Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)
Рабочая программа по истории 6 класс рассчитана на 68 часов , включая региональный компонент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по истории 6 класс | 108.81 КБ |
Предварительный просмотр:
02-05
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»
«Принято»
Педагогическим советом
протокол от 29.08. 2018 г. № 1
Введено приказом от 29.08. 2019 г. № 363
Директор МБОУ «СОШ№ 41»
___________ Ш.Р.Закиров
Подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету история для 6 М классов
(2 часа в неделю, 68 часов в год)
Составитель: Зайнетдинова Эльмира Гаптрашитовна, учитель истории и обществознания,
1 квалификационная категория
«Согласовано»
Заместитель директора________ Таврук Ю. В. от 28 августа 2019г.
Подпись Ф.И.О.
«Рассмотрено»
На заседании МО, протокол от __28.08. 2019 г. № 1
Руководитель МО ________ Кузнецова О.В.
Подпись Ф.И.О.
г. Набережные Челны
2019
Планируемые результаты изучения предмета 6 класс
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
ученик научится | ученик получит возможность научиться | |||
Раннее Средневековье | локализовать во времени общие рамки и события Средневековья;
|
| Регулятивные: Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Познавательные: Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Коммуникативные: Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
| В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента:
|
Зрелое Средневековье |
|
| ||
средневековых обществах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории Зрелого Средневековья;
а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Зрелого Средневековья; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
давать оценку событиям и личностям истории Зрелого Средневековья. | ||||
Страны Востока народы Америки в Средние века |
а) экономических и социальных отношений, политического строя в государствах Востока и Америки в Средние века; б) ценностей, господствовавших в средневековых восточных обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового восточного человека о мире;
|
Давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Запад, Восток); | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
Историческое и культурное наследие Средневековья | локализовать во времени общие рамки и события Средневековья,
| составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры средневековых стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
Древнейшие народы на территории России | объяснять смысл основных понятий, терминов: племя, религия, культура, присваивающее и производящее хозяйство. Славяне.
| сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; Овладение основными понятиями темы; сравнивать процесс возникновения городов в Средневековой Европе и Древнерусском государстве | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Регулятивные: • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные: • давать определение понятиям; • осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; Коммуникативные: • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; Регулятивные: • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; • планировать пути достижения целей; • уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации; Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/ неуспеха учебной деятельности общим способам решения задач Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний Проявляют эмпатию как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий |
Древняя Русь в VIII-первой половине XII в. | объяснять смысл основных понятий, терминов концы и улицы (Новгород), село, дань, полюдье, монархия, республика, князь, вече, посадник, воевода, тысяцкий, бояре, отроки, гриди, детские, дружина. «Люди градские», «гражане», купцы. Гости. Смерды, закупы, холопы. Язычество, христианство, православие, ислам, иудаизм. Епархия. Монастырь. Митрополит. Патриарх.. Десятина. • локализовать во времени общие | Уметь показывать на карте города, ставшими центрами первых русских княжеств, путь из варяг в греки; Уметь рассказывать о первых русских князьях, призвании варягов, объединения Новгорода и Киева. Знание основных дат темы: времени княжение ,походов первых русских князей, оценивать итоги их правления. Подбор критериев и составление характеристики отдельных социальных групп Древнерусского государства и отношений между ними. | ||
рмки и события Средневековья, использовать историческую карту анализ информации, содержащейся в (фрагменты «Повести временных лет» документах (Русская Правда, др.), • средневековой истории; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире; сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность»); давать оценку событиям и личностям отечественной истории данногопериода объяснять смысл основных понятий, терминов граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины. Двоеверие. • составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культур | Составление схемы «Древнерусское общество». Объяснение различий между основными формами землевладения, существовавшими на Руси Умение показывать на карте направления походов князей. Уметь анализировать текст русско-византийских договоров, используя текст учебника и исторических источников. Умение объяснять причины выбора Владимира православия. Умение характеризовать внутреннюю и внешнюю политику князей. Умение раскрывать причины и последствия усобицы между князьями. Умение составлять исторический портрет Ярослава Мудрого. Умение оценивать правления Ярослава. Умение характеризовать вклад Ярославца в развитие древнерусской культуры. | |||
Русь Удельная в 30-е гг. XII- XIII в. | объяснять смысл основных понятий, терминов раздробленность. Вотчина. Поместье. Крестьяне. Барщина и оброк, усобицы, удел, стол великого князя • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.; находить на карте княжества, на которые распалась Русь, особенности политического устройства Великого Новгорода, объяснять роль вече в Великом Новгороде, используя схему • анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты и др.), правовых документах и др.),; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность») объяснять смысл основных понятий, терминов Орда. Курултай, тумен, нойон, баскак, ярлык, «выход». Крестоносцы. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории; • использовать историческую карту как источник информации о направлениях ударов иноземных захватчиков в XIII ; | • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение | ||
Московская Русь в XIV- XV вв. | объяснять смысл основных понятий, терминов централизация. Кормление. Царь. Государственная символика. Герб. • локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития единого Российского государства; • использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей - походов, завоеваний, колонизаций и др.; • сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.); • давать оценку событиям и личностям отечественной истории Средних веков | • давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток); • сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; • составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. | ||
Региональный компонент | объяснять смысл основных понятий, терминов род, племя, стоянки, присваивающее и производящее хозяйства, имущественное неравенство, неолитическая революция использовать историческую карту как источник информации для определения тюркских государств, Волжской Булгарии, Золотой Орды. Давать оценку событиям и личностям истории Средних веков Волжской Булгарии и Золотой Орды | давать сопоставительную характеристику политического устройства государств сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них |
Содержание учебного предмета
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Введение | Средние века: понятие и хронологические рамки. Источники по истории Средних веков | 1 |
Раннее Средневековье | Начало Средневековья. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья. Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии. Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | 9 |
Зрелое Средневековье | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Жизнь и быт горожан. Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии. Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов на Балканы и падение Византии. Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. | 16 |
Страны Востока, народы Америки в Средние века. Государства Доколумбовой Америки | Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура. | 2 |
Введение | Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России. | 1 |
Народы и государства на территории нашей страны в древности | Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии.Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент. | 3 |
Восточная Европа в середине I тыс. н.э. | Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. | 2 |
Образование государства Русь | Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента. Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь. Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | 5 |
Русь в конце X – начале XII в | Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь. Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы. | 4 |
Культурное пространство | Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие. | 2 |
Русь в середине XII – начале XIII в. | Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права.Внешняя политика русских земель в евразийском контексте. Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского. | 5 |
Русские земли в середине XIII - XIV в. | Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей. Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля. | 6 |
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. | Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком. | 3 |
Культурное пространство | Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев. | 3 |
Формирование единого Русского государства в XV веке | Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль. | 4 |
Культурное пространство | Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды. | 2 |
Региональный компонент | Первобытное общество на территории Среднего Поволжья Природно-климатические условия региона и их изменение. Древние люди на берегах Волги и Камы: расселение, занятия, образ жизни, верования. Стоянки первобытных людей на территории Среднего Поволжья. Древнейшие орудия труда. Возникновение религии, искусства. Основные археологические культуры и племена: территория, памятники, хозяйство, общественные отношения, этнос. Переход от присваивающего к производящему типу хозяйства. Древние тюрки и ранние тюркские государства в Евразии Хунну-гунны и Великое переселение народов. Хозяйство, образ жизни хуннов. Хуннская держава - централизованная империя. Аттила. Среднее Поволжье в гуннское время. Тюркский каганат. Вклад тюрков в мировую цивилизацию. Среднее Поволжье в эпоху тюркских каганатов. Именьковская культура. Великая Болгария. Кубрат хан - основатель Болгарского государства. Территория, население, хозяйство. Распад государства и дальнейшие судьбы болгар. Хазарский каганат. Территория, население, государственный строй, экономика. Падение Хазарского каганата. Волжская Булгария (X - начало XIII вв.) Ранние болгары на Волге. Образование Булгарского государства. Территория, государственный строй, население. Хозяйственная жизнь булгар. Страна городов, Биляр. Багдадское посольство и официальное принятие ислама. Внешнеполитические связи. Волжская Булгария, Древнерусское государство, страны Запада. Культура Волжской Булгарии. Ислам и его роль в распространении письменности и грамотности среди населения. Булгарские ученые и поэты. Кул Гали. Монгольские завоевания и Волжская Булгария Монгольское государство. Древние монголы и татары. Первые столкновения булгар с монголами. Поход Бату-хана на Булгарию в 1236 г. и его последствия. Улус Джучи (Золотая Орда): образование и расцвет. Территория и население. Хан Узбек. Государственное управление. Экономика в период расцвета Золотой Орды. Золотоордынские города. Культура Золотой Орды. Булгарские земли в составе Улуса Джучи Булгарские земли после монгольского нашествия. Восстановление разрушенного хозяйства. Расцвет экономики и культуры в XTV в. Международная торговля. Культура Золотой Орды и Булгарии. Поволжский тюрки (татарский язык - официально-государственный и литературно-художественный язык). Крупные религиозные деятели, ученые, поэты. Памятники архитектуры. Распад Золотой Орды. Тохтамыш. Идегей. Формирование новых государственных объединений — татарских ханств. Казанское ханство Территория и границы государства. Города и селения. Казань - столица государства. Население и его этнический состав. Государственное устройство. Экономика Казанского ханства. Культура народов Казанского ханства. Казанское ханство - преемник культурного наследия Волжской Булгарии и Золотой Орды. Грамотность и просвещение. Казанские поэты Мухаммадьяр, Мухаммад-Эмин, Кул Шариф. Устное народное творчество. Архитектура. Декоративно-прикладное и ювелирное искусство. Политическая история Казанского ханства (вторая половина XV - первая половина XVI вв.). Отношения с Русским государством - основа внешней политики казанских ханов. | (10 интегрированные в курс истории России) |
УМК – История средних веков 6 класс А.Я. Юдовская , П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина 13-е издание.- М .Просвещение 2013 г История России 6 класс. Н.А. Арсентьев, А.А. Данилов, П.С. Степанович, А.Я. Токарева под редакцией А.В. Торкунова- М. Просвещение 2016 г. История Татарстана и татарского народа с древнейших времен до конца 16 века 5-6 классы./Ф.Ш.Хузин, В.И. Прискарев.- казань: Татар,дет. Изд-во,2016 г. | |||||||||||||
Календарно-тематическое планирование 6 класс | |||||||||||||
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Количество часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся | |||||||||
Планируемые сроки | Фактические сроки | ||||||||||||
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ – 1 час | |||||||||||||
1 | Средние века: понятие и хронологические рамки. Начало Средневековья. Великое переселение народов. | 1 | 2.09 |
| Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории, Определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков Изучить историческую карту мира Средневековья | ||||||||
РАЗДЕЛ I. РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - 9 ЧАСОВ | |||||||||||||
2 | Образование варварских королевств. Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков. «Салическая правда». | 1 | 07.09 | Показывать перемещения племен времени Великого переселения. Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, общественном строе германских племен. Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IV-V вв. Объяснять значение понятий «вождь», «дружина», «король» Называть последовательно причины падения Западной Римской империи | |||||||||
3 | Христианизация Европы. Светские правители и папы. | 1 | 09.09 | Рассказывать о складывании государств у варваров. Объяснять своеобразие складывания государства у франков. Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять значение понятий «король», «монах», «римский папа». Разъяснять причины и распространение христианства в Европе. Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига. Обобщать события истории франков и выделять её этапы. Объяснять особенности монастырской жизни и её роль в складывании европейской культуры | |||||||||
4 | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Складывание феодальных отношений. | 1 | 14.09 | Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья. С помощью карты рассказывать о внешней политике Карла Великого. Сравнивать политику Карла и Хлодвига. Составлять характеристику Карла Великого, высказывая суждения, почему о том. Почему его называли Великим. Комментировать последствия Верденского раздела. | |||||||||
5 | Входная контрольная работа | 1 | 16.09 | ||||||||||
6 | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. | 1 | 21.09 | Показывать на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции. Сравнить королевскую власть во Франции, Германии и Англии. Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы. Проводить аналогию между Римской империей и Священной Римской империей. | |||||||||
7 | Византийская империя в IV-XI вв. Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. | 1 | 23.09 | Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей. Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого. Объяснять неудачи Юстиниана возродить Римскую империю, значение заимствований античной культуры для развития Средневековья. Выделять особенности складывания европейского образования. Оценивать поступки и действия Юстиниана как правителя. Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого, отношения Византии с соседними народами. Доказывать, что Византия — наследница мира Античности и стран Востока, что в эпоху Карла Великого появился интерес к прошлому, к нравственному подвигу человека. Рассказывать представлениях средневекового европейца о мире, об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма Святой Софии. Устанавливать аналогию между византийской и римской школами. Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры. Объяснять, почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись. | |||||||||
8 | Культура раннего Средневековья. Культура Византии. | 1 | 27.09 | ||||||||||
9 | Ранние славянские государства. | 1 | 30.09 | Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них государственности. Высчитывать, сколько лет разделяет между образованием Византии, Болгарского царства, Великоморавской державы, Киевской Руси, Чехии и Польши. Сравнивать управление государством у южных, западных и восточных славян. Выделять общее в судьбах славянских государств. Объяснять причины различия судеб у славянских государств. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||||||
10 | Арабы в VI-XI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура. | 1 | 5.10 | Изучать по карте особенности Аравии. Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова. Сравнивать образ жизни арабов и европейцев. Называть различия между исламом и христианством. Выделять особенности образования и его роли в мусульманском обществе. Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой. Рассказывать о развитии научных областей, об учёных. Составлять сообщение с презентацией в Power Point об арабских ученых и их достижениях. Составлять развёрнутый план параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||||||
РАЗДЕЛ II. ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ - 16 ЧАСОВ | 6в 6г 6д | ||||||||||||
11 | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. | 1 | 07.10 | Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||||||
12 | Города – центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. | 1 | 12.10 | Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Выделять условия возникновения и развития городов. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. | |||||||||
13 | Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан. | 1 | 14.10 | Объяснять, почему города стремились к самоуправлению. Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья. Составлять загадки о городской жизни для одноклассников. Доказывать, что города — центры формирования новой европейской культуры и взаимодействия народов. Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья. Определять роль университетов в развитии городов. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||||||
14 | Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и православия. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков. | 1 | 19.10 | Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. | |||||||||
15 | Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. | 1 | 21.10 | Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||||||
16 | Государства Европы в XII-XV вв. Сословно-представительная монархия. | 1 | 26.10 | Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся | |||||||||
17 | Образование централизованных государств в Англии, Франции. | 1 | 9.11 | Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне. Группировать материал параграфа с целью анализа методов управления страной Вильгельмом Завоевателем. Выявлять новизну реформ Генриха II Плантагенета. Объяснять причины появления Великой хартии вольностей и её значение для развития страны. Характеризовать парламент с позиции сословного представительства. | |||||||||
18 | Столетняя война. Жанна д'Арк. | 1 | 11.11 | Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний | |||||||||
19 | Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). | 1 | 16.11 | ||||||||||
20 | Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Экономическое и социальное развитие европейских стран. | 1 | 18.11 | Рассказывать о последствиях Столетней войны для Франции и Англии. Выделять особенности завершения процесса объединения Франции. Объяснять сущность единой централизованной власти в французском государстве. Анализировать процессы объединения в Англии и Франции. | |||||||||
21 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. | 1 | 23.11 | Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. | |||||||||
22 | Германские государства в XII-XV вв. Итальянские республики в XII-XV вв. | 1 | 24.11 | Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Показывать на карте городские феодальные республики Италии. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Рассказывать о коммунах Милана, Пизы, Болоньи, Флоренции и др. Используя иллюстрации к параграфу, Интернет, составлять рассказ об одной из городских республик. Характеризовать политику династии Медичи. | |||||||||
23 | Византийская империя и славянские государства в XII-XV вв. Гуситское движение в Чехии. | 1 | 28.11 | Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. | |||||||||
24 | Экспансия турок-османов и падение Византии. | 1 | Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | ||||||||||
25 | Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. | 1 | 5.12 | Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. | |||||||||
26 | Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. | 1 | 8.12 | Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. | |||||||||
РАЗДЕЛ III. СТРАНЫ ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА. ГОСУДАРСТВА ДОКОЛУМБОВОЙ АМЕРИКИ - 2 ЧАСА | |||||||||||||
27 | Страны Востока и государства доколумбовой Америки в Средние века. (Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. Общественный строй, религиозные верования населения, культура в государствах доколумбовой Америки). | 1 | 12.12 | Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет- ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. | |||||||||
28 | Контрольно-обобщающий урок по курсу «История средних веков» | 1 | 5.12 | Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. | |||||||||
Введение - 1 час | 6в 6г 6д | ||||||||||||
29 | Роль и место России в мировой истории. | 1 | 9.12 | Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни общества; Характеризовать источники по российской истории Использовать историческую карту для объяснения своеобразия геополитического положения России | |||||||||
Народы и государства на территории нашей страны в древности – 3 часа | |||||||||||||
30 | Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. | 1 | 22.12 | Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий | |||||||||
31 РК | Первобытное общество на территории Среднего Поволжья | 1 | 9.01 | Характеризовать жизнь первых людей, живших на территории современного Татарстана. Описывать основные занятия первых людей Сравнивать Волосовские, Приказанские, Пьяноборские и Ананинские племена. | |||||||||
32 | Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. (Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент). | 1 | 12.01 | Показывать на карте расселение городов- государств Северного Причерноморья Раскрывать причины и называть время образования государств Причерноморья. Объяснять смысл понятий государство, каган. | |||||||||
Восточная Европа в середине I тыс. н.э. – 2 час | 6в 6г 6д | ||||||||||||
33 | Великое переселение народов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян. | 1 | 16.01 | Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань | |||||||||
34 РК | Древние тюрки и ранние тюркские государства. | 1 | 20.01 | Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала). Рассказывать о ранних тюркских государства. Сравнивать Тюркский каганат, Великую Болгарию, Хазарский каганат. Выявлять общее и различия в судьбе ранних тюркских государств. | |||||||||
Образование государства Русь - 5 часа | 6в 6г 6д | ||||||||||||
35 | Образования Древнерусского государства. | 1 | 23.01 | Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. | |||||||||
36 | Начало династии Рюриковичей. | 1 | 26.01 | Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения | |||||||||
37 РК | Волжская Булгария в X-начале XIII вв. | 1 | 30.01 | Характеризовать Волжскую Булгарию как одно из крупнейших средневековых государств Восточной Европы. Объяснять, откуда пришли болгары на Среднюю Волгу. Рассказывать о первых правителях Волжской Булгарии. Рассказывать об отношениях между Булгарией и Русью. | |||||||||
38 РК | Культура Волжской Булгарии | 1 | 2.02 | Рассказывать о развитии культуры Волжской Булгарии Описывать памятники булгарского царства и предметы декоративно-прикладного искусства. Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв булгарского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | |||||||||
39 | Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси. | 1 | 6.02 | Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять характеристику Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ | |||||||||
Русь в конце X – начале XII в. - 3 часа | |||||||||||||
40 | Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах | 1 | 9.02 | Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. | |||||||||
41 | Территория и население государства Русь. | 1 | 13.02 | Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп Характеризовать систему управления, существовавшую на Руси в XI в. Объяснять, как формировалась феодальная собственность на землю Сравнивать положение различных слоёв населения. Рассказывать о том, как развивались ремесло и торговля. | |||||||||
42 | Владимир Мономах. Русская церковь. Русь в социально-политическом контексте Евразии | 1 | 16.02 | Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности | |||||||||
Культурное пространство - 2 | 6в 6г 6д | ||||||||||||
43 | Русь в культурном контексте Евразии. Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. | 1 | 20.02 | Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | |||||||||
44 | Повторение по теме «Русь в IX – начале XII вв.» | 1 | 27.02 | Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси | |||||||||
Русь в середине XII – начале XIII в. – 4 часов | 6в 6г 6д | ||||||||||||
45 | Формирование системы земель – самостоятельных государств. | 1 | 2.03 | Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания курса истории Средних веков Называть хронологические рамки периода раздробленности Раскрывать причины и последствия раздробленности Показывать на карте территории крупнейших самостоятельных центров Руси | |||||||||
46 | Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Владимиро-Суздальская земля. Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская. | 1 | 6.03 | Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества, Черниговская и Галицко-Волынского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития этих княжеств Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо, Ярослава осмомысла. | |||||||||
47 | Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. | 1 | 9.03 | Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Киевского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa- ult. aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/. (Примечание. Занятие рекомендуется посвятить Новгородской земле, а знакомство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве домашнего задания.) | |||||||||
48 | Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы. | 1 | 13.03 | Рассказывать о развитии культуры Удельной Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Успенский собор во Владимире, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли и т.д.)) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества по источникам (Моление Даниила Заточника, Слово о полку Игореве). Осуществлять поиск информации из различных источников (включая Интернет) для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) | |||||||||
Русские земли в середине XIII - XIV в.- 8 часов | 6в 6г 6д | ||||||||||||
49 | Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»). | 1 | 16.03 | Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» | |||||||||
50 | Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. | 3 | |||||||||||
51 РК | Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. | 1 | 3.04 | Объяснять, когда и как Волжская Булгария была завоевана монголами. Рассказывать о последствиях похода Батыя на булгарские земли. Сравнивать положение булгарских земель с положение русских княжеств. Описывать, пользуясь картой, территорию Золотой Орды. | |||||||||
52 | Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. | 1 | 6.04 | Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовском | |||||||||
53 | Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. | 1 | 10.04 | Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники | |||||||||
54 | Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. | 1 | 13.04 | Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты | |||||||||
55 | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей. | 1 | 17.04 | Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»: http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID= 8122&CollID=58&NStart=51 Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея | |||||||||
56 | Повторение по теме Русь в XIII - начале XV века. | 1 | 20.04 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности собирания земель на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности | |||||||||
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. – 5 часа | |||||||||||||
57 РК | Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. | 1 | 24.04 | Рассказывать об основных направлениях и результатах политики хана Узбека. Заполнять таблицу «Государственное управление в Золотой Орде» Сравнивать крупнейшие города Золотой Орды, Западной Европы и Руси. Характеризовать культуру Золотой Орды Рассказывать о том, как происходило возрождение булгарских земель после Батыева разорения. Объяснять, почему Болгар называли «золотым троном ханов Джучиева улуса»? | |||||||||
58 РК | Булгарские земли в составе Улуса Джучи | 1 | 27.04 | ||||||||||
59 РК | Культура Золотой Орды и Булгарии | 1 | 2.05 | ||||||||||
60 РК | Распад Золотой орды, образование татарских ханств. | 1 | 4.05 | Характеризовать основные этапы распада Золотой Орды. | |||||||||
61 РК | Казанское ханство. Хозяйство и культура Казанского ханства. | 1 | 8.05 | Характеризовать хозяйственную и культурную жизнь Казанского ханства. Систематизировать знания, заполняя таблицу «Казанское ханство – страна сельскохозяйственная и ремесленная» Анализировать исторический источник «История о Казанском царстве». | |||||||||
Культурное пространство – 2 часа | 6в 6г 6д | ||||||||||||
62 | Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации, взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии. | 1 | 11.05 | Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации | |||||||||
63 | Повторение по теме «Русь в XIII – XIV вв.» Итоговая контрольная работа | 1 | 15.05 | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности | |||||||||
Формирование единого Русского государства в XV веке – 3 часа | |||||||||||||
64 | Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. | 1 | 18.05 | Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы | |||||||||
65 | Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. | 1 | 22.05 | Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси | |||||||||
66 | Принятие общерусского Судебника. | 1 | 25.05 | Изучать отрывки из Судебника 1497 г. И использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. | |||||||||
Культурное пространство – 2 часа | 6в 6г 6д | ||||||||||||
67 | Развитие культуры единого Русского государства. | 1 | 29.05 | Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. | |||||||||
68 | Повторительно-обобщающий урок «Русь с древнейших времен до конца XV в.» | 1 | 31.05 | Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XV в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XV в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...