Урок - ролевая игра "Суд над Борисом Годуновым"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Интегрированный урок, комплексно сочетающий закрепление знаний учащихся по учебным курсам История России (Смутное время), право, литература. Форма ролевой игры активизирует учебную активность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_godunov.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории
«Суд над Борисом Годуновым»
Тип урока: интегрированный (история, право, литература).
Форма проведения: ролевая игра.
Класс: 7-б.
Дата проведения: 30.11.2018.
Учитель: Бочарникова Т.А.
Цель: углубить знания учащихся по российской истории начала 17 века.
Задачи:
- развитие коммуникативных навыков публичного выступления;
- развитие способности логически мыслить и доводить свои аргументы до окружающих;
- знакомство с процедурой суда с участием присяжных заседателей;
- развитие критического мышления;
- активизация познавательного интереса;
- стремление к самосовершенствованию;
- повышение эффективности взаимодействия при работе в группе.
Оборудование:
- ноутбук;
- классная доска;
- видео материалы по истории начала 17 века: Н. Карамзин, «История государства Российского», серия 289 – «Убиение царевича Дмитрия».
- Учебник «История России, 7 класс, часть 1»; авторы Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.; М., «Просвещение», 2017 г.; п.11, с.89-94.
- Ресурсы сети Интернет.
Звучит великий колокольный звон из оперы Мусоргского «Борис Годунов»
Ход урока.
Введение в историческую обстановку:
Покончив с противниками, будущий царь решил устранить последнего претендента на престол. У Грозного остался еще один потомок – царевич Дмитрий, сосланный с матерью в Углич. Ребенок погиб в 1591 году, наткнувшись на нож во время приступа эпилепсии. Специально созданная комиссия не обнаружила следов преступления в смерти царевича. Шурина царя не обвинили в убийстве Дмитрия, так как прямых доказательств вины не нашлось, только косвенные улики.
Этот момент биографии чудесно выразил Пушкин в трагедии «Борис Годунов» стихотворной строкой:
«И всё тошнит, и голова кружится,
И мальчики кровавые в глазах...
И рад бежать, да некуда... ужасно!
Да, жалок тот, в ком совесть нечиста».
СЕКРЕТАРЬ:
Встать, суд идет! Прошу садиться.
Слово предоставляется Федеральному судье КОВАЛЕНКО Владиславу Викторовичу.
СУДЬЯ:
Слушается дело в отношении правителя Российского Государства ГОДУНОВА Бориса Федоровича, 1552 года рождения, обвиняемого в зверском убийстве 15 мая 1591 года в г. Углич несовершеннолетнего Дмитрия Иоановича, 9 лет от роду.
Об обстоятельствах данного дела лучше заслушать свидетельские показания. Слово предоставляется известному российскому историку и литератору Карамзину Николаю Михайловичу (видео).
Слово для государственного обвинения предоставляется прокурору ЧИСТЯКОВОЙ Анне Андреевне.
ПРОКУРОР:
Уважаемый суд, уважаемые участники процесса, сегодня мы рассматриваем дела в отношении Бориса Годунова, обвиняемого в убийстве царевича Дмитрия.
В 1591 году при загадочных обстоятельствах умер младший сын, наследник престола Ивана Грозного – Димитрий.
Отправленная Борисом Годуновым комиссия для расследования гибели Димитрия свидетельствует только о том, что он всеми силами пытался отвести обвинения от себя.
Борис Годунов стремиться занять престол, поэтому смерть не была случайной, а наоборот – преднамеренной.
Предлагаю выслушать показания 1 свидетеля (Федоров Дмитрий).
Предлагаю выслушать показания 2 свидетеля (Хачатрян Эрнест).
Таким образом, учитывая изложенные факты по данному делу, требую максимального срока наказания: на протяжении всей русской истории пусть все знают, что убийца Дмитрия – ГОДУНОВ!
СУДЬЯ:
Слово для защиты предоставляется адвокату подсудимого Курашкиной Ольге Евгеньевне.
АДВОКАТ:
Добрый день, уважаемый суд, уважаемые участники процесса. Сегодня мы рассматриваем дело Бориса Годунова, который обвиняется в убийстве царевича Димитрия.
Я, как адвокат Бориса Федоровича, считаю, что он не виновен в убийстве.
Расследовав дело, я хочу предоставить факты, подтверждающие, что это был несчастный случай:
1) Царевич болел эпилепсией, и, как нам известно, у него уже были ножевые ранения, который он сам себе нанес. Возможно, это был несчастный случай, и царевич убил себя роковым движением.
2) В момент смерти мальчик играл в «ножечки» и, возможно, в припадке покалечил себя.
Так же я провела собственное расследование, в ходе которого опросила свидетелей. Их было 140. Непосредственными очевидцами были три няньки и четыре ребенка, постоянно игравшие вместе с царевичем. Главной виновницей называла себя кормилица Арина Тучкова. Она утверждала, что должна была предугадать наступление приступа и отобрать у мальчика нож.
Также я опросила ребенка, который играл с мальчиком на тот момент. Он утверждал, что в момент игры Димитрию стало плохо, после чего дети увидели кровь.
Давайте не забывать, что Федору Ивановичу в правлении помогал не только Борис Годунов (самый приближенный боярин), но еще и Иван Мстиславский (старший боярин), Никита Юрьев (воевода), Иван Шуйский и Богдан Вельский. У них тоже мог быть умысел на убийство Дмитрия.
Возможно, убил маленького Царевича кто-то из шуринов, тем самым подставив Годунова, поскольку тот был родственником Федора.
Предлагаю выслушать показания 1 свидетеля (Ханаева Хадижа).
Предлагаю выслушать показания 2 свидетеля (Струсь Максим).
С помощью доказательств, мы пришли к выводу, что мальчик сам себя покалечил и Борис Федорович не виновен.
СУДЬЯ:
Заключительное слово предоставляется подсудимому Годунову Борису Федоровичу.
ГОДУНОВ:
Ваша честь, уважаемые присяжные заседатели, жители Российского Государства! Смерть Дмитрия была случайностью. Я не имел к ней никакого отношения, потому что на тот момент мне это было совершенно невыгодно. Не мог я в 1591 году предполагать, что царь Федор через несколько лет умрет, так и не оставив наследников.
В создании моего негативного образа были заинтересованы Романовы. Именно они оклеветали меня, навязали народу образ кровавого палача, ввергшего Русь в смуту, и заставили забыть о позитивных итогах моего правления.
Я не признаю себя виновным!
СУДЬЯ:
Уважаемые присяжные заседатели! Выслушав все аргументы обвинения и защиты, вам предоставляется время для вынесения заключительного вердикта.
Вы должны ответить на вопросы:
1) Причастен ли подсудимый к убийству Дмитрия или нет?
2) Виновен ли подсудимый в убийстве Дмитрия или нет?
3) Если виновен, то заслуживает ли он снисхождения?
(присяжные обсуждают вердикт).
СУДЬЯ:
Уважаемые присяжные заседатели прошу ответить на поставленные вопросы:
По первому вопросу –
По второму вопросу –
По третьему вопросу -
СЕКРЕТАРЬ:
Встать! Суд удаляется для принятия решения.
СЕКРЕТАРЬ:
Встать, суд идет!
СУДЬЯ:
Выслушав вердикт присяжных, аргументы обвинения и защиты, суд принимает решение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова"
Урок литературы в 8 классе "Отрывок из "Бориса Годунова" (презентация на три урока). Программа Т.Ф.Курдюмовой. Музыкальные файлы - приложение к презентации....
урок "Роль Бориса Годунова в истории России"
Разработка урока по истории России, построенный на анализе отрывков из произведения "Борис Годунов" А.С.Пушкина и исторических материалов, сопровождающийся театрализованным представлением, расчитанный...
Конспект урока "Правление Бориса Годунова. Причины Смуты".
Урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы....
Конспект урока: "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова", 7 класс
Конспект урока в 7 классе...
Презентация к уроку "Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова"
Урок истории в 7 классе разработан и проведён в соответсвии с ФГОС....
Методическая разработка урока истории в 7 классе Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова
Методическая разработка урока истории в 7 классе Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова...
методическая разработка урока по теме: "Правление Бориса Годунова"
методическая разработка урока для учащихся 7 класса...