Метапредметный урок (история+биология) Праздник хлеба
методическая разработка по истории (7 класс)
Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, Родине; помочь детям почувствовать атмосферу военных лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
метапредметный урок | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №6
Подготовила: Дьяченко Инна Николаевна, Щукина Людмила Ивановна
Сценарий праздника «Чудо земли – хлеб!»
Цели: показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, Родине; помочь детям почувствовать атмосферу военных лет.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, текстов; подбор обучающимися пословиц, поговорок о хлебе, составление презентации к мероприятию.
Оформление класса: на столе - каравай на рушнике, на доске — связки баранок, рисунки с изображением хлеба, ваза с колосками пшеницы, куски хлеба 125 г, 50 г
Под звуки песни «Русское поле» (слова И.Гофф, музыка Я.Френкеля) в класс входят учащиеся, гости праздника и родители. Выходят мальчик и девочка в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.
- Вступительная часть
Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о хлебе. Мы узнаем о том, как выглядел хлеб, впервые испеченный человеком, об истории возделывания хлебных растений, о том как пекут хлеб сегодня и почему нужно бережно относиться к хлебу. Чтение учителем сказки “Что самое ценное в нашей жизни?” Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес к ювелиру, спросил:
- Сколько стоит мой самородок?
-1000 руб. – ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому торговцу. Тот оценил его самородок в 5 тысяч рублей. Третий же ювелир сказал:
-Стоит твоя находка 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом.
-Я знаю, что ничего нет дороже золота на земле, - сказал он седобородому старцу, - но не могу я установить истинную цену самородку. Взял в руки золото мудрец: “Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, потому, что ты ошибаешься, что золото дороже всего на свете. Попробуй неделю не поесть – отдашь самородок за кусок хлеба. Вот и разумей теп
Передают хлеб-соль учителю.
Белялев: Вот он – хлебушко душистый,
Вот он теплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел…
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Сконникова. Хлеб - всему голова. Как только не называют его люди: и хлебушко, и кормилец. Хлеб- первая и главная еда человека. Так было тысячелетия назад, так обстоит дело и сегодня, так надо полагать, останется и впредь. Без хлеба мы не садимся за стол. Без него не ни завтрака, ни обеда, ни ужина. Без хлеба самая вкусная еда теряет свою прелесть, становится скучной и неаппетитной.
Бевзюк. Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. По историческим документам известно, что финикийцы занимались хлебопашеством и вывозили зерно в другие страны. Особенно процветало хлебопашество в Древнем Египте, откуда оно перешло к грекам. Все эти народы культивировали преимущественно пшеницу и ячмень. В Европу хлебное зерно привезли из Азии.
Степанов. Хлеб человек возделывает более 10 тыс. лет. Но в разные эпохи люди выращивали разные виды хлебных злаков. Вспомните «Сказку о попе и его работнике Балде» А.С.Пушкина. Нанимаясь на работу, Балда говорит:
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу.
Есть же мне давай вареную полбу.
Строки эти помнят многие, а вот то, что полба это одна из наиболее древних культурных пшениц мало кто знает. Она была основным «хлебом» жителей Древнего Египта. Из нее варили вкусную и питательную кашу, для чего хлебные зерна толкли в деревянной ступке, превращая в крупу. Затем зерна стали предварительно поджаривать для облегчения дробления и придания им сладковатого вкуса. Приготовленной из такого зерна кашей кормили воинов во время походов. Ее ели в холодном и разогретом виде с добавлением сала.
Ученик: У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но ещё больше необходимый, чем мирное время. Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб» - это слово «жизнь». В нашей стране, залечившей тяжёлые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, коры, кореньев, желудей, семян лебеды и другого.
Слайд 1. Звучит метроном.
Ученик: 900 дней жили в условиях блокады ленинградцы. В это время рабочие получали по 250 г хлеба, а жители города 125 г.
Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 г черного хлеба, а другой читает воспоминание медсестры яслей-сада № 5 г. Отрадное Ленинградской области В. И. Богдановой.
Ученица: "Помню тёмный, вязкий, маленький кусочек чёрного хлеба. Только один кусочек! На всех – взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики…
Помню, как на коленях ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба...
Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паёк. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг на колхозной пашне. И эта память все годы жжёт моё сердце ненавистью к войне".
Слайд 2.
Ученица: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик чёрного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»
Звучит «Реквием» В. А. Моцарта.
Учитель: Слайд 3. Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится её дневник. Вот он. Слайд 4
В нём есть короткие трагические записи:
Слайд 5.
Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г.
Лена умерла 17 марта в 5 часов утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г.
Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 4 часа дня 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась только Таня. Её увезли в посёлок Шатки Горьковской области. Но девочка, истощённая голодом, умерла.
Никто из нас не остаётся равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало краюшки хлеба, и они умирали.
Ученик: Слайд 6. В Ленинграде, это было в пятидесятые годы, на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они ещё ходили по Невскому), за сигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось всё движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперёд руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперёд, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Слайд 23. Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.
Ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:
На Невском замерло движение…
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье.
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В её протянутых руках
Горбушка чёрная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И всё забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
- Кусочек этот бы тогда –
И сына б я не потеряла.
- Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед? Слайд 7
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл? Слайд 8
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времён.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Учитель: - А вы, ребята, бережёте, цените хлеб?
- Вы знаете, как надо обращаться с хлебом? ( Бережно, никогда не выбрасывайте хлеб). А как же пекут хлеб сегодня? Об этом нам расскажут пекари.
Дроздова. Сейчас хлеб выпекают на хлебозаводах. Это процесс автоматизирован и регулируется очень точными приборами. Снаружи многие хлебозаводы - это большие круглые здания, похожие на многоэтажную карусель. А внутри на каждом этаже по кругу движутся огромные чаши, в которых замешано тесто. Скорость движения по этим кругам рассчитана так, что тесто успевает подойти. Пройдя полный круг, чаша опрокидывается, и тесто опускается этажом ниже. Полотняные люльки с небольшими кусками теста - будущими батонами - вращаются в кольцевых печах, где выпекается хлеб. Готовые батоны проваливаются в отверстия и попадают на самый нижний этаж, где их уже ждут автомашины с надписью «Хлеб». В середине такого здания - огромная колонна, а в ней «лифты» для муки, трубы для воды и т.д.
Варламова. Есть и другие хлебозаводы, где тесто готовят в длинных корытах, прикрытых прозрачным колпаком. Вдоль корыта проходит вал с лопастями. Вал вращается и, как винт мясорубки, продвигает тесто, которое попадает сначала в машины, разделывающие его на кусочки, а потом в печь.
Когда – то труд хлебопека был очень тяжелым: с утра до ночи месил он тесто, ставил хлебы в горячую печь. Теперь наши хлебозаводы кажутся безлюдными – в светлых просторных цехах можно встретить лишь людей, управляющих машинами.
Учитель. Уважаемые наши пекари, не могли бы вы дать советы покупателям – как подольше сохранить хлеб свежим?
Советы пекаря. Чтобы сохранить хлеб свежим, надо положить его в эмалированную посуду или в полиэтиленовый пакет; чтобы он стал мягким, его можно завер- Вы знаете, как надо обращаться с хлебом? ( Бережно, никогда не выбрасывайте хлеб).
Учитель. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, взятый вами кусочек, как поступить тогда?
1. Из оставшихся кусочков хлеба можно пожарить гренки.
2. Можно посушить оставшиеся кусочки хлеба и пить чай с сухариками. Их можно есть и с первыми блюдами.
3.Если пропустить оставшиеся высушенные кусочки хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.
4. Можно отдать недоеденный хлеб животным.
Подведём итог. Прочитайте правила обращения с хлебом.
1. Берегите хлеб, он дорого достается.
2. Не оставляйте недоеденных кусков.
3. Никогда не бросайте хлеб.
4. Продлите жизнь чёрствому хлебу.
5. Поднимите кусочек хлеба, который вы нечаянно уронили, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Беречь хлеб нужно не только в столовой , в буфете, но и в поле. Если, к примеру, потерять один колос на 1 кв. м, то на поле в 1 га потери зерна составят – 10 кг, а на поле в 400 га – 4 т. Подумайте и решите задачу: Если учащиеся из 34 человека не доедят и выбросят 50 г хлеба, то сколько потеряется хлеба? (Ответ: 1,7 кг). А если так поступят учащиеся целой школы в количестве 500 человек? ( Ответ: будет выброшено 25 кг хлеба).
Помните! Беречь хлеб – священный долг каждого!
В конце урока учитель проводит анкетирование «Мое отношение к хлебу», школьники обсуждают ответы и задают вопросы друг другу.
Вопросы анкеты
- Кто никогда не выбрасывал хлеб?
- Нужно ли брать хлеба больше, чем можем съесть?
- Какой хлеб вы предпочитаете покупать?
- Какой хлеб в вашей семье любят больше всего – белый или черный?
- Какие булочные изделия вы покупаете к чаю?
Синквейн к слову ХЛЕБ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник "Хлеб-всему голова!"
Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это урок нравственности, основанный на государственных и общечеловеческих ценностях, уважитель...
Внеклассное мероприятие по технологии 5 класс "Праздник хлеба"
Внеклассное мероприятие...
презентация к внеклассному мероприятию "Праздник хлеба"
презентация...
Сценарий праздника "Хлеб - всему голова".
Данное мероприятие является одной из форм патриотического воспитания подрастающего поколения, это урок нравственности, основанный на государственных и общечеловеческих ценностях, уважительном и бережн...
Праздник хлеба!
Создать радостное настроение!...
Игровые технологии на уроках истории, биологии, географии, обществознания в условиях реализации стандартов второго поколения
Любая технология занимает промежуточное положение между наукой и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений. Следовательно, целью применения игровой технол...
Интегрированный праздник "Хлеб всему голова"
Интегрированное заняттие для дошкольников старшего возраста "Хлеб всему голова"...