Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)
Рабочая программа по истории 9 класс/ 2019-2020 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 72.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностные:
Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).
Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.
Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
Метапредметные:
Регулятивные:
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности);
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Познавательные:
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
критически оценивать содержание и форму текста;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные:
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.
Предметные:
представление о территории России и еѐ границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;
знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;
представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;
умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;
представление о социальной стратификации и еѐ эволюции на протяжении XIX в.;
знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;
установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);
определение и использование основных исторических понятий периода;
установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;
установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;
составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);
анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;
сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);
систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;
приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.
Содержание учебного предмета
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (4 часа)
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (5 часов)
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. (3 часа)
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в. (2 часа)
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке (1 час)
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время (1 час)
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.(2 часа)
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.(2 часа)
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история. (1 час)
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг. (3 часа)
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
История России и история Татарстана и татарского народа (Региональный компонент) (45 часов)
Российская империя в XIX – начале XX вв. (36 часов)
Россия на пути к реформам (1801–1861) (13 часов +4 часа региональный компонент)
Александровская эпоха: государственный либерализм
Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 г.
Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.
Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм
Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.
Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.
Крепостнический социум. Деревня и город
Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в.
Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.
Пространство империи: этнокультурный облик страны
Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.
Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли
Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.
Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.
Региональный компонент
Социально – экономическое развитие края в дореформенный период. Население, его национальный состав и социальная структура. Кризисные явления в сельском хозяйстве. Развитие капиталистической мануфактуры. Упадок посессионных и вотчинных мануфактур. Крестьянские промыслы. Торговля и развитие пароходства. Роль Поволжья во всероссийском рынке и роль татарского купечества в развитии со странами Средней Азии. Движение социального протеста («Картофельные бунты», борьба казанских суконщиков). Участие населения края в Отечественной войне 1812 года Казанский край и декабристское движение. Культура. Казанский университет и его роль в культурной общественной жизни края. Казанская научная школа. Книгоиздательское дело. Периодическая печать. Литературная жизнь края. Развитие татарской художественной литературы. Искусство.
Россия в эпоху реформ (13 часов +4 часа региональный компонент)
Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация
Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.
Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.
«Народное самодержавие» Александра III
Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.
Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.
Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность
Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.
Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в.
Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.
Этнокультурный облик империи
Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.
Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений
Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.
Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.
Региональный компонент.
Казанские реформы 60 – х гг. в губернии. Их особенности и последствия. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Города, транспорт и торговля. Формирование буржуазии и пролетариата. Формирование татарской нации. Просветительское движение. Джадидизм. Национально – религиозная политика царизма. Система Н.Ильминского. Ваисовское движение. Общественные движения в пореформенный период. Студенческие волнения. Народничество. Начало распространение марксизма в Поволжье. Наука и образование. Система высшего, среднего специального, начального и среднего образования. Формирование новых казанских научных школ. Развитие национальной школы. Новометодные медресе. Книгоиздательство. Периодическая печать. Татарская литература.
Кризис империи в начале ХХ века (10 часов + 2 часа региональный компонент)
На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.
Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.
Имперский центр и регионы.
Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.
Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».
Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.
«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.
Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.
Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.
Общество и власть после революции
Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.
Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.
«Серебряный век» российской культуры
Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.
Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.
Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.
Региональный компонент.
Особенности социально- экономического развития. Население. Промышленность. Транспорт. Торговля. Положение рабочего класса. Сельское хозяйство Усиление расслоения крестьянства. Казанская губерния в годы перкой российской революции. Начало XX века: переломный период в развитии национального самосознания татарского народа. Национальнодемократическое движение и его дифференциация. Политические силы в крае. Кризис идеологии татарского либерализма. Национальное движение. Программа партии «Иттифак». Мусульмане в государстве иной Думе,
Развитие татарской культуры в начале XX века. Образование. Литература. Книгоиздательское дело и периодическая печать. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Революция 1905-1907 гг. в Среднем Поволжье. Татарское либерально-демократическое движение. Всероссийские мусульманские съезды. Мусульманская фракция в Государственной Думе. Общественно-политические деятели.
Влияние первой российской революции на развитие татарской культуры. Татарская периодическая печать. Зарождение татарского профессионального театра.
Казанская губерния в 1907-1917 гг. Столыпинская аграрная реформа в крае. Промышленный подъѐм 1910-1913 гг.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
Новая и новейшая история | ||
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. | 5 | Сопоставлять опыт политического развития отдельных стран Европы в первой половине XIX века, выявлять общие черты и особенности. Представлять обзорную характеристику военных компаний Наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армий в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории). Характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона, давать оценку проведенным им преобразованиям; идейные позиции консервативного, либерального, социалистического течений в Европе первой половины XIX в. Составлять исторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы). Объяснять значение понятий фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы; причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения. Раскрывать значение понятий и терминов кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный союз; сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота; значение понятий и терминов чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос. Высказывать оценочные суждения об итогах европейских революций первой половины XIX века. |
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в | 5 | Высказывать суждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах Западной Европы во второй половине XIX в. Сравнивать пути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности этих стран. Составлять характеристики исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материла научно-популярных и справочных изданий). Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине XIX века, выявляя общие тенденции; материал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезиса и др.). Объяснять какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения; какие противоречия привели к гражданской войне в США; почему победу в войне одержали северные штаты. Раскрывать значение понятий и терминов тред-юнионы, рабочее законодательство, юнкерство, автономия, национализм; значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, абсолютизм, реконструкция; монополия, индустриальное общество, империализм, миграция, всеобщее избирательное право, феминизм. |
Экономическое и социальнополитическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в | 3 | Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине XIX века. Характеризовать причины и последствия создания монополий. Объяснять какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения; |
Страны Азии в ХIХ в. | 2 | Раскрывать значение понятий и терминов Танзимат, «открытие» Китая и Японии, реформы Мейдзи, индийский национальный конгресс. Характеризовать внутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии. Проводить сопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии. |
Война за независимость в Латинской Америке | 1 | Раскрывать значение понятий и терминов хунта, герилья, федерация. Характеризовать колониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями. Называть крупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость. Объяснять благодаря чему произошло освобождение народов латинской Америки от колониальной зависимости. |
Народы Африки в Новое время | 1 | Высказывать суждения о последствиях колонизации для африканских обществ. Показывать на карте колониальные владения европейских стран в Африке. Характеризовать цели колониальной политики европейцев и средства, использовавшие для достижения этих целей. |
Развитие культуры в XIX в | 2 | Проводить поиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры XIX в. Характеризовать основные стили и течения в художественной культуре в XIX в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Раскрывать значение понятий и терминов ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры. Называть важнейшие научные открытия и технические достижения XIX в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Высказывать и обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры , творчестве отдельных художников, писателей. |
Международные отношения в XIX в | 2 | Раскрывать значение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира; что изменилось в международных отношениях в XIX в. по сравнению с предшествующим столетием. Объяснять, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в XIX в. |
Новейшая история | 1 | Объяснять значение понятия новейшая история Излагать основания периодизации новейшей истории. |
Мир в 1900—1914 гг | 2 | Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, Латинской Америки в первые десятилетия XX в. Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала XX в. на примерах отдельных стран; задачи и итоги революций в Турции, Иране, Китае, Мексике. Составлять Объяснять причины усиления монополий в начале XX в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах; Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия; в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале XX в. |
История России и история Татарстана и татарского народа | ||
Российская империя в XIX – начале XX вв. | ||
Россия на пути к реформам (1801–1861) | 13+4 | Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитие экономики, положении отдельных слоев населения; используя историческую карту об основных событиях войны 1812 г.; о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в.; используя историческую карту о военных компаниях – войнах с Персией и Турцией, Кавказской войне, Крымской войне, характеризовать ее итоги. Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX; либеральные и консервативные методы императора. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору); сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору). Давать характеристику личности и деятельности Александра I; (составить исторический портрет) Николая I; оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Е.Ф. Канкрина. Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Высказывать и обосновывать Разъяснять причины социальных бунтов и восстаний в крае в указанный период. Показывать Описывать социально-экономическое положение населения края в указанный период и определять проблемы и острые углы. Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в., оценку роли России в европейской политике в указанный период. Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту); основные цели внешней политики России в начале XIX в.; социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами); основные положения теории официальной народности; достижения отечественной культуры первой рассматриваемого периода. Составлять биографическую справку, сообщение о участниках декабристского восстания (по выбору), привлекая научнопопулярную литературу; характеристику защитников Севастополя; описание памятников культуры периода (в том числе в городе, селе), выявляя их художественные особенности и достоинства. Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать свое отношение к ним и оценку их деятельности. Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы; причины участия России в антифранцузской коалиции; значение терминов военные поселения, аракчеевщина; причины изменения внутриполитического курса Александра I; смысл понятий кодификация законов, корпус жандармов; западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов; пути культурного роста и его последствия для края. Сопоставлять взгляды славянофилов и западников на пути развития России, выявлять различия и общие черты. Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении, эссе и т.д. |
Россия в эпоху реформ | 13+4 | Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд; в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880 –е годы. Рассказывать о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию из учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устные сообщения, эссе и др.); используя историческую карту о наиболее значимых военных компаниях; об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники. Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру, и аргументировать суждения о сущности, значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей; деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литературе и свою оценку. Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения; цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу; оценку развитию культуры в крае и его причины, приводить конкретные примеры. Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении, эссе и т.д. Излагать оценки значения народнического движения, высказывать свое к ним отношение. Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870 –х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свое оценку.; примеры участи населения края и общественнополитической борьбе в указанный период. Характеризовать достижения отечественной культуры первой рассматриваемого периода (включая региональный компонент); предпосылки отмены крепостного права; экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты; внутреннюю политику Александра III, основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в.; отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870 –е гг., достижения культуры России в указанный период (использую региональный компонент); место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (возможны экскурсии на местах). Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля культуры данного периода (по выбору). Описывать процесс становления капитализма в крае его влияния на положение местного населения. Разъяснять причины, этапы и особенности начала формирования татарской национальности; |
Кризис империи в начале ХХ века | 10+2 | Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять в чем заключались особенности модернизации в России; в чем заключалась необходимость политических реформ в России в указанный период. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в; воздействие войны на общественную жизнь России (РусскоЯпонской); причины и характер российской революции 1905-1907 гг. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту (Русско-Японская война); об основных событиях революции и ее участниках. Объяснять причины радикализмами общественного движения в России в начале XX в.; значение понятий государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы, отруб, хутор, переселенческая политика. Описывать особенности социально-экономического и политического развития края в начале XX в. Систематизировать материал об основных политических течениях в России начала XX в. характеризовать их определяющие черты; положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края); причины русскояпонской войны (1904-1905), планы сторон; обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России; основные стили и течения российской литературы и искусства начала века, называть выдающихся деятелей культуры и их достижения (используя региональный материал в том числе); Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку. Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию; описание произведений и памятников культуры периода (в том числе в крае, городе), давать оценку их художественных достоинств и т.д. Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Собирать информацию о культурной жизни каря, города в начале века, представить ее в устном изложении. |
Итого | 70 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока (сквозная нумерация) | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
9 А | 9 Б | ||||
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (4 часа) | |||||
1 | Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. | 1 | 1 неделя | 1 неделя | |
2 | Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. | 1 | 1 неделя | 1 неделя | |
3 | Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. | 1 | 2 неделя | 2 неделя | |
4 | Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. | 1 | 2 неделя | 2 неделя | |
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (5 часов) | |||||
5 | Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. | 1 | 3 неделя | 3 неделя | |
6 | Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. | 1 | 3 неделя | 3 неделя | |
7 | Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. | 1 | 4 неделя | 4 неделя | |
8 | Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. | 1 | 4 неделя | 4 неделя | |
9 | Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. | 1 | 5 неделя | 5 неделя | |
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. (3 часа) | |||||
10 | Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. | 1 | 5 неделя | 5 неделя | |
11 | Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. | 1 | 6 неделя | 6 неделя | |
12 | Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. | 1 | 6 неделя | 6 неделя | |
Страны Азии в ХIХ в. (2 часа) | |||||
13 | Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. | 1 | 7 неделя | 7 неделя | |
14 | Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. | 1 | 7 неделя | 7 неделя | |
Война за независимость в Латинской Америке (1 час) | |||||
15 | Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. | 1 | 8 неделя | 8 неделя | |
Народы Африки в Новое время (1 час) | |||||
16 | Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. | 1 | 8 неделя | 8 неделя | |
Развитие культуры в XIX в.(2 часа) | |||||
17 | Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. | 1 | 9 неделя | 9 неделя | |
18 | Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. | 1 | 9 неделя | 9 неделя | |
Международные отношения в XIX в.(2 часа) | |||||
19 | Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. | 1 | 10 неделя | 10 неделя | |
20 | Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени. | 1 | 10 неделя | 10 неделя | |
Новейшая история. (1 час) | |||||
21 | Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. | 1 | 11 неделя | 11 неделя | |
Мир в 1900—1914 гг. (3 часа) | |||||
22 | Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. | 1 | 11 неделя | 11 неделя | |
23 | Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). | 1 | 12 неделя | 12 неделя | |
24 | Итоговая контрольная работа «Страны Европы и Северной Америки в ХIХ в.». | 1 | 12 неделя | 12 неделя | |
История России и история Татарстана и татарского народа (Региональный компонент) (45 часов) | |||||
Российская империя в XIX – начале XX вв. (36 часов) | |||||
Россия на пути к реформам (1801–1861) (13 часов +4 часа региональный компонент) | |||||
25 | Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. | 1 | 13 неделя | 13 неделя | |
26 | Социально – экономическое развитие края в дореформенный период. Население, его национальный состав и социальная структура. Кризисные явления в сельском хозяйстве. Развитие капиталистической мануфактуры. Упадок посессионных и вотчинных мануфактур. Крестьянские промыслы. | 1 | 13 неделя | 13 неделя | |
27 | Торговля и развитие пароходства. Роль Поволжья во всероссийском рынке и роль татарского купечества в развитии со странами Средней Азии. Движение социального протеста («Картофельные бунты», борьба казанских суконщиков). | 1 | 14 неделя | 14 неделя | |
28 | Отечественная война 1812 г. Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса. | 1 | 14 неделя | 14 неделя | |
29 | Участие населения края в Отечественной войне 1812 года Казанский край и декабристское движение. | 1 | 15 неделя | 15 неделя | |
30 | Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. | 1 | 15 неделя | 15 неделя | |
31 | Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. | 1 | 16 неделя | 16 неделя | |
32 | Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. | 1 | 16 неделя | 16 неделя | |
33 | Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства. | 1 | 17 неделя | 17 неделя | |
34 | Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г. | 1 | 17 неделя | 17 неделя | |
35 | Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. | 1 | 18 неделя | 18 неделя | |
36 | Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление. | 1 | 18 неделя | 18 неделя | |
37 | Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры. | 1 | 19 неделя | 19 неделя | |
38 | Культура. Казанский университет и его роль в культурной общественной жизни края. Казанская научная школа. Книгоиздательское дело. Периодическая печать. Литературная жизнь края. Развитие татарской художественной литературы. Искусство. | 1 | 19 неделя | 19 неделя | |
39 | Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля. | 1 | 20 неделя | 20 неделя | |
40 | Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов. | 1 | 20 неделя | 20 неделя | |
41 | Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов. | 1 | 21 неделя | 21 неделя | |
Россия в эпоху реформ (13 часов +4 часа региональный компонент) | |||||
42 | Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос. | 1 | 21 неделя | 21 неделя | |
43 | Казанские реформы 60 – х гг. в губернии. Их особенности и последствия. | 1 | 22 неделя | 22 неделя | |
44 | Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска. | 1 | 22 неделя | 22 неделя | |
45 | Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений. | 1 | 23 неделя | 23 неделя | |
46 | Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории. | 1 | 23 неделя | 23 неделя | |
47 | Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели. | 1 | 24 неделя | 24 неделя | |
48 | Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения. | 1 | 24 неделя | 24 неделя | |
49 | Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Города, транспорт и торговля. | 1 | 25 неделя | 25 неделя | |
50 | Формирование буржуазии и пролетариата. Формирование татарской нации. Просветительское движение. Джадидизм. Национально – религиозная политика царизма. Система Н.Ильминского. Ваисовское движение. Общественные движения в пореформенный период. Студенческие волнения. Народничество. Начало распространение марксизма в Поволжье. | 1 | 25 неделя | 25 неделя | |
51 | Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. | 1 | 26 неделя | 26 неделя | |
52 | Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство. | 1 | 26 неделя | 26 неделя | |
53 | Наука и образование. Система высшего, среднего специального, начального и среднего образования. Формирование новых казанских научных школ. Развитие национальной школы. Новометодные медресе. Книгоиздательство. Периодическая печать. Татарская литература. | 1 | 27 неделя | 27 неделя | |
54 | Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. | 1 | 27 неделя | 27 неделя | |
55 | Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. | 1 | 28 неделя | 28 неделя | |
56 | Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов. | 1 | 28 неделя | 28 неделя | |
57 | Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение. | 1 | 29 неделя | 29 неделя | |
58 | Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП. | 1 | 29 неделя | 29 неделя | |
Кризис империи в начале ХХ века (10 часов + 2 часа региональный компонент) | |||||
59 | На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос. | 1 | 30 неделя | 30 неделя | |
60 | Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры. | 1 | 30 неделя | 30 неделя | |
61 | Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение. | 1 | 31 неделя | 31 неделя | |
62 | Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания». | 1 | 31 неделя | 31 неделя | |
63 | Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г. | 1 | 32 неделя | 32 неделя | |
64 | Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг. Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки. | 1 | 32 неделя | 32 неделя | |
65 | Особенности социально- экономического развития. Население. Промышленность. Транспорт. Торговля. Положение рабочего класса. Сельское хозяйство Усиление расслоения крестьянства. Казанская губерния в годы перкой российской революции. Начало XX века: переломный период в развитии национального самосознания татарского народа. Национально-демократическое движение и его дифференциация. Политические силы в крае. Кризис идеологии татарского либерализма. Национальное движение. Программа партии «Иттифак». Мусульмане в государстве иной Думе. | 1 | 33 неделя | 33 неделя | |
66 | Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе. | 1 | 33 неделя | 33 неделя | |
67 | Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы. | 1 | 34 неделя | 34 неделя | |
68 | Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру. | 1 | 34 неделя | 34 неделя | |
69 | Развитие татарской культуры в начале XX века. Образование. Литература. Книгоиздательское дело и периодическая печать. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Революция 1905-1907 гг. в Среднем Поволжье. Татарское либерально-демократическое движение. Всероссийские мусульманские съезды. Мусульманская фракция в Государственной Думе. Общественно-политические деятели. Влияние первой российской революции на развитие татарской культуры. Татарская периодическая печать. Зарождение татарского профессионального театра. Казанская губерния в 1907-1917 гг. Столыпинская аграрная реформа в крае. Промышленный подъѐм 1910-1913 гг. | 1 | 35 неделя | 35 неделя | |
70 | Итоговая контрольная работа «Россия в XIX – начале XX вв.». | 1 | 35 неделя | 35 неделя |
Лист изменений в тематическом планировании
№ записи | Дата | Изменения, внесенные в КТП | Причина | Согласование с зам. директора по УР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/20/picture-113790-1392925115.jpg)
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/07/picture-159977-1354902763.jpg)
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/22/picture-1153463-1563814313.jpg)
Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе УМК ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/22/picture-1153463-1563814313.jpg)
Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)
Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:УМК &laqu...