Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс)

Галикеев Нияз Наилевич

Рабочая программа по истории 6 класс/2019-2020 уч.год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель МО

_________/Габдуллина Л.Р./

Протокол №   ____

от «____» __________201__ г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________/Базилевских Н.А/

от «____» _________ 201__ г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № __» НМР РТ

_________________/Юнусов Д.Р. /

Приказ №  _______________

от «____»   _________  201__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 6 А, Б класса

Галикеева Нияза Наилевича,

учителя без квалификационной категории

МБОУ «СОШ №5» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2019 год

Планируемые результаты

 Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
  • осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
  • усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, гуманистических традиций и ценностей современной цивилизации, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира.

Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и пр.);
  • использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернет-ресурсов;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с партнёрами, продуктивно разрешать конфликт на основе учёта интересов и позиций всех его участников.

Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:

  • формирование уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
  • формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми; усвоение базовых национальных ценностей и идеалов на основе изучения исторического опыта России;
  • овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;

формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;

  • развитие умений анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории России;
  • приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России, проявление стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
  • создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Содержание

История средних веков (24 часа)

Средние века: понятие и хронологические рамки. (1 час)

Раннее Средневековье (8 часов)

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье (11 часов)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. (2 часа)

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. (1 час)

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья. (1 час)

История России и история Татарстана и татарского народа

(Региональный компонент) (46 часов)

Введение. (1 час)

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Восточная Европа в середине I тыс. н.э. (2 часа+2 часа региональный компонент)

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Региональный компонент. Среднее Поволжье в эпоху древности. Природно – климатические условия Поволжья и Прикамья в древности. Появление первых людей. Занятия жителей края. Переход к производящим формам хозяйства. Изменения в жизни древних людей с переходом к обработке металла. Этнический состав населения. Освоение Среднего Поволжья булгарами и другими тюркскими племенами.

Образование государства Волжская Булгария. Территория. Население. 

Образование государства Русь (5 часов+2 часа региональный компонент)

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Региональный компонент. Принятие ислама и его роль в жизни Волжской Булгарии. Социально – политическое развитие. Система управления. Хозяйство, основные занятия населения. Города Волжской Булгарии. Взаимоотношения с Русью и Востоком. Булгары и соседние племена. Культура: письменность, образование, наука и литература. Градостроительство.

Русь в конце X – начале XII в. (5 часов)

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Культурное пространство (2 часа)

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Русь в середине XII – начале XIII в. (6 часов)

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права.Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево- Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо- Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева- Польского.

Русские земли в середине XIII - XIV в. (6 часов +1 час региональный компонент)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Региональный компонент. Древние монголы и татары. Монгольские завоевания. Покорение Волжской Булгарии. Внешнеполитические и торговые связи.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. (1 час +3 часа региональный компонент)

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Региональный компонент. Характерные особенности культуры периода расцвета Золотой Орды. Грамотность. Наука. Литература. Художественные виды ремесла. Архитектура. Искусство. Булгарские земли в составе Золотой орды. Социально – политические изменения. Экономическая жизнь. Возникновение новых городов. Памятники культуры Волжской Булгарии золотоордынского периода. Золотая Орда во второй половине XIV – XV вв. Междоусобицы в Улусе Джучи. Тохтамыш. Тамерлан. Идегей. Распад Золотой Орды и образование татарских ханств.

Культурное пространство (1 час)

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Формирование единого Русского государства в XV веке (5 часов +2 часа региональный компонент)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Региональный компонент. Образование Казанского ханства. Территория. Население. Система управления. Социальная и политическая жизнь Казанского ханства. Экономическое развитие: сельское хозяйство, ремесло, торговля. Политическая история Казанского ханства в XIV – XV вв. Отношение с Московским государством. Крымским ханством. Культурное пространство (2 час) Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Культурное пространство (2 час)

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

История средних веков

1.

Средние века: понятие и хронологические рамки.

1

Определить место Средневековья в ленте времени. Характеризовать источники, рассказывающие о средневековой эпохе.

2.

Раннее Средневековье

8

Показывать на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств; на карте территории европейских государств раннего средневековья; на карте территорию Византийской империи, 248 называть соседствовавшие с ней народы и государства; территории, населенные и завоеванные арабами в период средневековья. Рассказывать об общественном строе германских народов в раннее средневековье (объясняя какие источники об этом свидетельствуют); о культуре Византии, представлять описание ее выдающихся памятников; о занятиях и образе жизни арабских племен. Разъяснять причины и значение распространения христианства в Европе в ранее Средневековье. Характеризовать внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями; положение и особенности жизни различных народов , входивших в Арабский Халифат; достижения арабской культуры, ее вклад в развитие мировой культуры Составлять характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы, высказывать сужения о том, почему его называли Великим; исторических портрет (характеристику) Юстиниана. Объяснять кто и как управлял Византийской империей; причины и следствия арабских завоеваний. Раскрывать значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах; василевс, кодекс, фреска, мозаика; понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Представлять описание памятников культуры раннего средневековья и высказывать суждения о них.

3.

Зрелое Средневековье

11

Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников); что и как изучали в средневековых университетах. Показывать на карте направления наступления турок (османов) на Балканах. Представлять характеристики известных исторических личностей (Жанны Дарк, Яна Гуса и др.), объяснять почему их имена сохранились в памяти поколений; какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, какие против; значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение; причины ослабления и падения Византийской империи; значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит. Характеризовать положение и деятельность церкви в средние века в Европе; причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе; представления средневековых европейцев о мире, объяснять, какое место в их жухни занимала религия. Высказывать суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества. Систематизировать материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе.

4.

Страны Востока в Средние века

2

Характеризовать общественное устройство государств Востока в средние века, отношения власти и подданных, систему управления. Составлять Объяснять значение понятий хан, орда, сѐгун, самурай, каста. Показывать на карте направления завоеваний монголов, тюрок (турок), и территории созданных ими государства. Рассказывать о положении различных групп населения в странах Востока (используя свидетельства источников). Представлять описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал).

5.

Государства доколумбовой Америки

1

Показывать на карте древние государства Америки Рассказывать о культуре, верованиях народов Центральной и Южной Америки.

История России и история Татарстана и татарского народа

6.

Введение

1

Актуализировать знания из курсов истории Древнего мира и Средних веков о видах исторических источников, о роли природы в жизни людей. Характеризовать источники по российской истории. Использовать историческую карту для объяснения своеобразного политического положения России.

7

Восточная Европа в середине I тыс. н.э.

4

Характеризовать на основе исторической карты территории расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия; великое переселение народов как исторический процесс и объяснять его роль в истории русского государства; Описывать жизнь и быт, верования славян. Рассказывать о населении Поволжья в указанный период опираясь на сведения о хозяйстве, быте, верованиях, природных особенностях местных жителей; Высказывать и обосновывать Разъяснять особенности образования Волжской Булгарии на основе исторических источников. Показывать на карте расселение европейских славян, восточных славян и прослеживать пути их переселения на современные места проживания. Осуществлять поиск информации из различных источников по истории народов Сибири, Урала, Восточной Европы в указанный период. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о великом переселении народов, и народах, населявших территорию России в указанный период. Описывать образ жизни, хозяйственную деятельность, систему управления, социальную структуру Великой Болгарии, Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Приводить примеры взаимоотношений восточных славян с соседними племенами и народами.

8.

Образование государства Русь

7

Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Объяснять смысл понятий князь, дружина, государство, полюдье. Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства; Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и основных его постулатах; о возникновении ислама и основных его постулатах; Давать оценку значения принятия христианства на Руси; принятия ислама в Волжской Булгарии. Высказывать суждение об особенностях политического и экономического устройства Волжской Булгарии.

9.

Русь в конце X – начале XII в.

5

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской правды и «Устава» Владимира Мономаха. Систематизировать исторический материал. Характеризовать политический строй Древней Руси, внутреннюю и внешнюю политику русских князей в конце X- первой трети XII в. Составлять характеристики Ярослава Мудрого , Владимира Мономаха. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для 250 современного общества.

10.

Русь в середине XII – начале XIII в.

6

Называть хронологические рамки периода раздробленности Показывать на исторической карте территории крупнейших самостоятельных центров. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития, достижения культуры отдельных княжеств и земель (в том числе с использованием регионального материала). Участвовать в ролевой игре «Путешествие в древний Новгород» Объяснять смысл понятия политическая раздробленность с опорой на знания из курса истории Средних веков. Раскрывать причины и последствия раздробленности.

11.

Русские земли в середине XIII - XIV в

7

Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Рассказывать на основе информации учебника, отрывков летописей, карты и картосхемы о Невской битве и Ледовом побоище; о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Показывать на карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Систематизировать исторически материал. Оценивать основные события и явления истории удельной Руси. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Составлять характеристику Александра Невского. Объяснять в чем выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы; значение Куликовской битвы; Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Оценивать роль Дмитрия Донского и Сергия Радонежского.

12.

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв.

4

Рассказывать об экономическом и культурном развитии Золотой Орды; истории Волжской Булгарии в составе Золотой Орды. Показывать на карте распад Золотой Орды и образованные на ее территории государства; Описывать причерноморские территории в указанный период и давать оценку культурному влиянию других народов на регион. Характеризовать особенности устройства Золотой Орды. Объяснять Раскрывать роль народов степи, Северного Кавказа и Сибири в становлении экономических и политических отношений Руси с Западом и Востоком.

13.

Формирование единого Русского государства в XV веке

7

Характеризовать отношения Москвы и Литвы; государственное устройство и экономическое развитие Золотой Орды; Составлять характеристику Ивана III; Объяснять причины и последствия феодальной войны; причины ослабления и распада Золотой Орды; смысл понятия централизованное государство; значение создания единого русского государства; Указывать хронологические рамки процесса становления единого русского государства. Раскрывать Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Высказывать Выявлять на основе текста и схем учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. 251 Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения о положении крестьян. Обобщать и систематизировать исторический материал. Оценивать основные события и явления в истории Руси XV в., роль отдельных исторических личностей. Сопоставлять факты образования централизованных государств на Руси и в странах Западной Европы, выявлять общее и особенное.

14.

Культурное пространство

5

Рассказывать о развитии культуры Древней Руси; Осуществлять поиск информации из различных источников для игрового занятия «Путешествие в древнерусский город». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей в истории Московской Руси; Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийский соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства и др. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV – XV вв. Объяснять значение понятий ересь, «Москва-третий Рим». Раскрывать роль православной церкви в становлении и развитии российской государственности; Проводить поиск исторический информации для сообщений об отдельных памятниках культуры изучаемого периода (в том числе и на основе регионального компонента) и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального компонента) Учувствовать в составлении альбома, посвященного памятникам культуры родного края изучаемого периода.

Календарно-тематический планирование

№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

6 А

6 Б

История средних веков (24 часа)

1

Средние века: понятие и хронологические рамки.

1

1 неделя

1 неделя

Раннее Средневековье (8 часов)

2

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

1

1 неделя

1 неделя

3

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда».

1

2 неделя

2 неделя

4

Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи.

1

2 неделя

2 неделя

5

Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания.

1

3 неделя

3 неделя

6

Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы.

1

3 неделя

3 неделя

7

Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

1

4 неделя

4 неделя

8

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры. Юстиниан. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

1

4 неделя

4 неделя

9

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабская культура.

1

5 неделя

5 неделя

Зрелое Средневековье (11 часов)

10

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

1

5 неделя

5 неделя

11

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

1

6 неделя

6 неделя

12

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Облик средневековых городов. Быт горожан.

1

6 неделя

6 неделя

13

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви.

1

7 неделя

7 неделя

14

Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

1

7 неделя

7 неделя

15

Государства Европы в XII—ХV вв.

Образование централизованных государств в Англии, Франции.

1

8 неделя

8 неделя

16

Столетняя война; Ж. д’Арк.

1

8 неделя

8 неделя

17

Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв.

1

9 неделя

9 неделя

18

Экономическое и социальное развитие европейских стран.

1

9 неделя

9 неделя

19

Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

1

10 неделя

10 неделя

20

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии. Культура средневековой Европы.

1

10 неделя

10 неделя

Страны Востока в Средние века. (2 часа)

21

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава.

1

11 неделя

11 неделя

22

Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

1

11 неделя

11 неделя

Государства доколумбовой Америки (1 час)

  23

Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

1

12 неделя

12 неделя

24

Историческое и культурное наследие Средневековья.

1

12 неделя

12 неделя

История России и история Татарстана и татарского народа.

Региональный компонент (46 часов)

Введение (1 час)

25

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

1

13 неделя

13 неделя

Восточная Европа в середине I тыс. н.э. (2 часа+2 часа региональный компонент)

26

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Восточные славяне.

1

13 неделя

13 неделя

27

Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

1

14 неделя

14 неделя

28

Среднее Поволжье в эпоху древности. Природно – климатические условия Поволжья и Прикамья в древности. Появление первых людей. Занятия жителей края. Переход к производящим формам хозяйства.

1

14 неделя

14 неделя

29

Изменения в жизни древних людей с переходом к обработке металла. Этнический состав населения. Освоение Среднего Поволжья булгарами и другими тюркскими племенами.

1

15 неделя

15 неделя

Образование государства Волжская Булгария. Территория. Население. Образование государства Русь (5 часов+2 часа региональный компонент)

30

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

1

15 неделя

15 неделя

31

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

1

16 неделя

16 неделя

32

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье.

1

16 неделя

16 неделя

33

Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

1

17 неделя

17 неделя

34

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

1

17 неделя

17 неделя

35

Принятие ислама и его роль в жизни Волжской Булгарии. Социально – политическое развитие. Система управления. Хозяйство, основные занятия населения. Города Волжской Булгарии. Взаимоотношения с Русью и Востоком. Булгары и соседние племена.

1

18 неделя

18 неделя

36

Культура: письменность, образование, наука и литература. Градостроительство.

1

18 неделя

18 неделя

Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство (7 часов)

37

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси.

1

19 неделя

19 неделя

38

Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече.

1

19 неделя

19 неделя

39

Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

1

20 неделя

20 неделя

40

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

1

20 неделя

20 неделя

41

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

1

21 неделя

21 неделя

42

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

1

21 неделя

21 неделя

43

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства.

1

22 неделя

22 неделя

Русь в середине XII – начале XIII в. (6 часов)

44

Формирование системы земель – самостоятельных государств.

1

22 неделя

22 неделя

45

Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская.

1

23 неделя

23 неделя

46

Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская.

1

23 неделя

23 неделя

47

Эволюция общественного строя и права.

1

24 неделя

24 неделя

48

Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

1

24 неделя

24 неделя

49

Формирование региональных центров культуры.

1

25 неделя

25 неделя

Русские земли в середине XIII - XIV в. (6 часов +1 час региональный компонент)

50

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды.

1

25 неделя

25 неделя

51

Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

1

26 неделя

26 неделя

52

Южные и западные русские земли. Литовское государство.

Северо-западные земли.

1

26 неделя

26 неделя

53

Экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества

1

27 неделя

27 неделя

54

Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

1

27 неделя

27 неделя

55

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

1

28 неделя

28 неделя

56

Древние монголы и татары. Монгольские завоевания. Покорение Волжской Булгарии. Внешнеполитические и торговые связи.

1

28 неделя

28 неделя

Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. (1 час+3 часа региональный компонент)

57

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Распад Золотой орды, образование татарских ханств.

1

29 неделя

29 неделя

58

Культура периода расцвета Золотой Орды.

1

29 неделя

29 неделя

59

Булгарские земли в составе Золотой орды.

1

30 неделя

30 неделя

60

Золотая Орда во второй половине XIV – XV вв. Междоусобицы в Улусе Джучи.

1

30 неделя

30 неделя

Культурное пространство (1 час)

61

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций.

1

31 неделя

31 неделя

Формирование единого Русского государства в XV веке (5 часов +2 часа региональный компонент)

62

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы.

1

31 неделя

31 неделя

63

Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный.

1

32 неделя

32 неделя

64

Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским.

1

32 неделя

32 неделя

65

Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим».

1

33 неделя

33 неделя

66

Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства.

1

33 неделя

33 неделя

67

Казанское ханство.

1

34 неделя

34 неделя

68

Политическая история Казанского ханства в XIV – XV вв. Отношение с Московским государством.

1

34 неделя

34 неделя

Культурное пространство (2 час)

69

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба

1

35 неделя

35 неделя

70

Развитие культуры единого Русского государства.

1

35 неделя

35 неделя

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...