Рабочая программа История России 10 класс
презентация урока для интерактивной доски по истории (10 класс)

Любушкин Владимир Александрович
 

Рабочая программа История России 10 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Лицей г. Истры

                                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ  

                                              Приказ от «31» августа 2019  г. №_____

                                                                                                                     

                                                                                                                                             Директор МОУ Лицей г. Истры

                                                                                                                                             ______________О.А.  Оличева

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

Предмет                              История России в мире____________________________________________

Учебный год                        _________2019 -2020 учебный  год______________________

Класс                                     10 «В» _______________________________________________

Количество часов в год        68_________________________________________________

Количество часов в неделю   2 часа_____________________________________________

Учитель:   Любушкин Владимир Александрович____________

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по истории для средней общеобразовательной школы (10 «В» класс) составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
  2. Программы по истории для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-25: введении ФГОС ООО);
  3. ООП ООО МОУ Лицей г. Истры;
  4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
  5. Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
  6. Рабочей программы по истории  «Россия в мире»,  составленной на основе авторской линии  учебника  Волобуева О.В., Клокова В.А.,Пономарёва  М.В., Рогожкина В.А. Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс.- 3 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016

           

Цели и задачи изучения истории в основной школе:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентичности в окружающем мире,

- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важных событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

-воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;

-развитие способности учащихся анализировать содержащихся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

-формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

Задачи изучения истории России в 10 классе:

-формирование ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

-овладение учащимися основными знаниями по истории цивилизаций древнего мира, средневековья, нового времени, индустриальной цивилизации, истории России от Древней Руси до конца Х1Х века, значение наследия этого периода для современного общества;

-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения и гордости за героическое прошлое;

-развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках по истории России 19 в.;

-формирование у школьников умения применять знания по истории  для осмысления сущности современных общественных явлений.

Общая характеристика курса:

В программе реализуются следующие принципиальные установки:

-компетентностный подход,

-системный подход к анализу прошлого,

-многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей в изучении исторического процесса,

-деятельностный подход к отбору исторического содержания, формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;

-государственный подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования.

Главная (сквозная) содержательная линия  курса – человек в истории.

В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены:

- цивилизации древнего мира и раннего средневековья;

- Древняя Русь;

          - Западная Европа в Х1- ХV вв;

- Российское государство в Х1- ХV вв;

- Запад в новое время;

- Российская империя в ХVIIIв.;

- Становление индустриальной цивилизации;

- Россия на пути модернизации;

- Культура Х1Х в..

В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной исторической науке различных подходов и не используются идеологически окрашенные суждения и эпитеты.

Общая характеристика учебного предмета.

Особенностью данного курса является то, что он носит синтетический характер. Само его название «Россия в мире» говорит о том, что его целью является дать представление о месте и роли нашей страны в мировом человеческом сообществе. Знание прошлого и настоящего своей Родины необходимо каждому гражданину  нашей страны. Поэтому материал о российском обществе занимает ведущее место в курсе. Таким образом, сравнительно- историческая направленность предмета имеет две точки отсчёта: историю России и процесс общемирового развития.

Межпредметные связи представлены сведениями по географии, политологии, этнографии, экономики, культурологи, социологии.

Место курса в базисном учебном (образовательном) плане.

Предмет «Россия в мире» изучается на протяжении двух лет в 10 и 11 классах. В соответствии с учебным планом школы на изучение отводится 68 часов в каждом классе из расчёта 2 часа в неделю. Авторская линия учебника предлагает  50 параграфов в 10 классе и 49 параграфов в 11 классе. Поэтому в рабочей программе предусмотрены уроки итогового повторения и конкретизация некоторых тем по смысловому признаку.

          Отбор учебного материала для содержания рабочей программы  осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся 10- 11 классов. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта предыдущих поколений.

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10-х классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

  1. Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  1. Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

  1. Анализ, объяснение:

-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 6. Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7.  Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры. 

Содержание учебного предмета.

Цивилизации древнего мира и раннего средневековья. Древний Восток и античный мир. Рождение европейской средневековой цивилизации. Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Византийская империя и восточнохристианский мир. Исламский мир.

Древняя Русь. Народы Восточной Европы. Восточные славяне в древности. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Государство и общество. Церковь и культура. Раздробленность Руси. Русь между Востоком и Западом.

Западная Европа в Х1- ХV вв. Экономическое и политическое развитие. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Культура средневекового Запада.

Российское государство в ХIV- ХVII вв. Москва во главе объединения русских земель. Россия : третье православное царство. Кризис государства и общества. Смутное время. Становление самодержавия Романовых. Начало формирования многонационального государства. Русская культура.

Запад в новое время. Европа в начале Нового времени. Государство и общество стран Западной Европы в ХVII веке. Эпоха Просвещения. Революции ХVIIIстолетия. Тенденции развития европейской культуры.

Российская империя в ХVIII вв. Власть и общество. Социально- экономическое развитие страны. Расширение территории государства. Образование, наука и культура.

Запад в Х1Х веке. Становление индустриальной цивилизации. Эпоха наполеоновских войн. Промышленный переворот и

становление индустриального Запада. Революции и реформы. Идейные течения и политические партии. Колониальные империи. Особенности развития стран Запада во второй половине Х1Х века.

Россия на пути модернизации. Российское государство в первой половине Х1Х века. Общественная жизнь в первой половине Х1Х века. Реформы 1860- 1870-х гг. Общественное движение в России во второй половине Х1Х века. Россия- многонациональная империя.

Культура Х1Х века. Научно- технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Культура России в Х1Х веке.

Описание

программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа к завершённой предметной линии и системе учебников

Программа под руководством В. А Волобуева, М.В Клокова, В.А Пономарева

Учебник, учебное пособие

Россия в мире.Базовый уровень. 10 кл.: учебник /.ОГ.В. Волобуев,В.А.Клоков, М.В. Понаморёв,В.А. Рогожкин. – 3-е изд.,стереотип. –М. : Дрофа, 2016

Рабочая тетрадь

для обучающихся

Электронное  приложение к УМК

www/hrono.ru  сайт хронос

www. uniros. ru

www. urokiistorii.ru  

www. rulers. narod.. ru

Дидактический  материал

Материалы для контроля (тесты и т.п.)

Методическое  пособие с поурочными разработками

Методическая поддержка на WWW . drofa . ru

Список  используемой литературы

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953

Гумилёв Л.Н.  Древняя Русь и великая степь. М.,1992

Ключевский О.В. Сочинения. В 9 т.юМ., 1987- 1990

Павленко Н.И.  Петр Великий. М., 1998

Платонов С.Ф. Лекции по русской  истории. Любое издание

Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1 -22. М.,1988- 1998.

Тарле Е.В.Наполеон. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1874.

Тойнби А. Постижение истории. М.,1996.

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

  1. www/ hrono/ ru – cайт «Хронос»
  2. www. uniros. ru – сайт «История. Ру» :материалы по истории России и всеобщей истории.
  3. http://xix-vek/ru – История России ХІХ века- письменные, статистические и графические источники.
  4. http://www.kulichki.com\grandwau\ - «Как наши деды воевали» - рассказы о военных конфликтах Российской империи.
  5. http://history.tom.ru – История России от князей до президента.
  6. http://www.lectures.edu.ru – Лекции по истории для любознательных.
  7. http://all-photo.ru\empire\index.ru.html – Российская империя в фотографиях.
  8.  http://memoirs.ru\ – Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях.

9. www. urokiistorii. ru –  сайт «Уроки истории»

 

Технические средства обучения

Интерактивная доска, мультимедийная установка

Психолого-педагогическая характеристика класс, для которого составлена рабочая программа:

             10 В

1

Количество обучающихся в классе – по списку

31

2

Общая оценка уровня успеваемости

средняя

3

Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся

средний

4

Дети с особыми потребностями

нет

                                                                                          Тематический план курса

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Количество

Тестов

Практических

1.

Цивилизации древнего мира и раннего средневековья

6

1

2.

.Древняя Русь

9

1

3

Западная Европа в Х1-ХV вв.

4

1

4

Российское государство в ХIV- ХVII вв.

8

1

5

Запад в новое время

7

1

6

Российская империя в ХVIII

5

1

7

Запад в Х1Х веке

8

1

8

Россия на пути модернизации

8

1

9

Культура Х1Х века

4

1

10

Итоговое повторение «  Подведём общий итог»

1

1

11

Итоговое повторение «Основные термины периода»

1

12

Итоговое повторение «Основные события всемирной истории»

1

13

Резерв

6                                    

                                                                 

Итого                                                         68

                                                                                             

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

Результаты освоения конкретного учебного предмета.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен обладать регулятивными УУД:

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, анализ условий достижения целей на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом материале. Развивать способности к целеполаганию во временной перспективе.  

Уметь самостоятельно планировать

(прогнозировать) пути достижения целей, в том числе альтернативные способы достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.  

Строить жизненные планы во временной перспективе,         стараться прогнозировать         будущие события и процессы.

Формирование жизненных         планов  способствует формированию учебных интересов, изменяется отношение к учебной деятельности

Умение соотносить свои         действия         с  планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,  регуляция действия во времени.  

Развитие         умений самостоятельно применять критерии         и         способы дифференцированной

оценки         в         учебной деятельности.

  Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их         результатов         и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных         задач         и средств их достижения.

Развитие         умений самостоятельно применять критерии         и         способы дифференцированной

оценки         в         учебной деятельности.

  Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их         результатов         и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных         задач         и средств их достижения.

Развитие коммуникативных УУД

Развивать навыки

сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,

учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Умения осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображении

результативности взаимодействия, а не личных симпатий.

Участие  в работе группы (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы), умение распределять роли, договариваться друг с другом.

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.

Способность  действовать с учетом позиции другого,         умение согласовывать свои действия.  

Следование моральноэтическим нормам и психологическим принципам общения и сотрудничества. Участие  в диалоге; умение  слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Умения распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые

средства;

Умение         отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.

Умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных  позиций. При необходимости корректно убеждать в правоте своей позиции (точки зрения), соблюдая морально-этические нормы.

Читать вслух и про себя тексты         учебников,         других

художественных и научнопопулярных книг, осознанного  восприятие информации и ее творческая переработка.  

Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.

Развитие познавательных  УУД

  • Умеет         пользоваться  самостоятельно         рациональными приемами         восприятия         и запоминания материала.
  • Самостоятельно выделяет и формулирует цель; формулирует самостоятельно проблему и задачи деятельности.
  • Учащегося   в процессе работы привлекает сам ход анализа действий, способы доказательства, т.         е.         сама         процессуальная деятельность,         а         не         только конкретный результат.
  • В         процессе                  учебной деятельности  легко возникают далекие         сопоставления,         смелые обобщения,         рождаются оригинальные,         нестереотипные  идеи.
  • хорошо ориентируется в учебных источниках; осуществляет поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет; понимает и использует в работе язык  массовой информации; использует информацию в наглядносимволической и наглядно-образной форме (в виде таблиц, графиков, диаграмм, опорных конспектов)

Межпрежметные УУД

Умеет абстрагироваться от конкретного «здесь и теперь» и размышлять о возможностях и рассматривать реальность, как один из вариантов возможного.

Развито гипотетико-дедуктивное мышление, которое  подчиняется законам формальной логики.

У учащихся заметно развивается теоретическое мышление, представление результатов деятельности в виде обобщенных моделей.

Умеет анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты,  хорошо развита способность выделять существенное.

Представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений, с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в графической или знаково-символической форме.  

Выполняет осознанно построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умеет передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников.

Умеет         устанавливать         причинно-

следственные связи; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее с выделением существенных признаков явлений и фактов.  - Заметна  избирательность мышления к предметному содержанию, дифференциация интересов, активно развиваются  специальные способности, которые связаны с профессиональными намерениями.  

  • Владеет         основами реализации         проектноисследовательской деятельности.  
  • Может         самостоятельно планировать         и         проводить наблюдение,         эксперимент         под руководством учителя; выполняет учебный         проект         с         элементами исследования.
  • В учебной деятельности  использует простейшие методы исследования; использует разные источники информации; анализирует имеющуюся информацию,  формулирует возможные варианты решения проблемы, находит эмпирические способы проверки, оформляет результаты.
  • Активность мысли и продуктивность                  мышления  может         обнаруживаться         в фантастических  предположениях и «теория».
  • В процессе проектной и учебно-исследовательской

деятельности  возможно выдвижение ни одной гипотезы (полигипотеза), несколько способов доказательства выдвинутой идеи.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.

Личностные результаты:

-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;

-осознание обучающимися своей этнической принадлежности,

-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

-понимание культурного многообразия мира.

Метапредметные результаты

Ученик должен показать

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

-владение умениями работать в группе, слушать партнера, аргументировать свое мнение, корректировать ее с партнерами и др.

Ученик получит возможность научиться:

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Предметные результаты изучения истории учащимися 10

-х классов включают:

Ученик должен продемонстрировать

- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

 -овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10-х классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

-читать историческую карту с опорой на легенду;

-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

-соотносить единичные исторические факты и общие явления;

-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

 Работа с версиями, оценками:

-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

  Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры. 

                                                                                  Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем урока,

используемые ресурсы

Характеристика основных видов учебной деятельности

(на уровне учебных действий)

Домашнее задание

Дата

1 полугодие (30 часа)

1

Древний Восток и античный мир.

Называют характерные существенные черты ранних цивилизаций, причины возникновения  государств на Востоке. Описывают признаки античной цивилизации и характеризуют полисы как города- государства. Устанавливают различия между государством и обществом на примере между демократическими Афинами и аристократической Спартой.

§1

2

Рождение европейской средневековой цивилизации

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

.Называют причины возникновения средневековой цивилизации. Описывают её характерные черты, определяют  общее и особенное в характеристике античной и средневековой цивилизации.

§ 2

3

Страны Западной Европы в раннее  Средневековье.

Анализируют свод федеральных  законов Х!!! века. Определяют по карте, вторжениям каких народов подвергались страны Европы в VIII- Х вв., каковы территории были захвачены завоевателями.

 

§ 3

4

Византийская империя и восточнохристианский мир.

Рассказывают о природе и населении Византийской империи. Устанавливают, какова роль императорской власти и православной церкви в жизни византийцев. Систематизируют сведения о том, как складывались отношения между Византией и славянами.

§ 4

5

Исламский мир

http//america-xix.org.ru

Раскрывают  причины возникновения ислама как мировой религии, характеризуют «пять столпов ислама», определяют ценность ислама в контексте других мировых религий и роль мусульманский культуры в истории нашей страны.

§ 5

6

Итоговое повторение по теме «Цивилизации древнего мира и раннего средневековья»

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

.Называют  главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Объясняют, чем одна цивилизационная общность отличается от другой. Пользуясь дополнтельными источниками информации, составляют хронологическую таблицу «Распространение христианства в странах Европы».

Стр.43

7

Народы Восточной Европы

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

Показывают на карте расселение народов Восточной Европы. Сравнивают природно- климатическую и этнческую карту Восточной Европы. Устанавливают связь между природно- климатическим фактором и хозяйственно- культурными типами.

§ 6

8

.Восточные славяне в древности

Характеризуют занятия восточных славян.и особенности общественного строя. Сравнивают занятия и общественный строй славян и западноевропейцев Приводят примеры взаимосвязи хозяйственной деятельности и религиозными представлениями славян. Анализируют и делают вывод на основе византийского исторического произведения «Стратегикон» о развитии хозяйства и общественном строе славян..

§ 7

9

Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси.

http://www.lectures.edu.ru – Лекции по истории для любознательных.

Определять причины возникновения .Древнерусского государства . Последить закономерность связи племенных союзов и племенных союзов. Определять роль Византии в государственном и религиозном развитии Руси. Составляют таблицу «Основные события  истории Древней Руси в 1Х- начале Х 111 вв.

§ 8

10

Государство и общество.

Давать характеристику первым русским князьям. Выделять и характеризовать основные группы Древнерусского государства, различия в правах свободного и зависимого населения. Использовать для аргументации источник «Русская Правда»

§ 9

11

Церковь и культура.

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

Характеризовать воздействие на развитие древнерусской культуры  крещения Руси. Перечислять важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси, особенности древнерусской живописи. Раскрывают роль развития письменности и летописания в истории нашего государства.

§ 10

12

Раздробленность Руси

Определять, в чём различия между раздробленность на Руси и средневековой Европы. Называть особенности русских княжеств и особенности управления в них. Объяснять новый принцип наследования, принятый съездом в Любече.

§11

13

Русь между Востоком и Западом. Монгольская держава и её завоевания.

Называют не менее трёх причин, почему монголам удалось осуществит столь обширные завоевания. Пользуясь картой №7 и текстом учебника называют направления завоевательных походов монголов и причины х успеха. Характеризуют на основании источника ( летопись о начале Батыева нашествия) поведение русских князей перед лицом смертельной опасности.

§12

14

Русь между Востоком и Западом. Натиск западных соседей. Александр Невский.

http://www.lectures.edu.ru – Лекции по истории для любознательных.

Давать историческую характеристику персоналиям, составляющим славу русского оружия. Работать с источником «Житие Александра Невского». Определяют, какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси.

§13

15

Итоговое повторение «Древняя Русь»

Называют предков современных народов Восточной Европы. Анализируют статистические данные о численности представителей различных групп языков и объясняют такое соотношение. Выбирают и аргументируют точку зрения современных историков по вопросу образования государства у восточных славян. Сравнивают процесс образования государств у славян, арабов и германцев. Делают вывод, как природо- климатические условия повлияли н тип хозяйства и образ жизни у славян- земледельцев и кочевников- скотоводов..

Стр. 93- 94

16

Западная Европа в Х1- ХV вв. Экономическое и политическое развитие

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

 .Рассказывают, какие изменения произошли в хозяйственной жизни европейцев. Каковы причины роста и возникновения новых городов. Объясняют, что такое сословно- представительные учреждения и как они возникают? На основании текста «Присяги при принятии гражданства при принятии на гражданство города Кёльна» определяют основные обязанности гражданина.

§ 14

17

Взаимодействие средневековых цивилизаций.

Дают характеристику католического, православного и мусульманского миров в раннее Средневековье. Называют формы взаимодействия между цивилизациями Востока и запада. Определяют причины гибели Византийской империи

§ 15

18

Культура средневекового Запада.

Характеризовать «Мир идей» Средневековья.. Составлять рассказ (презентации) о культуре различных слоёв общества. Составляют сравнительную таблицу «Типология средневековой культуры»

§ 16

19

Повторение и контроль по теме «Западная Европа вХ1- ХV вв.

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития  государств Западной Европы . Высказывать суждения о значении наследия этого периода. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории в формате ЕГЭ

С. 118- 119.

20

.Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры.

Объяснять, в чём заключались особенности объединения русских земель и предпосылки этого объединения. Высказывать своё мнение, могла ли Новгородская республика возглавить объединение русских земель..

§ 17

21

Наследники Дмитрия Донского. Русь и государства- наследники Золотой Орды.

Рассказывают, какие государственные и культурные традиции Древней Руси унаследовали Великое княжество Литовское и Русское? Отмечают черты сходства и различия в политике Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Делают обобщение, был ли процесс распада Золотой Орды закономерным и как он отразился на судьбе России.

§ 18

22

Россия: третье православное царство.

http://statehistory.ru -История государства.

Называть основные этапы превращения Руси в Россию. Называть факторы, способствующие тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды. Объясняют политическое значение выражения «Москва - третий Рим».

§ 19

23

Кризис государства и общества. Смутное время

Заполнить таблицу «Итоги и значение Ливонской войны для России. Характеризовать и аргументировать своё мнение роль Ивана Грозного в возникновении предпосылок для Смутного времени. Характеризовать цели, которые ставили перед собой различные слой в событиях Смутного времени. Отвечать на вопрос, что период окончания Смутного времени стал важнейшей вехой на пути становления национального самосознания русского народа.

§20

24

 Становление самодержавия Романовых.

www. uniros. ru – сайт «История. Ру»

Объяснять, почему преодолев последствия Смуты, Российское государство стало укрепляться, при этом на смену институтам сословно- представительной монархии пришло самодержавие. Предполагать, насколько реальным был план Никона , направленный на то, чтобы подчинить светскую власть духовной.

§ 21

25

Начало формирования многонационального государства

Раскрывать существенные черты многонационального государства. Находить на карте и характеризовать территории, вошедшие в состав Российского государства в середине ХVI века .Характеризовать социальные и этнические корни казачества.

§ 22

26

Русская культура.

http://all-photo.ru\empire\index.ru.html

Используя памятники архитектуры и живописи, изображённые на иллюстрациях учебника, рассказывать о влиянии европейской культуры на Русь. Доказывать конкретными примерами, какие чувства и переживания были способны отразить мастера того времени в своих произведениях. Утверждать, что в русской культуре данного периода утверждаются и светские мотивы.

§ 23

27

Итоговое повторение «Российское государство в ХIV- ХVII веках.

Давать характеристику участников исторических событий того времени, используя материал учебника, доп. литературу, интернет. Излагать оценки знаменитых историков, определять свою позицию, подбирать аргументы.

Стр.171- 172

28

Европа в начале нового времени

Характеризовать основные цели и направления развития экономики Европы в начале Нового времени. Доказывать, что в Европе в конце ХV в.зарождалась цивилизация Нового времени. Этому способствовали Великие географические открытия, Реформация и утверждение протестантской этики.

§ 24

29

Государство и общество стран Западной Европы в ХVIIвеке.

Характеризовать черты европейского абсолютизма. Сравнивать абсолютизм во Франции и Англии, определять их сходство и различие. Находить черты развивающегося капитализма. На основе источника «Политическое завещание» кардинала Ришелье определять, какие выгоды получало дворянство благодаря своему происхождению, чего можно было ожидать от него государству?

25

30

Эпоха Просвещения

Приводить примеры, подтверждающие факт революции в обществознании. Доказывать, что эта революция, а также идеи Просвещения обозначили новый этап общественного и духовного развития Запада

§ 26

                                              2 полугодие (38 часов)

31

.Революции ХVIII столетия.  Накануне революционной эпохи.

Характеризовать основные причины революций как проявление старого и нового порядков. Проследить последствия этих революций от образования нового государства США до кровопролитных войн в Европе в результате свержения абсолютизма.

§ 27

32

Американская революция. Великая  французская революция.

На основе текста учебника и иллюстраций рассказывать об основных этапах революций. Сравнивать положение Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина, видеть общее и особенное этих документов.

§ 28

33

Тенденции развития европейской культуры ХVI- ХVIII веков

Используя дополнительные источники, заполнять таблицу «Особенности основных художественных стилей европейской культуры ХVI- ХVIII веков». Называть характерные черты барокко, рококо и классицизма. Приводить примеры художественных произведений этих стилей. Видеть различие искусства итальянского Возрождения и искусства Франции. Анализировать статистический материал и решать познавательные задачи.

§29

34

Итоговое повторение по теме «Запад в новое время».

Называть основные черты, характерные для развития западноевропейской цивилизации в ХV- ХVII . Проводить параллели между качествами деловых людей Европы нового времени и современной России. Говорить о западном культурном влиянии на Россию в этот период. Определять роль конфессионального фактора в политических процессах в Европе.

Стр. 215- 216

35

Российская империя в ХVIIIвеке. Власть и общество.

Доказывать, что в контексте всемирной истории преобразования в России были необходимы. Объяснять смысл понятия «регулярное государство». Характеризовать основные направления деятельности Петра Великого и Екатерины II. Называть особенности российского варианта политики просвещённого абсолютизма. Анализировать источник «Жалованная грамота дворянству» и делать выводы.

§30

36-37

Социально- экономическое развитие страны.

Называть основные направления .экономической политики правительства. Составлять сравнительную таблицу «Новые явления в экономической жизни России в ХVIII веке». Характеризовать изменения, произошедшие в в положении сословных групп российского общества. Продолжить анализ источника «Жалованная грамота дворянству». Пользуясь картографическими материалами и Интерне- ресурсами, определять, какие изменения произошли в территориальном размещении промышленности и развитии торговли.

§ 31

38

Расширение территории государства

Определять, какие факторы способствовали значительному росту территории Российской империи в ХVIII веке. Анализировать и делать выводы на основе статистической таблицы «Этнический состав населения России в 1719 году». Показывать на карте и комментировать значение присоединения к россии новых территорий. Демонстрировать своё отношение в духе толерантности к представителям разных конфессий, вошедших в состав Российской империи в этот период.

§ 32

39

Образование, наука, культура

Рассказывать о роли государства в развитии русской культуры ХVIII века. Объяснять, почему Пётр 1 и Екатерина Великая уделяли столь большое внимание образованию, просвещению и науке. Раскрывать значение создания Академии наук и открытия Московского университета. Обосновывать свой ответ на вопрос «Можно ли сказать, что в ХVIII веке образование и научные знания прочно вошли в жизнь всего народа?» Подготовить презентацию для виртуальной экскурсии «Живопись ХVIII века»

§ 33

41

Повторение и контроль по теме «Российская империя в ХVIII веке».

Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в ХVIII веке. Высказывать суждения о значении наследия  ХVIII века России для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России   по образцу  ЕГЭ

С. 250- 251

42-43

Эпоха наполеоновских войн.

http://all-photo.ru\empire\index.ru.html

Вспомнить, благодаря каким условиям Наполеону Бонопарту удалось прийти к власти во Франции. Объяснять причины успехов Франции в ходе наполеоновских войн. Установить причины краха французских войск в войне с Россией. Анализировать и объяснять высказывания по этому вопросу самих французов.

$ 34

44-45

Промышленный переворот и становление индустриального Запада

Называть предпосылки и последствия промышленного переворота в странах Запада. Объяснять, почему он начался именно в Англии. Характеризовать первый и второй этапы  промышленного переворота. Заполнить таблицу «Основные изобретения промышленного переворота» и сделать вывод о их значении.

$ 35

46

Революции и реформы. Венский конгресс и священный союз.

Объяснять, какие принципы были положены в основу переустройства Европы на Венском конгрессе. Почему европейским монархам не удалось достичь поставленных целей. Оценить последствия решений конгресса с точки зрения исторического прогресса.

&36

47

Революционное движение в Европе

Характеризовать два варианта выхода из кризиса и проведения реформ. Называть, какие идеи и требования отстаивались участниками европейских революций. Объяснять, почему Великобритании удалось избежать революционных потрясений. Сравнивать результаты революций во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии.

$ 37

48-49

Идейные течения и политические партии

Раскрывать существенные черты идеологии либералов и консерваторов. Объяснять, почему Х1Х век называют «веком либерализма». Устанавливать связь между социально- экономическим развитием стран Европы в Х1Х веке и возникновением новых общественно- политических течений. Высказывать мнение о позитивном или негативном влиянии идей социализма на общественную жизнь Европы. Объяснять пагубность идей национализма как в Х1Х веке, так и в современном мире.

$ 38

50-51

Колониальные империи

Выделять общее и особенное в действиях испанцев и португальцев от действий англичан и голландцев и что было общего между ними. Устанавливают, почему Англия стала «владычицей морей». Составлять таблицу «Колониальная политика и владения европейских держав в  ХVI- ХVIII веках». Анализировать высказывания исторических деятелей и использовать их для аргументации своей точки зрения.

$ 39

52

Особенности развития стран Запада во второй половине Х1Х века

Объяснять, в результате каких событий в Европе появились новые государства и произошла смена экономических лидеров. Устанавливать, почему формирование национальных государств способствовало более успешному экономическому развитию европейских стран. Раскрывают, какие новые черты приобрела индустриальная цивилизация Запада в конце Х1Х века.

& 40

53-54

Итоговое повторение «Становление индустриальной цивилизации»

Анализируют данные о роли стран в мировом промышленном производстве и определяют, как изменилось экономическое положение ведущих индустриальных держав к началу ХХ в. Обоснуют свой ответ, можно ли территориальные приобретения России в ХVI- ХVIII веках назвать колониями.

Стр.300- 301

55-56

Россия на  пути модернизации. Российское государство в первой половине Х1Х века

Объясняют тот факт, что узнав о смерти императора Павла 1, петербургское дворянство пировало несколько дней. Устанавливают, почему первый период правления Александра1 А.С.Пушкин назвал «дней александровых прекрасное начало».Раскрывают, какой принцип положил М.М.Сперанский в основу будущего государственного устройства России. Начинают составление таблицы «Основные направления внутренней политики России в конце ХVIII- Х1Х в.

& 41

57-57

Общественная жизнь в первой половине Х1Х века

Объясняют, почему в декабристских организациях преобладали дворяне-офицеры. Характеризуют главные требования декабристов. Раскрывают причины поражения декабристов. Характеризуют взгляды славянофилов и западников, что их объединяло и в чём было их отличие. Называют первых русских социалистов. Указывают, в каком направлении развивались взгляды А.И.Герцена. Анализируют и сравнивают проекты конституции Н.Муравьёва и П.Пестеля.

&42

58-59

Реформы 1860- 1870-х гг. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа.

Устанавливают, что в результате крестьянской реформы, а также активной экономической политики государства вызревавшие в российской экономике капиталистические отношения получили возможность для быстрого развития. Характеризуют основные положения аграрной реформы. Объясняют, почему крестьянская реформа стала самой важной в цепи преобразований Александра II/

& 43

60

Россия в пореформенный период.

Характеризуют либеральные реформы 60- 70-х гг. Рассказывают о развитии сельского хозяйства, промышленности и транспорта в пореформенный период. Дают историческую характеристику деятельности Александра III, Н.Ф.Бунге, С.Ю.Витте, И.А.Вышнеградского. Сравнивают и составляют таблицу «Упразднения рабства в США и отмена крепостного права в России.

& 44

61

Общественное движение в России во второй половине Х1Х века.

Раскрывают существенные черты русского либерализма и консерватизма. Дают характеристику представителям различных идейных течений. Называют основные организации народничества, его направления, отличия от представителей марксизма. Рассказывают, как шло распространение марксизма в России.

& 45

62

Россия- многонациональная империя. Расширение территории в Х1Х веке.

Показывают на карте территории, присоединённые к России в Х1Х веке. Составляют хронологическую таблицу присоединения этих территорий. Решают познавательную задачу «Какое влияние быстрый территориальный рост России в Х1Х веке оказал на социально- экономическое развитие страны?» Предлагают альтернативные решения проблемы.

& 46

63

Пути создания империи

Приводят примеры разных путей создания империи и характере отношений с национальными окраинами. Характеризуют, как происходило территориальное размежевание на Дальнем Востоке. Сравнивают таблицы «Этнический состав населения России» в начале ив конце Х1Х века и делают выво, как изменилась численность различных народов и какие народы вошли в состав государства к концу Х1Х века.

& 47

64

Повторительно - обобщающий урок «Россия на пути модернизации»

Определяют, в какой степени реформы Александра I продолжали тенденцию модернизации России, осуществляемой его предшественниками. Объясняют, зачем Николайi перечитывал показания декабристов. Сравнивают, чем проводившиеся в России реформы АлександраII отличались по своим целям и результатам от реформ в Англии в Х1Х веке.

Стр. 354- 355

65

Научно- технический прогресс и общество

Рассказывают, что изменилось в представлениях о живой и неживой природе по сравнению с предшествующим периодом. Устанавливают, благодаря каким достижениям в различных отраслях науки формировалась эволюционная картина мира. Высказывают мнение на основе статистических данных и Интернет- ресурсов изменения в социальном составе учащихся высших учебных заведений. Реконструируют жизнь средней семьи горожанина- европейца в начале Х1Х века и в концеХ1Х века.

& 48

66

Мировая литература и художественная культура

Называют основные направления художественной культуры. Раскрывают, какую роль в жизни людей Х1Х века играла художественная культура. Объясняют смысл понятия «мировой литературный процесс». Соотносят творчество различных писателей и направления и объясняют, почему. Готовят минипроекты о произведениях знаменитых художников.

& 49

67

Культура России в Х1Х веке

Характеризуют основные направления и течения художественной культуры общие для России и Запада. Называют ведущие театры России Х1Х века, их репертуар и знаменитых актёров. Раскрывают общественное значение исторических трудов Карамзина и Соловьёва. Перечисляют основные достижения в сфере образования.

& 50

68

        Итоговое повторение «Культура Х1Х века.

Называют закономерности развития русской и иностранной культуры. Работают в группах по созданию презентаций «Самые значительные явления русской и зарубежной культуры Х1Х века.

Стр.381-395

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                                                                   СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры                                                                                                                       Зам. директора по НМР

Протокол №    7                                                                                                                                 _____Гордеева С.А.______________

от  «_20__»  июня  2019___  г.                                                                                                                    « _25__ » июня 2019___ г.

Завкаф. ____Левина Т.С_________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...