Тема урока "Крымская война"
план-конспект урока по истории (8 класс)
Крымская война 1853-1856гг.
Цели:
- изучить причины Крымской войны; ход военных действий; выяснить предпосылки и причины поражения России в этой войне;
- продолжить формирование у учащихся представление о роли личности в истории, понятия справедливых и несправедливых воин;
- расширить знания учащихся по теме «Крымская война», развивать умения частично–поисковой деятельности, делать выводы; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условия осажденного Севастополя.
Тип урока: урок- изучение новой темы.
Метод: репродуктивный, практичный.
Форма: урок- презентация.
Средства обучения: учебник, карта, атлас, компьютер.
Предварительная подготовка: сообщения «Синопское сражение 18 ноября 1853г.», «Оборона Севастополя 1854-1855г.», ВА Корнилов, ПС Нахимов. «Подвиг врачей в Крымскую войну».
План:
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение новой темы.
1). Накануне войны.
2). Начало войны.
3). Основные события Крымской войны.
4). Парижский мир.
ІІІ. Закрепление темы. Тест.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krymskaya_voyna.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
Крымская война 1853-1856гг.
Цели:
- изучить причины Крымской войны; ход военных действий; выяснить предпосылки и причины поражения России в этой войне;
- продолжить формирование у учащихся представление о роли личности в истории, понятия справедливых и несправедливых воин;
- расширить знания учащихся по теме «Крымская война», развивать умения частично–поисковой деятельности, делать выводы; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;
-воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах отчаянной, мужественной обороны родной земли российскими солдатами, работы медиков в труднейших условия осажденного Севастополя.
Тип урока: урок- изучение новой темы.
Метод: репродуктивный, практичный.
Форма: урок- презентация.
Средства обучения: учебник, карта, атлас, компьютер.
Предварительная подготовка: сообщения «Синопское сражение 18 ноября 1853г.», «Оборона Севастополя 1854-1855г.», ВА Корнилов, ПС Нахимов. «Подвиг врачей в Крымскую войну».
План:
І. Организационный момент.
ІІ. Изучение новой темы.
1). Накануне войны.
2). Начало войны.
3). Основные события Крымской войны.
4). Парижский мир.
ІІІ. Закрепление темы. Тест.
Ход урока.
І. Вступительное слово учителя
«Здравствуйте! Садитесь. Сегодня у наc, ребята, урок-презентация. Мы будем проводить его при помощи компьютера.»
Одно из направлений внешней политики России во ІІ половине 19 века- это восточный вопрос.
Понятие «Восточный вопрос» в литературе обозначает узел международных противоречий кон. 18 – нач.20 века, связанный с освободительной борьбой балканских народов против турецкого ига, процессом распада Османской империи и борьбой великих держав за раздел турецких владений.
В эволюции восточного вопроса условно можно выделить 3 этапа:
1 этап. 2- я половина 18 века – 10- е годы 19 века – это борьба России за утверждение в Северном Причерноморье и право прохода ее кораблей через Босфор и Дарданеллы в Средиземном море, а также за признанием Турцией русских интересов на Северном Кавказе и в Закавказье.
2 этап. 1820 - 1870гг. – кризис Османской империи и нарастание борьбы балканских народов за национальную независимость от Турции.
3 этап. 1880- 1920 гг. – окончательное разрешение Восточного вопроса.
В 20-50- е годы 19 века было 3 кризисных ситуации Восточного вопроса.
Первый кризис (начало 20- х годов 19 века) - это освободительное движение в Греции против Османского ига.
Второй кризис (начало 30-хгодов 19 века)- восстание в Египте, угроза распада Османской империи.
Третий кризис (нач. 50 годов).- спор о «Палестинских» святынях между Россией и Францией.
Причины кризисов.
- Упадок могущества Османской империи. Стремление Турции сохранить свои позиции на международной арене.
- Рост освободительного движения народов, входящих в состав Османской империи.
- Борьба европейских стран за укрепление своих позиций в ближневосточном регионе.
Для России решение Восточного вопроса означало:
- Обеспечение безопасности южных границ.
- Установление освободительного движения народов, входящих в состав Османской империи.
- Укрепление политического влияния на Балканах и Ближневосточных регионах.
Таким образом, последний кризис 50- х годов был наиболее серьезным и привел к развязыванию неудачной для России войны.
ІІ. 1. Итак, тема сегодняшнего урока «Крымская война 1853-1856гг.».
Для изучения этой темы нам нужно выяснить причину этой войны.
Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на стр. 81 §10. прочитайте два первых абзаца и найдите причину возникновения Крымской войны.
(После чтения учащиеся называют причину). Причина - борьба России и Франции за укрепление влияния на Ближнем востоке.
Учитель: А теперь из этого же теста назовите событие, ставшее поводом для начала войны.
(Учащиеся находят и читают по учебнику). Повод- спор из- за политических святынь.
Учитель. Спор между католическим и православным духовенством в Палестине, спор из-за святых мест сыграл роль детонатора. В чьем ведении должны находиться «палестинские святыни»? Кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлееме. Россия представляла интересы православных, а Франция- католических. Под давлением Франции султан решил вопрос в пользу католиков. Попытки удалить проблемы дипломатическим путем не удалось. Россия под предлогом защиты православного населения в Османской империи ввела войска в дунайские княжества – в Молдавию и Валахию. При этом Россия рассчитывала на поддержку Австрии и, что удастся договориться с Англией. Но в 1853г. Англия и Франция заключили между собой договор против России. Австрия боялась усиления России и поддерживала Англию и Францию. Таким образом, Россия оказалась в дипломатической изоляции. После отказа России вывести войска из княжества 16 октября 1853 г. султан Абдул - Меджиб объявил войну России.
2.. Учитель: «Крымская война- война России против коалиции за господство на Ближнем востоке.
против Франция, Англия, Турция +
Россия →→→→→→→→→ враждебность к России Австрии
Крымскую войну можно разделить на 2 этапа.
1 этап. 2 этап.
Июнь 1853- нач.1854г.г. Нач.1854-1856г.г.
Россия воевала с Турцией. Вступление в войну Англии и Франции.
Основные военные действия разворачивались.
В Крыму На Дунае В Закавказье
Крепостная Россия отставала в военно-техническом отношении от капиталистических стран – Англии и Франции. Пока Россия имела дело с отсталой Турцией, она еще могла воевать и побеждать, но успешно воевать с Англией и Францией не могла.
/ Опережающее задание/
Вам было дано задание разобрать и подготовить сообщения «Основные военные действия». Начнем с военных событий на Дунае, затем переместимся в Крым и Закавказье.
ІІІ. Прослушать сообщение учащихся. По ходу сообщений идет работа по карте, показываются слайды: Синопский бой, Малахов курган, Севастополь, Нахимов ПС., Корнилов ВА., Пирогов НИ.
Учитель: Падение Севастополя решило исход войны. 349- дневная оборона закончилась.
На последнем этапе войны боевые действия продолжались в Закавказье, хотя он в данном случае был второстепенным. Здесь русским войскам традиционно сопутствовал успех. Взятие русскими турецкой крепости Карс и отражение наступления англо – французского десанта на Таманском полуострове решающее значение не имела. Только окончательная сдача Севастополя помешала русским развить успех. Война была проиграна.
Вопрос классу.
-Почему оборона Севастополя считается для русской армии светлой страницей всей Крымской войны? /выдвигают свои версии./
Учитель: Военные действия для России развивались неудачно. И лишь самоотверженность солдат и офицеров Севастополя, которые сопротивлялись превосходящему их в технике противнику, ускорила заключение мирного договора и его относительную мягкость для России, спасла честь страны.
Вопрос классу.
-Почему Россия проиграла войну? (дети выдвигают свои версии, причины поражения России)
Учитель: В России господствовали феодально-крепостнические отношения. Они тормозили экономическое развитие и определяли ее военно–техническую отсталость. Военные заводы были, но работали они плохо из–за примитивной техники и непроизводительного труда. Отсюда видно, как русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Новые образцы оружия почти не вводились. Русскую пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Ну и наконец, пагубно отразилось на боеспособность русской армии убийственное состояние транспорта и путей сообщения.
Итак, главная причина поражения России в Крымской войне – это…
/дети формулируют сами/ социально-экономическая отсталость России от стран Западной Европы.
Учитель. Русская армия была обескровлена, казна пуста, хозяйство расстроено.
Не рассчитывая на близкое окончание войны, обе стороны заговорили о мире. Собственно о мире заговорил Наполеон III, который не хотел ни усиливать Англию, ни ослаблять Россию сверх меры. Английские верхи хотели продолжения войны, но Франция не хотела больше воевать, Турция не могла, а бороться против России один на один не в правилах Англии.
АлександрII пошел на переговоры. Мирный договор был подписан 30 марта 1856года в Париже на международном конгрессе. Союзники неприемлемых требований не выдвинули. Свежи были еще воспоминания об изнурительной и кровопролитной осаде Севастополя. Тогда говорили, что за спиной русской делегации стоит тень Нахимова. Русские дипломаты старались свести до минимума территориальные потери. Это им удалось.
Работа с учебником.
-Прочитайте о решениях Парижского конгресса. Назовите условия Парижского мирного трактата.
Работа со словарем.
Дайте определение терминам трактат, «нейтрализация Черного моря».
Учитель: По Парижскому мирному договору Россия потеряла
Потеря Россией Парижский Закрытие на время мира про-
Южной Бессарабии. мир1856г. ливов Черного моря для всех
Сохранение Севастополя стран.
Запрещение России иметь военный флот,
крепости и арсенал на Черном море.
Значение парижского мира для России.
- Незащищенность южнорусских рубежей.
- Катастрофическое ослабление позиций России в Причерноморье.
- Падение международного авторитета России.
Задание классу. Определите характер Крымской войны со стороны России.
Учитель. Падение Севастополя. Так закончилась севастопольская эпопея. Она вписана славной страницей в истории русского народа.
Крымская война была несправедливой со стороны России, но не народ затеял ее. Поскольку война была затеяна и враги пришли на русскую землю, русские люди, защищая Отечество, совершали чудеса героизма.
Значение Севастопольской обороны 1854-1855гг., заключается в том, что она показала всем исключительную силу патриотического чувства русского народа, стойкость его национального характера и самоотверженность.
Работа с документом.
Саратовский журналист И.Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством умственного развития».
- Как вы понимаете эту фразу?.
/ Речь идет о техническом превосходстве флота и армии Англии и Франции над российскими: паровой двигатель и броня кораблей, нарезные орудия и стрелковое оружия, снабжение армии, не подверженное воровству интендантов, тактическая выучка войск и. т.д. Все это вместе взятое оказалось сильнее самоотверженности и храбрости российских солдат и офицеров/.
Беседа с классом.
1.С какими выдающимися людьми мы сегодня познакомились? Кто может рассказать об одном из них?
2. Какой писатель участвовал в Крымской войне? Какие книги он написал?
3.С каким врачом мы познакомились? Расскажите о нем.
/ По ходу беседы и рассказа учащихся, показываются слайды личностей/.
Учитель. И какой же вывод мы делаем по нашей теме? / учащиеся выдвигают свои версии/.
Крымская война нанесла сокрушительный удар всей внешнеполитической системе царизма. Она обнажила гнилость феодально-крепостнического строя России и показала, что стране необходимы преобразования.
III. Закрепление темы.
А сейчас, для закрепления темы проведем проверочную работу в виде теста.
ТЕСТ.
I.Важнейшим вопросом внешней политики России во II половине ХIХвека был:
1. Восточный вопрос; 2. отношение с Англией; 3. борьба за безопасность России на Балтике.
II. Во второй половине ХIХ Россия воевала с:
1. Англией; 2.Турцией; 3.Францией.
Ш. Черноморская эскадра русского флота в Крымской войне:
1. была разбита в Синопской битве; 2.была затоплена у входа в Севастопольскую бухту; 3.ушла в Средиземное море.
ІV. Европейское государство, воевавшее против России в союзе с Турцией, Англией и Сардинией.
1.Швеция; 2.Австрия; 3.Франция.
V. Хронологические рамки Крымской войны.
1.1853-1856гг.; 2.1854-1855гг.; 3.1864-1865гг.
VІ. Парижский мир, завершивший Крымскую войну, был подписан в:
1.1856г. 2. 1855г. 3. 1857г.
VII. Крымская война показала (найдите лишнее):
- экономическую и военную отсталость России;
- мужество и стойкость русских солдат;
- предательство русского командования.
VIII. Назовите дату обороны Севастополя.
1. 1854-1855гг. 2. 1855-1856гг. 3. 1853-1856гг.
IХ. Причины поражения России в Крымской войне.
1.плохое военное командование;
2.отставание от европейских стран в промышленности и военной технике;
3.плохая военная подготовка русской армии.
Х. падение Севастополя, предрешившее поражение России в Крымской войне, произошло в:
1.1854г. 2. 1855г. 3. 1856г.
Проверка теста и оценивание учащихся.
Учитель. На этом наш урок окончен. Спасибо. Досвидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"
Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....
Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова. Использование анимации в мультимедийных презентациях.
Интегрированный урок литературы и информатики. Авторы: учитель русского языка и литературы Филиппова Л.В., учитель информатики Коробова Н.М....
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)
Пояснительная записка Урок по теме : «Отголоски войны» предназначен для курса «Русская литература» по гуманитарному направлению...
Курсовая работа по литературе на тему: Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»
Курсовая работа по литературе на тему:Образ войны и человека на войне в трилогии Константина Михайловича Симонова «Живые и Мертвые»...
Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»
Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...
Сценарий конкурса чтецов на тему «У войны - не женское лицо, у войны - не детское начало!»
Женщина и война. Дети отгремевшей войны... Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Жить им вечно — в благодарной памяти народной, в цветах, весеннем сиянии березок, в перв...