Методическая разработка урока с применением ИКТ "На пути к знаниям"
методическая разработка по истории (6 класс)
Данная разработка предназначена для организации учебного процесса по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту В. А. Ведюшкина.
Объем и сложность усвоения материала - §22 учебного пособия В. А. Ведюшкина «История средних веков. 6класс» ставят перед учителем задачу переложения содержания теоретического материала в доступной для понимания учащихся форме и изучение с опорой на зрительные образы. Такую возможность предоставляет проведение урока с использованием ИКТ. Материал разработки иллюстрирован фотографиями, картинками, таблицей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_poiskah_znaniy.docx | 33.32 КБ |
v_poiskah_znaniay.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
«НА ПУТИ К ЗНАНИЯМ»
Методическая разработка урока с использованием
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Аннотация.
Данная разработка предназначена для организации учебного процесса по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту В. А. Ведюшкина. Объем и сложность усвоения материала - §22 учебного пособия В. А. Ведюшкина «История средних веков. 6класс» ставят перед учителем задачу переложения содержания теоретического материала в доступной для понимания учащихся форме и изучение с опорой на зрительные образы. Такую возможность предоставляет проведение урока с использованием ИКТ. Материал разработки иллюстрирован фотографиями, картинками, таблицей.
Формируемые умения: публичное выступление; извлечение необходимой информации из сообщений одноклассников, планирование учебной деятельности; конструирование исторических образов; анализ исторических источников; оценка отдельных явлений культуры и их сравнительная характеристика; доказательство своей точки зрения.
Формы организации работы детей: картинное описание; изложение дополнительной информации и ее анализ; решение проблемного задания; работа с исторической картой, анализ текста.
Формы организации работы учителя: беседа; объяснение материала; обобщение сообщений учащихся; координация работы в группах; руководство решением проблемных и познавательных заданий, составлением сравнительных характеристик.
Цели использования ИКТ: формирование образного представления и понятия об историческом прошлом с помощью наглядности; развитие умения анализировать через выделение смысловых единиц в тексте.
Этапы урока, на котором использовались ИКТ: этап мотивации и целеполагания, изучения нового материала, закрепления
Практическое использование разработки для проведения урока истории дает положительные результаты: значительно повышается интерес учащихся к изучаемому материалу и степень его усвоения; оказывается положительное воздействие на формирование умений и навыков изучения фактического и теоретического материала; учитель получает возможность рационально использовать время на уроке, более продуктивно организовывать учебную деятельность. Применение ИКТ является эффективным средством решения задач образовательного процесса.
При написании работы были использованы следующие материалы:
- Ведюшкин В. А. «История средних веков. 6 класс»;
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. «Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков. 6 класс». Учебно-методическое пособие.- М: ВАКО, 2007;
- Учебное электронное издание «Всеобщая история»;
- Энциклопедия для детей: том I (Всемирная история).- М: «Аванта+»,1995.
Конспект урока «В поисках знаний»
Методическая разработка к уроку по истории средних веков составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта образования, Примерной программы основного общего образования по истории, разработанной МО РФ и учебной программы по истории для 6 класса, допущенной МО РФ в 2003 г. (автор В. А. Ведюшкин).
Данная разработка предназначена для организации учебного процесса на уроке истории в 6 классе «В поисках знания» по теме «Культура Европы в XI-XIII веках». Материал разработки используется при работе по учебному комплекту В.А. Ведюшкина.
Цели урока:
- ознакомление учащихся с процессом развитием образования, науки и философии в XI-XIII веках, сопровождающимся преодолением трудностей и борьбой в поисках знаний;
- создание представления о научно-образовательном наследии эпохи расцвета Средневековья.
В соответствии с целями урока ставятся следующие задачи:
- показать изменение уровня образования населения в связи с появлением средневековых университетов;
- охарактеризовать особенности средневековой философии и науки;
- подвести учащихся к пониманию актуальности достижений средневекового образования, науки и философии.
Подготовка урока:
- составление Презентации Power Point;
- индивидуальные задания учащимся: подготовить сообщения о средневековом университете, используя дополнительную литературу и слайды № 3; древнейших университетах Европы в форме заочного путешествия, используя дополнительную литературу и слайд № 4;
- познавательное домашнее задание к уроку: написать рассказ «Что я знаю об обучении в современных ВУЗах России».
План урока:
- Возникновение средневековых университетов
- Мыслители Средневековья
- Средневековая наука.
Ход урока
Iэтап урока. Целеполагание и мотивация.
Вводная беседа.
В период расцвета средневековья в Европе наблюдается постепенный подъем уровня развития культуры. На первом уроке по теме «Культура Западной Европы в XI-XIII веках» нам предстоит выяснить, какие изменения произошли в образовании и науке.
- Представления человека об окружающем мире значительно изменились за период Средневековья: от плоской поверхности, держащейся на китах до вращающегося шара вокруг солнца; от слепой веры в Святое писание до поиска научной истины. Как можно определить состояние образовательной культуры периода Расцвета Средневековья? (Путь к знаниям). Учитель объявляет тему урока «В поисках знаний». Слайд № 1. Путь к знаниям бесконечен. Но даже спустя столетия на дороге познания окружающего мира можно увидеть след, оставленный Средневековьем. Определите цель урока (узнать, как развивалось образование и наука; какие достижениями Средневековья имеют значение для современности.) Задание на урок: определите наследие эпохи расцвета Средневековья в области образования и науки. Слайд № 2
Попытаемся определить задачи урока и сформулировать их в виде плана урока. Слайд №3
- Известно ли нам, какие знания были востребованы в Средневековье? (Сельские жители ограничивались, в основном, знаниями предыдущих поколений, традициями и обычаями. Городская жизнь имела свои особенности. Основные занятия (ремесло и торговля) требовали много знаний; заключение торговых сделок широко востребовало профессию юристов; люди больше болели - возрастала потребность в медицинских услугах).
- Где и чему обучались в период раннего Средневековья в Европе. Достаточно ли было полученных знаний, чтобы стать юристом, врачом? (В монастырских и соборных школах изучали прежде всего «семь свободных искуcств»: грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию. Этих знаний было не достаточно для работы юристом или врачом ).
- Где получают образование современные специалисты? (В институтах, академиях, университетах). Учитель сообщает, что первые университеты возникли в Средневековье и подводит учащихся к задаче, узнать как обучались в средневековых университетах, сравнить систему обучения в Средневековье и в настоящее время, а также узнать, какие средневековые университеты существую в современной Европе.
- Поиск знаний способствовал развитию средневековой мысли. Что бы вы хотели узнать о средневековых мыслителях? ( О чем они размышляли и определить, кто был прав).
- Поиск знаний ведет наука. А существовали науки в то далекое время? Какие науки процветали в Средневековье, какие открытия были сделаны мы узнаем в ходе изучения третьего пункта плана урока.
IIэтап урока. Изложение нового материала.
1.Возникновение средневековых университетов.
Рассказ учащегося о средневековом университете. Слайд № 4
Задание классу:
-Слушая рассказ, сравните учебу в средневековом университете с процессом обучения в современных ВУЗах.
В ходе беседы составляется устная сравнительная характеристика ( Общее: декан, факультеты, бакалавр и магистратура в ряде современных ВУЗов, форма проведения занятий. Отличие: количество факультетов, язык преподавания, формы получения высшего образования).
В ходе беседы учитель осуществляет проверку выполнения домашнего задания.
Сообщение ученика о древнейших университетах Европы в форме заочного путешествия. Слайд № 5
Учащиеся определяют на исторической карте географическое расположение университетов в средневековой Европе и государство, на территории которого находился университет.
Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос
- Почему в любом университете могли обучаться студенты из разных стран (обучение осуществлялось на латинском языке).
- Мыслители Средневековья.
Слайд № 6 - заголовок «Средневековая мысль».
Рассказ учителя.
Взгляд средневекового человека основывался на традициях и авторитете. Высшим авторитетом являлось Святое Писание и труды Отцов церкви. Мыслители Средневековья по-разному объясняли смысл церковного учения и постижения истины. На уроке мы познакомимся с точками зрения по данному вопросу средневековых мыслителей: Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Фомы Аквинского, Роджера Бекона. Мы узнаем, какой след в истории философской мысли они оставили. Определите форму выполнения предстоящего задания. (Сравнительная таблица). Назовите критерии сравнения (Пути постижения истины, достижения философской мысли Средневековья).
На слайде №6 по щелчку появляется таблица. Учащиеся оформляют таблицу в тетради.
Признаки сравнения | Пьер Абеляр | Бернар Клервоский | Фома Аквинский | Роджер Бекон |
Как постигается истина | ||||
Достижения философов - идеи - научные труды |
Работа в группах по учебному материалу §22 (5 минут): учащиеся определяют основополагающие взгляды и достижения философской мысли средневековых ученых.
Публичное выступление сопровождается демонстрацией слайдов №7,8,9,10. Выступающие дают краткую библиографическую справку, выделяют ключевые слова в тексте слайдов, определяют способ постижения истины, комментируют его, называют главные достижения данного средневекового философа.
Учащиеся поэтапно заполняют таблицу.
Проблемное задание.
- Процесс развития образования, науки и философии в XI-XIII веках сопровождался преодолением трудностей и борьбой в поисках знаний. Какие трудности на пути к знаниям возникали в Средневековье? (Традиционное религиозное мировоззрение, сопротивление церкви.)
- Чьи взгляды возобладали в средние века, а чьи в современном мире?
3. Средневековая наука.
Сообщение ученика. Слайд № 11. Учащимся предлагается ответить на проблемный вопрос.
- В средние века появились такие науки как астрология и алхимия. Сторонники первой науки верили в то, что по звездам можно предсказать будущее. Они наблюдали за движением планет, расположением звезд. Представители второй – пытались найти камень, с помощью которого можно было бы металл сделать золотом. Производя различные опыты, алхимики совершили множество открытий. Придумали новые приборы для опытов.
Выполнение проблемного задания.
- Возникновению каких наук способствовала средневековая алхимия и астрология. (Началось изучение звезд, проводились химические опыты. Положено начало появлению химии и астрономии).
.
IIIэтап. Закрепление изученного материала и подведение итогов урока.
Самоконтроль – выполнение заданий по карточке.
Беседа с учащимися. Слайд №12.
-Определите наследие эпохи расцвета Средневековья в области образования и науки (университеты и система обучения в них; методы познания: наблюдение, опыт; науки: химия, астрономия; постижения истины через разум и логические рассуждения.)
- Что вас больше заинтересовало на уроке? (средневековые университеты, лженауки и т.д.)
- О чем бы вы хотели узнать более подробно? ( Заинтересованным ученикам можно предложить изучить дополнительную литературу и подготовить сообщения к следующему уроку)
Подведение итогов урока. Слайд № 13.
Домашнее задание: прочитать §22, выполнить задания № 3-5 в Рабочей тетради.
Анализ использования ИКТ на занятии.
Эле мент ИКТ (№ слай да) | Как (приемы и методы) используется этот элемент в уроке | Какие цели преследуются применением конкретно этого элемента на уроке | Каким образом этот элемент Усиливает эффективность Достижения названных целей, могли ли они быть достигнуты без его применения |
Iэтап урока. Целеполагание и мотивация. | |||
1-3 | Беседа. | Ознакомление с темой, определение места данного урока в ней; постановка проблемы урока; формирование навыка планирования учебной деятельности. | Зрительный образ помогает учащимся запомнить тему изучаемого материала, главный вопрос. План урока и ссылки к нему в ходе урока структурируют изучение материала, придают занятию логичность и последовательность. |
II этап урока. Изложение нового материала. | |||
4 | - Рассказ учащегося о средневековом университете (см. Приложение 1). - Учащиеся дают сравнительную характеристику процесса обучения в средневековых университетах и современных ВУЗах. | 1.Формирование образного представления о средневековом университете. 2.Развитие навыков мыслительной деятельности, сравнительного анализа, описания картины, монологической речи, публичного выступления. 3.Способствовать формированию любознательности и целеустремленности. | При использовании ИКТ в процесс запоминания включается зрительная память, создается зрительный образ изучаемого; внимание концентрируется на просмотре слайда, усиливается интерес, воображение и восприятие. Формирование образного представления на данном этапе урока в значительной степени обеспечивается показом слайда. Применение наглядности также помогает учащимся составить сравнительную характеристику современного и средневекового высшего образования. |
5 | - Сообщение ученика о древнейших университетах Европы в форме заочного путешествия (см. Приложение 1). - Учащиеся выполняют работу в контурной карте на стр.4, отмечая расположение университетов в средневековой Европе |
|
Применение ИКТ значительно усиливает познавательную и воспитательную роль данного этапа урока и придает ему культорологическую направленность . |
6 | - Рассказ учителя. - Организация формы работы по теме «Средневековая мысль». - Оформление таблицы в тетради. | Формирование навыка составления сравнительной характеристики и оформления сравнительной таблицы. | Использование слайда дает возможность учителю уделить большее внимание организации учебной деятельности учащихся, в данном случае, оформлению таблицы. Учитель оценивает способность учеников быстро переключаться на новый вид деятельности. Усиленный контроль со стороны учителя способствует улучшению работоспособности учеников на уроке, работоспособности учащихся |
7- 10 | - Работа в группах. - Публичные выступления. - Поэтапное заполнение таблицы в тетради. | 1. Ознакомление с основными философскими идеями Средневековья, понимания значения поиска истины для развития научных знаний и формирования научного мировоззрения, осознание сложности процесса познания. 2.Развитие умения анализировать и выделять главное. высказывать собственную точку зрения. 3. Способствовать развитию коммуникабельности, толерантности. | На слайдах представлены позиции философов в доступной для понимания учащимся лаконичной форме. Такой способ изучения упрощает процесс осмысления философских взглядов. Опираясь на текст слайдов ученики достаточно быстро и правильно выделяют главное. Зрительные образы персонифицируют философские взгляды и учащиеся лучше запоминают их смысл. |
11 | - Рассказ ученика. - Выполнение проблемного задания. | 1.Формирование образного представления о средневековой науке. 2.Развитие навыков критического мышления, описания картины. 3.Развитие любознательности. | У учащихся создается более глубокое представление о средневековой науке.
Применение ИКТ усиливает познавательную и развивающую роль данного этапа урока. |
III этап. Закрепление изученного материала и подведение итогов урока. | |||
12,13 | - Рефлексия. - Подведение итогов урока. | Формирование навыков анализа выполненной работы, подведения итогов. | Использование презентации придает более организованный характер последнему этапу работы на уроке; учащимся легче осуществить анализ собственной деятельности, опираясь на тему и план урока. |
При реализации целей и задач урока необходимо учитывать психолого-возрастные особенности учащихся, в силу которых учебная деятельность на уроке должна быть направлена на формирование образного представления и понятия об историческом прошлом. Недостаток иллюстративного материала в учебном пособии возможно успешно восполнить путем использования ИКТ. Ее применение оказывает положительное воздействие на формирование умений и навыков изучения фактического и теоретического материала, а именно: анализировать через выделение смысловых единиц в тексте путем, конструировать исторические образы, давать сравнительную характеристику фактов и явлений. Демонстрация Презентации дает учителю возможность рационально использовать время на уроке, более продуктивно организовывать собственную деятельность.
В результате практического использования представленной разработки для проведения урока истории в 6 классе «В поисках знаний» значительно повышается интерес учащихся к изучаемому материалу и степень его усвоения.
Задания для самоконтроля.
1.Впишите имена исторических персонажей.
1)Большую роль в развитии средневековой философии сыграл магистр Парижской школы. Вольнодумство навлекло на него гонения со стороны католической церкви. Главным источником понимания он считал окружающий нас мир: «Я понимаю для того, чтобы верить». Церковь признала его учение еретическим.
2) Известный философ средних веков. Он создал как бы энциклопедию католического богословия. В этом произведении в религиозном духе освещались все вопросы познания природы и общества. Церковь приняла его учение и причислила к лику святых
3) Английский ученый монах один из первых настаивал на необходимости опытного изучения природы. В своих сочинениях он выдвинул ряд замечательных догадок. Мечтал создании летательных о аппаратов, подъемных кранов. Он установил способы получения многих химических веществ, составил рецепт пороха. За свое вольнодумство поплатился, проведя значительную часть жизни в тюрьме.
2. Впишите необходимые сведения.
- Во главе университета стоял ---------
- Университет делился на -------------
- Студент становился сначала ------------
- Затем он получал звание --------
- Обучение в университетах проходило в форме --------
- Обучение в средневековых университетах велось на -------- языке.
3. Составьте схемы «Средневековые науки», используя слова: звезды, вещества, планеты, опыт, наблюдение, химия, астрономия.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание на урок Определите наследие эпохи расцвета Средневековья в области образования и науки.
План урока 1.Возникновение средневековых университетов 2.Мыслители Средневековья 3.Средневековая наука
Обучение в университете лекция диспут
Древнейшие университеты Здание первого европейского университета в г.Болонье Парижский университет Оксфордский университет
Средневековая мысль Признаки сравнения Пьер Абеляр Бернар Клервоский Фома Аквинский Роджер Бекон Как постигается истина Достижения философов - идеи труды
Пьер Абеляр Человек должен понять то, во что верит. «Вера , не просветленная разумом , недостойна человека.»
Бернар Клервоский Скромные возможности человека не позволяют ему познать мир. Человеку остается лишь рассчитывать на веру и молитву.
Фома Аквинский Гармоничное сочетание веры и знаний на основе логических рассуждений – смысл философского направления схоластики .
Роджер Бекон «Разум – вот вождь правильной воли».
Астрология Миниатюра из средневековой книги Алхимия Лист из средневекового трактата.
В поисках знаний История средних веков. 6 класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока с применением дальтон-технологии по теме "Морфология"
Урок обобщающего повторения по теме "Морфология". Применяется технология дальтон-план....
Методическая разработка урока с применением лексической сказки. 1-2 класс. Учим счет.
Лексическая сказка. Помогает ребятам 5-7 лет быстро выучить счет от 1 до 10. Имеется ссылка на видео, которое можно использовать в образователном процессе....
методическая разработка урока с применением кейс метода 9класс тема:” Why do people travel?”
методическая разработка урока с применением кейс метода к УМК М.З.Биболетова, Е.Е.Бабушис 9класс тема:” Why do people travel?”Работа над ситуацией:What happened to the ship the Mary Celeste ....
Методическая разработка урока с применением интерактивных технологий: "Световые и звуковые волны"
Данный урок может быть завершающим при изучении темы "Колебания и волны"...
Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».
Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...
Методическая разработка урока истории " Проверка, контроль и оценка знаний учащихся по теме: Древняя Русь"
Использование метода опорных сигналов на уроке проверки, оценки и контроля знаний учащихся по теме Древняя Русь...
Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...