Статья по истории "Экскурсия - как форма обучения"
статья по истории
Статья о педагогическом значении экскурсий, о их месте в учебно-воспитательной работе учителя истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о роли экскурсий в учебно-воспитательной работе учителя истории. | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья по истории: "Экскурсия - как форма обучения"
Когда начинаешь изучать историю, невольно задаешься вопросом: вот бы оказаться в том времени и месте, о которых рассказывает на уроках учитель. Мы живем в большом городе - культурном центре нашей Родины, где есть много мест, связанных с историей. В Санкт-Петербурге много музеев, архитектурных зданий и памятников, которые создают ощущение прошлого и настоящего. Поэтому, экскурсия в музей или по городу может быть рассмотрена как форма обучения учащихся школы.
Изучаемый на уроках истории материал дополняется конкретными наблюдениями на экскурсиях, которые помогают выработать правильное представление об окружающей действительности, способствуют расширению кругозора учащихся. Изучение вещественных памятников позволяет показать учащимся исторические события, быт и труд народа, соотнести прошлое и настоящее края, малой Родины в свете истории России и истории мира в целом.
Педагогическое значение экскурсии очень велико. На экскурсиях учащиеся познают прошлое общества, устанавливают связь между содержанием учебника, урока и окружающей действительностью, находят подтверждение теории, учатся видеть развитие истории вокруг себя. Экскурсии дают возможность учащимся знакомиться с подлинными памятниками истории, краеведческими объектами в их естественных условиях. На экскурсии объектом познания и воспитания присутствуют наглядные средства, подлинные памятники истории. Такая особенность делает экскурсию важнейшим средством активизации познавательной деятельности учащихся, повышает интерес к изучению истории и других наук о развитии общества.
Цель экскурсии: установление связи между местным и общеисторическим материалом, углубление и обобщение общеисторического материала на базе вещественных и письменных исторических памятников края, страны.
В школьной практике можно проводить разные виды экскурсий.
1.Экскурсии по программе (по изучаемым темам на уроках);
2. Экскурсии по программе внеурочной деятельности.
По месту в учебно-воспитательной работе экскурсии можно условно разделить на:
а) Экскурсии, предшествующие изучению учебного материала на уроке или на занятиях внеурочной деятельности (вводные);
б) Урок-экскурсия (получение новых знаний с последующей их систематизацией и закреплением на уроке);
в) Экскурсии, проводимые после изучения соответствующей темы на уроке или на занятиях внеурочной деятельности (итоговая экскурсия).
По месту нахождения интересующих объектов экскурсии бывают ближними и дальними.
По характеру изучения материала и ознакомления с ним – экскурсии бывают тематические и комплексные.
Имеется и предметная классификация экскурсий: исторические, этнографические, археологические, экологические, фольклорные и др.
Методика организации экскурсии включает:
1) постановка цели экскурсии;
2) вводная беседа;
3) передвижение по маршруту экскурсии и ознакомление с объектами в сочетании с объяснениями экскурсовода;
4) вопросы и комментарии учителя, если он сам не является экскурсоводом;
5) учет возрастных и психологических особенностей ребят;
6) разработку общих и индивидуальных заданий участниками экскурсии;
7) знакомство с правилами поведения и техникой безопасности на объектах;
8) оформление необходимой документации;
9) формы подведения итогов (конференция, выставка собранных материалов).
Исторические экскурсии включают посещение памятных мест, улиц и площадей, связанных с историческими событиями, осмотр памятников материальной культуры, зданий и памятных мест. В этих условиях с особым интересом слушают учащиеся рассказы о былом, основанные на данных исторических документах, описаний, воспоминаний живых свидетелей. Перед нами восстанавливаются картины прошедших лет. Они вносят в историческое представление учащихся образность, конкретизируют их знание, воспитывают умение видеть главное, связывая частное, местное с общим. Особую группу экскурсий составляют археологические экскурсии. Археологические экскурсии проводятся не только в музеи для ознакомления с вещественными доказательствами деятельности человека, в далеком прошлом (орудия труда, оружие и различная утварь), но и в места расположения городищ, стоянок, курганов, где ученые ведут раскопки. В задачу историко - краеведческих экскурсий входят и экскурсии в современность. Они знакомят учащихся с сегодняшним днем города и деревни, совершают небольшой экскурс в прошлое. Эти экскурсии предполагают изучение учащимися города, улицы, посещение предприятий, архитектурных сооружений. Возможно проведение комплексных экскурсий, раскрывающих изучаемый объект с разных точек зрения, нередко с посещением музеев, выставок.
Особый интерес у учащихся, на мой взгляд, вызывают экскурсии, когда в качестве экскурсовода выступают сами ученики. Конечно, такой прием работы требует большой подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны ученика. Учителю необходимо подготовить учащихся к роли экскурсовода, что подразумевает дополнительные занятия и консультации. Учитель выступает в роли режиссера, помогая отобрать нужный материал, составить текст. Такой способ можно применять во внеурочной деятельности, так как именно такие занятия посещают учащиеся, интересующиеся историей.
Таким образом, материал, полученный на экскурсиях, активно способствует не только усвоению знаний, но и повышению интереса к истории как науки. Ученики, воочию ознакомившиеся с подлинными памятниками истории, глубже начинают понимать закономерности исторического развития общества. У них пробуждаются и развиваются высокие чувства любви к своему краю, к героическому прошлому Родины и ее настоящему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация игровых форм обучения на уроках русского языка".
Использование игровых приемов на уроках создает атмосферу увлеченности, делает интересным самый скучный материал. Такая форма работы облегчает запоминание и усвоение материала....
Статья "Нетрадиционные формы обучения"
Нетрадиционные формы обучения и закрепления учебного материала в школьной практике не являются изобретением последнего времени. Многие уроки по объему и содержанию рассм...
Статья "Игровые формы обучения"
Процессы обновления в сфере обучения в отечественной школе создают условия, в которых педагогам предоставлены право и возможность сам...
Статья.Использование задачной формы обучения в преподавании русского языка и литературы.
В настоящее время скорость обновления знаний и технологий огромна.Это требует постоянного повышения уровня профессионализма,переподготовки.Значит,необходимы изменения в структуре образования, включени...
Статья. "Интерактивные методы и формы обучения на уроках английского языка".
Круглый стол для учителей английского языка района был подготовлен и проведен с моей коллегой Ивановой Юлей Владимировной...
Статья на тему: «Активные формы обучения при подготовке домашнего задания как средство повышения мотивации учеников в условиях школы-интерната»
В статье рассказывается о методах и приемах, используемых при подготовке домашнего задания для повышения мотивации обучения. Формы работы способствуют развитию внимания, памяти, мышления, снижают утом...
Статья "Исследовательская работа как форма обучения"
В этой статья я обобщаю опыт организации исследовательской работы учащихся нашей гимназии. Выделяю основные этапы подготовки исследовательской работы, содержание этих этапов, формы отчетности о продел...