? (слайд 24)

       Значение Орловско-Курской битвы

  1.  Орловско-Курская битва завершила коренной перелом в ходе Второй мировой в пользу СССР. Советское Верховное командование закрепило за собой стратегическую инициативу в войне.

Вот что писал впоследствии генерал Х.В. Гудериан: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное положение. Бронетанковые войска, пополненные с таким трудом, из-за больших потерь людей и техники были на долгое время выведены из строя. Само собой разумеется, поспешили использовать успехи. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива перешла полностью к противнику».

        У. Черчилль, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 гг., писал в 1943 г., что три огненных сражения – за Курск, Орел и Харьков, происшедшие в течение двух месяцев, - ознаменовали крушение германской армии на Восточном фронте.

    2.  Победный исход Орловско-Курской битвы ускорил развал гитлеровского блока. Назревал выход из войны Италии, сражавшейся на стороне фашистов, пошатнулся авторитет у фашистского руководства в Румынии и Венгрии, усилилась изоляция Германии, диктатор Испании Франко отозвал с советско-германского фронта изрядно потрепанную над Ленинградом свою «Голубую дивизию», шведское правительство отказало Гитлеру в транзите немецких войск через территорию своей страны, Португалия передала Англии, входя щей в антигитлеровскую коалицию, некоторые свои военные базы.

    3. В результате разгрома фашистских войск под Курском активизировалось движение Сопротивления в странах Европы.

Те бои – как мера нашей силы.

Потому она и дорога,

Насмерть прикипевшая к России,

Курская великая дуга…

             Задание. Курск – город воинской славы. Когда он получил это звание? Чем награжден? (слайд 25)

 

            2012 год – год истории. 1612,1812,2012.

             Ведущий 1.  Одно из «полей Куликовых» - великих мест русской воинской славы – находится в окрестностях  Прохоровки; здесь был нанесен смертельный удар немецко-фашистским захватчикам. Прохоровское поле занимает в нашей истории такое же место, что и Куликовское поле, где в 1380 г. русские полки под предводительством Дмитрия Донского разгромили орды Мамая и Бородинское поле, на котором в ходе Отечественной войны 1812 г. русские войска под командованием М. И. Кутузова дали решающий бой французам.

          На основании указа Президента Российской Федерации от 26 апреля 1995 г. в районном центре Прохоровка был создан государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».(слайд 26)

  1. Первичное осмысление и закрепление.

Викторина «Огненная дуга»

 

  1. Когда началась Курская битва?
  2. Кто являлся Верховным Главнокомандующим советскими Вооруженными Силами в дни Курского сражения?
  3. Где на Курской дуге состоялось самое крупное в военной истории встречное танковое сражение?
  4. Кто командовал Степным фронтом во время Курской битвы?
  5. Когда советские войска перешли в контрнаступление в ходе Курской битвы?
  6. Какой была численность группировки немецких войск во время проведения операции «Цитадель»?
  7. Кто из советских летчиков сумел в одном воздушном бою в небе над Курской дугой сбить 9 вражеских самолетов?
  8. Какое количество танков с обеих сторон принимало участие во встречном бою под Прохоровкой?
  9. В воздушных боях в Курской битве участвовал герой произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Назовите его?
  10.  Сколько дней продолжалась Курская битва?

          Самопроверка с оценкой.

  1. Итоги урока.

     

           Рефлексия

          Продолжи фразу (устно):

  • Сегодня на уроке я узнал….
  • Теперь я могу….
  • Было интересно….
  • Знания, полученные сегодня на уроке, пригодятся….

  1. Домашнее задание:

  • повторить даты по ВОВ;
  • подготовить сообщения «Герои войны», «Наши земляки – участники ВОВ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Огненная дуга- великая битва" (К 70- летию Курской битвы)

Зачем мы  изучаем историю? Изучая историю, мы узнаем свое прошлое. Ведь без прошлого нет будущего. В истории нашей страны есть много памятных дат. Одной из таких дат является Курская б...

Презентация "Огненная дуга- великая битва"Слайды

Иллюстративный и музыкальный материал к литературно- музыкальной композиции, посвященный 70- летию Курской битвы, рассказывающий о трагических моментах и героизме советского народа в годы Великой Отеч...

"Огненная дуга" сценарий мероприятия, посвященный 70-летию Курской битвы.

Сценарий мероприятия, посвященный 70-летию Курской битвы...

Огненная дуга

P { margin-bottom: 0.21cm; } Внеклассное мероприятие по математике «Огненная Дуга» разработано для учеников 7 классов. Оно представляет собой познавательную игру, в которой принимают участие три ...

Огненная дуга - 70 лет.

Сценарий классного часа, посвященный 70-летию Курской битвы. Возрастная категория 6-8 классы.Для классного часа, внеклассного мероприятия.Файл можно скачать здесь....

Огненная дуга - 70 лет.

Сценарий классного часа, посвященный 70-летию Курской битвы. Возрастная категория 6-8 классы.Для классного часа, внеклассного мероприятия....

Классный час "Огненная Дуга"

Классный час   "огненная Дуга" посвящен 70-летию победы советских войск в битве на курской Дуге....