Преподавание курса "Религии мира": богородичные праздники в поэтических произведениях
статья
В статье приводятся примеры использования произведений русских поэтов для раскрытия сущности богородичных праздников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okuneva-11.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание курса «Религии мира»:
богородичные праздники в поэтических произведениях
Окунева И.В.
Без знания истории религии и духовного мира людей невозможно объяснить своеобразие той или иной цивилизации. Изучение религиозной сферы позволяет проникнуть в особенности этических норм, повседневного поведения, духовных ценностей. Изучение разнообразных религиозных форм и учений позволяет адекватно оценивать те или иные актуальные проблемы современного мира.
Курс «Религии мира», который преподаётся в нашей школе, имеет целью показать особенности религий разных времен и народов, их формы и методы воздействия на индивидуальное и общественное сознание. Также цель курса – дать общую картину развития религиозной сферы общественной жизни на протяжении всей истории человечества от примитивных первобытных форм до мировых религий и современных разновидностей верований и культов,
В ходе изучения курса решаются познавательные задачи, учащиеся знакомятся с основными религиями, их местом во всеобщей и в российской истории, получают представление об основных религиях и религиозных объединениях России, об их роли в современном мире. Также решаются воспитательные задачи, у учащихся формируется позитивная жизненная мотивация и веротерпимость, школьники приобщаются к ценностям национальных культур народов России.
Для формирования устойчивого интереса к изучению мировых религий можно использовать в работе произведения русских и зарубежных писателей и поэтов. Например, учеников можно знакомить с поэтическими произведениями для раскрытия сущности богородичных праздников.
Учащиеся должны понимать, что культ Богородицы занимает важное место в христианстве. Верующие почитают Богоматерь как женщину, давшую жизнь Сыну божьему Иисусу Христу, воспитавшую его, как самый великий пример для всех женщин, для всех матерей. В честь Богородицы воздвигнуто множество храмов, её часто изображали на иконах, ей посвящено несколько христианских праздников. Из всех двунадесятых праздников четыре посвящены Богородице.
Служители церкви называют её «лучшей и первой по благодати среди всего рода человеческого и собора ангельского». Верующие считают деву Марию покровительницей всех страждущих, обездоленных, своей заступницей, любящей матерью.
Рождество Богородицы
В православной церкви Рождество Богородицы отмечается 21 сентября (8 сентября ст. ст.).
Согласно евангелиям, Мария родилась в семье праведных родителей Иоакима и Анны. Её родители долгие годы были бездетными и молились Богу, чтобы он послал им ребёнка. Молитвы дошли до бога, когда родители будущей Божьей матери были уже в преклонном возрасте. У них родилась дочь, названная Марией. В память об этом дне христианская церковь установила свой праздник Рождества Богородицы, или, как его называют в народе, Малая Пречистая.
Праздник этот был установлен церковью в IV веке, когда в результате долголетних споров начало складываться единое представление о Божьей матери. Но только через семь столетий Рождество Богородицы заняло своё место среди главных праздников христианской церкви. В настоящее время ему придаётся большое значение, особенно в католической церкви. В середине XIX века папа Пий IX провозгласил догмат о непорочном зачатии Марии, что должно было официально закрепить веру в божественное происхождение Богородицы. В 1950 году папа Пий XII провозгласил новый догмат о телесном вознесении девы Марии.
Введение во храм Богородицы
Введение во храм пресвятой Богородицы празднуется в православии 4 декабря (21 ноября ст. ст.). Праздник Введения во храм Богородицы установлен в память того знаменательного дня, когда Иоаким и Анна привезли дочь в Иерусалимский храм и девочка вступила на путь беззаветного служения Богу. Этот поступок родителей Марии ставится в пример всем верующим, показывая, что истинные христиане должны воспитывать в своих детях любовь к Богу с самого раннего возраста. С праздника Введения начинается настоящая зима. «Введение пришло – зиму привело».
Как повадятся ветры с метелями,
Огородов давно не навозят.
Сыплет, сыплет и сыплет неделями.
Снег уляжется, и подморозит.
На Покров это редко приходится,
Дымом изморозь липнет к озимым,
День Введенья во храм Богородицы
Есть бесспорно введение в зиму.
Борис Пастернак. «Как повадятся ветры с метелями…» (отрывок).
Покинув рай хрустальный,
Слетело к нам Введенье.
Лучист венец сусальный.
А шуба – загляденье.
О, светлое виденье,
О, праздник льда и света,
Введенье-обледенье,
Крестьянская примета!
Оно идёт и веет
Узорными полами.
Иконный венчик тлеет
Над мёрзлыми полями.
Притихли-онемели
Берёзы-привиденья,
Безгласно стынут ели
И празднуют Введенье.
Дмитрий Семёновский. «Введенье-обледенье».
Благовещение
По евангельскому сказанию, дева Мария получила через архангела Гавриила «благовествование» о том, что она родит божественного младенца. Этому событию посвящен праздник Благовещения пресвятой Богородицы, который православная церковь отмечает 7 апреля (25 марта ст. ст.). О «благой вести», полученной девой Марией, рассказывается в Евангелии от Луки. Благовещение для христианской церкви стало важным событием, так как с него начинается жизнеописание Иисуса Христа.
Уснул во мраке Назарет;
Равнина неба голубая,
Звездами радостно сияя,
Ему с улыбкой шлёт привет.
Глубок покой священной ночи;
Перед посланником святым
Она, склонив покорно очи,
Глаголам внемлет неземным:
– О, Благодатная, с Тобою
Господь, живущий в небесах;
Мария, радуйся душою –
Благословенна Ты в женах!
Благословен отныне, Дева,
Грядущий Плод святого чрева.
Свершилось дело искупленья
Среди Божественных чудес.
Хвала тебе, кивот спасенья,
Хвала Тебе, о Матерь Бога:
Святой исполнена любви,
Из сени горняго чертога
Внимаешь ты мольбам земли.
Ты кротким светом упованья
Печальный озаряешь мир,
Врачуешь горе и страданье,
Больным сердцам даруешь мир.
Л. Граве.
Праздник Благовещения впервые был внесён в церковный календарь в IV веке, после того так христианская церковь, отмечавшая единый праздник Рождества – Крещения – Богоявления, стала праздновать их порознь. Рождество стали отмечать 25 декабря, а Крещение – Богоявление 6 января. Тогда и был введён праздник Благовещения, дату которого установили, отсчитав назад от Рождества Христова девять месяцев. На Руси праздник Благовещения появился после введения христианства. По времени Благовещение выпадало на тот период, когда начинался весенний сев. В этот день верующие обращались к богу с молитвами о хорошем урожае.
Благовещение считается одним из самых великих праздников христианской церкви. В день праздника верующим запрещалось выполнять какую-либо работу. Говорили, что в этот день «Красна девка косы не плетёт, птица гнезда не вьёт». Люди должны были всецело посвятить себя празднику, осознать его значение, проникнуться его духом. В церковных предписаниях указывается, что «возвещение архангелом Гавриилом воли божьей пресвятой деве Марии послужило началом нашего спасения».
С детских лет – видения и грёзы,
Умбрии ласкающая мгла.
На оградах вспыхивают розы,
Тонкие поют колокола.
Слишком резвы милые подруги,
Слишком дерзок их открытый взор,
Лишь она одна в предвечном круге
Ткёт и ткёт свой шёлковый узор.
Робкие томят её надежды,
Грезятся несбыточные сны.
И внезапно – красные одежды
Дрогнули на золоте стены.
Всем лицом склонилась над шелками,
Но везде – сквозь золото ресниц –
Вихрь ли с многоцветными крылами,
Или ангел, распростёртый ниц…
Темноликий ангел с дерзкой ветвью
Молвит: «Здравствуй! Ты полна красы!»
И она дрожит пред страстной вестью,
С плеч упали тяжких две косы…
Александр Блок. «Благовещение» (отрывок).
Благовещенье и свет,
Вербы забелели.
Или точно горя нет,
Право, в самом деле?
Благовестие и смех,
Закраснели почки.
И на улицах – у всех
Синие цветочки.
…
В чуть пробившейся траве
Сон весны и лета.
Благовещенье в Москве –
Это праздник света!
Константин Бальмонт. «Благовещенье в Москве» (отрывок).
Успенье
Успеньем замыкается круг двунадесятых праздников. Отмечается успенье 28 августа (15 августа ст. ст.). В этот день верующие оплакивают кончину Божьей матери. В евангелиях не рассказывается о том, как сложилась жизнь Богородицы после казни Иисуса Христа. Нет никаких сведений о её смерти. Христианские писания, в которых речь идёт о последних годах жизни Божьей матери, впервые появляются лишь в IV веке. А отмечать день смерти Богородицы, праздник Успенья, христиане стали ещё позднее. Только в конце V – начале VI в. Успенье занимает своё место среди других христианских праздников.
Жизненный путь Богородицы, по описаниям христианских авторов, сопровождался различными чудесами. Чудо совершилось и после её смерти. Рассказывается о том, как, почувствовав приближение смертного часа, Божья матерь обратилась с молитвами к сыну, чтобы тот созвал к ней апостолов. Христос услышал молитву. По велению божьему апостолы собрались в Иерусалиме, отсутствовал только Фома. Апостолы стали свидетелями кончины Богородицы. Тело Божьей матери было погребено в Гефсимании, там, где покоились родители Марии и её муж Иосиф.
Её спеленутое тело
Сложили в молодом лесу.
Оно от мук помолодело,
Вернув бывалую красу.
Уже не шумный и не ярый,
С волненьем, в сжатые персты
В последний раз архангел старый
Влагает белые цветы.
Златит далёкие вершины
Прощальным отблеском заря,
И над туманами долины
Встают усопших три царя.
Их привела, как в дни былые,
Другая, поздняя звезда
И пастухи, уже седые,
Как встарь, сгоняют с гор стада.
И стражей вечному покою
Долины заступила мгла.
Лишь меж звездою и зарёю
Златятся нимбы без числа.
А выше, по крутым оврагам
Поёт ручей, цветёт миндаль,
И над открытым саркофагом
Могильный ангел смотрит в даль.
Александр Блок. «Успение».
На третий день после захоронения Богородицы в Иерусалим прибыл апостол Фома и отправился в пещеру, где была погребена Божья матерь. Но тела умершей в пещере он не обнаружил. Тогда апостолы поняли, что Иисус Христос воскресил тело своей матери и взял её на небо. Церковь утверждает, что подобное чудо произошло в действительности. Католическая церковь даже приняла догмат о телесном вознесении девы Марии. Вместе с тем духовенство, повествуя о жизни и смерти Богородицы, устанавливает существенное различие между Божьей матерью и её сыном. Если Христос воскрес сам и вознёсся на небо своей божественной силой, то Богородица была взята на небеса по воле божьей.
…Безызвестную обитель
Свет небесный осиял –
Пред Тобою Небожитель
С вестью радостной предстал.
Благовестнику внимала
Ты смущённою душой,
Но с покорностью сказала:
«Воля Бога будь со Мной!»
Всё сбылось – Твоя порфира
Краше всех земных порфир!
Сын Твой – Бог, Спаситель мира!
Пред Тобой склонился мир.
Но и тяжких испытаний
Много Ты перенесла,
Крестных Господа страданий
Соучастницей была.
Ты томилась, изнывала,
Но к виновникам скорбей
Ты враждою не пылала,
Ты молилась за людей.
И теперь, воспоминая
Твоего успенья час,
Мы взываем: Пресвятая,
Заступи, помилуй нас!
Схиигумен Савва.
Успенье, которое в народе называется Большая Пречистая, отмечается очень торжественно. Празднику предшествует Успенский пост, который длится с 14 по 28 августа. В течение десяти дней в церкви звучат проповеди, восхваляющие добродетели Богородицы. В храме выносится плащаница – изображение Богоматери в гробу. У католиков этот праздник называется Взятие Марии на небо.
Самым почитаемым среди так называемых великих праздников в православии является Покров. Он отмечается 14 октября (1 октября ст. ст.). Покров установлен в честь события, происшедшего в 910 году во Влахернском храме в Константинополе. Там юродивому Андрею и его ученику Епифанию явилась Богородица и, подняв над молившимися белое покрывало (омофор), вознесла Богу молитву о спасении мира, об избавлении людей от всех бед.
Под чтение пономарей,
Под звонкие напевы клироса
Юродивый узрел Андрей,
Как небо пламенем раскрылося.
А в пламени, как царский хор,
Блистает воинство небесное,
И распростёртый омофор
В руках Невесты Неневестныя.
Ударил колокольный звон,
И клиры праздничными гласами, -
Выходит дьякон на амвон
Пред царскими иконостасами.
А дьякон тот – святой Роман,
Что «сладкопевцем называется, -
Он видит чудо, не обман,
Что златом в небе расстилается.
Андрей бросается вперёд
Навстречу воинству победному
И омофору, что даёт
Покров богатому и бедному.
И чудом вещим поражён
Народ и причт, и царь с царицею,
И сонм благочестивых жён
Склонился долу вереницею.
Михаил Кузмин.
Празднество в честь влахернского чуда было установлено на Руси в период распространения христианства. Это было вызвано потребностью введения в церковный календарь осеннего праздника, который бы мог вытеснить древнеславянские празднества в честь окончания полевых работ. Богородица стала на Руси покровительницей земледелия, с её именем связывали мир на земле. Праздник Покрова установил князь Андрей Боголюбский в 1164 г. Он же построил храм Покрова на Нерли.
Как лестница к выси небесной,
Как зарево родины плачущей,
Качается столп нетелесный,
Над гибнущей Русью маячущий.
– О, Матере Звёздовенчанная!
Прибежище в мире суровом!
Одень нас одеждой туманною,
Укрой нас пречистым Покровом!
Даниил Андреев. «Большой театр» (отрывок).
Учащиеся проявляют большой интерес к истории и культуре нашей страны, это наглядно показывает опыт преподавания в нашей школе курса «Религии мира». Это обусловлено огромным значением православной христианской религии в истории и современной жизни российского общества, местом православной культуры в историческом и культурном наследии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткий терминологический словарик для анализа поэтических произведений
Разработанный краткий словарь терминов для анализа поэтических произведений предназначен для учащихся. В нем даны основные литературные термины, необходимые для анализа....
Работаем с поэтическими произведениями приобучении французскому языку
Статья знакомит с опытом педагога по работе с поэзией при обучении иносранному языку, предлагает некоторые принципы использования стихов на уроке и приглашает к партнерству по изданию детских пе...
Работа с поэтическими произведениями на уроках английского языка
из опыта работы...
Религиозные праздники в поэтических произведениях
Статья посвящена вопросам преподавания курса истории религий, в частности, возможности использования на уроках произведений русских и зарубежных поэтов....
Творческая лаборатория: обучение анализу поэтического произведения
Статья представляет собой подробную запись "Мастер-класса", целью которого является демонстрация приёмов организации творческой лаборатории по комплексному анализу текста на уроках литературы. Автор и...
Презентация "Культура речи учителя при изучении поэтических произведений УНТ в основной школе"
Презентация содержит описание системы работы учителя по формированию навыков культуры речи учащихся на уроках литературы при изучении УНТ....
Культура речи учителя при изучении поэтических произведений УНТ в основной школе.
Данная работа рассказывает о роли культуры речи учителя при формировании речевых навыков учащихся на уроках литературы при изучении произведений УНТ....