Конспект урока "Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III" 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)
Конспект урока "Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III
Предмет, Класс | История, 8а |
УМК | Пчелов Е.В. История России. XVII-XVIII века: Учебник для 8 класса средней школы. |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Форма урока | Комбинированный урок |
Цель урока: | Рассмотреть период правления императрицы Елизаветы Петровны |
Задачи: | Обучающая: дать характеристику личности императрицы, определить основные направления внутренней и внешней политики Елизаветы Петровны. |
Развивающая: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений,. | |
Воспитательная: способствовать формированию патриотических чувств учащихся. | |
Планируемые результаты | 1. Личностные: осмысление исторического опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе |
2. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучении; решать познавательные задачи, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. | |
3. Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; | |
Оборудование | Мультимедийная установка, карта, портеры императоров |
Основные понятия | Дворцовый переворот, Антипрусский союз |
Основные имена | Елизавета Петровна, Фридрих II Великий, П.А. Румянцев, П.С. Салтыков |
Основные даты | 1741-1761 – царствование Елизаветы Петровны, 1756-1762 – участие России в Семилетней войне. |
Список используемой литературы |
|
2. Для учащихся: Пчелов Е.В. История России. XVII-XVIII века: Учебник для 8 класса средней школы. |
Ход урока
Этапы урока | Основное содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Приветствие, организация внимания | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
2. Актуализация знаний учащихся | Беседа по вопросам:
Задание:
«Если бы Елизавета Петровна приказала написать историю XVIII столетия, то глава о царствовании императрицы Анны Иоанновны кончалась бы датой ее смерти 17 октября 1740 года, а следующая за ней глава о счастливо царствующей государыне Елисавет Петровне начиналась бы датой 25 ноября 1741 года» - Что произошло между этими двумя датами? - Почему о свергнутом императоре было приказано забыть навсегда? - Что должны были сделать Анна Иоанновна и Анна Леопольдовна, чтобы не упустить престол из рук потомков Ивана V? | Организует беседу с учащимися. Организует работу по выполнению заданий, направленную на актуализацию знаний | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания, проверяют правильность выполнения задания по эталону, решают познавательные задачи |
3. Формулировка цели и задач урока | Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого Елизавета Петровна. Это был четвертый дворцовый переворот. Тема нашего урока: «Императрица Елизавета Петровна». - Что мы должны узнать сегодня на уроке? Сформулируйте основные задачи. | Помогает учащимся сформулировать цель и задачи урока | Формулируют цель и задачи урока |
4. Мотивация к учебной деятельности | Императрица Елизавета была последней правительницей России, являвшейся Романовой «по крови». Правление Елизаветы оценивалось исследователями неоднозначно. А.Толстой в сатирическом стихотворении «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» писал: Весёлая царица Была Елизавет: Поёт и веселится, Порядка только нет. Современник императрицы М.В.Ломоносов писал: Что Вы, о позные потомки, Помыслите о наших днях? Дела Петровой дщери громки… Сегодня на уроке мы должны определить насколько эти поэтические образы соответствовали действительности, и высказать свое мнение по данному вопросу. | Помогает учащимся осознать важность изучаемого материала | |
5. Изучение новой темы | Теперь нам предстоит составить ее исторический портрет. По какому плану составляется исторический портрет? План:
1. Личность императрицы. Годы правления: 1741-1746 гг. - Просмотр презентации Задание: Самостоятельно прочитайте текст учебника , выпишите основные направления внутренней политики. Задача: Прокомментируйте некоторые мероприятия, осуществленные в период правления Елизаветы Петровны:
| Организует работу учащихся, корректирует, дополняет, помогает кратко записать ответы в тетрадь | Отвечают на вопросы учителя, делают записи в тетради, работают с текстом учебника и историческими документами. Работая в парах, решают познавательные задачи. |
6. Закрепление | Годы правления императрицы Елизаветы Петровны В годы правления Елизаветы Петровны … Семилетнюю войну Россия вела против… | Организует работу по закреплению нового материала | Выполняют тестовое задание, осуществляют взаимопроверку. |
7. Подведение итогов | Предлагает ответить на вопрос, поставленный в начале урока. - Сформулируйте Ваше отношение к Елизавете Петровне и ее правлению. | Предлагает ответить на вопросы, поставленные в начале урока. Оценивает успехи отдельных учеников | Отвечают на поставленные вопросы |
8. Рефлексия | Устанавливается соответствие между задачами урока и его результатами. – повторил - узнал - вспомнил | Включает учащихся рефлексию | Оценивают свою деятельность на уроке |
Домашнее задание | § 12 заполнение таблицы | Объясняет д/з | Записывают д/з в тетрадь и дневник |
Приложение
Приложение 1. Восстановите на ленте времени правильную очерёдность правления наследников Петра I
Екатерина I | Анна Иоанновна | Елизавета | Анна Леопольдовна | Пётр II | Пётр I | Иоанн Антонович |
Приложение 2.
Определите, о каком историческом деятеле идёт речь. Сравните правильность ответа по эталону.
Характеристика |
|
|
|
|
|
|
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Екатерина I | Анна Иоанновна | Елизавета | Анна Леопольдовна | Пётр II | Пётр I | Иоанн Антонович |
Приложение 3.
- «Девятнадцатилетнее царствование этой государыни дало всей Европе возможность ознакомиться с ея характером. В ней привыкли видеть государыню, исполненную доброты и гуманности, великодушную, либеральную и щедрую, но легкомысленную, беспечную, питающую отвращение к делам, любящую сверх всего удовольствия и развлечения, верную скорей своим вкусам и привычкам, чем страстям и дружбе, до крайности доверчивую и всегда находящуюся под чьим нибудь влиянием. Для нея ненавистно всякое напоминание о делах, и приближенным нередко случается выжидать по полугоду удобной минуты, чтобы склонить ее подписать указ или письмо» (Русский Двор в 1761 году. Перевод с французской рукописи Лафермиера)
- «Царствование ее было не без славы, даже не без пользы. <…> Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования, побеждала первого стратега того времени Фридриха Великого, брала Берлин, уложила пропасть солдат на полях Цорндорфа и Кунерсдорфа; но с правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование до 1762 г. не оставляло по себе такого приятного воспоминания. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти. (историк В.О. Ключевский)
- «Сквозь ее доброту и гуманность в ней нередко просвечивает гордость, высокомерие, иногда даже жестокость, но более всего подозрительность. …Императрица Елизавета в совершенстве владеет искусством притворяться. Тайные изгибы ее сердца остаются недоступными даже для самых старых и опытных придворных, с которыми она никогда не бывает так милостлива, как в минуту, когда решает их опалу». (Ж.-Л.Давье, секретарь французского посольства, современник Елизаветы Петровны)
- «При правлении Елизаветы Россия пришла в себя. На высших местах управления снова явились русские люди, и когда на место второстепенное назначали иностранца, то Елизавета спрашивала: разве нет русского? Иностранца можно назначить только тогда, когда нет способного русского... Наследовав от отца уменье выбирать и сохранять способных людей, она призвала к деятельности новое поколение русских людей, знаменитых при ней и после нее и умела примирять их деятельность…» ( историк С.М. Соловьев)
Приложение 4.
Схема характеристики войны
1. Хронологические рамки
2. Страны - участники
3. Причины войны
4. Основные сражения: д/з стр.185 вопрос №6
5. Итоги войны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Елизавета Петровна"
Презентация для внеклассных мероприятий, классных часов, бесед о Российской императрице Елизавете I Петровне....
М.В.Ломоносов. Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года
Цель данного урока : Закрепление сведений о биографии М.В.Ломоносова, его роли в литературе . Работа с понятием «ода», с ...
Конспект урока по истории России по теме: "Елизавета Петровна и ее окружение. Внутренняя политика Елизаветы Петровны"
Педагогические цели:· образовательная: вооружение обучающихся системой знаний, умений и навыков;·...
Презентация: Елизавета Петровна - Императрица России. История - 8 класс.
В этой презентации содержится информация об императрице Елизавете Петровне, правившей в России в 1741 - 1761 годах....
Дворцовые перевороты: после Петра I до Елизаветы Петровны
Презентация к уроку истории в 8 классе...
Елизавета Петровна. Внешняя политика
Елизавета Петровна. Внешняя политика...