Рабочая программа по истории 9 класс
рабочая программа по истории (9 класс)

Галикеев Нияз Наилевич

Рабочая программа по истории 9 класс/ 2019-2020 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_9_kl.docx72.28 КБ

Предварительный просмотр:

Личностные:  

Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).  

Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России).  

Интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.  

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.  

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).  

Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.  

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.  

Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Метапредметные:

Регулятивные:  

ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;  

демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности);  

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей исоставлять алгоритм их выполнения;  

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;  

выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);  

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;  

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);  

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;  

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;  

планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию;  

определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;  

анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;  

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;  

оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;  

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;  

фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Познавательные:

анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата;  

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;  

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;  

преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;  

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;  

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;  

самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;  

вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;  объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;

объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);  

критически оценивать содержание и форму текста;  

формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;  

соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;  

выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;  

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);  

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;  

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;  

резюмировать главную идею текста;  

определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;  

осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные:

определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;  

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);  

критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;  

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;  

договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;  

создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;  

делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его;  

организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);  

устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога;  

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;  

принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;  

использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;  

использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;  

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации.

Предметные:

представление о территории России и еѐ границах, об их изменениях на протяжении XIX в.;

знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций в изучаемый период;

представление о социально-политическом устройстве Российской империи в XIX в.;

умение ориентироваться в особенностях социальных отношений и взаимодействий социальных групп;

 представление о социальной стратификации и еѐ эволюции на протяжении XIX в.;

знание основных течений общественного движения XIX в. (декабристы, западники и славянофилы, либералы и консерваторы, народнические и марксистские организации), их отличительных черт и особенностей;

установление взаимосвязи между общественным движением и политическими событиями (на примере реформ и контрреформ);

определение и использование основных исторических понятий периода;

 установление причинно-следственных связей, объяснение исторических явлений;

установление синхронистических связей истории России и стран Европы, Америки и Азии в XIX в.;

составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

поиск в источниках различного типа и вида (в художественной и научной литературе) информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

анализ информации, содержащейся в исторических источниках XIX в. (законодательные акты, конституционные проекты, документы декабристских обществ, частная переписка, мемуарная литература и др.);

анализ и историческая оценка действий исторических личностей и принимаемых ими решений (императоры Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II; государственные деятели М. М. Сперанский, А. А. Аракчеев, Н. А. и Д. А. Милютины, К. П. Победоносцев и др.; общественные деятели К. С. Аксаков, Н. М. Унковский, Б. Н. Чичерин и др.; представители оппозиционного движения П. И. Пестель, М. П. Буташевич-Петрашевский, А. И. Желябов и др.), а также влияния их деятельности на развитие Российского государства;

сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого и трудным вопросам истории (фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы);

систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление еѐ результатов в различных видах, в том числе с использованием наглядных средств;

приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

представление о культурном пространстве России в XIX в., осознание роли и места культурного наследия России в общемировом культурном наследии.

Содержание учебного предмета

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (4 часа)

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (5 часов)

 Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. (3 часа)

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в ХIХ в. (2 часа)

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке (1 час)

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время (1 час)

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.(2 часа)

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.(2 часа)

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени.

Новейшая история. (1 час)

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Мир в 1900—1914 гг. (3 часа)

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

История России и история Татарстана и татарского народа (Региональный компонент) (45 часов)

Российская империя в XIX – начале XX вв. (36 часов)

Россия на пути к реформам (1801–1861) (13 часов +4 часа региональный компонент)

Александровская эпоха: государственный либерализм

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию. Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Николаевское самодержавие: государственный консерватизм

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании. Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

Крепостнический социум. Деревня и город

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

Культурное пространство империи в первой половине XIX в.

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

Пространство империи: этнокультурный облик страны

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

Региональный компонент

Социально – экономическое развитие края в дореформенный период. Население, его национальный состав и социальная структура. Кризисные явления в сельском хозяйстве. Развитие капиталистической мануфактуры. Упадок посессионных и вотчинных мануфактур. Крестьянские промыслы. Торговля и развитие пароходства. Роль Поволжья во всероссийском рынке и роль татарского купечества в развитии со странами Средней Азии. Движение социального протеста («Картофельные бунты», борьба казанских суконщиков). Участие населения края в Отечественной войне 1812 года Казанский край и декабристское движение. Культура. Казанский университет и его роль в культурной общественной жизни края. Казанская научная школа. Книгоиздательское дело. Периодическая печать. Литературная жизнь края. Развитие татарской художественной литературы. Искусство.

Россия в эпоху реформ (13 часов +4 часа региональный компонент)

Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

«Народное самодержавие» Александра III

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Культурное пространство империи во второй половине XIX в.

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни. Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

Этнокультурный облик империи

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи. Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Региональный компонент.

Казанские реформы 60 – х гг. в губернии. Их особенности и последствия. Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Города, транспорт и торговля. Формирование буржуазии и пролетариата. Формирование татарской нации. Просветительское движение. Джадидизм. Национально – религиозная политика царизма. Система Н.Ильминского. Ваисовское движение. Общественные движения в пореформенный период. Студенческие волнения. Народничество. Начало распространение марксизма в Поволжье. Наука и образование. Система высшего, среднего специального, начального и среднего образования. Формирование новых казанских научных школ. Развитие национальной школы. Новометодные медресе. Книгоиздательство. Периодическая печать. Татарская литература.

Кризис империи в начале ХХ века (10 часов + 2 часа региональный компонент)

На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

Имперский центр и регионы.

Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

Общество и власть после революции

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

«Серебряный век» российской культуры

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

Региональный компонент.

Особенности социально- экономического развития. Население. Промышленность. Транспорт. Торговля. Положение рабочего класса. Сельское хозяйство Усиление расслоения крестьянства. Казанская губерния в годы перкой российской революции. Начало XX века: переломный период в развитии национального самосознания татарского народа. Национальнодемократическое движение и его дифференциация. Политические силы в крае. Кризис идеологии татарского либерализма. Национальное движение. Программа партии «Иттифак». Мусульмане в государстве иной Думе,

Развитие татарской культуры в начале XX века. Образование. Литература. Книгоиздательское дело и периодическая печать. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Революция 1905-1907 гг. в Среднем Поволжье. Татарское либерально-демократическое движение. Всероссийские мусульманские съезды. Мусульманская фракция в Государственной Думе. Общественно-политические деятели.

Влияние первой российской революции на развитие татарской культуры. Татарская периодическая печать. Зарождение татарского профессионального театра.

Казанская губерния в 1907-1917 гг. Столыпинская аграрная реформа в крае. Промышленный подъѐм 1910-1913 гг.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Раздел

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Новая и новейшая история

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

5

Сопоставлять опыт политического развития отдельных стран Европы в первой половине XIX века, выявлять общие черты и особенности.

Представлять обзорную характеристику военных компаний Наполеона Бонапарта (с использованием исторической карты), включая поход его армий в Россию (привлекается материал из курса отечественной истории).

Характеризовать внутреннюю политику императора Наполеона, давать оценку проведенным им преобразованиям; идейные позиции консервативного, либерального, социалистического течений в Европе первой половины XIX в.

Составлять исторический портрет Наполеона Бонапарта (с оценкой его роли в истории Франции и Европы).

Объяснять значение понятий фабричное производство, индустриализация, пролетариат, консерватизм, либерализм, социалисты-утописты, радикализм, профсоюзы; причины распространения социалистических идей, возникновения рабочего движения.

Раскрывать значение понятий и терминов кодекс Наполеона, Наполеоновские войны, Священный союз; сущность, экономические и социальные последствия промышленного переворота; значение понятий и терминов чартизм, избирательное право, конституционная монархия, национальный вопрос. Высказывать оценочные суждения об итогах европейских революций первой половины XIX века.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в

5

Высказывать суждения о том, что способствовало проведению реформ и расширению социального законодательства в странах Западной Европы во второй половине XIX в.

Сравнивать пути создания единых государств в Германии и Италии, выявляя особенности этих стран. Составлять характеристики исторических деятелей европейской истории рассматриваемого периода (привлекая наряду с информацией учебников материла научно-популярных и справочных изданий). Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине XIX века, выявляя общие тенденции; материал об основных событиях и итогах Гражданской войны (1861-1865) (в форме таблицы, тезиса и др.). Объяснять какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения; какие противоречия привели к гражданской войне в США; почему победу в войне одержали северные штаты.

Раскрывать значение понятий и терминов тред-юнионы, рабочее законодательство, юнкерство, автономия, национализм; значение понятий и терминов фермерство, плантационное хозяйство, двухпартийная система, абсолютизм, реконструкция; монополия, индустриальное общество, империализм, миграция, всеобщее избирательное право, феминизм.

Экономическое и социальнополитическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в

3

Систематизировать информацию об экономическом развитии европейских стран во второй половине XIX века.

Характеризовать причины и последствия создания монополий.

Объяснять какую роль в жизни европейского общества играли различные социальные движения;

Страны Азии в ХIХ в.

2

Раскрывать значение понятий и терминов Танзимат, «открытие» Китая и Японии, реформы Мейдзи, индийский национальный конгресс.

Характеризовать внутреннее развитие и внешнюю политику отдельных стран Азии.

Проводить сопоставительное рассмотрение опыта проведения реформ, модернизации в странах Азии.

Война за независимость в Латинской Америке

1

Раскрывать значение понятий и терминов хунта, герилья, федерация.

Характеризовать колониальный режим, установленный в странах Латинской Америки европейскими метрополиями.

Называть крупнейшие события и руководителей борьбы народов Латинской Америки за независимость.

Объяснять благодаря чему произошло освобождение народов латинской Америки от колониальной зависимости.

Народы Африки в Новое время

1

Высказывать суждения о последствиях колонизации для африканских обществ. Показывать на карте колониальные владения европейских стран в Африке. Характеризовать цели колониальной политики европейцев и средства, использовавшие для достижения этих целей.

Развитие культуры в XIX в

2

Проводить поиск информации (в печатных изданиях и Интернете) для сообщений о значительных явлениях и представителях культуры XIX в. Характеризовать основные стили и течения в художественной культуре в XIX в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений.

Раскрывать значение понятий и терминов ампир, романтизм, реализм, импрессионизм, демократизация культуры.

Называть важнейшие научные открытия и технические достижения XIX в., раскрывая их особенности на примерах конкретных произведений. Высказывать и обосновывать оценочные суждения о явлениях культуры , творчестве отдельных художников, писателей.

Международные отношения в XIX в

2

Раскрывать значение понятий и терминов коалиция, Венская система, восточный вопрос, пацифизм, колониальная империя, колониальный раздел мира; что изменилось в международных отношениях в XIX в. по сравнению с предшествующим столетием. Объяснять, в чем заключались интересы великих держав в конфликтах и ключевых событиях международной жизни в XIX в.

Новейшая история

1

Объяснять значение понятия новейшая история Излагать основания периодизации новейшей истории.

Мир в 1900—1914 гг

2

Давать сравнительную характеристику путей модернизации традиционных обществ в странах Азии, Латинской Америки в первые десятилетия XX в. Характеризовать содержание и значение социальных реформ начала XX в. на примерах отдельных стран; задачи и итоги революций в Турции, Иране, Китае, Мексике.

Составлять

Объяснять причины усиления монополий в начале XX в., а также мотивы принятия антимонопольных мер в США и других странах;

Раскрывать значение понятий и терминов урбанизация, социальное законодательство, автономия; в чем заключалась неравномерность темпов развития индустриальных стран в начале XX в.

История России и история Татарстана и татарского народа

Российская империя в XIX – начале XX вв.

Россия на пути к реформам (1801–1861)

13+4

Рассказывать о политическом строе Российской империи, развитие экономики, положении отдельных слоев населения; используя историческую карту об основных событиях войны 1812 г.; о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в.; используя историческую карту о военных компаниях – войнах с Персией и Турцией, Кавказской войне, Крымской войне, характеризовать ее итоги.

Называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX; либеральные и консервативные методы императора. Подготовить сообщение об одном из участников Отечественной войны 1812 г. (по выбору); сообщение о представителе культуры первой половины XIX в., его творчестве (по выбору).

Давать характеристику личности и деятельности Александра I; (составить исторический портрет) Николая I; оценку деятельности М.М. Сперанского, П.Д. Киселева, Е.Ф. Канкрина.

Анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. Высказывать и обосновывать

Разъяснять причины социальных бунтов и восстаний в крае в указанный период.

Показывать         

Описывать социально-экономическое положение населения края в указанный период и определять проблемы и острые углы.

Приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов начала XIX в., оценку роли России в европейской политике в указанный период. Характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту); основные цели внешней политики России в начале XIX в.; социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами); основные положения теории официальной народности; достижения отечественной культуры первой рассматриваемого периода.

Составлять биографическую справку, сообщение о участниках декабристского восстания (по выбору), привлекая научнопопулярную литературу; характеристику защитников Севастополя; описание памятников культуры периода (в том числе в городе, селе), выявляя их художественные особенности и достоинства.

Излагать оценки движения декабристов. Определять и аргументировать свое отношение к ним и оценку их деятельности.

Объяснять значение понятий Негласный комитет, министерство, принцип разделения властей, Государственный совет, либеральные проекты, вольные хлебопашцы; причины участия России в антифранцузской коалиции; значение терминов военные поселения, аракчеевщина; причины изменения внутриполитического курса Александра I; смысл понятий кодификация законов, корпус жандармов; западники, славянофилы, теория официальной народности, утопический социализм. Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов; пути культурного роста и его последствия для края.

Сопоставлять взгляды славянофилов и западников на пути развития России, выявлять различия и общие черты.

Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении, эссе и т.д.

Россия в эпоху реформ

13+4

Называть основные положения Крестьянской реформы, земской, судебной, военной.

Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники, земства, городские управы, мировой суд; в чем заключалась эволюция народнического движения в 1870-1880 –е годы.

Рассказывать о положении основных слоев населения пореформенной России, используя информацию из учебника, документальные и изобразительные материалы по истории края (устные сообщения, эссе и др.); используя историческую карту о наиболее значимых военных компаниях; об условиях жизни населения края (города, села) в конце XIX в., используя материалы краеведческих музеев, сохранившиеся исторические памятники.

Высказывать оценку вклада российской культуры в мировую культуру, и аргументировать суждения о сущности, значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей; деятельности императора Александра III, приводимые в учебной литературе и свою оценку.

Раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения; цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.

Давать характеристику участников народнического движения, используя материалы учебника и дополнительную литературу; оценку развитию культуры в крае и его причины, приводить конкретные примеры.

Проводить поиск информации о культуре края в рассматриваемый период, представлять ее в устном сообщении, эссе и т.д.

Излагать оценки значения народнического движения, высказывать свое к ним отношение.

Показывать на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. Приводить оценки характера и значения реформ 1860-1870 –х гг., излагаемые в учебной литературе, высказывать и обосновывать свое оценку.; примеры участи населения края и общественнополитической борьбе в указанный период.

Характеризовать достижения отечественной культуры первой рассматриваемого периода (включая региональный компонент); предпосылки отмены крепостного права; экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты; внутреннюю политику Александра III, основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в.; отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870 –е гг., достижения культуры России в указанный период (использую региональный компонент); место и роль России в европейской и мировой истории XIX в.

Составлять описание памятников культуры рассматриваемого периода (возможны экскурсии на местах).

Подготовить сообщение о творчестве известного деятеля культуры данного периода (по выбору).

Описывать процесс становления капитализма в крае его влияния на положение местного населения.

Разъяснять причины, этапы и особенности начала формирования татарской национальности;

Кризис империи в начале ХХ века

10+2

Давать характеристику геополитического положения и экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять в чем заключались особенности модернизации в России; в чем заключалась необходимость политических реформ в России в указанный период.

Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в; воздействие войны на общественную жизнь России (РусскоЯпонской); причины и характер российской революции 1905-1907 гг.

Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту (Русско-Японская война); об основных событиях революции и ее участниках.

Объяснять причины радикализмами общественного движения в России в начале XX в.; значение понятий государственная дума, кадеты, октябристы, социал-демократы, отруб, хутор, переселенческая политика. Описывать особенности социально-экономического и политического развития края в начале XX в.

Систематизировать материал об основных политических течениях в России начала XX в.

характеризовать их определяющие черты; положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории края); причины русскояпонской войны (1904-1905), планы сторон; обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России; основные стили и течения российской литературы и искусства начала века, называть выдающихся деятелей культуры и их достижения (используя региональный материал в том числе);

Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов.

Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебной литературе, формулировать и аргументировать свою оценку.

Составлять характеристику (исторический портрет) П.А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию; описание произведений и памятников культуры периода (в том числе в крае, городе), давать оценку их художественных достоинств и т.д.

Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов).

Собирать информацию о культурной жизни каря, города в начале века, представить ее в устном изложении.

Итого

70

Календарно-тематическое планирование

№ урока (сквозная нумерация)

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

9 А

9 Б

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. (4 часа)

1

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

1

1 неделя

1 неделя

2

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих.

1

1 неделя

1 неделя

3

Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции.

1

2 неделя

2 неделя

4

Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

1

2 неделя

2 неделя

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (5 часов)

5

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи.

1

3 неделя

3 неделя

6

Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны.

1

3 неделя

3 неделя

7

Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди.

1

4 неделя

4 неделя

8

Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

1

4 неделя

4 неделя

9

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

1

5 неделя

5 неделя

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. (3 часа)

10

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи.

1

5 неделя

5 неделя

11

Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы.

1

6 неделя

6 неделя

12

Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

1

6 неделя

6 неделя

Страны Азии в ХIХ в. (2 часа)  

13

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания.

1

7 неделя

7 неделя

14

Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

1

7 неделя

7 неделя

Война за независимость в Латинской Америке (1 час)

15

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

1

8 неделя

8 неделя

Народы Африки в Новое время (1 час)

16

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

1

8 неделя

8 неделя

Развитие культуры в XIX в.(2 часа)

17

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей.

1

9 неделя

9 неделя

18

Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

1

9 неделя

9 неделя

Международные отношения в XIX в.(2 часа)

19

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира.

1

10 неделя

10 неделя

20

Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени.

1

10 неделя

10 неделя

Новейшая история. (1 час)

21

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

1

11 неделя

11 неделя

Мир в 1900—1914 гг. (3 часа)

22

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

1

11 неделя

11 неделя

23

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации.

Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).

1

12 неделя

12 неделя

24

Итоговая контрольная работа «Страны Европы и Северной Америки в ХIХ в.».

1

12 неделя

12 неделя

История России и история Татарстана и татарского народа

(Региональный компонент) (45 часов)

Российская империя в XIX – начале XX вв. (36 часов)

Россия на пути к реформам (1801–1861)

(13 часов +4 часа региональный компонент)

25

Проекты либеральных реформ Александра I. Внешние и внутренние факторы. Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский.  

1

13 неделя

13 неделя

26

Социально – экономическое развитие края в дореформенный период. Население, его национальный состав и социальная структура. Кризисные явления в сельском хозяйстве. Развитие капиталистической мануфактуры. Упадок посессионных и вотчинных мануфактур. Крестьянские промыслы.

1

13 неделя

13 неделя

27

Торговля и развитие пароходства. Роль Поволжья во всероссийском рынке и роль татарского купечества в развитии со странами Средней Азии. Движение социального протеста («Картофельные бунты», борьба казанских суконщиков).

1

14 неделя

14 неделя

28

Отечественная война 1812 г.

Эпоха 1812 года. Война России с Францией 1805-1807 гг. Тильзитский мир. Война со Швецией 1809 г. и присоединение Финляндии. Война с Турцией и Бухарестский мир 1812 г. Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Возрастание роли России после победы над Наполеоном и Венского конгресса.

1

14 неделя

14 неделя

29

Участие населения края в Отечественной войне 1812 года Казанский край и декабристское движение.

1

15 неделя

15 неделя

30

Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике. Польская конституция 1815 г. Военные поселения. Дворянская оппозиция самодержавию.

1

15 неделя

15 неделя

31

 Тайные организации: Союз спасения, Союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

1

16 неделя

16 неделя

32

Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая I. Экономическая политика в условиях политической консервации. Государственная регламентация общественной жизни: централизация управления, политическая полиция, кодификация законов, цензура, попечительство об образовании.

1

16 неделя

16 неделя

33

 Крестьянский вопрос. Реформа государственных крестьян П.Д.Киселева 1837-1841 гг. Официальная идеология: «православие, самодержавие, народность». Формирование профессиональной бюрократии. Прогрессивное чиновничество: у истоков либерального реформаторства.

1

17 неделя

17 неделя

34

Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. Россия и Западная Европа: особенности взаимного восприятия. «Священный союз». Россия и революции в Европе. Восточный вопрос. Распад Венской системы в Европе. Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856 г.

1

17 неделя

17 неделя

35

Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Помещик и крестьянин, конфликты и сотрудничество.

1

18 неделя

18 неделя

36

Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Москва и Петербург: спор двух столиц. Города как административные, торговые и промышленные центры. Городское самоуправление.

1

18 неделя

18 неделя

37

Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Основные стили в художественной культуре: романтизм, классицизм, реализм. Ампир как стиль империи. Культ гражданственности. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Открытие Антарктиды. Деятельность Русского географического общества. Школы и университеты. Народная культура. Культура повседневности: обретение комфорта. Жизнь в городе и в усадьбе. Российская культура как часть европейской культуры.

1

19 неделя

19 неделя

38

Культура. Казанский университет и его роль в культурной общественной жизни края. Казанская научная школа. Книгоиздательское дело. Периодическая печать. Литературная жизнь края. Развитие татарской художественной литературы. Искусство.

1

19 неделя

19 неделя

39

Народы России в первой половине XIX в. Многообразие культур и религий Российской империи. Православная церковь и основные конфессии (католичество, протестантство, ислам, иудаизм, буддизм). Взаимодействие народов. Особенности административного управления на окраинах империи. Царство Польское. Польское восстание 1830–1831 гг. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля.

1

20 неделя

20 неделя

40

Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного мировосприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Идея служения как основа дворянской идентичности. Эволюция дворянской оппозиционности. Формирование генерации просвещенных людей: от свободы для немногих к свободе для всех. Появление научных и литературных обществ, тайных политических организаций. Распространение либеральных идей. Декабристы – дворянские революционеры. Культура и этика декабристов.

1

20 неделя

20 неделя

41

Общественная жизнь в 1830 – 1850-е гг. Роль литературы, печати, университетов в формировании независимого общественного мнения. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. Складывание теории русского социализма. А.И.Герцен. Влияние немецкой философии и французского социализма на русскую общественную мысль. Россия и Европа как центральный пункт общественных дебатов.

1

21 неделя

21 неделя

Россия в эпоху реформ (13 часов +4 часа региональный компонент)

42

Реформы 1860-1870-х гг. – движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861 г. и ее последствия. Крестьянская община. Земская и городская реформы. Становление общественного самоуправления. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Конституционный вопрос.

1

21 неделя

21 неделя

43

Казанские реформы 60 – х гг. в губернии. Их особенности и последствия.

1

22 неделя

22 неделя

44

Многовекторность внешней политики империи. Завершение Кавказской войны. Присоединение Средней Азии. Россия и Балканы. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Россия на Дальнем Востоке. Основание Хабаровска.

1

22 неделя

22 неделя

45

Идеология самобытного развития России. Государственный национализм. Реформы и «контрреформы». Политика консервативной стабилизации. Ограничение общественной самодеятельности. Местное самоуправление и самодержавие. Независимость суда и администрация. Права университетов и власть попечителей. Печать и цензура. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Финансовая политика. Консервация аграрных отношений.

1

23 неделя

23 неделя

46

Пространство империи. Основные сферы и направления внешнеполитических интересов. Упрочение статуса великой державы. Освоение государственной территории.

1

23 неделя

23 неделя

47

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Взаимозависимость помещичьего и крестьянского хозяйств. Помещичье «оскудение». Социальные типы крестьян и помещиков. Дворяне-предприниматели.

1

24 неделя

24 неделя

48

Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграции сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

1

24 неделя

24 неделя

49

Развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности. Города, транспорт и торговля.

1

25 неделя

25 неделя

50

Формирование буржуазии и пролетариата. Формирование татарской нации. Просветительское движение. Джадидизм. Национально – религиозная политика царизма. Система Н.Ильминского. Ваисовское движение. Общественные движения в пореформенный период. Студенческие волнения. Народничество. Начало распространение марксизма в Поволжье.

1

25 неделя

25 неделя

51

Культура и быт народов России во второй половине XIX в. Развитие городской культуры. Технический прогресс и перемены в повседневной жизни.

1

26 неделя

26 неделя

52

Развитие транспорта, связи. Рост образования и распространение грамотности. Появление массовой печати. Роль печатного слова в формировании общественного мнения. Народная, элитарная и массовая культура. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры. Становление национальной научной школы и ее вклад в мировое научное знание. Достижения российской науки. Создание Российского исторического общества. Общественная значимость художественной культуры. Литература, живопись, музыка, театр. Архитектура и градостроительство.

1

26 неделя

26 неделя

53

Наука и образование. Система высшего, среднего специального, начального и среднего образования. Формирование новых казанских научных школ. Развитие национальной школы. Новометодные медресе. Книгоиздательство. Периодическая печать. Татарская литература.

1

27 неделя

27 неделя

54

Основные регионы Российской империи и их роль в жизни страны. Поляки. Евреи. Армяне. Татары и другие народы Волго-Уралья. Кавказские народы. Народы Средней Азии. Народы Сибири и Дальнего Востока. Народы Российской империи во второй половине XIX в.

1

27 неделя

27 неделя

55

Правовое положение различных этносов и конфессий. Процессы национального и религиозного возрождения у народов Российской империи.

1

28 неделя

28 неделя

56

Национальная политика самодержавия: между учетом своеобразия и стремлением к унификации. Укрепление автономии Финляндии. Польское восстание 1863 г. Еврейский вопрос. Национальные движения народов России. Взаимодействие национальных культур и народов.

1

28 неделя

28 неделя

57

Общественная жизнь в 1860 – 1890-х гг. Рост общественной самодеятельности. Расширение публичной сферы (общественное самоуправление, печать, образование, суд). Феномен интеллигенции. Общественные организации. Благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение. Женское движение.

1

29 неделя

29 неделя

58

Идейные течения и общественное движение. Влияние позитивизма, дарвинизма, марксизма и других направлений европейской общественной мысли. Консервативная мысль. Национализм. Либерализм и его особенности в России. Русский социализм. Русский анархизм. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Большое общество пропаганды. «Хождение в народ». «Земля и воля» и ее раскол. «Черный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

1

29 неделя

29 неделя

Кризис империи в начале ХХ века (10 часов + 2 часа региональный компонент)

59

На пороге нового века: динамика и противоречия развития Экономический рост. Промышленное развитие. Новая география экономики. Урбанизация и облик городов. Новониколаевск (Новосибирск) – пример нового транспортного и промышленного центра. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Россия – мировой экспортер хлеба. Аграрный вопрос.

1

30 неделя

30 неделя

60

Демография, социальная стратификация. Разложение сословных структур. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права. Средние городские слои. Типы сельского землевладения и хозяйства. Помещики и крестьяне. Положение женщины в обществе. Церковь в условиях кризиса имперской идеологии. Распространение светской этики и культуры.

1

30 неделя

30 неделя

61

Национальная политика, этнические элиты и национально-культурные движения. Россия в системе международных отношений. Политика на Дальнем Востоке. Русско-японская война 1904-1905 гг. Оборона Порт-Артура. Цусимское сражение.

1

31 неделя

31 неделя

62

Николай II и его окружение. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». «Банкетная кампания».

1

31 неделя

31 неделя

63

Предпосылки Первой российской революции. Формы социальных протестов. Борьба профессиональных революционеров с государством. Политический терроризм.

«Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоев, солдат и матросов. «Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

1

32 неделя

32 неделя

64

Формирование многопартийной системы. Политические партии, массовые движения и их лидеры. Неонароднические партии и организации (социалисты-революционеры). Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы). Национальные партии. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Советы и профсоюзы. Декабрьское 1905 г. вооруженное восстание в Москве. Особенности революционных выступлений в 1906-1907 гг.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Избирательная кампания в I Государственную думу. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Деятельность I и II Государственной думы: итоги и уроки.

1

32 неделя

32 неделя

65

Особенности социально- экономического развития. Население. Промышленность. Транспорт. Торговля. Положение рабочего класса. Сельское хозяйство Усиление расслоения крестьянства. Казанская губерния в годы перкой российской революции. Начало XX века: переломный период в развитии национального самосознания татарского народа. Национально-демократическое движение и его дифференциация. Политические силы в крае. Кризис идеологии татарского либерализма. Национальное движение. Программа партии «Иттифак». Мусульмане в государстве иной Думе.

1

33 неделя

33 неделя

66

Уроки революции: политическая стабилизация и социальные преобразования. П.А.Столыпин: программа системных реформ, масштаб и результаты. Незавершенность преобразований и нарастание социальных противоречий. III и IV Государственная дума. Идейно-политический спектр. Общественный и социальный подъем. Национальные партии и фракции в Государственной Думе.

1

33 неделя

33 неделя

67

Обострение международной обстановки. Блоковая система и участие в ней России. Россия в преддверии мировой катастрофы.

1

34 неделя

34 неделя

68

Новые явления в художественной литературе и искусстве. Мировоззренческие ценности и стиль жизни. Литература начала XX века. Живопись. «Мир искусства». Архитектура. Скульптура. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа. Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом и народом.

Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. Вклад России начала XX в. в мировую культуру.

1

34 неделя

34 неделя

69

Развитие татарской культуры в начале XX века. Образование. Литература. Книгоиздательское дело и периодическая печать. Театр. Музыка. Изобразительное искусство. Революция 1905-1907 гг. в Среднем Поволжье. Татарское либерально-демократическое движение. Всероссийские мусульманские съезды. Мусульманская фракция в Государственной Думе. Общественно-политические деятели.

Влияние первой российской революции на развитие татарской культуры. Татарская периодическая печать. Зарождение татарского профессионального театра.

Казанская губерния в 1907-1917 гг. Столыпинская аграрная реформа в крае. Промышленный подъѐм 1910-1913 гг.

1

35 неделя

35 неделя

70

Итоговая контрольная работа «Россия в XIX – начале XX вв.».

1

35 неделя

35 неделя

Лист изменений в тематическом планировании

записи

Дата

Изменения,

внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам.

директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...