Урок - ролевая игра "Суд над Борисом Годуновым"
план-конспект урока по истории (7 класс)

Бочарникова Татьяна Александровна

Интегрированный урок, комплексно сочетающий закрепление знаний учащихся по учебным курсам История России (Смутное время), право, литература. Форма ролевой игры активизирует учебную активность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_godunov.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории

«Суд над Борисом Годуновым»

Тип урока: интегрированный (история, право, литература).

Форма проведения: ролевая игра.

Класс: 7-б.

Дата проведения: 30.11.2018.

Учитель: Бочарникова Т.А.

Цель: углубить знания учащихся по российской истории начала 17 века.

Задачи:

  • развитие коммуникативных навыков публичного выступления;
  • развитие способности логически мыслить и доводить свои аргументы до окружающих;
  • знакомство с процедурой суда с участием присяжных заседателей;
  • развитие критического мышления;
  • активизация познавательного интереса;
  • стремление к самосовершенствованию;
  • повышение эффективности взаимодействия при работе в группе.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • классная доска;
  • видео материалы по истории начала 17 века: Н. Карамзин, «История государства Российского», серия 289 – «Убиение царевича Дмитрия».
  • Учебник «История России, 7 класс, часть 1»; авторы Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.; М., «Просвещение», 2017 г.; п.11, с.89-94.
  • Ресурсы сети Интернет.

Звучит великий колокольный звон из оперы Мусоргского «Борис Годунов»

Ход урока.

Введение в историческую обстановку:

Покончив с противниками, будущий царь решил устранить последнего претендента на престол. У Грозного остался еще один потомок – царевич Дмитрий, сосланный с матерью в Углич. Ребенок погиб в 1591 году, наткнувшись на нож во время приступа эпилепсии. Специально созданная комиссия не обнаружила следов преступления в смерти царевича. Шурина царя не обвинили в убийстве Дмитрия, так как прямых доказательств вины не нашлось, только косвенные улики.

Этот момент биографии чудесно выразил Пушкин в трагедии «Борис Годунов» стихотворной строкой: 

«И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста». 

СЕКРЕТАРЬ:

Встать, суд идет! Прошу садиться.

Слово предоставляется Федеральному судье КОВАЛЕНКО Владиславу Викторовичу.

СУДЬЯ:

Слушается дело в отношении правителя Российского Государства ГОДУНОВА Бориса Федоровича, 1552 года рождения, обвиняемого в зверском убийстве 15 мая 1591 года в г. Углич несовершеннолетнего  Дмитрия Иоановича, 9 лет от роду.

Об обстоятельствах данного дела лучше заслушать свидетельские показания. Слово предоставляется известному российскому историку и литератору Карамзину Николаю Михайловичу  (видео).

Слово для государственного обвинения предоставляется прокурору ЧИСТЯКОВОЙ Анне Андреевне.

ПРОКУРОР:

Уважаемый суд, уважаемые участники процесса, сегодня мы рассматриваем дела в отношении Бориса Годунова, обвиняемого в убийстве царевича Дмитрия.

В 1591 году при загадочных обстоятельствах умер младший сын, наследник престола Ивана Грозного – Димитрий.

Отправленная Борисом Годуновым комиссия для  расследования гибели Димитрия свидетельствует только о том, что он  всеми силами пытался отвести обвинения от себя.

Борис Годунов стремиться занять престол, поэтому смерть не была случайной, а наоборот – преднамеренной.

Предлагаю выслушать показания 1 свидетеля (Федоров Дмитрий).

Предлагаю выслушать показания 2 свидетеля (Хачатрян Эрнест).

Таким образом, учитывая изложенные факты по данному делу, требую максимального срока наказания: на протяжении всей русской истории пусть все знают, что убийца Дмитрия – ГОДУНОВ!

СУДЬЯ:

Слово для защиты предоставляется адвокату подсудимого Курашкиной Ольге Евгеньевне.

АДВОКАТ:

Добрый день, уважаемый суд, уважаемые участники процесса. Сегодня мы рассматриваем дело Бориса Годунова, который обвиняется в убийстве царевича Димитрия.

Я, как адвокат Бориса Федоровича, считаю, что он не виновен в убийстве.

Расследовав дело, я хочу предоставить факты, подтверждающие, что это был несчастный случай:

1) Царевич болел эпилепсией, и, как нам известно, у него уже были ножевые ранения, который он сам себе нанес. Возможно, это был несчастный случай, и царевич убил себя роковым движением.

2) В момент смерти мальчик играл в «ножечки» и, возможно, в припадке покалечил себя.

Так же я провела собственное расследование, в ходе которого  опросила свидетелей. Их было 140. Непосредственными очевидцами были три няньки и четыре ребенка, постоянно игравшие вместе с царевичем. Главной виновницей называла себя кормилица Арина Тучкова.  Она утверждала, что должна была предугадать наступление приступа и отобрать у мальчика нож.

Также я опросила ребенка, который играл с мальчиком на тот момент.  Он утверждал, что в момент игры Димитрию стало плохо, после чего дети увидели кровь.

Давайте не забывать, что Федору Ивановичу в правлении помогал не только Борис Годунов (самый приближенный боярин), но еще и Иван Мстиславский (старший боярин), Никита Юрьев (воевода), Иван Шуйский и Богдан Вельский. У них тоже мог быть умысел на убийство Дмитрия.

Возможно, убил маленького Царевича кто-то из шуринов, тем самым подставив Годунова, поскольку тот был родственником Федора.

Предлагаю выслушать показания 1 свидетеля (Ханаева Хадижа).

Предлагаю выслушать показания 2 свидетеля (Струсь Максим).

С помощью доказательств, мы пришли к выводу, что мальчик сам себя покалечил и Борис Федорович не виновен.

СУДЬЯ:

Заключительное слово предоставляется подсудимому Годунову Борису Федоровичу.

ГОДУНОВ:

Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели, жители Российского Государства! Смерть Дмитрия была случайностью. Я не имел к ней никакого отношения, потому что на тот момент мне это было совершенно невыгодно. Не мог я в 1591 году предполагать, что царь Федор через несколько лет умрет, так и не оставив наследников.

В создании моего негативного образа были заинтересованы Романовы. Именно они оклеветали меня, навязали народу образ кровавого палача, ввергшего Русь в смуту, и заставили забыть о позитивных итогах моего правления.

Я не признаю себя виновным!

СУДЬЯ:

Уважаемые присяжные заседатели! Выслушав все аргументы обвинения и защиты, вам предоставляется время для вынесения заключительного вердикта.

Вы должны ответить на вопросы:

1) Причастен ли подсудимый к убийству Дмитрия или нет?

2) Виновен ли подсудимый в убийстве Дмитрия или нет?

3) Если виновен, то заслуживает ли он снисхождения?

(присяжные обсуждают вердикт).

СУДЬЯ:

Уважаемые присяжные заседатели прошу ответить на поставленные вопросы:

По первому вопросу –

По второму вопросу –

По третьему вопросу -

СЕКРЕТАРЬ:

Встать! Суд удаляется для принятия решения.

СЕКРЕТАРЬ:

Встать, суд идет!

СУДЬЯ:

Выслушав вердикт присяжных, аргументы обвинения и защиты, суд принимает решение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"

Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"  (презентация на три урока). Программа Т.Ф.Курдюмовой. Музыкальные файлы - приложение к презентации....

урок "Роль Бориса Годунова в истории России"

Разработка урока по истории России, построенный на анализе отрывков из произведения "Борис Годунов" А.С.Пушкина и исторических материалов, сопровождающийся театрализованным представлением, расчитанный...

Конспект урока "Правление Бориса Годунова. Причины Смуты".

Урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы....

Презентация к уроку "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"

Урок истории в 7 классе разработан и проведён в соответсвии с ФГОС....

Методическая разработка урока истории в 7 классе Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова

Методическая разработка урока истории в 7 классе  Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова...

методическая разработка урока по теме: "Правление Бориса Годунова"

методическая разработка урока для учащихся 7 класса...