Конспект урока истории "Образование единого Русского государства"
план-конспект урока по истории (6 класс)
Тип урока - комбинированный. На уроке изучаются напрвления внутренней и внешней политики Ивана 3.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование единого Русского государства.
Предметы гуманитарного цикла (история)
Никитина Людмила Александровна
Учитель истории
МБОУ Лицей №14
Тема урока: Образование единого Русского государства.
Цели: 1. Рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III, Василия III.
2. Осветить деятельность по собиранию русских земель Ивана III, Василия III.
3. Оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига.
Оборудование:
карта «Образование и расширение Российского государства (XIV-XVI вв.), интерактивная доска, ноутбук, фильм Карамзина «Создание государства Российского», атласы, рабочая тетради.
План:
1. Проверка домашнего задания.
2. Основные направления деятельности Ивана III Васильевича.
3. Централизаторская деятельность великого князя.
4. Падение ордынского ига.
5. Завершение объединения русских земель.
6. Закрепление нового материала.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.
Основные понятия: государь, «латинство», централизация. (записаны на доске)
Важнейшие даты: (записаны на доске)
июль 1471г.- битва на р. Шелонь и присоединение Новгорода;
1478г.- окончательное подчинение Новгорода;
осень 1480г.- стояние на р. Угре;
12 ноября1480г.- окончательное падение ордынского ига.
Ход урока:
- Проверка домашнего задания (7 мин.) - учащиеся отвечают на вопросы, учитель анализирует ответы:
- Каковы были последствия правления Василия I?
- Почему разразилась «феодальная война»?
- Назовите предпосылки образования единого государства на Руси в XIV –XV вв.
2. Основные направления деятельности Ивана III Васильевича (5 мин.) - рассказ учителя. (показать с помощью интерактивной доски)
- Объединение русских земель под властью Москвы.
- Освобождение Руси от ордынской зависимости.
- Создание свода законов единого государства.
- Ученики записывают в свои рабочие тетради направления политики.
3. Централизаторская деятельность великого князя (6 мин.) - рассказ учителя.
- Ивану III удалось приступить к планомерному объединению земель.
- С этого времени лозунг собирания русских земель становится основной государственной внешней политики. Таким образом, оформляется её идеологическая основа.
- Политика Ивана III была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые и ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешёл к внешним завоеваниям.
Вопросы ученикам:
- Какими способами Иван «собирал» земли?
- Какова была его политика в отношении удельных князей?
Первое направление деятельности Ивана III- объединение русских земель.
Пути объединения: (показать таблицу с помощью интерактивной доски)
Военный | Наследование | Присяга |
- Великий Новгород (1478г.) - Тверское княжество (1485г.) | - Дмитров (1472г.) - Вологда (1481г.) - Углич (1491г.) | - Ярославское княжество (1463г.) - Ростовское княжество (1474г.) |
- Ученики записывают в свои рабочие тетради.
- Падение ордынского ига (8 мин.).
1480г. – Противостояние на р. Угре с ханом Ахматом. (учащиеся записывают в рабочую тетрадь)
Просмотр (с помощью интерактивной доски) фильма Карамзина «Создание государства Российского» -Обсуждение фильма с учащимися:
- Какое важное для России событие произошло осенью 1480г. на р.Угра?
-Причины? – Значение? -Ваше отношение?
- Завершение объединения русских земель (8 мин.) - рассказ учителя.
Основные направления деятельности Василия III Ивановича.
(показать таблицу с помощью интерактивной доски)
Завершение объединения русских земель. | Война с Литвой 1512-1522гг. | Сложные отношения с Крымским и Казанским ханствами. |
Псков (1510г.) Смоленск (1514г.) Рязань (1521г.) | 1514г. - победа русских войск под Смоленском. -поражение русских войск под Оршей. | 1521г. – Набег крымских татар на Москву. |
- Ученики записывают в свои рабочие тетради.
- Закрепление нового материала (6мин.).
Сообщение ученика- «Жизнедеятельность Ивана III» -3м
Записать основные понятия в словарики -3м
- Подведение итогов урока (3мин.).
- Домашнее задание: (2мин.) п.22, (записи в тетради) - читать, отвечать на ??, знать - термины, даты основных событий, выполнить задания в контурной/карт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории России в 6 классе на тему "Создание единого русского государства"
Материал включает в себя конспект урока по истории России на тему "Создание единого русского государства" в 6 классе, презентацию и необходимые приложения ....
Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"
Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...
конспект урока "Создание единого Русского государства" 6 класс
Данный конспект урока раскрывает основые идеи создания единого русского государства, конспект составлен с требованиями ФГОС...
Конспект урока истории по теме "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества" с применением здоровьесберегающих технологий
Представлен конспект открытого урока по истории в школе для слабослышащих детей....
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"
Конспект урока "Предпосылки объединения русских земель в единое государство"...
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв. Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра Великого.
Тесты истории России для 10 класса на темы:1.Древнерусское государство в IX - XIII вв.Образование единого Русского государства в XIV-XVвв.; 2.Россия в XVI – XVII вв. Россия в эпоху Петра В...
Самоанализ урока. 6 кл тема урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"
Самоанализ урока в 6 классе "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества"...