Рабочая программа по истории 7 класс
рабочая программа по истории (7 класс)
Рабочая программа по истории 7 класс/2019-2020 уч.год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО _________/Габдуллина Л.Р./ Протокол № ____ от «____» __________201__ г. | Согласовано Заместитель директора по УР МБОУ «СОШ № __» НМР РТ _________/Базилевских Н.А/от «____» _________ 201__ г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № __» НМР РТ _________________/Юнусов Д.Р. / Приказ № _______________ от «____» _________ 201__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по истории для 7 А класса
Галикеева Нияза Наилевича,
учителя без квалификационной категории
МБОУ «СОШ №5» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2019 год
Планируемые результаты
Личностные:
∙ Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
∙ Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России)
∙ Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
∙ Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
∙ Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
∙ Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
∙ Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
∙ Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этно-культурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные:
Регулятивные:
∙ определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
∙ систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
∙ отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
∙ оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
∙ находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
∙ работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
∙ устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
∙ сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные:
∙ излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
∙ делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
∙ создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
∙ преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
∙ переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
∙ определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
∙ самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
∙ вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
∙ объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
∙ критически оценивать содержание и форму текста;
∙ формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
∙ соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
∙ выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
∙ находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
∙ ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
∙ устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
∙ резюмировать главную идею текста;
∙ определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
∙ осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные:
∙ определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
∙ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
∙ критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
∙ предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
∙ договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
∙ организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
∙ устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
∙ высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
∙ принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
∙ использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
∙ использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
∙ выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.
Предметные:
-применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
-установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI— XVII вв.;
-составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
-определение и использование исторических понятий и терминов;
-использование сведений из исторической карты как источника информации; -овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих еѐ народов;
-описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
-использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
-сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
-высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
-поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
-анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
-сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
-использование приѐмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно- следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
- раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
- понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
-сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
-определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
-систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
-поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
- расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
-составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
-понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание
История Нового времени (24 часа)
Введение (1 час)
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV— начале XVII в. (8 часов)
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. (11 часов)
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Европейская культура XVI—XVII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени.
Страны Востока в XVI—XVIII вв. (4 часа)
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
История России и история Татарстана и татарского народа. (Региональный компонент) (46 часов)
Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI веке (12 часов + 3 часа региональный компонент)
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Региональный компонент. Завоевание Казанского ханства. Борьба народов края за независимость. Культура: просвещение, литература, архитектура, декоративно – прикладное искусство. Формирование новой власти в крае. Воеводство. Приказ Казанского дворца. Казань во второй половине XVII в. Социальная и религиозная политика. Создание Казанской епархии. Монастыри. Политика христианизации. Колонизация края и социальные и культурные последствия. Служилые и ясачные татары.
Смута в России (6 часов+1 час региональный компонент)
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально- освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Региональный компонент. Среднее Поволжье в Смутное время.
Россия в XVII веке (13 часов + 3 часа региональный компонент)
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско- шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Региональный компонент. Экономическое развитие края в XVII в. Усиление контроля государства за землепользованием. Особенности экономической жизни. Социально – правовое положение народов края. Участие народов Среднего Поволжья в восстании Степана Разина.
Культурное пространство (5 часов+3 часа региональный компонент)
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое 239 ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент. Культура во второй половине XVI—XVII вв. Литература. Образование. Архитектура. Декаративно – прикладное искусство. Особенности развития культуры татарского народа.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
История Нового времени | |||
1. | Введение | 1 | Характеризовать источники, рассказывающие о Новом времени, в том числе памятники этой эпохи, сохранившиеся в современном мире. Объяснять значение понятие Новое время |
2. | Европа в конце ХV— начале XVII в | 8 | Рассказывать используя карту о процессах формирования централизованных государств в Европе; о крупнейших деятелях европейской Реформации. Излагать основные события и итоги религиозных войн XVI - XVII вв. Давать оценку сущности и последствиям религиозных конфликтов, высказывать и аргументировать свое отношение к ним. Показывать на карте маршруты мореплавателей, открывших Новый Свет, и колониальные владения европейцев в Америке, Азии, Африке. Характеризовать важнейшие изменения в социальной структуре европейского общества в ранее Новое время; значение Нидерландской революции для истории страны и европейской истории; масштабы и последствия военных действий в ходе Тридцатилетней войны, значение Вестфальского мира; основные положения протестантских учений, объяснять, что они меняли в сознании и жизни людей; Объяснять предпосылки формирования и сущность капиталистического производства; что способствовало образованию централизованных государств в Европе в ранее Новое время; причины военных конфликтов между европейскими державами в ранее Новое время. 252 Раскрывать экономические и социальные последствия Великих географических открытий для Европы и стран Нового света; значение понятий Реформация, протестантизм, лютеранство, кальвинизм, контрреформация; значение понятий мануфактура, «новое дворянство», расслоение крестьянства, капитализм. |
3. | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII— ХVIII в | 11 | Рассказывать о ключевых событиях войны североамериканских колоний за независимость (используя историческую карту) Давать характеристики личности и творчества представителей Высокого Возрождения Излагать главные идеи «Декларации прав человека и гражданина» и объяснять в чем заключалось их значение для того времени и для последующего развития. Объяснять в чем заключалось историческое значение образования США, как строились отношения монархов имевших абсолютную власть, и их подданных; в чем заключалось значение научных открытий и технических изобретений в XVI-XVII вв., и называть их Систематизировать материал по истории Английской революции в XVII в. (в форме периодизации, таблиц и др.) Характеризовать позиции участников революции, выявляя их различие на отдельных этапах борьбы; положение различных социальных групп в европейском обществе в XVII –XVIII вв., прослеживать как оно изменялось на протяжении данного периода; художественные стили в европейские искусства в XVI – XVII вв., приводить примеры относящихся к ним архитектурных сооружений, произведений изобразительного искусства, музыки и литературы. Представлять описание памятников культуры рассматриваемого периода, высказывая суждения об их художественных особенностях; Составлять характеристики главных участников борьбы за независимость, «отцов –основателей» США. Раскрывать значение понятий абсолютизм, меркантилизм, протекционизм; значение понятий «бостонское чаепитие», «декларация независимости», конституция. Высказывать суждения о значении Английской революции XVII века для британской и европейской истории |
4. | Страны Востока в XVI— XVIII вв | 3 | Показывать на карте территории крупнейших государств Азии XVI-XVIII в. Объяснять, как складывались отношения европейских государств и стран Востока в XVI – XVIII вв. Раскрывать основные черты экономической и политической жизни стран Азии в рассматриваемый период. |
История России и история Татарстана и татарского народа | |||
5. | Россия в XVI веке | 12+3 | Рассказывать о завоевании Казанского ханства и борьбе народов Поволжья за независимость. Высказывать и обосновывать Описывать систему новой власти и управления Казанским краем после завоевания; Систематизировать материал об основных процессах социально- экономического и политического развития страны в XVI в. (закрепощение крестьян, укрепление самодержавия и др.) Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в.; основные мероприятия и значения реформ 1550-х гг; личность и деятельность Бориса Годунова. Составлять характеристику Ивана Грозного. Объяснять значение понятий приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета; какие цели преследовал Иван Грозный, организуя походы и военные действия против южных, западных и восточных соседей Московской Руси; значение учреждения 253 патриаршества; причины и сущность опричнины. Определять свое отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывком из работ историков. Раскрывать каковы были последствия Ливонской войны для Русского государства. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана Грозного. Учувствовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV, а также в обмене мнениями о нем как о правителе и человеке. Изучать исторические документы (отрывки из Судебника 1550 г., Стоглава, царских указов и др.) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике, власти; историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака и др. |
6. | Смута в России | 6+1 | Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты, используя информацию учебника и исторических источников (возможны ролевые высказывания). Высказывать и обосновывать Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия, отрядов под предводительством И. Болотникова и др.; направления походов польских и шведских интервентов, движения отрядов Второго ополчения. Систематизировать исторический материал в хронологической таблице «Смутное время в России». Характеризовать последствия Смуты для Российского государства. Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в (включая региональный компонент); в чем заключаются причины Смуты начала XVII в. Высказывать и обосновывать оценку действий участников освободительных ополчений. |
7. | Россия в XVII веке | 13+3 | Использовать историческую карту для характеристики геополитического положения России в XVII в. Анализировать и использовать Высказывать отрывки из Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять в чем заключались функции отдельных представительных и административных органов в системе управления государством. Показывать на карте территории расселения народов в Российском государстве XVII в., маршруты отрядов первопроходцев в Сибири и на Дальнем Востоке; на карте территорию России и области, присоединенные к ней в XVII в.; ход войн и направления военных походов. территории и характеризовать масштабы народных движений, используя карту (включая региональный компонент). Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича; позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума (в том числе в форме высказывания в ролевой ситуации); социально-правовое положение жителей Поволжья в указанный период. Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Составлять таблицу «Основные сословия в России в XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества; рассказ (презентацию) о народах, живших в России в XVII в., используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по 254 истории края); Анализировать отрывки и из Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятия абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории); смысл понятий раскол, старообрядцы; значение понятий мелкотоварное производство, мануфактура, крепостное право; в чем заключались цели и результаты внешней политики России в XVII в. Осуждать причины и последствия новых явлений в экономике России. Раскрывать сущность конфликта «священства» и «царства», причины и последствия раскола; причины народных движений в России в XVII в. Систематизировать исторический материал в форме таблицы «Народные движения в России в XVII в.» |
8. | Культурное пространство | 5+3 | Рассказывать о нравах и быте русского общества в XVI в., используя информацию из источников (отрывков из «Домостроя», изобразительных материалов и др.). Осуществлять поиск информации для сообщений о памятниках культуры XVI в. и их создателях (в том числе связанных с историей региона). Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в Московской Руси в XVI в; Составлять описание памятников материальной и художественной культуры XVI-XVII вв., объяснять в чем состояло их значение, оценивать их достоинства. Объяснять в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Раскрывать особенности развития культуры татарского народа в указанный период Оценивать вклад культуры татарского народа указанного периода в культуру России и мировую культуру. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях отечественной культуры XVII в., а также для участия в ролевых играх (например, «Путешествие по русскому городу XVII в».) |
Итого | 70 |
|
Календарно-тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
7 А | ||||
История Нового времени (24 часов) | ||||
Введение (1 час) | ||||
1 | Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1 | 1 неделя | |
Европа в конце ХV— начале XVII в. (8 часов) | ||||
2 | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. | 1 | 1 неделя | |
3 | Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка. | 1 | 2 неделя | |
4 | Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе. | 1 | 2 неделя | |
5 | Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны. | 1 | 3 неделя | |
6 | Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции. | 1 | 3 неделя | |
7 | Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. | 1 | 4 неделя | |
8 | Тридцатилетняя война; Вестфальский мир. | 1 | 4 неделя | |
9 | Контрольная работа по теме «Европа в конце ХV— начале XVII в.» | 1 | 5 неделя | |
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. (11 часов) | ||||
10 | Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. | 1 | 5 неделя | |
11 | О. Кромвель. | 1 | 6 неделя | |
12 | Итоги и значение революции. | 1 | 6 неделя | |
13 | Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. | 1 | 7 неделя | |
14 | Европейская культура XVI—XVII вв. | 1 | 7 неделя | |
15 | Развитие науки: переворот в естествознании. | 1 | 8 неделя | |
16 | Развитие науки: возникновение новой картины мира. | 1 | 8 неделя | |
17 | Развитие науки: выдающиеся ученые и изобретатели. | 1 | 9 неделя | |
18 | Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | 9 неделя | |
19 | Мир человека в литературе раннего Нового времени. | 1 | 10 неделя | |
20 | Контрольная работа по теме «Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.» | 1 | 10 неделя | |
Страны Востока в XVI—XVIII вв. (4 часа) | ||||
21 | Османская империя: от могущества к упадку. | 1 | 11 неделя | |
22 | Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. | 1 | 11 неделя | |
23 | Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. | 1 | 12 неделя | |
24 | Итоговая контрольная работа за курс истории Нового времени. | 1 | 12 неделя | |
История России и история Татарстана и татарского народа. (Региональный компонент) (46 часов) | ||||
Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI веке (12 часов + 3 часа региональный компонент) | ||||
25 | Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в. | 1 | 13 неделя | |
26 | Органы государственной власти. | 1 | 13 неделя | |
27 | Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой. | 1 | 14 неделя | |
28 | Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого. | 1 | 14 неделя | |
29 | Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада» | 1 | 15 неделя | |
30 | Появление Земских соборов. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления. | 1 | 15 неделя | |
31 | Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. | 1 | 16 неделя | |
32 | Завоевание Казанского ханства. Борьба народов края за независимость. | 1 | 16 неделя | |
33. | Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири. | 1 | 17 неделя | |
34 | Социальная структура российского общества. | 1 | 17 неделя | |
35 | Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство. Культура: просвещение, литература, архитектура, декоративно – прикладное искусство. | 1 | 18 неделя | |
36 | Формирование новой власти в крае. Воеводство. Приказ Казанского дворца. Казань во второй половине XVII в. Социальная и религиозная политика. Создание Казанской епархии. Монастыри. Политика христианизации. Колонизация края и социальные и культурные последствия. Служилые и ясачные татары. | 1 | 18 неделя | |
37 | Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ. | 1 | 19 неделя | |
38 | Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей. | 1 | 19 неделя | |
39 | Контрольная работа по теме «Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству Россия в XVI в.» | 1 | 20 неделя | |
Смута в России (6 часов+1 час региональный компонент) | ||||
40 | Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т.ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса. | 1 | 20 неделя | |
41 | Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца. | 1 | 21 неделя | |
42 | Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска. | 1 | 21 неделя | |
43 | Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национальноосвободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г. | 1 | 22 неделя | |
44 | Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени. | 1 | 22 неделя | |
45 | Среднее Поволжье в Смутное время. | 1 | 23 неделя | |
46 | Контрольная работа по теме «Смута в России» | 1 | 23 неделя | |
Россия в XVII веке (13 часов + 3 часа региональный компонент) | ||||
47 | Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством. | 1 | 24 неделя | |
48 | Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. | 1 | 24 неделя | |
49 | Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества. | 1 | 25 неделя | |
50 | Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа. | 1 | 25 неделя | |
51 | Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком. | 1 | 26 неделя | |
52 | Экономическое развитие края в XVII в. Усиление контроля государства за землепользованием. Особенности экономической жизни. | 1 | 26 неделя | |
53 | Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. | 1 | 27 неделя | |
54 | Социально – правовое положение народов края | 1 | 27 неделя | |
55 | Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. | 1 | 28 неделя | |
56 | Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. | 1 | 28 неделя | |
57 | Восстание Степана Разина. | 1 | 29 неделя | |
58 | Участие народов Среднего Поволжья в восстании Степана Разина. | 1 | 29 неделя | |
59 | Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. | 1 | 30 неделя | |
60 | Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русскошведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. | 1 | 30 неделя | |
61 | Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин. | 1 | 31 неделя | |
62 | Контрольная работа по теме «Россия в XVII в.» | 1 | 31 неделя | |
Культурное пространство (5 часов+3 часа региональный компонент) | ||||
63 | Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое 239 ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты. | 1 | 32 неделя | |
64 | Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны. | 1 | 32 неделя | |
65 | Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество. Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись. | 1 | 33 неделя | |
66 | Культура во второй половине XVI—XVII вв. Литература. Образование. | 1 | 33 неделя | |
67 | Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в. Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории. | 1 | 34 неделя | |
68 | Архитектура. Декаративно – прикладное искусство. Особенности развития культуры татарского народа. | 1 | 34 неделя | |
69 | Итоговая контрольная работа за курс Истории России | 1 | 35 неделя | |
70 | Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | 1 | 35 неделя |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...