Роль Ивана Грозного в российской истории.
методическая разработка по истории (10 класс)

Солина Галина Валентиновна

Методическая разработка урока в 10 классе. Дидактический материал составлен на основе обязательного минимума содержания исторического образования, примерных программ и требований к уровню подготовки учащихся 10 класса базового уровня. На уроке используются различные формы работы - ролевая игра, составление кластера, приём "Мозговой штурм" и др. Ценность урока - ученики сами делают вывод по поставленной проблеме, учатся работать в группе, формулировать своё отношение к исторической личности. Интерес вызывает использование краеведческого материала, на основе которой ученики знакомятся с историческим значением вхождения чувашского народа в состав Русского государства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_rol_ivana_groznogo_v_rossiyskoy_istorii.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока истории в 10 классе

Тема урока: Роль Ивана IV Грозного в российской истории.

Форма урока: деловая игра.

Цели урока:

Формирование целостного представления о роли Ивана Грозного в российской истории на основе анализа исторических источников.

Задачи:

образовательные:

  • повысить мотивацию к изучению истории через исследовательскую работу на уроке и во внеурочное время;
  • рассмотреть взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного;
  • дать характеристику Ивану Грозному как исторического деятеля;

развивающие:

  • развивать знания и умения интерпретации, анализа, сопоставления различных толкований исторических фактов;
  • развивать навыки работы с текстом исторических документов;
  • продолжить работу по развитию коммуникативных навыков учащихся;

воспитательные: 

  • создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории родного края.

Технологии: технология развития «критического мышления», технология продуктивного чтения

Методические приемы:

  • индивидуальная (предварительная), групповая, фронтальная работа;
  • эвристическая беседа;
  • анализ, обобщение, сравнение исторических фактов; 
  • составление кластера «Иван Грозный», приём «Корзина мыслей», приём «Мозговой штурм»

Оборудование и материалы: учебник, дополнительная историческая литература; выдержки из исторических источников; репродукция картины чувашского художника Николая Овчинникова «Навеки вместе», мультимедийное оборудование, фрагмент фильма «Царь» режиссёра П.Лунгина.

Задания учащимся к уроку: познакомиться с трудами представителей различных исторических школ (по группам) по изучаемой теме, подготовить выступления.

Эпиграфы урока:

 «Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели»
Василий Осипович Ключевский

«Не произнесёт историк слова оправдания такому человеку»

 Сергей Михайлович Соловьев

Учитель: Дорогие ребята, я рада видеть вас на уроке истории. Желаю всем нам продуктивной работы.

  1. Стадия вызова.
  1. Ассоциация темы урока по памятнику Ивану Грозному в Орле.

Учитель: 

В октябре 2016 года в Орле  состоялось торжественное открытие памятника Ивану Грозному. Это событие вновь оживило дискуссию о его роли в истории. В СМИ появились статьи с заголовками: «В Орле всё-таки открыли памятник Ивану Грозному», «Открыт первый в истории России памятник Ивану Грозному», «Заслуживают ли подобные исторические личности такого увековечения?» и др.  Как вы думаете, с чем связана такая неоднозначная реакция общества на открытие памятника? (Ответы учащихся).

Имя Ивана Грозного для всех современников является символом истории России XVI века, когда из разрозненных северо-восточных земель оформилось единое Московское государство. Но удивительный факт: в России не было ни одного памятника этому правителю. И до сих пор не утихают споры о том, насколько его правление было полезным для России.

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы).

 Тема урока: «Роль Ивана IV Грозного в российской истории».

2). Слово учителя: В российской истории нет, пожалуй, другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей его правления. Какую проблему предлагаете решить на уроке? (ответы учащихся)

Кто он, Иван Грозный, - жестокий деспот, тиран, увлёкший страну в Смуту, или– царь- реформатор, превративший страну в державу? Над этой проблемой мы и будем работать.

История, как и любая другая наука, требует объективных знаний. Наша цель - создать целостное представление о роли Ивана Грозного в российской истории на основе анализа трудов историков. Какие задачи поставим на урок?

(ответы учащихся)

  1. Рассмотреть и сравнить взгляды российских исторических школ на роль Ивана Грозного в истории.
  2. Дать оценку личности Ивана Грозного, роли его реформ в становлении единой государственности.
  3. Сформировать собственную точку зрения по проблеме урока.

3) Эпиграфом к уроку я выбрала 2 цитаты - слова историков В. О. Ключевского и С. М. Соловьёва. По окончанию нашей совместной работы мы вместе определим, какая цитата больше подходит к нашему уроку.

II. Стадия осмысления.

1. Учитель: Я предлагаю провести урок в форме деловой игры – научной конференции историков. На заседание приглашены представители различных исторических школ. Тема нашей встречи «Иван Грозный и его роль в истории». Ваша задача - проанализировать и сформулировать основную идею о роли Ивана Грозного в истории с точки зрения той исторической школы, которую вы представляете.

(Знакомство с группами)

1-я группа - «Государственная школа»

2-я группа – концепция «Двух Иванов»

3-я группа – современная российская историография

4-я группа – чувашская историческая школа.

«Мозговой штурм»: Чтобы «окунуться в эпоху», вспомним основные события, связанные с правлением Ивана Грозного (хронологическая работа).

2. Выступления 1-3 групп (регламент – 3 минуты).

Задание группам: Проанализируйте качества Ивана Грозного как человека и как государственного деятеля.

Используется приём «Корзина мыслей». Каждая группа после выступления называет главные, на их взгляд, черты Ивана Грозного. Итог – совместный кластер «Иван Грозный» (оформляется на доске).

Алгоритм выступления:

  1. Какую историческую школу вы представляете?
  2. Кого из известных историков вашего направления вы можете назвать?
  3. Как вы оцениваете личность Ивана Грозного?
  4. Иван Грозный – реформатор, прогрессивный государственный деятель или тиран? Аргументируйте свой выбор.

Учитель: Как мы убедились, исторические школы не имеют единой точки зрения на роль Ивана Грозного в истории. Но что объединяет и в чём различие этих подходов? (ответы учащихся)

1) все школы признают прогрессивный характер реформ Ивана Грозного совместно с Избранной радой;

2) много общего в оценке личностных качеств царя;

3) различие – в оценке методов и необходимости осуществления преобразований.

А что дала вам работа с историческими источниками? (Работа с источником требует умения сопоставлять, анализировать, выделять главное в текстах. Убедились, что в истории нет однозначной оценки деятельности царя Ивана Грозного.) 

Учитель: «Верите ли вы, что…»

 (Ученики записывают ответы на листочках).

Верите ли вы…

Да/Нет

1.

Иван Грозный – самый просвещенный государь в тогдашнем мире.

2.

Первая типография в России появилась при Иване Грозном.

3.

Иван Грозный мог сказать своему народу такие слова: «Буду впредь спасать вас от притеснений и злодейств. Забудьте вражду, ненависть, соединимся все любовью христианскою. Отныне я ваш судья и защитник»

4.

Народ звал своего царя «милостивым».

5.

Письма Ивана IV А. Курбскому наполнены изречениями Ветхого Завета и Нового Завета, историческими свидетельствами, богословскими толкованиями.

6.

Территория государства при нем увеличилась примерно в два раза. Население России выросло на 30–50%.

7.

За время его правления было построено 155 городов и кремлей.

8.

Грозный царь любил читать, играть в шахматы, охотиться, коллекционировать драгоценные камни.

9.

Иван Васильевич писал музыку и тексты богослужений.

Слово учителя: На все вопросы ответы - «Да». Вот такой многогранной личностью был Иван Грозный. Какие новые черты в нём для себя вы открыли после этой работы?

Допишите, пожалуйста, в нашем кластере качества царя, о которых узнали из этой работы. (Дополняется кластер). Выделите в кластере личностные качества царя. Какие качества в нём характеризуют государственного деятеля? Какой вывод по проделанной работе мы можем сделать?

Вывод: Иван Грозный - безнравственный просвещённый тиран, упрочивший государственную власть, превративший Россию в огромную державу. Он и злодей, и реформатор одновременно.

3. Игра в форме общественного опроса

Учитель: Как бы вы ответили на предложение построить памятник Ивану Грозному в Чувашии?

(Голосование, аргументирование своего выбора).

Посмотрите на экран. Перед нами - картина «Навеки вместе». Автор - художник Николай Овчинников, уроженец нашего района. На картине запечатлён исторический момент -  встреча Ивана Грозного с посланцами чувашского народа по пути следования в Казань в 1554 году. Как автор изобразил характер этого события?

(Празднично одетые чуваши встречают русского царя хлебом-солью, подарками, как самого дорогого гостя. На их лицах не читается испуга перед злым тираном).

Учитель: Дадим слово представителям чувашской исторической школы (выступление группы).

Вывод: Говоря о последствиях присоединения Чувашии к русскому государству, многие историки видят больше положительного. Главное, о чём подчеркивают исследователи, – чуваши в составе русского государства сохранили свою народность.

III. Стадия рефлексии.

1. Слово учителя: Вернёмся к нашим эпиграфам. Какое высказывание, по-вашему, больше подходит для нашего урока? Почему вы так решили?

Какие трудности вы испытали во время подготовки к уроку. Оправдались ваши ожидания от урока? Как вы оцените свою работу на уроке?

2. Домашнее задание:

Учитель: Я предлагаю вам посмотреть фильм Павла Лунгина «Царь», который вышел на экраны в 2009 году и тоже вызвал полемику среди общественности. Некоторые историки крайне негативно отнеслись к картине, утверждая, что там нет исторической правды. Но картина предоставляет предостаточно пищи для размышлений, заставляет задуматься над вопросом сосуществования нравственности и власти. Мне будут интересны ваши мнения о фильме.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ РОССИИ С использованием ИКТ и ЭОР В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ « НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО» УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1.  Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича....

ИКС по истории. Трудные вопросы "Роль Ивана Грозного в российской истории."

Историко-культурный стандарт. Трудные вопросы истории. Тема:"Роль Ивана IV Грозного в российской истории". Конструирование заданий «базового уровня», "повышенного уровня"  по типу демо-верси...

«Роль Ивана Грозного в Российской истории»

Демонстрационный вариантконтрольных измерительных материаловдля проведения тематического контроля по истории«Роль Ивана Грозного в Российской истории»...

Урок по теме: Образ Ивана Грозного в литературе, истории.

Разработка бинарного урока по истории и литературе....

"Роль Ивана Грозного в российской истории"

Разработка комплекса учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов», сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического компле...

Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена.

Доклад на тему:  Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена....