Рабочая программа История России 10 класс
презентация урока для интерактивной доски по истории (10 класс)
Рабочая программа История России 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа История России 10 класс | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
Приказ от «31» августа 2019 г. №_____
Директор МОУ Лицей г. Истры
______________О.А. Оличева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет История России в мире____________________________________________
Учебный год _________2019 -2020 учебный год______________________
Класс 10 «В» _______________________________________________
Количество часов в год 68_________________________________________________
Количество часов в неделю 2 часа_____________________________________________
Учитель: Любушкин Владимир Александрович____________
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по истории для средней общеобразовательной школы (10 «В» класс) составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
- Программы по истории для получения основного (общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-25: введении ФГОС ООО);
- ООП ООО МОУ Лицей г. Истры;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год»;
- Учебного плана МОУ Лицей г. Истры, утвержденного на данный учебный год;
- Рабочей программы по истории «Россия в мире», составленной на основе авторской линии учебника Волобуева О.В., Клокова В.А.,Пономарёва М.В., Рогожкина В.А. Россия в мире. Базовый уровень. 10 класс.- 3 изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2016
Цели и задачи изучения истории в основной школе:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентичности в окружающем мире,
- формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, о важных событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
-воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убежденности в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
-развитие способности учащихся анализировать содержащихся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Задачи изучения истории России в 10 классе:
-формирование ориентиров для гражданской самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
-овладение учащимися основными знаниями по истории цивилизаций древнего мира, средневековья, нового времени, индустриальной цивилизации, истории России от Древней Руси до конца Х1Х века, значение наследия этого периода для современного общества;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения и гордости за героическое прошлое;
-развитие способности учащихся анализировать информацию в источниках по истории России 19 в.;
-формирование у школьников умения применять знания по истории для осмысления сущности современных общественных явлений.
Общая характеристика курса:
В программе реализуются следующие принципиальные установки:
-компетентностный подход,
-системный подход к анализу прошлого,
-многофакторный (полифакторный) подход к изучению причинно-следственных связей в изучении исторического процесса,
-деятельностный подход к отбору исторического содержания, формирования собственной позиции при оценке спорных исторических явлений;
-государственный подход к реализации воспитывающей функции школьного исторического образования.
Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории.
В программе в целостном и систематизированном виде рассмотрены:
- цивилизации древнего мира и раннего средневековья;
- Древняя Русь;
- Западная Европа в Х1- ХV вв;
- Российское государство в Х1- ХV вв;
- Запад в новое время;
- Российская империя в ХVIIIв.;
- Становление индустриальной цивилизации;
- Россия на пути модернизации;
- Культура Х1Х в..
В программе не предписывается следование какой-либо единственной исторической доктрине, в ней используется познавательный потенциал принятых в современной исторической науке различных подходов и не используются идеологически окрашенные суждения и эпитеты.
Общая характеристика учебного предмета.
Особенностью данного курса является то, что он носит синтетический характер. Само его название «Россия в мире» говорит о том, что его целью является дать представление о месте и роли нашей страны в мировом человеческом сообществе. Знание прошлого и настоящего своей Родины необходимо каждому гражданину нашей страны. Поэтому материал о российском обществе занимает ведущее место в курсе. Таким образом, сравнительно- историческая направленность предмета имеет две точки отсчёта: историю России и процесс общемирового развития.
Межпредметные связи представлены сведениями по географии, политологии, этнографии, экономики, культурологи, социологии.
Место курса в базисном учебном (образовательном) плане.
Предмет «Россия в мире» изучается на протяжении двух лет в 10 и 11 классах. В соответствии с учебным планом школы на изучение отводится 68 часов в каждом классе из расчёта 2 часа в неделю. Авторская линия учебника предлагает 50 параграфов в 10 классе и 49 параграфов в 11 классе. Поэтому в рабочей программе предусмотрены уроки итогового повторения и конкретизация некоторых тем по смысловому признаку.
Отбор учебного материала для содержания рабочей программы осуществляется с учётом целей предмета, его места в системе школьного образования, возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся 10- 11 классов. Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами. Главная цель изучения истории в современной школе - образование, воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта предыдущих поколений.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10-х классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
- Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
- Работа с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду;
-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
- Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
- Анализ, объяснение:
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.
Содержание учебного предмета.
Цивилизации древнего мира и раннего средневековья. Древний Восток и античный мир. Рождение европейской средневековой цивилизации. Страны Западной Европы в раннее Средневековье. Византийская империя и восточнохристианский мир. Исламский мир.
Древняя Русь. Народы Восточной Европы. Восточные славяне в древности. Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. Государство и общество. Церковь и культура. Раздробленность Руси. Русь между Востоком и Западом.
Западная Европа в Х1- ХV вв. Экономическое и политическое развитие. Взаимодействие средневековых цивилизаций. Культура средневекового Запада.
Российское государство в ХIV- ХVII вв. Москва во главе объединения русских земель. Россия : третье православное царство. Кризис государства и общества. Смутное время. Становление самодержавия Романовых. Начало формирования многонационального государства. Русская культура.
Запад в новое время. Европа в начале Нового времени. Государство и общество стран Западной Европы в ХVII веке. Эпоха Просвещения. Революции ХVIIIстолетия. Тенденции развития европейской культуры.
Российская империя в ХVIII вв. Власть и общество. Социально- экономическое развитие страны. Расширение территории государства. Образование, наука и культура.
Запад в Х1Х веке. Становление индустриальной цивилизации. Эпоха наполеоновских войн. Промышленный переворот и
становление индустриального Запада. Революции и реформы. Идейные течения и политические партии. Колониальные империи. Особенности развития стран Запада во второй половине Х1Х века.
Россия на пути модернизации. Российское государство в первой половине Х1Х века. Общественная жизнь в первой половине Х1Х века. Реформы 1860- 1870-х гг. Общественное движение в России во второй половине Х1Х века. Россия- многонациональная империя.
Культура Х1Х века. Научно- технический прогресс и общество. Мировая литература и художественная культура. Культура России в Х1Х веке.
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников | Программа под руководством В. А Волобуева, М.В Клокова, В.А Пономарева |
Учебник, учебное пособие | Россия в мире.Базовый уровень. 10 кл.: учебник /.ОГ.В. Волобуев,В.А.Клоков, М.В. Понаморёв,В.А. Рогожкин. – 3-е изд.,стереотип. –М. : Дрофа, 2016 |
Рабочая тетрадь для обучающихся | |
Электронное приложение к УМК | www/hrono.ru сайт хронос www. uniros. ru www. urokiistorii.ru www. rulers. narod.. ru |
Дидактический материал | |
Материалы для контроля (тесты и т.п.) | |
Методическое пособие с поурочными разработками | Методическая поддержка на WWW . drofa . ru |
Список используемой литературы | Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953 Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.,1992 Ключевский О.В. Сочинения. В 9 т.юМ., 1987- 1990 Павленко Н.И. Петр Великий. М., 1998 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Любое издание Соловьев С.М. Сочинения. Кн.1 -22. М.,1988- 1998. Тарле Е.В.Наполеон. Нашествие Наполеона на Россию. М., 1874. Тойнби А. Постижение истории. М.,1996. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы |
9. www. urokiistorii. ru – сайт «Уроки истории»
|
Технические средства обучения | Интерактивная доска, мультимедийная установка |
Психолого-педагогическая характеристика класс, для которого составлена рабочая программа:
10 В | ||
1 | Количество обучающихся в классе – по списку | 31 |
2 | Общая оценка уровня успеваемости | средняя |
3 | Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся | средний |
4 | Дети с особыми потребностями | нет |
Тематический план курса
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Количество | |
Тестов | Практических | |||
1. | Цивилизации древнего мира и раннего средневековья | 6 | 1 | |
2. | .Древняя Русь | 9 | 1 | |
3 | Западная Европа в Х1-ХV вв. | 4 | 1 | |
4 | Российское государство в ХIV- ХVII вв. | 8 | 1 | |
5 | Запад в новое время | 7 | 1 | |
6 | Российская империя в ХVIII | 5 | 1 | |
7 | Запад в Х1Х веке | 8 | 1 | |
8 | Россия на пути модернизации | 8 | 1 | |
9 | Культура Х1Х века | 4 | 1 | |
10 | Итоговое повторение « Подведём общий итог» | 1 | 1 | |
11 | Итоговое повторение «Основные термины периода» | 1 | ||
12 | Итоговое повторение «Основные события всемирной истории» | 1 | ||
13 | Резерв | 6
|
Итого 68
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
Результаты освоения конкретного учебного предмета.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате изучения основ правовых знаний учащийся должен обладать регулятивными УУД:
Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, анализ условий достижения целей на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом материале. Развивать способности к целеполаганию во временной перспективе.
Уметь самостоятельно планировать
(прогнозировать) пути достижения целей, в том числе альтернативные способы достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Строить жизненные планы во временной перспективе, стараться прогнозировать будущие события и процессы.
Формирование жизненных планов способствует формированию учебных интересов, изменяется отношение к учебной деятельности
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, регуляция действия во времени.
Развитие умений самостоятельно применять критерии и способы дифференцированной
оценки в учебной деятельности.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Развитие умений самостоятельно применять критерии и способы дифференцированной
оценки в учебной деятельности.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Развитие коммуникативных УУД
Развивать навыки
сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Умения осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображении
результативности взаимодействия, а не личных симпатий.
Участие в работе группы (включая ситуацию учебного сотрудничества и проектные формы работы), умение распределять роли, договариваться друг с другом.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности.
Способность действовать с учетом позиции другого, умение согласовывать свои действия.
Следование моральноэтическим нормам и психологическим принципам общения и сотрудничества. Участие в диалоге; умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Умения распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые
средства;
Умение отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры.
Умения оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных позиций. При необходимости корректно убеждать в правоте своей позиции (точки зрения), соблюдая морально-этические нормы.
Читать вслух и про себя тексты учебников, других
художественных и научнопопулярных книг, осознанного восприятие информации и ее творческая переработка.
Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий.
Развитие познавательных УУД
- Умеет пользоваться самостоятельно рациональными приемами восприятия и запоминания материала.
- Самостоятельно выделяет и формулирует цель; формулирует самостоятельно проблему и задачи деятельности.
- Учащегося в процессе работы привлекает сам ход анализа действий, способы доказательства, т. е. сама процессуальная деятельность, а не только конкретный результат.
- В процессе учебной деятельности легко возникают далекие сопоставления, смелые обобщения, рождаются оригинальные, нестереотипные идеи.
- хорошо ориентируется в учебных источниках; осуществляет поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет; понимает и использует в работе язык массовой информации; использует информацию в наглядносимволической и наглядно-образной форме (в виде таблиц, графиков, диаграмм, опорных конспектов)
Межпрежметные УУД
Умеет абстрагироваться от конкретного «здесь и теперь» и размышлять о возможностях и рассматривать реальность, как один из вариантов возможного.
Развито гипотетико-дедуктивное мышление, которое подчиняется законам формальной логики.
У учащихся заметно развивается теоретическое мышление, представление результатов деятельности в виде обобщенных моделей.
Умеет анализировать, сравнивать, структурировать различные объекты, явления и факты, хорошо развита способность выделять существенное.
Представляет информацию на основе схем, моделей, сообщений, с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в графической или знаково-символической форме.
Выполняет осознанно построение речевого высказывания в устной и письменной форме; умеет передавать содержание в сжатом, выборочном и развернутом виде; отбирать и сопоставлять необходимую информацию из разных источников.
Умеет устанавливать причинно-
следственные связи; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее с выделением существенных признаков явлений и фактов. - Заметна избирательность мышления к предметному содержанию, дифференциация интересов, активно развиваются специальные способности, которые связаны с профессиональными намерениями.
- Владеет основами реализации проектноисследовательской деятельности.
- Может самостоятельно планировать и проводить наблюдение, эксперимент под руководством учителя; выполняет учебный проект с элементами исследования.
- В учебной деятельности использует простейшие методы исследования; использует разные источники информации; анализирует имеющуюся информацию, формулирует возможные варианты решения проблемы, находит эмпирические способы проверки, оформляет результаты.
- Активность мысли и продуктивность мышления может обнаруживаться в фантастических предположениях и «теория».
- В процессе проектной и учебно-исследовательской
деятельности возможно выдвижение ни одной гипотезы (полигипотеза), несколько способов доказательства выдвинутой идеи.
Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое многонационального народа России;
-осознание обучающимися своей этнической принадлежности,
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе
-понимание культурного многообразия мира.
Метапредметные результаты
Ученик должен показать
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
-владение умениями работать в группе, слушать партнера, аргументировать свое мнение, корректировать ее с партнерами и др.
Ученик получит возможность научиться:
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Предметные результаты изучения истории учащимися 10
-х классов включают:
Ученик должен продемонстрировать
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
-овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 10-х классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
Знание хронологии, работа с хронологией:
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
Знание исторических фактов, работа с фактами:
-характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
-группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
Работа с историческими источниками:
-читать историческую карту с опорой на легенду;
-проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
-сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Описание (реконструкция):
-рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
-характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
-на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
Анализ, объяснение:
-различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
-соотносить единичные исторические факты и общие явления;
-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
Работа с версиями, оценками:
-приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
-применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
-использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее задание | ||
Дата | |||||
1 полугодие (30 часа) | |||||
1 | Древний Восток и античный мир. | Называют характерные существенные черты ранних цивилизаций, причины возникновения государств на Востоке. Описывают признаки античной цивилизации и характеризуют полисы как города- государства. Устанавливают различия между государством и обществом на примере между демократическими Афинами и аристократической Спартой. | §1 | ||
2 | Рождение европейской средневековой цивилизации www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | .Называют причины возникновения средневековой цивилизации. Описывают её характерные черты, определяют общее и особенное в характеристике античной и средневековой цивилизации. | § 2 | ||
3 | Страны Западной Европы в раннее Средневековье. | Анализируют свод федеральных законов Х!!! века. Определяют по карте, вторжениям каких народов подвергались страны Европы в VIII- Х вв., каковы территории были захвачены завоевателями.
| § 3 | ||
4 | Византийская империя и восточнохристианский мир. | Рассказывают о природе и населении Византийской империи. Устанавливают, какова роль императорской власти и православной церкви в жизни византийцев. Систематизируют сведения о том, как складывались отношения между Византией и славянами. | § 4 | ||
5 | Исламский мир http//america-xix.org.ru | Раскрывают причины возникновения ислама как мировой религии, характеризуют «пять столпов ислама», определяют ценность ислама в контексте других мировых религий и роль мусульманский культуры в истории нашей страны. | § 5 | ||
6 | Итоговое повторение по теме «Цивилизации древнего мира и раннего средневековья» www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | .Называют главные признаки цивилизации как ступени развития человеческого общества. Объясняют, чем одна цивилизационная общность отличается от другой. Пользуясь дополнтельными источниками информации, составляют хронологическую таблицу «Распространение христианства в странах Европы». | Стр.43 | ||
7 | Народы Восточной Европы www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | Показывают на карте расселение народов Восточной Европы. Сравнивают природно- климатическую и этнческую карту Восточной Европы. Устанавливают связь между природно- климатическим фактором и хозяйственно- культурными типами. | § 6 | ||
8 | .Восточные славяне в древности | Характеризуют занятия восточных славян.и особенности общественного строя. Сравнивают занятия и общественный строй славян и западноевропейцев Приводят примеры взаимосвязи хозяйственной деятельности и религиозными представлениями славян. Анализируют и делают вывод на основе византийского исторического произведения «Стратегикон» о развитии хозяйства и общественном строе славян.. | § 7 | ||
9 | Возникновение Древнерусского государства. Крещение Руси. http://www.lectures.edu.ru – Лекции по истории для любознательных. | Определять причины возникновения .Древнерусского государства . Последить закономерность связи племенных союзов и племенных союзов. Определять роль Византии в государственном и религиозном развитии Руси. Составляют таблицу «Основные события истории Древней Руси в 1Х- начале Х 111 вв. | § 8 | ||
10 | Государство и общество. | Давать характеристику первым русским князьям. Выделять и характеризовать основные группы Древнерусского государства, различия в правах свободного и зависимого населения. Использовать для аргументации источник «Русская Правда» | § 9 | ||
11 | Церковь и культура. www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | Характеризовать воздействие на развитие древнерусской культуры крещения Руси. Перечислять важнейшие архитектурные сооружения Древней Руси, особенности древнерусской живописи. Раскрывают роль развития письменности и летописания в истории нашего государства. | § 10 | ||
12 | Раздробленность Руси | Определять, в чём различия между раздробленность на Руси и средневековой Европы. Называть особенности русских княжеств и особенности управления в них. Объяснять новый принцип наследования, принятый съездом в Любече. | §11 | ||
13 | Русь между Востоком и Западом. Монгольская держава и её завоевания. | Называют не менее трёх причин, почему монголам удалось осуществит столь обширные завоевания. Пользуясь картой №7 и текстом учебника называют направления завоевательных походов монголов и причины х успеха. Характеризуют на основании источника ( летопись о начале Батыева нашествия) поведение русских князей перед лицом смертельной опасности. | §12 | ||
14 | Русь между Востоком и Западом. Натиск западных соседей. Александр Невский. http://www.lectures.edu.ru – Лекции по истории для любознательных. | Давать историческую характеристику персоналиям, составляющим славу русского оружия. Работать с источником «Житие Александра Невского». Определяют, какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси. | §13 | ||
15 | Итоговое повторение «Древняя Русь» | Называют предков современных народов Восточной Европы. Анализируют статистические данные о численности представителей различных групп языков и объясняют такое соотношение. Выбирают и аргументируют точку зрения современных историков по вопросу образования государства у восточных славян. Сравнивают процесс образования государств у славян, арабов и германцев. Делают вывод, как природо- климатические условия повлияли н тип хозяйства и образ жизни у славян- земледельцев и кочевников- скотоводов.. | Стр. 93- 94 | ||
16 | Западная Европа в Х1- ХV вв. Экономическое и политическое развитие www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | .Рассказывают, какие изменения произошли в хозяйственной жизни европейцев. Каковы причины роста и возникновения новых городов. Объясняют, что такое сословно- представительные учреждения и как они возникают? На основании текста «Присяги при принятии гражданства при принятии на гражданство города Кёльна» определяют основные обязанности гражданина. | § 14 | ||
17 | Взаимодействие средневековых цивилизаций. | Дают характеристику католического, православного и мусульманского миров в раннее Средневековье. Называют формы взаимодействия между цивилизациями Востока и запада. Определяют причины гибели Византийской империи | § 15 | ||
18 | Культура средневекового Запада. | Характеризовать «Мир идей» Средневековья.. Составлять рассказ (презентации) о культуре различных слоёв общества. Составляют сравнительную таблицу «Типология средневековой культуры» | § 16 | ||
19 | Повторение и контроль по теме «Западная Европа вХ1- ХV вв. www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития государств Западной Европы . Высказывать суждения о значении наследия этого периода. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории в формате ЕГЭ | С. 118- 119. | ||
20 | .Москва во главе объединения русских земель. Новые политические центры. | Объяснять, в чём заключались особенности объединения русских земель и предпосылки этого объединения. Высказывать своё мнение, могла ли Новгородская республика возглавить объединение русских земель.. | § 17 | ||
21 | Наследники Дмитрия Донского. Русь и государства- наследники Золотой Орды. | Рассказывают, какие государственные и культурные традиции Древней Руси унаследовали Великое княжество Литовское и Русское? Отмечают черты сходства и различия в политике Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Делают обобщение, был ли процесс распада Золотой Орды закономерным и как он отразился на судьбе России. | § 18 | ||
22 | Россия: третье православное царство. http://statehistory.ru -История государства. | Называть основные этапы превращения Руси в Россию. Называть факторы, способствующие тому, что именно при Иване III и Василии III была ликвидирована зависимость Руси от Орды. Объясняют политическое значение выражения «Москва - третий Рим». | § 19 | ||
23 | Кризис государства и общества. Смутное время | Заполнить таблицу «Итоги и значение Ливонской войны для России. Характеризовать и аргументировать своё мнение роль Ивана Грозного в возникновении предпосылок для Смутного времени. Характеризовать цели, которые ставили перед собой различные слой в событиях Смутного времени. Отвечать на вопрос, что период окончания Смутного времени стал важнейшей вехой на пути становления национального самосознания русского народа. | §20 | ||
24 | Становление самодержавия Романовых. www. uniros. ru – сайт «История. Ру» | Объяснять, почему преодолев последствия Смуты, Российское государство стало укрепляться, при этом на смену институтам сословно- представительной монархии пришло самодержавие. Предполагать, насколько реальным был план Никона , направленный на то, чтобы подчинить светскую власть духовной. | § 21 | ||
25 | Начало формирования многонационального государства | Раскрывать существенные черты многонационального государства. Находить на карте и характеризовать территории, вошедшие в состав Российского государства в середине ХVI века .Характеризовать социальные и этнические корни казачества. | § 22 | ||
26 | Русская культура. http://all-photo.ru\empire\index.ru.html | Используя памятники архитектуры и живописи, изображённые на иллюстрациях учебника, рассказывать о влиянии европейской культуры на Русь. Доказывать конкретными примерами, какие чувства и переживания были способны отразить мастера того времени в своих произведениях. Утверждать, что в русской культуре данного периода утверждаются и светские мотивы. | § 23 | ||
27 | Итоговое повторение «Российское государство в ХIV- ХVII веках. | Давать характеристику участников исторических событий того времени, используя материал учебника, доп. литературу, интернет. Излагать оценки знаменитых историков, определять свою позицию, подбирать аргументы. | Стр.171- 172 | ||
28 | Европа в начале нового времени | Характеризовать основные цели и направления развития экономики Европы в начале Нового времени. Доказывать, что в Европе в конце ХV в.зарождалась цивилизация Нового времени. Этому способствовали Великие географические открытия, Реформация и утверждение протестантской этики. | § 24 | ||
29 | Государство и общество стран Западной Европы в ХVIIвеке. | Характеризовать черты европейского абсолютизма. Сравнивать абсолютизм во Франции и Англии, определять их сходство и различие. Находить черты развивающегося капитализма. На основе источника «Политическое завещание» кардинала Ришелье определять, какие выгоды получало дворянство благодаря своему происхождению, чего можно было ожидать от него государству? | 25 | ||
30 | Эпоха Просвещения | Приводить примеры, подтверждающие факт революции в обществознании. Доказывать, что эта революция, а также идеи Просвещения обозначили новый этап общественного и духовного развития Запада | § 26 | ||
2 полугодие (38 часов) | |||||
31 | .Революции ХVIII столетия. Накануне революционной эпохи. | Характеризовать основные причины революций как проявление старого и нового порядков. Проследить последствия этих революций от образования нового государства США до кровопролитных войн в Европе в результате свержения абсолютизма. | § 27 | ||
32 | Американская революция. Великая французская революция. | На основе текста учебника и иллюстраций рассказывать об основных этапах революций. Сравнивать положение Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина, видеть общее и особенное этих документов. | § 28 | ||
33 | Тенденции развития европейской культуры ХVI- ХVIII веков | Используя дополнительные источники, заполнять таблицу «Особенности основных художественных стилей европейской культуры ХVI- ХVIII веков». Называть характерные черты барокко, рококо и классицизма. Приводить примеры художественных произведений этих стилей. Видеть различие искусства итальянского Возрождения и искусства Франции. Анализировать статистический материал и решать познавательные задачи. | §29 | ||
34 | Итоговое повторение по теме «Запад в новое время». | Называть основные черты, характерные для развития западноевропейской цивилизации в ХV- ХVII . Проводить параллели между качествами деловых людей Европы нового времени и современной России. Говорить о западном культурном влиянии на Россию в этот период. Определять роль конфессионального фактора в политических процессах в Европе. | Стр. 215- 216 | ||
35 | Российская империя в ХVIIIвеке. Власть и общество. | Доказывать, что в контексте всемирной истории преобразования в России были необходимы. Объяснять смысл понятия «регулярное государство». Характеризовать основные направления деятельности Петра Великого и Екатерины II. Называть особенности российского варианта политики просвещённого абсолютизма. Анализировать источник «Жалованная грамота дворянству» и делать выводы. | §30 | ||
36-37 | Социально- экономическое развитие страны. | Называть основные направления .экономической политики правительства. Составлять сравнительную таблицу «Новые явления в экономической жизни России в ХVIII веке». Характеризовать изменения, произошедшие в в положении сословных групп российского общества. Продолжить анализ источника «Жалованная грамота дворянству». Пользуясь картографическими материалами и Интерне- ресурсами, определять, какие изменения произошли в территориальном размещении промышленности и развитии торговли. | § 31 | ||
38 | Расширение территории государства | Определять, какие факторы способствовали значительному росту территории Российской империи в ХVIII веке. Анализировать и делать выводы на основе статистической таблицы «Этнический состав населения России в 1719 году». Показывать на карте и комментировать значение присоединения к россии новых территорий. Демонстрировать своё отношение в духе толерантности к представителям разных конфессий, вошедших в состав Российской империи в этот период. | § 32 | ||
39 | Образование, наука, культура | Рассказывать о роли государства в развитии русской культуры ХVIII века. Объяснять, почему Пётр 1 и Екатерина Великая уделяли столь большое внимание образованию, просвещению и науке. Раскрывать значение создания Академии наук и открытия Московского университета. Обосновывать свой ответ на вопрос «Можно ли сказать, что в ХVIII веке образование и научные знания прочно вошли в жизнь всего народа?» Подготовить презентацию для виртуальной экскурсии «Живопись ХVIII века» | § 33 | ||
41 | Повторение и контроль по теме «Российская империя в ХVIII веке». | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в ХVIII веке. Высказывать суждения о значении наследия ХVIII века России для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России по образцу ЕГЭ | С. 250- 251 | ||
42-43 | Эпоха наполеоновских войн. http://all-photo.ru\empire\index.ru.html | Вспомнить, благодаря каким условиям Наполеону Бонопарту удалось прийти к власти во Франции. Объяснять причины успехов Франции в ходе наполеоновских войн. Установить причины краха французских войск в войне с Россией. Анализировать и объяснять высказывания по этому вопросу самих французов. | $ 34 | ||
44-45 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | Называть предпосылки и последствия промышленного переворота в странах Запада. Объяснять, почему он начался именно в Англии. Характеризовать первый и второй этапы промышленного переворота. Заполнить таблицу «Основные изобретения промышленного переворота» и сделать вывод о их значении. | $ 35 | ||
46 | Революции и реформы. Венский конгресс и священный союз. | Объяснять, какие принципы были положены в основу переустройства Европы на Венском конгрессе. Почему европейским монархам не удалось достичь поставленных целей. Оценить последствия решений конгресса с точки зрения исторического прогресса. | &36 | ||
47 | Революционное движение в Европе | Характеризовать два варианта выхода из кризиса и проведения реформ. Называть, какие идеи и требования отстаивались участниками европейских революций. Объяснять, почему Великобритании удалось избежать революционных потрясений. Сравнивать результаты революций во Франции, Германии, Австрийской империи и Италии. | $ 37 | ||
48-49 | Идейные течения и политические партии | Раскрывать существенные черты идеологии либералов и консерваторов. Объяснять, почему Х1Х век называют «веком либерализма». Устанавливать связь между социально- экономическим развитием стран Европы в Х1Х веке и возникновением новых общественно- политических течений. Высказывать мнение о позитивном или негативном влиянии идей социализма на общественную жизнь Европы. Объяснять пагубность идей национализма как в Х1Х веке, так и в современном мире. | $ 38 | ||
50-51 | Колониальные империи | Выделять общее и особенное в действиях испанцев и португальцев от действий англичан и голландцев и что было общего между ними. Устанавливают, почему Англия стала «владычицей морей». Составлять таблицу «Колониальная политика и владения европейских держав в ХVI- ХVIII веках». Анализировать высказывания исторических деятелей и использовать их для аргументации своей точки зрения. | $ 39 | ||
52 | Особенности развития стран Запада во второй половине Х1Х века | Объяснять, в результате каких событий в Европе появились новые государства и произошла смена экономических лидеров. Устанавливать, почему формирование национальных государств способствовало более успешному экономическому развитию европейских стран. Раскрывают, какие новые черты приобрела индустриальная цивилизация Запада в конце Х1Х века. | & 40 | ||
53-54 | Итоговое повторение «Становление индустриальной цивилизации» | Анализируют данные о роли стран в мировом промышленном производстве и определяют, как изменилось экономическое положение ведущих индустриальных держав к началу ХХ в. Обоснуют свой ответ, можно ли территориальные приобретения России в ХVI- ХVIII веках назвать колониями. | Стр.300- 301 | ||
55-56 | Россия на пути модернизации. Российское государство в первой половине Х1Х века | Объясняют тот факт, что узнав о смерти императора Павла 1, петербургское дворянство пировало несколько дней. Устанавливают, почему первый период правления Александра1 А.С.Пушкин назвал «дней александровых прекрасное начало».Раскрывают, какой принцип положил М.М.Сперанский в основу будущего государственного устройства России. Начинают составление таблицы «Основные направления внутренней политики России в конце ХVIII- Х1Х в. | & 41 | ||
57-57 | Общественная жизнь в первой половине Х1Х века | Объясняют, почему в декабристских организациях преобладали дворяне-офицеры. Характеризуют главные требования декабристов. Раскрывают причины поражения декабристов. Характеризуют взгляды славянофилов и западников, что их объединяло и в чём было их отличие. Называют первых русских социалистов. Указывают, в каком направлении развивались взгляды А.И.Герцена. Анализируют и сравнивают проекты конституции Н.Муравьёва и П.Пестеля. | &42 | ||
58-59 | Реформы 1860- 1870-х гг. Новый рубеж в истории России. Крестьянская реформа. | Устанавливают, что в результате крестьянской реформы, а также активной экономической политики государства вызревавшие в российской экономике капиталистические отношения получили возможность для быстрого развития. Характеризуют основные положения аграрной реформы. Объясняют, почему крестьянская реформа стала самой важной в цепи преобразований Александра II/ | & 43 | ||
60 | Россия в пореформенный период. | Характеризуют либеральные реформы 60- 70-х гг. Рассказывают о развитии сельского хозяйства, промышленности и транспорта в пореформенный период. Дают историческую характеристику деятельности Александра III, Н.Ф.Бунге, С.Ю.Витте, И.А.Вышнеградского. Сравнивают и составляют таблицу «Упразднения рабства в США и отмена крепостного права в России. | & 44 | ||
61 | Общественное движение в России во второй половине Х1Х века. | Раскрывают существенные черты русского либерализма и консерватизма. Дают характеристику представителям различных идейных течений. Называют основные организации народничества, его направления, отличия от представителей марксизма. Рассказывают, как шло распространение марксизма в России. | & 45 | ||
62 | Россия- многонациональная империя. Расширение территории в Х1Х веке. | Показывают на карте территории, присоединённые к России в Х1Х веке. Составляют хронологическую таблицу присоединения этих территорий. Решают познавательную задачу «Какое влияние быстрый территориальный рост России в Х1Х веке оказал на социально- экономическое развитие страны?» Предлагают альтернативные решения проблемы. | & 46 | ||
63 | Пути создания империи | Приводят примеры разных путей создания империи и характере отношений с национальными окраинами. Характеризуют, как происходило территориальное размежевание на Дальнем Востоке. Сравнивают таблицы «Этнический состав населения России» в начале ив конце Х1Х века и делают выво, как изменилась численность различных народов и какие народы вошли в состав государства к концу Х1Х века. | & 47 | ||
64 | Повторительно - обобщающий урок «Россия на пути модернизации» | Определяют, в какой степени реформы Александра I продолжали тенденцию модернизации России, осуществляемой его предшественниками. Объясняют, зачем Николайi перечитывал показания декабристов. Сравнивают, чем проводившиеся в России реформы АлександраII отличались по своим целям и результатам от реформ в Англии в Х1Х веке. | Стр. 354- 355 | ||
65 | Научно- технический прогресс и общество | Рассказывают, что изменилось в представлениях о живой и неживой природе по сравнению с предшествующим периодом. Устанавливают, благодаря каким достижениям в различных отраслях науки формировалась эволюционная картина мира. Высказывают мнение на основе статистических данных и Интернет- ресурсов изменения в социальном составе учащихся высших учебных заведений. Реконструируют жизнь средней семьи горожанина- европейца в начале Х1Х века и в концеХ1Х века. | & 48 | ||
66 | Мировая литература и художественная культура | Называют основные направления художественной культуры. Раскрывают, какую роль в жизни людей Х1Х века играла художественная культура. Объясняют смысл понятия «мировой литературный процесс». Соотносят творчество различных писателей и направления и объясняют, почему. Готовят минипроекты о произведениях знаменитых художников. | & 49 | ||
67 | Культура России в Х1Х веке | Характеризуют основные направления и течения художественной культуры общие для России и Запада. Называют ведущие театры России Х1Х века, их репертуар и знаменитых актёров. Раскрывают общественное значение исторических трудов Карамзина и Соловьёва. Перечисляют основные достижения в сфере образования. | & 50 | ||
68 | Итоговое повторение «Культура Х1Х века. | Называют закономерности развития русской и иностранной культуры. Работают в группах по созданию презентаций «Самые значительные явления русской и зарубежной культуры Х1Х века. | Стр.381-395 |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по НМР
Протокол № 7 _____Гордеева С.А.______________
от «_20__» июня 2019___ г. « _25__ » июня 2019___ г.
Завкаф. ____Левина Т.С_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...
Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по истории России 10 класса включает в себя: пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...
Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.
Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.
По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история"
Рабочая программа ФГОС "История"...
Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы
Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...