рабочая программа по истории. 11 класс
рабочая программа по истории (11 класс)
рабочая программа по истории. 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_klass_rabochaya_programma_istoriya.docx | 78.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по истории.
11 класс
Данная рабочая программа разработана на основе:
1. Учебного плана «Новосалмановской СОШ»
2. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ
от 05. 03. 2004 года № 1089;
4. Примерной программы основного общего образования по истории. Сборник нормативных документов. История: сост.
Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев , - М.: Дрофа, 2007;
5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных
учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования и имеющих государственную аккредитацию на
2013- 2014 учебный год, утвержденного приказом МО и Н РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067 г.;
6. В соответствии с системой историко-обществоведческого образования и распределением учебного материала, утвердившимся в
информационном письме МО и Н РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2009/-2010 учебном году от 16.10.2009
№ 7831/9.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
Н.В. Загладин «Всеобщая история» - М. «Русское слово», 2007. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России (ХХ – начало ХХI века).- М. «Просвещение» 2008.
А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов «Истории России (1945 – 2008). – М. «Просвещение» 2008.
А.Г. Галлямова, А.А. Иванов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков «История Татарстана и татарского народа XX – начало XXI века» - «ТаРИХ» 2009.
Цели курса
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей (11 класс):
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Курс истории реализуется в рамках трех курсов – «Истории России», «Всеобщей истории», «Истории татарского народа и Татарстан». В Примерной программе основного общего образования по истории определено общее количество часов на курсы:
Всеобщая история (XХ – начало XXI вв.) - 24 часа;
История России (вторая половина XIХ – начало XXI вв., включая Историю татарского народа и Татарстана вторая половина XIX – начало XXI вв.) – 44 часа. На изучение истории России из школьного компонента выделен 1 час в неделю, всего 34 часа. Эти часы включены в курс истории России, для углубленного изучения истории России (вторая половина XIХ – начало XXI вв.) В результате - 78 часов.
Тематическое распределение часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | ||
Примерная программа | Рабочая программа | |||
Всеобщая история (не менее 24 часов) | ||||
1 | От Новой к Новейшей истории: Пути развития индустриального общества. | 16 | 11 | |
2 | Человечество на этапе перехода к информационному обществу. | 8 | 12 | |
3 | Итоговый урок по курсу «Всеобщая история». | 1 | ||
Итого | 24 | 24 | ||
История России (не менее 36 часов) | ||||
1 | Россия во второй половине XIX века. | 6 | 7 | |
2 | Обобщающе-повторительный урок по теме «Россия во второй половине XIХ века». | 1 | ||
3 | Россия в начале ХХ века | 4 | ||
5 | Россия в годы первой революции | 3 | ||
7 | Монархия накануне крушения | 4 | ||
8 | Обобщающе-повторительный урок по разделу «Российская империя 1900 – 1917 гг.» | 1 | ||
9 | Россия в революционном вихре 1917 г. | 8 | 4 | |
11 | Становление новой России (октябрь 1917 г. – 1920 г.) | 4 | ||
12 | Россия, СССР: годы нэпа. | 5 | ||
14 | СССР: годы форсированной модернизации | 5 | ||
16 | Великая Отечественная война. | 6 | 6 | |
17 | Последние годы сталинского правления. | 4 | 4 | |
18 | СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования советской системы. | 4 | ||
19 | Советский Союз в последние десятилетия своего существования. | 7 | 5 | |
20 | Обобщающе-повторительный урок по теме « Советская эпоха». | 1 | ||
21 | На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. ХХ – ХХI в. | 5 | 9 | |
22 | Итоговый урок по курсу «История России». | 1 | ||
Итого | 36 | 68 | ||
Историю татарского народа и Татарстана (вторая половина XIX – начало XXI вв.) (10 часов) | ||||
1 | Татарстан в первой половине ХХ века. | 5 | ||
2 | Татарстан во второй половине ХХ века. | 4 | ||
3 | Урок итогового повторения по курсу «Историю татарского народа и Татарстана вторая половина XIX – начало XXI вв.» | 1 | ||
Итого | 10 | |||
Итого | 102 |
Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса.
Должны знать/ понимать:
- основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории; - периодизацию отечественной и всемирной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе.
Должны уметь:
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать исторический источник;
- анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, таблица, аудиовизуальный ряд и т.д.);
- устанавливать причинно-следственные связи;
- участвовать в дискуссиях, формулируя собственную позицию;
- представлять результаты изучения исторического материала в конспектах, реферате, рецензии.
Владеть информационно-коммуникативной, рефлексивной компетенциями; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для понимания и осмысления исторических процессов и ситуаций;
- выработки собственной гражданской позиции;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;
- осуществления конструктивного взаимодействия с другими людьми;
- осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Для достижения требуемых результатов обучения используются следующие методы и приемы:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- реферативная работа, работа с исторической картой.
Тематика контрольных срезов знаний
Контрольная работа № 1 | «Всеобщая история XХ – начало XXI вв. » |
Контрольная работа № 2 | «Россия во второй половине XIХ века». |
Контрольная работа № 3 | «Российская империя 1900 – 1917 гг.» |
Контрольная работа № 4 | «Советская эпоха». |
Контрольная работа № 5 | «История России вторая половина XIХ – начало XXI вв». |
Контрольная работа № 6 | «История татарского народа и Татарстана вторая половина XIX – начало XXI вв.» |
МБОУ «Новосалмановская средняя общеобразовательная школа»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории
класс – 11
учитель – Яшин Валерий Александрович
Количество часов:
всего – 102 часа,
в неделю – 3 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы
Яшина Валерия Александровича, утвержденной « » 2013 г.
2013 – 2014 учебный год
Всеобщая история (24 часа)
11 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||||||
От Новой к Новейшей истории: Пути развития индустриального общества. (11 часов) | ||||||||||
1 | Научно-технический прогресс и инду-стриальное развитие в 1900-1945 гг | 1 | вводный | Вводная лекция | схема «Мир на рубеже новой эпохи» тест «Научно-технический прогресс и революция в естествознании» | Раскрывать сущность процесса модернизации, характеризовать проявление модернизации в различных сферах европейского общества начала ХХ в. | §1-2 вопросы сообщения | |||
2 | Страны Запада, Россия и Япония: опыт модернизации | 1 | комбинированный | Проблемная беседа. Дискуссия | схема «Две модели индустриального развития» | Сравнивать опыт модернизации в странах Европы; классифицировать страны по эшелонам кап. развития. | §3, вопросы, подготов. хар-ку | |||
3 | Индустриальные, колониальные и зависимые страны в начале ХХ века. | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | таблица «Метрополии, коло-нии, зависимые страны (полуколонии)» | §4-5, вопросы проанализировать данные таблицы | ||||
4 | Первая мировая война | 1 | комбинированный | Практикум | таблица | Излагать события Первой мировой войны в хроно-логической последова-тельности; выявлять основные противоречия между мировыми дер-жавами; выявлять причи-ны вооруженных конф-ликтов в начале ХХ в. | §6,вопросы составить таблицу | |||
5 | Социалистическое и рабочее движение в начале XX в. | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | схема «Зарожде-ние и развитие социалисти-ческой идеологии и рабочего движения в XIX – начале XX века» | Излагать суть общест-венно-политических течений: марксизма, ревизионизма, социал-демократии ; объяснять, почему созданная К. Марксом теория получила широкое распространение в ХХ в. теории Д. Кейнса, высказывать оценочное суждение об актуальности данной теории . | §7-8, вопросы сообщения | |||
6 | Реформы и революции в 1900-1945 | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | таблица, схема «Реформы и революции в политическом развитии в 1900-1945 гг.» | §9 вопросы составить таблицу | ||||
7 | Эволюция либеральной демократии | 1 | комбинированный | Тест с разноуровневыми заданиями | тестовое задание «Эволюция либеральной демократии». | §10 вопросы | ||||
8 | Тоталитаризм как феномен ХХ века. | 1 | комбинированный | Проблемная беседа. Дискуссия | таблица | Разъяснять причины подъема фашистского движения в Италии и Германии в 1920-1930-е гг.; разъяснять суть идео-логии фашизма; сравнивать пути прихода к власти Муссолини и Гитлера; Объяснять, по-чему тоталитарная сис-тема не нашла распро-странения в наиболее развитых индустриальных странах. | §11-13 вопросы работа с документами, таблица | |||
9 | На путях ко Второй мировой войне | 1 | комбинированный | Работа с текстом | таблица: « Очаги военной опасности в Европе и Азии» | Называть причины Второй мировой войны; раскрывать причины Второй мировой войны, определять. Отличались ли они от причин Первой мировой войны; характеризовать дипло-матические шаги Запада в ответ на агрессивные действия Германии, Япо-нии, Италии, определять, почему они не привели к предотвращению войны; излагать события Второй мировой войны в хроно-логической последова-тельности; характери-зовать обстановку нака-нуне войны, выделять цели воюющих сторон; характеризовать взаимо-отношения стран анти-гитлеровской коалиции и тройственного союза; характеризовать итоги и последствия Второй мировой войны; участво-вать в разработке презен-тации проекта по теме. | §14-16, вопросы, таблица | |||
10 | Вторая мировая война. | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | таблица: « Ход боевых действий в 1939-1942 гг.» | §17-18 вопросы, таблица | ||||
11 | Мировая культура первой половины XX в. | 1 | комбинированный | Работа с учебником и документами | Сообщение «Выдающиеся деятели мировой культуры». | Называть основные дос-тижения мировой куль-туры в первой половине ХХ в.; выявлять важней-шие изменения в духов-ной жизни, культуре стран мира в первой половине ХХ в.; определять какие проб-лемы отразило развитие философской, социальной мысли. | §19-21. вопросы. подготов. сообщения | |||
Человечество на этапе перехода к информационному обществу (12 часов) | ||||||||||
12 | Возникновение информационного общества | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | схема «Основные черты инфор-мационного общества» | Характеризовать основные черты информационного общества; высказывать оценочные суждения о перспективах развития информационного общества, о том. Какие возможности открывает оно человеку. | §22-24, вопросы и задания | |||
13 | Социальные процессы в информационном обществе | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | Вопросы и задания | §25-27. вопросы и задания | ||||
14 | Этносоциальные проблемы в современном мире | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | схема «Этносоциаль-ные процессы в современном мире». | §28-29, вопросы | ||||
15 | "Холодная война" | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | таблицы «Состав НАТО и ОВД». «Локальные войны» | Излагать основные собы-тия «холодной войны» в хронологической после-довательности; разъяснять на каких условиях велась «холодная война»; опре-делять причины междуна-родных кризисов периода «холодной войны»; характеризовать события «холодной войны». | §30-31, вопросы, заполнить таблицу | |||
16 | Период «партнерства и соперничества». | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | Интерактивное задание «Разрядка международной напряженности» | §32, вопросы, работа с документами | ||||
17 | От «общества благоденствия» к неоконсервативной революции. | 1 | комбинированный | Проблемная беседа. Дискуссия | схема: ««Основные идеи, практика и результаты неоконсерватив-ной революции» | Выявлять причины, сущность, последствия экономических кризисов; разъяснять взаимосвязь экономических кризисов и модели социально-экономического и политического развития. | §33-35, вопросы , работа с документами | |||
18 | Социал-демократия и неолиберализм в 1990-е гг. | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | презентации | §36, вопросы, создать презентацию | ||||
19 | Интеграция развитых стран | 1 | комбинированный | Проблемная беседа. Дискуссия | таблица «Причины, ступени и итоги интеграции развитых стран» | §24, 37. вопросы, составить таблицу | ||||
20 | Страны Восточной Европы во второй половине XX в. | 1 | комбинированный | Работа с учебником и документами | таблица: «Социалис-тический лагерь в Восточной Европе» | Называть новые черты политического и социально-экономического развития стран Восточной Европы в 40-90-е гг.; характеризовать социально-политическое развитие стран; высказывать оценочные суждения о перспективах развития стран Восточной Европы. | §38-40. вопросы, заполнить таблицу | |||
21 | Страны Азии, Африки, Латинской Америки: проблемы модернизации | 1 | комбинированный | Работа с картой, обсуждение вопросов. | вопросы и задания | Называть ключевые события истории стран Азии, Африки, Латинской Америки; выявлять этапы освобождения стран Азии и Африки; разъяснять сущность проблем модернизации в странах Азии, Африки Латинской Америки. | §42-44, вопросы и задания | |||
22 | Мировая культура второй половины XX века | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | презентации | Называть основные достижения мировой культуры во второй половине ХХ в.; выявлять важнейшие изменения в духовной жизни, культуре стран мира во второй половине ХХ в.; определять. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли. | §45-46, вопросы, создать презентацию | |||
23 | Мировая цивилизация: новые проблемы на рубеже тысячелетий. | 1 | комбинированный | Лекция с элементами проблемной беседы | вопросы | Характеризовать основные проблемы современности; прогнозировать пути решения глобальных проблем. | § 47-49, вопросы, повторение пройден. | |||
24 | Итоговый урок по курсу «Всеобщая история XХ – начало XXI вв.» | 1 | Контрольный | Письменная работа | Контрольная работа № 1 |
История России (вторая половина XIХ – начало XXI вв., включая (Историю татарского народа и Татарстана вторая половина XIX – начало XXI вв.) –78 часов
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||||||
Россия во второй половине XIX века (8 часов) | ||||||||||
25 | Отмена крепостного права в России. | 1 | лекция | самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника, беседа, работа с источниками | Беседа по вопросам. | определить причины, ход реформ; излагать содер-жание либеральных реформ Александра II; показать роль личности царя в процессе реформирования российского общества. | учебник В.И. Буганова. § 68 -70, вопросы, работа с источниками | |||
26 | Либеральные реформы 60-70 гг XIX века. | 1 | комбинированный | Беседа по вопросам. | § 71, вопросы и задания | |||||
27 | Общественное дви-жение 60 – 70-х гг. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Вопросы и задания. | характеризовать деятель-ность революционных обществ и движения народников. | § 76 – 77, вопросы и задания | |||
28 | Политическое развитие России в 80 – 90 гг. XIX в. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | излагать события внут-ренней политики Алек-сандра III (контрреформы, деятельность в сфере образования и печати); выявить причины контр-реформ Александра III, подчеркнуть роль личности царя в процессе изменения внешнеполитического курса. | § 78 (с.284-287), § 80, вопросы | |||
29 | Промышленный подъем 90-х гг. Достижения и просчеты. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа | Беседа по вопросам. | знать содержание и итоги промышленного подъема 90-х гг. XIX в.; рассмотреть промышленный подъем 90-х гг. XIX в., определить его положительные и теневые стороны. | § 79, вопросы и задания | |||
30 | Внешняя политика России во второй половине XIX в. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | характеризовать внешнюю политику России в конце XIX в. | § 72 -73,78 (с.287–290) вопросы. | |||
31 | Культура России второй половины XIX в. | 1 | комбинированный | выступление учащихся с сообщениями | называть достижения русской культуры XIX в., давать им краткую характеристику. | § 81 – 83. подготов. сообщение | ||||
32 | Обобщающе-повто-рительный урок по теме «Россия во второй половине XIХ века». | 1 | урок контроля знаний учащихся | Тест. К.Р. № 2 | работа над ошибками | |||||
Россия в начале ХХ века (4 часа) | ||||||||||
33 | Социально-экономи-ческое развитие России в начале ХХ в. | 1 | лекция | работа со статистическими данными, документами | Беседа по вопросам. | Овладеть знаниями факти-ческого материала, явлений и понятий по данной теме. Уметь на основе текста учебника и статистических данных анализировать прин-ципы развития экономики страны в пореформенный период. Представлять результаты индивидуальной работы в форме тезисного плана. Работать с историческим материалом и системати-зировать его с целью нахождения характерных черт развития экономики в пореформенное время | учебник А.А.Леван- довского § 1, вопросы и задания, соста-вить диаг-рамму. | |||
34 | Внутренняя и внешняя политика самодержавия в конце XIX - начале XX вв. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа уч-ся с текстом учебника, беседа, работа с источниками | Беседа по вопросам. | отработка умения учащих-ся представлять результа-ты познавательной деяте-льности в форме таблицы или опорного конспекта | § 2. вопросы и задания | |||
35 | Российское общество в начале ХХ века. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Беседа по вопросам. | уметь характеризовать особенности российского общества начала ХХ века. | § 3, подготовка к тестированию | |||
36 | Обобщающий урок по теме: «Россия в начале ХХ века». | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Россия в годы первой революции (3 часа) | ||||||||||
37 | Революция 1905 – 1907 гг.: начало, подъем, отступление. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника заполнение таблицы, работа с таблицами | Беседа по вопросам. | Уметь систематизировать исторический материал; формировать собственный алгоритм решения исто-рических задач, включая составление собственного плана их решения; уметь сравнивать и сопо-ставлять исторические со-бытия разных эпох и с большим временным переры-вом с целью нахождения общего и особенного | § 4 вопросы. | |||
38 | Становление российского парламентаризма. | 1 | комбинированный | Беседа по вопросам. | § 5, задания, стр. 42 | |||||
39 | Обобщающий урок по теме «Россия в годы первой революции». | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Монархия накануне крушения (6 часов) | ||||||||||
40 | Третьиюньская политическая система | 1 | комбинированный | самостоятельная работа | Логические и проблемные задания по теме | Учащиеся овладевают зна-ниями фактического мате-риала по теме, пониманием; отрабатывают умение рабо-тать с поставленной проб-лемной задачей (умение использовать принципы причинно-следственного ана-лиза для изучения истории-ческих процессов и явлений) | § 6, задания. | |||
41 | Реформы П.А.Столыпина | 1 | комбинированный | самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, анализ источников | Беседа по вопросам. | § 7, вопросы стр. 51-52 | ||||
42 | Россия в Первой мировой войне | 1 | лекция | самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, анализ источников и таблиц | Беседа по вопросам. | Получение и углубление знаний, их систематизация и обобщение на основе изучения разнообразных источников, развитие широ-кого спектра аналитических умений, в том числе конспектирования, рецен-зирования, подготовки развернутых тематических выступлений, критического сопоставления источников | § 8, вопросы, таблица | |||
43 | Культура России в начале XX в. | 1 | комбинированный | выступление учащихся с сообщениями | Сообщения. Беседа по вопросам. | Систематизировать исто-рическую информацию; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач | § 9, подготовить выступление | |||
44 | Обобщающе-повто-рительный урок по разделу «Российская империя 1900 – 1917 гг.» | 1 | урок контроля знаний учащихся | Тест. К.Р. № 3 | работа над ошибками | |||||
Россия в революционном вихре 1917 г. (4 часа) | ||||||||||
45 | Февральская революция 1917г. | 1 | комбинированный | работа с источниками | Вопросы и задания. | Умение работать с различ-ными источниками полу-чения информации по данной теме | § 10. вопросы и задания. | |||
46 | От демократии к диктатуре. | 1 | комбинированный | работа с источниками | Вопросы и задания. | Уметь сравнивать апре-льский, июньский и июльский кризисы власти; называть причины «корниловского мятежа», характеризовать его цели и последствия. | § 11, задания, стр.86 | |||
47 | События Октября 1917 г. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, анализ источников | Вопросы и задания. | Знать основные факты и хронологию событий; излагать содержание первых декретов советской власти; высказывать оценочные суждения о влиянии событий 1917 г. на будущее России. | §12, вопросы и задания. | |||
48 | Обобщающий урок по теме «Россия в революционном вихре 1917 г.» | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Становление новой России (октябрь 1917 г. – 1920 г.) (4 часа) | ||||||||||
49 | Первые месяцы большевистского правления. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и источниками | Логические и проблемные задания по теме | Определить характер первых преобразований большевиков. | § 13, вопросы, заполнить таблицу. | |||
50 | Гражданская война и интервенция. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и источниками | эссе на тему «Гражданская война – трагедия народа». | Изучение нового материала с использованием документов. Умение работать с различ-ными источниками полу-чения информации по данной теме | § 14, вопросы, эссе. | |||
51 | Почему победили красные ? | 1 | комбинированный | работа с источниками | Логические и проблемные задания по теме | Называть причины поражения белых и победы красных | § 15, составить тезисный план | |||
52 | Обобщающий урок по теме «Станов-ление новой России (октябрь 1917г. – 1920 г.) | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Россия, СССР: годы нэпа. (5 часов) | ||||||||||
53 | Новая экономическая политика | 1 | урок изучения нового материала | участие в обсуж-дении ключевых вопросов, состав-ление сравните-льной таблицы | Вопросы и задания. | давать определение понятиям: НЭП, военный коммунизм, продразвёрстка, продналог, комбеды, продармия, хозрасчёт, концессия, однопартийная система; определять причины недовольствия населения политикой большевиков после завершения Гражданской войны; - сравнивать политику НЭПа с политикой военного коммунизма, оформить ответ в виде таблицы; | § 16, вопросы | |||
54 | Общественно-политическая и культурная жизнь в 20-е годы | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и источниками | Сообщения, Беседа по вопросам. | Давать характеристику общественно-полити-ческой и культурной жизни страны в 20-е гг. | § 17, задания | |||
55 | Образование СССР | 1 | комбинированный | работа с источниками | Беседа по вопросам. | Отработка умения: составлять, тезисный план; проводить сравнительный анализ ситуации в стране; делать вывод, т. е. обоб-щать и анализировать итоги исторического процесса, уметь соотносить различ-ные проекты реформа-торской деятельности нашей страны и выявлять в них общее и особенное | §18, повторение пройден. материала | |||
56 | Советская внешняя политика в 20-е годы | 1 | Проблемная лекция | Составление конспекта лекций, участие в беседе. Анализ документов | Сообщения учащихся. | излагать события внешней политики СССР в 20-е гг. в хронологической последовательности. характеризовать положение СССР на мировой арене | § 19, под-готовить выступление | |||
57 | Обобщающий урок по теме «Россия, СССР: годы нэпа». | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
СССР: годы форсированной модернизации (5 часов) | ||||||||||
58 | Индустриализация и коллективизация: источники и резуль-таты | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Задания на умение анализировать, думать и принимать решение, отстаивать собственное мнение при объективном анализе различных точек зрения, | давать определение понятиям: индустриализация, коллективизация, социалистическое соревнование, раскулачивание , колхоз; понимать сущность взаимосвязанных процессов коллективи-зации и индустриализа-ции; давать оценку событиям на основе анализа исторического источника. | § 20, вопросы и задания | |||
59 | Общественно-поли-тическая жизнь страны. Культура. | 1 | комбинированный | выступление учащихся с сообщениями | Сообщения, Беседа по вопросам. | В результате изучения названной темы учащиеся должны овладеть знаниями фактов, понятий теорий, которые характеризуют целостность развития культуры России, пред-ставлять результаты индии-видуальной и групповой историко-познавательной деятельности в виде таб-лицы; составлять тезисный план. | § 21, подгото-вить выс-тупление | |||
60 | «Страна победив-шего социализма»: экономика, социа-льная структура, политическая система. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и источниками | Беседа по вопросам. | высказывать оценочные суждения по основным вопросам урока | § 22, задания стр.179 | |||
61 | Советская внешняя политика в 30-е гг. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника и источниками | Беседа с целью выяснения степени усвоения нового материала. хронологическая таблица. | излагать события внеш-ней политики СССР в 30-е гг. в хронологичес-кой последовательности; разъяснять суть системы коллективной безопаснос-ти в Европе. объяснять необходимость ее созда-ния; характеризовать положение СССР на мировой арене перед Второй мировой войной. | §23-24. вопросы, составить хронологи-ческую таблицу. | |||
62 | Обобщающий урок по теме «СССР: годы форсированной модернизации». | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Великая Отечественная война. (6 часов) | ||||||||||
63 | Начало Великой Отечественной войны. Боевые действия на фронтах | 1 | лекция | самостоятельная работа с текстом учебника и источниками | Конспект | излагать причины войны; уяснять справедливый, освободительный харак-тер войны со стороны СССР; знать периодиза-цию войны; излагать события войны с помо-щью исторической карты. | § 25 (стр. 192 – 200) вопросы, работа с доп. литер. | |||
64 | Коренной перелом в ходе войны. | 1 | комбинированный | работа со статистическими данными, документами | Беседа с целью выяснения степени усвоения нового материала. | излагать ход Сталин-радской и Курской битв по исторической карте; сравнивать Сталинградскую и Курскую битву по самостоятельно разра-ботанным критериям. | § 25 (стр. 200 – 204). вопросы, конспект в тетради | |||
65 | Борьба за линией фронта. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | Уметь: самостоятельно работать с текстом учеб-ника, справочной и другой литературой; делать обобщения и выводы; составлять вопросы к теме и отвечать на них | § 26. вопр. и задания | |||
66 | Советский тыл в годы войны. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | § 27. вопр. и задания | ||||
67 | СССР и союзники. Итоги войны | 1 | комбинированный | Самостоятельная работа с документами | Беседа по вопросам | раскрывать значение открытия Второго фронта и определять его роль в войне; характеризовать решения Тегеранской, Ялтинской, Потсдамской конференций; называть важнейшие причины победы СССР в войне; называть главные итоги войны. | § 28,вопр. повторен. пройден. | |||
68 | Обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война». | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Последние годы сталинского правления. (4 часа) | ||||||||||
69 | Внешняя политика СССР и начало «холодной войны». | 1 | комбинированный | Индивидуальная Участие в дискус-сии. Анализ доку-ментов. | Беседа по вопросам | называть основные направления советской внешней политики в первые послевоенные десятилетия; - давать определение понятиям: «холодная война», гонка вооружений, милитаризация экономики. определять причины «Холодной войны», характеризовать деятельность военно-политических блоков. | § 29. вопросы и задания | |||
70 | Восстановление и развитие народного хозяйства | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Анализ документов | Анализировать политику, уметь делать аргументи-рованные выводы | § 30, вопросы | |||
71 | Власть и общество после войны | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам, эссе. | Отработка умения работать индивидуально и в группе по выполнению заданий учителя | § 31, вопр., написать эссе. | |||
72 | Обобщающий урок по теме «Последние годы сталинского правления». | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
СССР в 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования советской системы. (4 часа) | ||||||||||
73 | СССР в 1953 – 1964 гг.: изменения в политике и культуре. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Активные задания, задания на группировку исторической информации, задания на аналогию, задания на определение логической последовательности | давать определение поня-тиям: культ личности, оттепель, десталинизация; называть основные преоб-разования Н.С. Хрущева; разъяснять значение ХХ съезда КПСС. | § 32, вопросы и задания | |||
74 | СССР в 1953 – 1964 гг.: преобразования в экономике. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | § 33 под-готовить выступление. | |||||
75 | СССР и внешний мир (1953 – 1964 гг.) | 1 | комбинированный | работа с документами | характеризовать основные направления внешней политики. | § 34, вопр. работа с документ. | ||||
76 | Обобщающий урок по теме «СССР 1953 – 1964 гг.: попытки реформирования советской системы. | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
Советский Союз в последние десятилетия своего существования. (6 часов) | ||||||||||
77 | Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере в 1965 – 1985 гг | 1 | комбинированный | выступление учащихся с сообщениями | Задания на умение анализировать, думать и принимать решение, отстаивать собственное мнение при объективном анализе различных точек зрения | раскрывать основные направления реформы 1965 г.; анализировать и сравнивать политику Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева по самостоятельно разработанным критериям; | § 35, подготов. сообщение | |||
78 | Общественно-политическая и культурная жизнь в 1965 – 1985 гг | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | § 36, заполнить таблицу | |||||
79 | Перестройка и ее итоги. | 1 | комбинированный | Анализ документов | Сообщения учащихся. Практическая работа | выявлять исторические предпосылки и неизбежность реформ высказывать оценочное суждение по вопросам темы | § 37, вопросы и задания | |||
80 | Распад СССР. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам, эссе. | называть причины распада СССР. | § 38, задания стр.311 | |||
81 | Внешняя политика СССР. Завершение «холодной войны». | 1 | комбинированный | работа с документами | Сообщения учащихся. Практическая работа | Знать и понимать основные принципы, диалектику нового политического мышления. Уметь выстраивать собственную позицию на изучаемую тему и соотносить ее с мнением авторов учебника, например, уметь грамотно излагать свои мысли письменно – этому учит эссе | § 39, вопр. и задания | |||
82 | Обобщающе-повторительный урок по теме « Советская эпоха». | 1 | урок контроля знаний учащихся | Тест. К.Р. № 4 | работа над ошибками | |||||
На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. ХХ – ХХI в. (9 часов) | ||||||||||
83 | Начало кардинальных перемен в стране в 90-е годы | 1 | лекция | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | Характеризовать изменения в сфере экономики, объяснять причины кризисных явлений в экономике; выявлять исторические предпосылки и неизбежность реформы политической системы. | § 40, вопросы | |||
84 | Российское общество в первые годы реформ. | 1 | лекция | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | § 41, заполнить таблицу. | ||||
85 | Ситуация в стране в конце ХХ века. | 1 | лекция | самостоятельная работа с учебником. | Беседа по вопросам. | § 42, вопросы и задания | ||||
86 | Россия в начале ХХI века. | 1 | комбинированный | работа с источниками | Беседа по вопросам. | на основе анализа исторических документов аргументировано высказывать свою позицию и отношение к экономическим и социально-политическим процессам современной России. | § 43,работа с дополн. литератур. | |||
87 | Курс Президента В.В Путина на консолидацию общества | 1 | комбинированный | Анализ документов | Сообщения учащихся. Практическая работа | Знать основные политические направления и задачи, поставленные Путиным. Дать характеристику экономическим и социально – политическим реформам президента В. В. Путина. | конспект в тетради, сообщение | |||
88 | Внутренняя политика в начале XXIвека- восстановление государства | 1 | комбинированный | Анализ документов | Сообщения учащихся. Практическая работа | конспект в тетради, сообщение | ||||
89 | Восстановление позиций России во внешней политике | 1 | комбинированный | Анализ документов | Сообщения учащихся. Практическая работа | Знать как складывались российско- американские отношения, отношения России со странами ближнего зарубежья, с международными организациями, с Китаем. | конспект в тетради, сообщение | |||
90 | Россия на современном этапе. | 1 | комбинированный | Анализ документов | Сообщения учащихся. Практическая работа | Знать основные направления развития России по СМИ. | конспект в тетради, сообщение | |||
91 | Обобщающий урок по теме «На новом переломе истории: Россия в 90-е гг. ХХ – начале ХХI в. | 1 | урок контроля знаний учащихся | тестирование | работа над ошибками | |||||
92 | Итоговый урок по курсу «История России». | 1 | урок контроля знаний учащихся | Тест. К.Р. № 5 | ||||||
Татарстан в первой половине ХХ века. (5 часов) | ||||||||||
93 | Казанская губерния в начале ХХ столетия. | 1 | лекция | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа, дискуссия | Рост общественно-политической активности татар. Участие их в социалистическом и национально-либеральном движении. Подъем татарской культуры в начале века 1917 год и гражданская война в крае. Проекты национального самоопределения. Основные проекты и направления образования решение национального самоопределения. Охарактеризовать социально – экономические изменения в республике в результате новой экономической политике Советской власти, проанализировать изменения в политике правительства по национально – государственному строительству, показать новые явления в развитии культуры народов республики. | § 1 – 4. вопросы и задания | |||
94 | Казанская губерния в годы революций и Гражданской войны. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа | § 5 – 7, вопросы и задания | ||||
95 | Республика в годы НЭПа. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа, дискуссия | § 8 – 9, вопросы | ||||
96 | Республика в условиях социалистической модернизации. | 1 | комбинированный | сообщений учащихся | Прослушивание и обсуждение сообщений | На примере региональной истории рассмотреть сложные и противоречивые процессы модернизации страны, охватившей все сферы жизни общества, показать достижения и раскрыть цену успехов в этом направлении; охарактеризовать злодеяния террора, отметить национальный оттенок процессов, направленных против татарской интеллигенции | § 10 – 13. подготов. сообщение | |||
97 | Республика в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа, дискуссия. презентация | Дать представление о республике как важном тыловом районе страны в военные годы, охарактеризовать вклад республики в общую победу над врагом, показать мужество и героизм тружеников тыла и ратные подвиги татарстанцев на фронтах войны | § 14 – 18, создать презентацию | |||
Татарстан во второй половине ХХ века. (4 часа) | ||||||||||
98 | ТАССР в середине 1950 – начале 1960-х гг. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа, дискуссия | Охарактеризовать изменения в экономическом и культурном развитии республики, ужесточение идеологического контроля над духовной жизнью народа. Дать характеристику основным направлениям развития экономики в республике, связанным с общесоюзными реформами и экспериментами, представить новое направление – нефтяную индустрии, показать и проблемы в социальной сфере, дать представление об основных изменениях в общественно – политической и культурной жизни республики в период «оттепели». | § 19 – 20, вопросы и задания | |||
99 | Республика в середине 1960 – середине 1980 –х гг. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа, дискуссия | § 21 – 22, вопросы и задания | ||||
100 | Вторая половина 1980-х гг. Курс на экономическую и политическую модернизацию. | 1 | комбинированный | самостоятельная работа с текстом учебника | Рассказ, беседа, дискуссия | Предприятия в период перестройки. Либерализация политического развития. Процессы и проблемы суверенизации. Конституция. | § 23 – 24, вопросы. повторение пройден. | |||
101 | Татарстан на рубеже ХХ – ХХI вв. | 1 | Комбинированный | Знать: социально-экономическое и политическое развитие республики в 90-е годы. Уметь: работать с текстом учебника, давать отзывы на ответы других учащихся | Лекция с элементами проблемной беседы | Устный опрос (индивидуально- письменные упражнения | §25-27 ответить на вопросы | |||
102 | Урок итогового повторения по курсу «История татарского народа и Татарстана вторая половина XIX – начало XXI вв.» | 1 | Контрольный | Контрольная работа № 6 |
Преподавание курса истории ориентировано на использование учебно-методических комплектов:
Учебники для учащихся:
Н.В. Загладин «Всеобщая история» - М. «Русское слово», 2007.
В.И. Буганов, П.Н. Зырянов «История России (конец 17 – 19 век).М.:«Просвещение» 2009.
А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко «История России (ХХ – начало ХХI века).- М. «Просвещение» 2008. А.А. Данилов, А.И. Уткин, А.В. Филиппов «Истории России (1945 – 2008). – М. «Просвещение» 2008.
А.Г. Галлямова, А.А. Иванов, В.И. Пискарев, Б.Ф. Султанбеков «История Татарстана и татарского народа XX – начало XXI века» - «ТаРИХ» 2009.
Используемые метод. пособия:
Загладин Н.В, Козленко С.И. Методические рекомендации по использованию учебников Н.В.Загладина. «Всеобщая история 10-11 класс». – «Русское слово», 2009 Загладин Н.В., и др.. Всеобщая история. История России.11 класс// Информационно-методические материалы по использования УМК «История» из-ва «Русское слово»/Авт. и сост с.В.Агафонов. –М.: ООО «ТИД «Русское Слово-РС», 2008. Б.Н. Серов, А.Р. Ланго. Поурочные разработки по истории России (с древнейших времен до конца 19 века). – М.: «ВАКО» 2005 А.А. Левандовский и др. «Поурочные разработки к учебнику «Россия в ХХ веке» М. «Просвещение» 2001
А.А. Данилов. Методическое пособие к учебнику «История России 1945 – 2008.«Просвещение», 2008
История России. 1945-2008 гг. Книга для учителя. Под ред. А.В. Филиппова.
А.М. Прокофьев. Тестовые задания по истории Татарстана – Казань «ТаРИХ» 2003
И. М. Фокеева «Национально-региональный компонент исторического образования».Методическое пособие. Казань – Тарих – 2003.
Электронные пособия:
1. Энциклопедия истории России (862 – 1917). АО Коминфо 2001.
2. Россия на рубеже третьего тысячелетия. Республиканский мультимедиа центр. 2001
3. От Кремля до Рейхстага. «Республиканский мультимедиа центр» 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...