«Ах, война, что ты сделала, подлая…»
методическая разработка по истории

Соловьева София Евгеньевна

Материал включает в себя подробный конспект урока и презентацию к нему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл attestatsiya_11_kl_molodezh_v_vov.docx32.78 КБ
Файл attest._voyna.pptx2 МБ

Предварительный просмотр:

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

(Молодежь в годы Великой Отечественной войны)

(история, 11 класс)

Цели урока:1) Расширение знаний детей об участии молодежи в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны

2) Развитие коммуникативных навыков учащихся в процессе совместной деятельности, развитие способности к монологической речи и общению в диалоге

3) Патриотическое воспитание выпускников на примере подвигов, совершенных их ровесниками в годы Великой Отечественной войны

Предполагаемые результаты:

Предметные: 1) закрепление владения понятийным аппаратом по теме (оккупация, партизан, подполье, блокада, тыл)

2) расширение знаний о формах участия молодежи в борьбе с фашистскими агрессорами (борьба га фронте, участие в подпольном освободительном движении, трудовые подвиги молодежи)

3) приобретение новых знаний о молодых героях войны, в том числе земляках (В. Михалкин, Л. Литвак, З. Портнова, В.Здоровцев, герои-молодогвардейцы и др.)

Метапредметные

1) коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество4 умение аргументировать и отстаивать свое мнение

2) регулятивные: осуществлять рефлексию своей деятельности

3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; строить логические рассуждения и выделять причинно-следственные связи

Личностные

1) углубление патриотизма как непременного качества подлинного гражданина 2) формирование интереса к заявленной теме, побуждение к расширению знаний об участии молодежи в событиях Великой Отечественной войны

Оборудование урока

Мультимедийный комплекс, фрагмент из видеоклипа (Б. Окуджава, песня «Ах, война, что ты сделала, подлая», электронная презентация, созданная учителем,  школьная доска, распечатки с фрагментами из документов

Тип урока: урок приобретения новых знаний

Форма урока: урок-круглый стол

Ход урока

I этап. Мотивационно-целевой

Вступительное слово учителя: Мы продолжаем наш разговор о ВОВ, тема его будет очень актуальна для вас. В качестве эпиграфа и для определения темы предлагаю послушать фрагмент известной песни советского поэта-фронтовика Булата Окуджавы (звучит фрагмент из песни Булаты Окуджавы «Ах, война, что ж ты сделала, подлая» и клип к нему).

Вопросы к классу: 1) Вы догадались, какой теме будет посвящен урок?  Запись темы.

2) В чем актуальность этой темы для вас?

Война, как вы помните, началась 22 июня1941 года. Как и теперь, конец июня – это пора экзаменов и выпускных вечеров в школах, как и вы, выпускники того далекого 41 года мечтали об интересной профессии, о большой любви, о счастье, но война сломала эти мирные планы. Никто не знает точно, сколько их, подростков, ваших ровесников или молодых людей чуть старше вас приняло участие в борьбе с фашистами; как никто не сможет назвать и точную цифру тех из них, кто не дожил до победы, но совершенно очевидно другое: все они были героями, ежедневно, а порой и ежечасно совершая подвиги. Героизм молодежи в годы ВОВ носил массовый характер. Молодые герои воевали с врагом на фронте, участвовали в партизанском и подпольном движении, совершали трудовой подвиг, обеспечивая армию оружием и боеприпасами.

II этап. Ориентационный (введение в тему)

Учитель знакомит класс с основными вопросами, которые будут рассмотрены на уроке и формулирует первый проблемный вопрос (слайд презентации, презентация представлена в Приложении)

Слайд 1 . Вопросы1. Молодежь на фронте 2. Борьба на оккупированной врагом территории 3. Трудовой подвиг молодежи в годы войны

 По этим вопросам вы сможете показать свои знания, и расширить их, выслушав сообщения своих товарищей Первым проблемным вопросом будет следующий:  Слайд 2  В чем источники (причины) массового героизма молодежи в годы ВОВ?

III этап. Содержательно-операционный

3.1. Вопрос учителя: 1) Может быть, уже есть кое-какие соображения по этому поводу (вспомните, кто и как занимался политическим и военно-патриотическим  воспитанием детей и молодежи в предвоенные годы. В чем были особенности этого воспитания? Как называлась единственная в СССР молодежная политическая организация, которая руководила работой по воспитанию молодежи с 14 до 18 лет)?

Ожидаемые ответы учащихся: во-первых, надо помнить о том, что в 30-ые годы в СССР военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделялось очень большое внимание.

Многочисленные кружки, военно-спортивные секции, обучение парашютному спорту, управлению самолетом, организация ДОСААф, обязательная сдача норм ГТО. Значки (нормы ГТО, Ворошиловский стрелок и др. каждое предприятие, школа имели свои спорт. Площадки, спорт. Праздники, парады, каждый владел элементарными военными приемами, способами оказания медицинской помощи.) Идея угрозы враждебного капиталистического окружения. Идеал советского человека: смелый, отважный патриот, готовый в любую минуту защитить свою Родину)

Вопрос учителя: 2) Как вы думаете, куда в первую очередь после объявления войны стремились попасть подростки, выпускники школ, молодые люди, чтобы дать отпор врагу? (ожидаемый ответ – на фронт)

3) О каких молодых героях – фронтовиках вам известно?

3.2. Выступление учащегося с сообщением «Молодежь на фронтах ВОВ» слайд-заставка

Содержание. Патриотический подъем молодежи в первые дни войны был чрезвычайно высок. Обратимся к цифрам: всего за три первых дня войны в ВС ушло свыше 900 тысяч юношей и девушек, причем большинство из них – добровольно.

На фронт рвались и подростки.  Слайд 3 Так, будущий маршал артиллерии Советского Союза Владимир Михайлович Михалкин (1927 г.р.) 14-летним подростком, приписав себе три лишних года, вступил добровольцем в Красную армию, попал на Ленинградский фронт, участвовал во всех крупных боях за наш город, был ранен. После освобождения Ленинграда воевал в составе 1-го Украинского фронта, освобождал от фашистов Польшу и Чехословакию. Судьба подарила Владимиру Михайловичу долгую жизнь – он скончался совсем недавно, в 2017 году в возрасте 90 лет.

К сожалению, большинство молодых героев войны так и не дожило до победы. Слайд 4 Всем известны имена Александра Матросова, героически погибшего в 1943 году в возрасте 19; отважных летчиков Виктора Талалихина Степана Здоровцева – сейчас его имя носит одна из улиц Красносельского района. Здоровцев защищал воздушное пространство над Ленинградом и погиб в ходе выполнения боевого задания.

Боевые подвиги на войне совершали не только мужчины, но и женщины, причем многие из них – совсем еще юные девушки. Одной из них была участница г Сталинградской битвы, летчица Лидия Владимировна Литвяк (1921-1943)   слайд 5

Лидия (Лиля) родилась в Москве, с 14 лет занималась в аэроклубе, в 15 лет уже совершила свой первый самостоятельный полет. Закончила Летное училище. В 1942 году была зачислена в истребительный авиаполк.

Ее работа была настолько успешной, что вскоре ее перевели в 9 истребительный авиаполк, где были собраны лучшие летчики.

Всего за год Лидия совершила 168 вылетов, из них 16 закончились победой, причем в ряде случаев ей удавалось сбить сразу два вражеских самолета.

Лидия не вернулась из боя 1 августа 1943 года. Отважная летчица прожила на свете неполные двадцать два года, потеряла на войне самых близких ей людей (мужа и лучшую подругу), но сумела сохранить хладнокровие и мужество, погибла смертью храбрых. Награды нашли Лидию Литвяк уже после ее смерти.

Слайд 6

Комментарий относительно медали «Золотая звезда». В целом статистика показывает, что среди героев Советского Союза, удостоенных этого высокого звания в годы ВОВ, молодежь в возрасте до 25 лет составляла 52%

.

Вопросы учителя к классу: 1) Есть ли вопросы по содержанию сообщения?

2) Обсудите в группах ответ на проблемный  вопрос (дети объединяются в группы по месту рассадки) (2 мин.) -ответы руководителей – запись на доске (возможные варианты ответов: 1 – высокая самоотверженность, воспитанная государством (комсомолом);  2 – приобретенные практические умения и навыки; 3 – традиции высокого патриотизма, свойственные нашему нарду; 4 – массовая пропаганда в СМИ). В случае неполного ответа добавляет докладчик.

3.3. Слова учителя: не менее опаской и трагичной была подпольная борьба с фашистами. Слайд 7 Вопрос учителя: Известны ли вам имена изображенных здесь девушек? (Зоя Космодемьянская – легендарная разведчица, ее имя стало символом героизма в годы войны. Зина Портнова – название улицы в Кировском районе – наша землячка, 15-летним подростком  в июне 1941 года оказалась на каникулах в Белоруссии, в течение двух с половиной лет боролась с фашистами в составе подпольного отряда «Юные мстители», в начале 1944 года была выдана немцам и расстреляна). Всего на оккупированной врагом территории действовало несколько сотен подпольных комсомольских и молодежных организаций, но символом молодежного подполья стала та, которая , действовавшая в Краснодоне, небольшом городе в Донбассе.

 Вопрос учителя: 1) Какую организацию я имею в виду? 2) Что вам известно о ней?

Перед началом сообщения –формулируется второй проблемный вопрос: почему «Молодая гвардия» стала символом молодёжного подпольного движения в годы ВОВ?

Выступление учащегося с сообщением «Подпольная молодежная организация «Молодая гвардия»

«Молодая гвардия» сформировалась в Краснодоне осенью 1942 года, через полтора месяца после того, как город заняли немцы. Точное численность этой организации неизвестна, предположительно в нее входило от 70 до 100 человек, подростки в возрасте от 14 до 18 лет. До войны это были обычные школьники: они учились, дружили и ссорились, влюблялись, занимались в школьных кружках, писали стихи. Война все изменила. В действующую армию их не взяли в силу юного возраста, но когда враг вошел в их родной город, они твердо решили сделать все, что в их силах, чтобы навредить немцам и поднять дух своих земляков. Современные исследования показывают, что руководящую роль в создании этого подпольного движении сыграл Виктор Третьякевич.  Слайд 7   Несмотря на молодой возраст (всего 18 лет), он был членом обкома ВЛКСМ (Ворошиловоград, ныне Луганск), имел опыт борьбы в партизанском отряде. В штаб отряда входили также Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Иван Земнухов, Ульяна Громова, Любовь Шевцова. Фактически организация просуществовала всего около двух месяцев, за это время молодогвардейцы распространили в Краснодоне более пяти тысяч антифашистских листовок, освободили из концентрационного лагеря свыше 80 военнопленных, в ночь на 7 ноября 1942 года (день годовщины Октябрьской революции)вывесили красные флаги на зданиях школ, жандармерии и других учреждений; сожгли здание немецкой биржи труда.

Однако в конце декабря 1942 года организация была раскрыта, в начале января начались массовые аресты. Современные историки склоняются к мысли, что причиной провала была нехватка у участников движения опыта подпольной борьбы и вследствие этого недостаточная конспирация. Ребят зверски пытали, но никто из них (за исключением одного человека, с которого до сегодняшнего дня до конца не снято клеймо предателя) (Геннадий Почепцев, 15 лет) не выдал товарищей. Большинство молодогвардейцев казнили в ночь на 15 января 1943 года, их тела сбросили в шурф шахты. Только 13 молодогвардейцам удалось избежать казни.  Слайд 8 Мемориальная плита в шурфе, памятник «Клятва» в Краснодоне.

Вопросы учителя к классу: 1) Есть ли вопросы по содержанию сообщения?

2) Дополнения в решение проблемных вопросов? (индивидуальные ответы, можно дать минуту на обсуждение и ответ на вопрос доп. Вопрос, все зависит от времени)

Дополнение к проблемному. вопросу (первому) 5 - жестокость оккупационного режима

Предполагаемый ответ на второй проблемный вопрос: 1- молодой состав, неопытность; 2-почти все погибли 3 – особый трагизм (страшные пытки 4 – книга А. Фадеева, Фильм Герасимова (1948 год)

3.4. Учитель: Молодежь была и в первых рядах тех, кто ковал победу в тылу.  Слайд 9

. Уже в первые дни войны по инициативе комсомола возникло патриотическое движение «Молодежь – на производство!», оно получило распространение по всей стране, в нем приняло участие и молодое поколение блокадного Ленинграда, города, который, конечно, невозможно было назвать тылом.

Выступление учащегося с сообщением «Трудовой подвиг в блокадном Ленинграде» .  Слайды 10-12

Уже 27 июня 1941 года Исполком Ленгорсовета принял решение «О привлечении граждан к трудовой повинности в Ленинграде». Согласно этому документу все трудоспособные граждане, достигшие 16 лет (в том числе и школьники), привлекались к строительству оборонительных сооружений внутри и вокруг города, а также к работе на предприятиях.  В действительности в трудовых работах вместе со взрослыми принимали участие дети, начиная с 12 лет: строили оборонительные сооружения, ухаживали за ранеными в госпиталях, тушили зажигательные бомбы, весной сажали овощи на набережных и площадях города, вставали к станкам вместо ушедших на фронт мужчин. Блокадный Ленинград, как и вся страна, жил по девизу «Все для фронта, все для победы!».

Самой страшной блокадной зимой 1941-42 годов на предприятия пришло много подростков. Некоторые из них были так малы ростом, что приходилось подставлять пустые ящики, чтобы рабочий мог дотянуться до станка. Таким «мальчиком-с-пальчик» был и 14-летний выпускник ремесленного училища Вася Иванов, но, когда он в первый раз перевыполнил норму, его уважительно стали величать «Василием Васильевичем».

Работали в тяжелейших условиях: в нетопленных и полуразрушенных цехах, под почти непрекращающимися обстрелами, большинство работников (в том числе и подростки) были истощены до дистрофии, им приходилось привязывать себя к станкам, чтобы не упасть от слабости. Каждый работник стремился выполнить свою норму.  В этих условиях городская комсомольская организация в молодежи выдвинула новую задачу: добиться того, чтобы каждый комсомолец или комсомолка выполняли свои нормы на 150%. Некоторым работникам удавалось перевыполнять трудовые нормы  но большинству не хватало на это сил. За годы войны свыше 15 тысяч юных ленинградцев были награждены медалью «За оборону Ленинграда», что составляло половине всех школьников страны, удостоенных медалей за заслуги в годы ВОВ.

Вопросы учителя к классу: 1) Есть ли вопросы по содержанию сообщения?

2) Можно ли сделать еще какую-нибудь запись в решение проблемных вопросов?  Индивидуальные ответы - на доске (возможный вариант записи: трудовая повинность была законом военного времени, ее нельзя было нарушить)

3) Выделите 2-3 самые главные причины массового героизма и самоотверженности молодежи в годы ВОВ (при наличии времени – можно в группах – 1-2 минуты)

IV этап. Подведение итогов урока. Релаксация.

Слова учителя: Время идет… Уходят из жизни люди, которые были свидетелями войны. Как сделать так, чтобы память о юных героях Великой Отечественной войны не ушла бы вместе с ними, а передалась бы следующим поколениям? (Возможные ответы: снимать фильмы, писать книги, называть их именами улицы, возводить памятники).

В нашем городе есть два памятника, посвященных детям блокадного Ленинграда, - памятник «Цветок жизни» - часть Зеленого пояса славы и памятник на острове Декабристов

Я предложила двум учащимся класса подумать над проектом памятника всем юным героям блокадного Ленинграда.

Учащиеся (2 человека) представляют свой  проект памятника (слайд 13),  высказывают предположение, что его можно было бы установить, например, на территории Красносельского района.

Работа в группах – дети предлагают надпись, которую можно было бы сделать на памятнике(2-3минуты), предложенные варианты записываются на доске, путем голосования выбирается предпочтительный вариант.   

Релаксация. Вопросы: 1). Какое впечатление произвел урок? Какое настроение создал? 2) Над чем он заставил задуматься? 3) Кто заслужил хорошие и отличные оценки?

Домашнее задание: учащимся предлагается узнать, какие улицы Красносельского района носят имена молодых героев ВОВ. Какие подвиги они совершили?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ах, война, что ты сделала, подлая…»

Слайд 2

Основные вопросы Молодежь на фронте Борьба на оккупированной врагом территории. Трудовой подвиг ? В чем источники (причины) массового героизма молодежи в годы Великой Отечественной войны?

Слайд 3

Молодежь на фронтах Великой Отечественной войны

Слайд 4

Всего за три первых дня войны на фронт ушло свыше 900 тысяч юношей и девушек, причем большинство из них – добровольно!

Слайд 5

Владимир Михайлович Михалкин , маршал артиллерии Советского Союза

Слайд 6

Александр Матросов (1924 – 1943) Виктор Талалихин (1918 – 1941) Степан Здоровцев (1916 – 1941)

Слайд 7

Лидия Владимировна Литвяк (1921 – 1943)

Слайд 8

За годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза получило свыше 11 тысяч человек , из них 90 человек – женщины. Статистика показывает, что 52% из числа удостоенных этого высокого звания - молодежь в возрасте до 25 лет Отличительный знак Героя Советского Союза – медаль «Золотая Звезда»

Слайд 9

Борьба на оккупированной врагом территории. Молодежное подполье.

Слайд 10

Зоя Космодемьянская (1923 – 1941) Зина Портнова (1926 – 1944)

Слайд 11

Молодая гвардия Виктор Третьякевич Сергей Тюленин Олег Кошевой Любовь Шевцова Ульяна Громова

Слайд 12

Память о мологвардейцах в Краснодоне Мемориальная доска в шурфе шахты № 5 Памятник «Клятва»

Слайд 13

Трудовой подвиг в блокадном Ленинграде

Слайд 16

За годы войны свыше 15 тысяч юных ленинградцев были награждены медалью «За оборону Ленинграда», что составляло половину всех школьников страны, удостоенных медалей за заслуги в годы Великой Отечественной войны

Слайд 17

Одной из передовых школ в блокадном Ленинграде была школа № 138. Учащиеся этой школы прилагали все силы для исполнения трудовой повинности, возложенной на жителей города, в том числе и подростков: школа шефствовала над военным госпиталем, в 1942 году Ленгорисполком отметил хорошую работу учащихся этой школы по уборке овощей в подсобных хозяйствах города . Одна из учениц этой школы, Тамара Коничева , уже будучи взрослой, вспоминала: «Когда мы встечаемся , седые теперь дети говорят, что такие встречи возвращают их в детство. Они помнят все. Помнят, к сожалению, слишком много грустного и трагичного. А тут как-то прочитала слово «блокада» их глазами: «Блок ада». Как это страшно, когда детство было адом».

Слайд 18

Домашнее задание: узнайте, какие улицы в Красносельском районе носят имена молодых героев Великой Отечественной войны. Какие подвиги они совершили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТД к 9 мая "Ах, война, что ты сделала, подлая..."

КТД для 5-11 классов( с презентацией)...

Вечер памяти сверстникам: "Ах, война, что ж ты сделала подлая..."

Вечер памяти сверстникам, защищавшим свою Родину и погибшим в годы войны, посвящённый 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне....

Внеклассное мероприятие "Ах, война, что ты сделала, подлая!"

Внеклассное мероприятие посвященно Дню памяти воинам интернационалистам. В предверии этого праздника провели вместе с 8 классом открытое внеклассное мероприятие....

"Ах война, что ж ты сделала, подлая..."

Внеурочное мероприятие, посвященное дню Победы. Знакомство с судьбами детей в 1941-1945 г.....

Внеклассное мероприятие "Ах, война, что ты сделала, подлая..."

Конспект внеклассеого мероприятия о ВОв для 8-11 классов...