Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII века. Русско-турецкие воины и их итоги (2 урок)
методическая разработка по истории (10 класс)

технологическая карта урока истории в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_vneshnyaya_politika_ekateriny_2.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Дата

класс

10

Учитель

Акимова Н.А.

Тема

Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII века. Русско-турецкие воины и их итоги (2 урок)

Цель

создать условия для формирования конкретно-исторического представления о внешней политике Российской империи в эпоху Екатерины Великой и понимания того, что Россия занимала одно из ведущих мест в системе международных отношений во второй половине  XVIII века.

Задачи

Образовательные: актуализация знаний учащихся по основным направлениям и задачам внешней политики России во второй половине 18 века, определение важности для Российской империи борьбы за укрепление своего международного авторитета;

Развивающие: продолжить формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, картой, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно - следственных связях исторических событий и явлений; формирование положительной мотивации обучения, развивать историческое и логическое мышление

Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству, вызвать интерес к изучению истории.

Тип урока

изучение нового материала

Технологии

проблемно-поисковая, ИКТ

Методы

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные, наглядные, практические (по источнику изложения материала );
  • поисковые (по характеру учебно-познавательной деятельности);
  • индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия материала).

2) методы контроля и самоконтроля

  • устная и письменная проверка усвоения материала;
  • индивидуальная работа с тестовым материалом.

Оборудование

ноутбук, медиапроектор,  учебник, конспект

Планируемые результаты

Регулятивные:

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Познавательные использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках

Д/З

С.71-74

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационная беседа
  3. Изучение нового материала
  • Цели и задачи внешней политики Екатерины II
  • Основные направления внешней политики Екатерины
  • Основные события внешней политики Екатерины II
  • Итоги внешней политики второй половины XVIII века.

4.Обобщение.

5. Закрепление ранее изученного.

6. Рефлексия.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу

Приветствие, определение степени готовности к уроку, настрой на работу

2

Мотивационная беседа

Внешнюю политику считают самой блестящей стороной государственной деятельности Екатерины II. Она сама вникала в детали военных операций, работала как настоящий начальник генерального штаба, входила в подробности военных приготовлений, следила за всем происходящим на фронтах.

Екатерина II сформулировала свои собственные «правила управления»:

  1. Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
  2. Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение к соседям.  

(Записки императрицы Екатерины Второй. СПб., 1907. С.647).

 XVIII век – это эпоха военного могущества страны, укрепления авторитета и безопасности Российского государства.

Итак, тема нашего урока «Россия в европейской и мировой политике во второй половине XVIII века. Русско-турецкие воины и их итоги»

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова известного русского историка Н.Карамзина: «Петр I удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.  Н. М Карамзин.

Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины, мы с вами выясним в конце урока.

Слушают

Записывают тему урока

Проверка д/з

-1 человек (у доски)- династия Романовых

- фронтально – опрос по д/з

Изучение новой темы

1) Цели и задачи внешней политики Екатерины II.

 Основные направления внешней политики Екатерины.

Основные задачи внешней политики России во второй половине 18 века.

1.Борьба с Турцией за выход к Черному морю. - Южное

2.Возвращение в состав России украинских и белорусских земель.  - Западное

3. Усиление влияния в Европе - Западное

4. Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.- Северо-западное

2)Основные события внешней политики Екатерины II.

1. Русско-турецкая война 1787-1791 гг (работа по группам):

1 группа –хронологические рамки, причина, участники

2 группа – ход войны

3 группа – итог и значение

Однако обе стороны рассматривали этот договор как временный. Они готовились к новой войне.

      Поводом к ней послужили события в Крыму, где произошел переворот. И в 1783 году Екатерина II издала манифест о  присоединении Крыма к России. Летом 1787 года Екатерина предприняла демонстративное путешествие в Крым (Тавриду) в сопровождении австрийского императора.

Все это вызвало бурю негодования в Турции. В июле 1787 года султан предъявил России ультиматум, в котором потребовал возвращения Крыма, восстановления власти Турции в Грузии и досмотра русских кораблей, идущих через Босфор и Дарданеллы. Россия ответила отказом. В августе султан объявил России войну, которая длилась четыре года.

Военное превосходство России стало очевидным сразу. Осенью 1787 года турки высадили крупный десант на Кинбурнскую косу в устье Днепра. Оборонявшие Кинбурн войска под командованием Суворова разбили и уничтожили десант. В 1788 году войска под командованием Г. А. Потемкина овладели крепостью Очаков.

Летом 1789 года произошли решающие сражения при Фокшанах и Рымнике, в ходе которых войска Суворова разгромили численно превосходивших их турок.

Главным событием заключительного этапа войны стала осада и взятие казавшейся неприступной крепости Измаил, оборону которой вели 35 тысяч человек. Комендант Измаила самоуверенно заявил, что «скорее небо упадет на землю», чем противник сможет взять эту крепость.  Первые попытки штурма действительно не принесли успеха русским войскам. Лишь после назначения Суворова командующим дело сдвинулось с места.

Прославленный полководец стал готовить войска к штурму. Были созданы макеты крепости в натуральную величину, заготовлены лестницы для штурма, солдат учили преодолевать препятствия. Войска буквально день и ночь тренировались.

После артиллерийской подготовки 11 декабря 1790 года начался штурм крепости. Десять часов шел бой, после чего неприступный Измаил пал. Турки потеряли 26 тысяч своих солдат. Потери со стороны штурмовавших русских составили 2 тысячи человек. Одной из колонн наступавших командовал генерал- майор М. И. Кутузов. Летом 1791 года русские войска окончательно разгромили турецкую армию на Балканах. Тогда же молодой русский Черноморский флот во главе с Федором Федоровичем Ушаковым разбил турецкую эскадру в Керченском проливе.

Турция была окончательно разгромлена и запросила мира. По Ясскому мирному договору 1791 года границей между двумя странами стала река Днестр. Турция признала все завоевания России в Северном Причерноморье.

(просмотр видео и работа с картой)

2)Разделы Речи Посполитой. Работа с картой. Видеофрагмент.

Союзные с Россией Австрия и Пруссия неоднократно предлагали России предпринять раздел слабеющей Речи Посполитой.

. В 1772 году Россия, Австрия и Пруссия разделили между собой часть территорий этого государства. Россия получила восточную Белоруссию и часть Ливонии.

Второй раздел, в котором участвовали Пруссия и Россия, произошел в 1793 году к России отшли Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это означало, что многие старинные русские земли вошли в состав России.

 Третий  раздел Польши произошел в 1795 году. К России отошли основная часть Литвы, Западная Белоруссия и Западная Волынь, а также было подтверждено включение в состав России Курляндии.

3) Борьба с революционной Францией.

Одна из внешнеполитических задач - борьба с революционной Францией - только начиналась решаться при Екатерине II. Последовательное продолжение она получила при царствовании сына Павла I. Но и Екатерина заняла враждебную позицию по отношению к революционной Франции, щедро поддерживала французских эмигрантов-роялистов, субсидировала военные приготовления Пруссии и Австрии против Франции и в 1791 г. заключила союз со Швецией и Англией для совместной интервенции против нее. К походу во Францию готовился 60-тысячный корпус Суворова, но ее смерть помешала этому. Тем не менее, русский флот участвовал в морской блокаде Франции. Активная борьба с революционной Францией сопровождалась реакцией внутри страны, гонениями на просветителей.

4) Сохранение безопасности петровских завоеваний в Прибалтике.

В самый разгар русско-турецкой войны 1787—1791 годов шведский король, воспользовавшись тяжелым положением России, предпринял последнюю попытку возвратить часть петровских завоеваний. Кроме требования вернуть все завоеванное Россией побережье Прибалтики, он потребовал от Екатерины возвратить Турции (с которой он выступал в союзе) все ее черноморские приобретения. Военные действия начались в 1788 году и шли с переменным успехом на территории Финляндии и на Балтийском море. Судьбу войны решило Выборгское морское сражение в июне 1790 года, завершившееся победой русского флота. В июле был заключен мирный договор. Война закончилась без изменения границ между двумя странами. Ее главным итогом было заключение союзнических отношений между Россией и Швецией, что означало

Заполнение таблицы.

Запись основных событий

Просмотр видеофрагмента.

Итоги внешней политики второй половины XVIII века.

  • Южное направление - В результате русско-турецких войн (1768 - 1774 и 1787 - 1791) к России были присоединены земли Новороссии (1774) (сейчас южная Украина), Крыма и Кубани. Основаны города Севастополь, Екатеринослав, Одесса и др.
  • Западное - Разделы Польши 1772, 1793, 1795.  К России отошла Белоруссия и Правобережная Украина (1793), а также Курляндия и Литва (1795).
  • Сохранение завоеваний  в Прибалтике
  • Налаживание отношений с США
  • Укрепление международного авторитета

Работа с учебником / документом, заполнение таблицы

  1. Расширение территории,
  2. Увеличение населения
  3. Повышение международного статуса

5

Обобщение

«Петр 1 удивил Европу своими победами, Екатерина приучила ее к нашим победам”.  Н. М Карамзин.  Прав ли был Карамзин в своей оценке внешнеполитической деятельности Екатерины.

Вывод: Действительно, гром победы сопутствовал внешней политике российского правительства при Екатерине II. Императрица проводила активную и успешную для России внешнюю политику.

Ответы на вопрос:

Прав, много завоевала

6

Закрепление изученного

Вопросы по направлениям внешней политики

Отвечают на вопросы

7

Рефлексия

Что понравилось, что нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внешняя политика России во второй половине 19 века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»

Урок по истории России в 8 классе по теме «Внешняя политика России во второй половине 18 века. Русско – турецкая война 1877-1878 годов». Урок предполагает получение учащимися не только знаний по внешн...

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века

Конспект урока истории - Внешняя политика России во второй половине XVIII века...

Презентация по теме "Внешняя политика России во второй половине XVIII века"

Учащиеся, находящиеся на сборах и соревнованиях, не всегда могут взять с собой учебники. С целью облегчить возможность изучить материал в электронный дневник к каждой теме мною выкладываются презентац...

«Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.».

технологическая карта урока истории в 9 классе на тему: «Внешняя политика России во второй половине XIX века. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.»....

Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века»

Презентация к уроку истории «Русско-турецкие войны второй половины XVIII века» (8 класс)...