«Адаптированная рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе для учащихся с ЗПР»
рабочая программа по истории (5 класс)
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 классов адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития – далее ЗПР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Адаптированная рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе для учащихся с ЗПР» | 27.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА п. ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
Утверждена приказом от «___»________ 2017 года № ___ |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА в 5 классе
для учащихся с ЗПР
Автор программы:
учитель истории
СОШ п. Верхнеказымский
Крушельницкая М.А.
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «История Древнего мира» для 5 классов адаптирована для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития – далее ЗПР)
Статус документа
Адаптированная рабочая программа по истории (далее Программа) разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории для 5– 9 классов общеобразовательных учреждений и авторской программы для 5 – 9 классов под редакцией А. А. Данилова, В. И. Уколовой, Л. С. Белоусова (М.: Сфера, 2015 г.) с учетом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом.
Программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; содержание учебного предмета ; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Нормативно-правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
− Конституция РФ;
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в Российской Федерации»;
− Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта
(с изменениями от 18 июля, 10 ноября 2009 г., 8 ноября 2010 г.);
− Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
− Пункт 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
− Пункт 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
− Методические рекомендации по разработке рабочих программ по русскому языку для специальных (коррекционных) классов VII вида под редакцией Н.Е. Галеевой.
− Материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР 5-9 классов (разработанные НИИ дефектологии, опубликованные в журнале «Дефектология» №1,2,3 в 1993 г.).
Актуальность программы
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что учащиеся в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (ЗПР) не могут освоить Программу по истории в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, нарушены фонематический слух и графоматорные навыки. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Однако адаптированная
программа призвана создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по истории, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую
коммуникативной, культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в программе даются дифференцированно. Одни исторические факты изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений об исторических событиях познается школьниками в результате практической деятельности.
Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому Программа составлена с учетом того, чтобы сформировать прочные орфографические и грамматические умения и навыки учащихся с ЗПР.
Новизна программы
Новизна Программы заключается в:
− логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ЗПР;
− выборе используемого дидактического материала в зависимости от психофизических особенностей детей.
− систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Для этого значительное место в программе отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года в каждом классе выделяются специальные часы. Темам, изучаемым в несколько этапов, на следующей ступени предшествует повторение сведений, полученных в предыдущем классе (классах). Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
Значимость программы
Значимость данной Программы заключается в углублении знаний исторических фактов, событий, понятий, явлений и процессов учащихся с ЗПР; в формировании у них умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии логического мышления.
Цели и задачи обучения
Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной
суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». На основании требований федерального государственного образовательного стандарта в содержании Программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности учащихся с ЗПР. В связи с этим определена цель обучения – изучение основного перечня тем, которые раскрывают стержневые разделы истории Древнего мира.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс Уколова В. И. История. Древний мир. 5 класс - М. "Просвещение"
Состав учебно-методического комплекса:
- Уколова В. И. История. Древний мир. 5 класс - М. "Просвещение"
- Уколова В.И. История Древнего мира. Тетрадь-тренажер. 5 класс.
- Уколова В.И. История Древнего мира. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс.
- Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
Целью изучения Истории Древнего мира в 5 классе является привить интерес к истории, сформировать у учащихся представление о процессе исторического развития как многофакторном явлении, ознакомиться с основными событиями и личностями истории Древнего мира, культурой народов Древнего мира.
Основными задачами обучения предмету «История Древнего мира» в 5 классе являются:
дидактические:
- привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового
- материала, нестандартные уроки контроля знаний;
- создавать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей;
- обеспечить усвоение обучающимися знаний основ исторической науки: важнейших фактов, понятий, законов и теорий, языка науки,
- доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом исторического образования;
- воспитательные:
- развивать у обучающихся общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию умения пересказывать текст, аккуратно
- вести записи в тетради и делать рисунки;
- воспитание интереса к истории, осознания важности знания истории в условиях современного общества, уважительного отношения к
- прошлому других народов;
- коррекционные:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания, памяти и внимания;
- Формирование обобщенного представления о свойствах предметов и явлений;
- Развитие пространственного представления и ориентации;
- Развитие навыков соотносительного анализа;
- Развитие навыка группировки и классификации;
- Умение работать со словесными и письменными алгоритмами и инструкцией;
- Умение планировать свою деятельность;
- Развитие комбинаторных способностей
- формирование адекватных навыков общения;
- нормализация эмоционально-волевой сферы;
- формирование у обучающихся качеств творчески думающей и легко адаптирующейся личности;
- развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим
- условиям;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
Система учёта и контроля планируемых результатов обучения сформирована на основании «Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (приказ от 20.05.2016 №38/3) и «Положения о системе оценивания при текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся основной ступени обучения по предметам гуманитарного цикла» (приказ от 20.05.2016 №38/3).
2. Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по истории составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования и задает перечень тем, которые подлежат обязательному изучению основного общего образования. В программе основного общего образования по истории сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта образования, Примерной программы основного общего образования по истории Министерства образования и науки Российской Федерации 2004.
«История Древнего мира» − учебный предмет, фундаментом которого являются научные знания об историческом процессе, роли и влиянии человека в обществе и истории, логической связи событий, культурных, политических и геополитических процессах. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса вспомогательных исторических дисциплин (историческая хронология, археология, геральдика, картография, нумизматика и проч.). Такая комплексная научная база учебного предмета «История Древнего мира», широкий спектр научных методов изучения истории расширяют кругозор обучающихся, формируют умение смотреть на изучаемый предмет с нескольких точек зрения. «История Древнего мира» как учебный предмет формирует у обучающихся представление о разнообразии мировых культур; даёт понимание линейной концепции времени и связи прошлого и современности, месте России в историческом процессе.
Предмет «История Древнего мира» основан на фактологическом материале, аналитической работе и объективной оценке событий. Знание истории не только помогает обучающимся понимать истории человеческих цивилизаций и характерные особенности исторического пути других народов мира, но и определять своё место в мире, формировать познавательное отношение к основополагающим ценностям и историческому опыту мировой цивилизации, этнической, религиозной, культурной общности народов мира.
Значение предмета для обучения обучающихся с задержкой психического развития.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
В ходе изучения Истории Древнего мира у детей с задержкой психического развития происходит формирование либо коррекция уже имеющихся представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире. В процессе формирования у обучающихся с ОВЗ на наглядной и наглядно-действенной основе представления типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности.
Средства изучения Истории Древнего мира позволяют эффективно вести целенаправленную работу по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у обучающихся с ОВЗ имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции. Также при изучении Истории Древнего мира у обучающихся развивается пространственно-временное воображение и умение ориентироваться во временных промежутках; развивается зрительное восприятие и мелкая моторика, совершенствуются коммуникативные навыки.
Рабочая программа составлена на основе учебно-методического комплекса единой линии УМК «Сферы» Всеобщей истории на уровне основного общего образования авторов А. А. Данилова, В. И. Уколовой, Л. С. Белоусова.
Программа А. А. Данилова, В. И. Уколовой, Л. С. Белоусова выбрана для преподавания в классах для обучающихся с ОВЗ (ЗПР), т.к. авторам программы удалось сгладить за счёт усиления внутрипредметной и межпредметной интеграции знаний и умений, фундаментализации курса, функциональности теоретических знаний с одной стороны, и увеличением прикладных вопросов содержания, усилением их методологической, экологической и практической направленности - с другой. Его устранению способствовало также отведение значительного места систематизации, обобщениям и компактной подаче сущностного содержания с помощью символико-графических и информационно ёмких форм его выражения.
Помимо основ науки, представленных указанными выше системами знаний, в содержание учебного предмета включён ряд сведений
занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению
других задач воспитания личности.
В авторскую программу внесены изменения: Программа, сохраняя обязательный минимум содержания, отличается своеобразием,
предусматривающим коррекционную направленность обучения. Большинство вопросов тем трактуются с точки зрения практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов и направлены главным образом на овладение обучающимися знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире.
Основные виды деятельности обучающихся:
- участие во фронтальной беседе;
- выполнение устных упражнений;
- решение текстовых задач;
- выполнение практической работы;
- самостоятельная работа;
- работа с текстом учебника или иного учебного пособия;
- воспроизведение учебного материала по памяти
- работа с таблицами;
- работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;
- конспектирование;
- анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- составление плана и последовательности действий;
- исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- работа с раздаточным материалом;
- работа в парах, группах.
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения и т. д.
Особенности реализации рабочей программы при обучении детей с ОВЗ:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, рабочая программа по истории для детей с ОВЗ, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
- методических приёмах, используемых на уроках:
- при использовании классной доски все записи учителем и учениками сопровождаются словесными комментариями;
- при рассматривании рисунков и графиков учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися и для самостоятельной работы с графическими объектами;
- оказывается индивидуальная помощь обучающимся;
- при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, расширения кругозора обучающихся.
- коррекционной направленности каждого урока;
- отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
- в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, программа составлена в расчете на обучение детей с ОВЗ в 5 классе.
3. Место предмета в учебном плане
По учебному плану ОУ в 5 классе учебный предмет История Древнего мира реализуется за счет обязательной части учебного плана. Программа изучения курса рассчитана на 68 часов, при учебной нагрузке 2 часа в неделю.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
К важнейшим личностным результатам изучения Истории Древнего мира в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека:
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному
- поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
- интерес к истории как к источнику миропонимания современного общества и его процессов.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать, регулировать и оценивать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией:
- работать с тестами;
- анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а также из документов, предложенных учителем;
- ориентироваться во временном пространстве;
- анализировать и обобщать факты;
- составлять и читать блок-схемы, работать с картой, атласом, раздаточным материалом;
- вести конспект, словарь терминов, календарь дат;
- формулировать и обосновывать выводы;
- использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентации, выступление и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения.
Предметные результаты изучения Истории Древнего мира классов включают:
- овладение целостными представлениями о хронологических рамках, географии, культуре Древнего мира;
- знание дат, персоналий, событий и терминов в рамках предмета;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории Древнего мира и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5. Контроль предметных результатов
Формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тесты, самостоятельные работы, проверочные работы,
индивидуальная работа, групповая работа, устный опрос.
Формы проведения уроков: вводный урок, урок-лекция, комбинированный урок, урок-игра, урок – решение задач, урок – самостоятельная
работа, урок – контрольная работа, урок – практикум, повторительно-обобщающий урок, урок-зачёт.
Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:
- соблюдение норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;
- участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- прилежание и ответственность за результаты обучения;
- готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;
- наличие позитивной ценностно-смысловой установки ученика, формируемой средствами конкретного предмета.
Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:
- способность и готовность ученика к освоению знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения учеником метапредметных результатов может осуществляться по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-
практических задач на основе изучаемого учебного материала. Видами контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, тест,
самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, терминологический диктант, хронологический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам, решение исторических задач, кроссвордов и т.д.
Содержание учебного курса «История Древнего мира», 5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах. Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Темы, входящие в разделы программы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты | ||
личностные | предметные | метапредметные | |||
Древний мир. 5 класс (68 ч.) | |||||
| 4 | Рассказывать: об исторической науке, путях и способах изучения прошлого человечества Характеризовать: периоды и эпохи, на которые делится история Определять: место истории Древнего мира на ленте времени Сопоставлять: различные виды исторических источников Демонстрировать: навык счета лет в пределах нашей эры и до нашей эры |
|
|
|
| 7 | Раскрывать: роль орудий труда, созидательной деятельности в развитии человеческого вида; понятие неолитической революции как переворота в жизни человека. Выделять: периоды первобытности; факторы, способствовавшие переходу от одного типа хозяйства к другому Описывать: ход биологической эволюции человека Называть: характерные, существенные признаки родовой общины, Характеризовать: периоды первобытности; понятие расовых различий; понятия присваивающего и производящего типов хозяйства Анализировать: причины появления религиозных верований у древних людей; процесс разрушения первобытного равенства, выделение знати, военных племенных вождей Систематизировать: информацию, составлять логическую схему | |||
| 18 | Выделять: факторы, способствовавшие военным успехам фараонов, особому положению финикийцев в международных отношениях, возвышению и расцвету Персидской державы. Описывать: природные условия речных долин, особенности религиозных систем, образ жизни, хозяйственные и культурные достижения народов. Характеризовать: различные процессы, образы, особенности природных условий. Анализировать: устройство общества, социальные группы, положение рабов, историческую карту с опорой на легенду. Систематизировать: информацию, наносить ее на контурную карту. | |||
| 19 | Раскрывать: понятие античной цивилизации, полиса как особой формы гос. Устройства; последствия Великой греческой цивилизации; причинно-следственный связи. Высказывать: собственные суждения. Классифицировать: факты по различным признакам, составлять хронологическую таблицу. Характеризовать: особенности природных условий, основные черты социально-экономического и политического устройства ахейских городов на основе различных источников. Анализировать: мифологические и научные сведения, причинно-следственные связи. Систематизировать: информацию и представлять результат в виде схем, таблиц. | |||
| 20 | Раскрывать: понятие гражданина, его прав и обязанностей. Составлять: хронологическую таблицу Выделять: различные факторы. Классифицировать: факты о римской мифологии по различным признакам. Характеризовать: систему функционирования римской республиканской Анализировать: карту, причины изменения способов использования труда рабов, появление колоната. Систематизировать: информацию о различных событиях на основе различных источников. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература
- Уколова В. И. История. Древний мир. 5 класс - М. "Просвещение"
- Уколова В.И. История Древнего мира. Тетрадь-тренажер. 5 класс.
- Уколова В.И. История Древнего мира. Тетрадь-экзаменатор. 5 класс.
- Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
Дополнительная литература
- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М.
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО.
Карты:
Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки Всемирной истории»
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
- д/ф «Великая Китайская стена»
- д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).
http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.
http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение»
http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://www.hrono.ru/ - Всемирная история в интернете
http://www.ancient.ru/ - Древний мир
http://www.istorya.ru/ - История стран и цивилизаций
http://www.artclassic.edu.ru/ - Коллецция «Мировая и художественная культура»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
Рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
рабочая программа по истории к учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой "История Древнего Мира"....
рабочая программа по истории древнего мира 5 класс
Рабочая программа по истории древнего мира к учебнику А.А.Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой "История Древнего Мира"...
рабочая программа курса "История Древнего мира"
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также авторской программы курса и...
Рабочая программа по Истории Древнего мира 5 класс
ВАшему вниманию предлагается рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе на 70 часов....
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...
Рабочая программа по истории Древнего мира составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 г. и авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой «История Древнего мира», издательс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по историии Древнего мира 5 класс...