История одного татарского села
статья по истории

Курмакаев Юнир Якубович

Трудно  отыскать на бескрайних просторах России область, где бы не было татарских сел. У каждого поселения своя  неповторимая судьба, и я задался целью глубже узнать про  свою малую родину, про ее историю, о социально-экономическом развитии, этническом составе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_ust-uzy.doc234.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         

   

Автор – Курмакаев Ю.Я.

 Трудно  отыскать на бескрайних просторах России область, где бы не было татарских сел. У каждого поселения своя  неповторимая судьба, и я задался целью глубже узнать про  свою малую родину, про ее историю, о социально-экономическом развитии, этническом составе.  

       Со времени присоединения Нижнего Поволжья  к Русскому государству (ХVI в.)  началось его  интенсивное заселение. Тысячи холопов и пашенных крестьян бежали от помещиков на Дон, Яик, в безлюдное дикое поле - на Нижнюю Волгу, чтобы избавиться от повинностей и оброков. Сюда же устремились беглые чуваши, татары и мордва из бывшего Казанского ханства. Гонимые преследованиями царской администрации, произволом русских помещиков, отнимавших земли, насильственной христианизацией, они селились главным образом в северной, лесистой части края. Кроме оброчников, северная часть края продолжала  заселяться служилыми людьми – мордвой, русскими, татарами и чувашами. Многие из них поселялись здесь правительством на условиях получения земли в ясак.

   Наиболее интенсивно происходило обживание прежде всего северо-западной части края,  прихоперских и примедведицких мест, а также притоков реки Суры, распространяясь далее на земли будущих Сердобского, Кузнецкого, Петровского,  и Балашовского уездов. Эта часть края наиболее лесистая и одновременно богатая плодородными землями и угодьями с полноводными реками Хопром и Медведицей. По мнению историка А.Х.Халикова, в 80-х годах XVII столетия и начале XVIII века служилые татары, в основном выходцы из темниковской группы, образуют ряд деревень и сторожевых пунктов по рекам Узе, Терешке, а затем  и в районе будущего г. Хвалынска. Так, к началу XVIII века в основном завершается расселение татарско- мишарского населения в волжском правобережье.[1]

        Документ «Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые центральным статистическим комитетом внутренних дел  XXXVIII, Cаратовская губерния» (Санкт Петербургъ 1862 (№632) по сведениям 1859г. обработанным старшим редактором А.Артемьевым), гласит:

   «Татары, остатки приволжских орд Астраханской и, кажется, более Казанской, в числе 55000 душ (3,48%) живут в уездах: Вольском, Кузнецком, Петровском и Хвалынском. Они находятся в следующих селениях: …В уезде Петровском –  Усть –Уза, Старый Вершаут, Пакаевка, Карлыган, Белая Гора, Абдуловка, Яковлевка, Новый Вершаут, Сулеевка.

Там же: Петровский уезд.

  • На Московском почтовом тракте из г. Петровска в г. Пензу по левую сторону этого тракта Усть – Узинский выселок (Новая Усть – Уза) деревня казенная, при пруде. Расстояние: 20/135; ч. дворов = 120. м.п. = 423; ж.п. = 480, мечеть» 1.

Вот данные о расселении татар в Волго - Уральском регионе в XVIII – XIX вв[2]. :

Губерния,

уезд

Год

1762

1782

1795

1833

1857

1897

Саратовская,

Петровский

1572

3598

4630

6564

8840

12394

  По данным районного комитета по статистике,  в 2002 году в районе и городе проживали 1990 татар. В основном они живут в татарских селах: Новая Усть – Уза, Татарская Пакаевка и Новый  Вершаут

     Село Новая Усть Уза образовано в 1789 году. Первые жители – выходцы из села Усть-Уза Шемышейского уезда Пензенской губернии. 10 семей во главе со своим старшиной Манюш бабаем облюбовали места рядом с красавицей - речкой Медведицей. Она долгие годы служила верой и правдой новоселам. Усть -Узинцы в речке ловили рыбу, а по берегам росли леса, богатые разными ягодами. А самое главное богатство здешних мест – плодородная земля. Ее было много, хватало всем. Только работай, не ленись. По воспоминаниям, дошедшим до нас, устьузинцы жили не бедно.

   По сведениям 1894 года, крестьяне татарской деревни Усть – Уза Петровского уезда, главным образом занимаются извозом и торговлей. «Торговля их состоит в том, что крестьяне скупают у населения окрестных деревень  шкуры, шерсть, щетину, медь и пр., некоторые заезжают от дома верст за 250 – 300. Собранный по мелочам товар торговцы привозят домой, где сортируют его известным образом и затем перепродают или на ярмарках крупным торговцам, или же в своем селении скупщикам, которые ведут торговлю с промышленными центрами, как Москва, Казань и пр. Ремесленников в Усть – Узе было мало,  занимались земледелием, большая часть населения – более 300 человек – занималась извозом. В извозе татары ездят: от окрестных владельцев – с хлебом, с мукомольных мельниц – с мукой, от лесоторговцев – вывозят дрова, лес и пр».[3]

  Измайлова Жома в национальной одежде. Снимок 1913 года

       Сельчане думали о приобщении своих детей к грамоте. Первые достоверные сведения о  школе в селе Новая Усть-Уза имеются в историческом источнике – «Положение народного образования в Саратовской губернии. Выпуск 2.  Петровский уезд. 1897г.»:

Название селений

Училище помещается в:

Имя и фамилия учителя

Знание и образовательный ценз учит

На содержание училища получается

Число учащихся

маль

дев

всег

Усть -Уза

Общ.дом

Рахметуллин

Указной мулла

бесплатно

50

18

68

Там же есть сведения о численности населения : « население в 1889 году – муж.- 817, жен. – 627,татары». Далее в этом же источнике: «В Усть-Узинском выселке русской грамоты не знают, по- татарски умеют читать, а некоторые и писать. Обучаются 50 мальчиков и 18 девочек бесплатно у двух мулл, в нарочно устроенном доме»[4].

В историческом документе  «Доклады и отчеты Петровской Уездной Земской Управы Петровскому уездному земскому собранию. 1901г.»  в разделе статьи расхода есть такие данные: «Ст. 4. Пособие учебным заведениям, содержимым за счет частных и общественных средств:

в) На открытие русского класса при татарской школе в дер. Ново – Усть – Уза выделить в 1900 году 160 рублей»[5]. Есть все основания  считать, что официально русской грамоте в Усть  - Узе начали обучать именно в 1900 году.

     Благодатная земля манила новых переселенцев. В газете «Саратовский листок» » за 1905 год есть весьма любопытный материал, где говорится, что в Усть-Узе Петровского уезда проживает 1852 женщины и 1654 мужчины. По воспоминаниям старожилов, в начале ХХ века в селе функционировал мукомольный и кожевенный заводы, мельница. Действовали 4 начальные школы, 3 мечети.  Был большой базар, куда по выходным съезжались жители окрестных сел.

         В историческом документе « Водоснабжение в Саратовской губернии в санитарном отношении» есть данные о числе жителей села в 1912 году: « 2667 жителей, 50 колодцев, 1 озеро, 1 пруд».[6]

           В 1918 году в Усть – Узе установилась советская власть.

На снимке:  Красный обоз – подарок съезду  от Новоустьузинского сельсовета.1929г.

      Страшными выдались 1920- 1921 гг. Голод в Поволжье коснулся и нашего села. «Фактически голодаемость населения Петровского уезда началась еще до снятия урожая 1921 года. Целый ряд волостей уезда, особенно северо-восточных и северо-западных не имели хлеба за несколько месяцев до снятия урожая… С целью обследования голодаемости и эпидемической заболеваемости населения широко практиковались Отделом Здравоохранения посылки летучих врачебных отрядов на места, где производились подворные обходы.  В новой Усть – Узе, где была обнаружена эпидемия оспы, была произведена вакцинация и ревакцинация – всего 600 прививок. Врач Н.И.Шестоперов, обследовавший татарское село Ново-Усть-Узу, фиксируя 91 свежих случаев возвратного тифа, говорит, что на селе имелось в два или в три раза больше указанной цифры…»[7] 

      Как видим, Усть-Уза не оставалась в стороне исторических перипетий- 4 человека сражались в составе знаменитой 25 Чапаевской дивизии. Сталинские репрессии, голод тоже не прошли  село стороной. В музее школы имеется документ о реабилитации усть-узинцев. Сотни человек ушли из села защищать Родину в 1941 году. 82 из них не вернулись.

     Среди них и Герой Советского Союза Керим Мусякаевич Ягудин. Он родился в 1915 году в семье бедняка. Рано умерла мать. Керим помогал отцу растить младших. Став повзрослее, он пошел работать в Жерновский заготовителем и работал там до призыва в армию. Попал служить на Дальний Восток. Смышленого и веселого парня однополчане сразу полюбили. В августе 1938 года их роте выпала доля отражать на границе, у озера Хасан вторжение японцев. За героизм, проявленный в этом бою, и было присвоено ему звание Героя Советского Союза. Он получил орден Ленина за номером 115. Командование направило отважного  солдата  в полковую школу г. Киева. И в военном училище Керим стал отличником боевой и политической подготовки. Был избран депутатом Киевского городского Совета.

     Училище он закончил в 1942 году, когда шли тяжелые бои под Харьковом. Здесь он командовал взводом; был тяжело ранен. После госпиталя он командовал батареей в боях под Сталинградом, участвовал в освобождении Севастополя. Последний бой он принял под Каунасом. Тяжело раненного командира солдаты нашли после отражения атаки врага. Он умер 20 августа 1944 года так и не узнав, что ему присвоено очередное звание – гвардии майор.

  Новая    Усть  - Уза является родиной и  Яраева Рифата Шаховича, подполковника, кандидата военных наук. Он прошел войну от первого до последнего дня. Награжден  5 боевыми орденами  и 17 медалями.

     Эти скупые газетные строки говорят о многом:   «Колхозники и колхозницы артели имени Нурвахитова Жерновского района собрали бойцам Красной Армии 16 кг мёда, 5 баранов, 2500 яиц, 26 кг. масла, мыло, носки, платки».

Газета «Коммунист», 24 мая 1941 г.

«24 июня в районном центре Березовка состоялся многолюдный митинг, на котором выступил участник боев на озере Хасан Герой Советского Союза К.М. Ягудин. Он сказал: «Весть о вероломном нападении фашистской Германии на нашу страну вызвала у всех советских людей гнев и возмущения. Враг решил еще раз испытать наши силы. Я знаю, какая сила у Красной Армии, и от имени всех воинов заверяю вас, что фашистская гадина будет раздавлена. Победа будет за нами, мы победим!»

Газета «Сталинский путь» от 25 июня 1941 г.

         «Здравствуйте, дорогие товарищи!

  Пишет вам с фронта Зяки Абдряев. Три недели назад вы провожали нас на фронт и наказывали бить фашистов без промаху, не давать пощады гитлеровским стервятникам. Мы, как и все воины нашей доблестной Красной Армии, честно выполняем ваш наказ. Не щадя своей жизни, бьем ненавистного врага. В колхозе скоро начнется горячая пора – уборка урожая. Мы просим вас, товарищи колхозники и колхозницы, честно потрудиться на полях. Сделайте так, чтобы не пропал ни один колосок, чтобы не упало ни одно зернышко. Помните, что каждый лишний пуд хлеба – крепкий удар по фашизму. Желаем вам успехов. О нас не беспокойтесь. Мы перебьем зубы гитлеровским шакалам и придем домой, чтобы с вами вместе продолжать строить нашу замечательную жизнь.

По поручению товарищей – З.Абдряев».

                        Газета «Сталинский путь» от 6 мая 1942 г. ,   Жерновский район.

       С 1929 года колхоз имени Нурвахитова считался одним из лучших в Жерновском районе. В селе более 10 человек получили ордена и медали за трудовые подвиги. Это  - Ляпин Х.В. Абдряев С.А., Нугаев Ж.Х., МенишовЖ.З., Шенгеряев З.С., Абдряев З.С., Алиев Ш.А., Ляпин  Р.З. Курмакаев З.Х. и др.

  В 1961 году село потеряло свою самостоятельность, став одним из отделений совхоза Жерновский.

         В 1996 году село отделилось от совхоза Жерновский, организовав колхоз им. Ягудина.

    Сейчас в Н. Усть – Узе проживают 268 жителей. Из них мужчин -122. Из всех жителей татары составляют 94%, русские – 2,5 %, имеющих высшее образование – 7%, среднее специальное – 10%, дошкольников – 6% школьников – 7%, пенсионеров -28%, фермеров – 2,7%.  Сельские ребята обучаются в средней школе. Преподавание родного языка восстановлено в 1987 году.

           Огромные перемены, происходящие в России, коснулись в полной мере и нашего села. Но несмотря ни на что, в школе преподается родной язык, население придерживается национальных традиций,  помогает сохранять самобытность  села. И это меня радует! Я буду и дальше продолжать свою работу по изучению истории  села, и надеюсь, мне удастся  собрать более богатый материал по данной теме. Каждый человек должен как можно больше знать  о своих корнях, интересоваться своей родословной, прошлым и настоящим своей малой родины.

Список литературы.

  1. Булычев Н.В. Социально-экномическое развитие Саратовского края в первой половине XIX века.Саратов, 1990.

  1. Водоснабжение в Саратовской губернии в санитарном отношении. Выпуск первый. Петровский уезд. Санитарного врача Е.П.Розанова. Издание Саратовской губернской земской управы. 1912 г.

  1. Доклады петровской уездной земской управы. 1906 г. Петровск. Типография Н.Г.Боронеева.

  1. Доклады и отчеты Петровской Уездной Земской Управы Петровскому уездному земскому собранию. 1901г. Аткарск. Аткарская типография. 1902г.

  1. Исхаков Д.М. Этнографические группы татар Волго – Уральского региона. Казань, 1993.

  1. О голоде. Сборник статей по вопросам голодаемости населения и борьбы с голодом в Петровском уезде Саратовской губернии. 1921-1922гг. Под редакцией Иваницкого-Василенко. Издательство Уездного Отдела Здравоохранения. 1923г.

  1. Положение народного образования в Саратовской губернии. Выпуск 2. Петровский  уезд. Саратов. Типография губернского земства. 1897.
  2. Саратовский листок. 1905, 14 мая.

  1. Смирнова Н.А. Материалы о татарском населении Саратовской губернии.1996.

  1. Списки населенных мест Саратовской губернии. 1911г. петровский уезд. Саратов. Земская типография.

  1. Таблицы статистических сведений по крестьянским общинам Петровского уезда: по переписи 1894г. Саратов, 1894.

  1. Татары. М., 2001.

  1. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М., 1967.

  1. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978.

  1. Материалы краеведческого музея г.Петровска

  1. Материалы школьного музея


[1] А.Х.Халиков. Происхождение татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1978. С.151.

[2] Татары. М., 2001.

[3] Таблицы статистических сведений по крестьянским общинам Петровского уезда: по переписи 1894г. Саратов. С. 14 – 15.

[4] Положение народного образования в Саратовской губернии. Выпуск 2.Петровский  уезд. Саратов. Типография губернского земства. 1897.

[5] Доклады и отчеты Петровской Уездной Земской Управы Петровскому уездному земскому собранию. 1901г. Аткарск. Аткарская типография. 1902г.

[6] Водоснабжение в Саратовской губернии в санитарном отношении. Выпуск первый. Петровский уезд. Санитарного врача Е.П.Розанова. Издание Саратовской губернской земской управы. 1912 г.

[7] О голоде. Сборник статей по вопросам голодаемости населения и борьбы с голодом в Петровском уезде Саратовской губернии. 1921-1922гг. Под редакцией Иваницкого-Василенко.. Издательство Уездного Отдела Здравоохранения. 1923г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »

Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел...

Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"

Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...

Викторина по истории Алтая и села Тогул.

Творческие  познавательные вопросы по истории малой Родины для учащихся 6-9 классов....

"Легендарная топонимика. История названия улиц села Ермоловка".

Трудно найти человека, который хотя бы раз в жизни не спросил себя почему именно так, а не иначе названы его родные деревня или город, речка, текущая под оврагом, улица, на которой он живет. Я предпол...

История и население села Воскресенское Каслинского раона Челябинской области

Истории и население села Воскресенского Аннотация Цель исследовательской работы: собрать и оформить материал об истории села Воскресенского. Задачи исследовательской работы: - провести ...

"История Христорождественской церкви села Полховский Майдан"

Краеведческий материал об истории храма с. Полховский Майдан....

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык.

Замысел, история создания «Истории одного города». Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Элементы антиутопии в «Истории одного города». Эзопов язык....