Статья "Современное образование"
статья по истории
В данной статье рассматривается в сравнении традиционное и современное образование, современные противоречия в образовании, а также, насущный вопрос - каким должен быть современный учитель. Компетенции, присущие всем школам мира, отсюда, вытекающие пять профессиональных задач педагога. В статье, также, рассматривается роль учителя в формировании учебно – познавательной деятельности современного школьника. Каким образом должно складываться понимание профессиональной педагогической компетенции педагога-человека. И, конечно, из чего складывается "пирамида зрелости" учителя и его Авторитет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsionnoe_i_sovremennoe_obrazovanie.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Традиционное и современное образование
В отличии от традиционного, при котором осуществляется передача ученику известных образовательных знаний, умений и навыков, современное образование - это созидание человеком в себе самом образа мира посредством активного полагания себя в мир предметной, социальной и духовной культуры. Основная миссия современного образования заключается в обеспечении условий для самореализации (самоопределения) личности. Традиционное - предполагало подготовку подрастающего поколения к жизни и труду, где человек – простая система, его можно формировать, им можно управлять. Сегодня Человек – это сложная система, в которой учение есть деятельность обучающегося или субъекта. В традиционном образовании, напротив, ученик понимался как объект, а учение – педагогическое воздействие на него, где знания транслируются, находятся извне, знания передаются по частям и крупицам. Оценка таких знаний производится в конце курса. В современной школе знания создают и получают сами обучающиеся на основе опыта, конструируются самим ребенком. Оценка знаний проводится в начале, середине, конце курса. Знания сегодня – это единство истины и ценностей, факта и смысла, сущего и должного, это школа мышления
Современные противоречия в образовании
Современное образование сегодня становится непрерывным, нелинейным, открытым, что требует от современного обучающегося обучения на протяжении всей жизни.
Однако существуют некие противоречия между неповторимостью мира детства и ограничением форм жизнедеятельности и учебной деятельности в современной школе, приносящих радость познания, открытия природного и культурного миров, радость творчества и сотворчества. Противоречие между многообразием индивидуальных возможностей и потребностей школьников, разнообразием образовательных запросов. Потребность растущего человека в принятии и поддержке (содействие ребенку в получении образования) противоречит авторитарно-дисциплинарной модели обучения. Сохраняющаяся когнитивная направленность образования противоречит необходимости целостного развития личности. И, наконец, противоречие между потребностями выбора, задачей учителя вырабатывать в ребенке опыт выбора и отсутствием вариативности и условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов. Перед современным педагогом стоит нелегкая задача разрешить этот клубок противоречий, сделать процесс обучения успешным и для учителя, и для учащегося.
Обучение является успешным, если учащийся:
- твердо уверен в своих силах и обладает достаточным самоуважением;
- имеет серьезную мотивацию учиться;
- способен учиться в среде, характеризующейся «необходимостью серьезного напряжения сил» в сочетании с тем, что в случае неудачи учащемуся не угрожают серьезные негативные последствия;
- понимает, что мир изменчив и для того, чтобы в нем выжить, нужно меняться.
Каким должен быть современный учитель?
В 60-е годы XX века встал вопрос о необходимости формирования профессиональной компетентности. Компетентность – умение, способность решать учебные и жизненные проблемы на основе знаний, ценностных ориентаций и опыта. В 90-е годы этот подход пришел в образование.
Таким образом, были определены 5 компетенций для всех школ мира:
1. Информационная (умение работать с информацией).
2. Поликультурная (знание чужой культуры, религии, чтобы быть терпимым, толерантным).
3. Социальная (как умение взаимодействовать с другими): делится на коммуникативную и правовую (знание, соблюдение законов той страны, в которой я проживаю).
4. Языковая (умение выстраивать на родном и иностранных языках письменную и устную коммуникацию).
5. Предметно – практическая (умение решать проблемы, находить методы решения проблем, готовность к самообразованию, владение способами деятельности).
Итак, профессиональная компетентность учителя – это интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Из этого вытекают 5 профессиональных задач педагога:
- «Видеть ученика в образовательном процессе» (понимать ребенка, уметь диагностировать, принимать этого ребенка).
- Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (построение развивающего возрастосообразного обучения, ориентированного на особенности и потребности возраста).
- Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса, где субъект – ученик, учитель, родитель.
- Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду.
- Проектировать и осуществлять профессиональное образование.
Эффективность усвоения учебной информации напрямую связана с учебно – познавательной деятельностью обучающегося.
Роль учителя в формировании
учебно – познавательной деятельности современного школьника.
Учение – это самостоятельный процесс. Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться! Поэтому у человека должно быть сформировано понимание, что он сам должен учиться.
Этапы учебной деятельности:
- Ориентировочные действия ученика - целеполагание , мотивация:
-понимание готовой задачи, поставленной учителем (что должен сделать сегодня);
-активное принятие для себя этого задания (технология развития критического мышления);
-самостоятельная постановка учебной задачи (нескольких учебных задач).
2. Исполнительные действия – активное преобразование учеником изучаемого предмета:
-преобразование условий учебной задачи;
-моделирование задачи в графической или буквенной форме;
-решение задачи (чтение текста и т.д.);
-контроль и оценка.
3. Контрольные действия:
– первый уровень: самоконтроль и самооценка по результату работы в сопоставлении с образцом (сделано, выбрано учителем, например, контурная карта по истории);
- второй уровень: самоконтроль и самооценка по ходу работы (что получается, что нет);
-третий уровень: самоконтроль и самооценка до начала работы как прогнозирование ее хода и предполагаемого результата.
Исходя из вышесказанного, задачей учителя является выработка в обучающемся учебно - познавательной компетенции, которая должна складываться следующим образом:
Человек
индивид индивидуальность субъект личность
Я – МИР
я - сам я - культура я-деятельность я другой
антропоцентризм культуросообразность компетентность гуманитарность
Образование
рефлексия понимание проектирование коммуникация
Обучение
метапознавательное ценностно - целенаправленно - коммуникативное
отношение смысловое деятельное отношение
отношение отношение
Учебно – познавательная
деятельность
умения само информационно - предметно – практи коммуникативные
оценивания аналитические ческие умения умения
и саморегуляции умения
Учебно – познавательная компетенция
Таким образом, учение осуществляется как учебно-познавательная деятельность, если школьник овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения, если эти способы не даны ему в готовом виде, а самостоятельно строятся самим учеником и вытекают из поставленной им учебной задачи; если ученик усваивает не только способы работы со знаниями, но и способы работы с самим собой, т.е. приемы самоконтроля и самооценки.
В свою очередь учебно – познавательная компетенция учителя предполагает наличие коммуникативной компетенции, проектно-деятельностной компетенции, информационно-аналитической и, наконец, рефлексивно-самообразовательной компетенции.
Понимание профессиональной педагогической компетенции
Педагог – человек, который является зрелой личностью? Зрелая личность – это личность, понимающая и принимающая реальность этого мира.
«Зрелость – это психологическое здоровье как способность перейти с опоры на среду и регулирование среды – к опоре на себя и саморегуляцию. Для того, чтобы достичь зрелости, человеку необходимо преодолеть свое стремление получать поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в себе» Фредерик Пернс.
Пирамида зрелости
Непременным условием профессиональной компетенции является речевая культура педагога.
Сферами речевой деятельности педагога являются:
Учитель- ученик
Учитель – семья Учитель - родители
Учитель как обучающийся Учитель – учителя
Учитель – методисты Учитель – директор
Я – учитель
Итак, непременным условием профессиональной компетенции учителя является речевая культура, где учитель выступает как носитель речевой культуры, как проводник речевой культуры, как редактор речи ученика. Педагог – индивидуальная языковая личность. Речевая культура педагога выступает как интегративная характеристика личности и выражается через психологические ее основы, нравственные, эстетические, научные (лингвистические и предметные), мировоззренческие и, наконец, педагогические.
И, конечно, огромную роль в обучении детей играет личность учителя. Учит учитель, но развивает и воспитывает личность учителя! Именно личность учителя, его авторитет, являются ведущими в осуществлении взаимосвязей ученик – учитель.
Семантическое поле понятия «АВТОРИТЕТ»
ВЛАСТЬ ВЛИЯНИЕ ДОВЕРИЕ ЛЮБОВЬ
Динамическая модель осуществления АВТОРИТЕТА
Истинный авторитет
ложный авторитет
В заключении хотелось бы сказать, что компетенция учителя это нечто шире, чем знание (образование), это то, что принадлежит по праву. Компетенция – некий идеальный результат, компетентность – это уже «обладание». Автор компетентного подхода – Николай Холмский назвал коммуникативную компетентность умением выстроить коммуникацию, которая достигает определенных целей.
Если ты знаешь зачем, выдержишь любое как.
НИЦШЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
Конкурсная работа - проект «Фактор счастья» на муниципальный конкурс «Инновации в образовании» (номинация «Управление образованием», «Дошкольное образование»)
Любое образовательное учреждение – это, прежде всего, педагоги, работающие в нем. Они всегда готовы к постоянному профессиональному саморазвитию. Однако для непрерывного профессионального самосовершен...
Информационно-методическое сообщение "Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"
"Реформа музыкального образования.Музыкальное образование -удел избранных или образование для всех"...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Физическая культура Уровень обучения: Начальное общее образование (1-4 классы) основное общее образование (5-9классы) Среднее общее образование (10-11классы).ФГОС.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса ...
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ОГЭ, ГВЭ в 2
Приказ отдела по образованию муниципального образования «Сычевский район» Смоленской области от 18.04.2017 года № 73 «О порядке проведения государственной итоговой аттестации по обра...
II.8. Награды, поощрения органов управления образованием, общероссийского профсоюза образования, свидетельствующие о личном вкладе в повышение качества образования
Российской Федерации...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...