Методическая разработка урока с применением ИКТ "На пути к знаниям"
методическая разработка по истории (6 класс)

Копылова Ольга Аркадьевна

Данная разработка предназначена для организации учебного процесса по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту  В. А. Ведюшкина.
Объем и сложность усвоения материала - §22 учебного пособия В. А. Ведюшкина «История средних веков. 6класс» ставят перед учителем задачу переложения содержания теоретического материала в доступной для понимания учащихся форме и изучение с опорой на зрительные образы. Такую возможность предоставляет проведение урока с использованием ИКТ. Материал разработки иллюстрирован фотографиями, картинками, таблицей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poiskah_znaniy.docx33.32 КБ
Office presentation icon v_poiskah_znaniay.ppt2.83 МБ

Предварительный просмотр:

«НА ПУТИ К ЗНАНИЯМ»


Методическая разработка урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Аннотация.

Данная разработка предназначена для организации учебного процесса по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту  В. А. Ведюшкина. Объем и сложность усвоения материала - §22 учебного пособия В. А. Ведюшкина «История средних веков. 6класс» ставят перед учителем задачу переложения содержания теоретического материала в доступной для понимания учащихся форме и изучение с опорой на зрительные образы. Такую возможность предоставляет проведение урока с использованием ИКТ. Материал разработки иллюстрирован фотографиями, картинками, таблицей.

Формируемые умения: публичное выступление;  извлечение необходимой информации из сообщений одноклассников, планирование учебной деятельности; конструирование исторических образов; анализ исторических источников; оценка отдельных явлений культуры и их сравнительная характеристика; доказательство своей точки зрения.

 Формы организации работы детей: картинное описание; изложение дополнительной информации и ее анализ; решение проблемного задания; работа с исторической картой, анализ текста.

Формы организации работы учителя: беседа; объяснение материала;  обобщение сообщений учащихся; координация работы в группах; руководство решением проблемных и познавательных заданий, составлением сравнительных характеристик.

Цели использования ИКТ: формирование образного представления и понятия об историческом прошлом с помощью наглядности; развитие умения анализировать через выделение  смысловых единиц в тексте.

Этапы урока, на котором использовались ИКТ: этап мотивации и целеполагания, изучения нового материала, закрепления

Практическое использование разработки для проведения урока истории дает  положительные результаты: значительно повышается интерес учащихся к изучаемому материалу и степень его усвоения; оказывается положительное воздействие на формирование умений и навыков изучения фактического и теоретического материала; учитель получает возможность рационально использовать время на уроке, более продуктивно организовывать учебную деятельность. Применение ИКТ является эффективным средством решения задач образовательного процесса. 

         При написании работы были использованы следующие материалы: 

  • Ведюшкин В. А. «История средних веков. 6 класс»;
  • Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс». Учебно-методическое пособие.- М: ВАКО, 2007;
  • Учебное электронное издание «Всеобщая история»;
  • Энциклопедия для детей: том I (Всемирная история).- М: «Аванта+»,1995.  

Конспект урока «В поисках знаний»

Методическая разработка к уроку по истории средних веков  составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы  основного общего образования по истории, разработанной МО РФ и учебной программы по истории для 6 класса, допущенной МО РФ  в 2003 г.  (автор В. А. Ведюшкин).

Данная разработка предназначена для организации учебного процесса на уроке истории в 6 классе «В поисках знания» по теме «Культура Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту  В.А. Ведюшкина.

   

Цели урока:

  • ознакомление учащихся с процессом развитием образования, науки и философии в XI-XIII веках, сопровождающимся преодолением трудностей и борьбой в поисках знаний;
  • создание представления о  научно-образовательном наследии эпохи расцвета Средневековья.

                 В соответствии с целями урока ставятся следующие задачи:

  • показать изменение уровня образования населения в связи с появлением средневековых университетов;
  • охарактеризовать особенности средневековой философии и науки;
  • подвести учащихся к пониманию актуальности  достижений средневекового образования, науки и философии.

Подготовка урока:

  • составление Презентации Power Point;
  • индивидуальные задания учащимся: подготовить сообщения о средневековом университете, используя дополнительную литературу и слайды № 3;        древнейших университетах Европы в форме заочного путешествия, используя дополнительную литературу и слайд № 4;
  • познавательное домашнее задание к уроку: написать рассказ «Что я знаю об обучении в современных ВУЗах России».

План урока:

  1. Возникновение средневековых университетов
  2. Мыслители Средневековья
  3. Средневековая наука.

Ход урока

Iэтап урока. Целеполагание и мотивация.

Вводная беседа.

В период расцвета средневековья в Европе наблюдается постепенный подъем уровня развития культуры. На первом уроке по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках» нам предстоит выяснить, какие изменения произошли в образовании и науке.

- Представления человека об окружающем мире значительно изменились за период Средневековья: от плоской поверхности, держащейся на китах до вращающегося шара вокруг солнца; от слепой веры в Святое писание до поиска научной истины. Как можно определить состояние образовательной культуры  периода Расцвета Средневековья?  (Путь к знаниям). Учитель объявляет тему урока «В поисках знаний».  Слайд № 1. Путь к знаниям бесконечен. Но даже спустя столетия на дороге познания окружающего мира  можно увидеть след, оставленный Средневековьем.  Определите цель урока (узнать, как развивалось образование и наука; какие достижениями  Средневековья имеют значение для современности.)  Задание на  урок: определите наследие эпохи расцвета Средневековья в области образования и науки. Слайд № 2 

Попытаемся определить задачи урока и сформулировать их в виде плана урока. Слайд №3 

- Известно ли нам, какие знания были востребованы в Средневековье? (Сельские жители ограничивались, в основном, знаниями предыдущих поколений, традициями и обычаями. Городская жизнь имела свои особенности.  Основные занятия (ремесло и торговля) требовали много знаний; заключение торговых сделок широко востребовало профессию юристов; люди больше болели - возрастала потребность в медицинских услугах).

- Где и чему обучались в период раннего Средневековья в Европе.  Достаточно ли было полученных знаний, чтобы стать юристом, врачом? (В монастырских и соборных школах изучали прежде всего «семь свободных искуcств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Этих знаний было не достаточно для работы юристом или врачом ).

- Где получают образование современные специалисты? (В институтах, академиях, университетах). Учитель сообщает, что первые университеты возникли в Средневековье и подводит учащихся к задаче, узнать как обучались в средневековых университетах, сравнить систему обучения в Средневековье и в настоящее время, а также узнать, какие средневековые университеты существую в современной Европе.

- Поиск знаний способствовал развитию средневековой мысли. Что бы вы хотели узнать о средневековых мыслителях? ( О чем они размышляли  и  определить, кто был прав).

-  Поиск  знаний ведет наука. А существовали науки в то далекое время? Какие науки процветали в Средневековье, какие открытия были сделаны мы узнаем в ходе изучения третьего пункта плана урока.

 

IIэтап урока. Изложение нового материала.

1.Возникновение средневековых университетов.

Рассказ учащегося о средневековом университете. Слайд № 4   

Задание классу:

-Слушая рассказ, сравните учебу в средневековом университете с процессом обучения в современных ВУЗах.

В ходе беседы составляется устная сравнительная характеристика ( Общее: декан, факультеты, бакалавр и магистратура в ряде современных ВУЗов, форма проведения занятий. Отличие: количество факультетов, язык преподавания, формы получения высшего образования).

В ходе беседы учитель осуществляет проверку выполнения домашнего задания.

Сообщение ученика о древнейших университетах Европы в форме  заочного путешествия. Слайд № 5

Учащиеся определяют на исторической карте географическое расположение университетов в средневековой Европе и государство, на территории  которого находился университет.

Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос

- Почему в любом университете могли обучаться студенты из разных стран (обучение осуществлялось на латинском языке).

  1. Мыслители Средневековья.

Слайд № 6 - заголовок «Средневековая мысль».

Рассказ учителя.

Взгляд средневекового человека основывался на традициях и авторитете. Высшим авторитетом являлось Святое  Писание и труды Отцов церкви. Мыслители Средневековья по-разному объясняли смысл церковного учения и постижения истины. На уроке мы познакомимся с точками зрения по данному вопросу средневековых мыслителей: Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского, Роджера Бекона. Мы узнаем, какой след в истории философской мысли они оставили. Определите форму выполнения предстоящего задания. (Сравнительная таблица). Назовите критерии сравнения (Пути постижения истины, достижения философской мысли Средневековья).

На слайде №6 по щелчку появляется таблица. Учащиеся оформляют таблицу в тетради.

Признаки сравнения

Пьер                 Абеляр

Бернар                         Клервоский

Фома Аквинский

Роджер

Бекон

Как постигается истина

Достижения философов

- идеи

- научные труды

     

Работа в группах по учебному материалу §22 (5 минут): учащиеся определяют основополагающие взгляды и достижения философской мысли средневековых ученых.

Публичное выступление сопровождается демонстрацией слайдов №7,8,9,10. Выступающие дают краткую библиографическую справку, выделяют  ключевые слова в тексте слайдов, определяют способ постижения истины, комментируют его, называют главные достижения данного средневекового философа.

Учащиеся поэтапно  заполняют  таблицу.

Проблемное задание.

- Процесс развития образования, науки и философии в XI-XIII веках сопровождался преодолением трудностей и борьбой в поисках знаний. Какие трудности на пути к знаниям возникали в Средневековье? (Традиционное религиозное мировоззрение, сопротивление церкви.)

- Чьи взгляды возобладали в средние века, а чьи в современном мире?

3. Средневековая наука.

Сообщение ученика. Слайд № 11. Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос.

- В средние века появились такие науки как астрология и алхимия. Сторонники первой науки верили в то, что по звездам можно предсказать будущее. Они наблюдали за движением планет, расположением звезд. Представители второй – пытались найти камень, с помощью которого можно было бы металл сделать золотом. Производя различные опыты, алхимики совершили множество открытий. Придумали новые приборы для опытов.

Выполнение проблемного задания.

- Возникновению каких наук способствовала средневековая алхимия и астрология. (Началось изучение звезд, проводились химические опыты. Положено начало появлению химии и астрономии).

.

IIIэтап. Закрепление изученного материала и подведение итогов урока.

Самоконтроль – выполнение заданий по карточке.

Беседа с учащимися. Слайд №12.

-Определите наследие эпохи расцвета Средневековья в области образования и науки (университеты и система обучения в них; методы познания: наблюдение, опыт; науки: химия, астрономия; постижения истины через разум и логические рассуждения.)

- Что вас больше заинтересовало на уроке? (средневековые университеты, лженауки и т.д.)

- О чем бы вы хотели узнать более подробно? ( Заинтересованным ученикам можно предложить изучить дополнительную литературу и подготовить сообщения к следующему уроку)

Подведение итогов урока. Слайд № 13.

Домашнее задание: прочитать §22, выполнить задания № 3-5  в Рабочей тетради.

Анализ использования ИКТ на занятии.

Эле

мент ИКТ

(№ слай

да)

Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке

Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке

Каким образом этот элемент

Усиливает эффективность

Достижения названных целей,

могли ли они быть достигнуты без его применения

Iэтап урока. Целеполагание и мотивация.

1-3

Беседа.

Ознакомление с темой, определение места  данного урока в ней; постановка проблемы урока; формирование навыка планирования учебной деятельности.

Зрительный образ помогает

учащимся запомнить тему изучаемого материала, главный вопрос. План урока и ссылки к нему в ходе урока структурируют изучение материала, придают занятию логичность и последовательность.

II этап урока. Изложение нового материала.

4

- Рассказ учащегося о средневековом университете (см. Приложение 1). 

- Учащиеся дают сравнительную характеристику процесса обучения в средневековых университетах  и современных ВУЗах.

1.Формирование образного представления о средневековом университете.

2.Развитие навыков мыслительной деятельности, сравнительного анализа, описания картины, монологической речи, публичного выступления.

3.Способствовать формированию  любознательности и целеустремленности.

При использовании ИКТ в процесс запоминания включается зрительная память, создается зрительный образ изучаемого; внимание концентрируется на просмотре слайда, усиливается интерес, воображение и восприятие.

Формирование образного представления на данном этапе урока в значительной степени обеспечивается показом слайда. Применение наглядности также помогает учащимся составить  сравнительную характеристику современного и средневекового высшего образования.  

5

- Сообщение ученика о древнейших университетах Европы в форме заочного путешествия (см. Приложение 1).

- Учащиеся выполняют работу в контурной карте на стр.4, отмечая расположение университетов в средневековой Европе

  • 1.Создание представления об образовательном наследии эпохи расцвета Средневековья.
  • 2.Воспитание бережного отношения к памятникам истории.

  • У учащихся создается более глубокое представление об исторических корнях высшего образования  и  формируется понимание необходимости беречь культурное наследие.  Этому способствует включение зрительной памяти и создание на основе нее конкретных зрительных образов средневековых университетов как «храмов науки», помимо того процессу восприятия и осмысления способствует вполне закономерный эмоциональный настрой от «заочного путешествия».

Применение ИКТ значительно усиливает познавательную и воспитательную роль данного этапа урока и придает ему культорологическую направленность

.

6

- Рассказ учителя. - Организация формы работы по теме «Средневековая мысль».

 - Оформление таблицы в тетради.

Формирование навыка составления сравнительной характеристики и оформления сравнительной таблицы.

Использование слайда  дает возможность учителю уделить большее внимание организации учебной деятельности учащихся, в данном случае, оформлению таблицы. Учитель оценивает способность учеников быстро переключаться на новый вид деятельности. Усиленный контроль со стороны учителя способствует улучшению работоспособности учеников на уроке, работоспособности учащихся

7- 10

- Работа в группах.

- Публичные выступления.

- Поэтапное заполнение  таблицы в тетради.

1. Ознакомление с основными философскими идеями Средневековья, понимания значения поиска истины для развития научных знаний и формирования научного мировоззрения,  осознание сложности процесса познания.

2.Развитие  умения анализировать  и выделять главное. высказывать собственную точку зрения.

3. Способствовать развитию коммуникабельности, толерантности.

На слайдах представлены позиции философов в доступной для понимания учащимся лаконичной форме. Такой способ изучения упрощает процесс осмысления философских взглядов.

Опираясь на текст слайдов ученики достаточно быстро и правильно выделяют главное. Зрительные образы персонифицируют

философские взгляды и учащиеся лучше запоминают их смысл.

11

- Рассказ ученика.

- Выполнение проблемного задания.

1.Формирование образного представления о средневековой науке.

2.Развитие навыков критического мышления, описания картины.

3.Развитие любознательности.

У учащихся создается более глубокое представление о средневековой науке.

  • Формируется интерес к процессу научных открытий.
  •  Усиливается эмоциональный фон урока, тем самым решается важная задача на завершающем этапе работы – преодоление утомляемости и сохранение высокой работоспособности учащихся.

Применение ИКТ усиливает познавательную и развивающую  роль данного этапа урока.

III этап. Закрепление изученного материала и подведение итогов урока.

12,13

- Рефлексия.

- Подведение итогов урока.

Формирование навыков анализа выполненной работы, подведения итогов.

Использование презентации придает более организованный характер последнему этапу работы на уроке; учащимся легче осуществить анализ собственной деятельности, опираясь на тему  и план урока.

При реализации целей и задач урока необходимо учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, в силу которых учебная деятельность на уроке должна быть направлена на формирование образного представления и понятия об историческом прошлом. Недостаток иллюстративного материала в учебном пособии возможно успешно восполнить путем  использования ИКТ.  Ее применение оказывает положительное воздействие на формирование умений и навыков изучения фактического и теоретического материала, а именно: анализировать через выделение  смысловых единиц в тексте путем, конструировать исторические образы, давать сравнительную  характеристику фактов и явлений. Демонстрация Презентации дает учителю возможность рационально использовать время на уроке, более продуктивно организовывать собственную деятельность.

В результате практического использования представленной разработки для проведения урока истории  в 6 классе  «В поисках знаний» значительно повышается интерес учащихся к изучаемому материалу и степень его усвоения.

Задания для самоконтроля.

1.Впишите имена исторических персонажей.

1)Большую роль в развитии средневековой философии сыграл магистр Парижской школы. Вольнодумство навлекло на него гонения со стороны католической церкви. Главным источником понимания он считал окружающий нас мир: «Я понимаю для того, чтобы верить». Церковь признала его учение еретическим.                                                                                           

2) Известный философ средних веков. Он создал как бы энциклопедию католического богословия. В этом произведении в религиозном духе освещались все вопросы познания природы и общества. Церковь приняла его учение и  причислила к лику святых        

3) Английский ученый монах один из первых настаивал на необходимости опытного изучения природы. В своих сочинениях он выдвинул ряд замечательных догадок. Мечтал создании летательных о аппаратов, подъемных кранов. Он установил способы получения многих химических веществ, составил рецепт пороха. За свое вольнодумство поплатился, проведя значительную часть жизни в тюрьме.

2. Впишите необходимые сведения.

  1. Во главе университета стоял ---------
  2. Университет делился на -------------
  3. Студент становился сначала ------------
  4. Затем он получал звание --------
  5. Обучение в университетах проходило  в форме --------
  6. Обучение в средневековых университетах велось на -------- языке.

3. Составьте схемы «Средневековые науки», используя слова: звезды, вещества, планеты, опыт, наблюдение, химия, астрономия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В поисках знаний История средних веков. 6 класс.

Слайд 2

Задание на урок Определите наследие эпохи расцвета Средневековья в области образования и науки.

Слайд 3

План урока 1.Возникновение средневековых университетов 2.Мыслители Средневековья 3.Средневековая наука

Слайд 4

Обучение в университете лекция диспут

Слайд 5

Древнейшие университеты Здание первого европейского университета в г.Болонье Парижский университет Оксфордский университет

Слайд 6

Средневековая мысль Признаки сравнения Пьер Абеляр Бернар Клервоский Фома Аквинский Роджер Бекон Как постигается истина Достижения философов - идеи труды

Слайд 7

Пьер Абеляр Человек должен понять то, во что верит. «Вера , не просветленная разумом , недостойна человека.»

Слайд 8

Бернар Клервоский Скромные возможности человека не позволяют ему познать мир. Человеку остается лишь рассчитывать на веру и молитву.

Слайд 9

Фома Аквинский Гармоничное сочетание веры и знаний на основе логических рассуждений – смысл философского направления схоластики .

Слайд 10

Роджер Бекон «Разум – вот вождь правильной воли».

Слайд 11

Астрология Миниатюра из средневековой книги Алхимия Лист из средневекового трактата.

Слайд 12

В поисках знаний История средних веков. 6 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"

Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....

Методическая разработка урока с применением лексической сказки. 1-2 класс. Учим счет.

Лексическая сказка. Помогает ребятам 5-7 лет быстро выучить счет от 1 до 10. Имеется ссылка на видео, которое можно использовать в образователном процессе....

методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”

методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....

Методическая разработка урока с применением интерактивных технологий: "Световые и звуковые волны"

Данный урок может быть завершающим при изучении темы "Колебания и волны"...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"

Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...