Проект "Христос Воскрес!"
проект по истории (5, 6 класс)

Кравченко Светлана Анатольевна

Творческий краткосрочный исследовательский проект по изучению православных традиций празднования праздника Пасхи. Презентацией проекта стал общешкольный праздник.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hristos_voskres.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Улыбышевская основная общеобразовательная школа»

Региональная программа

«Основы православной культуры»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

«Христос Воскрес!»

Автор:

Учитель ОПК Кравченко Светлана Анатольевна

 2,3 ,5 классы

2017 год

Методический паспорт проекта «Христос Воскрес!»

 

 Проект: «Христос Воскрес!»

 Предмет: Основы православной культуры

 Тип проекта: Краткосрочный (1 месяц), групповой, исследовательский проект.

Участники проекта: группа учащихся 2, 3 и 5  класса, учитель ОПК.

Проблема:  Низкая информированность детей о православных народных праздниках, традициях и обрядах.

 Цель проекта: Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской православной традиции и формирование целостного мировоззрения учащихся, соответствующего духовным ценностям русской культуры, используя метод проекта.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, его традиции;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, культуре русского народа;

- развитие мотивов учебной и исследовательской  деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;

- формирование эстетических потребностей;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);

- развитие умения на практике применять полученные теоретические знания (т.е. умение конструировать новые знания на основе полученных в ходе исследования);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации (справочники, Интернет, опрос людей- как носителей информации)

- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;

 - формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;

- формирование умения работать в предметно-развивающей среде и осуществлять сознательный выбор (партнёров, источников информации, материалов, инструментов, видов и типов проектов, форм презентации и др.) (коммуникативные УУД)

Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- познакомить детей с православным содержанием праздника Воскресения Христова; 

 -изучение детьми народных традиций и обычаев празднования Пасхи;

-познакомить детей с Евангельской историей;

-собрать материал о традициях празднования Пасхи в д. Гридино и Улыбышево.

-разучить с детьми пасхальные народные игры и хороводные песни.

 Планируемый результат:

1.   Повышение самооценки  и уровня  умственной работоспособности детей в процессе исследовательской деятельности.

2.   Дать учащимся возможность задуматься над мировоззренческими проблемами, и проблемами взаимоотношений между людьми.

2.   Развитие интереса  школьников к народным традициям.

3.   Оформление стенда «Христос Воскрес!».

4.   Презентация проекта в форме игровой развлекательной программы «Воскресение Христово видевши…»

Диагностика. Опросник.

Диагностика проводится дважды: в начале проекта и на выходе.

1. Пасха праздник а) советский   б) христианский   в) языческий.?

2. Какое полное (правильное) название у праздника Пасхи?

3. Что готовят на Пасху?

4. Как празднуют Пасху в народе?

5. Что говорят люди, когда поздравляют друг друга на Пасху?

6. Сколько длится праздник Пасхи?

7. Ты был в православном храме? Сколько раз?

8. В вашей семье празднуют Пасху?

9. Ты хочешь больше узнать о народных традициях празднования Пасхи?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, результаты анализируются.

Оценочный лист

Ф. И. ученика

Вопросы «Опросника»

итог

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Содержание   проекта   «Христос Воскрес!».

Этапы и их сроки

Конечный продукт.

Деятельность учащихся

Роли

Необходи

мые

материалы

Источники информа

ции.

Деятельность учителя

в школе

вне школы

1.Занятие кружка «Я-исследователь» группы 1-3 кл. и урок ОПК в 5 классе «Что мы знаем о празднике Пасха?».(в 1-ю неделю Великого поста)

Принятие решения о изучении народных пасхальных традиций.

Обсуждение

с товарищами .                    

Выявление знаний по «Опроснику»

Обсужде

ние с родителями.

Агитаторы

Родители, дедушки бабушки

Создание проблемной ситуации. Анкетирование по «Опроснику»

2.Сбор информации о празднике Пасха.

Банк данных.

Чтение Евангелия, встреча со священником

Посещение школьной библиотеки.

Поиск литературы, беседы с родителями

Посещение сельских старожилов

Исследователи

Бума

га,

ручки,

фото

аппарат

Книги, беседы со священником, учителями родителями дедушками бабушками.

Сопровождение

Регулирование процесса.

3. Посещение храма. (Вербное воскресение)

Рисунки детей.

Экскурсия.

Прихожане, экскурсанты.

Священник

историк храма

Организация экскурсии

4. Евангельские чтения. (Страстная седмица)

Чтение «Евангелия от Матфея»

Слушатели.

Евангелие.

Организация ежедневных чтений

5. Оформление стенда-выставки «Пасха красная!»

Стенд, куда вынесена вся накопленная информация.

Оформление стенда.

Подготовка с родителями к Пасхе.

Художники оформители.

Поделки,рисунки, фотографии

Наработан

ые материалы

Помощь в оформлении

6. Подготовка спектакля «Пасхальный колобок» и стихов

Спектакль

Репетиции спектакля.

Заучивание стихов, изготовле

ние костюмов и реквизита.

Артис

ты

Костю

мы, рекви

зит.

Сборник сценариев, стихи русских поэтов

Режисёр

7.Разучивание

народных игр и хороводных песен.

Умение играть.

Проведение соревнований. Выявление

чемпионов.

Разучивание игр.

Игроки

Изготовленные игры.

Книги, беседы со священником учителями, родителями

дедушками,

бабушками.

Проведение репетиций песен и игр

8.Презентация. Праздник «Воскресение Христово» (пасхальная неделя)

Спектакль «Пасхальный Колобок».

Игровая развлекательная программа.

Выступление

Актё

ры, игро

ки.

Костюмы, рекви

зит

Сборники сценариев

Ведение презентации

9.Рефлексия.

Диагностика.

Оценочный лист.

опрос

Тестируемые.

Опросник,бума

га, ручки

Организация рефлексии. Анкетирование по «Опроснику»

План-конспект презентации проекта.

1. Вступление.

Руководитель проекта:

- Сегодня последний этап нашего проекта по изучению народных традиций празднования праздника Пасхи. Ребята узнали в процессе работы много нового и с удовольствием поделятся знаниями с нашими гостями.

- Христос Воскресе!

2. Учащиеся выставляют на доске Этапы Проекта:

1. Постановка проблемы на уроке ОПК: Мы мало знаем о Воскресении Христовом и как это событие отражается на нашей жизни. Проклятые вопросы Ф. М. Достоевского.

2. Сбор информации: Евангельские чтения, подбор литературы, Интернет, родители.

3. Подготовка к Презентации. Подготовка докладов- монопроектов, сценок, чтение пасхальных рассказов, конкурс рисунков, изготовление поделок, оформление стенда, разучивание народных игр.

4. Презентация Проекта.

2. Доклады учащихся.

Короткие сообщения детей по результатам своих исследований. Ученики используют свои рисунки и фотографии.

Темы:

«Православное значение праздника Воскресения Христова»

«Народные традиции празднования Пасхи»

«Народные игры и гуляния на Пасху»

3.Спектакль. Сказка «Пасхальный колобок».

4. Пасхальные народные игры.

1. Катание яиц.

2. Горелки.

3. Бояре.

5. Заключение.

Руководитель проекта:

- Давайте спросим ребят: понравилось ли им работать над проектом? Что именно понравилось? А какие впечатления у взрослых?

Ответы детей и родителей.

Сказка «Пасхальный колобок»

1 В – Жили-были Дед да Баба,

И не было у них курочки Рябы.

Были Дед и Баба очень бедные-

Со слезой считали гроши медные.

-Испить святой водицы,

Богу помолиться!

-На водице замесили

И слезицей посолили.

Бога поблагодарили.

В печку тесто посадили.

-С подоконника он слез

Да и выпрыгнул в окошко,

Но пошёл не по дорожке,

По тропинке- прямо в лес.

Вербочки красавицы пляшут на полянке.

(танец вербочек)

-Лесом катит Колобок

Смотрит первая же ёлка

На него глазами Волка!

-Колобок бежит быстрее,

Ножек хлебных не жалея.

Вдруг встречает он в лесу

Очень хитрую Лису!

-Слух дошёл до прихожан-

Разбежались по домам.

И уже яичек- полная корзина!

Подставляй-ка, Колобок, скорее спину!

-Глядь: уже и дом родной-

Крыша красная с трубой.

- (хором) И людей доброе сердце!

2 В – Нечем было Курочку кормить,

Нечем было Курочку поить.

Не снесла им Курочка яичка-

Не испечь теперь Пасхального куличка!

-Бог подскажет, как вам быть.

Нужно ведь муки чуток-

Испечёте колобок!

-Постный вышел колобок.

 На окошко стынуть лёг.

Утром рано он проснулся-

Огляделся, потянулся

 И сказал…

-Дальше Колобок спешит-

Под бочком трава шуршит. (белочка)

- Дальше Колобок спешит-

Под бочком трава шуршит.

Раз- споткнулся! Два- и с ходу

Прыг к Медведюшке в берлогу!

- Колобок наш в Церковь прикатился,

Святою водой хорошенько окропился.

А Батюшка его и спрашивает…

-Колобок всем низко поклонился

И обратно домой покатился.

Только стал назад торопиться-

Опять Белка, Волк, Медведь да Лисица!

-Вверх дымок плывёт от печки.

Вот уже и на крылечке

Баба с Дедом не дождётся,

Колобок когда вернётся.

-(хором) И людей доброе сердце!

Дед –Ни куличика, ни хлебца-

Нечем в Пасху разговеться!

-По амбарам пометём,

По сусекам поскребём.

-Ты куда же ускакал?

Я весь лес уж обыскал!

--Кто же так тебе помог?!

Баба – Грех великий- унывать!

-Невелик наш роток-

Наскребём на колобок!

-Заждались, дружок, тебя!

Волновалась сильно я!

-От Лисы кто уберёг?!

Колобок- Привет, друзья!

Ах, какой я славный, пышный!

Ой, а где же это я?

Никого кругом не слышно…

Тихо в доме по утрам.

Не поют пока и птицы.

Покачусь скорее в Храм-

Окроплюсь святой водицей!

-По амбару я метён,              (волку и белке)

 По сусекам я скребён,

На водице замешён

Да слезицей посолён,

Но ещё не освящён.

В Храм святиться я качусь,

Подожди- и ворочусь.

-Извини, меня, Медведь!

Буду осторожней впредь!

В Храм святиться я качусь,

Подожди- и ворочусь.

-Опоздать, Лиса, боюсь-

В Церковь Божию качусь!

К Пасхе надо освятиться-

Святой водой окропиться!

-(громко) В Храм святиться я качусь,

Подожди- и ворочусь!

-(грустно) Старики мои бедные-бедные

Рады редкому грошику медному.

Не смогли мне дать красного яичка!

Не смогли испечь Пасхального куличка.

Только и смогли меня испечь.

Прости, Батюшка печальную мне речь...

-Неразумные вы звери!

Говорю- они не верят!

Постный я , мои друзья!

Разговеться мной нельзя!

-Не печальтесь никогда-

Будет к Празднику еда!

Вы к корзинке подойдите-

По яичку все возьмите.

Бога поблагодарите!

-Вы простите дорогие , старики!

Но будить вас было не сруки.

Вас порадовать хотел

Хоть одним из добрых дел.

В Храм с утра я покатился-

Святой водицей окропился,

Да на Праздник Пасхи ясный

Вам принёс яичек красных!

-Бог!!!

Волк –Ну, приветик, Колобок!

Откушу румяный бок!

-Со Святой Пасхой, тебя, Колобок!

-Что же делать нам тогда?

-Слава Богу!

(хором) Старикам от нас поклон!

Белочка- Здравствуй, милый Колобок!

Отгрызу  румяный бок!

-Просим дружно мы прощенья!

-Слава Богу!

(хором) Старикам от нас поклон!

Медведь –Ух! Как испугал меня!

Чуть не помер, право, я!

За провинность тебя съем,

Ишь, распрыгался совсем!

- С наступающим Христовым Воскресением!

Будешь к празднику ты вкусным угощением!

-Где же к Празднику еда?

-Слышим колокольный звон!

Добрых слов тебе в дорогу

(хором) Старикам от нас поклон!

Лиса- Здравствуй, милый Колобочек!

Дай мне откусить кусочек.

Ты же ведь не жадненький-

Правда же, мой сладенький?..

-Что-то я тебя не слышу!

Подойди, милок, поближе…

-Ах, какой же румяненький бок!

-Будет к Пасхе угощенье?

(хором) Старикам от нас поклон!

Батюшка- Окропился святою ты водичкой

Ну а где же твоё красное яичко?

-Грех великий унывать!

Молиться надо да на Бога уповать!
Как небесной посылает пищу птичке-

Так тебе, глядишь, пошлёт Господь яичко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Разработка урока литературы в 11 классе   (2 часа)...

Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...

Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле. Данный материал поможет поможет провести урок внеклассного чтения, приуроченный к празднику Светлого В...

«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...

"Христос воскрес!"

Стихотворение Мякшевой Ирины...

Ликуй, земля! ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Пасхальный утренникЛикуй, земля!ХРИСТОС ВОСКРЕС!...

Сценарий: «Радуйтесь все люди, Христос - Воскрес!»

Данный сценарий можно использовать для классного часа в среднем звене школы. В сценарии рассказывается о традициях празднования Светлого Христова Воскресения....