Проект "Христос Воскрес!"
проект по истории (5, 6 класс)
Творческий краткосрочный исследовательский проект по изучению православных традиций празднования праздника Пасхи. Презентацией проекта стал общешкольный праздник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_hristos_voskres.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Улыбышевская основная общеобразовательная школа»
Региональная программа
«Основы православной культуры»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Христос Воскрес!»
Автор:
Учитель ОПК Кравченко Светлана Анатольевна
2,3 ,5 классы
2017 год
Методический паспорт проекта «Христос Воскрес!»
Проект: «Христос Воскрес!»
Предмет: Основы православной культуры
Тип проекта: Краткосрочный (1 месяц), групповой, исследовательский проект.
Участники проекта: группа учащихся 2, 3 и 5 класса, учитель ОПК.
Проблема: Низкая информированность детей о православных народных праздниках, традициях и обрядах.
Цель проекта: Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе русской православной традиции и формирование целостного мировоззрения учащихся, соответствующего духовным ценностям русской культуры, используя метод проекта.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ, его традиции;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения, культуре русского народа;
- развитие мотивов учебной и исследовательской деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения, выполненный творческий продукт;
- формирование эстетических потребностей;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, использование);
- развитие умения на практике применять полученные теоретические знания (т.е. умение конструировать новые знания на основе полученных в ходе исследования);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации (справочники, Интернет, опрос людей- как носителей информации)
- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её;
- формирование умения работать в предметно-развивающей среде и осуществлять сознательный выбор (партнёров, источников информации, материалов, инструментов, видов и типов проектов, форм презентации и др.) (коммуникативные УУД)
Задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- познакомить детей с православным содержанием праздника Воскресения Христова;
-изучение детьми народных традиций и обычаев празднования Пасхи;
-познакомить детей с Евангельской историей;
-собрать материал о традициях празднования Пасхи в д. Гридино и Улыбышево.
-разучить с детьми пасхальные народные игры и хороводные песни.
Планируемый результат:
1. Повышение самооценки и уровня умственной работоспособности детей в процессе исследовательской деятельности.
2. Дать учащимся возможность задуматься над мировоззренческими проблемами, и проблемами взаимоотношений между людьми.
2. Развитие интереса школьников к народным традициям.
3. Оформление стенда «Христос Воскрес!».
4. Презентация проекта в форме игровой развлекательной программы «Воскресение Христово видевши…»
Диагностика. Опросник.
Диагностика проводится дважды: в начале проекта и на выходе.
1. Пасха праздник а) советский б) христианский в) языческий.?
2. Какое полное (правильное) название у праздника Пасхи?
3. Что готовят на Пасху?
4. Как празднуют Пасху в народе?
5. Что говорят люди, когда поздравляют друг друга на Пасху?
6. Сколько длится праздник Пасхи?
7. Ты был в православном храме? Сколько раз?
8. В вашей семье празднуют Пасху?
9. Ты хочешь больше узнать о народных традициях празднования Пасхи?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, результаты анализируются.
Оценочный лист
№ | Ф. И. ученика | Вопросы «Опросника» | итог | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Содержание проекта «Христос Воскрес!».
Этапы и их сроки | Конечный продукт. | Деятельность учащихся | Роли | Необходи мые материалы | Источники информа ции. | Деятельность учителя | |
в школе | вне школы | ||||||
1.Занятие кружка «Я-исследователь» группы 1-3 кл. и урок ОПК в 5 классе «Что мы знаем о празднике Пасха?».(в 1-ю неделю Великого поста) | Принятие решения о изучении народных пасхальных традиций. | Обсуждение с товарищами . Выявление знаний по «Опроснику» | Обсужде ние с родителями. | Агитаторы | Родители, дедушки бабушки | Создание проблемной ситуации. Анкетирование по «Опроснику» | |
2.Сбор информации о празднике Пасха. | Банк данных. | Чтение Евангелия, встреча со священником Посещение школьной библиотеки. | Поиск литературы, беседы с родителями Посещение сельских старожилов | Исследователи | Бума га, ручки, фото аппарат | Книги, беседы со священником, учителями родителями дедушками бабушками. | Сопровождение Регулирование процесса. |
3. Посещение храма. (Вербное воскресение) | Рисунки детей. | Экскурсия. | Прихожане, экскурсанты. | Священник историк храма | Организация экскурсии | ||
4. Евангельские чтения. (Страстная седмица) | Чтение «Евангелия от Матфея» | Слушатели. | Евангелие. | Организация ежедневных чтений | |||
5. Оформление стенда-выставки «Пасха красная!» | Стенд, куда вынесена вся накопленная информация. | Оформление стенда. | Подготовка с родителями к Пасхе. | Художники оформители. | Поделки,рисунки, фотографии | Наработан ые материалы | Помощь в оформлении |
6. Подготовка спектакля «Пасхальный колобок» и стихов | Спектакль | Репетиции спектакля. | Заучивание стихов, изготовле ние костюмов и реквизита. | Артис ты | Костю мы, рекви зит. | Сборник сценариев, стихи русских поэтов | Режисёр |
7.Разучивание народных игр и хороводных песен. | Умение играть. | Проведение соревнований. Выявление чемпионов. | Разучивание игр. | Игроки | Изготовленные игры. | Книги, беседы со священником учителями, родителями дедушками, бабушками. | Проведение репетиций песен и игр |
8.Презентация. Праздник «Воскресение Христово» (пасхальная неделя) | Спектакль «Пасхальный Колобок». Игровая развлекательная программа. | Выступление | Актё ры, игро ки. | Костюмы, рекви зит | Сборники сценариев | Ведение презентации | |
9.Рефлексия. Диагностика. | Оценочный лист. | опрос | Тестируемые. | Опросник,бума га, ручки | Организация рефлексии. Анкетирование по «Опроснику» |
План-конспект презентации проекта.
1. Вступление.
Руководитель проекта:
- Сегодня последний этап нашего проекта по изучению народных традиций празднования праздника Пасхи. Ребята узнали в процессе работы много нового и с удовольствием поделятся знаниями с нашими гостями.
- Христос Воскресе!
2. Учащиеся выставляют на доске Этапы Проекта:
1. Постановка проблемы на уроке ОПК: Мы мало знаем о Воскресении Христовом и как это событие отражается на нашей жизни. Проклятые вопросы Ф. М. Достоевского.
2. Сбор информации: Евангельские чтения, подбор литературы, Интернет, родители.
3. Подготовка к Презентации. Подготовка докладов- монопроектов, сценок, чтение пасхальных рассказов, конкурс рисунков, изготовление поделок, оформление стенда, разучивание народных игр.
4. Презентация Проекта.
2. Доклады учащихся.
Короткие сообщения детей по результатам своих исследований. Ученики используют свои рисунки и фотографии.
Темы:
«Православное значение праздника Воскресения Христова»
«Народные традиции празднования Пасхи»
«Народные игры и гуляния на Пасху»
3.Спектакль. Сказка «Пасхальный колобок».
4. Пасхальные народные игры.
1. Катание яиц.
2. Горелки.
3. Бояре.
5. Заключение.
Руководитель проекта:
- Давайте спросим ребят: понравилось ли им работать над проектом? Что именно понравилось? А какие впечатления у взрослых?
Ответы детей и родителей.
Сказка «Пасхальный колобок»
1 В – Жили-были Дед да Баба, И не было у них курочки Рябы. Были Дед и Баба очень бедные- Со слезой считали гроши медные. -Испить святой водицы, Богу помолиться! -На водице замесили И слезицей посолили. Бога поблагодарили. В печку тесто посадили. -С подоконника он слез Да и выпрыгнул в окошко, Но пошёл не по дорожке, По тропинке- прямо в лес. Вербочки красавицы пляшут на полянке. (танец вербочек) -Лесом катит Колобок Смотрит первая же ёлка На него глазами Волка! -Колобок бежит быстрее, Ножек хлебных не жалея. Вдруг встречает он в лесу Очень хитрую Лису! -Слух дошёл до прихожан- Разбежались по домам. И уже яичек- полная корзина! Подставляй-ка, Колобок, скорее спину! -Глядь: уже и дом родной- Крыша красная с трубой. - (хором) И людей доброе сердце! | 2 В – Нечем было Курочку кормить, Нечем было Курочку поить. Не снесла им Курочка яичка- Не испечь теперь Пасхального куличка! -Бог подскажет, как вам быть. Нужно ведь муки чуток- Испечёте колобок! -Постный вышел колобок. На окошко стынуть лёг. Утром рано он проснулся- Огляделся, потянулся И сказал… -Дальше Колобок спешит- Под бочком трава шуршит. (белочка) - Дальше Колобок спешит- Под бочком трава шуршит. Раз- споткнулся! Два- и с ходу Прыг к Медведюшке в берлогу! - Колобок наш в Церковь прикатился, Святою водой хорошенько окропился. А Батюшка его и спрашивает… -Колобок всем низко поклонился И обратно домой покатился. Только стал назад торопиться- Опять Белка, Волк, Медведь да Лисица! -Вверх дымок плывёт от печки. Вот уже и на крылечке Баба с Дедом не дождётся, Колобок когда вернётся. -(хором) И людей доброе сердце! |
Дед –Ни куличика, ни хлебца- Нечем в Пасху разговеться! -По амбарам пометём, По сусекам поскребём. -Ты куда же ускакал? Я весь лес уж обыскал! --Кто же так тебе помог?! | Баба – Грех великий- унывать! -Невелик наш роток- Наскребём на колобок! -Заждались, дружок, тебя! Волновалась сильно я! -От Лисы кто уберёг?! |
Колобок- Привет, друзья! Ах, какой я славный, пышный! Ой, а где же это я? Никого кругом не слышно… Тихо в доме по утрам. Не поют пока и птицы. Покачусь скорее в Храм- Окроплюсь святой водицей! -По амбару я метён, (волку и белке) По сусекам я скребён, На водице замешён Да слезицей посолён, Но ещё не освящён. В Храм святиться я качусь, Подожди- и ворочусь. -Извини, меня, Медведь! Буду осторожней впредь! В Храм святиться я качусь, Подожди- и ворочусь. -Опоздать, Лиса, боюсь- В Церковь Божию качусь! К Пасхе надо освятиться- Святой водой окропиться! -(громко) В Храм святиться я качусь, Подожди- и ворочусь! | -(грустно) Старики мои бедные-бедные Рады редкому грошику медному. Не смогли мне дать красного яичка! Не смогли испечь Пасхального куличка. Только и смогли меня испечь. Прости, Батюшка печальную мне речь... -Неразумные вы звери! Говорю- они не верят! Постный я , мои друзья! Разговеться мной нельзя! -Не печальтесь никогда- Будет к Празднику еда! Вы к корзинке подойдите- По яичку все возьмите. Бога поблагодарите! -Вы простите дорогие , старики! Но будить вас было не сруки. Вас порадовать хотел Хоть одним из добрых дел. В Храм с утра я покатился- Святой водицей окропился, Да на Праздник Пасхи ясный Вам принёс яичек красных! -Бог!!! |
Волк –Ну, приветик, Колобок! Откушу румяный бок! -Со Святой Пасхой, тебя, Колобок! -Что же делать нам тогда? -Слава Богу! (хором) Старикам от нас поклон! | Белочка- Здравствуй, милый Колобок! Отгрызу румяный бок! -Просим дружно мы прощенья! -Слава Богу! (хором) Старикам от нас поклон! |
Медведь –Ух! Как испугал меня! Чуть не помер, право, я! За провинность тебя съем, Ишь, распрыгался совсем! - С наступающим Христовым Воскресением! Будешь к празднику ты вкусным угощением! -Где же к Празднику еда? -Слышим колокольный звон! Добрых слов тебе в дорогу (хором) Старикам от нас поклон! | Лиса- Здравствуй, милый Колобочек! Дай мне откусить кусочек. Ты же ведь не жадненький- Правда же, мой сладенький?.. -Что-то я тебя не слышу! Подойди, милок, поближе… -Ах, какой же румяненький бок! -Будет к Пасхе угощенье? (хором) Старикам от нас поклон! |
Батюшка- Окропился святою ты водичкой Ну а где же твоё красное яичко? -Грех великий унывать! Молиться надо да на Бога уповать! Так тебе, глядишь, пошлёт Господь яичко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Разработка урока литературы в 11 классе (2 часа)...
Счастье пробуждения Работа с художественным текстом В. Ладыжского "Христос воскрес. Скворцы поют"...
Воскресение Христово - великое событие, благодаря которому происходит пробуждение всего на земле. Данный материал поможет поможет провести урок внеклассного чтения, приуроченный к празднику Светлого В...
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.
Это урок-беседа, урок-размышление, который поможет осмыслить роль эпилога в романе, ответить на вопросы: как Раскольников обретает в себе человека; как происходит открытие христианских ценностей Раско...
"Христос воскрес!"
Стихотворение Мякшевой Ирины...
Ликуй, земля! ХРИСТОС ВОСКРЕС!
Пасхальный утренникЛикуй, земля!ХРИСТОС ВОСКРЕС!...
Сценарий: «Радуйтесь все люди, Христос - Воскрес!»
Данный сценарий можно использовать для классного часа в среднем звене школы. В сценарии рассказывается о традициях празднования Светлого Христова Воскресения....
"Вспоминаем мы чудо чудес: наш Спаситель во славе воскрес"
литературно-музыкальный спектакль...