"По дорогам войны с Божией помощью"
статья по истории

«По дорогам войны с Божией помощью…»

Аннотация: Статья посвящена роли патриотического служения Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Показан вклад священнослужителей в достижение победы в Великой Отечественной войне, верность служения Отечеству, глубокую веру в Великую Победу, в несомненную Божию помощь.

Ключевые слова: священнослужители, патриотизм, война, вера, память.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

VII Каинские Образовательные Чтения, проходящие в рамках

регионального этапа Международных Рождественских Образовательных                      Чтений «Великая Победа: наследие и наследники»

 Учитель начальных классов

МКОУ«Александроневская средняя школа»

Убинского района Новосибирской области

Швидкая Ирина Александровна

 

07 ноября 2019 года

ВОВ…  Долгие и тяжелые 1418 дней и ночей, которые Россия прошла ко Дню Победы. Мы называем войну Великой, потому что велико мужество нашего народа.  Мы называем её Отечественной, потому, что все, "от мала до велика" защищали своё Отечество – самое дорогое, что есть у человека. Мы называем её народной, потому что весь наш народ поднялся на защиту Родины. Во всеобщей борьбе участвовали славные сыны и дочери всех народов нашей Великой страны. Молодые и старые, взрослые и дети - все работали на износ. Они уходили на фронт, чтобы защитить семью, родной край, не смотря на то, что можно было и не вернуться.  

22 июня 1941 года Гитлер и его союзники двинулись покорять народы России. Наши враги сами себе подписали приговор, напав на нас в день Всех Святых, в земле Российской просиявших. Церковь земная в этот момент объединилась с Церковью Небесной в молитве перед престолом Божьим о спасении России.

Решающее значение в переломе хода войны и в достижении Победы имел высокий патриотический дух нашего народа, который столетиями взращивала в нём Русская Православная Церковь. Как говорил Патриарх Алексий I, «это она, наша Церковь, укрепляла тогда дух народа верой в грядущее избавление, поддерживая в нём чувство национального достоинства и нравственной бодрости».

Несмотря на неудачи первых дней, недель и месяцев этой страшной войны наши войска смогли выстоять. Жертвенная любовь к Родине, проявившаяся в страшные годы испытаний, помогла нашему народу уничтожить германский фашизм и достичь славной Победы. Это священное чувство мы называем патриотизмом. 

Сегодня  мало говорится о патриотическом служении Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. Неизвестно, и уже не удастся с точностью восстановить, сколько священников и монахов попали на линию фронта в 1941 - 1945 годах. Эти славные страницы родной истории остаются малоизвестными.

Несмотря на нанесённые обиды, на совершённое надругательство над Церковью, погром и бесконечные унижения от власти, священнослужители в тяжёлое время для страны и народа без колебаний и сомнений встали в ряды защитников Отечества, а Русская Православная Церковь духовно освятила будущую Победу.

22 июня, в самый первый день ВОВ, первые слова Митрополита Сергия (Страгородского) после литургии в Богоявленском соборе были об особой заботе Богородицы о земле Русской: «Господь милостив, и покров Пресвятой Девы Богородицы, всегдашней Заступницы Русской земли, поможет нашему народу пережить годину тяжелых испытаний и победоносно завершить войну».

В этот же день Митрополит Московский Сергий в своём послании, обратился к соотечественникам со словами: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на этот раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу».

Заканчивалось же это послание святителя пророческими словами: «Господь дарует нам Победу!». Действительно для нашей страны Великая Отечественная война завершилась славной Победой.

Сотни священнослужителей были призваны в ряды действующей армии.

Подвиг священнослужителей в годы ВОВ тяжело понять. Они защищали Родину, которая их предала и безжалостно уничтожала вплоть до войны. Без наперсного креста, без рясы, в солдатской или офицерской форме они наравне со всеми выполняли свой воинский долг. Вместе со всем народом переживали все несчастья, которые обрушились на Родину, целиком отдавая себя на служение Отчизне.

С каждым годом эхо войны от нас все дальше и дальше, всё меньше и меньше живых свидетелей тех страшных лет. Прошло 75 лет со дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Сохранились краткие очерки, статьи, рассказы, воспоминания их родственников, друзей, знакомых о священнослужителях участвовавших в Великой Отечественной войне.

Русская Православная Церковь благословила народ на защиту Отечества, когда фашисты напали на нашу землю, и воспитала удивительных защитников Отечества! Изучив их боевой путь можно утверждать, что священнослужители шли по фронтовым дорогам войны с Божией помощью. И Господь помогал им, не оставлял в трудные моменты.

С особым почтением отношусь к людям этого поколения. Я вам на примерах некоторых священнослужителей – участников ВОВ, расскажу об их боевом прошлом, о чудесных встречах на дорогах войны, о Божией помощи в трудные минуты. А вам самим предлагаю оценить их вклад в достижение Победы. Был он (вклад) или нет?!

Архимандрит Кирилл

(в миру  Ива́н Дми́триевич Павлов,    08.09.1919 - 20.02.2017)

Гвардии сержант Павлов. Герой Советского Союза, кавалер боевых орденов и медалей.

Имя архимандрита Кирилла - знакомо большинству верующих в нашей стране. Он всегда находился в окружении народа. Для многих православных Он был духовником и наставником. Многие бережно хранят в своем сердце светлый образ этого великого и святого человека. Человека, умевшего незаметно, неуловимо для ума и чувства возвращать людям божественную надежду.

Более 50 лет продолжалось его архимандритское служение в Троице–Сергиевой лавре. И всегда сердце и душа его откликались на все тяготы мира. Отец Кирилл был во всем примером и оставил о себе самые теплые воспоминания.

О нем же самом, о его жизни, о военном прошлом, известно очень немногое. Он нес тяжелейший и непостижимый крест.

Сам очень редко рассказывал о себе. Не любил говорить на военную тему. Скупые рассказы отца Кирилла о войне не касались его собственного боевого прошлого. Это были рассказы о суровых армейских буднях и смерти - вечной спутнице солдата.

В 12 лет осиротел, воспитывался в «неверующей среде» в семье старшего брата.

В 1939 году был призван на срочную службу  на Дальний Восток. Провожая его в армию, бабушка одела ему образок Иверской иконы Божией матери, с этим образком он прошел потом всю войну. Сам Он говорил, что этот образок спас его от плена и от расстрела.

В октябре 1941 года красноармейца Ивана Павлова должны были демобилизовать, но началась война и его часть прямо «с колес» отправили в бой. В общей сложности прошел боевой путь длиною в шесть лет.

Войну встретил на Волховском фронте в пехоте. Получил первое ранение в ногу. После 2 – х месяцев госпиталя, вернулся в часть, которую перебросили под Сталинград.  Служил в расчете ПТР, в минометной роте, в танковых частях.

    В Сталинградских окопах Иван Павлов обратился к вере. Неся караульную службу в апреле 1943 года, нашел среди развалин дома Евангелие, которое оставалось с ним всё время.

    В 1944 году на Балатоне был ранен второй раз – в руку. Сталинградская зима 1942 – 1943 годов оставила навсегда память – больные лёгкие и постоянное покашливание.

Про войну отец Кирилл говорил, что она хуже ада. «На войне в минуты смертельной опасности резко проявляются как самые лучшие, так и самые низменные человеческие качества. Война это – это не только фронтовое братство и товарищеская взаимовыручка, это и предательство, и доносы, и подленькие переходы с передовой в тыловые службы. Подлость, трусость, отсутствие надежного тыла. Смерть подстерегала повсюду: налеты вражеской авиации, артиллерийские и пулеметные обстрелы, снайперы, беспощадные рукопашные схватки… А ещё голод, холод, вши и грязь… Пережить такое очень тяжело. Но когда не хватает человеческого, тогда приходит помощь Божия…». Простым людям кажется невидимой помощь Божия. Люди Бога не видят, не знают. Но связь невидимого мира с вещественным непосредственная. Господь и нужных людей воздвигает. Даёт им опыт и мужество. Даёт успехи в тылу и на фронте…»

Страницы из жизни архимандрита, а именно о его участии в Сталинградской битве и событий связанных с обороной дома Павлова остаются под «завесой». 

Из рассекреченных архивов 90-х годов, стало известно, что сержант Иван Павлов, за отказ вступить в партию по религиозным убеждениям, был отправлен в дисциплинарный батальон и лишен геройского звания.

Награда  Героя Советского Союза «За оборону Сталинграда» была вручена ему только в 1993 г.

Мирские почести обошли стороной Батюшку, но Господь дал ему свои награды: смирение, кротость, терпение, милость и любовь к людям.

В послевоенные годы окончил духовную семинарию, принял монашество и много лет провел в главной обители России — Троице-Сергиевой Лавре. Был духовным отцом трёх русских патриархов: Алексия I, Пимена и Алексия II.

Великий патриот и молитвенник, духовный наследник преподобного Сергия Радонежского. Полвека духовно окормлял братию монастыря, правителей, церковнослужителей и мирян, приезжавших к нему из разных городов и стран мира.

Бывший солдат Иван Павлов принял иноческий чин 22 июня 1954 г.— в день начала войны. Он и этим особо запечатлен как защитник народа от всех нападений врагов видимых и невидимых. Одних отбивал силой оружия, других — силой Иисусовой молитвы.

Архимандрит Кирилл — участник ВОВ, Герой Советского Союза, кавалер боевых орденов и медалей, гвардии сержант, прошедший всю Великую Войну.

Солдат Иван Павлов прошёл всю войну: участвовал в обороне Сталинграда, воевал в Румынии, в Венгрии в самоходном полку, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году. Поступил в Московскую духовную семинарию, затем в духовную академию. В 1965 году был возведен в сан архимандрита.

Дополнительный материал для учителя.

 «Мы должны возносить Господу благодарность за Победу»

«Всегда старец Кирилл интересовался делами армии. В нем живет военная косточка. 

Показывали старый фильм 1970-х гг., где он заснят в Крыму на прогулке. В группе прогуливающихся были женщины, матушки... Батюшка шел во главе этой группы. Тогда он был моложе, подтянутый, стройный, в сапогах и подряснике. Не просто шел впереди. Он распоряжался – кому, где построиться и как идти по горным дорожкам. С живыми, острыми глазами. С командирскими повадками. Было видно, какая в нем военная закваска и жизнь. Потом и осанка стала другая, но его глаза — это такая глубина. В них читается мудрость невероятная.  

Очень уважал маршала Жукова. Утверждал, что он был – дар Божий. Без Жукова мы бы не выиграли войну. Однажды он встречался с Жуковым, и тот рад был встрече. 

Батюшка говорил всегда, что мы должны возносить Господу большую благодарность за победу в войне. В первые годы войны попущено было наказание Божие народу, многие люди отреклись от Господа. Мы должны были пройти через время огненных испытаний, а когда очнулись от партийного угара, Бог стал нам помогать. Мы стали одерживать победы. Началось послабление к Церкви и верующим. После этого ход войны резко переломился. Батюшка часто вспоминал мемуары маршала Г.К. Жукова, где тот писал: «Мы не узнавали некоторых немецких генералов. Они, опытные военачальники, стали делать крупные ошибки, одну за другой. А мы стали продвигаться шаг за шагом вперед». 

День 9 Мая – это День великого поклонения Господу за Победу в Великой Отечественной войне. День поминовения. Я был потрясен указанием отца Кирилла о молитве в этот день и пошел в храм. Церковь была почти пустой, и все же служба совершалась. Думаю, что при осторожной подсказке старца было утверждено общецерковное богослужение в День Победы, со служением панихиды и поминовением павших воинов. Сейчас это уже обычай. Не так давно стали служить не только панихиды, но и благодарственные молебны. Это и есть народная память.  Три года назад, когда батюшка еще разговаривал, келейница поведала: «Был такой момент. Батюшка лежал. Перед его глазами, видимо, проходили разные воспоминания. Он молился и вздыхал: «Война, война...» Очень скорбно это проговаривал».

                                                 Под покровом Пресвятой Богородицы.

Контуженный рядовой Иван Павлов попал вместе с группой других красноармейцев. Окруженные и прижавшиеся к болоту без патронов и командиров. В колонне пленных он пришел в себя. Автоматчики, овчарки, безнадежность, смерть - вот что увидел он вокруг себя. «Не страх охватил меня, а беспредельный ужас. И тогда вспыхнул в моем сердце материнский наказ и пролилась из сердца молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, Пресвятая Богородица, спаси и помоги, избави меня от рук их!» В сотые доли секунды пронеслась тогда вся жизнь передо мною, но особенно четко пронзила мысль о Боге, о своей вине перед ним!»

Все что произошло дальше было настоящим чудом. Красноармеец Иван Павлов увидел в небе образ Пресвятой Богородицы и услышал слова Ее, обращенные к себе: «Стой, не двигайся». И солдат остановился, ожидая окрика, выстрела, удара. Колонна пленных, эсэсовцы с автоматами, рвущиеся с поводков овчарки — все прошли мимо него. А Иван Павлов остался стоять на опустевшей дороге. Стоял по под покровом Пресвятой Богородицы с молитвой обращенной к Божией Матери. Только пыль, поднятая колонной опускалась на землю. И вдалеке за поворотом дороги затихали шум колонны, лай собак.
                                                           

Евангелие и НКВД.

Известна история Евангелия, которое прошло с отцом Кириллом войну. Вымерший и выжженный Сталинград. Освобожденный от немцев мертвый город. Среди завалов и трупов поднимает с земли красноармеец Павлов обгоревшую, с оборванной обложкой книгу. Это Евангелие. Зачем он оставил ее у себя? Нам не понять такого вопроса. Мы не видели того, что видели глаза юноши сороковых. Коллективизация, раскулачивание, осквернение церквей, репрессии и расстрелы священников. Он не побоялся взять Евангелие. И когда встал перед ним вопрос о вступлении в КПСС он не испугался сказать: «Нет». По религиозным убеждениям. Этого мы опять не сможем понять. Время, когда отказ вступать в партию стал модным наступило через сорок лет. На фронте отказ вступить в партию — это все равно что броситься на дзот с одной гранатой — смертельно опасно. Его грозились сгноить на передовой, его мягко уговаривали, его убеждали и снова пугали.


Как стать священником.

Звезду Героя Советского союза и орден Отечественной войны гвардии сержант Иван Павлов получил беспартийным. Мы знаем, что на фронте эти награды давались только за собственное мужество и героизм. Беспартийный красноармеец Павлов прошел Румынию, Венгрию и Австрию в составе танкового корпуса. А, вернувшись в 1946 году в Москву, отправился в Елоховский собор — узнать, как стать священником.

В Ново-Девичьем монастыре, где после войны открылась духовная семинария документы у Героя Советского союза, кавалера боевых орденов, дважды раненного гвардейца Павлова принимать отказались. НКВД (Народный комиссариат внутренних дел), полностью контролировавшее церковную жизнь, не могло допустить чтобы герой войны «пошел в попы». И тогда сержант Павлов совершивший уже подвиг исповедничества, совершил второй духовный подвиг. По совету неизвестного старца в Троице-Сергиевой Лавре Герой Павлов принял обет молчания. Никогда больше не рассказывал он о своих фронтовых подвигах и наградах. А фронтовиков в 1946 году, было столько, что с каждым разбираться было невозможно. С конкурсом в пять человек на место Иван Павлов поступил в семинарию. Среди многих фронтовиков поступавших в семинарию, а потом и в духовную академию Иван Павлов выделялся разве, что скромностью и усердием.

Схиархимандрит Илий

(в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин, родился 08 марта 1932 года)

Очень хочется рассказать, какое живое и редкое сокровище с детскими чистыми глазами есть у нас в стране, в РПЦ.

 Если вспоминать о детях - войны, то нужно  рассказать об отце Илии. Война застала его десятилетним подростком. Родился в селе Становой Колодезь  Орловского р-на Орловской области в крестьянской семье. В настоящее время - священнослужитель Русской православной церквидуховник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла. 

Схиархимандрит Илий много ездит по России и миру и многими годами принимает огромное число людей! Он нужен всем и везде. Я значительно моложе его, такой работоспособности к сожалению, не имею.

А прожил старец 87 лет — самые страшные годы в русской истории, вместе с всё меняющейся и страдающей страной. Будущий отец Илий, а тогда младенец по имени Алексей, родился в 1932-м году в селе Становой Колодезь Орловского района в крестьянская верующей. По собственному признанию молиться будущий схимник начал с 3-х лет. Также рано начал и трудиться. Не только потому, что так воспитывались крестьянские дети, но и потому, что в 1942 г. в госпитале после боевого ранения погиб его отец. На руках работающей матери в голодное время остались кроме него ещё четверо детей: трёх братьев и сестру, мал мала меньше. Верной опорой вечно трудящейся родимой матушке стал тихий и отзывчивый отрок Алёша. Как и все женщины в селе, его любимая матушка вкалывала забесплатно — за «палочки», только лишь за обязательные для всех трудодни, а иначе — в тюрьму, на каторгу. Есть же очень хочется, тельца голодных деток растут...

 Многие чудеса, которые рассказывают про отца Илия, связаны с его детством.
Один раз мальчик Алёша в отчаянии ушёл из дома буквально, куда глаза глядят — добывать еду. Дорога на заработки была только в город. Неожиданно на рельсовой дороге он нашёл тёплый хлеб и радостно вернулся к семье — спасены. Так он вплотную встретился с миром невидимым ещё в детстве.

Военная тайна Алёши.

В войну маленький Алексей якобы решил исход Второй мировой. Вкратце история выглядит так: На Сретение Господне 1943 года будущий старец гостил у крестной — и сначала его что-то у нее удержало, а потом «было дано указание» двинуться в путь — домой. По пути он встретил немецкую машину, которая в одном месте «подскочила», и из приоткрывшейся двери выпал планшет. Поскольку в машине были пьяные немцы, они ничего не заметили, и Алексей его подобрал. Дома он обнаружил в планшете карту с расположением немецких военных объектов. По «божьему промыслу» в дом забежал пленный красноармеец, который ухаживал за немецкими лошадьми. Быстро сообразив, что нашел мальчуган, тут же скомандовал бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез.. Он же и переправил документы на фронт, где они попали к генералу Рокоссовскому.

Так найденные Алешей карты и изъяснения стратегических планов неприятеля оказались в руках командующего на Курской дуге Константина Константиновича Рокоссовского, и тот отдал экстренный (даже не согласованный со Сталиным) приказ открыть огонь по отмеченным на картах укрепсооружениям врага. Справедливости ради надо отметить, что в его распоряжении уже были три наводки от разведчиков да от пленных немецких саперов, но подоспевшие карты оказались решающим аргументом. В  итоге советская артиллерия в начале Курской битвы снесла укрепрайон противника. 

Старец Илий — о помощи Божией в Курской битве

Мальчик Алёша, нашедший эту карту, теперь известен как старец Илий (Ноздрин), духовник Патриарха Кирилла. (Корреспондент «АиФ» стал свидетелем встречи батюшки и  дочери маршала Рокоссовского, руководившего сражением на Курской дуге. На этой встрече старец впервые рассказал подробности происшествия, которое случилось с ним в детстве). «Отец в воспоминаниях делился, что при операции на Курской дуге он руководствовался сведениями, полученными из четырёх источников, — рассказывает Надежда Рокоссовская. — Первыми двумя были наши разведчики, третьим — пленные немецкие сапёры, а четвёртый источник оставался загадкой».

Первый салют

5 августа 1943 года в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орел и Белгород. Этот салют был первым за время ВОВ, поэтому и за Орлом, и за Белгородом закрепились название «город первого салюта».

29 июня 1944 Константин Рокоссовский получил высшее воинское звание Маршала Советского Союза

В 1949 г. закончил среднюю школу в родном селе. После школы служил в армии. В 1955-1958 гг. обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове. Времена были трудные: директору его родной школы даже сделали выговор по партийной линии — за то, что ученик пошел в семинарию.

По окончании учебы по распределению направлен в г. Камышин Волгоградской области. Там он принял решение посвятить жизнь служению Церкви, поступил в духовную семинарию г. Саратова. После закрытия Саратовской семинарии в 1961 г. продолжил образование сначала в Ленинградской духовной семинарии, затем в академии, где познакомился с будущим патриархом Кириллом. Во время обучения митрополитом Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Тем же Преосвященным был рукоположен во иеродиакона и иеромонаха.

В годы пребывания в Ленинградской епархии трудился на различных приходах. В 1966 г. поступил в Псково-Печерский монастырь, где нес послушания в течение 10 лет. Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. иеромонах Илиан вместе с четырьмя другими монахами был направлен нести иноческое послушание в русскую Афонскую Свято-Пантелеимонову обитель.

В конце 1980-х гг. направлен в качестве духовника в Оптину пустынь. Здесь принял постриг в великую схиму с именем Илий в честь другого Севастийского мученика. В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье Троице-Сергиевой лавры в подмосковном пос.Переделкино.

********** Дополнительный материал для учителя.

     На Сретение Господне 1943 года 10-летний Алеша возвращался из деревни Крюковка, куда ходил, чтобы проведать крестную, и уже на подходе к родной деревне Редькино (с 1969 г. вошедшей в состав Станового Колодезя) его вдруг обогнала немецкая машина, резко затормозила, и из нее вывалился пьяный фриц. Немцам сложно давались русские морозы, но еще хуже – водка. Под гогот сослуживцев этого вояку вырвало, дверца захлопнулась и машина газанула. А на снегу остался лежать планшет. Его-то Алексей и поднял. А как только приблизился к деревне, внутренний голос настойчиво повелел: «Иди по рельсам!» Шел бы он обычным путем, его могли бы обыскать на пункте СС (SS, или Schutzstaffeln – охранные отряды. – О.О.), что был на подходе к дому. Да и следы по снегу выдали бы. След могли бы взять и овчарки, коих выпустили потом целую свору. А сейчас он уже из дому наблюдал в окно, как фашисты искали пропажу: специальной машиной по всей дороге утрамбовывали снег, потом его тщательно метр за метром скоблили.

Распахнул отрок планшетку – и из нее вывалились немецкие карты с нанесенными военными объектами. А отрок, пробравшись домой со стороны огородов, где и пролегало это чудесное ж/д-полотно, с которым связана еще не одна мистическая история, распахнул планшетку, и из нее вывалились две карты: одна подробная топографическая и другая такая же, но с нанесенными военными объектами, да еще какая-то бумажка с незнакомыми словами. Взрослых дома никого, кроме бабушки, не было: отец на фронте, мать работает от зари до зари.

Но вот в дом вбежал пленный красноармеец – Батюшка даже запомнил, как его звали: Андрей. Его немцы поставили ухаживать за лошадьми, а их определили в сарай Ноздриных. Обычно за пленными надзирали, а тут он вдруг вырвался из-под присмотра… Быстро сообразив, что нашел мальчуган, тут же скомандовал бросить планшет в печку, а бумаги спрятал за пазухой и исчез.

Пьяного офицера, потерявшего что-то, – по деревне пошли слухи, – тут же расстреляли. А вот фюреру передавать о потере, судя по дальнейшему развитию событий, не рискнули, иначе расправившихся с подчиненным ждал тот же самый конец.

Впрочем, эта история не добавила бдительности фашистам, вконец распоясавшимся на уже навсегда, как им тогда казалось, оккупированной территории. У одного из них Андрей стащил форму и, бежав, стал пробираться к линии фронта. Там его чуть не подстрелили, приняв за противника, но он как-то убедил своих, что имеет важное донесение.

Монахиня Адриана

(в миру  Наталья Владимировна Малышева, 12.12.1921 – 04.02.2012)

Матушка Адриана (Малышева) — разведчица, авиаконструктор, монахиня…

Среди отважных разведчиков нашей славной армии были не только воины-мужчины. Положить жизнь свою за Родину были готовы и женщины. Такой отважной женщиной-разведчицей была Наталья Малышева, жизненному пути которой сегодня посвящаются многие статьи и книги.

Родилась Н. В. Малышева в семье врача городской больницы г. Феодосии. Родители Наташи были людьми верующими, отец происходил из рода потомственного духовенства.

Ещё до 5 лет, научилась читать, учила наизусть все стихотворения, которые старшей сестре задавали на дом. Поэтому в школе, куда она поступила шести лет, всё давалось ей легко. Много времени уделяла спорту, музыке, танцам.

С раннего возраста в характере девочки стали формироваться самостоятельность, упорство, умение ладить с людьми и сочувствовать обиженным. По её собственному признанию, она была «горячая патриотка» и старалась приобретать навыки, необходимые для защиты Родины. К окончанию школы Наташа успела получить диплом медсестры, выполнила нормативы второго разряда по стрельбе и лыжам, прыгала с парашютом, занималась конным спортом. С детства знала немецкий язык, изучала испанский. Во время войны знания немецкого языка очень сильно пригодились, она вела переговоры с немцами, призывая их сдаться.

С успехом окончив школу, поступила в Московский авиационный институт. Прежде она пыталась отдать документы в Военную академию, но получила решительный отказ: женщин не принимаем!

В институте Наташа познакомилась с Михаилом Бабушкиным, сыном известного полярного лётчика М.С. Бабушкина. Семья Миши стала для неё родной. В1938 году, после смерти отца, военного летчика, Миша оставил институт и поступил в лётное училище (окончил его в 1941 г.).  

Когда грянула война, военный летчик Михаил Бабушкин, сразу же ушёл на фронт. Сражались без передышки: прилетят, подлатают самолёт, заправят его горючим и снарядами – и снова улетают. Полк, в котором он служил, охраняя подступы к Москве. У Наташи не было сомнения, что фашисты вскоре будут разгромлены. Чтобы «успеть» поучаствовать в борьбе, Наталья вместе со всей своей студенческой группой отправилась в военкомат с заявлением об отправке на фронт. Но им всем тогда отказали: «Идите учитесь — навоюетесь ещё».

Осенью 1941 года фронт вплотную приблизился к Москве. Был брошен клич: «Все на защиту Москвы!». Наташа, записалась добровольцем в дивизию народного ополчения, попала в дивизионную разведку. Миша по телефону пытался отговорить её, но девушка ответила: «Иначе всё равно не смогу!». Девять дней спустя, 25 октября 1941 г., в одном из боёв на подступах к столице Михаил Бабушкин погиб. Наташа узнала об этом лишь 2 года спустя. А тогда, в тревожные осенние дни 1941 года, она учила военные уставы, постигала основы фронтовой разведки, упражнялась в стрельбе и приёмах ближнего боя, училась ползать по-пластунски. Но, прежде всего она усвоила главный закон фронтовой жизни — «Сам погибай, но товарища выручай!». «Никогда, ни при каких обстоятельствах не оставлять товарища в беде», — первые слова, которые Наташа услышала от своего командира Героя Советского Союза Н.М. Берендеева.

В ноябре дивизия ополчения, в которой воевала Наталья Малышева, была направлена на боевые рубежи на Ленинградском и Волоколамском направлениях.

Московская дивизия народного ополчения вошла в состав 1-й ударной армии, и в начале 1942 года теперь уже 130-я стрелковая дивизия отправилась эшелоном на Северо-Западный фронт.

Поскольку главным в деятельности разведчиков был сбор сведений и передача их через линию фронта, они старались не контактировать с немцами и вступали в бой, только если натыкались на них.

Наталья Малышева служила в дивизионной разведке до мая 1942 года.

Ситуаций, когда каждый шаг мог оказаться последним, было множество. Просто сказать: 18 раз переходила линию фронта. Кто не переходил — не поймёт, что это такое.

В мае 1942 года Наталье предложили поехать в центр подготовки разведчиков, располагавшийся в подмосковном Гирееве при  штабе партизанского движения. Там она узнала много полезного: как маскироваться, пользоваться оружием своим и вражеским, как выжить в лесах, оставшись без снабженья, как незаметно подать кому-то нужный сигнал, не обнаружить себя при переходе линии фронта. По окончании учёбы в центре Наталье присвоили звание младшего лейтенанта и направили на смоленское направление, под Сухиничи, в распоряжение политуправления 16-й армии, которой командовал знаменитый полководец Константин Рокоссовский.

Главной задачей разведчиков в это время было получение сведений от партизанских отрядов.

Партизаны владели очень важной информацией, знали всё о составе и расположении немецких войск. Фашисты, обнаружив их, расстреливали на месте. Разведчики должны были связываться с партизанами и получать от них свежие данные о поступлении и местоположении частей, смене техники. Собранные сведения следовало запомнить — и не дай Бог перепутать эти строгие военные сводки! — или где-то записать, что было уже рискованно.

На задания Наталья отправлялась теперь не в составе группы, а одна, и не как воин, в маскхалате, а под видом простой деревенской девушки с котомкой. Оружие с собой не брала.

Весной 1943 года немцы, хотевшие взять реванш за сталинградский разгром, стали скрытно стягивать крупные силы по линии Орёл-Курск. Готовилось грандиозное танковое сражение, вошедшее в историю под названием Курская дуга. От разведчиков поступали свежие данные о противнике. Непосредственная работа Натальи Малышевой в эти дни заключалась в прослушивании врага по проводной линии. За линию фронта её переводил сопровождающий, у которого была схема проводной связи. Подключившись, она слушала и запоминала всё важное, что передавало немецкое командование своим войскам, затем возвращалась к своим и сообщала об услышанном в штаб.

После Победы штаб командования Группой советских войск находился в Потсдаме, в сорока километрах от Берлина. Наталья Малышева работала переводчицей. В свободное от службы время любила ходить по городу. Однажды, выйдя за пределы центра города, неожиданно увидела церковь — не кирху, не костёл, а именно русский православный храм. Она зашла внутрь, постояла у зажжённых лампад, чувствуя, как воспоминания детства согревают её душу, уставшую от войны, поговорила со священником, покинувшим Россию в 1918 году.  Этот короткий визит почему-то глубоко и надолго запал ей в душу, и она часто возвращалась мысленно к той неожиданной встрече.

В Москву Наталья Малышева вернулась в мае 1949 года в звании гвардии капитана. Она была награждена многими орденами и медалями, в том числе орденами Отечественной войны и Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда». В декабре 2009 года она стала лауреатом премии «За веру и верность», учреждённой Фондом Андрея Первозванного.

В одном из интервью, вспоминая военные годы, монахиня Адриана говорила: «Хотя я и пережила физически много тяжёлого, но светлого на войне было больше. Несмотря на все идеологические обработки, люди тогда — по своему поведению, по тому, как они относились к страшной военной работе, по самоотверженности, по отношению к своим товарищам — в душе были верующими. В те тяжёлые военные годы они безотказно делали то, что требуют заповеди Божьи. Война пробудила и высветила в людях замечательные качества. Такая волна настоящей чистоты, патриотизма, самоотверженности проснулась в людских душах!»

Вернувшись домой, Наталья Малышева восстановилась в родном Московском авиационном институте сразу на третий курс. Окончив его с отличием, она стала инженером конструктором ракетных двигателей и проработал  всю жизнь в космической отрасли. Работала вместе с выдающимися учёными — Сергеем Павловичем Королёвым и Алексеем Михайловичем Исаевым, известными в ракетостроении людьми. Трудились эти великие учёные и все их сотрудники с величайшей самоотверженностью, не считаясь со временем. Инженер-конструктор Малышева участвовала в создании двигателей для маневрирования и торможения на орбите первых баллистических ракет и космических кораблей, в том числе и для гагаринского «Востока». Она была единственной женщиной в государственной комиссии по испытанию ракетных комплексов. Н.В. Малышева участвовала в создании двигателей для ракеты зенитно-ракетного комплекса С-75 Петра Грушина, благодаря которому 1 мая 1960 года был сбит над Уралом американский самолёт-разведчик U-2, управляемый Пауэрсом. За этот двигатель Н.В.Малышеву наградили орденом. В Подлипках (нынешний наукоград Королёв) Наталья Владимировна проработала до 1963 года.  

Однажды Наталья Владимировна Малышева узнала, что Серёжа, сын её фронтового товарища,  принял монашеский постриг. Молодой человек окончил Ленинградский университет, оставил уютную квартиру, престижную работу, благоустроенную жизнь, чтобы служить Богу. Матушка говорила: «У него в доме всё было очень скромно, даже убого. А у меня в душе поднялась волна такого восторга, что я неожиданно для себя воскликнула: „Господи, дай мне такую же веру, как у него!“»

В 2000 году она приняла монашеский постриг с именем Адриана.

В декабре 2009 года ко многим боевым и гражданским наградам Н. В. Малышевой прибавилась ещё одна: она стала лауреатом премии «За веру и верность», учреждённой Фондом Андрея Первозванного. Икону апостола, диплом и знак, повторяющий символику петровского ордена Андрея Первозванного, вручали в Кремле. Зал аплодировал ей стоя. Растроганная матушка поблагодарила по-монашески кротко: «Божья милость».

Матушка Адриана, в миру Наталья Владимировна Малышева, скончалась 4 февраля 2012 года, на 91-м году жизни. Все, кто знал её, навсегда запомнили голубые светлые глаза матушки — они по-настоящему сияли, светились мудростью и необыкновенной добротой.

Матушка Адриана была очень радостным, живым человеком. Она говорила:
«У меня три самых огромных любви в жизни: прежде всего любовь ко Господу, любовь к нашему Отечеству — России и любовь к нашей Русской Армии».

Священнослужители Новосибирской Епархии тоже оставили яркие историй из своей жизни служения Отечеству в это тяжелое время:

Архимандрит Макарий

(в миру  Игорь Николаевич Реморов, 23 марта ст.ст. 1907- 08.12.1998)

Архимандрит Макарий родился 23 марта старого стиля 1907 года в селе Сядемка, Земеченского уезда, Тамбовской губернии. В крещении получил имя Игорь. Его отец иерей Николай Реморов происходил из древнего священнического рода.

Игорь начал учиться еще в Тамбовском духовном училище, а после революции продолжил свое обучение в светской школе. Он окончил девятилетку.

В июле 1941 года отец Игорь был мобилизован и отправлен на фронт. Первоначально воевал под Москвой, а затем инженерно-саперном батальоне, который был переброшен в Ленинград. До 1944 года его часть обеспечивала «дорогу жизни» через Ладогу. Священник Игорь Реморов закончил войну в Восточной Пруссии в Кёнигсберге.

Был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».

Осенью 1945 года отец Игорь вернулся в Бийск, где продолжал работать бухгалтером. В 1956 году митрополит Новосибирский и Барнаульский Нестор благословил отца Игоря продолжить священническое служение. До 1973 года отец Игорь служил в селах Большой Улуй и Ново-Березовка, Красноярского края. В 1970 году он овдовел.

Затем протоиерей Игорь Реморов служил в поселке Колывань Новосибирской области. В 1980 году он был пострижен в монашество архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном в честь преподобного Макария Великого...

Дополнительный материал для учителя.

В конце 20-х годов начинается массовое закрытие церквей, многие священники подвергается арестам, Игорь Николаевич отвечает согласием на предложение крестьян, просивших его стать священником в его родном селе.  В этом же году Игорь Реморов был рукоположен во диакона и во священника и получает назначение в Успенскую церковь села Сядемка.

Ещё через 2 года отец Игорь был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Но, при пересмотре дела, расстрел заменили ссылкой в Сибирь.  В 1927 г. Игорь Николаевич женился на Валентине Михайловне Мстиславской, отец которой был благочинным.

В 1930 г. о. Игорь прибыл в Бийск. В это время на Алтае были арестованы десятки священников, и во многих храмах богослужение не совершалось. В первый же день по прибытии в Бийск на базаре отец Игорь встретился с человеком, оказавшимся старостой Казанской церкви села Грязнухинского. Староста сразу же определил, что перед ним священник и стал просить отца Игоря поехать к ним и служить в их сельском храме. Отец Игорь согласился. Тотчас же они отправились к местному архиерею, который удостоверившись, что отец Игорь не обновленец, направил его в Грязнухинское.

Прихожане полюбили молодого батюшку, но послужить здесь ему пришлось недолго: начал свое служение в Грязнухинском отец Игорь летом, а на Крещение поздно вечером к нему в дом постучался председатель сельсовета и под большим секретом сообщил, что отцу Игорю следует немедленно уезжать из села, так как завтра его обязательно арестуют. В ту же ночь священник Игорь Реморов уехал и вскоре был в Бийске. Здесь он окончил курсы бухгалтеров и устроился работать по этой специальности. То, что именно таким образом ему удалось избежать ареста, является неудивительным. Подобных случаев было немало. Сотрудников ОГПУ часто не интересовало, кто конкретно будет ими арестован. Их заботило, прежде всего, выполнение плана по количеству арестованных лиц определенной категории. Просто было нужно арестовать предписанное количество священников, кулаков, бывших царских офицеров, бывших чиновников и т.д. Искать же куда-то пропавшего отца Игоря им было некогда, проще было бы найти кого-нибудь другого и арестовать.

Был  мобилизован в трудовое ополчение и стал работать на стройках Кузбасса. В середине 30-х годов он вернулся в Бийск к семье. Устроиться служить в какой-либо храм в это время было уже очень трудно. Большая часть из церквей была закрыта, и отец Игорь до самой войны работал бухгалтером.

Находясь за штатом отец Макарий жил в Тобольске, Новокузнецке, Бердске. Скончался архимандрит Макарий 8 декабря 1998 года в Бердске и похоронен за алтарем Бердского Преображенского собора.

Архимандрит Нифонт

(в миру  Николай Дмитриевич Глазов.   06.12.1918 – 28.06.2004)

  Получил педагогическое образование, преподавал в школе.  В 1939 году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ.

После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на всю жизнь он остался инвалидом.

В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией».

Стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова.

В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником.

13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха.

После окончания МДА  направлен в Новосибирскую епархию.

Протоиерей Алексий Павлович Осипов (06.03.1924 – 29.05.2004)

Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу.   Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону.

3 февраля 1943 г. в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню.  Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы.

Награжден медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда».

После лечения молодой солдат-инвалид, вернулся в родные места на Волгу.

В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института.    Был исключен за то, что читал на клиросе.

Заканчивает  Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию.

Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника.

Протоиерей Александр Петрович Смолкин (06.07.1926 – 29.10.2002)

 Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье. 

Александр Петрович Смолкин, прослуживший 9 лет земному Отечеству в воинском звании, потом принял решение всю свою оставшуюся жизнь посвятить служению Христу и Его Церкви.

Его юность прошла в суровые военные годы. В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте.

В начале 1944 г. получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать.  Войну он закончил в Германии.

Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями: «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью. Более чем через 50 лет отца Александра нашла еще одна его фронтовая награда — медаль «За отвагу». К ней отец Александр был представлен за мужество в том бою, когда получил ранение.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три — во священники.

Дополнительный материал для учителя.

По благословению Владыки Варфоломея, с 1952 года Александр Смолкин проходил клиросное послушание, а затем стал псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе. Через много лет отец Александр вспоминал, что церковно-славянскому языку (чтению и основам грамматики) его учила сестра Владыки Варфоломея Мария Дмитриевна Городцева.

7 апреля 1955 года рукоположенный на Благовещение во диакона митрополитом Варфоломеем отец Александр начал свое служение как священнослужитель в главном храме Новосибирской епархии. Диаконское служение отца Александра проходило под руководством митрополитов Варфоломея и Нестора (Анисимова), блестяще образованных, опытных и духоносных архипастырей, начавших свое служение в священном сане еще до революции, переживших тяжкие гонения, темничное заключение, ссылку, жизнь на чужбине. Через много лет, в разговорах с молодыми священнослужителями, отец Александр всегда с любовью и теплотой вспоминал о первых своих архипастырях-наставниках.

1 ноября 1959 года епископ Новосибирский и Барнаульский Донат рукоположил отца Александра в сан иерея. Практически все священническое служение отца Александра прошло в Новосибирском Вознесенском кафедральном соборе. На протяжении почти трех десятилетий он был штатным священником, ключарем настоятелем. Несколько поколений православных новосибирцев хорошо знали, уважали и любили протоиерея Александра.

Многолетнее служение отца Александра было отмечено священноначалием Русской Православной Церкви. Он был удостоен правом ношения митры, награжден орденами святого Равноапостольного князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского.

С 1988 году, по состоянию здоровья, протоиерей Александр Смолкин был за штатом, но не оставлял любимого храма. Он по-прежнему исповедовал прихожан, поминал записки, когда позволяло состояние здоровья служил сам или сослужил архиереям и соборному духовенству.

Скончался протоиерей Александр Смолкин 29 октября 2002 года и был погребен на Заельцовском кладбище. Молитвенную память о нем, воине и священнике, хранят многие прихожане Вознесенского кафедрального собора.

Иеромонах Иосиф

(до пострига – протоиерей Валентин Яковлевич Бирюков)  (04.07.1922 – 18.04.2018)

Герой и священник, фронтовик, участник боевых действий в блокадном Ленинграде.

Протоиерей Валентин Яковлевич Бирюков родился в с. Колывань Алтайского края 4 июля 1922 года. Когда наступила коллективизация, семью Бирюковых, как и многих других крестьян из их села, раскулачили и отправили в Нарымский край.

Валентин вырос в благочестивой и верующей семье. Его отец, как и его дед, были певчими в церковном хоре. Дядя тоже служил в храме, но потом его расстреляли. Крестного отца его в 37-м арестовали как врага народа. Потом взялись и за отца. После нескольких предупреждений его заключили в Барнаульскую тюрьму, а потом всю семью, где было четверо детей, сослали в тайгу. Весь этот тяжелый опыт выживания позже ему опять пришлось пережить в войну в блокадном Ленинграде.

Ребенком пережил раскулачивание, когда сотни семей были брошены на заведомую погибель в глухую тайгу без всяких средств к жизни. Знает цену труда: земного и духовного с малых лет.

В самом начале войны 1941г. Валентина, вместе с тысячами других молодых ребят, посадили в вагон и отправили на курсы артиллеристов в Омск. После учебы был призван на фронт и направлен в Ленинград, определив в артиллерию, сначала наводчиком, затем командиром артиллерийского расчета. Меткого сибирского охотника и отличного стрелка поставили наводчиком орудия. Началась дорога смерти на Ленинградском фронте, где Валентин Бирюков принимал участие в жестоких боях. Защищал «Дорогу жизни» единственную транспортную магистраль, проходившую через Ладожское озеро, которая с 1941 по 1943 год обеспечивала связь блокадного Ленинграда с внешним миром.  Там отец Валентин получил хорошую закалку.

После прорыва блокады дошел с товарищами - артиллеристами до Восточной Пруссии и участвовал в штурме Кенигсберга. Закончил войну в Польше. Пережил блокаду.  Позже отец Валентин вспоминал: «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней… Там мы получил хорошую закалку. Нужда и голод одолевали нас, приходилось питаться одной травой.  Запасали её на зиму, косили, сушили. Нашли какую-то мельницу, мололи траву, получалась травяная мука. Из этой муки пекли хлеб… булка на семь-восемь солдат. Но всегда находились силы, чтобы противостоять невзгодам, а с этим только усиливалась вера в Бога».

 При выполнении своего героического долга, в марте 1944 получил тяжелые пулевые и осколочные ранения. Из его тела хирурги вынимали осколки от пули, артиллерийского снаряда и бомбы, одновременного попавшие в него. Были перебиты крестцовое стяжение, главная артерия, сухожилие на правой ноге. Хирург во время операции вытащил 2 осколка, а третий не смог вытащить (так чугунный осколок величиной в сантиметр и остался навсегда в позвоночнике батюшки). 

Позже вспоминал все это с содроганием сердца. Ведь когда он очнулся на поле среди огромного количества убитых товарищей, сразу почувствовал нестерпимую жгучую боль. Но, увидев небо и глотая соленые и грязные слезы, начал молиться. Как вспоминал отец Валентин, выжить ему в тот период помогла только вера в Бога, он усердно молился и просил помощи у Спасителя.

Длительное время находился на лечении в одном из госпиталей Ленинграда. Поразительно, но раны зажили и снова возвратился в батарею. Свободное время посещал библиотеку Ленинградской духовной семинарии, в которой впоследствии учился его сын Василий.

Победу Валентин Яковлевич встретил в Восточной Пруссии, в городе Гумбиннен, невдалеке от  Кенигсберга.  Награжден медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией».

По-настоящему верующим человеком о. Валентин стал в годы ВОВ. Пройдя фронтовыми Ленинградскими дорогами. Выстоять ему в войне и победить коварного и сильного врага, помогла религиозная вера. Пройдя тяжкие скорби, он подставил пастырское плечо людям неуверенным, унывающим, немощным в вере. Но домой вернуться ему довелось не сразу, пришлось еще задержаться в Пруссии, под Кенигсбергом, чтобы предотвратить возможные вражеские диверсии.

Вернулся он через год в Нарымский край, жил в Колпашево. Более  40 лет служил священником. Прослужив несколько лет в Средне-Азиатской епархии, вернулся в Сибирь. В Новосибирской епархии служил в Никольской церкви села Новолугового, в Александро-Невской церкви в Колывани, в Чулыме, в Бердске. В Бердск отец Валентин приехал сразу после того, как распределили сюда настоятелем Сретенской церкви его сына Василия по окончании Ленинградской духовной академии. Отец Валентин стал духовным наставником многих священников и мирян, часто встречался с молодежью и вел с нею просветительские беседы, рассказывал о своей судьбе и служении, о пережитом, о том, как вера и упование на помощь Божию помогали ему выжить.

Глубокая вера, которую он пронес через все испытания, была передана им его детям, которые пошли по стопам отца. Три сына отца Валентина стали священниками, муж его дочери так же священник.

Уже престарелым священником отец Валентин принял монашеский постриг с именем Иосиф.

 18 апреля 2018 года на 96 году жизни отошел ко Господу протоиерей Валентин Бирюков.

В издательстве Свято-Данилового монастыря вышла книга «На земле мы только учимся жить», воспоминаний отца Валентина, в которой он рассказывает и о пережитом на фронте.

ВЫВОД:

Многие священнослужители Русской Православной Церкви в годы ВОВ защищали нашу Родину, сплачивали россиян, поднимали их на защиту суверенитета (внешняя независимость государства) своей страны, помогали выжить в самых сложных условиях.  

Нельзя не оценить их вклад в победу в ВОВ. Служители Церкви встали в один ряд со своим народом. Были рядом и в горести, и в радости; вдохновляли народ на жертвенный подвиг во спасение родных святынь, родной земли. Священники и монахи воевали, как рядовые солдаты, отпевали погибших, везде поддерживали народ и в тылу, и на фронте, и в госпиталях. Всегда оставались преданными своей Родине. Несмотря на испытания, Они не потеряли веру, надежду и радость жизни.  

В эти страшные военные годы для всех стало очевидным, что кроме оружия в руках защитникам Отечества и труженикам тыла нужна вера. Без помощи Божией выстоять нашему народу и победить в этой кровопролитной войне, было бы невозможно. Благодаря мужеству наших Защитников Господь вручил Победу Русскому народу.

Лучшие представители православного духовенства оставались верными основным принципам и заповедям христианства.

В этих небольших сообщениях из жизни священнослужителей много удивительного, чудесного происходило постоянно, но разве можно привыкнуть к чуду… А ведь самым большим чудом были и остаются сами Батюшки.

Они стали живым примером святости, примером невозможного для человека наших дней совершенства, примером полной беспощадности к себе и жертвенности, милосердия и бесконечного терпения. Они оказывали помощь, а нередко и спасали от гибели людей независимо от их веры и национальности.

Митрополит Московский Сергий (Страгородский) в своём послании, написанном 22 июня, в самый первый день Великой Отечественной войны, обратился к нашим соотечественникам со словами: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, Карла шведского, Наполеона… Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на этот раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу». Заканчивалось же это послание святителя пророческими словами: «Господь дарует нам Победу!»

День Победы — это праздник, символизирующий сплочение народа, призывающий людей не только не забывать важнейшие исторические события, но и напоминающий гражданам многонационального государства о значимости единения людей. Такие общие победы и достижения служат объединяющим началом для людей, которые не мыслят себя вне русской истории, культуры, языка и веры.

Но среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые остались безвестными. Надеемся, со временем удастся восстановить имена служителей Церкви и мирян - тех, кто в тяжелейшие военные годы трудился для Победы. Чистый свет этого подвига не погаснет в грядущих веках.

************

День Победы, принес нам счастье и мир. В наследство нам досталось неимоверное богатство: мирное небо, радостный детский смех, лучезарные улыбки счастливых людей.

Великая Победа в ВОВ остаётся для нас символом духовного величия России, которую необходимо знать, чтобы передавать грядущим поколениям.

Мы должны помнить подвиг Великой Победы, помнить и передавать из поколения в поколение. Не дать померкнуть далеким дням и событиям. Память о ней и признательность тем, кто сохранил Родину, должен сохранить каждый россиянин. Используя  опыт наших предков, необходимо сохранить историческую память о военных событиях и о людях того времени. Пусть истории жизнедеятельности священников – фронтовиков, пламенных патриотов и верных сынов своей Родины, станут примером для молодого поколения. Мы помним всё и благодарны за нашу свободу, за великий подвиг. Мы гордимся Победой! Давайте постараемся быть достойными этого подвига. 

Спаси Господи за ваше внимание! Молитесь и никогда плохо не думайте ни о ком. Всякое дело делайте с любовью, послушанием и благодарением. Спаси Господи вас!

Литература:

Алексий (Поликарпов),  архимандрит. Поминайте наставников ваших… Воспоминания об архимандрите Кирилле (Павлове). – М.: Данилов мужской монастырь. 2019. - 128 с.

Бирюков Валентин, протоиерей. На земле мы только учимся жить: Непридуманные рассказы.– М.: Данилов мужской монастырь. 2014.- 136 с.

Данилова А. А. Монахиня из разведки. История жизни ветерана Великой Отечественной войны монахини Адрианы (Малышевой).– М.: Никея,2012

Кузнецкий А.П. Патриарх Сергий и его духовное наследство. Изд. Московской Патриархии. М. 1947. № 04 апрель 416 с.

Неизвестное величие России: Учебно-методическое пособие для школ. Н.: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 68 с. 

Протоиерей Борис Пивоваров. Вклад Русской Православной Церкви в Победу над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов // «Новосибирский Епархиальный Вестник». 2000. № 5 (17) май. с. 1, 4–5.

Протоиерей Виталий Бочкарев. Новосибирская епархия и ВОВ. Фронтовики //  Журнал «Сибирь православная». 2005. № 1 (4) май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему «На дорогах войны». Стихотворения о Великой Отечественной войне. Публицистика военных лет.

На уроке учащиеся познакомятся с поэзией и публицистикой военных лет. Узнают о наиболее известных военных корреспондентах времён ВОВ. В ходе занятия, большое внимание уделяется самостоятельной работе ...

Дорогами войны, дорогами победы...

Сценарий внеклассного мероприятия военно-патриотической направленности....

Презентация к классному час Дорогами войны, дорогами памяти...

1. Великая Отечественная война 1941-1945гг. 2. Война в Афганистане 1979 -1989 гг. 3. Горячая точка – Чечня  1994- …...

Дорогами войны. Сценарий игры по станциям для отрядов из летних школьных лагерей, посвященной началу Великой Отечественной войны.

Сценарий конкурсно-игровой программы, посвященной началу Великой Отечественной войны, был написан мною в 2012 году и неоднократно использовался для проведения мероприятий с разными по возрасту и колич...

"По дорогам войны с Божией помощью"

Презентация для выступления на VII Каинских Образовательных Чтениях, проходящих в рамках регионального этапа Международных Рождественских Образовательных Чтений «Великая Победа: наслед...

Музыкально-поэтическая композиция, посвященная 75-летию со дня Победы в Великой Отечественной войне, "Дорогами войны…»

Класс: 10-11Тип урока: интегрированный урок.Вид урока: урок общеметодологической направленности....

Методическая разработка патриотического спортивно-массового мероприятия «Дорогой войны-дорогой памяти»

Введение Предлагаемые материалы направлены на воспитание гражданственности и патриотизма у молодого поколения на примерах из истории нашего Отечества. Методическая разработка: «Патриотическ...


 

Комментарии

Шекунова Ирина Дмитриевна

Ирина Александровна, большое спасибо за участие в проекте "Вахта памяти"! Святые люди совершают святые подвиги, защищая нашу святую православную землю. И были они простыми солдатами, обыкновенными людьми, любящими свою страну.Все прошли испытания войны, но этим людям пришлось ещё труднее, но они сохранили веру, и вера в Победу нашего народа была их смыслом жизни. Мы преклоняем колени перед мужеством и стойкостью этих людей. Вы работали над редкой темой, изучили много материалов и источников, информация изложена последовательно и доступно. Ещё раз спасибо за интересную работу!

Мудрецов Игорь Вячеславович

О/чень интересная работа.

Спасибо за комментарии.