урок истории в 5 классе по теме:" Олимпийские игры "
план-конспект урока по истории (5 класс)
Данный материал можно использовать как на уроке истории в 5 классе , так и во внеурочной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_istorii_v_5_klasse.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Олимпийские игры в древности (история 5 класс)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цели урока:
1.Личностные:способствовать формированию у учащихся представлений о том как появились первые олимпийские игры, их программе.
2.Предметные:. познакомить учащихся с новыми понятиями :атлет, ипподром.
3.Метапредметные: Научить сравнивать олимпийски игры в древности и игры современные
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать у обучающихся представление о любимом
общегреческом празднике-Олимпийских играх;
дать представление, когда и где состоялись первые Олимпийские игры, в чью честь они проводились, как шли подготовка и проведение игр;
познакомить с основными видами спортивных состязаний;
подвести учащихся к пониманию и значению олимпийских игр для эллинистического и современного обществ.
Развивающие:
Формировать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), иллюстративным рядом;
развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией учебника;
развивать навык подготовки сообщения;
развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);
формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения
развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в парах.
Воспитательные:
формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;
стремиться к физическому совершенствованию, желанию заниматься спортом, вести здоровый образ жизни;
совершенствовать формы и методы самовоспитания;
воспитание интереса к истории; чувства сопричастности к такому явлению как Олимпийское движение; желание учащихся в дальнейшем продолжить изучении данной темы
подчеркнуть миротворческую роль Олимпийских игр.
Формирование УУД
Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД: владеть смысловым чтением; выявлять причинно-следственные связи; делать выводы; самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать; доказывать.
Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него; оценить значение спорта для формирования ЗОЖ.
Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, принимать позицию другого планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками..
Предполагаемые результаты:
Личностные: развитие сотрудничества при работе в парах и группах; формирование чувства самоуважения и взаимоуважения, оценка значения спорта для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ).
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия
Предметные: учащиеся получают представления об истории Олимпийских игр, а также дальнейшее развитие навыков работы с текстами, иллюстрациями, умение работать с учебником, овладение понятиями атлет, ипподром, пятиборье, Олимпия,олимпионик; самостоятельной работы с информацией, умения находить её, осмысливать и использовать.
Формы работы учащихся: индивидуальная работа, работа в парах.
Оборудование:
1.Учебник "История Древнего мира" Авторы: А.А.Вигасин, И.С.Свенцицкая,Г.И. Годер, Москва,»Просвещение»2014год
2. Мультимедийный проектор.
3.Видеоролик Олимпийские игры 2014 Сочи
4.Мультипликационный фильм «Олимпийские игры в древности»
5. Карта "Древняя Греция"
6.Рабочие листы к уроку
Основные понятия урока: атлет, ипподром, пятиборье, г.Олимпия, олимпионики
План:
1.Зарождение Олимпийских игр.
2. Подготовка к играм
3.Пять незабываемых дней
4.Знаменитые атлеты
5. Олимпийские игры вчера и сегодня.
Этапы урока:
1.МОТИВАЦИЯ
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада нашей встрече на сегодняшнем уроке. Желаю вам плодотворно потрудиться и получить от сегодняшнего урока только положительные эмоции и большой запас знаний и умений .
А сейчас я попрошу вас подняться со своих мест и попробовать
обернуться так, чтобы зафиксировать самую дальнюю точку,до которой вы можете дотянуться взглядом. Молодцы!. Попробуйте еще сильнее повернуться. Получилось ли у вас ещё дальше повернуть свой взгляд(Многие ответят «да»).Вы сами увидели, что человек при желании и усилии может расширять свои возможности. Я желаю вам , чтобы и на сегодняшнем уроке вы добились максимума и ещё больше расширили свои знания по Древней Греции
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция) . В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с географическим положением древнего государства, населением, религией, мифами.
Давайте вспомним что вы знаете об этом государстве.
А) Вопрос-ответ
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)
Б) Выполните задание на установление соответствия между героями и фактами относящимися к данному герою (Рабочий лист №1)
Этап актуализация знаний
Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках? (Греция) . В ходе нескольких уроков мы с вами познакомились с географическим положением древнего государства, населением, религией, мифами.
Давайте вспомним что вы знаете об этом государстве.
А) Вопрос-ответ
1). На каком полуострове располагалась Древняя Греция? ( Балканский полуостров)
2) Какой город являлся столицей Аттики? (Афины)
3) Что такое полис? (город-государство)
4) Назовите один из самых могущественных и воинственных полисов Греции? (Спарта)
5) Каковы особенности спартанского воспитания? (строгость, дисциплина, порядок).
6 ) Какое место избрали боги для своего пребывания? (гора Олимп)
Б) Выполните задание на установление соответствия между героями и фактами относящимися к данному герою (Рабочий лист №1)
Мы продолжаем изучение Древней Греции. Посмотрите внимательно видеоролик (Олимпийские игры 2014 Сочи), подумайте и скажите о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.(Ответы учащихся)
Как вы думаете почему тему Олимпийских игр мы связываем с Древней Грецией (высказывают предположения)
Многое о Древней Греции мы уже знаем, я уверена, что и об Олимпийских играх вы уже слышали. А значит сможете заполнить первую графу таблицы , а входе урока мы заполним остальные.(Рабочий лист №2)
Что мы хотим узнать на сегодняшнем уроке?
(Возможные ответы , подвожу к определению цели и задач)
- Где именно проводились первые олимпийские игры;
- Как проходили, кто принимал участие в первыех Олимпийских играх;
- Какое значение для греков имели Олимпийские игры;)
(заполнение второй графы таблицы)
Постановка проблемного вопроса .
Древнегреческий поэт Пиндар писал:
«Нет другой звезды благороднее Солнца
Звезды, дающей столько тепла и блеска в пустыне неба
Так и мы прославляем те, что всех игр благородней-
Олимпийские игры!»
Исходя из этого высказывания какие эмоции вызывали олимпийские игры у древних греков? (любовь, восхищение, гордость)
Этап выявления места и причины затруднения
Можем мы сейчас ответить на вопрос «Почему древние греки так любили Олимпийские игры?» (предполагаемый ответ-нет, если ученики пробуют ответить на проблемный вопрос, называем высказанное ими гипотезой и в течение урока ищем либо опровержение либо подтверждение гипотезы)Почему нам трудно ответить на этот вопрос?
Что нам нужно сделать, что бы ответить на этот вопрос? (познакомиться с историей игр)
Этап первичного усвоения новых знаний
Учитель: Ребята , а сейчас вы посмотрите внимательно фрагмент мультфильма и ответите на вопросы:
1) В честь какого бога устраивались Олимпийские игры?
2)Когда состоялись первые Олимпийские игры?
3) В каком городе Греции проводились первые Олимпийские игры? Давайте найдём этот город на карте(дети находят на карте в учебнике на стр115) и попробуем объяснить почему именно в этом городе?(дети выстраивают предположения, учитель корректирует)
В год Олимпийских игр, глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть
" Все в Олимпию дороги безопасны! да победит сильнейший.
В старину, в античном мире, 25 веков назад
Города не жили в мире, шёл войной на брата брат.
И мудрейшие решили: ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет, кто отважен и силён.
Для сражений мирных будет полем боя стадион для всего народа.
Учитель: Что мы можем узнать из этого призыва?
Предположения учеников :Дни Олимпийских игр во всей Элладе объявлялись днями всеобщего мира. Всякие войны прекращались, и вчерашние враги состязались рядом за право называться самым ловким и быстрым. никто не мог появиться в Олимпии с оружием под страхом проклятия и немилости богов.
Учитель Тысячи зрителей со всей Греции съезжались в Олимпию. Кто был зрителями и как готовились к этим играм? Узнаем об этом, составляя вопросы к тексту раздела «Подготовка к играм» (ученики читают раздел «Подготовка к играм» составляют по три вопроса. Работают в паре 5 минут,по истечении 5 минут задают друг другу вопросы по прочитанному тексту и отвечают на вопросы одноклассников)
Физминутка.
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали
Учитель Олимпийские игры проводились один раз в четыре года .Спортсмены которые могли принять участие в играх называли атлеты. Большинство состязаний проходило на стадионе. Напомните мне пожалуйста , а что такое стадион?(сооружение для спортивных состязаний) А гонки на колесницах устраивались на ипподроме. С помощь стр. 158 ознакомьтесь с понятием ипподром и запиши запишите определение в тетрадь. (Работа с понятийным аппаратом, запись определений в тетрадь)
Олимпийские игры проводились в течение 5 дней, за эти дни спортсмены принимали участие в различных соревнованиях. Как ученые узнали о том, какие это были соревнования? (предположения учеников)
Представьте себе, что вы археологи, обнаружившие древние амфоры, на которых изображены спортивные соревнования. Определите и выпишите в тетрадь названия видов спорта, в которых состязались древние атлеты. Это состязания пятиборья. Рабочий лист №3 (Анализ археологических находок)
Пятый день олимпийских игр - день награждения победителей. Это происходило у храма Зевса. Судьи торжественно возлагали на головы победителей венки из дикой оливы, перевитые белыми лентами. Эта простая награда ценилась дороже золота. Она давала ее обладателю вечную славу и почет. -Победители Олимпийских игр становились настоящими героями. Их называли олимпиониками.
Информационный мини-проект «Легендарные атлеты Эллады» (рассказ и презентация заранее подготовленных учеников-опережающее задание) .
Олимпийские игры вчера и сегодня.
В 394 году Греция находилась под властью Рима, и римский император Феодосий I запретил проводить Олимпийские игры. Но в 1896 году, уже в конце XIX века, французский барон Пьер де Кубертен, большой любитель спорта решил возродить традицию проведения Олимпиад.
- Сколько лет не проводилась Олимпиада? (1502 года.) В 1913 году появилась олимпийская символика в виде 5 переплетенных колец и священного огня, который по традиции зажигают в Греции.
- Кто знает, что изображают эти кольца?(Дети если знают- отвечают, если нет высказывают предположения)
(Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов. Цвета континентов: голубой - Европа, черный- Африка, красный- Америка, желтый – Азия, зеленый- Австралия . “)
- Ребята, давайте с вами вспомним, когда в нашей стране проходили последние Олимпийские игры? (Столицей ХХII зимних Олимпийских игр и ХI Паралимпийских зимних игр в 2014 г. был город Сочи. Период проведения с 7 по 23 февраля 2014 г.)
-Как и атлеты древности, участвовавшие в соревнованиях по бегу, мы свами выходим на финишную прямую, а значит пришла пора заполнить третью графу нашей таблицы «Узнал» (ребята озвучивают результаты работы -ответ начинается со слов: «Сегодня на уроке я узнал»).
Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока «Почему древние греки так любили Олимпийские игры?» я думаю, что вы уже можете на него ответить (звучат ответы учеников)
Этап первичного закрепления
-А что вы знаете о современные олимпийских играх ? (ответы учеников) Давайте выявим сходство и различия Олимпийских игр древности и современности выполняя задание рабочего листа №4 .
Рефлексия учебной деятельности на уроке. В завершении нашего урока я предлагаю вам зажечь свой олимпийский огонь. На столе лежат «языки» пламени жёлтого, красного, серого цвета.(самооценка)
Если вам было интересно, и вы узнали много нового возьмите язычок желтого цвета, Если в течение урока были непонятные моменты, или вам было неинтересно на каком – то этапе уроке, возьмите красные язычки.
Ну, а если наш урок сегодня совсем не зажёг в ваших сердцах интереса и желания добывать новые знания, то прикрепите к факелу язычки серого цвета.
Домашнее задание: 1.Параграф 33, вопросы рубрики «Проверь себя»
2.Параграф 33, вопросы рубрики «Проверь себя»творческое задание:
придумайте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в пятом классе по теме "Олимпийские игры"
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....
Урок в пятом классе по теме "Олимпийские игры"
Цель урока: Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями....
Конспект урока в 7 классе по теме «Олимпийские игры»
Урок разработан по УМК "English" О.В. Афанасьевой для школ с углубленным изучением английского языка. Цель урока: систематизировать и обобщить пройденный материал по теме. Урок соответтствует ФГОС....
конспект урока в 10 классе по теме " олимпийские игры"
конспект открытого урока по теме" Олимпийские игры" в 10 классе. прилагается презентация...
Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"
Презентация к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"...
Технологическая карта к уроку истории Древнего мира по теме "Олимпийские игры"
Дидактической целью данного урока является создание условий для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критиче...
Конспект урока для 5 класса по теме "Олимпийские игры"
На уроке совершенствуются навыки говорения и чтения; расширяеться словарный запас по теме «Спорт»; активизируется знания об официальных Олимпийских символах (флаг, эмблема, девиз, талисман...