Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс)

Вяткина Елена Валерьевна

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_istoriya_drevnego_mira.docx107.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Структура рабочей программы является формой представления учебного предмета  как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:

1. Пояснительная  записка

2. Общая характеристика учебного предмета

3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного предмета, курса.

6. Содержание учебного предмета, курса.

7. Контроль предметных результатов.

8. Календарно-тематическое планирование.

9. Технологическая карта.

10. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

11. Список литературы.

    Рабочая программа по учебному предмету «История древнего мира»» предназначена для учащихся  5  класса МБОУ «Тарбагатайская СОШ», обучающихся по стандартам второго поколения.

Рабочая программа по истории в 5 классе  составлена на основе примерной программы  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и обеспечена УМК для 5 класса. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников, авторы: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С.Свенцицкая. –М.: Просвещение, 2015.

Цели изучения истории  в основной школе.

формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;  развитие умений по применению исторических знаний в жизни; приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Основными   задачами курса являются:

  1. формирование исторического мышления учащихся;
  2. развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;  формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
  3. формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;
  4. формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
  5. формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
  6. формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
  7.  формирование правовой культуры школьников;
  8. формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  9. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  10. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  11.  развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Общая характеристика предмета.

Место и роль исторического знания в образовании  молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно – нравственное становление личности человека. Социальные функции исторического знания осознавались и использовались в разных обществах с давних времен до наших дней.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» создает «вертикаль» гуманитарного знания.

Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.

Рабочая программа по предмету определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности. Программа по истории на ступени основного общего образования  составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «История») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В  программе по истории на ступени основного общего образования сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного.

    Изучение курса  является важнейшим этапом в формировании у школьников представлений об истории народов и государств. Формируется умение воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды, этапы исторического процесса. Задачей курса является “погружение” учащегося в эпоху, формирование понимание её “духа” через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Учащиеся знакомятся с некоторыми документальными источниками, адаптированным к познавательным возможностям школьников и привлекаемыми лишь в отрывках. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, формируется критический взгляд на событие и его оценки, на мотивы поступков исторических деятелей. В рамках курса учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. Все это способствует развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.

 

Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

     Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе в общем объеме  68 часов, по 2 часа в неделю.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

     Цели и задачи изучения истории в школе формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в социальном контексте. Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

В курсе «История Древнего мира» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии     взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур. Основу курса составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой  деятельности людей, развитие  техники; изменение характера экономических отношений;
- формирование и развитие человеческих общностей;

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; 
- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных  учений и мировоззренческих систем;  научного знания, духовной и художественной культуры;  вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Сквозная линия,   человек в истории, предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности. Цель курса - дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений, основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи  курса – формировать историческое мышление – дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а так же представление о том, чем Древний мир отличается от современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса

Личностными результатами изучения курса «История Древнего мира» являются:

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
  • складывание представлений о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

Метапредметными  результами изучения курса являются:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, игровую, общественную и др.;
  • владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план );
  • способность решать познавательные, творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, проект и др.);
  • готовность к сотрудничеству, групповой, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметными  результами изучения курса истории являются:

  • освоение первоначальных сведений об историческом пути народов, стран и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
  • владение базовым понятийным аппаратом исторического знания;
  • умение правильно употреблять и объяснять исторические термины, понятия, крылатые выражения;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
  • первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе изучения явлений, событий, личностей, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;
  • составление, описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражение своего отношения к ним;понимание вклада древних народов в мировую культуру

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «История древнего мира»

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

   • сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

 

Основное содержание программы:

Введение

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Жизнь первобытных людей

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла — гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».        

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Древний Восток

.Древний Египет

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы.

Держава Тутмоса III.Города — Мемфис, Фивы.Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении: каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров — Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иш-тар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководст-во. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные» полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.

 Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

Древняя Греция

 Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города — Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера».

Возвышение Афин в V в. до и. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий.

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Псократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра.

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

 Древний Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».

Рим — сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор».

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».

Римская империя в первые века нашей эры

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея н Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки.

 Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народоправстве. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.

Контроль предметных результатов

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Система оценки предметных результатов освоения учебных программ с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.

Реальные достижения обучающихся могут соответствовать пазовому уровню, а могут отличаться от него как в сторону превышения, так и в сторону недостижения. Практика показывает, что для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение пазовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствуетотметка «3».

Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:

         повышенный уровень достижения планируемых результатов, отметка «4»;

        высокий уровень достижения планируемых результатов, отметка «5».

Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:

       пониженный уровень достижений, отметка «2»;

         низкий уровень достижений, отметка «1».

Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.

Формы текущего и итогового контроля.

    Основной формой контроля знаний, умений, навыков является текущий контроль знаний (устный опрос,

тестирование, самостоятельная работа), что позволяет:

● определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету;

● установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного

образовательного стандарта общего образования;

● осуществить контроль за реализацией программы учебного курса.

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

Фактически

Раздел 1. Жизнь первобытных людей. (8 ч)

1

Введение в историю Древнего Мира.

1

2

Древнейшие люди.

1

3

Родовые общины охотников и собирателей.

1

4

Возникновение искусства и религиозного верования.

1

5

Возникновения земледелия и скотоводства.

1

6

Появления неравенства и знати.

1

7

Повторительно-обобщающий урок

1

8

Счёт лет в истории.

1

Раздел  2. Древний Восток. (20ч)

9

Государство на берегах Нила

1

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1

11

Жизнь египетского вельможи.

1

12

Военные походы фараонов.

1

13

Религия древних египтян.

1

14

Искусство  Древнего Египта.

1

15

Письменность и знания древних египтян

1

16

Повторительно-обобщающий урок

1

17

Древнее Двуречье.

1

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1

19

Финикийские мореплаватели.

1

20

Библейские сказания

1

21

Древнееврейское царство и его правители.

1

22

Ассирийская держава.

1

23

Образование Персидской  державы.

1

24

Природа и люди  Древней Индии.

1

25

Индийские касты.

1

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

27

Первый властелин единого Китая

1

28

Повторительно-обобщающий урок

1

Раздел 3. Древняя Греция. (21ч)

29

Природа и население Древней Греции.

1

30

Микены и Троя.

1

31

Поэма Гомера «Илиада».

1

32

Поэма Гомера  «Одиссея»

1

33

Религия древних греков.

1

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу.

1

35

Зарождение демократии в Афинах.

1

36

Древняя Спарта.

1

37

Основание греческих колоний.

1

38

Олимпийские игры в древности.

1

39

Греко-персидские войны.

1

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

42

В городе богини Афины.

1

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

44

В афинском театре

1

45

Афинская демократия при Перикле.

1

46

Города Эллады подчиняются Македонии.

1

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1

48

В Александрии Египетской.

1

49

Повторительно-обобщающий урок

1

Тема 4. Древний Рим (17ч).

50

Древнейший  Рим.

1

51

Завоевание Римом Италии.

1

52

Устройство Римской республики.

1

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1

54

Установление господства Рима над всем Средиземноморьем.

1

55

Рабство в Древнем Риме.

1

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1

57

Восстание Спартака.

1

58

Единовластие Цезаря в Риме.

1

59

Установление империи в Риме.

1

60

Соседи Римской империи

1

61

В Риме при императоре Нероне.

1

62

Первые христиане и их учение.

1

63

Расцвет Римской империи во II веке.

1

64

«Вечный город» и его жители.

1

65

Римская империя при Константине.

1

66

Взятие Рима варварами.

1

67

Повторительно-обобщающий урок

1

Итоговое повторение (1 ч).

68

Повторительно-обобщающие уроки

1

Тема урока

Предметные результаты

Формируемые УУД

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

1

Что изучает история древнего мира.

Научатся определять происхождение и смысл понятия «история», типы и виды исторических источников

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном

материале.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю.

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

8

Летоисчисление

Научатся определять столетие, тысячелетие, от Рождества Христова, хронологию Получат возможность научиться: ориентироваться во временных рамках Древнего мира

Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени.

Уметь определять историческое время по ленте времени.

Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период.

2-3

Первобытные собиратели и охотники.

Древнейшие люди.

1 Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала

Изображать  в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни.

Показывать на карте места расселения древнейших людей.

Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека.  Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе.

Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство.

4

Возникновение искусства Первобытные верования

1 Научатся определять термины: религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

Освоение общемирового культурного наследия.

Охарактеризовать первобытные верования людей.

Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах

Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников.

5

Древнейшие земледельцы и скотоводы.

Возникновение земледелия и скотоводства.

1 Научатся определять

термины: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на карте территории расселения

Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе.   Ориентация в системе моральных норм и ценностей.

Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства.  Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека.

 

Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию.   Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла.

Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте.  Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

6

Появление неравенства и знати

1 Научатся определять термины: ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений

Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия.

Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин.

Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.  

Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати.

7

Повторение по теме; Жизнь первобытных людей.

 1 Научатся работать с

исторической картой, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться: работать с контурной картой

Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиаресурсов.

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия.

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

9

Древний Египет.

Государство на берегах Нила.

Письменность и знания древних египтян.

1 Научатся определять термины: папирус, дельта, пороги, ил, оазис, рельеф, фараон. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, показывать на карте границы государств,

Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору.

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян.

Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды.

Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон.

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

1 Научатся определять термины: вельможа, писец, налог, шадуф, амулет. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, определять основные черты, присущие разным группам населения

Экологическое сознание.

Оценивать достижения культуры.

Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий.

Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф,  и самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь египетского вельможи.

1 Научатся определять термины: гробница, благовония. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, использовать приобретенные знания при написании творческих работ

Ориентация в особенностях  и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной.

Учиться работать в малой группе над общим заданием.

Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе.  Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока.

12

Военные походы фараонов.

1 Научатся определять термины: бронза, пехотинцы, колесница, дротики, наемное войско. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов при ответе на вопросы

Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III.

Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку.

Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов.

13

Религия древних египтян.

. 1 Научатся определять термины: храм, жрецы, мумия, саркофаг. Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы

Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

Характеризовать религию древних египтян.

Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян.

Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.

14

Искусство Древнего Египта.

1 Научатся определять термины: пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет. Получат возможность научиться: описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника

  Освоение общекультурного наследия древних египтян.

Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды.

Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов.

Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями).

15

Письменность и знания древних египтян.

1 Научатся определять термины: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять назначение пирамид, статуй, храмов.

Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах.

Осуществлять познавательную рефлексию.

Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса.

Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам.

16

Повторение по теме  Древний Египет.

1 Научатся определять общие черты и особенности, выделять признаки для сравнения, решать исторические кроссворды. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет».

Понимание культурного многообразия мира,  уважение к культуре других народов.

Анализировать достижения в земледелии.

Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца.

Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

17

1.Древнее Междуречье.

. 1 Научатся определять термины: клинопись, сыновья школы. Получат возможность научиться: называть и показывать на карте Древнего Востока Междуречье, давать сравнительную характеристику природно- климатических условий Древнего Египта и Междуречья.

Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни.

Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья.

Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею.

Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.

1 Научатся определять термины: законы, ростовщик. Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы

Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим

Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов.

Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения.

Выделять основные понятия  параграфа, раскрывающие  его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи.  

19

Финикийские мореплаватели.

. 1 Научатся определять термины: пурпур, колонии, алфавит, благовония. Получат возможность научиться: давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир.

Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников.

Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей

20

Библейские сказания.

1 Научатся определять термины: Библия, Ветхий Завет, единобожие, заповеди, скрижали. Получат возможность научиться: определять главное отличие религии евреев от религий других народов и находить общие черты.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен

Проводить аналогию и устанавливать  какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям

Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами

21

Древнееврейское царство.

1 Научатся определять термины: праща, жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться: работать с исторической картой.

Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам.

Дать оценку поступков Давиду и Самсону

Выделять  в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах)

Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи

22

Ассирийское царство.

 1 Научатся определять термины: таран. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы

формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят»

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала

Определять причины падения Ассирийской державы

23

Персидская держава «Царя царей»

1 Научатся определять термины: «бессмертные». Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидскую державу, называть страны, вошедшие в ее состав.

Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях

Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы

Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей.

Установить причины возникновения Персидской державы

24

Природа и люди Древней Индии.

1 Научатся определять термины: сахарный тростник, Рамаяна, Махабхарата, реинкарнация. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Индию, реки Инд, Ганг, характеризовать природу и климат Древней Индии

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии

Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему( работа в группах)

Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру

25

Индийские касты

1 Научатся определять термины: касты, брахманы, отшельники, буддизм, реинкарнация. Получат возможность научиться: объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны

Формировать уважение к истории  Индии культурным и историческим памятникам индийского народа

Дать собственную оценку буддисткой религии;  составлять простой план пунктов параграфа по плану

Подготовить сообщение о жизни Будды

Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1 Научатся определять термины: бамбук, циновка, сын Неба. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте Китай, реки Хуанхэ и Янцзы, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция.

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом

Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая

Определять и формировать особенности китайской религии

27

Первый властелин  единого Китая

1 Научатся определять термины: компас, бойницы. Получат возможность научиться: характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры

Формировать уважение к истории  Китая культурным и историческим памятникам  китайского народа

Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации

Составлять кроссворды по тематике урока

Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены

28

Повторение по теме «Древний Восток»

1 Научатся определять изученные термины Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока

Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев

Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам

Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета

29

Греки и критяне.

1 Научатся определять термины: световые колодцы, цунами, имена героев мифов. Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Работать с картой, заданиями рабочей тетради

Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст ( работа в группах)

Называть отличительные признаки критской культуры

30

Микены и Троя

1 Научатся определять термины: сопоставлять действительную картину компас, бойницы. Получат возможность научиться: работать с исторической картой и историческими источниками

Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации

Показывать по карте местоположение Микен

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты

Выделять различия между микенской и критской культурой

31

Поэма Гомера «Илиада».

 1 Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «ахиллесова пята». Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами

Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации.

Характеризовать образы основных героев «Илиады»

Принимать участие в ролевой игре.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1 Научатся определять термины: давать оценку персонажам поэмы. Получат возможность научиться: определять главных и второстепенных героев и стремление простых людей соперничать с богами

Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея»

Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия

В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события

33

Религия древних греков

1 Научатся определять термины: определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление людей соперничать с богами. Получат возможность научиться: научиться характеризовать специфические черты религии Древней Греции

Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени.

Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах)

Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка»

Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами

34

Земледельцы Аттики теряют свободу.

1 Научатся определять термины: определять понятие Аттика, демос

Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции

Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики  за собственное благополучие и нормальную жизнь

Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах)

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом

35

Зарождение демократии в Афинах

1 Научатся определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин

Выразить свое собственное отношение  к демократическим процессам, происходящим в древней Греции

Дать собственную  оценку поступкам Солона

Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем

Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения

36

Древняя Спарта.

1 Научатся определять термины лаконичность, илоты Получат возможность научиться: давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин.

Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение  к спартанскому воспитанию

Показывать на карте расположение Спарты

Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика.

Анализировать ответы одноклассников.

Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей.

1 Научатся определять термины: пираты, колонии Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторических источников

Осознавать принадлежность греков к единой культуре

Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты

Составлять план «Причины переселения греков»

Объяснять причины и значение возникновения колоний

38

Олимпийские игры в древности.

1 Научатся определять термины: атлеты, стадион, атлеты ипподром Получат возможность научиться: свободно и выразительно излагать подготовленные сообщения по теме.

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека

Описывать основные правила проведения Олимпийских игр

С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя

Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции

39

Победа греков над персами в Марафонской битве.

1 Научатся определять термины: стратег, фаланга, марафон. Получат возможность научиться: анализировать побед греков над персами

Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства

Описывать ход боевых действий между персами и греками

Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве

Объяснять причины победы греков в Марафонской битве

40

Нашествие персидских войск на Элладу.

1 Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться: определять сходства и различия афинской и спартанской системой воспитанияя. сохраняют учебную задачу, при выборе алгоритма действий учитывают выделенные учителем ориентиры, осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Описывать чувства человека-защитника своего государства

Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника

Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1 Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей

Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок»

устно описывать торговый порт Афин

Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа

Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции

42

В городе богини Афины.

1 Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, кариатиды Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей  

Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились

Описывать собственные представления о важности образования

Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Описывать произведения древнегреческой архитектуры

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

43

В афинских школах и гимнасиях.

1 Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасии, красноречие. Получат возможность научиться: определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания

Описывать собственные представления о важности образования

Описывать особенности древнегреческого воспитания

Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте

Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции

44

В афинском театре

1 Научатся определять  термины: схене, театры, орхестра, комедии, трагедии Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов

Высказывать суждения о роли театра в жизни греков

Объяснять отличия трагедий и комедий

Сравнивать современный театр и древнегреческий

Рассказывать о развитии древнегреческого тетра

45

Афинская демократия при Перикле.

1 Научатся определять термины: народное собрание, остракизм Получат возможность научиться: давать характеристику афинской демократии.

Объяснять значение участия граждан в управлении государством

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле

Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте

Характеризовать афинскую демократию при Перикле

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1 Научатся определять термины: определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определить причину подчинения греческих полисов Македонии Получат возможность научиться: работать с исторической картой

Описывать значение потери Грецией независимости

Показывать на карте места сражений

Характеризовать  македонское войско

Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии

47

Поход Александра Македонского на Восток.

1 Научатся: называть битвы, связанные с походом Александра Македонского Получат возможность научиться: показать на исторической карте границы державы А. Македонского и направление Восточного похода

Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей

Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского

Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского

Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского

48

В Александрии Египетской.

1 Научатся имена ученых, работавших в Александрии Египетской, Получат возможность научиться: составлять план экскурсии по городу.

Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней

Составлять рассказ- описание города Александрия

Объяснять причины распада державы Александра Македонского

49

Повторение по теме Древняя Греция.

1 Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древняя Греция» Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей

Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам  греческого народа

Планирование последовательности действий

Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения.

Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры.

50

Древний Рим.

1 Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капиталийская волчица, плебеи, патриции, сенат Получат возможность научиться: показывать на карте Древнюю Италию

Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Планирование последовательности действий

Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками

Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия  

51

Завоевание Римом Италии.

1 Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы. Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии, самостоятельно прийти к выводу между нашествием галлов и мерами по укреплению армии

Формирование мотивации к обучению и познанию

Планирование последовательности действий

Организация и планирование работы в группе

Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения.

52

Устройство Римской республики.

1 Научатся определять термины: республика,  республики монархия, консул, вето, народный трибун, извлекать полезную информацию из исторического источника

Формирование активной позиции в учебной деятельности

Организация самоконтроля и самооценивания

Овладение средствами решения коммуникативных задач

Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом

53

Вторая война Рима с Карфагеном.

1 Научатся определять термины: пуны, ворон Получат возможность научиться: получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины пунических войн, определять силы сторон, высказывать предположения об исходе войны

Характеризовать цели и поступки Ганибала

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Анализировать ответы одноклассников

Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой.

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

1 Научатся определять термины: триумф, император, провинция. Получат возможность научиться: характеризовать особенности римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Работать с картой в процессе изучения событий.

Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме

55

Рабство в Древнем Риме.

1 Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр, Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем мире, рассказывать о гладиаторских боях

Составление плана и последовательности действий

Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах

Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника

56

Земельный закон братьев Гракхов.

1 Научатся определять термины: гражданская война Получат возможность научиться: определять причины гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракха

Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп

57

Восстание Спартака.

1 Научатся определять термины: восстание Получат возможность научиться: называть причины восстания Спартака, давать оценку личностным качествам Спартака, высказывать суждение по поводу

 того могли ли восставшие одержать победу

Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака

Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака»

Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх.

Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения

58

Единовластие Цезаря.

1 Научатся определять термины: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника

Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Умение работать в группе

Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме.

59

Установление империи в Риме.

 1 Научатся определять термины: преторианцы, завещание, империя Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империей, выявлять причины устранения республики и установления империи

Рассказывать о судьбах знаменитых римлян

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Организация и планирование работы в группе

Формирование умений работать с исторической картой.

60

Соседи Римской империи.

1 Научатся определять термины: преторианцы, завещание, империя

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам

Умение составлять простой план

Обмениваться в группе результатами поиска

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации

61

В Риме при императоре Нероне

1 Научатся определять основные черты правления Траяна и Нерона Получат возможность научиться: давать оценку личностным качествам Нерона и Траяна, объяснять недовольства народа, характеризовать правление императора Траяна

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Планирование и организация деятельности

Планирование учебных действий

Уметь  самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону

62

       Первые христиане и      и их учение.

1 Научатся определять термины: Христианство Евангелие, Страшный суд, апостолы Получат возможность научиться: рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему Христианство завоевало так много сторонников в Римской империи

Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами

63

  1. Расцвет империи во 2-м веке.

определять термины: колоны, рабы с хижинами Получат возможность научиться: характеризовать политику императора Траяна, давать сравнительную характеристику раба и колона

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Формирование умений работать  с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты

Умение слушать и вступать в диалог

Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера

64

«Вечный город и его жители.

1 Научатся определять термины: триумфальна арка, купол, Табуларий, термы Получат возможность научиться: называть достопримечательности Рима, достижения Римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры

Развитие эстетического сознания

Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы

Анализировать ответы одноклассников

Инсценирование выртуальной экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника, рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме  

65

Римская империя при Константине.

1 Научатся определять термины: варвары, епископ, церковь, папа, характеризовать личные качества императора Константина Получат возможность научиться: определять отличия политики Константина от политики его предшественников, извлекать полезную информацию из исторического источника

Умение выражать и отстаивать свою позицию

Осознание учамися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях

66

Взятие Рима готами.

1 Научатся определять термины: варвары, готы, остготы Получат возможность научиться: показывать на исторической карте места расселения варваров, извлекать полезную информацию из исторического источника

Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей

Организация самоконтроля и самооценивания

Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем

Умение структурировать знания, строить

речевые высказывания

67

Повторение по теме: Древний Рим.

1 Научатся определять термины, изученные в разделе «Древний Рим», уметь называть главные события римской истории, главные достижения римской культуры и значение римской цивилизации в мировой истории

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Осознание  учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов и условий действия

68-70

Итоговое повторение

1 Научатся определять термины, изученные в разделе «История Древнего мира», уметь называть главные события древней истории, главные достижения римской культуры и значение древних цивилизаций в мировой истории

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется

Осознание  учащимися качества и уровня усвоения

Планирование учебных действий

Рефлексия способов и условий действия

УМК

  1. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных  заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение
  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.

               Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;

               Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

  1. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007 г.
  2. Хрестоматия по истории древнего мира по ред. И.С. Свенцицкой М.:Просвещение, 1998
  3. Вигасин А.А., Годер Г.И., И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: программа. // Программы общеобразовательных учреждений. История. обществознание. 5 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2007. С.32 – 41.
  4.  Годер Г.И. Аппликации по Истории Древнего мира.
  5.  Годер Г.И. и др. Методическое пособие для учителя по истории Древнего мира. - М.: «Просвещение», 2003
  6.  Годер Г.И. Методическое руководство к аппликациям по истории Древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.

Дополнительная литература для учителя

  1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. Пособие для учителя.-М 2005.
  2. Бахтина О.И. Задания для самостоятельной работы по истории Древнего Мира: Пособие для учителя.- М.: Просвещение., 1988.
  3. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000
  4. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997
  5. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф. Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977
  6. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998
  7. Смирнов С. Г. Задачник по истории Древнего мира – М.,1994
  8. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000.

Дополнительная литература для учителя и ученика

  1. Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984.
  2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1990.
  3. Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.
  4. Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.
  5. Зуев М.Н. История. Краткий справочник школьника, 5-11 кл. М.: Дрофа, 1997.
  6. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988.
  7. История первобытного общества. Эпоха родовой общины. М., 1986.
  8. Иллюстрированная история религии. М., 1992.
  9. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
  10. История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.
  11. История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.
  12. Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.
  13. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
  14. Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.
  15. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.
  16. Токарев А.С. Ранние формы религии. М., 1990.
  17. Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. 
  18. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.
  19. 400 знаменитых имен и пособий по всеобщей и отечественной истории (для школьника). М.: Дрофа, 2000.
  20. Энциклопедический словарь юного историка. (Отечественная история). / Сост. В.Б.Перхавко. - М.: Педагогика 1999.
  21. Энциклопедия для детей. Том 1. Всемирная история.-4-е изд., и перераб. / Глав. ред. М. Аксенова. -М.: Аванта+, 2004.- 688 с.: ил.
  22. Энциклопедия для детей. Том 13. Страны. Народы. Цивилизации / : Глав. ред. М. Д.  Аксенова.- М.: Аванта+,  2002.-704 с.: ил
  23. Энциклопедия для детей. Том 27. Великие люди мира / Ред. Коллегия: М. Аксенова, О. Елисеева, Ю.  Антонова и др.-М.: «Мир энциклопедия», 2005.-640 с.: ил.

Электронные пособия

  1. Мультимедийный «Атлас по истории Древнего мира», Компания «Марис Мультимедиа» и «Новый Диск» , 2003
  2. История  Древнего мира. Загадки сфинкса. «Медиа Хауз»

Настенные исторические карты

(некоторые карты взаимозаменяемы)

1. Древние государства мира. 2. Рост территории государств в древности. 3. Древний Восток. Египет и Передняя Азия. 4. Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э.— III в. н. э.). 5. Древняя Греция (до середины V в. до н. э.). 6. Древняя Греция (V в. до н. э.). 7. Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э. 8. Древняя Италия. 9. Рост Римского государства в период республики и империи. 10. Рост Римского государства в III в. до н. э.— II в. н. э. 11. Римская республика III — I вв. до н. э. 12. Римская империя I — III вв. н. э. 13. Римская империя IV — V вв. Падение Западной Римской империи.

Картины, аппликации, альбомы

Картины по истории Древнего мира/Под ред. Л. В. Антоновой.

Коровкин Ф. П., Никифоров Д. Н. Альбом по истории культуры Древнего мира.

Годер Г. И. Раздаточный иллюстративный материал по истории Древнего мира.

Годер Г. И. Аппликации по истории Древнего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

рабочая программа по истории  к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....

рабочая программа по истории древнего мира 5 класс

Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...

Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс

ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира  в 5 классе на 70 часов....

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА, 5 класс

Рабочая программа по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА для учащихся 5 класса...

Рабочая программа по истори Древнего мира. 5 класс, 2012

  Рабочая программа  создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования по истории (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  примерной про...