Инновационные образовательные технологии обучения на уроке истории в 7 классе по теме: «Россия в XVII веке»
методическая разработка по истории (7 класс)
Использование на уроках различных технологий обучения позволяет повысить мотивацию к изучению материала, способствует развитию речи, приучает учащихся к анализу и системности изложения текста, расширяет кругозор учащихся, делает их учебную деятельность более разнообразной. Они помогают мне в работе над становлением и развитием компетентной личности в различных видах деятельности. Эта методика - активная, несущая высокую степень самостоятельности учащихся; является своеобразным стержнем формирования представлений школьников об историческом процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_v_xvii_v.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Россия в XVII веке.
Тип урока: интегрированный, повторительно-обобщающий, комбинированный (с использованием игровых элементов).
- Триединая цель урока:
Познавательный аспект:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме;
- охарактеризовать новые тенденции в развитии Российского государства.
Развивающий аспект:
- способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления на основе документов, исторической карты, видеоряда.
Воспитывающий аспект:
- способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.
- Оборудование:
- карты, контурные карты;
- подборка литературных произведений;
- подборка картин, скульптурных, архитектурных памятников, портретов;
- мультимедийное оборудование;
- презентация;
- тексты исторических источников;
- таблица;
- схема;
- тест;
- кроссворд.
- Ход урока:
Вводное слово учителя.
Наш сегодняшний уроки посвящён России XVII века. Задача урока – закрепить знание важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий.
- Проблемный вопрос.
Может ли царь «бунташного» XVII в. быть «Тишайшим»?
Задание 1 «Кто прав?».
Сравнить высказывания историков о Смутном времени.
- Н.И. Костомаров: «Смута – это следствие католической интриги».
- Р.Г. Скрынников: «Смута – это гражданская война в России».
- Практика под руководством учителя.
Задание 2 «Кто?».
Обучающимся предлагается дидактический материал (портрет исторического деятеля XVII в., описание исторической личности, по которым учащиеся должны назвать исторического деятеля).
1. Избран на царство Земским собором. В момент избрания находился с матерью в Ипатьевском монастыре под г.Кострома. Занимался делам самостоятельно только в последние 10 лет своей жизни, так как сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец, патриарх Филарет. (Михаил Федорович Романов)
2. Принадлежал к домовитому казачеству. Возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому, и персидскому правительству. Закончил свою жизнь на плахе: был казнён на Красной площади в Москве. (Степан Разин)
3. Родился близ Нижнего Новгорода в семье мордовского крестьянина. В 19 лет стал сельским священником, а в 30 лет – монахом Соловецкого монастыря. «Собиный друг» Алексея Михайловича. Под его руководством в России была проведена церковная реформа. (Никон)
4. Возвысился благодаря женитьбе на дочери опричника Малюты Скуратова и браку своей сестры Ирины с царевичем Фёдором Иоанновичем. Инициатор введения в России патриаршества. Впервые избран Земским собором на царство. «Рабоцарь». (Борис Годунов)
5. Настоящее имя – Юрий Богданович Отрепьев. Служил в холопах у бояр Романовых. После опалы Романовых постригся в монахи, приняв имя Григорий. Заручился поддержкой поляков. Женился на католичке Марине Мнишек. Венчался на царство. «Побывал» в Царь-пушке.
6. Князь, боярин, воевода, царь. Вёл следствие по Угличскому делу. При воцарении дал Крестоцеловальную грамоту. Увеличил «урочные лета» до 15 лет. Пригласил шведов для борьбы с «Тушинским вором». Был сведён с престола и пострижен в монахи.
Задание 3. «Что?»
- Назовите событие, которому посвящена картина. Определите её название. (В. Суриков. «Боярыня Морозова», В. Суриков. «Степан Разин», А. Кившенко. «Избрание Михаила Фёдоровича на царство», П. Мясоедов. «Сожжение протопопа Аввакума»)
- По картинам художников определите сословный орган власти (Боярскую Думу) и сословно-представительный орган власти (Земский Собор).
Задание 4.
Разгадайте кроссворд
10. | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
| 1. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| 2. |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 3. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 4. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| 5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
| 6. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
8. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 9. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
- Столица России в XVII веке (Москва)
- Интервенты в период Смуты (Поляки)
- Город, занятый шведами в период Смуты (Новгород)
- Место, где проходил Соляной бунт (Площадь)
- Синоним слова «Родина» (Отечество)
- Их принёс Степану Разину поход «за зипунами» (Деньги)
- Нижегородский староста, лидер II Ополчения (Минин)
- Верховный воевода, князь, лидер II Ополчения (Пожарский)
9. Городская крепость (Кремль)
По вертикали:
10. Народная армия в помощь регулярной (Ополчение)
- Независимая самостоятельная практика учащихся.
Задание 5. «Кто? Что?»
5.1. Вставьте пропущенные именами, названия, с которыми связаны события России XVII в.
- _________ Тушинский патриарх, патриарх Всея Руси. (Филарет)
- _________ Под именем этого царевича действовали самозванцы в России в начале XVII в. (Дмитрий)
- _________ Так называлось первое высшее учебное заведение, основанное в 1687 г., предназначенное для высшего духовенства и чиновников. (Славяно-греко-латинская академия)
- _________ Польский просветитель, воспитатель царских детей. (Симеон Полоцкий)
- _________ Имя самозванца, который в июне 1605 г. триумфально вступил в Москву и занял российский престол. (Лжедмитрий I)
- _________ Этот бывший военный холоп, стал руководителем крестьянской войны 1606-1607 гг. (Иван Болотников)
- _________ Он получил прозвище «тушинский вор», так как расположил свой лагерь в селе Тушино, недалеко от Москвы. (Лжедмитрий II)
- _________ Этот царь получил прозвище «Тишайший». (Алексей Михайлович)
- _________ Корабль, построенный в 1668 г. на Каспийском море, сожжённый С. Разиным. («Орёл»)
- _________ Этот человек провёл ряд реформ в церкви, направленных на её укрепление. (патриарх Никон)
- _________ Гетман Запорожского войска, который выступил на всенародной раде с предложением перейти под власть Московского царя. (Богдан Хмельницкий)
- _________ Костромской крестьянин, ценой своей жизни уничтожил большой польский отряд, который рвался к Москве. (Иван Сусанин)
5.2. По иллюстрациям назовите культурную ценность и её автора. (Спасская башня Московского кремля с курантами, Б. Огурцов, Х. Головей; икона «Троица», Симон Ушаков; литературное произведение «Житие протопопа Аввакума», Аввакум)
Задание 6.
Заполните пробелы в схеме «Управление первых Романовых». (1. Боярская Дума; 2. Земский Собор; 3. Приказы)
Задание 7. «Где?»
Показать по карте географические названия, где мы могли бы встретиться с историческими личностями XVII в.
Задание 8. «Когда?»
Решите задачи, используя ленту времени.
- Может ли появиться в этом году памятная медаль «400 лет дому Романовых»? (2013 – 1613 = 400 => может)
- Мог ли отпраздновать Лжедмитрий I 2000 годовщину проведения первых Олимпийских игр? (776 + 1605 = 2381 => мог бы)
- Самоконтроль и самооценка результатов работы.
Задание 9. «Веришь – не веришь».
Работа с сигнальными карточками. Если вы согласны с утверждением, то поднимите красную сигнальную карточку, если нет – синюю.
1. 1613 г. – Начало правления династии Романовых. (Да)
2. 1654 г. – Земский Собор, воссоединение Украины с Россией. (Нет. Переяславская Рада)
3. 1648 г. – Медный бунт. (Нет. Соляной бунт)
4. 1649 г. – Соборное Уложение. (Да)
5. 1652-1653 гг. – Церковная реформа Никона. (Да)
6. 1670-1671 гг. – Восстание Степана Разина. (Да)
Задание 10. «Сила русского слова».
Прочтите и проанализируйте пословицы и поговорки XVII в. Как они отражают социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в.?
- «Богат Ермошка: есть собака да кошка».
- «Нужда учит, а барщина мучит».
- «Утиного зоба не накормишь, господского кармана оброком не наполнишь».
- «Хвали рожь в стогу, а боярина в гробу».
- «Пошел в суд в кафтане, а вышел нагишом».
- «Князья - в платье, бояре - в платье, будет платье и на нашей братье».
- «На Руси не все караси, есть и ерши».
- Подведение итогов занятия. Выставление оценок.
Проблемный вопрос.
Может ли царь «бунташного» XVII в. быть «Тишайшим»? (Противоречивое мнение учащихся. Да, т.к. по сравнению с правителями Смутного времени Алексей Михайлович не запятнал себя интригами. Нет, т.к. его правление сопровождалось народными волнениями и активной внешней политикой)
По сравнительной таблице проанализируйте успехи и неудачи реформаторской деятельности правителей XVII в.
Звено системы | Старые черты политической системы | Новые явления в политической системе |
Царская власть | Царь правит, опираясь на бояр, то есть сохраняется сословно-представительная монархия. | Происходит усиление царской власти. |
Боярская Дума | Сохраняется Дума и политическая роль боярства, царь вынужден считаться с мнением Думы. | Роль Думы уменьшается, появляется «ближняя Дума» (совет при царе), членов которой он назначает сам. |
Земский Собор | По-прежнему собирается для решения важнейших вопросов. | Собирается все реже, его роль уменьшается. |
Приказы | Сохраняется неразбериха и путаница в системе приказов, процветают взятки и волокита, возглавляют приказы бояре. | Создан Приказ тайных дел, который от имени царя контролирует другие приказы. На местах появились воеводы, назначаемые царем и имеющие большую власть. |
Законы | Законы окончательно закрепляют крепостное право и власть бояр над крестьянами, охраняется вотчинное право. | Новое Соборное уложение (1649 год) укрепляет царскую власть и защищает интересы дворянства – сословной опоры царя. |
Армия | В армии главную роль играют стрельцы под командованием бояр и боярское ополчение. | Появляются «полки нового строя» - регулярная наемная армия, которая полностью подчиняется царю. |
В XVII в. Алексей Михайлович проводит реформы с целью укрепления государства и установления в стране абсолютной монархии. Реформы остаются незаконченными, в политической системе России новые явления соседствуют со старыми чертами. Поэтому задачей для XVIII в. является слом старых феодальных черт.
- Рефлексия.
Работа с сигнальными карточками.
Если вы узнали что-то новое на уроке, поднимите красную карточку. Если нет – синюю карточку.
VII. Определение домашнего задания.
1. Составить кроссворд и тест по теме.
2. Найти 10 малоизвестных фактов о деятельности наших земляков в годы XVII в.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке".
Контрольные тесты по истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"...
ПОВТОРИТЕЛЬНО – ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «РОССИЯ В XVII ВЕКЕ»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «Россия в XVII веке»....
Урок в 10 классе по теме "Церковный раскол XVII века"
Урок с использованием проблемно-диалогической технологии образовательной системы "Школа 2100", ...
Разработка урока истории в 7 классе по теме "Россия в XVII веке"
Публикация представляет собой разработку урока совершенствования и углубления знаний с использованием технологии критического мышления и педагогики сотрудничества...
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол.
Урок истории 7 класс.Русская православная церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона и Раскол. под ред.Торкунова...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...
Урок истории 8 класс по теме "Россия во 2 половине 18 века. Золотой век Екатерины II. Павел I".
Тема данного урока рассчитана на 2 часа и позволяет провести анализ внутренней политики Екатерины II и Павла I. Сопоставить политику «просвещенного абсолютизма» в России. Рассмотреть с исп...