Начала правления Петра
план-конспект урока по истории (8 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Начало правления Петра I
Цели урока:
1. Формировать представления учащихся о начале правления Петра I .
2. Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
3.Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
1. познакомиться с событиями, связанными с приходом Петра I к власти;
2. определить основные задачи, которые стояли перед Россией в конце XYII века;
3. рассмотреть основные мероприятия, осуществленные Петром I в начале правления;
4.называть даты: рождения Петра 1 (1672г.), венчания Петра на царство (1682 г.), Азовских походов (1695-1696 гг.), Великого посольства (1697-1698 гг.);
5. показывать на карте направления Азовских походов, путь Великого посольства;
6. объяснять и применять понятия: верфь, брандер, лавра.
Личностные: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- владение умениями работать с учебной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы), использовать различные источники информации;
- готовность к сотрудничеству, коллективной работе.
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников (аудио-визуальных, текстовых, изобразительных);
- знание хронологии изучаемого периода;
- знание исторических фактов изучаемого периода;
- рассказ об исторических событиях, их участниках;
- соотнесение исторических фактов и общих явлений.
Тип урока : урок изучения нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, беседа, самостоятельная работа, проблемно- – поисковый.
Образовательные ресурсы:
- компьютер;
- доска;
-мультимедийный проектор и экран,
- карточки с заданиями;
- карта «Россия с конца XVII до 60-х годов XVIII в.», фрагмент фильма «Восстание стрельцов», «Петр I Россия на рубеже веков» Инфоурок.
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний. Интеллектуальная разминка.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
- Рефлексия
I. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята. Улыбнитесь друг другу, нашим гостям. Садитесь. Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на уроке.
II. Интеллектуальная разминка.
( слайд 1) Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
1) И. Волоцкий
2) патриарх Никон+
3) митрополит Макарий
4) Сергий Радонежский
( слайд 2) Какие три черты из перечисленных ниже характеризовали правление царя Алексея Михайловича? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.
1) церковный раскол+
2) начало деятельности Земских соборов
3) обмирщение культуры+
4) угасание деятельности Земских соборов+
5) раздел Речи Посполитой
6) создание коллегий
( слайд 3) Выберите из списка три характеристики хозяйственного развития России в XVII в. и запишите номера, под которыми они указаны, в ответ.
1) товарная специализация районов+
2) железнодорожное строительство
3) создание мануфактур+
4) развитие ярмарочной торговли+
5) уничтожение внутренних таможенных пошлин
6) начало промышленного переворота
( слайд 4) Назовите пропущенное понятие (термин).
В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.(черносошные)
( слайд 5 ). Назовите пропущенное слово.
Порядок назначения на должности в Московском государстве в XV— XVII вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался _______.
«Вышедший из крестьян и ставший монахом, он благодаря своим недюжинным способностям далеко продвинулся в церковной иерархии; к моменту вступления на престол Алексея он был архимандритом Новоспасского монастыря. Молодой набожный царь, безусловно, находился под сильным влиянием этого талантливого православного проповедника. У них возникли тесные отношения. И в результате при поддержке Алексея Михайловича он в 1649 г. стал Новгородским митрополитом, а в 1652 г. – патриархом».
(Никон)
(слайд 6) . Предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике (мануфактура)
III Изучение нового материала
Учитель: Просмотр фрагмента видеофильма «Петр I. Россия на рубеже веков» Итак, тема нашего урока…?
Верно, откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока «Начало правления Петра I».
Посмотрите все внимательно на доску. (На доске высказывания о Петре и его деятельности).
«Осатанелый зверь»
Л.Н.Толстой
«Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно»
А. Н. Радищев
«Петербург основан на слезах и трупах»
Н.М. Карамзин
«Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского»
В.Г. Белинский
Какой вывод можно сделать из этих высказываний?
Ученик: Петру и его деятельности дают разные оценки. Петр противоречивая фигура.
Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность вызывает споры до сих пор. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?
Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.
Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”
С.М. Соловьев
Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?
Ученики: Эпоха Петра связана с преобразованиями в России.
Итак, сегодня на уроке вы должны: (цели)
В конце 17 века в царских хоромах было неспокойно…
Вы сейчас посмотрите еще один небольшой видеофрагмент и выполните задание на карточках «Ответьте вопрос».
1)Петр I родился в ? году от второго брака царя Алексея Михайловича Романова и второй жены Натальи ? .
2) Петр был ? ребенком в семье.
3) ? возвели на престол Петра.
4) ? выдвинули требование, чтобы первым царем был Иван, а вторым - Петр.
5) Из-за малолетства братьев государством управляла ? .
6) Петр вместе с матерью уехал в село ? .
7) У царевича появился интерес к ? делу.
8) Из ровесников он создал ? полки
Проверь себя
1. 1672, Нарышкиной
2.14
3. стрельцы
4. стрельцы
5.Софья
6.Михайловское
7.военному
8. «потешные»
Учитель: 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.
Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.
Работа с историческим документом:
Учитель: Посмотрим на дальнейшее развитие событий. Перед вами лежит письмо. Прочтите его и ответьте на вопросы, доказывая свое мнение выдержками из текста.
Письмо.
Определите:
- автора письма;
- адресата письма;
- о какой «третьей особе» говорится в письме.
«…Известно тебе, государь, чиню купно же и соизволения твоего прошу о сём, что милостию Божией вручен нам двум особам скипетр правления прародительного нашего Российского царствия … а о третьей особе, что с нами быть в равенственном правлении, отнюдь не вспоминалось…
Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте тому зазорному лицу государством владеть мимо нас. Тебе же, государю, братцу, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим позволением для лутшие ползы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство успокоить и обрадовать. А я тебя государя братца, яко отца почитать готов…»
Ученик: На мой взгляд, автором письма является Петр, о чем свидетельствует обращение к «государю братцу», которого он «яко отца почитать готов», а Иван был его старшим братом. Следовательно, адресатом является Иван. «Третья особа», упоминаемая в письме – Софья, поскольку сказано, что она владеет государством, причем наравне с автором письма и его братом.
Учитель: Какой вывод можно сделать, опираясь на данное письмо?
Ученики: Петр возмущается сосредоточением власти в руках женщины при совершеннолетних царях и призывает брата к изменению сложившегося положения.
Учитель: Как складывалась ситуация в дальнейшем? (видеофрагмент)
С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху) , туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх.
Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.
Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
Но наследство Петру досталось незавидное.
Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.
Учитель: К каким морям Россия имела выход к концу 17 века? Покажите на карте.
Ученики: Россия имела выходы в Каспийское и Белое моря.
Учитель: Удобно ли было вести торговлю через эти моря?
Ученики: Они были не слишком удобны для торговли с иностранными державами, Белое море замерзает, а по Каспийскому морю можно торговать лишь с Персией.
Учитель: Наличие выходов, в какие моря сулило России выгоды? Покажите их на карте. Как можно было получить выход в эти моря?
Ученики: Необходимо было завоевать выходы в незамерзающие Черное и Балтийское моря.
Учитель: Молодцы. Совершенно верно.
Итак, запишите:
1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»
Учитель: Что нужно для осуществления завоеваний?
Ученики: Для этого необходимо иметь сильную армию и флот.
Учитель: Что представляла собой русская армия XYII века? (видеофрагмент)
Ученики: Стрельцы бунтовали, полки «нового строя» были малочисленны, ополчение плохо вооружено и обучено, а флота вообще не было. Следовательно, нужно было создавать сильную армию и флот.
2 задача - создание сильной армии и флота.
Армии необходимо было оружие, обмундирование, что для этого необходимо было развивать?
Ученики: Экономику страны.
3 задача - развитие экономики.
Учитель: Как же шло осуществление этих задач? Ответы на данный вопрос я предлагаю вам найти, просмотрев очередной фрагмент видеоролика.с(видеоролик)
1 группа учеников получает карточку №1. Азовские походы
1.Назовите даты Азовских походов?
2.С кем воевала Россия?
3.Какова цель этих походов?
4.Каков результат 1Азовского похода?
5. Каков результат 2 Азовского похода?
2 группа учеников получает карточку №2. Строительство флота
1.Когда и где началось строительство флота в России?
2.Объясните понятия «верфь» и «галера»
3.Кто трудился на строительстве флота?
3 группа учеников получает карточку №3. «Великое посольство»
1.Когда состоялось «Великое посольство»?
2.Состав «Великого посольства».
3.Цели «Великого посольства».
4.Каким был маршрут «Великого посольства».
5.Итоги «Великого посольства».
4.Какое значение имело начало строительства флота?
Учитель: На выполнение задания вам дается 7-10 минут, а затем от каждой группы с сообщением выступит 1 ученик. Остальные учащиеся группы могут дополнить его ответ.
Работа с видеоматериалом: Ученики, просмотрев видеоинформацию отвечают на предложенные вопросы.
Физкультминутка
Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.
Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море
Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2.
Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля) . С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны.
Ученики записывают новые понятия и их определения.
Учитель: Следующим важным шагом молодого царя стало «Великое посольство». Послушаем рассказ о нем.
Ученики: «Великое посольство» выехало из Москвы в Западную Европу в марте 1697 года. Возглавляли «Великое посольство» Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницын. Царь ехал инкогнито под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова Главными целями посольства были: поиск союзников в борьбе с Турцией, наем иностранных специалистов, закупка вооружения и учеба за границей. Посольство было названо «великим» за свою численность, в нем принимало участие 250 человек. Они ехали, чтобы учиться кораблестроению и военному делу. В течение 1,5 лет (1697-1698гг.) они посетили Пруссию, Голландию, Англию, Австрию, Речь Посполитую.
Итоги «Великого посольства»: союзников в борьбе с Турцией не нашли, но зато наметились союзники для борьбы со Швецией за выход в Черное море. Все остальные цели посольства были достигнуты.
Учитель: Спасибо. Вы хорошо поработали над заданием.
Итоги посольства в Европу подвели Петра к мысли о том, что Россия нуждается в кардинальных переменах. Отставание от западных стран было просто огромным. Поэтому Петр бросил все силы на то, чтобы это отставание, сократить. Для этого в российском обществе следовало провести реформы. Петр Великий видел многочисленные достоинства Запада и желал укреплять связи России с западными Европейскими странами. Но для этого был нужен выход к Балтийскому морю.
Учитель: А почему Петр был вынужден прервать поездку?
Ученики: Царь узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию. В сговоре с Софьей стрельцы хотели свергнуть Петра с престола.
Учитель: Этому событию посвящена картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» Что на ней изображено?
Это признанный шедевр, написанным в жанре исторической живописи. Картина повествует о страшном и кровавом событии истории нашей страны: о расправе царем Петром над стрельцами. При этом художник не показывает своим зрителям сцен кровавой расправы, а стремится рассказать о душевном состоянии своих героев в эту страшную минуту. На картине столкнулись старая и новая России, и одна должна быть уничтожена, чтобы вторая смогла набрать силу, и это Россия Петра, великого и страшного русского царя-реформатора.
Учитель: Сделайте вывод о том, какие задачи начал реализовывать Петр1, вступив на престол?
Ученики: - развитие экономики («Великое посольство»);
- создание флота;
- завоевание выхода в Азовское, а значит и Черное море
Ученики: Действительно, Петр мечтал о превращении России в великую державу.
Сообщение учащегося об участии донских казаков в Азовских походах.
Весной 1696 года Петр1 снова двинулся к Азову. В составе войска Петра 1 было пять тысяч донских казаков под предводительством атамана Фрола Минаева. Еще до того как подошла армия Петра 1, донская казачья флотилия под командованием Леонтия Поздеева обнаружила в Азовском море два турецких корабля, атаковала их и отогнала от Азова. Прошло несколько дней, и в море появилась турецкая эскадра. Казаки вновь неожиданно и дерзко напали на нее. Им удалось захватить 10 кораблей, а остальным пришлось повернуть обратно. Для русской армии это было очень важно, потому что азовский гарнизон не получил подкреплений. Удачно действовали казаки и на суше. 17 июля отряд донских казаков в две тысячи человек прорвался на земляной вал турецких укреплений. Удар был настолько неожиданным, что турки отступили, и донцы их преследовали до самых крепостных стен. Потеря земляного вала поставила осажденных в безвыходное положение, и на следующий день турецкие войска сдались. Петр 1 устроил пышные торжества по случаю взятия Азова. В столице донского казачества в честь этой славной победы был произведен первый в истории России салют.
После того, как Азов был отвоеван у турок, Российскому государству необходимо было прочно укрепиться на Азовском море. Для этого нужен был сильный флот, а для флота-база, удобная гавань, где могли бы стоять корабли, пополняться припасами, делать ремонт. 27 июля 1696 года Петр 1 вместе со своими соратниками отправился в Азовское море, чтобы выбрать место для сооружения порта. Место было найдено. 12 сентября 1698 года на высоком мысу, который издавна носил название Таган-Рог была заложена Троицкая крепость будущий Таганрог.
IY. Закрепление изученного материала.
1) В каком подмосковном селе прошло детство Петра?
2) Что такое двоецарствие?
3) Кто владел Чёрным и Балтийскими морями?
4) С какой целью Пётр предпринял поездку заграницу?
Работа по карточкам.
Выбери и подчеркни правильный ответ.
1.Когда родился Пётр I ?
1) в 1600 году
2) в 1672 году
3) в 1690 году
2.Чем закончились Азовские походы?
1) Русские войска взяли крепость азов
2) Русские войска не смогли взять Азов
3) Пётр I не совершал поход на Азов
3.Какова цель Великого посольства?
1) Пётр I поехал изучать науки
2) Найти союзников в борьбе против Турции
3)Отдохнуть от дел и посмотреть мир
4.Достигло ли своей цели Великое посольство?
1) Нет, европейские союзники отказались помогать
2) Да, Пётр I нашел союзников
(Если время позволит) Игра «Найди ошибку!»
А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»
Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.
Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».
Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Важно и то, что о не Петре никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время.
Y. Подведение итогов.
Учитель: Итак, подведем итоги. Выставление оценок учащимся.
YI. Домашнее задание.
Прочитайте § 1, выполните задание 1,3 на странице 15.
Составить кроссворд
YII Итоговая рефлексия
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
- Мне было интересно…
- Я сегодня понял, что…
- Мне было трудно…
- На следующем уроке я хочу …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с элементами технологии критического мышления «Начало правления Петра I» 10 класс
Урок разработан на основе учебника Левандовского А.А. (базовый уровень) 10 класс , является первым в теме "Россия в период правления Петра I»".В разработке урока использованы приёмы т...
Презентация. Начало правления Петра I
Презентация для урока...
Конспект урока истории "Начало правления Петра I"
Разработка урока по истории России в 7 классе по теме "Начало правления Петра I"...
Конспект открытого урока истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида Тема: Начало правления Петра I.
В материале представлен конспект открытого урока по истории в 8 классе коррекционной школе VIII вида. Во время урока на разных его этапах используется интерактивная доска и презентация по теме данного...
план- конспек урока "Начало правления Петра I"
данная разработка урока будет полезна учителям работающих в 7 классах...
Начало правления Петра I
Регентство царевны Софьи.Взросление Петра I. Отстранение Софьи от властиСподвижники Петра IАзовские походыВеликое посольство...
"Начало правления Петра I"
Название предмета: история ...