Технология развития критического мышления
презентация к уроку по истории

Карамсакова Ольга Сергеевна

Презентация содержит примеры различных методов и приемов работы при педагогической технологии развитии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_na_temu_trkm.pptx195.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Технология развития критического мышления» Учитель истории и обществознания Карамсакова Ольга Сергеевна 2019

Слайд 2

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя. Э. Хаббард

Слайд 3

Ключевой тезис всей технологии критического мышления: «Конструирование» собственного знания в рамках собственной ключевой деятельности.

Слайд 4

Критическое мышление - Один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Слайд 5

Критическое мышление – это: способность ставить новые, полные смысла вопросы ; вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы ; принимать независимые продуманные решения .

Слайд 6

Цель применения технологии развития критического мышления: Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учебы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения).

Слайд 7

Трёхфазовая структура урока: Вызов Осмысление (реализация) Рефлексия

Слайд 8

Вызов Цели: Актуализация опыта и предыдущих знаний обучаемых; Активация деятельности учащегося; Формирование мотивации на учебную деятельность; Постановка обучаемыми индивидуальных целей в учебной деятельности. Приемы: «Мозговой штурм»; Прогнозирование; Альтернативный тест; Формулировка вопросов, ответы на которые нужно найти в тексте; Корзина идей; Кластер; Таблица «З – Х – У».

Слайд 9

Осмысление Цели: Получение обучаемыми нового знания; Формирование понимания и систематизация знаний, соотнесение уже известного с новым; Освоение способа работы с информацией; Поддержка целей, поставленных на стадии вызова. Приемы: Чтение текста с маркировкой по методу insert ; Выделение ключевых слов; Таблица «З – Х – У».

Слайд 10

Рефлексия Цели: Присвоение нового знания; Создание целостного представления о предмете изучения; Постановка новых целей в учебной деятельности; Оценка и самооценка развитий обучаемых в теме. Приемы: Творческая работа; Возвращение к ключевым словам, верным и неверным утверждениям; Ведение дневника; Письмо другу; Достраивание кластера из ключевых слов; Перепутанные логические цепи; …

Слайд 11

Функции трёх фаз технологии развития критического мышления Вызов Осмысление Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме ) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме ) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме ) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Информационная (приобретение нового знания) Коммуникационная (обмен мнениями по новой информации)

Слайд 12

Приемы технологии критического мышления Корзина идей Инсерт Двойной дневник Лови ошибку Верю – не верю Синквейн …

Слайд 13

Корзина идей Время выполнения 7-8 минут Учитель выделяет ключевые понятия изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов и выражения, связанных по их мнению, с предложенным понятием. 1 этап (2 минуты). Учащиеся выполняют работу индивидуально. 2 этап (2 минуты). Обсуждение полученных результатов в парах (группах). Учащиеся выделяют представления, которые совпали и наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. 3 этап (2-4 минуты). «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. В результате, на доске формируется кластер, отражающий знания, которыми обладают учащиеся, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива.

Слайд 14

Инсерт I – interactive (интерактивная) N – noting (познавательная) S – system for (система) E – effective (для эффективного) R – reading (чтения) T – thinking (и размышления) Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт – это прием ТКМ через чтение и письмо (ТКМЧИП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

Слайд 15

Как использовать прием инсерт на уроках 1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками : V – это я знал; + - это новая информация для меня; - - я думал по другому, это противоречит тому, что я знал; ? – это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. 2. Заполняется таблица V + - ? Здесь записываются термины и понятия, которые уже были известны Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия Перечисляются непонятные моменты, которые требуют уточнения и вопросы, возникшие во время чтения текста

Слайд 16

Лови ошибку Время выполнения 5-6 минут. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно чтобы задание содержало в себе ошибки двух уровней: Явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из личного опыта и знаний; Скрытые, которые можно установить, изучив только новый материал.

Слайд 17

«Верю – Не верю» Вопрос «+» верю «-» не верю 1. Верите ли вы, что Петр I – первый Российский Император? 2. Верите ли вы, что Петр I издал «Табель о рангах»? 3. Верите ли вы, что Петр I «прорубил окно в Европу»?

Слайд 18

Синквейн От англ. «путь мысли» или от франц. «пять» 1 строка – 1 существительное (тема) 2 строка – 2 прилагательных (описывающие признаки и свойства выбранного предмета) 3 строка – 3 глагола (описывающие действия по теме) 4 строка – фраза из 3-4 слов (отношение к теме) 5 строка – 1 слово-резюме (синоним темы)

Слайд 19

Например: на поле Куликовом На поле Куликовом Степном, широком Была, прошла, кипела Битва с войском Мамая Победа

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления

Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....