Классный час "Огненная Дуга"
классный час по истории (6 класс) на тему

Классный час   "огненная Дуга" посвящен 70-летию победы советских войск в битве на курской Дуге.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_ognennaya_duga.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Глуховская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

Сценарий мероприятия

посвященный 70-летию Победы советских войск в Курской битве

Классный час «Огненная Дуга»

                                                           Оболонская Марина Викторовна

                                   МОУ Глуховская СОШ

                                                       учитель истории и обществознания

   

Пояснительная записка к классному часу

Методическая разработка классного часа   по теме  «Огненная дуга» посвящена  70-летию  победы советских войск  на  Курской дуге и предназначена для учащихся 9-11 классов.

Предлагаемая разработка может оказаться полезной при организации и проведении классных часов учителями как  старшего звена,  так  и  для учащихся 6-8 кл.

Методическая разработка содержит  текстовый материал.

Форма внеклассного мероприятия: тематический классный час

Цели:

  • Содействовать самопознанию и саморазвитию обучающихся;
  • способствовать формированию представления у обучающихся об основных жизненных ценностях;
  • воспитывать гражданственность и патриотизм;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну и русский народ;
  • воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны;
  • прививать чувство уважения к солдатам, участвующим в боевых действиях в настоящее время
  • развивать интерес к родной истории.

Оборудование:
музыкальный центр, макет памятника, свечи

Действующие лица:
учащиеся 9-11 класса

1 ведущий 1

:  Перед войной год за годом наша Родина крепла и хорошела. Советские люди распахивали поля, строили новые города, заводы, фабрики, растили и учили детей, радовались своим успехам, гордились своей страной.

1 ученик

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
(В. Боков)

Песня «Русские березы».

2 ведущий

– Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился невиданный в истории удар.190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, вчерашние школьники становились солдатами.

2 ученик

Как далеко от нас война,
О ней мы узнаем из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.

1 ведущий

Каждый год наш народ проникновенно поклоняется великим тем военным годам. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца.

3 ученик

Цветет шиповник у могилы павших,
Роняя тихо наземь лепестки,
Как сгустки крови, вечно теплой крови,
Как символ героизма и тоски
Бестрепетно, как воины-титаны,
Они сражались за тебя , земля!
А в жизни просто чьи-то сыновья…
И словно боль незаживленной раны
Трепещет, бьется в этих сгустках рдяных,
Цветет шиповник…

                                                 (Наталия Овчарова)

 

На сцене «памятник», девочки подходят и кладут цветы

2 ведущий

 Казалось семь десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года, но каждый из нас прочувствовал строки, бьющие прямо в сердце.

Звучит запись голоса Левитана.

«Внимание! Говорит Москва. Передаем важное правительственное сообщение. Граждане и гражданки Советского Союза! Сегодня в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза».

4 ученик

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цвету приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то 5 минут осталось.

                                                              С. Шипачев.

1 ведущий

Сколько же выпало на долю русского народа. Куликово поле. Бородино, Прохоровка. Сколько сыновей  потеряла Русь-матушка!

5 ученик

– Куликово поле – первое ратное поле России. Значение битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года огромно: войско Мамая было разгромлено, миф о непобедимости Золотой Орды был развеян.

1 ученик

– Бородинское поле – второе поле русской воинской доблести. Бородинская битва 1812 года разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.

2 ученик

– Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге.

2 ведущий

Гитлеровское командование хотело взять реванш за Сталинград, изменить ход войны в свою пользу. Германия по-прежнему располагала большой военной мощью. Она провела тотальную (всеобщую) мобилизацию людских резервов, оснастила армию новой боевой техникой – тяжелыми танками «тигр» и «пантера», самоходными орудиями «Фердинанд», новыми самолетами.

3 ученик

“Чтоб Вермахт вновь овеять славой,
Затем форсировать Ла-Манш –
Дать русским нужно бой кровавый
И взять, желанный нам, реванш!..”-
Так Гитлер, брызгая слюною,
Зло генералам заявил
И своей, собственной, рукою -
На Курске крестик начертил…
Тот план тогда они назвали,
Известным словом - “Цитадель”…
Победы - близость, предвкушали:
В теченье нескольких недель.

4 ученик

И наши тоже не дремали,
Пришли другие времена:
Мы поумнели, сильней стали –
Вся “ощетинилась…” страна.
И во главе – "другой" был Сталин,
С ним рядом – Жуков, наш кумир,
И наш народ, подобный стали:
Это они - спасли весь Мир!

1 ведущий

Для проведения крупной наступательной операции, получившей кодовое название «Цитадель», фашисты избрали Курское направление. Им казалось, что выдвинутый на запад Курский выступ создавал благоприятные возможности для окружения и разгрома советских войск и перехвата стратегической инициативы. Основная ставка делалась на внезапность танковых ударов на узких участках фронта.

5 ученик

Стоит июльская жара:
Но ещё вишня не созрела.
Вокруг одна лишь мошкара –
Жужжит и кружится без дела…
Но только ночь, в свои права,
Едва вступить, успеет, 
Как под колёсами трава –
Ложится и мертвеет…
Машины, пушки, САУ, танки –
Всё едут, едут без конца…
Роют: траншеи, рвы, землянки,
Всё то, что скрыть могло б бойца

2 ведущий

Разрабатывая план летней кампании 1943 года, советское командование на основании разведывательных данных разгадало замысел врага и 12 апреля приняло решение о переходе к преднамеренной обороне

1 ведущий

Гитлеровцы рассчитывали ошеломить советские войска внезапной лавиной артиллерийского огня и новых мощных танков – «тигров» и «пантер». Однако на рассвете 5 июля сосредоточенные на исходном положении для атаки их войска были сами ошеломлены сокрушительными залпами «катюш», орудий и минометов.

2  ведущий

Итак, фашистское наступление началось 5 июля 1943 года

1 ученик

И утро пятого июля
Не предвещало перемены:
Лишь, изредка, шальная пуля
Свистела, будто бы – серены.
Вдруг… канонада загремела:
Сильнее чем раскаты грома.
Земля дрожала и горела,
Как на развалинах Содома…
Рвались снаряды – всё сметали,
Траву сжигали и сады,
И воздух: гарью наполняли,
И атмосферой – духоты…

2 ученик

Ещё не смолкла канонада,
Как танков, с чёрными крестами,
Неисчислимая “АРМАДА” – ползёт,
Нестройными рядами…
А в небе столько самолётов,
Что тени их слились в одну:
Бомбят, строчат из пулемётов,
Из Солнца сделали “Луну…”
И там где был недавно сад,
Где зрели яблоки и груши,
Вмиг наступил кромешный ад,
Горело всё: тела и души… 

3 ученик

“Пантеры”, “Тигры”, “Фердинанды”,
Утюжа, полосы земли
( Адольфа Гитлера – гаранты)
К нам, словно призраки, ползли.
У нас была одна задача:
Всех этих “монстров” – укротить!
И коль представится удача,
Не умереть – остаться жить!
Мы этих “монстров” били метко,
Но на войне: как на войне –
Нам доставалось и нередко…
Но злее были – мы: втройне!
За наш народ, за наши беды,
За стариков и за детей,
И все так жаждали победы:
Большой победы… и скорей!

4 ученик

Враг лез: нахально, озверело,
Сплошной железною стеной,
Но мы его встречали смело,
Порою, жертвуя собой.
Ну, например, бой за высотку,
Да… у деревни Поныри,
“Фашист” нас там “схватил за глотку”:
Или дерись, или умри… 
И мы там дрались, погибали…
Смешалось всё: и день, и ночь,
Живые с мёртвыми лежали…
И им никто не мог помочь.
Остервенелые атаки,
Всё чаще, чаще, повторялись:
Никто такой не видел “драки”,
Так… ещё (в Мире) не сражались!

5 ученик

То здесь, то там: шли на таран,
И кровь рекой текла из ран…
Но вот все “навострили уши”:
Запели русские “КАТЮШИ”
И от известной сопки, той, 
Остался холм, лишь, небольшой…
Случилось так: от тех ракет,
Надтреснул Вермахта хребет!

1 ведущий

12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.

2 ведущий

Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.

1 ученик

Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в России стала знаменита,
Как подмосковное Бородино.
Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким
К нам двигалась фашистская орда,
Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,
На наши села, нивы, города.
Но хлынула советских танков лава,
Сметая все с пути, как ураган,
За Белгород, за Харьков, за Полтаву
Погнали наши воины врага.
Со счету сбившись, смерть врагов косила,
Дымилась необъятнейшая ширь.
Вот так тряхнул своей бывалой силой
Под Прохоровкой русский богатырь

                                                        Николай Истомин

1 ведущий

5 августа 1943 года, советские войска освободили Орел и Белгород. В честь этой победы в Москве в тот же день был произведен первый торжественный артиллерийский салют.

2 ученик

В привычных сумерках суровых
Полночным залпом торжества,
Рукоплеща победе новой,
Внимала древняя Москва.
И голос праздничный орудий
В сердцах взволнованных людей
Был отголоском грозных буден,
Был громом наших батарей.
И каждый дом и переулок,
И каждым камнем вся Москва
Распознавала в этих гулах–
ОРЕЛ и БЕЛГОРОД– слова.
Родные воины! Сторицей
Восславят ваши имена
И благодарная столица,
И благодарная страна.

                     (А. Твардовский)

2 ведущий

50 дней продолжалось Курская битва. За эти дни фашистские войска потеряли более полмиллиона  солдат и офицеров, огромный урон понесли танковые войска и военно-воздушные силы.

1 ведущий

23 августа Курская битва завершилась. Это победа и последовавший за ней выход советских войск на Днепр завершили коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

2 ведущий

Прошло  70 лет со дня Курской битвы. Светла и прекрасна наша память о людях, которых страна потеряла в годы войны. Безмерна скорбь о тех, кто погиб за Родину.

1 ведущий

Минутой молчания почтим память тех, кто отдал свои жизни в борьбе за мир и счастье на земле, за нашу с вами  жизнь. Прошу всех встать.

Минута  молчания.

2 ведущий

3 мая 1995 года зазвонили колокола над Прохоровкой, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни, символа народной памяти – храма святых апостолов Петра и Павла. Прохоровское сражение произошло в день святых апостолов Петра и Павла, красавец-храм назван их именами. Как символ огромной благодарности и вечной памяти, возвышается 58-метровая свеча белокаменного храма. Перед мраморными плитами, с высеченными около семи тысяч именами павших воинов, горит лампада святой веры Христова. Возносятся молитвы об упокоении положивших души свои за родную землю и мир на ней, о всех ныне здравствующих

1 ведущий

На Прохоровском поле, на знаменитой высоте 252,2 – эпицентре встречного танкового сражения, воздвигнут Памятник Победы – звонница.

На барельефах памятника образы Святой Троицы, Георгия Победоносца, Курской коренной иконы Божьей Матери. Венчает златоглавую звонницу скульптура Покрова пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших на трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском, Прохоровском.

Первый звон – о героях Куликова поля, второй – о солдатах Бородино, третий – память о победе в Прохоровском сражении.

3 ученик

(со свечой)

Есть очень добрый обычай Руси:
В память бессмертия душ
Ставить к иконам пламя свечи
Тем, кто не встретится уж.
Эта свеча – частица любви,
 Память о тех, кого нет.
 Мы зажигаем и помним о них,
 Жизни негаснущий свет!

 4 ученик

Вечная слава и вечная память
Павшим в жестоком бою!
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за отчизну свою!
Вечная слава героям!
Слава! Слава! Слава!

                                                        М. Исаковский.

2 ведущий

Войны не хочет никто. И пусть в России не будет четвертого ратного поля, а танки стоят только на пьедесталах. Мы будем всегда в День Победы приносить сюда цветы.

Звучит песня в «Пусть всегда будет солнце!»

        

                         

                        

                                                                                             

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская «Здравствуй, радуга- дуга»

  Урок –мастерская «Здравствуй, радуга- дуга» 1.Организационный момент: самостоятельно сформулировать тему урока.  1/ Ребята, у вас дома есть копилки?  2/ Что вы в них копите?  3/ Каково лекси...

Презентация "Длина окружности и длина дуги окружности"

Презентация для интерактивной доски по геометрии в 9 классе...

"Огненная Курская Дуга" внеклассное мероприятие

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 7-8 классов с использованием презентации.Цель: знакомство учащихся с героическими страницами истории родного края, с коренным переломом в ходе Великой ...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПОСВЯЩЕННЫЙ 70 - ЛЕТИЮ БИТВЫ НА КУРСКОЙ ДУГЕ

Материал содержит разработку классного часа и мультимедийную презентацию....

Классный час на тему: "Битва на Курской дуге"

Классный час посвящён героическим страницам нашей истории....

Классный час "Курская дуга"

Классный час "Огненная дуга"посвящен 70-летию Курской битвы (на примере краеведческого материала)...

СВАРОЧНАЯ ДУГА.СПОСОБЫ ЗАЖИГАНИЯ ДУГИ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА БИНАРНОГО УРОКА

Данная  методическая разработка содержит  12  страниц  и  представляет  собой  методическую разработку бинарного уро...