Гражданская война в России
план-конспект урока по истории (11 класс)
урок-проблема в 11 классе на тему: Гражданская война в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Гражданская война в России | 39.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО: Клементьева С.С.
Предмет: История России
Класс: 11
Тип урока: Урок-проблема
Технологическая карта изучения темы
Тема: Гражданская война в России |
Цель: создать условия для достижения планируемых результатов обучения |
Планируемые результаты: предметные: систематизировать знания об особенностях, ходе, итогах гражданской войны в России; метапредметные: - развивать у учащихся навыки решения проблемных задач исследовательского характера; - развивать у учащихся умения: формулировать проблемный вопрос урока; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; совершенствовать навыки работы с историческими источниками и текстом учебника. Личностные: - углубление интереса учащихся к истории России; - развитие у учащихся учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; - развитие коммуникативных и речевых способностей учащихся. |
Основные понятия: гражданская война, периодизация гражданской войны, белые, красные. |
Межпредметные связи: новая история, обществознание, литература. |
Оборудование: текст учебника, документы, карточки |
Формы организации обучения: - фронтальная; - индивидуальная; - групповая. |
Дидактическая структура урока | Содержание учебного материала | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Актуализация опорных знаний | Работа в группах: №1: Определение понятия «гражданская война», особенности гражданской войны. № 2: Причины гражданской войны №3: Анализ таблицы «Военная интервенция в Советской России» (Приложение №1) Общий вопрос: Чем закончилась Гражданская война? | Личностные: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания) Регулятивные: контроль и коррекция. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний. | Организует проверку домашнего задания. Путем подводящего диалога побуждает учащихся к изучению нового материала. | Отвечают на вопросы, решают поставленную задачу Формулируют проблему, оценивают ситуацию, определяют лидера. Работают в группах, решают поставленную задачу. |
II. Вычленение проблемы | Проанализируем два факта: 1.Гражданская война закончилась победой красных. 2. Историческая справка: К весне 1919 г. Армии генералов Юденича, Деникина, адмирала Колчака были хорошо вооружены, имели превосходство в численности (более 500 тыс. солдат и офицеров против 380тыс. красноармейцев), в военном мастерстве командных кадров, пользовались поддержкой интервентов. Учащимся самостоятельно предлагается сформулировать проблему. | Регулятивные: саморегуляция в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: умение строить высказывание, формулировать проблему Логические: анализ, синтез | Создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку проблемы | Высказывают собственную точку зрения, отвечают на вопросы. Учащиеся формулируют проблему |
III. Поиск решения проблемы | Почему победили красные? – для того чтобы решить выдвинутую нами проблему, необходимо проанализировать деятельность противоборствующих сторон. Учащимся предлагаются задания по группам: 1. Карточка № 1 Белые. 2. Карточка № 2 Красные. Приложение № 2. 3. Формулировка ответа на поставленный вопрос на основе анализа деятельности противоборствующих сторон. | Личностные: смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и незнания) Регулятивные: контроль и коррекция. Логические: анализ, синтез | Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся Нацеливает учащихся на анализ предоставленного рабочего материала и на обсуждение вопроса и решение проблемы. Дает необходимые пояснения. Выслушивает ответы учеников, корректирует, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых необходимо направить обсуждение | Отвечают на вопросы, решают поставленную задачу, работают в группах |
IV. Выдвижение предположений | Предлагается проанализировать высказывание по данной проблеме: «Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло» (историк-белоэмигрант И.Солоневич) Вопрос: «От чего зависела победа той или иной противоборствующей стороны в гражданской войне?» Ответ: от выбора народа Почему народ встал на сторону красных?= переход к следующему этапу урока. | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно выдвигают предположения Познавательные: извлекают необходимую информацию из предоставленного материала; ориентируются в своей системе знаний. Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной. Логические: выдвижение гипотез, выведение следствий установление причинно-следственных связей. | Формулирует задание, организует самостоятельную работу учащихся Нацеливает учащихся на анализ предоставленного рабочего материала и на обсуждение вопроса и решение проблемы. Дает необходимые пояснения. Выслушивает ответы учеников, корректирует, ставя те вопросы и освещая те моменты, на рассмотрение которых необходимо направить обсуждение. Организует переход к следующему этапу урока. | Выдвигают предположения, отвечают на вопросы учителя |
V. Сужение поля предположений | Опорная фраза: «Социалистическое Отечество в опасности». | Личностные: учатся выделять нравственный аспект поведения Регулятивные: саморегуляция | Формулирует задание, нацеливает учащихся на анализ опорной фразы | Выдвигают предположения, отвечают на вопросы учителя |
VI. Решение проблемного вопроса | Народ встал на защиту Отечества, как делал это много раз за свою историю, а враги Отечества – интервенты поддерживали белое движение. Война гражданская переросла в войну освободительную. | Познавательные: Самостоятельно формулируют решение проблемного вопроса Регулятивные: самостоятельно выполняют задание, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Нацеливает учащихся на решение проблемного вопроса | Отвечают на вопросы учителя |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Обобщение Подведение итога урока. Чего вам удалось добиться на уроке? На доске наводящие фразы: -я узнал(а)…. -мне было трудно…. -мне было интересно… -я научился(ась)…. -я познакомился с ... -было непросто ... -у меня получилось ... | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Проводит беседу, оценивает учащихся за работу на уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
VIII.Домашнее задание | Выполнить задание ЕГЭ № 24: В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведём одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Белое движение не могло победить в гражданской войне». Приведите не менее двух аргументов в подтверждение и не менее двух аргументов в опровержение данной точки зрения Приложение № 3 | Личностные: стремятся хорошо понять домашнее задание; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний. Регулятивные: самостоятельно выполняют задание, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров | Конкретизирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание. |
Приложение № 1.
Военная интервенция в Советской России
Временной период | Районы, подвергшиеся интервенции | Страны, направившие войска |
Декабрь 1917 г. | Бессарабия | Румыния |
Март 1918 г. | Украина | Австро-Венгрия |
Март 1918 г. | Губернии: Курская, Воронежская, Орловская, Крым, Ростов. | Германия |
Апрель 1918 г. | Закавказье | Турция |
Май1918 г. | Грузия | Германия |
Конец 1917 г. – осень 1919 г. | Дальний Восток, Владивосток, Мурманск, Одесса, Крым, Баку, Архангельск | Антанта |
Приложение № 2.
Карточка № 1. Белые | Карточка № 2. Красные |
1. Определение 2. Основа белого движения 3. Руководство 4. Цели и идеология Опорные понятия: личное соперничество, долгосрочная программа, интервенция. | 1. Стратегическое преимущество 2. Решение кадрового вопроса 3. Мобилизация экономики 4. Повышение боеспособности 5. Профилактика дезертирства 6. Идеологическая деятельность Опорные понятия: «военный коммунизм», красная армия, красный террор, комсомол. |
Приложение № 3.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Приведем одну из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Белое движение не могло победить в гражданской войне».
Аргументы в подтверждение:
- лидеры Белого движения не смогли предложить населению России привлекательной программы;
- лидеры Белого движения не смогли обеспечить себе поддержку крестьянства, отказавшись перераспределить помещичьи земли;
- лидеры Белого движения не смогли обеспечить себе поддержку национальных окраин, придерживаясь принципа «единой и неделимой России»;
- лидеры Белого движения не смогли обеспечить себе поддержку всех антибольшевистских сил, таких как меньшевики, эсеры, анархисты, фактически превратив их в своих противников;
- тесные связи лидеров Белого движения с иностранными государствами компрометировали их в глазах населения России;
- лидеры Белого движения не смогли удержать свои армии от морального разложения, совершения грабежей, погромов, карательных экспедиций;
- большевики контролировали центр России, где располагались основные военные заводы и транспортные коммуникации, что позволяло им снабжать армию и эффективно маневрировать силами.
Аргументы в опровержение:
- значительная часть населения России поддерживала Белое движение, не принимая социально-экономическую политику большевиков;
- Белое движение получало значительную помощь оружием, боеприпасами и снаряжением от стран Антанты;
-большая часть офицеров и генералов царской армии, имевших большой военный опыт, выступила на стороне Белого движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Гражданская война в России"
Презентация к уроку по теме "Гражданская война в России" - http://depositfiles.com/files/1fr3qnku...
Гражданская война в России
Методическая разработка урока...
Тесты по теме "Гражданская война в России"
Тесты по теме "Гражданская война в России" для 9 класса (возможно использовать в 11 классе). Ученики имеют право выбора( из предложенных 13 выполнить любые 10 заданий), а такж...
проектная работа "Гражданская война в России"
Данный проект реализуется в рамках учебного предмета история России и ориентирован на учащихся 9, 11 классов. В процессе деятельности учащиеся находят ответы на проблемные вопросы, о...
урок истории России в 9 классе "Начало Гражданской войны в России"
Урок построен на системно-деятельностном подходе. Предусматривается использование ИКТ и различных форм работы учащихся, например, групповой....
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России».
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ. Тема: «Гражданская война в России»....
Открытый урок по истории России в 9 классе по теме "Гражданская война в России. 1918-1921 года.
Даный урок составлен с учетом современных требований к уроку, с применением новейших образовательных технологий: ипроблемной, групповой, исследовательской, ИКТ, здоровьесберегающей. Класс разделен на ...